ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО PERFORMING ART
" » « И
DOI: https://doi.org/10.24411/2076-4766-2019-13012
В. Н. ДЁМИНА
Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
СПЕЦИФИКА КОМПОЗИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВОЕННЫХ ДИРИЖЕРОВ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА А. Б. ГОЛОВИНА)
«■ >19 II
Вначале XXI века одной из значимых задач современной культуры, характеризуемой неустойчивостью представлений о прошлом и настоящем, потерей нравственных и духовных ориентиров и трансформацией культурных ценностей, является сохранение памяти о ключевых событиях военной истории России. Немаловажным ресурсом, участвующим в её восстановление, стала военная музыка1. Обладая имманентной исторической значимостью, она оказывает влияние на развитие отечественной музыкальной культуры, обеспечивая расширение сферы её бытования и освоение новых жанров музыкального искусства.
В контексте сказанного, важным представляется изучение современного этапа развития военной музыки. Несмотря на многочисленные публикации документов и материалов, содержащиеся в электронных и печатных изданиях2, необходимо отметить, что в большей части они посвящены характеристике военно-музыкальной культуры имперского и советского периодов отечественной истории. Современное её состояние, в особенности в аспекте регионального развития, исследовано еще недостаточно полно.
В. И. Тутунов в работе «История военной музыки России» выделил три основных направления деятельности военных оркестров: слу-жебно-строевое, общественно-церемониальное, культурно-просветительское [5, с. 6-7]. М. Д. Черток в исследовании «Русская военная музыка первой половины XIX века. Развитие военно-музыкантской службы» отмечает две основные функции военной музыки в вооруженных силах: управление войсками, оформление ритуалов и церемоний [8, с. 3]. В Приказе Министра обо-
роны Российской Федерации «О Военно-оркестровой службе Вооруженных Сил Российской Федерации» (от 6 февраля 2013 г.) указывается, что служебно-творческая деятельность военного оркестра заключается: «В музыкальном обеспечении воинских ритуалов, общественных, культурно-массовых и спортивных мероприятий; в концертных выступлениях и проведении культурно-просветительной работы; в оказании методической помощи коллективам музыкальной самодеятельности воинской части и командирам подразделений в подборе и разучивании строевых песен; в подготовке сигналистов-барабанщиков» [2, с. 16-17].
В связи с этим, можно выделить два основных направления творческой деятельности современных военных дирижёров. Первое - создание произведений, предназначенных для исполнения военными оркестрами, второе - аранжировка уже существующих авторских сочинений или образцов фольклора. Оба направления развиваются в русле исторически сложившихся традиций, характерных для отечественной музыкальной культуры.
Над созданием корпуса произведений для военного оркестра (первое направление) в XVIII-XX вв. работали такие известные отечественные композиторы, как Д. С. Бортнянский, М. И. Глинка, А. Н. Верстовский, А. А. Алябьев, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, Р. М. Глиэр, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович. В XX веке важный вклад в создание лучших образцов отечественной военно-патриотической музыки принадлежит военным дирижёрам и композиторам: В. И. Агапкину, А. В. Александрову, Б. А. Диеву, С. А. Чернецкому, И. А. Шатрову.
В начале XXI века значимость приобретают сочинения современных дирижёров и композиторов - народного артиста Российской Федерации, генерал-лейтенанта, В. М. Халилова, подполковника А. П. Балина, члена союза композиторов Москвы и России А. Г. Гилёва и др. Марши «Бодрый», «Генерал Милорадович», «Улан», «Молодежный марш», марш ПВО «Попади», морской марш «Рында», фанфара «Уральская рябинушка», вальс «Бегония», «Адажио» В. М. Халило-ва, марш «Арктика» А. П. Балина, концертный марш «Христофор Хаханян» А. Г. Гилёва занимают важное место в репертуаре ведущих военных оркестров Вооруженных Сил Российской Федерации.
Не менее важным на современном этапе развития военной музыки представляется творчество дирижёров, работающих в области инструментальной аранжировки (второе направление). В исполнении военных оркестров звучит музыка как зарубежных (Т. Альбинони, И. С. Баха, Л. Бетховена, К. Дебюсси, В. Моцарта, Дж. Россини К. Сен-Санса, И. Штрауса и др.), так и отечественных композиторов (М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева, Н. А. Римско-го-Корсакова, И. Ф. Стравинского, А. И. Хачатуряна, Д. Д. Шостаковича и др.).
Особый интерес представляет творчество военных дирижёров и композиторов, работающих в регионах. Представителем современного поколения военных музыкантов, сохраняющего лучшие традиции военно-музыкальной культуры, является руководитель 24 военного оркестра (объединённого стратегического командования Южного военного округа), является заслуженный артист Российской Федерации, подполковник Андрей Борисович Головин3. Его композиторское творчество отмечено стремлением продолжить традиции отечественной военной музыкальной культуры. В нем продолжается развитие жанров строевой песни и марша, составляющих основу репертуара военных оркестров (песни «Наш Северо-Кавказский», «Военная служба»).
Центральной сферой творческой деятельности А. Б. Головина является аранжировка для духового состава произведений академической музыки. Большинство сочинений, включенных в концертный репертуар и программы плац-концертов оркестра, стали важной составляющей системы духовно-нравственного воспитания музыкантов. Им созданы переложения произведений С. С. Прокофьева (Сцена с часами из балета «Золушка», хор «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский») С. В. Рахманинова («Симфонические танцы», Симфония № 1),
П. И. Чайковского (Русский танец из балета «Лебединое озеро»), Р. К. Щедрина («Озорные частушки») и др.
Одним из сочинений, раскрывающих значимость событий военной истории России, является Симфоническая картина «Сеча при Кер-женце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Кор-сакова. Сохранение произведения в качестве одного из центральных в репертуаре оркестра, связанно с его особой значимостью в истории отечественной музыкальной культуры. Являясь одной из кульминационных точек оперы, картина повествует о драматическом столкновении русских и татар. Трагический для Руси исход битвы и последующая духовная победа, раскрываемые в опере средствами музыки, лежат в основе авторской мировоззренческой концепции композитора.
В то же время, произведение отмечено предчувствием революционных перемен начала XX века. Как отмечает Ю. Н. Холопов: «Можно было бы написать целую работу на тему „Рим-ский-Корсаков как зеркало антирусской революции". В эту ёмкую тему укладывается множество фактов творчества, биографии Римского-Корса-кова и некоторых его потомков в политическом и историко-культурном контексте ужасной катастрофы России 1905-1917 гг.» [7].
Стремление передать ощущение надвигающихся перемен выразилось в поиске композитором новаторских средств в области музыкальной формы, гармонии и фактуры. Особый художественный эффект в симфонической картине достигается процессом развертывания главной темы. Тембр фагота и басового кларнета придают ей угрюмый колорит, а незавершённость формы (тема написана в форме хода) и тональная неустойчивость раскрывают стремительный характер наступающей угрозы. Основным контрастом к главной теме выступает песенная тема трио [4, с. 113]. Звучание струнных инструментов в сочетании с тембром духовых придает ей печальный колорит. Инверсионная форма и все средства музыкальной выразительности направлены на передачу драматизма происходящего действия4.
А. Б. Головиным было создано несколько вариантов аранжировки симфонической картины, позволяющих исполнять её не только в концертном зале, но и на открытом воздухе (в плац-концертах). В варианте, созданном для концертных выступлений, практически полностью сохранена авторская концепция Н. А. Римского-Корса-кова. Значимые изменения, связанные со спецификой звучания духового оркестра, коснулись
темы трио (Пример 1)5. Тема проходит у флейт и гобоев, при этом, отсутствие струнной группы нисколько не снижает её красочности.
В варианте аранжировки для плац-концертов переосмыслены не только инструментовка, но и форма сочинения. В этой версии картина открывается фрагментом главной темы, звучащей в оригинале симфонической картины в ц. 190, 191 [4, с. 108]. Сокращение звукового пространства развертывания темы придает ей большую стремительность (Пример 2). Небольшие изменения в структуре формы трио раскрывают в новом ракурсе замысел композитора.
Воспринимаемая современниками на рубеже XIX-XX века в качестве итогового произведения «в пределах не только творчества
Римского-Корсакова, но и всей Новой русской музыкальной школы»6, опера не утратила своего значения и в начале XXI века. Новая трактовка симфонической картины «Сеча при Керженце», звучащей в нетипичных тембровых и акустических условиях, раскрывает потенциал академической музыки, намечая новые пути её развития в пространстве современной экранной культуры.
В этом аспекте представляется важным публикация и исполнение сочинений военных дирижёров. Расширение этой сферы искусства создаст необходимые условия для сохранения исторической памяти, культурной идентичности и единения полиэтничного и поликонфессионального населения России.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Как самостоятельное явление этот род музыки исследован в трудах П. И. Апостолова, Г. А. Ашева, Г. Н. Зубова, В. Михневича, В. Л. Минера, В. Д. Серых, В. И. Тутунова, В. В. Целиковского, М. Д. Чертока. Военным оркестрам посвящены работы А. Г. Гилёва, Б. А. Диева, А. Л. Ермоленко, В. А. Матвеева, Б. М. Ноздрунова, С. С. Тихомирова, Х. М. Хаханяна. История отечественной военной музыки отражена также и в зарубежных изданиях, например, в статье «Military Music and Tradition in Imperial Russia» [9]. Военную музыку в контексте развития отечественной музыкальной культуры исследовали музыковеды академической школы: Ю. В. Келдыш, Т. Н. Ливанова, Н. Ф. Финдейзен, Н. А. Огаркова и др. История развития отдельных жанров военной музыки нашла отражение в исследованиях О. А. Никольской и Х. М. Хаханяна (марш), В. Д. Крыловой (кантата), Г. В. Калашникова (гимны России).
2 Например, см.: [1; 6].
3 История оркестра насчитывает более пятидесяти лет. Оркестр был сформирован на базе военного оркестра 106 полка связи. В исторической справке (175 Лунецко-Пинской орденов Александра Невского дважды Красной Звезды бригады управления Южного военного округа (в/ч 01957) сообщается, что этот полк был сформирован в 1941 году в городе Бугульме Татарской
АССР; позднее при нем - штатный военный оркестр. В самостоятельную единицу оркестр был выведен 2 августа 1962 года, став 15-м военным оркестром штаба Северо-Кавказского военного округа с постоянным местом дислокации в г. Ростове-на-Дону. Первым начальником оркестра стал майор Цалик Моисеевич Шпитальник. А.Б. Головин был назначен военным дирижером 15 военного оркестра штаба Северо-Кавказского военного округа в августе 1994 года. Под его руководством военный оркестр ведет активную концертную деятельность. Коллектив неоднократно становился лауреатом смотров-конкурсов военных оркестров Вооружённых Сил Российской Федерации (в 2008 году - I степени, в 2014 -II степени в г. Москве), является приглашённым участником Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня» с программой плац-концерта (г. Москва, 2015).
4 Подробнее о форме и гармонии симфонической картины см.: [7].
5 В примерах 1 и 2 приведены фрагменты аранжировок А. Б. Головина Симфонической картины «Сеча при Керженце» Н. А. Римско-го-Корсакова из рукописного фонда 24 военного оркестра (объединённого стратегического командования Южного военного округа).
6 Подробнее см.: [3, с. 97]
ЛИТЕРАТУРА
1. Военная музыка в Санкт-Петербурге. 17032003: научно-популярная литература / Комитет по печати и взаимодействию со СМИ правит. СПб.; авт. и рук. проекта Н. П. Головко; науч. ред. Г. В. Вилинбахов. СПб.: Арт Деко, 2004. 251 с.
2. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 99 от 6 февраля 2013 г. «О Военно-оркестровой службе Вооруженных Сил Российской Федерации». URL: http://sadikov.biz/ wp-rantent/uploads/2013/03/%D0%9F%D1%80-99. pdf/ (дата обращения 8.08.2019).
3. Рахманова М. Н. А. Римский-Корсаков (1890-е и 1900-е годы) // История русской музыки: В 10-ти т. М.: Музыка, Т. 9: Конец XIX - начало XX века / Ю. В. Келдыш, М. П. Рахманова, Л. З. Соколова. 452 с.
4. Римский-Корсаков Н. Полное собрание сочинений. Т. 14б. М.; Л.: Музгиз, 1962. 428 с.
5. Тутунов В. История военной музыки России: учебник для студентов учебных заведений
по специальности 051100 «Дирижирование» [История исполн. искусства] под общ. ред. Е. С. Аксенова. М.: Музыка, 2005. 494 с.
6. Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века: Т. 1. С древнейших времен до начала XVIII в. М.- Л.: Музсектор, 1928. 236 с.
7. Холопов Ю. Канун Новой музыки. О гармонии позднего Римского-Корсакова. URL: http:// www.kholopov.ru/hol-rk.pdf (дата обращения 8.08.2019).
8. Черток М. Русская военная музыка первой половины XIX века. Развитие военно-музыкантской службы: дис. ... канд. иск. СПб., 2017. 286 с.
9. Military Music and Tradition in Imperial Russia // Brandenburg Historica's Online Store: on August 24, LLC. 2014. URL: http://stores.military-historyshop.com/blog/military-music-and-tradi-tion-inimperial-russia/ (дата обращения 8.08.2019).
REFERENCES
1. Voennaya muzyka v Sankt-Peterburge. 17032003: nauchno-populyarnaya literatura [Military music in St. Petersburg. 1703-2003: popular scientific literature]. St. Petersburg.: Art Deco, 2004. 251 pp.
2. Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii № 99 ot 6 fevralya 2013 g. «O Voenno-orkestrovoj sluzhbe Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii» [Order of the Minister of Defence of the Russian Federation No. 99 of February 6, 2013. «About Military and orchestral service of the Armed Forces of the Russian Federation»]. URL: http://sadikov.biz/ wp-content/uploads/2013/03/%D0%9F%D1%80-99. pdf/ (data obrashcheniia 8.08.2019).
3. Rakhmanova M. N. A. Rimskii-Korsakov (1890e i 1900-e gody) [N. A. Rimsky-Korsakov (1890s and 1900s)]. Istoriia russkoi muzyki: V 10-ti t., T. 9: Konets XIX - nachalo XX veka [History of Russian music: 10 vol. T. 9: Late 19th - early 20th century]. Moscow: Muzyka. 452 p.
4. Rimskii-Korsakov N. Polnoe sobranie sochinenii. T. 14b [Rimsky-Korsakov N. Complete works. Vol. 14b.] Moscow, Leningrad: Muzgiz. 1962. 428 p.
5. Tutunov V. Istoriya voennoj muzyki Rossii: uchebnik dlya studentov uchebnyh zavedenij po spedal'nosti 051100 «Dirizhirovanie» [History of
military music of Russia: the textbook for students of educational institutions majoring in 051100 «Conducting»]. Moscow: Muzyka, 2005. 494 p.
6. Findejzen N. Ocherki po istorii muzyki v Rossii s drevnejshih vremen do konca XVIII veka [Sketches on music history in Russia since the most ancient times until the end of the 18th century]. T. 1. S drevnejshih vremen do nachala 18 v. [T. 1. Since the most ancient times before 18]. Moscow, Leningrad: Muzsektor 1928. 236 p.
7. Holopov Ju. N. Kanun Novoj muzyki. O gar-monii pozdnego Rimskogo-Korsakova [Eve of New Music. On Harmony of Late Rimsky-Korsakov]. URL: URL: http://www.kholopov.ru/hol-rk.pdf (data obrashcheniia 8.08.2019).
8. Chertok M. Russkaya voennaya muzyka pervoj poloviny XIX veka [Russian military music of the first half of the 19th century]: dis. ... kand. isk. St. Petersburg., 2017. 286 p.
9. Military Music and Tradition in Imperial Russia // Brandenburg Historica's Online Store: on August 24, LLC. 2014. URL: http://stores.militaryhi-storyshop.com/blog/military-music-and-tradition-i-nimperial-russia/ (data obrashcheniia 8.08.2019).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Пример 1
Пример 2
СПЕЦИФИКА КОМПОЗИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -СОВРЕМЕННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВОЕННЫХ ДИРИЖЕРОВ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА А. Б. ГОЛОВИНА)
Статья посвящена композиторской деятельности современных военных дирижеров, работающих в региональных оркестрах. Цель статьи заключается в установлении специфических особенностей развития музыки для военных оркестров в начале XXI века. В задачи входило: исследование современного этапа истории развития военной музыки в России, изучение репертуара духовых оркестров, рассмотрение ключевых аспектов творчества военных дирижеров и композиторов на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Материалом исследования послужили документы из архива 24 военного оркестра (объединённого стратегического командования Южного военного округа), а также материалы из личного архива подполковника, военного дирижёра А. Б. Головина. На примере его композиторского творчества рассматривается специфика формирования современного репертуара военного оркестра. В частности, устанавливается, что наиболее значимые произведения академической музыки, отража-
ющие кульминационные моменты отечественной военной истории и воинскую славу России, например, Вторая симфония («Богатырская») А. П. Бородина, хор «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева, Симфоническая картина «Сеча при Кер-женце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Кор-сакова являются неотъемлемой составляющей современного репертуара 24 военного оркестра. В заключении сделаны выводы о необходимости публикации и исполнения сочинений А. Б. Головина. Отмечается, что расширение сферы музыкального искусства военных оркестров создаст условия для сохранения исторической памяти, культурной идентичности и единения полиэт-ничного и поликонфессионального населения России.
Ключевые слова: музыка военных оркестров, современные композиторы, военная история России.
SPECIFICS OF COMPOSER'S ACTIVITY OF MODERN MILITARY CONDUCTORS (ON THE EXAMPLE OF WORKS OF A. B. GOLOVIN)
The article is dedicated to the composer's activity of modern military conductors. The purpose of the article is to establish specific features of military bands music development. The objectives were to study the modern stage of the military music development history in Russia, to examine the repertoire of brass bands, to consider key aspects of the work of military conductors and composers at the turn of the 20th and 21st centuries. Documents from the archive of the 24th military orchestra (joint strategic command of the Southern Military District), as well as materials from the personal archive of lieutenant colonel, military conductor A. B. Golovin served as a material of the study. On the example of his compositions, the specifics of formation of the modern repertoire of the military orchestra are considered. In particular, it is established that the most significant works of art music that reflect the
climaxes of Russian military history and military glory of Russia, such as the Second Symphony («Bo-gatyrskaya») by A.P. Borodin, the choir «Arise, Russian People!» from the cantata «Alexander Nevsky» by S.S. Prokofiev, the musical tableau «The Battle of Kerzhenets» from the opera «The Legend of the Invisible City of Kitezh and the Maiden Fevroniya » by N.A. Rimsky-Korsakov are an integral part of the modern repertoire of the 25th military orchestra. Finally, it is concluded that it is necessary to publish and perform the works of A.B. Golovin. It is noted that the expansion of the sphere of musical art of military bands will create conditions for the preservation of historical memory, cultural identity and unity of the multi-ethnic and multi-religious population of Russia.
Keywords: music of military bands, modern composers, military history of Russia.
Дёмина Вера Николаевна
доктор искусствоведения, и. о. доцента кафедры истории музыки Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова Россия, 344002, Ростов-на-Дону e-mail: [email protected]
Vera N. Demina
Dr. Sci. (Art)
assiciate professor of the Department of Music History Rachmaninov Rostov State S. Rachmaninov Conservatory Russia, 344002, Rostov-on-Don e-mail: [email protected]