ффункционАЛьность исполнительской культуры ОРКЕСТРА русских НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
УДК 78.072.2 Н. Ф. Семенова
Хабаровский государственный институт искусств и культуры
В статье раскрываются историографические аспекты, определяющие истоки формирования исполнительской культуры оркестра русских народных инструментов. Автор справедливо указывает на системность в развитии духовой, струнной и ударной оркестровых групп. Интерес представляет поиск факторов, обуславливающих успешность осуществления широкого функционального ряда исполнительской культуры оркестра русских народных инструментов. Обоснованно показаны стимулы, обеспечивающие наиболее полное функционирование оркестров русских народных инструментов: соучастие, сопереживание, сотворчество. Важно то, что автор осознает глубокую детерминантность всего спектра функций оркестра русских народных инструментов, который включает: просветительскую, воспитательную, эстетическую, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную, эвристическую, суггестивную, рекреационно-гедонистическую, социально-культурную и др. Положительным моментом является видение автора, связанное с перспективами развития социально-культурного потенциала оркестров русских народных инструментов.
Ключевые слова: оркестровая культура, оркестр русских народных инструментов, социально-культурный оркестровый потенциал.
N. F. Semenova
Khabarovsk State Institute of Arts and Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Krasnorechenskaya str., 112, Khabarovsk, Khabarovskiy Kray, Russian Federation, 680045
THE FUNCTIONALITY OF THE PERFORMING ART OF THE ORCHESTRA OF RUSSIAN FOLK INSTRUMENTS
The article describes the historiographical aspects which determine the origins of performing culture of Russian folk instruments orchestra. The author rightly points to the system in the development of wind, string and percussion orchestral groups. Interest to search for factors determining the success of the implementation of a wide number of functional performance culture orchestra of Russian folk instruments. Reasonably shown incentives to ensure the most complete performance of Russian folk instruments: complicity, empathy, co-authorship. The important thing is that the author is aware of the entire spectrum of deep Determinantal features Russian folk instruments orchestra, which includes: education, educational, aesthetic, cognitive, value orientation, communicative, heuristic, suggestive, recreational and hedonistic, social and cultural, etc.
Another positive aspect is the vision's development prospects of social and cultural potential of Russian folk instruments.
Keywords: orchestral culture, Russian folk orchestra, orchestral social and cultural potential.
сЕМЕНОВА НИНА ФИЛИППОВНА — кандидат педагогических наук, профессор, и.о. заведующей кафедрой оркестрового дирижирования, народных, эстрадных и духовых инструментов (ОДНЭиДИ) факультета искусств, социально-культурной и информационной деятельности Хабаровского государственного института искусств и культуры, заслуженный работник культуры России
SEMENOVA NINA FILIPPOVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor, the acting head of Department of orchestral conducting, national, variety and wind instruments, Faculty of arts, social and cultural and information activities, Khabarovsk State Institute of Arts and Culture
e-mail: semenova_nf@mail.ru © семенова Н. Ф., 2015
Вся история развития народного инструментального искусства России в той или иной степени связана с формированием и совершенствованием подлинной национальной оркестровой культуры. Многие исследователи подчёркивают типовое и видовое разнообразие народного музыкального инструментария древних восточных славян. К. А. Вертков не случайно указывает, что «древний восточнославянский музыкальный инструментарий по составу был достаточно разнообразным, а инструменты, подобные сопели, гуслям и гудку, располагали довольно обширными музыкально-исполнительскими возможностями. Если при этом учесть многочисленные свидетельства о выдающемся мастерстве отдельных инструменталистов, а также о широкой практике ансамблевой игры, то мы вправе предположить, что уже в эпоху Киевской руси русская музыкальная инструментальная культура достигла сравнительно высокой ступени развития» [2, с. 105].
Активное использование духовых (флейтовых, язычковых, мундштучных) струнных (смычковых, щипковых) и ударных (мембранных, самозвучащих) инструментов в ансамблевой практике во многом предопределило не только появление оркестра русских народных инструментов, но и стало своеобразным накопителем исполнительского опыта, лучших исполнительских традиций будущих оркестровых групп (струнной, духовой, ударной) и др.
Отмена крепостного права в России в 1861 году стала ещё одним мощным источником социально-нравственного подъёма народа, формирования коллективного сознания, русской оркестровой культуры в целом. М. И. Имха-ницкий обращает внимание на то, что «основой народного инструментального искусства является коллективность» [4, с. 7]. Ю. В. Келдыш справедливо подчёркивает: «Произведения народного творчества не связываются с личностью какого-нибудь одного автора и считаются достоянием если не всего народа, то определённой социальной группы... или территориальной общности» [5. с. 40]. О. А. Блох указывает: «Оркестровый жанр
как важная часть духовной культуры общества, определял и продолжает определять судьбы большого количества людей. В период потрясений и в дни побед, во времена мирного строительства, праздников, торжеств оркестр всегда являл собой силу сплочения, объединения, силу, зовущую вперёд к новым свершениям» [1. с. 6].
Коллективное исполнительство на русских народных инструментах во все времена по праву несло дух просвещения, добра и света.
Просветительство, с одной стороны, является источником рождения русской народной оркестровой культуры, с другой — составляет её суть, содержание, функциональное назначение. Понятие «просвещение» обозначается термином, происходящим от слова «свет» (по-французски lumiere означает и «свет», и «просвещение»; немецкое aufklarung происходит от слова klar — ясный, прозрачный, светлый; английское enlightenmant, очевидно, связано с light — свет, освещение). Просвещать — значит распространять свет разума и добра. Не случайно целая эпоха, знаменовавшаяся верой в человеческий разум, осуществимость светлых идеалов свободы, равенства и братства, получила наименование «эпоха Просвещения».
Просветительская функция народного музыкального творчества, народно-инструментальной оркестровой культуры ярко проявляет себя в России в конце XIX века. В это время лицо подлинной народной музыкальной культуры составляют различные инструментальные коллективы: хор рожечников, гуслистов, дударей, и в том числе Великорусский оркестр народных инструментов под управлением В. В. Андреева (рождение коллектива состоялось 20 марта 1888 года в Санкт-Петербурге).
репертуар Великорусского оркестра почти полностью состоял из народных песен и плясок, оркестрованных В. В. Андреевым. В него входили произведения русских классиков, сочинения зарубежных композиторов. В то время оркестр насчитывал 25 человек. Некоторые из участников, такие как Н. фомин, Н. Привалов, ф. Ниман, В. Насонов, были профессио-
нальными музыкантами. Великорусский оркестр народных инструментов получил широкую известность, чему способствовали успешные гастроли по России, странам Западной Европы и США. Он заслужил единодушное одобрение у передовых деятелей литературы и искусства: П. И. Чайковского, Ф. И. Шаляпина, А. Г. Рубинштейна, А. К. Глазунова, М. Горького, И. Е. Репина, В. Ф. Комиссаржев-ской и др.
В начале XX века Великорусский оркестр народных инструментов обладал значительным художественно-творческим потенциалом. организованные В. В. Андреевым курсы обучения игре на балалайке в воинских частях, железнодорожных и ремесленных училищах, для сельских учителей способствовали популяризации игры на народных инструментах в отдалённых губерниях Российской империи.
Осуществление просветительской функции русской народной оркестровой культуры стало возможным благодаря наличию широкого отражательно-информационного аспекта.
подлинная оркестровая культура познает мир, отражает его в самых разнообразных художественных образах и распространяет свет добытого знания. Способность оркестровых сочинений быть мощным носителем просвещения и образования постоянно привлекает большое количество учёных и педагогов. Но просветительская функция искусства не сводится к пропаганде только научных знаний. Она предполагает нравственное и, собственно, эстетическое просвещение. Важно понимать, что просветительская функция тесно связана с познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, воспитательной функциями.
По словам Гегеля, «искусство действительно стало первым учителем народов» [3. с. 57]. н. Г. Чернышевский не без основания полагал, что высокое и прекрасное назначение народного художественного творчества «быть для человека учебником жизни» [6. с. 90].
Оркестровая культура активно обращается к слухо-зрительным представлениям, делая
понятными, доступными, интересными знания об окружающем мире. Художественный образ, рождённый оркестровой культурой в семье народных инструментов, эмоционально заразителен (эмпатичен), обладает удивительным свойством внушать (суггестивен), увлекая идейно-эмоциональным содержанием, и притягивает эстетическим наслаждением (гедо-нистичностью).
Широкий спектр соучастия оркестрантов и зрителей, сопереживания художественному образу, сотворчества на различных уровнях возводят просветительскую и воспитательную функции в ранг доминантных значений.
Тематизм оркестровой культуры, драматизм, особая колористика, высокий дух воплощения музыкальных идей, олицетворяющие корневую систему народного художественного творчества, близки сердцам и детей, и молодёжи, и людям более зрелого возраста.
Просветительская функция оркестровой культуры позволяет активно формировать эстетическое сознание любителей и профессионалов, широкой зрительской (слушательской) аудитории. Обучающая способность оркестровой культуры очевидна. Оркестровая природа «учит» лучше слушать и слышать, «учит» понимать, вникать и позволяет быть понятным, делает доступным, интересным, любимым, желанным, востребованным прекрасный мир художественных образов, рождённый семьёй народных инструментов.
Совместное исполнительство продолжает и сегодня притягивать музыкантов разнообразием красок, монументальностью, особой энергетикой, большой творческой свободой, возможностью широкого общения с участниками коллектива и зрительской (слушательской) аудиторией. Оркестр представляет собой своеобразную учебно-творческую лабораторию, которая призвана привести музыкантов в мир новых музыкальных открытий, эстетических переживаний, знаний. В области коллективного музицирования данный тезис приобретает особое звучание. Музыканту всегда важен взгляд со стороны. Ему необходимо научиться слушать и слышать, активизи-
ровать своё внимание, самоконтроль, довести своё исполнительское искусство до высочайшего уровня.
Эстетическое воспитание участников оркестровых коллективов, безусловно, направлено на формирование их общей музыкальной культуры, но в то же время и на реализацию индивидуально-творческой природы. Однако данный процесс может «повиснуть в воздухе», если не будет уделяться должное внимание решению технологических задач исполнения.
Детерминационный характер широкого спектра функций оркестра народных инструментов (просветительской, воспитательной, познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, суггестивной, эвристической, рекреационно-гедонисти-ческой и др.) позволяет решать круг самых
сложных задач, связанных с развитием социально-культурного потенциала различных слоёв общества.
Следует обратить внимание на то, что большие просветительские возможности оркестра русских народных инструментов не реализуются автоматически. Осуществление его просветительской функции в значительной мере зависит от уровня нравственно-эстетического сознания того, кто воспринимает музыкальное произведение. А оно, в свою очередь, выступает своеобразным индикатором, определяющим этот уровень сознания. подготовка высококвалифицированных специалистов, решая подобные задачи в области оркестровой культуры, должна учитывать не только специфику народно-инструментального жанра, но и педагогические условия его социально-культурного функционирования.
Примечания
1. Блох О. А. Педагогика оркестрово-ансамблевого исполнительства: учебное пособие для вузов. Москва : МГУКИ, 2013. 88 с.
2. Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты / предисл. С. Левина. Ленинград : Музыка, 1975. 284 с.
3. Гегель Г. В. Ф. Эстетика : в 4 томах : перевод с нем. / под ред. с предисл. М. Лифшица. Москва : Искусство, 1968—1973. Т. 1.
4. Имханицкий М. И. У истоков русской народной оркестровой культуры. Москва : Музыка, 1987. 185 с.
5. Келдыш Ю. В. История русской музыки : в 10 томах / ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР ; редкол.: Ю. В. Келдыш [и др.]. Москва, 1983. Т. 1.
6. Чернышевский Н. Г. Сочинения : в 2 томах. Москва : Мысль, 1986—1987. Т. 2. Москва : Мысль, 1958. 687 с.
References
1. Blokh О. A. Pedagogika orkestrovo-ansamblevogo ispolnitel'stva [Pedagogics of orchestral and ensemble performance]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2013. 88 p.
2. Vertkov K. A. Russkie narodnye muzykaPnye instrumenty [Russian folk musical instrument]. Leningrad, Muzyka Publ. [Music Publ.], 1975.
3. Hegel G. V. F. Estetika, v 4 tomakh, 1.1 [Aesthetics, in 4 vol., vol. 1]. Moscow, Iskusstvo Publ. [Art Publ.], 1968.
4. Imkhanitskii M. I. U istokov russkoi narodnoi orkestrovoi kul'tury [At sources of the Russian national orchestral culture]. Moscow, Muzyka Publ. [Music Publ.], 1987. 185 p.
5. Keldysh Iu. V. Istoriia russkoi muzyki, v 10 tomakh, t. 1 [History of the Russian music, in 10 vol., vol. 1]. Moscow, 1983.
6. Chernyshevsky N. G. Sochineniia, v 2 nomakh, t. 2 [Compositions, in 2 vol., vol. 2]. Moscow, Mysl' Publ. [Thought Publ.], 1987. 687 p.