Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2015. № 3(19)
УДК 7.031.3
DOI 10.17223/22220836/19/4
Ф.Ф. Губайдуллин
ХОРДОФОНЫ В МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ СЕЛЬКУПОВ1
В статье на основании анализа научных трудов, прямо или косвенно затрагивающих традиционную музыкально-инструментальную культуру одного из малочисленных народов Севера, а также полевых работ автора статьи приводятся новые материалы по селькупскому музыкальному инструментарию и музыкальной культуре этноса в целом. Рассматриваются конструкционные особенности и способы игры на селькупских хордофонах. Раскрыты многообразие и неповторимость селькупских музыкальных инструментов, подчёркивающие уникальность и самобытность культуры народа.
Ключевые слова: народы Севера, селькупы, музыка селькупов, селькупские хордофоны, песни селькупов.
Духовная, интонационная, музыкально-инструментальная культура селькупов таит в себе множество секретов. Таинственность и сверхъестественность - первое, что бросается в глаза при соприкосновении с селькупской культурой, это вызывает непреодолимое желание приподнять завесу таинственности и узнать то, что позволено знать лишь избранным.
Всё, что вызывает звук: слово, песня, мелодия, в селькупской культуре считается магическим [1. С. 70]. Звук присутствует во многих областях интонационной культуры селькупов: в эпосе об Итте «всё живое собирается послушать игру на инструменте» [2. С. 102]; в легенде, записанной Г.И. Пелих, звук обладает сверхъестественной силой, в данном случае в воскрешении людей: «Старики рассказывают поверье о похороненном воздушным способом шамане, который очнулся, когда зазвенел колокольчик, и жил после этого ещё двагода...» [1. С. 203].
Помимо этого, звук выполняет функцию оберега, а также имеет своё особое место в семейно-обрядовой сфере: «.бренчание бубенчиков, блях служило вызовом на свидание. Юноши тихонько пробирались к реке и встречались там тайком с девушками» [3. С. 676].
В области изучения музыкально-инструментальной культуры селькупов, в частности щипковых хордофонов2, имеются большие лакуны. В данной статье, основанной на полевых материалах автора, они в какой-то мере заполняются.
В сравнении с другими инструментами хородофоны представляют наиболее интересный пласт музыкально-инструментальной культуры селькупского этноса. На сегодняшний день в литературе существует несколько свидетельств, прямо или косвенно затрагивающих данную тематику. Первые
1 Коренной малочисленный народ Севера, проживающий на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, в Красноярском крае и в Томской области. По переписи 2002 г. их насчитывается немногим более 4249 человек.
2 Хордофоны, по Хорнбостелю-Заксу, - струнные музыкальные инструменты.
__________Хордофоны в музыкально-инструментальной культуре селькупов_ 35
сведения о них встречаются в материалах середины XIX в. В основном упоминаются такие инструменты, как местные разновидности арфы и цитры. Это не отражает всю инструментальную культуру из-за того, что на музыку и все, что с ней связанно, было наложено табу и селькупы скрывали информацию.
«скрипка туруханских самоедов» [6. Т. 12. С. 12], из коллекции А. Каст-рена. Каких-либо других более подробных сведений о селькупских инструментах в литературе пока не найдено.
Пополнить данный список можно лишь самостоятельным поиском по местам традиционного проживания селькупов. Мной были организованы экспедиции по территории Томской области и Красноселькупского района ЯНАО - п. Ратта, п. Толька, п. Кикиа-ки, с. Красноселькуп.
Красноселькупский район ЯНАО представляет собой исключительно важный регион для этнографических исследований. Здесь проживают
селькупы, сохранившие рудименты традиционной культуры.
В 2012 г. поселке Ратта Красноселькупского района ЯНАО был зафиксирован вызывающий интерес рисунок, сделанный П.П. Ириковым
Начало XX в ознаменовалось рядом ярких свидетельств, касающихся селькупских музыкальных инструментов. Так, профессор Томского университета этнограф Г.И. Пе-лих публикует рисунки, сделанные самими селькупами [4. С. 32]. На рисунках видны четыре инструмента и смычок в форме лука (смычок, возможно, использовался и как музыкальный лук-идиофон).
Другие имеющиеся сведения, основанные на материалах экспедиций К. Доннера и А. Кастрена, также представляют большой интерес для этноорганологии: экспонат «penger», хранящийся в этнографическом музее культур в Финляндии, из коллекции К. Доннера [5. Т. 42. С. 260];
Рис. 2. Сондер-по, изготовленный А. Плешко, с. Толька Красноселькупского р-наЯНАО. 2010 г.
36_________________________Ф.Ф. Губайдуллин_________________________
(рис. 1). Представленный рисунок П.П. Ирикова имеет сходство с рисунком, опубликованным Г.И. Пелих, в том числе по форме с описанным ниже инструментом - сондер-по (рис. 2).
Во время одной из экспедиций в п. Толька Красноселькупского района был найден необычный, вызывающий интерес инструмент, который изготовил мастер А. Плешко1. Название инструмента - «сондер-по» (селькуп. - по-ющее/звучащее дерево)2.
Инструмент без струн, изготовленный из лиственницы и кедра, с нарисованными черточками на грифе, обозначающими, со слов мастера, места установки четырёх порожков (ладов) из кости3. Корпус у инструмента составной, ложкообразный, имеются верхняя и нижняя деки, на верхней деке резонаторные отверстия в виде двух полосок.
Гриф инструмента плавно переходил в корпус, головка чуть отогнута назад с четырьмя отверстиями диаметром 1 см. По всем признакам инструмент планировался четырёхструнным. Сама же головка адаптирована под имеющиеся в продаже гитарный колковый механизм, но её изначальное устройство, со слов мастера, очень напоминало принцип скрипичного крепления колков, «натягивалось и забивалось»4.
Струны изготавливались из шейных сухожилий оленя и натягивались на вытянутый выступ ~ 21 см, установленный на корпусе. Длина инструмента -100 см, гриф - 36 см, расстояние между порожками (нарисованными) 10 см, длина головки - 20 см, ширина - 4,5 см, длина резонатора - 43 см, ширина -22 см, глубина - 6 см. Настройка двух нижних струн осуществлялась в унисон по тону голоса исполнителя, струны являлись бурдонными. Настройка двух других струн неизвестна. Нижние бурдонные струны могли изменяться по высоте, а две другие использовались для ведения мелодической линии или аккордов.
Учитывая устройство инструмента и материал изготовления струн, можно сказать, что звук на нём, вероятнее всего, извлекался пальцами правой руки приёмом «бряцание». Основываясь на этом предположении, данный инструмент можно отнести к щипковым хордофонам, но имелась возможность использования плектра. Индекс «сондер-по» по Хорнбосте-лю-Заксу - 321.313.
Нами зафиксирован и описан ещё один струнный инструмент - домра5, изготовленный О. Каргачёвой в свободное время на стойбище р. Печалька (рис. 3). Инструмент привлекателен своей архаичностью как по звучанию, так и по конструкции.
Домра отличается от сондер-по ярко выраженной архаичностью. Инструмент имеет три струны, изготовленные из капроновой нити, расстояние между струнами 1 см.
1 Фамилия Плешко украинская, отец Андрея - украинец, мать М.В. Ирикова - селькупка. Сам Андрей позиционирует себя селькупом и владеет селькупским языком, в документах значится как селькуп.
2 Записано со слов А. Плешко. Село Толька Красноселькупского р-на, декабрь 2010.
3 Возможно, порожки были из толстой бечевы, что даёт возможность их перемещения и настройки инструмента под голос исполнителя.
4 Записано со слов А. Плешко в п. Толька Красноселькупского р-на, декабрь 2010 г.
5 Записано со слов О. Каргачёвой в с. Толька Красноселькупского р-на, октябрь 2010 г.
Хордофоны в музыкально-инструментальной культуре селькупов_ 37
На инструменте всего два порожка, верхний и нижний, в виде тонких деревянных пластин, добавление или уменьшение которых влияет на общий строй. Гриф без порожек - 50 см, ширина - 4 см. Строй инструмента на момент фиксирования - e-G'-A'. Из-за отсутствия резонатора звук очень тихий. Основной способ игры на инструменте «бряцание», высота тона изменяется путём укорачивания струны при нажатии на гриф. Близкое расположение струн даёт возможность зажимать сразу две струны, довольно узкий гриф также предполагает применение при игре большого пальца левой руки.
Близкое к домре описание есть у Н.В. Лукиной, инструмент найден исследователем у хантов реки Вах, его название - кай-кумца [6. Т. 42 С. 10]. При сопоставлении обнаруживаются некоторые сходства, выявляются и небольшие различия в размерах и количестве струн. Одно из отличий - способ изготовления корпуса, в данном случае - методом долбления [6. Т. 42. С. 17].
Сондер-по и домра классифицированы в таблице
Описываемые хордофоны
Рис 3. Музыкальный инструмент, изготовленный О. Каргачёвой на р. Печалька - с. Толька Красноселькупского р-н ЯНАО. 2011 г.
Название Конструктивные особенности Индекс Классификация Место находки
Сондер- по Щипковая лютня с корпусом, составленным из дощечек 321.321 Чашечная шейковая лютня п. Толька ЯНАО
Домра Струноносителем является дощечка или отрезок доски 314.11 Дощечная цитра без резонатора п. Толька ЯНАО
Экспедиционная деятельность позволяет найти и другие хордофоны, которые сохранились в отдалённых регионах ЯНАО и Томской области, где проживают селькупы. Результатом одной из экспедиций стал выход монографии «Журавлиная река» [7]. Всего же за всё время экспедиционной деятельности удалось найти около двух десятков традиционных музыкальных инструментов селькупов, сведения о которых готовятся к публикации. 1
1 Возможно, на данном инструменте нет определённого строя. В большей степени строй зависит от натяжения нити при изготовлении и количества деревянных пластинок в верхнем и нижнем порожках.
38________________________________Ф.Ф. Губайдуллин____________________________________
Литература
1. Степанова О.Б. Традиционное мировоззрение селькупов : представления о круговороте жизни и душе. СПб. : Петербургское востоковедение, 2008. 304 с.
2. Тучкова Н.А. «Эпос об Итте» у южных селькупов // Mikola-konferencia 2004. SzTEDepartmentofFinnougristics, Szeged, Hungary. 2005. С. 93-108.
3. Селькупы // Народы Сибири : этнографические очерки / ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапов. Л.; М., 1956. С. 665-688.
4. Пелих Г.И. Селькупская мифология // Народы Сибири : права и возможности. Томск : Изд-во науч.-техн. лит., 1998. 80 с.
5. Тучкова Н.А. Селькупская коллекция К.Р. Доннера в этнографическом музее (Музее культур) Финляндии // Тр. ТОКМ. Томск, 2002. Т. 12. С. 274
6. Алексеенко Е.А. Музыкальные инструменты народов севера Западной Сибири // Материальная и духовная культура народов Сибири / редкол.: Л.П. Потавов, А.М. Решетов, Т.В. Станкевич. Л., 1988. Т. 42. С. 5-23.
7. Губайдуллин Ф.Ф. Журавлиная река : Путевой дневник / ред. Р.Г. Рахимов. Уфа : Изд-во БГПУ, 2013. 60 с.
Gubaydullin Firgat F. The Ufa State Academy of Arts by it Z. Ismagilova (Ufa, Russian Federation). E-mail: korablik78@gmail.com. DOI 10.17223/22220836/19/4
CHORDOPHONES IN MUSICAL AND INSTRUMENTAL CULTURE OF SELKUPS
Key words: the North people, Selkups, music Selkups, Selkup chordophones songs Selkups.
The spiritual, intonational, is musical-tool culture Selkups conceals in itself set of secrets. Mystery and supernature - the first, that is evident at contact with Selkups culture, it causes not surmountable desire to raise a curtain of mystery and to learn that it is allowed to know only selected. Such attempts are undertaken by me and yield the results.
In the field of studying of is musical-tool culture, in particular, plucked chordophones, Selkups there are big lacunas. In the given article based on field materials of the author, they in any measure are filled.
In article some results of expedition in places of traditional residing селькупов 2010 are described - 2014 the Krasnoselkupsky area Yamal-Nenets autonomous district represents exclusively important region for ethnographic researches. Here live Selkup, the kept rudiments of traditional culture.
On the basis of results of forwarding activity begins possible to hear original and unique is musical-tool culture Selkups.
References
1. Stepanova, O.B. (2008) Traditsionnoe mirovozzrenie sel'kupov: predstavleniya o krugovorote zhizni i dushe [The traditional outlook of the Selkups: representation of the cycle of life and soul]. St. Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie.
2. Tuchkova, N.A. (2005) “Epos ob Itte” u yuzhnykh sel'kupov [“The Epic of Itte” of the southern Selkups]. Mikola-konferencia 2004. SzTEDepartmentofFinnougristics. Szeged, Hungary. pp. 93-108.
3. Levin, M.G. & Potapov, L.P. (eds) (1956) Narody Sibiri: etnograficheskie ocherki [Siberian peoples: ethnographic essays]. Leningrad, Moscow: USSR Academy of Sciences. pp. 665-688.
4. Pelikh, G.I. (1998) Sel'kupskaya mifologiya [The Selkup mythology]. In: Narody Sibiri: prava i vozmozhnosti [Siberian peoples: rights and opportunities]. Tomsk: NTL.
5. Tuchkova, N.A. (2002) Sel'kupskaya kollektsiya K.R. Donnera v etnograficheskom muzee (Muzee kul'tur) Finlyandii [The Selkup collection by K.R. Donner in the Ethnographic Museum (Museum of Cultures), Finland]. In: Proceedings of the Tomsk Local Studies Museum. Vol. 12. pp. 274
6. Alekseenko, E.A. (1988) Muzykal'nye instrumenty narodov severa Zapadnoy Sibiri [Musical instruments peoples of the north of Western Siberia]. In: Potavov, L.P., Reshetov, A.M. & Stankevich, T.V. (eds) Material'naya i dukhovnaya kul'tura narodov Sibiri [Material and spiritual culture of the peoples of Siberia]. Vol. 42. Leningrad: Nauka. pp. 5-23.
7. Gubaydullin, F.F. (2013) Zhuravlinaya reka : Putevoy dnevnik [The Crane River: a travelogue]. Ufa: BSPU.