Научная статья на тему 'ВЕЛИКОРУССКИЙ ОРКЕСТР В.В. АНДРЕЕВА КАК МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН (к 120-летию создания)'

ВЕЛИКОРУССКИЙ ОРКЕСТР В.В. АНДРЕЕВА КАК МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН (к 120-летию создания) Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
932
252
Поделиться
Ключевые слова
балалайка / реконструкция старинных инструментов / сотрудничество / появление оркестра / гастроли / мировое признание / просвещение / обучение

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Л.А. Мищенко

В статье объясняется феномен появления и развития Великорусского оркестра народных инструментов и мировое признание. Его влияние на создание системы музыкального образования на народных инструментах и профессионального исполнительства в России. Описаны различные направления музыкально-творческой, исполнительской, пропагандистской, дирижерской, педагогической деятельности В.В. Андреева – исполнителя на балалайке, создателя и основателя оркестра.

GREAT RUSSIAN ORCHESTRA OF V.V. ANDREEV AS INTERCULTURAL PHENOMENON

The article explains the phenomenon of birth and development of the Great Russian folk orchestra and its worldwide recognition. It is told about the influence of the Great Russian folk orchestra on creation of system of music education on folk instruments and professional performance in Russia. The article deals with various movements and genres in music and creative activities, performing art, propaganda, conductor's and pedagogical activity of V. V. Andreyev – a great balalaika performer, the founder of an orchestra.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «ВЕЛИКОРУССКИЙ ОРКЕСТР В.В. АНДРЕЕВА КАК МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН (к 120-летию создания)»

НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

КУЛЬТУРА

УДК 78.071.1

ВЕЛИКОРУССКИЙ ОРКЕСТР В.В. АНДРЕЕВА КАК МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН (к 120-летию создания)

Л.А. Мищенко

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: mishenko@mail.ru

В статье объясняется феномен появления и развития Великорусского оркестра народных инструментов и мировое признание. Его влияние на создание системы музыкального образования на народных инструментах и профессионального исполнительства в России. Описаны различные направления музыкально-творческой, исполнительской, пропагандистской, дирижерской, педагогической деятельности В.В. Андреева - исполнителя на балалайке, создателя и основателя оркестра.

Ключевые слова: балалайка, реконструкция старинных инструментов, сотрудничество, появление оркестра, гастроли, мировое признание, просвещение, обучение.

Обращение к данной теме как феномену музыкальной культуры обусловлено необходимостью подчеркнуть, что создание Великорусского оркестра русских народных инструментов оказалось не только важным историческим фактом в масштабах национальной культуры России, но прежде всего уникальным межкультурным явлением, повлиявшим на всю историю русского инструментального искусства и привлёкшим интерес и искреннюю любовь многих народов мира.

В 2016 году исполняется 120 лет со дня присвоения (1896) звания «Великорусский» оркестру народных инструментов, созданному Василием Васильевичем Андреевым. Это событие должно стать знаковым не только для Санкт-Петербурского государственного оркестра русских народных инструментов им. В.В. Андреева, который продолжает традиции и заветы своего основателя, но и для всех музыкантов-народников, профессионалов и любителей, а также мировой общественности, особенно для тех, кто интересуется музыкальной культурой России, любит русскую народную музыку.

Творчество В. Андреева, его вклад в российскую музыкальную культуру бесценны. В своё время он восхитил весь мир балалайкой и высочайшим мастерством игры на ней, а затем русским народным оркестром, тем самым оставив огромный след в мировой музыкальной культуре. Традиции Андреева сохраняются и продолжаются в деятельности многих оркестров русских народных инструментов в России. На сегодня только профессиональных оркестров более 60, а сколько их в детских музыкальных школах и школах искусств, колледжах, высших учебных заведениях -трудно сосчитать.

Но тот факт, что и за рубежом, и особенно там, где в своё время побывал

B.В. Андреев с концертами, их огромное количество, говорит о многом. Вот некоторые факты. Сегодня в США существует целая организация, объединяющая исполнителей на русских народных инструментах и поклонников этого искусства, -The Balalaika and Domra Association of America (Ассоциация балалаечников и домристов Америки). Основали её в 1978 г. Л. Карпентер, Ч. Раппапорт и

C. Уоловинк.

Есть русские народные оркестры в Атланте, в штатах Огайо, Аризона, Техас. В Вашингтоне - American Balalaika Symphony и оркестр Вашингтонского балалаечного общества; университетский оркестр в штате Висконсин. Наряду с оркестровой формой музицирования, на Западе очень популярно ансамблевое исполнительство на русских народных инструментах.

Особую популярность народно-оркестровое музицирование имеет в странах Европы. С 1936 г. существует оркестр русских народных инструментов в Копенгагене (Дания), основанный русским эмигрантом Евгением Павловским. В Париже - оркестр St-Georges Balalaika Orchestra, (основан в 1994 г.), в Германии, в г. Мёнхенгл^дбах (земля Северный Рейн-Вестфалия), - ансамбль «Волжские виртуозы».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Русское народно-инструментальное творчество, развивавшееся на протяжении столетий, подвело В.В. Андреева к созданию Великорусского оркестра народных инструментов. Исследования этого явления дают представление о великом предназначении народного музыкального инструментального искусства, а также ценности народно-оркестровой культуры России и её неповторимой самобытности для мировой культуры.

Как показывают социологические наблюдения, сегодня, как и прежде, оркестровое искусство востребовано в обществе и выполняет множество функций, являясь средством музыкальной коммуникации и социального общения.

В России народно-оркестровое творчество, особенно в начале XX столетия, было настолько массовым, что коллективы русских народных инструментов были не только во всех досуговых и образовательных учреждениях России, но и в национальных республиках. Это искусство развивалось в тесной взаимосвязи с историей и социально-экономическими и политическими событиями страны, национальной республики, отражало идеологию государственной политики страны и существовало в контексте жизнедеятельности народа. Поэтому справедливо будет сказать, что оно имело межнациональную связь, историческую обусловленность, стало быть, его следует рассматривать как систему специфических условностей, кодов и как коммуникативный канал передачи музыкальной информации из поколения в поколение, от исполнителя к исполнителю, от одного народа к другому, от сочинителя музыки к слушателю.

В основе исполняемых произведений были народные песни, наигрыши. Как правило, коллективы музыкантов прошлого выполняли сопровождающую функцию во время проведения праздников и обрядов. Исследователи народного музыкального творчества рассматривали инструментальное искусство как синкретичную часть этого

явления, забывая о деятельности скоморохов-инструменталистов Потешной палаты, кстати сказать, созданной по указу Ивана Грозного. Состав Потешного оркестра доходил до 100 человек, и такой коллектив выполнял сугубо оркестровую функцию по форме и содержанию, обслуживая различные торжественные и праздничные мероприятия и церемонии царского двора.

На Западе оркестр как коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение и при этом играющих на различных инструментах, появился в начале XVII века, с созданием такой формы музыкальных произведений, как опера, оратория, концерт. В дальнейшем, в связи с изменением социально-культурной функции музыки и её использованием в различных сферах общественной жизни, началось разделение оркестров на военные, светские, церковные, и гораздо позже появились оркестры народных инструментов.

В XIX веке в Европе главной особенностью в становлении оркестра новой формации, в отличие от предыдущих сообществ музыкантов, игравших вместе, стало формирование оркестрового аппарата, который характеризовался чётким разделением фактуры по вертикали на основе гомофонно-гармонического мышления. Это означает, что выделялись такие оркестровые функции, как мелодия, бас, гармоническая фигурация, оркестровая педаль, контрапункт. Данные особенности в дальнейшем заимствовали многие руководители и дирижёры оркестров из России.

В России в XIX веке, по примеру Запада, в музыкальной культуре стали закладываться основы оркестрового исполнительства, тесным образом связанные с европейской инструментальной культурой и в то же время во взаимодействии с исконно русской традицией. Русские музыканты-самоучки многое заимствовали из западной культуры при реконструкции старинных инструментов, создании их разновидностей, установлении единого строя и т.д.

В эту историческую эпоху, как никогда ранее, светское и народное музыкальное творчество в своей идеологической направленности приходят к консенсусу на почве небывалого проявления патриотизма, гражданского самосознания, стремления к свободе и независимости народа. На этом фоне появляются первые собирательские труды по фольклору и закладывается научно-исследовательская работа. Создаются консерватории братьями Рубинштейнами - Антоном Григорьевичем в Петербурге (1862) и Николаем Григорьевичем в Москве (1866), а также музыкально-драматическое училище, бесплатные музыкальные школы и др.

Возрос интерес и к самобытным народным инструментам и исполнительству на них. Появились ансамбли рожечников (рук. Н. Кондратьев), гусляров (рук. О. Смоленский), гармонистов (рук. Н. Белобородов) и др. А в 1888 г., после реконструкции старинной балалайки и создания её оркестровых разновидностей, на суд российской общественности было представлено искусство В.В. Андреева -исполнителя на балалайке, руководителя ансамбля «Кружок любителей игры на балалайках», инициатора в создании семейства балалаечных инструментов, композитора, дирижёра, общественного деятеля. В дальнейшем его деятельность -это подвиг во имя русской балалайки, русских народных инструментов и главного его детища - оркестра русских народных инструментов.

Многогранная деятельность В. Андреева (музыкально-исполнительская, организационно-педагогическая, композиторская, дирижёрская, концертно-оркестровая, публицистическая) сформировала его как деятеля искусств российской культуры, музыканта-патриота, создавшего все условия и предпосылки для создания в России системы профессионального образования на народных инструментах, для появления профессионального исполнительства на них.

В. Андреев создал концепцию, в основу которой была положена мысль о том, что педагогика народно-музыкального образования зиждется на педагогике исполнительства.

Василию Васильевичу удалось внести во все направления образовательно-творческой деятельности в сфере народно-инструментального искусства неповторимое своеобразие творческого исполнительского «Я», достичь высоких результатов при отсутствии специального музыкально-педагогического образования, приобщить к своим идеям друзей и соратников из консерваторской и композиторской среды, увлечь огромные массы народа игрой на народных инструментах и оркестровым творчеством. Такой ценный опыт, содержащий педагогические, организаторские, пропагандистские идеи, сегодня особенно важен.

Творчеству В. Андреева посвящён ряд диссертационных исследований: Г.Н. Писняк (1973), В.И. Акулович (1983), М.В. Полевой (2007). Об Андрееве упоминается в работах таких исследователей, как А.С. Илюхин (1926), А. Чагадаев (1961), Ф.В. Соколов (1962), Е.И. Максимов (1981), А. Пересада, назвавший Андреева «русским балалаечным Страдивариусом» (1985), М.И. Имханицкий (1987), Н.П. Штибер (1998); ему посвящена статья в труде «История русской музыки» (1977).

Но, к сожалению, многие из этих работ содержат чисто исторические информационные сведения или пересказывают журнальные и газетные публикации времён деятельности В.В. Андреева. В основном в работах рассматриваются эмпирические факты вне научных обобщений и анализа. Практически отсутствуют работы, исследующие музыкально-педагогическую деятельность В. Андреева. Не находят отражения в работах названных исследователей его педагогическое наследие, в недрах которого зарождались различные исполнительские направления, а также система музыкального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все наработки В. Андреева в дальнейшем стали началом формирования профессионального исполнительства на балалайке, домре, способствовали становлению любительского народно-оркестрового музицирования как части народно-музыкальной культуры России, а также явились фундаментом в создании профессионального народно-оркестрового исполнительства.

С учётом достижений в западной музыкальной инструментальной культуре и на её основе выстраивалась модель будущего коллектива В. Андреева, которая по сути была народной, а по форме классической. Прежде чем был основан Великорусский оркестр, В. Андреев теоретически и практически создал все материальные условия и, в первую очередь, организовал команду замечательных мастеров по изготовлению новых народных инструментов и их оркестровых разновидностей (Пасербский, Налимов, Фомин).

После первого знакомства с ансамблем В. Андреева известный музыкант России Н.П. Фомин писал: «В 1888 г. был основан В.В. Андреевым «Кружок любителей игры на балалайках», не знавших нот и игравших по слуху да «с рук», вскоре приобретший известность благодаря смелому выступлению на своём концерте в зале Кредитного общества, сопровождавшемуся шумным успехом у переполнившей зал публики. В числе публики был и я. На меня произвела глубокое впечатление оригинально-красивая новизна звучности инструментов, удивительная сыгранность ансамбля, чёткая ритмичность и тонкая нюансировка»1.

Этот период деятельности В. Андреева следует рассматривать как стартовую площадку, как условие и основу будущего оркестра. Уже на этом этапе коллективного любительского музицирования, когда был создан ансамбль «Кружок любителей игры

1 Фомин Н.П. Жизнеописание. Страницы истории // Народник. 2004. 2. С. 17.

на балалайках», Андреев осознал, что бесписьменная традиция для оркестрового исполнительства не подходит, равно как и однообразие тембров, строя инструментов и многое другое.

Вскоре на смену успеху ансамбля балалаечников под управлением В. Андреева приходит спад. Кризисные явления в деятельности ансамбля руководителем тщательно анализировались, шёл поиск путей и средств для их устранения. Для этого Василий Васильевич пригласил в коллектив на репетицию Н.П. Фомина, известного в то время музыканта с консерваторским образованием. Эрудиция и профессионализм Фомина помогли Андрееву найти пути выхода из кризиса и существенно повлияли на формирование Великорусского оркестра. И первым условием, по совету Н. Фомина, для дальнейшей успешной работы коллектива должно стать обучение музыкантов игре по нотам, а следовательно, изучение музыкальной грамоты. Следует отметить, что процесс перехода на письменную форму обучения был сложным для музыкантов ансамбля, большинство из них даже покинули коллектив. Оказали огромную поддержку и приняли практическое участие в реформаторской деятельности Андреева также Ф.А. Ниман, В.Т. Насонов, Н.И. Привалов.2

Мечтой Андреева была идея создать оркестр из 100 человек. Но начальный состав был довольно скромным - сначала 16, а вскоре, в 1898 г., уже 22 человека. В 1898 г. в зале Дворянского собрания состоялся концерт Великорусского оркестра под управлением В.В. Андреева в пользу пострадавших от неурожая в средней полосе России. Как свидетельствуют афиши, в составе его было 300 человек.

Основными инструментами начального периода были домры, гусли, балалайки. К 1909 г. состав оркестра уже был в количестве 28 человек, а в 1913 г. - 100 человек. Невероятным событием по форме и содержанию был юбилейный концерт В.В. Андреева, в котором приняли участие 300 оркестрантов. Концерт был посвящён 20-летию творческой деятельности В.В. Андреева. Программа же самого первого концерта Великорусского оркестра состояла из обработок русских народных песен, авторских сочинений В. Андреева и переложений классических произведений.

Вначале деятельности оркестра репертуар выстраивался по трём направлениям: первое - русские народные песни и наигрыши, второе - произведения В. Андреева (вальсы, марши, мазурки, полонезы) и третье - музыка профессиональных композиторов. На первых порах обработки русских народных песен для оркестра были им написаны в очень простом изложении, и объяснением тому стали определённые принципы В. Андреева. Он считал, что русские народные песни должны обрабатываться тремя способами: а) оркестроваться так, как поёт народ, т.е. в подлинном виде, б) перекладываться в рамках жанра, в) гармонизоваться по европейской системе.

Следует подчеркнуть, что, по отзывам в прессе, первые обработки народных песен Андреевым были невысокими по художественно-исполнительскому уровню. И только благодаря активному участию профессиональных музыкантов и композиторов, таких как Н.П. Фомин, Ф.А. Ниман, В.Т. Насонов, Н.И. Привалов, П.П. Каркин, обогатилась оркестровая репертуарная палитра, насытилась симфоническими приёмами, тембральными красками, различными оркестровыми функциями.

Рассматривая процесс организации и развития оркестра, следует особо подчеркнуть, что вся многофункциональная деятельность В. Андреева была заранее продуманной, спланированной и целенаправленной. В этой части работы Андреева видятся социальная значимость планируемого дела и глубокое понимание важности

2 Мищенко Л.А. Музыкально-педагогическое наследие В.В. Андреева и его роль в современном профессиональном образовании музыкантов-народников: монография. Белгород, 2012. С. 35.

будущей работы не только для конкретного исторического периода, но и для будущего развития народно-оркестровой культуры России.

Нет сомнений в том, что генеральная цель педагогической, управленческой, исполнительской, просветительской работы для В. Андреева была тем остовом, вокруг которого планировалась вся дальнейшая его и его соратников деятельность. Судя по тому, что и как осуществлялось всеми участниками данного процесса, есть основания предполагать, что движение к конечной цели шло поэтапно, то есть генеральная цель декомпозировалась по частям. И сегодня мы можем с полной уверенностью сказать, что цель управленческой деятельности В. Андреева - это то начало, которое определило общее направление, содержание, формы и методы его работы и будущих музыкантов-народников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя действия, предпринятые Андреевым при создании Великорусского оркестра, выделяем три этапа:

Первый - организационный: создание команды единомышленников из профессионально подготовленных музыкантов, композиторов и педагогов, талантливых мастеров по изготовлению инструментов; создание оркестрового инструментария; создание методической литературы для коллективного музицирования; создание репертуара как для начинающих оркестрантов, так и с учётом поэтапного овладения навыками оркестрового исполнительства.

Второй - практическая работа: создание ансамблевого коллектива для совместного музицирования; обучение игре на оркестровых инструментах; овладение всеми исполнителями необходимыми приёмами и способами игры в ансамбле; выработка определённого учебного и концертного репертуара; репетиционная работа; публичные выступления с отдельными номерами как проба сил коллектива.

Третий - концертно-исполнительский: организация и управление Великорусским оркестром; репетиционная деятельность; создание произведений для оркестра В. Андреевым и привлечение композиторов к созданию репертуара; поиск меценатов для финансирования оркестра; организация выступлений и широкая концертная деятельность в России и за рубежом.

Создание Андреевым оркестра было осуществлено не на пустом месте, а с учётом традиций русского коллективного музицирования и европейской системы. Это означает, что большой состав исполнителей делился на оркестровые группы (домровая, балалаечная, ударные, группа гуслей), а в каждой группе, соответственно, было своё деление на первые и вторые партии. Так, группа домр состояла из первой и второй партии, так точно делились домры альты и басы. К группе балалаек к этому времени относились: балалайка пикколо, балалайка прима, альт, бас и контрабас.

Созданная Н. Фоминым партитура для народного оркестра, правила её записи не только дошли до наших дней, но и стали основой для современной её структуры. Здесь следует подчеркнуть, что во времена андреевского оркестра в его составе отсутствовали такие инструменты, как гармоники, баяны. Даже при всей большой любви к гармонике, на которой Андреев сам великолепно играл и писал для неё музыку (вальс «Гармошка», пьеса «Воспоминание о Кавказе»), он был противником введения её в оркестр, не желая нарушать тембрального единства струнных народных инструментов, прелести их звучания. Следует сказать, что в оркестре Василий Васильевич использовал гармонику в качестве солирующего инструмента (играл сам).

Анализируя оркестровое наследие В. Андреева, следует, учитывая все особенности, рассматривать его как единое целое, состоящее из исполнительской, композиторской, организационно-управленческой и дирижёрской деятельности самого руководителя Великорусского оркестра и его соратников - мастеров, композиторов, исполнителей. В этой связи следует проанализировать готовность В. Андреева

руководить музыкальным коллективом и дирижировать, так как понятие оркестр и дирижёр неразделимы, а их деятельность взаимообусловлена.

Как творческая личность, В. Андреев обладал достаточным набором природных качеств, необходимых для успешной творческой и исполнительской деятельности в качестве руководителя и дирижёра Великорусского оркестра. В дальнейшем, эмпирическим путём и благодаря урокам дирижирования с Н. Фоминым, Андреев не только постигал искусство управления первым оркестром народных инструментов, но наладил системную работу многих коллективов в России, чем способствовал становлению и развитию целого направления в искусстве - народно-оркестрового исполнительства. А поскольку созданный Андреевым оркестр вначале был единственным в своём роде, то выстраивать свою деятельность ему приходилось сразу по нескольким направлениям.

Прежде всего, следует обратить внимание на работу В. Андреева над самосовершенствованием, что помогло выработать такие необходимые для дирижёра, педагога, музыканта качества, которые обеспечили ему и коллективу высокую результативность в процессе образовательно-творческой и концертной деятельности оркестра, положительные эмоции у слушателей; показать высокохудожественное и профессионально-отточенное исполнительство.

Участник Великорусского оркестра А.С. Чагадаев (1889-1939) пишет о В. Андрееве: «Кто слышал оркестр под управлением Андреева, тот до сих пор помнит впечатление от его исполнения. В руках Андреева оркестр представлял собой единое целое; казалось, звук исходит из одного громадного инструмента. В равной мере поражали и тонкость нюансировки, и выразительность фразировки». Далее Чагадаев подчёркивает: «Оркестр Андреева всё больше привлекает внимание крупнейших музыкантов: М.А. Балакирев, А.К. Глазунов, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов,

A.И. Зилоти, Э.Ф. Направник, Ц.А. Кюи становятся частыми посетителями концертов Андреева, помогают ему советом»3.

К этому историческому времени (конец XIX - начало XX столетия) в музыкальном искусстве был выработан ряд правил в определении того, каким должен быть дирижёр. Прежде всего, управлять музыкальным коллективом - значит быть интеллектуально образованной, творческой личностью; примером тому служили дирижеры Н. Римский-Корсаков, братья А. и Н. Рубинштейны, П. Чайковский. Дирижёр обязан быть носителем норм, правил, идеалов, выработанных человечеством в области музыкального искусства и оркестрового исполнительства, владеть техникой дирижирования, обладать суммой музыкальных данных, играть на многих оркестровых инструментах и т.д.

Анализируя различную документацию, касающуюся дирижёрской деятельности

B. Андреева, следует сказать, что она формировалась в процессе творческой деятельности и проявлялась во внешнем творческом пространстве - в оркестре, в концерте, в пропагандистско-просветительской и педагогической работе, т.е. опытным путём. При этом результаты были великолепные. Соколов об Андрееве как о дирижёре пишет так: «...продуманность исполнительского замысла, ощущение формы и архитектоники произведения, исключительно острый слух, чёткость и убедительность жеста, выразительная мимика - таковы те качества, которые поднимали Андреева до уровня дирижёра-художника, чуткого и тонкого интерпретатора произведений различных эпох» ; а по словам великого дирижёра того времени Артура Никиша, Андреев был гениальным организатором и дирижёром.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Чагадаев А.С. В.В. Андреев. М., 1961. С. 18.

4 Соколов. Ф.В. В.В. Андреев и его оркестр. Л., 1962. С. 105.

Перечисляя важнейшие особенности дирижёрской профессии, с которыми пришлось Андрееву сталкиваться на практике, нельзя не признать, что к тому времени теория и практика дирижёрского искусства в России значительно отставали от оркестрово-исполнительской деятельности. Справедливости ради необходимо подчеркнуть, что большую практическую помощь в этом направлении В. Андрееву как дирижёру и педагогу постоянно оказывали русские композиторы, известные музыканты.

Немногочисленные книги, статьи, высказывания мастеров дирижёрского искусства того времени вобрали в себя личный практический опыт музыкантов Европы. Публикации, отражавшие профессионально важные размышления о дирижёрско-оркестровом исполнительстве, тонкие наблюдения именитых дирижёров, не всегда доходили в Россию, а следовательно, их изучение В. Андреевым было проблематичным. И он учился сам, опираясь на интуицию, опыт других российских дирижёров, постигая премудрости дирижёрского искусства опытным путём. Поэтому ему самому приходилось создавать свою школу управления народно-оркестровым коллективом, и, судя по всему, успешно.

В высказываниях известных композиторов того времени, в воспоминаниях друзей и близких В.В. Андреева сравнивали с Артуро Тосканини. Подобные лестные отзывы и подчас добрые высказывания в прессе требовали от Андреева упорного труда, чтобы соответствовать такому сравнению, ибо имя Тосканини олицетворялось с вершиной дирижёрского, оркестрового мастерства и было признано во всём мире.

Упорная и напряжённая образовательно-творческая работа В. Андреева в Великорусском оркестре в основном была успешной, и можно сказать, что она стала вершиной его творческой деятельности. Вся работа по модернизации коллектива, созданию различных разновидностей инструментов, апробация и введение в состав оркестра новых инструментов заняла более 20 лет жизни В.В. Андреева.

За сравнительно недолгую жизнь (прожил 57 лет) Василий Васильевич сформировал эпоху культа и культивирования, в хорошем смысле слова, народных струнных инструментов и народно-оркестрового исполнительства в российском и мировом обществе, т.е. эпоху почитания и введения этих инструментов в употребление. Благодаря В. Андрееву, пройдя путь от примитивных народных бытовых инструментов до академических, народные инструменты и оркестр заняли почётное место в одном ряду с классическими.

Нельзя опускать и тот факт, что решающую роль в успехе и популярности Великорусского оркестра сыграли общественное признание, большая поддержка известных композиторов, писателей. Всё это способствовало приглашению коллектива на Всемирную выставку в Париж (1900), затем в Германию (1907), а с 1909 по 1912 гг. состоялось гастрольное турне по Европе и Америке.

Концертно-исполнительскую деятельность, блистательные выступления оркестра по достоинству оценила зарубежная публика. Из воспоминаний Ю.А. Мансфельда, переводчика и антрепренёра во время гастролей Великорусского оркестра в Англии: «По окончании песни, когда последняя нота замерла где-то вдали, в зале с пятью тысячами зрительских мест в один момент была гробовая тишина, и затем сразу вся эта тишина превратилась в сплошную бурю аплодисментов. Англичанин, не привыкший выражать восторг, на этот раз изменил своему принципу и потребовал "encore" (слово "bis" у них не употребляется)». Далее Мансфельд пишет: «На другой день я с жадностью накупил газет и начал их переводить Андрееву. Мне в голову никогда не приходило, что английские музыкальные критики обладают такой эрудицией. То не были рецензии с похвалой или хулой. Это были статьи с детальным разбором русской народной музыки, описание народных инструментов, и все газеты без исключения остановили своё особое

мнение на волжской "Эй, ухнем". Андреева назвали "вдохновенным", а оркестр -"клубом художников". Так прошёл дебютный день русской песни у нашей союзницы»5.

По следам выступлений коллектива создавались ансамбли, оркестры русских народных инструментов, фабрики и мастерские по производству русских народных инструментов, а в Парижской консерватории был открыт класс балалайки (1912).

Как пишет Ю.А. Мансфельд: «Во время нашего пребывания в одном Лондоне образовалось 18 любительских и профессиональных балалаечных оркестров. По сведениям английских музыкальных журналов, балалаечные оркестры по всей Англии растут как грибы, и нет города, где бы ни функционировал балалаечный оркестр»6. И такая картина наблюдалась во всех странах, где проходили выступления Великорусского оркестра.

Фантастический мировой успех, фурор после каждого выступления сопутствовали музыкантам и его дирижёру. «Америка, родина джаза, континентальная Европа, родина классической музыки, превозносили гений Андреева, рукоплескали русскому цесаревичу - принцу, его золушке-балалайке. Американский критик Филдс писал (1910): «Мы помним таких артистов, как Аделина Патти, Иоган Штраус, Падеревский, Кубелик; их американцы принимали с восторгом, но такого успеха, как андреевский оркестр, они всё же не имели...».

Нельзя пройти мимо и такого факта в истории гастрольных выступлений Великорусского оркестра за рубежом. Год 1911-й. Кельтский Альбион. Лондон. Театр «Coliseum». 192-й концерт. Аншлаг. «Когда, наконец, Андреев встал на возвышение и хотел начать свою программу, внезапно театральный оркестр заиграл русский гимн и в момент на сцене выкинулись сотни русских и английских флагов во главе с громадными двумя на кресте сложенными русским и английским флагами. Пятитысячная толпа неумолчно аплодировала во всё время исполнения русского гимна, он был повторён три

7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

раза...» .

Не менее интересен факт популярности оркестра русских народных инструментов под управлением В. Андреева в других культурах. Как сообщала газета «Петербургский листок» от 7 февраля 1907 г., «в настоящее время при дворе его величества шаха персидского организуется придворный оркестр балалаечников. В качестве руководителя правильной постановки балалаечного дела ко двору в Персию приглашается помощник В.В. Андреева г-н Насонов»8, и далее отмечается, что в Петербург из Тегерана прибыл генерал Гулам-Риза для ознакомления с балалаечным делом и закупки инструментов. Здесь же газета даёт положительную оценку В. Андрееву, который своей деятельностью сделал балалайку концертным инструментом, а оркестровое исполнительство на русских народных инструментах интересным и привлекательным для других культур.

Как во времена Андреева, так и сегодня для популяризации народного инструментального искусства мало одной концертной деятельности. И В.В. Андреев, как никто другой, понимал это и прилагал немалые усилия, вкладывал весь свой талант, прибегая к различным средствам пропаганды. Его называли неутомимым пропагандистом, публицистом. Как пишет Ф.В. Соколов, ему было свойственно «прекрасное владение слогом, умение точно и ёмко выразить мысли и тем самым убедительно доказать правомочность своих идей, добиться их признания на всех уровнях власти»9.

5 В.В. Андреев в зеркале русской прессы (1888-1917 годы). Редактор-составитель А.В. Тихонов. СПб., 2002. С. 197-198.

6 Там же, с. 206.

7 Там же, с. 197.

8 Там же, с. 117.

9 Соколов Ф.В. В.В .Андреев и его оркестр. Л., 1962. С. 102-104.

В этом прослеживаются страстная уверенность в правоте начатого дела, высокая и самозабвенная деятельность, доходящая до фанатизма в вопросе распространения балалайки и оркестра в разных социумах - в военных полках, ремесленных училищах, на педагогических курсах, - где ему приходилось организовывать оркестры.

Серьёзные музыковедческие статьи - это ещё одна важная сторона деятельности В. Андреева. В одной из статей в «Вешних водах» он пишет: «Чистое искусство обладает могучей несокрушимой силой любви и свободы. Если бы разбили мои гусли, я стал бы петь, если бы не дали петь, я будил бы людей словами поэтов, если бы я был предан смерти, то и самая смерть говорила бы людям о любви!»10.

При жизни, в процессе гастрольных поездок по всему миру, как отмечал один американский корреспондент, «Андреев со своими балалайками сделал для России больше, чем русская дипломатия»11.

В. Андреев очаровал мир балалайкой и великолепным звучанием оркестра, по следам его выступлений на Западе создавались подобные коллективы, но, к сожалению, в России дело, начатое В.В. Андреевым, развивалось с большим трудом. К сожалению, по возвращении из турне наступает постепенный спад в деятельности оркестра и его востребованности в обществе.

Последним триумфальным концертом было выступление в 1913 г., посвящённое двадцатилетней творческой деятельности В. Андреева. После этих событий он сосредоточился на педагогической и просветительской работе в армии, на курсах железнодорожников и учителей.

Творчество В.В. Андреева побудило многих композиторов писать музыку для народных инструментов и народных оркестров. Так постепенно стала формироваться композиторская школа, направленная на создание репертуара для народных инструментов и оркестра, - это сподвижники Н. Фомин, В. Насонов, В. Ниман, Н. Привалов, А. Ленец, П. Каркин, В. Данилов. В дальнейшем в формирование репертуара Великорусского оркестра народных инструментов огромную лепту внёс А. Глазунов, который специально для народного оркестра написал «Русскую фантазию». Это произведение положило начало новому направлению в истории репертуара - использованию многообразных форм симфонического письма и созданию произведений крупной формы для народного оркестра, что в дальнейшем получило широкое развитие в творчестве композиторов XX и XXI веков. Опытным путём, методом проб и ошибок В. Андреев сформулировал концепцию формирования репертуара для народного оркестра, что отразилось в деятельности последующих дирижёров андреевского оркестра и стало основой репертуарной политики многих коллективов, последователей и продолжателей дела В. Андреева.

В последующие годы в формировании и развитии репертуара для народного оркестра можно проследить несколько исторических этапов, каждый из которых был представлен плеядой талантливых композиторов. Новаторским подходом отличалось композиторское творчество А. Пащенко, примером которого может служить его произведение «Улица широкая» (1927). Это произведение, красочное, колоритное, построенное на популярных мотивах городской музыки - гармошечных и частушечных наигрышах, - имело огромный успех у слушателей и очень часто исполнялось. Автор ввёл в это произведение, наряду с баяном, гармошку, шарманку, духовые и ударные инструменты, фортепьяно, что придало оркестру неповторимое тембровое звучание.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Там же, с. 104.

11 Там же.

В дальнейшем, в 20-30-е годы XX в., огромный вклад в развитие репертуара оркестра внесли композиторы С. Василенко, М. Ипполитов-Иванов, В. Золотарёв, А. Гречанинов, Р. Глиэр.

В 40-50-е годы прошлого столетия, в период подъёма патриотического движения, интерес к национальному прошлому и настоящему Родины необычайно возрастает. На этой волне получают широкую известность композиторы Н. Будашкин, Н. Речменский, Н. Иванов, С. Туликов, П. Куликов, Ю. Шишаков, Г. Фрид.

Наиболее самобытными и яркими были и остаются произведения Н. Будашкина «Сказ о Байкале», «Фантазия», «Хороводная и плясовая», Концерт для домры с оркестром, Концертные вариации для балалайки с оркестром, фантазия на темы песен Б. Мокроусова, две рапсодии, «Русская увертюра».

Программная музыка для народного оркестра представлена также в произведениях В. Бояшова, Б. Кравченко, Ю. Зарицкого и многих других композиторов.

Самозабвенная просветительская и педагогическая деятельность В.В. Андреева, творческого до фанатизма человека, послужила толчком к созданию в стране разветвлённой системы подготовки специалистов для профессионального исполнительства, для педагогической работы, а также подготовки руководителей для управления любительскими народными оркестрами и профессиональных дирижёров русских народных оркестров. К сожалению, весь этот процесс затянулся на многие десятилетия, но тем не менее сегодня русские народные инструменты, в том числе и оркестры народных инструментов, заняли равное положение с классическими инструментами и симфоническими оркестрами на мировых сценических площадках.

Дело Андреева продолжалось его соратниками, учениками и последователями. Так, в 1926 г. из 50 участников оркестра им. В.В. Андреева 21 человек являлись также руководителями самодеятельных оркестров (Н.И. Привалов, И.Й. Волгин, П.Л. Столбов и другие). Стали открываться курсы подготовки руководителей народных оркестров, музыкальные техникумы, народные консерватории, отделения народных инструментов в вузах. Так, в 1927 г. впервые в стране в Харьковском государственном музыкально-драматическом институте открылся отдел народных инструментов, который возглавил В.А. Комаренко (выходец из андреевского оркестра). Затем в Киеве в 1934 г. был организован отдел, а в 1939 г. - кафедра народных инструментов, в 1939 г. было открыто отделение народных инструментов в Уральской консерватории, в 1948 г. - в музпединституте им. Гнесиных, в 1960 г. -Ленинградской консерватории и т.д.

Деятельность В.В. Андреева есть результат его самоотверженного труда, терпения, таланта, помноженных на огромное желание вернуть в народ народные инструменты и при помощи музыкального обучения и искусства его просветить. Блестящая педагогическая и концертно-исполнительская деятельность В.В. Андреева и созданного им Великорусского оркестра отразила гармоничное сочетание подлинно художественного и педагогического начал, а также внесла значительный вклад в общекультурное и музыкально-педагогическое наследие России и мира.

Великорусский оркестр - это не просто коллектив музыкантов, игравших на различных усовершенствованных народных инструментах, это образовательно-творческое пространство, где происходило обучение и воспитание музыкантов-оркестрантов и солистов, это экспериментальная площадка, на которой шла апробация и реализация творческих идей В. Андреева и его сподвижников, а также композиторских творений. Здесь проявилась тесная связь народного и академического искусства, которая в настоящее время привела к синтезу народного и элитарного

искусства, что способствовало появлению не только академического профессионального исполнительства на отдельных народных инструментах, но народно-оркестрового искусства.

После смерти В. Андреева обучение игре на народных инструментах в России в предвоенные и послевоенные годы достигло невиданных высот: оно стало средством воспитания патриотизма, любви к Родине, а поэтому было обязательным во всех общеобразовательных школах, дворцах пионеров и школьников, в сельских и городских домах культуры.

Обобщая роль и значение сделанного в результате интегрированной деятельности В.В. Андреева и всех участников образовательно-творческого пространства Великорусского оркестра и их вклада в дальнейшее продолжение и совершенствование народно-оркестрового искусства, следует рассматривать внутреннюю и внешнюю их деятельность как научно-творческую лабораторию по нескольким направлениям:

1. Создание экспериментальной мастерской по изготовлению инструментов. Более 20 лет С.И. Налимов создавал принципиально новые народные инструменты для андреевского оркестра. До наших дней эти инструменты дожили и получили высочайшую оценку музыкантов и исполнителей за качество звучания, за необычайно красивый и яркий тембр, за неограниченные возможности. Ещё при жизни этот мастер получил звание «балалаечный Страдивари».

К числу создателей ряда инструментов следует отнести Н.П. Фомина. Наряду с тем, что он принимал активное участи в реконструкции большинства инструментов оркестра, им были созданы такие инструменты, как балалайка секунда, сконструированы стационарные щипковые гусли, а в дальнейшем создана новая их разновидность - клавишные. Кроме того, Фомин создал партитуру для русского народного оркестра, объединив в группы родственные инструменты, выстроив инструменты в группах в определённом порядке, при этом обосновал функции инструментов, а также необходимость использования системы квартового строя домрово-балалаечного состава оркестра.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большую лепту в создание и введение инструментов в Великорусский оркестр внёс Н.И. Привалов, который создал разновидность гуслей щипковых. Его деятельность в этом направлении переплетается с творчеством О.У. Смоленского.

2. Становление и развитие любительского, а затем профессионального исполнительства. В оркестре Андреева на основе деятельности талантливых музыкантов и их вклада в становление академического направления игры на народных инструментах стала формироваться школа профессионального исполнительского мастерства. Большую роль здесь сыграл Ф.Е. Ренике. Он был самым первым музыкально образованным участником ансамбля балалаечников, знавшим нотную грамоту. С приходом Н. Фомина ряд прежних музыкантов-«слухачей», не согласных обучаться музыкальной грамоте и игре по нотам, из ансамбля Андреева ушли, и Николай Фомин для пополнения коллектива пригласил студентов из консерватории: Иванова и Мейера (контрабасистов), Ал. и Ад. Тюрнеров и ещё четырех человек. Сам Н.П. Фомин к моменту поступления в оркестр был студентом Петербургской консерватории. Очень важно подчеркнуть его разносторонние способности: игре на пианино обучался у А.Д. Дубасова, Ф.Ф. Штейна, дирижированию - у А.Г. Рубинштейна, композиции - у Н.А. Римского-Корсакова. Со студенческой скамьи занимался собирательством музыкального фольклора, его обработкой и гармонизацией. Начав сотрудничать с Андреевым, привлёк в Великорусский оркестр своих коллег по консерватории В.А. Лидина и

М.М. Вальяно. В оркестре Фомин играл на балалайке секунде, столовидных гуслях и занимался большой работой по реконструкции инструментов.

Огромный вклад в становление школы профессиональных музыкантов-народников внёс Ф.А. Ниман. В 1894 г. он приходит в коллектив к Андрееву для игры на балалайке альт. К этому времени имя Нимана звучит среди лучших музыкантов Санкт-Петербурга в игре на гобое и английском рожке. С 1898 г. он становится вторым дирижёром Великорусского оркестра, а после смерти В. Андреева -художественным руководителем и главным дирижёром оркестра им. Андреева (1920-1933).

В Великорусском оркестре на балалайке альт и контрабасе, а также на гуслях, брёлке и свирели играл В.Т. Насонов - разносторонний, многогранный музыкант, выпускник Петербургской консерватории по классу флейты.

Особое место в Великорусском оркестре занимал Н.И. Привалов. Несмотря на то, что он окончил два вуза и по основной профессии был далёк от музыки, страстно любил народную музыку и, придя в оркестр к В. Андрееву, занимался музыкальным самосовершенствованием. Брал уроки по гармонии, контрапункту, инструментовке, у Андреева обучился играть на балалайке, затем играл в оркестре на гуслях и их реконструировал.

Основателем школы игры на домре, создателем различных приёмов игры на ней явился П.П. Каркин. Кроме домры, он прекрасно играл в оркестре на гуслях. Большой вклад в формирование профессионального исполнительства внесли братья С.И. и П.И. Алексеевы. Талантливыми балалаечниками-оркестрантами были А.В. Ленец, В.П. Куприянов, затем эстафету приняли Б.С. Трояновский, Н. Осипов и др.

3. Становление и развитие композиторской школы в рамках оркестра и продолжение традиций. Появление нового направления в русской исполнительской музыкальной культуре требовало соответствующего репертуара. На начальных этапах народно-инструментального творчества в сольном, ансамблевом исполнительстве В. Андреевым использовались народные мелодии (песни, наигрыши), которые обрабатывались им самим. Кроме этого, он начал писать и собственную авторскую музыку. Доминирующую роль в создании репертуара для Великорусского оркестра в части обработок и переложений народных мелодий сыграли такие музыканты, как Н.П. Фомин, В.Т. Насонов, Н.И. Привалов, Ф.А. Ниман, П.П. Каркин, В.Д. Данилов, А.В. Ленец. Наряду с обработками русских народных мелодий, большой пласт оркестрового репертуара составляла классическая музыка. Это музыка П.И. Чайковского, А.П. Бородина, М.А. Балакирева, А.К. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, А.Г. Рубинштейна. Только Фоминым было сделано свыше 350 переложений произведений классики. Исполнял оркестр и музыку зарубежных композиторов - Л. Бетховена, Ж. Бизе, В.А. Моцарта, Э. Грига, Р. Шумана, Ф. Шуберта, Р. Штрауса, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Я. Сибелиуса, К. Сен-Санса.

4. Формирование научной мысли. Основополагающими научными трудами того времени стали работы Н.П. Штибера «В.В. Андреев. Очерк его деятельности», А.С. Фоминцына «Скоморохи на Руси», «Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа», «Гусли: русский народный инструмент». Большая популярность в народе этих инструментов определила исследовательский интерес учёного в этом направлении, что дало возможность В. Андрееву и его сподвижникам решить множество проблем, связанных с формированием многофункционального состава исполнителей, поскольку многофункциональным был сам оркестр.

Н.И. Привалов, как пишет М.И. Имханицкий, «сумел предоставить научную базу для всей деятельности Андреева по созданию национального оркестрового состава, обосновать принципы реконструкции, усовершенствования и введения в него

инструментов. Будучи крупным учёным-археологом, Привалов многие годы жизни посвятил исследованию происхождения и эволюции народного инструментария, собрав большую коллекцию (впоследствии основал в Петербургском археологическом институте кафедру народно-песенного творчества и долгое время заведовал ею). Публикации учёного, посвящённые истории домры, балалайки, гудка,

различных духовых и ударных инструментов, не утратили своего значения и в наши

12

дни».

В дальнейшем научные исследования в этом направлении пополнились многими работами Н.И. Привалова: «Гудок - древний музыкальный инструмент», «Ложки - русский народный инструмент в связи с соответствующими музыкальными орудиями других стран и эпох», «Музыкальные духовые инструменты русского народа», «О народной музыке в войсках», «Псковский гусляр Федот Артамонов», «Тамбуровидные музыкальные инструменты русского народа», «Ударные музыкальные инструменты русского народа».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безусловно, большой вклад в данное направление внёс сам В.В. Андреев. В его материалах и документах, в переписке с известными музыкантами, писателями, видными деятелями содержится много информативного материала для следующего поколения исследователей. Это множество статей в прессе: «Великорусский оркестр и его значение для народа», «Гусли звончаты», «В.В. Андреев и домра», «Из воспоминаний», «К вопросу о русской народной музыке», «Накры и свирели», «О Великорусском оркестре», «О Доме народной музыки», «О музыке рожечников», «О русских народных инструментах», «Предрассудок», «Справочник, или Краткое руководство для оборудования Великорусского оркестра», «Юбилей балалайки», «Великорусский оркестр перед судом иностранцев: Беседа с В.В. Андреевым».

Таким образом, в рамках Великорусского оркестра народных инструментов сформировалось образовательно-творческое многовекторное пространство, направления которого функционировали в тесной взаимосвязи, дополняя и обусловливая друг друга. Поэтому образовательно-творческую деятельность Великорусского оркестра следует рассматривать как учебно-творческое пространство в силу того, что оно сформировано множеством феноменов, взаимно переплетающихся и взаимодействующих друг с другом в результате образовательной, творческой, регулятивной и научно-исследовательской деятельности.

В деятельности Великорусского оркестра можно выделить три измерения, которые имели место в образовательно-творческом пространстве Великорусского оркестра, - это знания, ценности, регулятивы. Основные виды деятельности в оркестре - образование и творческое исполнительство, регулятивы же выступали как средство создания духовных ценностей.

Образовательно-творческое пространство первого оркестра русских народных инструментов в русской музыкальной культуре следует рассматривать под различными «срезами»: как систему, как процесс, как результат (присвоение ценностей в ходе образовательно-творческой деятельности, значимых для личности, общества, государства).

Подводя итог вышеизложенному, приходим к выводу, что образовательно-творческая деятельность в Великорусском оркестре была процессом творческим, учебным, воспитательным, эстетическим, нравственным. В таком разноплановом процессе была безмерно велика главенствующая роль личности Андреева-дирижёра. Она проявлялась, прежде всего, в исторически значимом моменте создания самого оркестрового коллектива из русских народных инструментов; создания системы

12 Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. М., 2002. С. 182.

обучения игре на различных оркестровых инструментах; создания системы музыкального образования в рамках коллектива, реализуемой через различные формы, этапы и методы в процессе творческой работы над музыкальными произведениями, что способствовало накоплению музыкально-теоретических знаний и выработке исполнительских умений и навыков у оркестрантов. Всё это и многое другое стало связующим звеном между прошлым и будущим народного инструментального искусства России.

Завершить данную статью следует словами В.В. Андреева: «Я был бы рад всей душой, если бы так ярко выраженное общественное признание моих трудов вдохновило бы и окрылило энергией и дало бы необходимое терпение и другим труженикам на родной ниве, чтобы они могли черпать свои силы в крепком сознании, что и их мирный честный труд, доведённый до конца, всегда будет оценён по достоинству родиной, а в ней таится ещё множество сокровищ, сокрытых в глубине народной, и они также ждут своей очереди появиться на свет Божий, как это случилось с маленькой балалайкой».

Список литературы

1. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах / М.И Имханицкий. Учеб.пособие для муз. вузов и училищ. - М.: РАМ им Гнесиных, 2002. 351 с.

2. Имханицкий М.И. В.В. Андреев и современность. Очерк первый. Ещё раз о том, знал ли Андреев ноты. Очерк второй. О феноменальном организаторском даре В.В. Андреева // Народник. - 2008. - №1 (61). - С. 14-24.

3. Имханицкий М.И. Международный фестиваль «Творческое наследие В.В. Андреева» // Народник. -2007. - №4 (60).

4. История русской музыки / Под ред. Ю.В. Келдыша. - Т. 10. - М., 1977.

5. Мищенко Л.А. Музыкально-педагогическое наследие В.В. Андреева и его роль в современном профессиональном образовании музыкантов-народников: монография/ Л.А. Мищенко. - Белгород. БГИИК, 2012.

6. Полевой М.В. Просветительская деятельность в контексте общественного движения в России конца XIX начала XX вв. - М., 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Создатель Великорусского оркестра В.В. Андреев в зеркале русской прессы (1888-1917). Ред-сост. А.В. Тихонов. - СПб.: Союз художников, 2002. 223 с.

8. Соколов Ф.В. В.В. Андреев и его оркестр. /Ф.В. Соколов. - Л.: Музгиз, 1962.

9. Чагадаев А.С. В.В. Андреев / А.С. Чагадаев. - М: Музгиз, 1961.

GREAT RUSSIAN ORCHESTRA OF V.V. ANDREEV AS INTERCULTURAL PHENOMENON

L. A. Mishchenko

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: mishenko@mail.ru

The article explains the phenomenon of birth and development of the Great Russian folk orchestra and its worldwide recognition. It is told about the influence of the Great Russian folk orchestra on creation of system of music education on folk instruments and professional performance in Russia. The article deals with various movements and genres in music and creative activities, performing art, propaganda, conductor's and pedagogical activity of V. V. Andreyev - a great balalaika performer, the founder of an orchestra.

Keywords: balalaika, remodelment of early musical instruments, cooperation, birth of an orchestra, tour, worldwide recognition, education.