УДК 81 (075.8)
ДУХОВАЯ МУЗЫКА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОВЕСТКЕ ДНЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ РОССИЙСКИХ СМИ: ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ ЖУРНАЛА «ОРКЕСТР»
A. В. Полонский1
B. Д. Зарицкий2
1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет
e-mail: [email protected]
2 Белгородский государственный институт искусств и культуры
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются особенности осмысления духовой музыки в специализированных музыкальных российских СМИ (на примере журнала «Оркестр» (2006 - 2011 гг.). Содержательный анализ публикаций позволяет прийти к выводу, что при наличии понимания несомненной социальной, культурной, образовательно-педагогической и воспитательной значимости духовой музыки ее феномен в СМИ остается вне фокуса глубокого осмысления.
Ключевые слова: культура, масс-медиа, общественная повестка дня, музыкальные издания, музыка, духовая музыка.
Фундаментальной реальностью современного общества являются масс-медиа. Формируемая ими общественная повестка дня, то есть совокупность проблем и сюжетов, предъявленных обществу как наиболее значимых, требующих общественного внимания и осмысления [40, с. 32 - 52], задает тематику и характер публичного диалога, вовлекая в него широкую аудиторию. Общественная повестка дня - это актуальный вопрос человеку на языке масс-медиа: кто ты? Рассмотрение общественной повестки дня, формируемой масс-медиа, поэтому представляется чрезвычайно перспективным, поскольку дает востребованный обществом ответ на сущностный вопрос о характере циркулирующих в обществе знаний и способе их осмыслении, об особенностях актуальной общественной мысли, что позволяет распознать духовный статус общества, и сделать правильный социальный прогноз.
Этим определяется актуальность поднимаемой в настоящем исследовании проблемы - роли современных специализированных музыкальных изданий, в частности журнала «Оркестр», в формировании общественной повестки дня, а также в формировании художественно-эстетического сознания и музыкального вкуса общества как показателя не только его стилистики, социально-художественного опыта, но и его нравственности, степени причастности к интеллектуальной и культурно-духовной традиции.
Важность осмысления характера массмедийного сопровождения музыкальной практики современного российского общества, обеспечения масс-медиа живого публичного диалога, ориентированного как на культурную традицию, так и на текущую музыкальную жизнь и особенности современного музыкального выбора, становится особенно очевидной, если учесть то, что в России «в сфере вещания,- говоря словами Я. Н. Засурского, - существует довольно мощное присутствие государства» [19, с. 197], которое по сути своей заинтересовано в том, чтобы общество обрело надежную мировоззренческую и нравственно-эстетическую основу и разработало в солидарном усилии всех заинтересованных социальных субъектов свою формулу социального блага, в которой бы учитывались особенности не только текущей жизни, но и национально-культурного опыта народа [31].
Сфера духовной жизни общества, как известно, чрезвычайно многообразна. Ее характер определяется теми культурными и социальными практиками, в которых человек осуществляет себя как субъект и обретает свое имя - национально-культурное и индивидуально-личностное. Одной из таких практик, особенно востребованных сегодня, является музыка - исключительно сложный феномен, обнаруживающий себя в разных аспектах - эстетическом, психологическом, коммуникативном, этнокультур-
ном, социальном, педагогическом. Как особый источник душевной гармонии, музыка позволяет человеку ощутить свою включенность в контекст жизни с присущей ей полифонией опыта, голосов, осмыслений и образов.
О возможностях музыки влиять на человека, на его чувственный опыт, духовный мир и интеллектуальные способности говорится давно, достаточно вспомнить античных философов - Аристотеля, Гераклита, Пифагора, Плутарха. В одном из древних философских трактатов, например, утверждается, что человек, творчески потрудившийся над усвоением музыки, «не запятнает себя никакими неблагородными поступками, но получит, благодаря музыке, величайшую пользу и будет полезен себе и родине» [38]. Особенно актуальными сегодня, хотя, может быть, и не до конца пока еще воспринятыми обществом, являются, на наш взгляд, размышления Платона, который в своих знаменитых диалогах «Пир», «Государство», «Законы» указывал, что музыка как «наука об элементах любви в сфере лада и ритма», благодаря своей опоре на чувство, обладает уникальной способностью настраивать душу на определенный лад, поэтому она должна быть фундаментом государственной системы воспитания [27, с. 425]. Платон полагал, что музыка, слитая со словом и танцем, музыкальная гармония и ритм, исходящие из божественного прообраза, имеют исключительно важное значение для общества. «Пища души - в музыке», - говорил он. При этом Платон видел непосредственную связь между характером музыкальной жизни и духовной силой государства.
Размышления античного философа созвучны сегодняшней научной мысли. Музыкальная практика, особенности звучащих ладов и ритмов несомненно во многом определяют характер общественной морали и духовных притязаний человека. Музыка, во всех ее стилистико-содержательных формах и жанрах, будучи неотъемлемой частью жизни человека и средоточием «многовекового духовно-нравственного и социально-культурного опыта» [28, с. 3], без сомнения является одним из ключевых факторов, формирующих характер ценностной, духовно-нравственной парадигмы общества.
Самым востребованным средством укрепления нравственной силы человека и его связи с отеческой традицией издавна является духовая музыка, отличающаяся особой демократичностью образного языка и уникальной способностью эмоционального воодушевления человека. Она несет в себе идеи гражданственности, патриотизма, чувство переживания Отечества и взволнованно-эмоционального единения людей.
Будучи вовлеченным в мир музыки, современный человек должен уметь понимать музыкальное произведение и его стилистику, правильно интерпретировать созданный в нем художественный образ, точно улавливать интонацию, тембр и ритм музыки, «слышать» ее социальное звучание. Все это требует не только качественной профессиональной подготовки и глубоких знаний, аккумулированных в монографиях, диссертационных исследованиях и учебных пособиях (см.: [10; 26; 3; 21; 4; 23; 30]), но и широкого творческого разговора «о музыке и о себе» в масс-медиа, ориентированных на широкую аудиторию, «жестко осуществляющих когнитивный менеджмент посредством формирования общественной повестки дня» и «обладающих уникальными возможностями формирования у общества важнейшей для него способности - определять свои духовные границы» [32].
Как замечает Т. Адорно, музыка - это «не явление истины, а... идеология» [2, с. 52]. Этим объясняется чрезвычайная важность того, «в каком виде ее узнаёт народ» [2, с. 53], в каком виде она представлена в современных масс-медиа.
Ключевую роль в выполнении этого социального заказа, несомненно, играют специализированные масс-медиа, призванные обеспечивать не только формирование необходимой для научной и научно-методической мысли информационно активной среды, но и продвижение социально значимых идей, включение их и удержание в общественном сознании. Среди таких масс-медиа - издающийся в Москве с 2006 года общероссийский научно-популярный иллюстрированный музыкальный журнал «Оркестр» [1].
Духовная история журнала «Оркестр» восходит к периоду 1910 - 1912 гг., когда он выходил под руководством известного музыканта, дирижера, драматического акте-
ра, музыкального критика и педагога И. В. Липаева, который - под псевдонимом Са-маров - в одной из своих программных публикаций в журнале писал: «Городу нужен оркестр... Не надо жалеть средств на культурное предприятие, раз оно будет обслуживать интересы всего населения. Надо всеми силами сочувствовать начинанию людей, у которых впервые зародилась благодарная мысль пойти в ногу с требованиями жизни, необходимо всячески поддерживать их начинание, важное и серьезное» [34].
Сегодня «Оркестр» - это уникальный отечественный журнал, ориентированный на широкую аудиторию любителей и профессионалов, «музыкальных тружеников» (И. В. Липаев), исполнителей, педагогов и студентов. Учредителем журнала является Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ), творческий и профессорско-преподавательский коллектив которого видит свою духовную миссию в утверждении идей гуманизма и ценностей отечественной и мировой культуры. В редакционный совет журнала входят виднейшие специалисты в различных сферах гуманитарного знания, представляющие не только вузы Москвы и Санкт-Петербурга, но и многих регионов России.
В современных условиях маргинализации высоких образцов музыкальной культуры журнал «Оркестр» видит свою миссию, которая лучше всего выражена в словах Д. С. Лихачева: «Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся культурой» [25, с. 29]. Из осознания миссии формулируется и цель журнала - развитие коллективного творчества, которое в музыкальном образовании и формировании художественно-эстетического вкуса осознается журналом в качестве базового. Как сказал А.Л. Дудин, шеф-редактор журнала «Оркестр» , заслуженный работник культуры, профессор МГУКИ, «в наше время, когда от современной информации зависит успех любой профессиональной деятельности, незаслуженно упускается соответствующая информационная работа в области отечественного оркестрово-ансамблевого исполнительства, тем самым сдерживается развитие и популяризация данного вида искусства. В музыкальных средствах информации, журналах и газетах периодически освещаются события, происходящие в области оркестрового искусства, но целенаправленной своевременной и сопутствующей деятельности по данному информационному направлению до сих пор не ведется. Многочисленные просьбы из различных регионов России и зарубежья, пожелания, стремления помочь и поддержать работу по выпуску профессионального журнала, который бы полностью был адресован оркестровым музыкантам, педагогам, дирижерам и композиторам, методистам и исследователям, работающим в этой области, высказываются на всех проходящих семинарах, конференциях, конкурсах и других оркестровых форумах. Но одного желания здесь недостаточно, так как в современных условиях живет и развивается тот, у кого творческий подход к делу оправдывается высоким профессионализмом, умением создать и постоянно развивать материальную основу своего предприятия, а также заботиться о постоянном расширении круга заинтересованных лиц» [13].
Какое же место на страницах журнала, нацеленного на углубление серьезного разговора о культурных практиках современного человека, занимает духовая музыка? Насколько востребованной и эффективной является его просветительская деятельность, направленная на «удержание» в общественной мысли многообразного отечественного и зарубежного опыта духовых оркестров? Насколько действенна его творческая лаборатория исполнительства и учительства?
Как показывает анализ публикаций, журнал «Оркестр» активно откликается научными, научно-популярными, учебно-методическими и сугубо журналистскими публикациями (статьями, портретными очерками, репортажами, информационными заметками, разнообразными интервью и др.) на осмысление духовой музыки как эстетического, культурного и социального феномена. Она получает свое освещение с точки зрения как своих исконных особенностей, так и современных интонационных тенденций, новых выразительных возможностей. «Духовая музыка, - пишет А. Жульев, -как никакая другая, способна объединить людей. Она является проводником эсте-
тической культуры в широких слоях общества... Духовая музыка воспитывает патриотизм, поднимает настроение своей жизнерадостностью и оптимизмом» [17, с. 22]. В публикации «Брасс-Бенефис - репортаж из Нортфилда», посвященной форуму медных (brass в переводе с англ. «медь») духовых инструментов, ее автор З. Карташева, отмечая продуманность фестивальной программы, насыщенность его живой музыкой оркестров, вовлекающих человека в действо, говорит, что духовая музыка обладает богатыми возможностями «не только развлекать и доставлять эстетическое наслаждение, но одновременно и решать познавательные и воспитательные задачи» [20, с. 16]. На огромные потенциальные возможности современной духовой музыки, на ее многоаспектность обращает внимание А. Гилев. На вопрос «Что такое собственно "современная духовая музыка"? Жанр, искусство, образование, вид деятельности или "что-то еще"? - он отвечает: «При внимательном взгляде становится понятно, что ясность в данном вопросе отсутствует... Теоретик-музыковед определит духовую музыку как жанр. Музыканты, композиторы, дирижеры и другие практики - как искусство или вид творчества. Издатель и продюсер - как вид музыкальной и коммерческой деятельности. В образовательных учреждениях духовая музыка представлена как учебная дисциплина. В государственных структурах, например, в Вооруженных Силах, духовая музыка чаще предстает как вид служебной, церемониальной деятельности. И так далее. Очевидно одно, что категория "духовая музыка" еще ждет своего целостного понимания с привлечением философии, культурологии и искусствоведения» [9, с. 25]. В очерке Ю. Кружнова «Пора, пора, рога трубят!..» осмысляется феномен русской роговой музыки, которая, безусловно, вносит свои смыслы в многоаспектный диалог о человеке, культуре и творчестве: «Звук живет изначально в нас, рождается в нас, и как мы душевно наполнены, так рог и воспроизводит эту нашу наполненность. Здесь не сфальшивишь. Рог - это "детектор лжи"» [22, с. 133].
Особое внимание журнал «Оркестр» обращает на зарубежную и отечественную историю и практику духовой школы, опыт исполнительства на духовых инструментах. Этому посвящены его многие публикации [33; 29]. Среди них - статья Ю. Гусева «Альт-тромбон в камерной музыке XVIII века», в которой рассказывается об активной музыкальной жизни на берегах Дуная, испытавшей сильнейшее влияние итальянской музыкальной культуры. Музыка была важной частью монастырской и придворной жизни Австрии. Легендарная эра музыки в истории Австрии начиналась при основательной поддержке высокопоставленных особ. Не случайно все четыре монарха, правившие в Австрии с 1637 г., были одновременно и композиторами, и исполнителями. Так, например, Леопольд I написал более 300 сочинений. Он искусно играл на флейте, клавесине и скрипке. Автор публикации приводит также весьма показательный пример из жизни Карла VI, который в ответ на комплимент композитора И. Й. Фукса «Очень жаль, Ваше Величество, что Вы не виртуоз (имея в виду, что он не профессионал)», ответил: «Не имеет значения, я все равно лучший» [12, с. 23]. Показательным в этом аспекте является и очень эмоциональная «портрет-презентация» В. Березина «Максим Емельянычев: дирижер их эпохи барокко» о молодом многообещающем московском дирижере, клавесинисте, аранжировщике, выгодно отличающемся от общей массы «заразительностью таланта» и способностью пробуждать «в уставших душах», по словам автора, «юношеское беспокойство» [7, с. 49].
Многие страницы журнала «Оркестр» посвящены различным аспектам оркест-рово-ансамблевого исполнительства и преподавания игры на духовых, народных, эстрадных и ударных инструментах, на исполнительскую и учебную практику в российских и зарубежных учебных заведениях, а также на организацию и подготовку музыкальных творческих коллективов как академического характера (симфонических, духовых, фольклорных), так и эстрадно-джазовых. Так, например, В. Березин в своей публикации «История исполнительства на духовых инструментах в отечественном музыкознании» обращает внимание на отечественную исполнительскую практику, отмечая, в частности, что «в отечественной музыкальной культуре, в отличие от западноевропейской, духовые инструменты не занимали достаточно значимых позиций
в самой исполнительской практике. И отечественная исполнительская школа складывалась главным образом эмпирическим путем, выходя из оркестровой практики и возвращаясь в нее» [7, с. 6]. При этом автор публикации дает оценку отечественной практике. По его мнению, «русская духовая школа, долго развиваясь изолированно и сохраняя консервативные принципы, обладала, тем не менее, интересными и своеобразными свойствами. Выйдя на международную арену конкурсов и фестивалей, отечественные исполнители зачастую просто не соответствовали критериям, утвердившимся в Европе. Это вовсе не означало, что нужно скорее отказываться от собственных традиций и гнаться за немецкими и французскими. Однако желание соответствовать западноевропейским школам и конкурировать с зарубежными коллегами на мировом рынке труда о брело весьма конкретные очертания в виде стремления наших молодых музыкантов учиться и совершенствоваться в Европе и США, осваивать опыт признанных зарубежных мастеров. Несмотря на успехи отдельных талантливых виртуозов, в целом это привело к тому, что наши музыканты стали сознательно менять художественно-эстетические ориентиры, все более утрачивая лучшие, характерные черты отечественной школы» [7, с. 11].
Журнал «Оркестр» обращает внимание и на то, что изменяется практика создания духовых оркестров, что в России усиливается позитивная тенденция создания, наряду с самодеятельными коллективами, высокопрофессиональных филармонических, губернаторских, муниципальных, вузовских оркестров. Так, например, А. Дудин описывает создание в 2001 году творческого коллектива «Русская роговая капелла», осуществившееся по благословению настоятеля храма свв. Апп. Петра и Павла Артемия Скрипкина и при поддержке ректора РГПУ им. А. И. Герцена Г. А. Бодровского. В этом автор публикации справедливо видит факт возрождения истоков русского духового искусства и популяризации отечественных духовых инструментов [15, с. 12]. На страницах журнала описывается и опыт Белгородской области: « Сегодня трудно представить культурную жизнь и досуг горожан без муниципального оркестра духовой и эстрадной музыки... Уместно здесь заметить, что администрация области, во главе с ее губернатором Е .С. Савченко самым внимательным образом относится к развитию культуры своей области и в частности к развитию духовых оркестров. Так, свои постановлением он обязал руководителей предприятий и учебных заведений создавать и поддерживать эти коллективы в области» [5].
Важным в журнале является и методико-педагогическое направление, представленное как практическими советами для духового оркестра по инструментовке, осмыслением особенностей психологии и физиологии деятельности музыканта, так и популяризацией опыта известных музыкантов-педагогов - А. В. Вдова, Э. Д. Грача, Б. А. Дикова, Н. В. Калинина, В. С. Попова, А. Т. Скобелева и др. Так, например, одна из публикаций в журнале «Оркестр» посвящена Ю.А. Усову, чей педагогический метод «по содержанию и прогрессивности оказался важным для развития отечественной школы игры на трубе» [39, с. 58]. Объединяющая идея в преподавании духовой музыки сформулирована в публикации А. Дудина и Н. Ирининой «Главная задача - приобщить к музыке» в словах В. Р. Зарембы, выпускника Музыкально-педагогического института им. Гнесиных, ныне преподавателя «оркестра» в школах Нью-Йорка: «Учитель должен быть бескорыстным и отдавать все лучшее, что он знает и умеет, и делать это на высоком духовном уровне» [16, с. 29].
Журнал «Оркестр» воссоздает объемную картину музыкальной жизни, героями которой являются как отдельные музыканты-духовики, так и творческие коллективы -профессиональные и любительские, муниципальные и учебные. Не случайно одним из самых распространенных жанров в журнале становится портрет, создаваемый либо посредством монологического повествования, либо интервью. М. В. Плетнев, К.-П. Таффанель, И. В. Липаев, Ф. Миллс, В. А. Новиков, И. В. Петров, К. К. Тихонов, М. Фергюсон, И. М. Манжух, Э. Грач, А. Ф. Гуляницкий, Г. З. Ройтфарб, В. Кочнев, В. В. Шевердин, В. А. Старков - это только скромный перечень имен музыкантов, чьи судьбы, мастерство и школы представлены на страницах журнала.
Разные рубрики - «Историческое обозрение», «Колонка памяти», «Юбилеи современников», «Калейдоскоп гастролей», «Зарубежные новости», «Лаборатория ди-
рижера», «Актуальное интервью», «Вести из регионов» и др. - дают возможность не только увидеть разные аспекты музыкальной жизни России, в том числе в ее международном контексте и в контексте ее регионов, но и вести серьезный, многосторонний и всегда откровенный разговор о достижениях и неудачах современного музыкального искусства, особенностях оркестровой практики и исполнительства на духовых инструментах. Появляются развернутые публикации и информационные сообщения о проводимых как в России, так и за рубежом фестивалях и конкурсах, концертах, научных и творческих конференциях и семинарах, на которых звучит духовая музыка и на которых она получает свое научно-эстетическое, научно-педагогическое и культурно-историческое осмысление. В частности, в публикации Г. Соболя «Такая музыка звучит у нас в судьбе» рассказывается о VIII областном фестивале духовой музыки имени В. А. Старкова «Салют, фестиваль!», посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Он собирает духовые коллективы Белгородской, Воронежской, Курской области и г. Харькова (Украина), чтобы почтить память «тех, кто ушел в вечность, с честью исполнив свой долг перед Родиной», а также чтобы почтить память талантливого музыканта, дирижера и педагога В. А. Старкова, «который стоял у истоков создания духовых оркестров в послевоенном Белгороде» [35, с. 127].
Глубокими по своему содержанию и особенно важными с точки зрения репрезентации пространства духовой музыки, его культурных парадигм являются, по нашем мнению, рубрики «Вести из регионов России» и «Зарубежные новости». Публикуемые в них материалы позволяют увидеть музыкальную жизнь, в ее панорамности и динамике, в ее истории и в сегодняшнем дне, в исполнительской практике выдающихся музыкантов-духовиков, именитых профессионалов и только начинающих свой творческий путь, а также в живой научно-эстетической мысли, особенно востребованной сегодня.
В журнале поднимаются и злободневные проблемы современной оркестровой практики в России. Автор одной из публикаций констатирует, что с середины 90-х престиж профессии музыканта-духовика постепенно падает, о чем свидетельствует в том числе отсутствие серьезного набора на отделение духовых инструментов в том числе Самарского музыкального училища им. Д. Г. Шаталова, которое всегда являлось основным поставщиком кадров в духовые гражданские и военные оркестры [24]. К сожалению, журнал при этом не дает на своих страницах глубокого осмысления опыта работы с детскими музыкальными коллективами, которая требует глубоких знаний - и предметных, и психолого-педагогических, и организаторских. Однако в публикациях, посвященной данному вопросу, хотя и немногочисленных, подчеркнуто звучит идея необходимости возрождения в школе традиции духового искусства. Обращается внимание и на материальные проблемы, в том числе на материальное положение музыканта - исполнителя и преподавателя, - не всегда достойное его духовному вкладу [8, с. 41].
Духовая музыка - объемный, многоаспектный феномен, который не всегда легко «свернуть» в масштаб малого журнального жанра: он требует развернутой формы. Тем не менее, тема «музыки воздуха», как определил ее А. Дудин [15, с. 70], проходит через многие публикации журнала, главный вывод которых - духовая музыка должна всегда звучать как в «городском саду», так и на самых «высоких» сценах.
Феномен духовой музыки на страницах журнала «Оркестр», как видим, получает свое освещение и осмысление. Открытость, свобода от ведомственного диктата позволяет авторам журнала высказывать свои принципиальные суждения и давать объективные оценки тем или иным фактам культурной жизни. Тем не менее, заметим, что во многих публикациях журнала преобладает констатирующий способ подачи информации, пересказ, порой излишне беглый, конспективный, а не глубокий анализ и проблематизация, предполагающая поиск сферы непознанного, но требующего своего научного осмысления.
Таким образом, при всей социальной, культурной и образовательно-педагогической значимости духовой музыки ее феномен все еще остается вне фокуса глубокого осмысления, следствием чего является практически отсутствие на сего-
дняшний день серьезного, отвечающего потребностям современного общества развернутого публичного разговора, в котором бы обобщались, рационализировались и про-блематизировались существующие осмысления феномена духовой музыки как в ее культурно-исторической перспективе, так и в практике современной жизни.
Духовая музыка в современных специализированных музыкальных изданий еще ждет своего целостного осмысления - философского, культурологического, искусствоведческого и, на наш взгляд, социально-духовного. Именно этот аспект, социально-духовный, наиболее актуальный для современного человека, ищущего и в музыке ценностные смыслы, духовные основы своего бытия, растворяется на страницах журнала «Оркестр» в массе многообразных осмыслений истории и современной отечественной и зарубежной музыкальной практики. По нашему глубокому убеждению, этот аспект нуждается в самостоятельной разработке и журнал «Оркестр» имеет для этого необходимый потенциал философской, научной, педагогической и музыкально-эстетической мысли.
Список литературы
1. «Оркестр». Общероссийский специализированный (музыкальный) научно-популярный иллюстрированный журнал (2006 - н/в). Сайт: [http://journalorchestra.ru/history.html].
2. Адорно Т.-В. Избранное: Социология музыки / Т.-В. Адорно. - М.-СПб.: Университетская книга, 1999- - 204 с.
3. Асафьев Б. В. Музыкальная культура / Б. В. Астафьев. - М.: КомКнига, 1996. - 340 с.
4. Балин А. П. Традиции оркестра духовых инструментов в эволюции джаз-бэнда: 1890-1960-е гг.: Дис. кандидата искусствоведения [Электронный ресурс] / А. П. Балин. - Ростов-на-Дону, 2008. - 229 с. - Режим доступа: [http://www.dissercat.com/content/traditsii-orkestra-dukhovykh-instrumentov-v-evolyutsii-dzhaz-benda-l890-l96o-e-gg].
5. Белгородские юбиляры / / Оркестр. - 2011. - № 1 - 2 (22 - 23). - С. 138 - 139.
6. Березин В. История исполнительства на духовых инструментах в отечественном музыкознании / В. Березин // Оркестр. - 2006. - № 4. - С. 6 - 12.
7. Берези, В. Максим Емельянычев: дирижер из эпохи барокко / В. Березин // Оркестр. - 2011. - № 1 - 2 (22 - 23). - С. 47 - 49.
8. Бло, О. Оркестр «Боян» в фокусе проблем музыкального просвещения, образования / О. Блох // Оркестр. - 2006. - № 3. - С. 40 - 44.
9. Гилев А. Г. Духовая музыка России начала XXI века: состояние и перспективы /
A. Г. Гилев // Оркестр. - 2010. - № 1 - 2. - С. 25 - 26.
10. Губарев, И. Духовой оркестр / И. Губарев. - М., 1963. - 79 с.
11. Гулыгин М. Музыка в нашей жизни / М. Галыгин. - М.: Мысль, 1996. - 232 с.
12. Гусев А. Альт-тромбон в камерной музыке XVIII века / А. Гусев // Оркестр. -2008. - № 4. - С. 23 - 25.
13. Дудин, А. История журнала [Электронный ресурс] / А. Дудин // Оркестр. - Режим доступа: [http://journalorchestra.ru/history.html].
14. Дудин А. Русская роговая капелла / А. Дудин // Оркестр. - 2006. - № 3. - С. 12.
15. Дудин А. Виват духовому оркестру / А. Дудин / / Оркестр. - 2008. - № 4 (13). - С. 69 - 70.
16. Дудин А., Иринина Н. Главная задача - приобщить к музыке / А. Дудин, Н. Иринина // Оркестр. - 2006. - № 4. - С. 27 - 29.
17. Жульев А. Оркестр из 2000 труб: о духовой музыке в Кировограде (Украина) в 1974 - 1982 годах / А. Жульев // Оркестр. - 2010. - № 1 - 2. - С. 22 - 24.
18. Зарицкий В. Д. Квинтет духовых инструментов: искусство и педагогика [Текст] /
B.Д. Зарицкий // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. - 2011. - № 4. - С. 200 - 202.
19. Засурский Я. Н. Журналистика и общество: балансируя между государством, бизнесом и общественной сферой / Я. Н. Засурский // Средства массовой информации постсоветской России: Учебное пособие / Я. Н. Засурский, Е. Н. Вартанова, И. И. Засурский и др.; Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 195 - 231.
20. Карташева З. Брасс-Бенефис - репортаж из Нортфилда / З. Карташева // Оркестр. - 2006. - С. 14 - 19.
21. Клейн Э. Г. Военные оркестры как феномен провинциальной культуры России: на материалах Костромской губернии до 1917 года: Дис. канд. культурологии [Электронный ресурс] / Э. Г. Клейн. - Кострома, 2005. - 192 с. - Режим доступа: [http://www.dissercat.com/content/voennye-orkestry-kak-fenomen-provintsialnoi-kultury-rossii-na-materialakh-kostromskoi-gubern].
22. Кружнов Ю. Пора, пора, рога трубят / Ю. Кружнов // Оркестр. - 2011. - № 1-2 (22 - 23). - С. 129 - 133. u
23. Куликов Е. М. Музыкальные предпочтения как дифференцирующий и интегрирующий фактор российской молодежной субкультуры: Дис. ... канд. социол. наук / Е. М. Куликов. - Ставрополь, 2004. - 165 c.
24. Куликов М. Г. Возрождение детских духовых оркестров по-самарски / М. Г. Куликов // Оркестр. - 2007. - № 1 (6). - С. 52.
25. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачев. - М.: Детская литература, 1989. - 65 с.
26. Матвеев В. Русский военный оркестр / В. Матвеев. - М. - Л., 1965. - 100 с.
27. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. - 672 с.
28. Новиков И. А. Коммуникативные характеристики функционирования музыки в российском социокультурном контексте / И. А. Новиков. - Автореф. дис... к. филол.н. - Ростов-на-Дону, 2009. - 24 с.
29. Ножов, В. Алексей Гуляницкий: титан симфонизма [Текст] / В. Ножов // Оркестр. - 2011. - Вып. 24 - 25. - С. 41 - 43.
30. Перси У. «Не пой, красавица, при мне.»: Культурная территория русского романтизма / У. Перси. - М.: Аграф, 2003. - 336 с.
31. Полонский А. В. Сущность и язык публицистики / А. В. Полонский. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2009. - 238 с.
32. Полонский А. В. Дискурсивная и текстовая парадигма современности [Рукопись] / А. В. Полонский. - Белгород, 2012. - 144 с.
33. Проскурин С. Барокко вчера и сегодня: проблемы исполнительства на трубе музыки эпохи барокко / С. Проскурин // Оркестр. - 2011. - Вып. 24 - 25. - С. 9 - 13.
34. Самаров. Городской оркестр (Оркестр. - 1910. - № 1) / Самаров // Оркестр. -2010. - № 1 - 2 (18 - 19). - С. 6 - 9.
35. Соболь Г. Такая музыка звучит у нас в судьбе / Г. Соболь // Оркестр. - 2010. -№ 1 - 2 (18 - 19). - С. 127 - 130.
36. Суючбакиева Т. Духовая музыка сегодня / Т. Суючбакиева // Музыкальная жизнь. -
2009. - № 2. - С. 48 - 49.
37. Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия / Т. Э. Тютюнникова. - М.: Либроком, 2010. - 264 с.
38. Философия: Энциклопедический словарь/ Под ред. А.А. Ивина [Электронный ресурс]. - М.: Гардарики, 2004. - Режим доступа: [http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_ philosophy/1295].
39. Черных А. Памяти выдающегося педагога Юрия Усова / А. Черных // Оркестр. -
2010. - № 1 - 2. - С. 58 - 59.
40. McCombs M. Setting the Agenda: The Mass Media and Public Opinion. - Cambridge, UK: Polity Press. 2004. - 184 p.
BRASS BAND MUSIC ON THE AGENDA OF MODERN RUSSIAN SPECIALISED MASS MEDIA: REMARKS ON THE MARGINS OF THE JOURNAL "ORCHESTRA"
The article considers some features of reflexion over brass band music in a specialized journal "Orchestra" (2006 - 2011). The substantial analysis of publications allows concluding that unequivocal understanding of the social, cultural, educational and pedagogical significance of brass band music is present, but the phenomenon of brass band music remains out of focus as the active attention of researchers, specialists and the journalistic community.
Key words: Russian culture, mass media, music publishing, brass music, brass band.
A. V. Polonskiy1 V. D. Zaritskiy2
1 Belgorod National Research University
e-mail:[email protected]
2 Belgorod state Arts and Culture Institute
e-mail: [email protected]