21. Umnova I.G. S.M. Slonimskiy. Literatura o zhizni i tvorchestve [S.M. Slonimsky. Literature on his life and work]. Moscow, FGOU VPO MSHA im. K.A. Timiryazeva Publ, 2005. 210 p. (In Russ.).
22. Umnova I.G. Traditsii vzaimodeystviya muzyki i slova v poetike kompozitora Sergeya Slonimskogo [Traditions interaction of music and words in the poetics of composer Sergei Slonimsky]. Iskusstvo i iskusstvovedeniye: teoriya i opyt. Iskusstvo regionov [Art and art history: theory and experience. The art of the regions]. Ed. N.L. Prokopova. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture and Arts Publ., 2012, iss. 10, pp. 99-116. (In Russ.).
УДК 783 (571.5)
СЕЛЬКУПСКИЕ ФОНОИНСТРУМЕНТЫ В ПАРТИТУРЕ НАРОДНОГО ОРКЕСТРА
Губайдуллин Фиргат Фирзатович, аспирант, Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова, директор Муниципального учреждения дополнительного образования «Красноселькупская детская школа искусств» (п. Красноселькуп, ЯНАО, РФ). E-mail: korablik78@ gmail.com
Рахимов Равиль Галимович, доктор искусствоведения, профессор, Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова (г. Уфа, Республика Башкортостан, РФ). E-mail: folk49@ mail.ru
Традиционная инструментальная музыка селькупского этноса рассматривалась ранее очень кратко и фрагментарно. Все работы в этом направлении касались, в основном, этнографических, лингвистических и других смежных наук, а собственно этноорганологического исследования селькупского инструментария и, соответственно, последующего его внедрения в академическую сферу пока не проводилось.
Представленная статья посвящена проблемам этнофонии селькупского инструментария. Авторам статьи частично удалось выявить органологические особенности ряда характерных селькупских фо-ноинструментов и сделать попытку их внедрения в оркестровую академизацию. Была предложена оркестровая партитура, основанная на купированном составе оркестра русских народных инструментов, широко распространённого в учебной сфере, с включением селькупского инструментария.
Репертуар инструментального состава подбирался согласно основным принципам академизации, пройденным практически всеми национальными оркестрами - от игры традиционных наигрышей и через их транскрипцию до авторских опусов.
На примере академической транскрипции детской селькупской песенки «Локка сурыння» даётся последовательность оркестровой аранжировки с включением традиционного фоноинструментария.
Обработка выполнена в технике вариационного развития традиционной мелодики с эпизодическим применением свободной звукоизобразительности, где основная тема берётся в аутентичном варианте и оригинальной тональности, а идиофонический аккомпанемент оригинала заменён на гармоническое сопровождение, приближенного к классическому аккордовому сопровождению.
Ключевые слова: селькупы, традиционные инструменты, транскрипция, оркестровая аранжировка.
SELKUP PHONO INSTRUMENTS IN THE SCORE OF THE FOLK ORCHESTRA
Gubaydullin Firgat Firzatovich, Postgraduate, Ufa State Institute of Arts Named after Zagir Ismagilov, Director, Municipal Institution of Additional Education of "Krasnoselkup Children's School of Arts" (Krasnoselkup, YNAO, Russian Federation). E-mail: korablik78@gmail.com
Rakhimov Ravil Galimovich, Doctor of Art History, Professor, Ufa State Institute of Arts Named after Zagir Ismagilov (Ufa, Republic of Bashkortostan, Russian Federation). E-mail: folk49@mail.ru
Traditional music of Selkup's ethnos was considered earlier in very brief and fragmentary notes. All works in this direction were basically ethnographic, linguistic and of other adjacent sciences, but actual ethnosorganologic researches of Selkup's instruments and subsequent introduction in the academic sphere was not done yet.
The presented article is devoted to ethnophonic problems of the Selkup instruments. The authors of the article partially managed to reveal organologic features of some characteristic Selkups phono instruments and to make attempt of their introduction in orchestral academization. The orchestral score based on stopped structure of an orchestra of Russian national instruments, widespread in educational sphere, with inclusion of the Selkup instruments has been offered.
The repertoire of instrument structure is made according to main principles of academization, passed practically on all national orchestras from traditional folk tunes and their transcription to author's opuses.
On an example of the academic transcription of children's Selkup song "Lock surynnya" the sequence of orchestral arrangement with inclusion of traditional phonotoolkit is given.
Processing is created in the technique of variation development of traditional melodica with incidental application of free sound depiction where the basic theme undertakes the authentic variant and original tonality, and idiophone of original accompaniment is replaced with the harmonious support, approached to classical according to support.
Keywords: Selkup, traditional instruments, transcription, orchestral arrangement.
Селькупская инструментальная культура, в силу своей замкнутости и удалённости от урбанизированных центров, изучена мало. Полевые исследования отмечают, что в процессе исторического развития она подверглась частичной, а местами довольно значительной ассимиляции с другими этносами, но, несмотря на это, сохранила свою самобытность и уникальность. Селькупский фоноинструментарий имеет многослойную структуру. В ней сохранились признаки, свойственные различным историческим стадиям развития, а устное творчество сохранило и донесло до наших дней легенды и сказания о музыкальных инструментах и инструментальной музыке.
Знакомство с общей и музыковедческой литературой, посвящённой селькупской музыкально-инструментальной культуре, показало, что очень мало внимания уделяется органологическим особенностям селькупских музыкальных инструментов, а многие сведения сводятся к констатации фактов и справочности.
Согласно проведённым исследованиям в основе партитуры оркестров русских народных инструментов (далее - ОРНИ) как профессиональных государственных, так и учебно-самодеятельных утвердились группы балалаек и домр. Вокруг них проводились различные партитурные эксперименты, касающиеся незначительных
перестановок, добавления тесситурных разновидностей и введения дополнительных инструментов. Часть нововведений не прошла апробацию временем (фрикционный гудок, аэрофоны «свирель», «брёлка»), а некоторые сохранились до настоящего времени (флейта, гобой, академические ударные, редко - жалейка) [1, с. 56].
Партитура ОРНИ, с одной стороны, имеет общие черты с составом симфонического оркестра, но, с другой, - представляет собой уникальное явление, обобщающее многолетнюю апробацию. В самом упрощённом варианте инструментальные симфонические группы можно рассматривать от аэрофонов в верхней части партитуры, до разновидностей струнных фрикционных в нижней. Инструменты солирующего и прикладного характера располагаются в середине.
Инструментальные группы ОРНИ выстраиваются от плекторных щипковых хордофонов в верхней части, до бряцающих щипковых в нижней части. И если условно можно считать, что основная нагрузка в симфонической партитуре возложена на скрипичный состав, то в ОРНИ и домры, и балалайки можно отнести к основной группе.
Сходство с партитурой симфонического оркестра в какой-то мере проявляется только в средней части, где записываются инструменты солирующего и прикладного характера (см. табл. 1).
Окончание таблицы 2
Таблица 1
Основные группы ОРНИ
Группа Название Характеристика
Струнные щипковые (плекторные) Тесситурные разновидности домры Основная группа
Солирующие и прикладные аэрофоны, клавишные аэрофоны, хордофоны, мембранофоны, идиофоны Флейта, гобой, группа гармоник, гусли, жалейки, ударные и др. Используются в соло, ансамбле, оркестровом тутти
Струнные щипковые (бряцающие) Тесситурные разновидности балалайки Основная группа
Инструменты Функция Характеристика
Группа баянов Основная мелодическая Solo, Soli
Колокольчики Звукоизобра-зительная Solo с определённой высотой звучания
Идиофон «Шумыя» Звукоизобра-зительная Шейкер без определённой высоты звучания (шумовой)
Идиофон «Аштэтамд» Звукоизобра-зительная Бубенцы без определённой высоты звучания (шумовые)
Идиофон «Поллага» Звукоизобра-зительная Коробочка без определённой высоты звучания (шумовая)
Тарелка Звукоизобра-зительная Solo без определённой высоты звучания (шумовая)
Мембранофон «Нуна» Ритмическая Народный барабан
Хордофон «Чинг» Гармоническая Solo, народная арфа
Ф-но Basso continuo -
Группа балалаек Сольная и ритмо-гармоническая Solo, Soli
По аналогичному принципу были организованы и другие коллективы этнических инструментов [5]. Изменения касались только основополагающих групп, которые у каждого этноса были разные.
Основываясь на этих и других общепринятых принципах, автором статьи была предложена партитура оркестра народных инструментов с включением селькупского инструментария (далее - ОНИ), основанная на купированном составе ОРНИ, широко распространённого в учебной сфере.
Ниже приводится партитурная последовательность инструментов ОНИ Красноселькуп-ской ДШИ (см. табл. 2)1.
Таблица 2
Партитура ОНИ Красноселькупской ДШИ
Инструменты Функция Характеристика
Группа домр Основная мелодическая Soli
Кларнет Мелодическая Solo
Аэрофон «Пушкан» Звукоизобра-зительная Solo
1 Все инструменты включаются в оркестровую партитуру практически без реконструкционных элементов.
Репертуар инструментального состава, представленного в табл. 2, подбирался согласно основным принципам академизации, пройденным практически всеми национальными оркестрами - от игры традиционных наигрышей и через их транскрипцию до авторских опусов [2, с. 5].
Ниже приводится пример академической транскрипции детской селькупской песенки «Локка сурыння» («Лиса охотится») для ОНИ (см. нотный пример 1) [4, с. 9-10].
Нотный пример 1
«Локка сурыння» («Лиса охотится»). Фрагмент оригинала (тт. 1—5) 2
Обработка выполнена в технике вариационного развития традиционной мелодии, но с применением элементов свободной звукоизобрази-тельности. Основная тема берётся в аутентичном варианте, сохранена оригинальная тональность. Идиофонический аккомпанемент оригинала в об-
работке заменён на гармоническое сопровождение, приближенного к классическому аккордовому сопровождению, однако его монодийность была сохранена благодаря «одноименности» баса с мелодической линией (лейтмотив крадущейся Лисы, см. нотный пример 2, тт. 1-4).
Нотный пример 2
Лейтмотив крадущейся лисы [4, с. 9]. Фрагмент (тт. 1—3)
2 Записано от Г. Е. Мандакова запись представлена И. Петровой. Расшифровка Ф. Ф. Губайдуллина.
В процессе развития проводится фактурное насыщение с применением редко встречающихся в учебной практике агогических и штриховых элементов (нисходящее глиссандо, трели, тремолирование, кластеры).
Транскрипция построена не только на подлинной мелодии, но и на аутентичном тексте традиционной селькупской детской песенки:
Здесь лиса охотится, за мышами бегает.
Мышка, мышка, торопись, лисе в рот
не попадись!
На снегу следы лисы, за белкой бегает лиса.
Белка, белка, торопись, лисе в рот
не попадись!
В небе парит орёл, высматривает лису.
Лиса, лиса, торопись, в когти орлу
не попадись! [4, с. 10].
Пьеса, первоначально предназначенная для представителей селькупского этноса как пример академизации традиционной мелодики, после исполнения стала пользоваться популярностью у всех учащихся, независимо от национальности. Этому способствовал яркий контрастирующий характер лейтмотива крадущейся Лисы (тт. 1-4, нотного примера 3) и суета предметов её охоты -мышки (тт. 5-6) и белки (тт. 11-12).
Неожиданный поворот в сюжете - лиса из охотницы превращается в добычу для орла -отражён изменением фактуры: тема Лисы остаётся неизменной, но аккомпанемент изображает полёт орла (см. нотный пример 3).
Нотный пример 3
Лейтмотив убегающей мышки [4, с. 9]. Фрагмент (тт. 5-6)
В двух заключительных тактах аккорды иллюстрируют прыжки Лисы, убегающей по глубокому снегу.
Таким же образом были аранжированы и другие традиционные песни и наигрыши, часть из которых были опубликованы в сборнике «Кой-мы амачоты: Селькупский музыкальный фольклор». Обобщая содержание сборника отметим,
что развитие аутентичного материала в нём представлено в следующей последовательности 3:
1. Звучание аутентичного музыкального орудия в традиционном репертуаре.
2. Аккомпанемент к традиционной мелодии, исполняемой на аутентичном инструменте.
3 В основе представленной последовательности разработка О. Васильева (см. [3]).
3. Художественная обработка традиционной мелодии для реконструированного народного инструмента.
4. Инструментовка традиционной мелодии для группы реконструированных народных инструментов.
5. Обработка традиционной мелодии для разнородной группы (ансамбля/ОНИ) разнонациональных инструментов.
6. Транскрипция традиционной мелодии для академических инструментов соло и/или группы академических инструментов (ансамбль/ОНИ).
Направления развития могли иметь различную последовательность и многочисленные ответвления. Основная цель аранжировочных транскрипций - привлечение внимания учащихся к звучанию селькупского фоноинструментария и
своеобразной мелодике, рисующей картину природы российского Севера.
Отметим, что региональный компонент в образовании, выделенный ФГОС (ФГТ для ДМШ и ДШИ) закреплён в законодательстве Российской Федерации. Материал аранжировочных направлений соответствует требованиям учебно-методической документации РФ для музыкального образования начального звена, методике преподавания игры на оркестровых инструментах и пропедевтическим мероприятиям по подготовке ансамблево-оркестровой партитуры [6].
Селькупская музыкально-инструментальная культура представляет собой важный пласт национальной культуры в целом, её сохранение и развитие открывает новые горизонты дальнейшего развития национального самосознания этноса.
Литература
1. Бойко Ю. Е. Куда идти народным инструментам? // Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России Всерос. науч.-практ. конф. 30-31 янв. 2014 года, Санкт-Петербург - СПб., 2015. -С. 45-68. - Тр. С.-Петерб. гос. ин-та культуры. - 2015. - Т. 207.
2. Варламов Д. И. Обучение на русских народных инструментах: традиции и новации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (музыка). - М., 2014. - 46 с.
3. Васильев О. П. К вопросу об академизации баяна // Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и образования: сб. науч. тр. ОГИИ. - Оренбург: ОГИИ им. Л. и М. Ростро-повичей, ОГУ, 2008. - Вып. 4. - С. 152-156.
4. Коймы амачоты: Селькупский музыкальный фольклор / сост. и вступ. ст. Ф. Ф. Губайдуллин. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. - 48 с.
5. Рахимов Р. Г. Башкирские инструментальные ансамбли устной традиции: этноорганология. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. - 144 с.
6. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих общеобразовательных программ в области музыкального искусства: приказ Минкульт РФ от 14 авг. 2013 года № 1144.
References
1. Boyko Yu.E. Kuda idti narodnym instramentam? [Where to go to national tools?]. Russkiye narodnyye muzykal'nyye instrumenty v sovremennoy kul'ture Rossii. Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya 30-31 yanvarya 2014 goda, Sankt-Petersburg. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Russian folk musical instruments in the modern culture of Russia. All-Russian scientific-practical conference of 30-31 January 2014, Saint-Petersburg. Proceedings of the St. Petersburg State Institute of Culture]. St. Petersburg, 2015, vol. 207, pp. 45-68. (In Russ.).
2. Varlamov D.I. Obucheniye na russkikh narodnykh instrumentakh: traditsii i novatsii. Avtoref. diss. d-ra ped. nauk [Training on Russian national tools: traditions and innovations. Author's abstract of diss. Dr pedagogical sciences]. Moscow, 2014. 46 p. (In Russ.).
3. Vasil'yev O.P. K voprosu ob akademizatsii bayana [To a question about academic of bayan]. Aktual'nyye problemy istorii, teorii i metodiki sovremennogo muzykal'nogo iskusstva i obrazovaniya: sb. nauch. tr. OGII [Actualproblems of history, theory and techniques of modern musical art and education: collected papers. Tr. OGII]. Orenburg, OGII im. L. i M. Rostropovichey, OGU Publ., 2008, vol. 4, pp. 152-156. (In Russ.).
4. Koymy amachoty: Sel'kupskiy muzykal'nyy fol'klor [Selkup's musical folklore]. Compiled by F.F. Gubaydullin. Ufa, BGPU Publ., 2015. 48 p. (In Russ.).
5. Rаkhimоv R.G. Bashkirskiye instrumental'nyye ansambli ustnoy traditsii: etnoorganologiya [The Bashkir instrumental ensembles of folklore: Ethnoorganological]. Ufa, BGPU Publ., 2008. 144 p. (In Russ.).