Научная статья на тему 'Общая характеристика содержательных компонентов процесса реализации педагогического потенциала военного оркестра в воспитании военнослужащих воинской части'

Общая характеристика содержательных компонентов процесса реализации педагогического потенциала военного оркестра в воспитании военнослужащих воинской части Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1256
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ВОЕННЫЙ ОРКЕСТР / МУЗЫКА / ИСКУССТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРА / АРМИЯ / EDUCATION / SERVICEMEN / MILITARY ORCHESTRA / MUSIC / ART / PEDAGOGICAL POTENTIAL / TRADITIONS / CULTURE / ARMY / RUSSIA / DEVELOPMENT / VALOR / HONOR / PATRIOTISM / SOCIETY / FAMILY / ACTIVITY / COMBAT TRAINING / COMBAT READINESS / SONG / REPERTOIRE / CONCERT / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самонин Филипп Олегович

В статье выделены основные направления реализации педагогического потенциала военного оркестра воинской части: систематически реализуемые воинские ритуалы в сопровождении всего военного оркестра или целевой группы музыкантов; эпизодически реализуемые воинские ритуалы в сопровождении всего военного оркестра или целевой группы музыкантов, концертная деятельность военного оркестра в пункте постоянной дислокации воинской части; концертная деятельность военного оркестра в отрыве от пункта постоянной дислокации воинской части при выполнении боевых задач; учебно-методические возможности, реализуемые во взаимодействии с художественной самодеятельностью воинской части; учебно-методические занятия с ротными сигналистами-барабанщиками воинской части; подбор репертуара и разучивание строевых песен с личным составом подразделений; пропаганда передовых образцов военной музыкальной культуры; поддержание традиций самодеятельного музыкального творчества военнослужащих; концертная деятельность, осуществляемая во взаимодействии с государственными и общественными организациями; культурно-просветительская деятельность по формированию и коррекции музыкальных вкусов и предпочтений; участие военного оркестра в работе с членами семей военнослужащих; шефская помощь образовательным учреждениям школьного образования; участие военного оркестра в системе боевой подготовки личного состава подразделений части. Обозначены содержательные особенности каждого направления, рассмотрены формы реализации педагогического потенциала военного оркестра воинской части внутри каждого направления. Автор выявляет воспитательный, обучающий и развивающий компоненты деятельности оркестра, которые комплексно воздействуют на уровень воспитанности и общую культуру военнослужащих. В русле темы статьи затронут вопрос о специфике деятельности военного дирижера и его обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content components of military orchestra’s pedagogical potential implementation in the process of military servicemen education: general characteristics

Servicemen training has always been one of the priority areas of military pedagogical activity. Modern society is constantly changing, so the educational process in the Armed Forces of the Russian Federation and its content are in continuous development. Lately military orchestras have been playing an important role in servicemen development as they produce musical art. Military-patriotic education of the military personnel must meet all the requirements of a rapidly developing society and state. The servicemen of the Russian Federation face complex and responsible combat missions which require highly-professional activity of the servicemen, the ability to bravely defend the vital interests of Russia. In the article the main principles and forms of implementing the pedagogical potential of the military orchestra of the military unit are considered in detail. We dwell in detail on each principle, studying its features and environment, revealing the educational, teaching and developing components that have a complex impact on the level of education and the general culture of military personnel. The activities of the military conductor and his duties are also dwelt on. We believe that the subject of the article is relevant today and will be useful to subunit commanders, chiefs of staffs, military conductors, educational bodies and members of the scientific community.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика содержательных компонентов процесса реализации педагогического потенциала военного оркестра в воспитании военнослужащих воинской части»

УДК 37.013

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

ВОЕННОГО ОРКЕСТРА

В ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

CONTENT COMPONENTS OF MILITARY ORCHESTRA'S PEDAGOGICAL POTENTIAL IMPLEMENTATION IN THE PROCESS OF MILITARY SERVICEMEN EDUCATION: GENERAL CHARACTERISTICS

© 2017

Ф.О. Самонин

Военный университет Министерства обороны Российской Федерации

(Россия, Москва)

F.O. Samonin

Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation

(Russia, Moscow)

В статье выделены основные направления реализации педагогического потенциала военного оркестра воинской части: систематически реализуемые воинские ритуалы в сопровождении всего военного оркестра или целевой группы музыкантов; эпизодически реализуемые воинские ритуалы в сопровождении всего военного оркестра или целевой группы музыкантов, концертная деятельность военного оркестра в пункте постоянной дислокации воинской части; концертная деятельность военного оркестра в отрыве от пункта постоянной дислокации воинской части при выполнении боевых задач; учебно-методические возможности, реализуемые во взаимодействии с художественной самодеятельностью воинской части; учебно-методические занятия с ротными сигналистами-барабанщиками воинской части; подбор репертуара и разучивание строевых песен с личным составом подразделений; пропаганда передовых образцов военной музыкальной культуры; поддержание традиций самодеятельного музыкального творчества военнослужащих; концертная деятельность, осуществляемая во взаимодействии с государственными и общественными организациями; культурно-просветительская деятельность по формированию и коррекции музыкальных вкусов и предпочтений; участие военного оркестра в работе с членами семей военнослужащих; шефская помощь образовательным учреждениям школьного образования; участие военного оркестра в системе боевой подготовки личного состава подразделений части. Обозначены содержательные особенности каждого направления, рассмотрены формы реализации педагогического потенциала военного оркестра воинской части внутри каждого направления. Автор выявляет воспитательный, обучающий и развивающий компоненты деятельности оркестра, которые комплексно воздействуют на уровень воспитанности и общую культуру военнослужащих. В русле темы статьи затронут вопрос о специфике деятельности военного дирижера и его обязанностей.

Servicemen training has always been one of the priority areas of military pedagogical activity. Modern society is constantly changing, so the educational process in the Armed Forces of the Russian Federation and its content are in continuous development. Lately military orchestras have been playing an important role in servicemen development as they produce musical art. Military-patriotic education of the military personnel must meet all the requirements of a rapidly developing society and state. The servicemen of the Russian Federation face complex and responsible combat missions which require highly-professional activity of the servicemen, the ability to bravely defend the vital interests of Russia. In the article the main principles and forms of implementing the pedagogical potential of the military orchestra of the military unit are considered in detail. We dwell in detail on each principle, studying its features and environment, revealing the educational, teaching and developing components that have a complex impact on the level of education and the general culture of military personnel. The activities of the military conductor and his duties are also dwelt on. We believe that the subject of the article is relevant today and will be useful to subunit commanders, chiefs of staffs, military conductors, educational bodies and members of the scientific community.

Ключевые слова: воспитание; военнослужащие; военный оркестр; музыка; искусство; педагогический потенциал; традиции; культура; армия.

Keywords: education; servicemen; military orchestra; music; art; pedagogical potential; traditions; culture; army; Russia; development; valor; honor; patriotism; society; a family; activity; combat training; combat readiness; song; repertoire; concert; training.

Исходя из историко-педагогическо-го анализа деятельности военных оркестров, их роли в развитии армии России, в формировании у военнослужащих личностных ценностей, необходимых для за-

щитника Родины, следует выделить основные задачи, которые могут быть достигнуты при реализации педагогического потенциала военного оркестра: национально-патриотическая, организационно-

мобилизующая, парадно-демонстративная, образовательно-просветительская, концертно-театральная, ритуально-

организационная [1, с. 12].

Огромная роль в реализации педагогического потенциала отведена военному дирижеру, который должен четко осознавать стоящие перед ним педагогические задачи и умело использовать формы работы с подчиненными. При этом важно помнить, что военный дирижер прежде всего офицер, командир подразделения, профессионал. Офицеры как носители военно-профессиональных знаний, умений, навыков должны подавать пример добросовестного выполнения служебных обязанностей, и именно это играет в работе по воспитанию воинского самосознания военнослужащих - участников оркестра роль не меньшую, чем специальная педагогическая работа [2, с.12].

Опишем основные направления и формы реализации педагогического потенциала военного оркестра в воспитании военнослужащих воинской части.

Направления:

- систематически реализуемые воинские ритуалы в сопровождении всего военного оркестра или целевой группы музыкантов;

- эпизодически реализуемые воинские ритуалы в сопровождении всего военного оркестра или целевой группы музыкантов, концертная деятельность военного оркестра в пункте постоянной дислокации воинской части;

- концертная деятельность военного оркестра в отрыве от пункта постоянной дислокации воинской части при выполнении боевых задач;

- учебно-методическая помощь художественной самодеятельности воинской части;

- учебно-методические занятия с ротными сигналистами-барабанщиками воинской части;

- подбор репертуара и разучивание строевых песен с личным составом подразделений;

- пропаганда передовых образцов военной музыкальной культуры;

- поддержание традиций самодеятельного музыкального творчества военнослужащих;

- концертная деятельность, осуществляемая во взаимодействии с государственными и общественными организациями;

- культурно-просветительская деятельность по формированию и коррекции музыкальных вкусов и предпочтений;

- участие военного оркестра в работе с членами семей военнослужащих;

- шефская помощь образовательным учреждениям школьного образования;

- участие военного оркестра в системе боевой подготовки личного состава подразделений части.

Рассмотрим более детально каждое направление реализации педагогического потенциала военного оркестра.

Воинские ритуалы в сопровождении военного оркестра.

Значимость воинских ритуалов в жизни Вооруженных Сил Российской Федерации трудно переоценить. Они находят свое применение в трех основных сферах воинских отношений: сфера боевой деятельности, сфера учебно-боевой деятельности, сфера повседневной деятельности.

Воинские ритуалы следует дифференцировать на систематические и эпизодические. К первым относятся: подъем Государственного флага Российской Федерации, заступление на боевое дежурство, развод на занятия, развод караулов, общая полковая вечерняя поверка, встреча начальников. Систематически реализуемые воинские ритуалы в сопровождении всего военного оркестра или целевой группы музыкантов - это отражение деятельности военного оркестра, имеющей определенную периодичность, регламентированную общевоинскими уставами ВС РФ. Данные воинские ритуалы - важный сегмент учебно-боевой деятельности войск. На их систематичность влияет распорядок дня воинской части, воинские традиции. Эпизодически реализуемые воинские ритуалы, проводимые в сопровождении всего военного оркестра или целевой группы музыкантов, - это ритуалы, приуроченные к конкретным события, но также регламентированные уставом.

Концертная деятельность военного оркестра в пункте постоянной дислокации воинской части.

Концертная деятельность военных оркестров, включая их участие в общественно-политических, культурно-массовых и спортивных мероприятиях, способствует воспитанию у военнослужащих высоких морально-нравственных качеств, повышает уровень их музыкально-эстетического и культурного развития. В многолетней практике получили широкое распространение следующие формы концертных выступлений военных оркестров.

1. Тематический концерт. Основной принцип построения такого концерта - объединение тематически сходных произведений. Традиционно в начале концерта слушателей знакомят с его темой, а перед исполнением отдельных номеров программы коротко охарактеризовать их содержание.

2. Концерт-лекция обычно состоит из двух частей: вначале читается лекция на определенную тему, далее исполняются музыкальные произведения, отвечающие тематике.

3. Цикл концертов.

4. Концерт по заявкам военнослужащих и членов их семей.

5. Концерт-загадка.

Концертная деятельность военного оркестра в отрыве от пункта постоянной дислокации воинской части при выполнении боевых задач.

Это направление относится к учебно-боевой и боевой сфере воинских отношений. Военные оркестры принимают участие в оперативно-тактических учениях, командно-штабных и бригадно-тактических учениях; концерты даются также в боевых походах, на маршах, на привалах и на погранзаставах.

В настоящее время на территории Сирийской Арабской Республики проходит контртеррористическая операция, в которой Вооруженные Силы Российской Федерации принимают непосредственное участие. Трудно переоценить роль военно-духовой музыки поддержании боевого духа военнослужащих действующих частей. Наряду с известными артистами и звездами российской эстрады (И. Кобзон, Е. Исинбаева, А. Олежко, оркестр Мари-инского театра под управлением В. Гергиева и др.) на российскую военную базу Хмеймим регулярно направляются ГУВРЛС музыкальные воинские коллективы - оркестры в целом, ансамбли, а также их солисты. Военнослужащие твор-

ческих профессий рискуют своими жизнями в борьбе за мир, отстаивая интересы Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики, самоотверженно и мужественно выполняя свой воинский долг.

Учебно-методическая помощь художественной самодеятельности воинской части.

Дирижер военного оркестра обязан оказывать методическую помощь коллективам музыкальной самодеятельности воинской части и командирам подразделений в подборе и разучивании строевых песен [3].

Художественная самодеятельность играет существенную роль в воспитании личного состава воинской части. Она способствует повышению общего художественно-культурного уровня военнослужащих, укреплению дисциплины, воспитывает патриотические чувства. Располагая профессиональным творческим коллективом, военный дирижер может профессионально организовать руководство художественной самодеятельностью воинской части, привлекая музыкантов военного оркестра, которые, обладая соответствующими профессиональными знаниями, умениями и навыками, смогут оказывать учебно-методическую помощь самодеятельным коллективам и солистам. Особое значение имеет работа военного дирижера по установлению взаимосвязи с творческим активом воинской части и осуществлению постоянного контакта с заместителями командиров рот по работе с личным составом.

Учебно-методические занятия с ротными сигналистами-барабанщиками воинской части.

Деятельность ротных сигналистов-барабанщиков содействует регулированию повседневной и учебно-боевой жизни военнослужащих. Все сигналы, предусмотренные общевоинскими уставами, подаются по указанию старших начальников и дежурного по части. Сигналы делятся на строевые, боевые и регламентирующие учебу и быт войск. К строевым сигналам относятся: «Сбор», «Сбор начальников». В группу боевых сигналов входят: «Боевая тревога», «Огонь». Группу сигналов, регламентирующих распорядок дня составляют: «Подъем», «Завтрак»,

«Обед», «Ужин», «Приступить к занятиям», «Повестка», «Торжественная повестка», «Красная заря», «Отбой». А.С. Макаренко широко использовал оркестр и сигналистов-барабанщиков на занятиях по строевой подготовке. В их работе педагог видел одно из важнейших средств воспитания дисциплины, точности и четкости. Духовая музыка с ее строгими ритмическими и интонационно-выразительными маршевыми мелодиями придавала строевым приемам эстетическую окраску и выразительность, рождала у воспитанников желание как можно лучше освоить строевые приемы, сделать их точными, быстрыми и красивыми. А.С. Макаренко утверждал, что «должна быть эстетика воинского быта, подтянутость, четкость, но ни в коем случае не просто шагистика» [4]. Высоко ценил значение ротных сигналистов-барабанщиков Петр I; в своих потешных войсках он сам был старшим барабанщиком. В те далекие времена на поле боя сигналист-барабанщик был регулятором движения войск в ту или иную сторону.

Подготовка ротных сигналистов-барабанщиков организуется и проводится в соответствии с планом, утвержденным командиром воинской части, а военный дирижер лично проводит учебно-методические сборы [5]. Этому предшествует тщательный отбор кандидатов в сигналисты-барабанщики из числа военнослужащих рот (батарей). Задачей учебно-методических сборов является обучение сигналистов-барабанщиков определенным музыкальным знаниям, умениям и навыкам для выполнения функции сигнальной службы, а также повышение исполнительских навыков у военнослужащих, раннее обученных игре на сигнальных инструментах.

На период проведения учебно-методических сборов военным дирижером составляются план и расписание занятий. В планирующих документах указываются дни, числа, тема, время, место и имя руководителя занятий. Проводить занятия целесообразно ежедневно по два академических часа. Сборы включают три этапа обучения: начальный, основной, заключительный. Возможны три формы проведения занятий: коллективная, групповая и

индивидуальная. В Приложении №6 ОВУ ВС РФ изложены правила, которыми должны руководствоваться ротные сигналисты-барабанщики в своей деятельности [6].

Деятельность ротных сигналистов-барабанщиков - неотъемлемый элемент сигнальной службы, являющейся одним из средств поднятия морально-боевого духа войск, организации учебных занятий и повседневной жизни военнослужащих в мирное время. Нередко ротные сигналисты-барабанщики становятся подготовленными музыкантами и продолжают службу в военном оркестре, решая тем самым постоянную и острую проблему комплектования. Вокруг ротных сигналистов-барабанщиков формируются ядро ротных песенников и художественный актив ротной самодеятельности.

Подбор репертуара и разучивание строевых песен с личным составом подразделений.

Особое место в системе воспитания военнослужащих занимает строевая песня. Строевые и походные песни исполняются в ходе учений, походов и на маршах, являются обязательным атрибутом некоторых воинских ритуалов. Строевая песня звучит на занятиях, в походах, на вечерней поверке, на отдыхе, на строевом смотре, во время вечерней прогулки, при проведении ритуала «Военная присяга» и других ритуалов. Походно-строевая песня способствует сплочению армейского коллектива, укреплению воинской дружбы и воинского товарищества, помогает добиться хорошей строевой выучки, является одним из важнейших средств воинского воспитания. «Солдат без песни что без ружья», - говорил А.В. Суворов. Это меткое замечание не потеряло актуальности и в наши дни. Высокоидейное содержание и хорошая музыка песни при ее исполнении в строю оказывают глубокое эмоциональное воздействие, создают радостное, приподнятое настроение. Можно смело сказать, что строевая песня - это душа армии.

Значительная роль в подборе репертуара и разучивании строевых песен отведена военному дирижеру. В его обязанности входит оказание методической помощи в проведении занятий по разучиванию строевых песен в подразделениях. Каждое подразделение представляет собой от-

дельный мужской хор (в некоторых случаях и женский). Все участники исполнения строевой песни прежде всего должны быть распределены по хоровым партиям и среди них выявлены ротные запевалы. В практике сложились следующие требования исполнению строевой песни: чистота интонации, одновременное дыхание, своевременное начало и окончание музыкальных фраз, четкая дикция, острота ритмического рисунка, двух-трехголосие, наличие запевалы, бодрый настрой (молодцеватость), отличная строевая выправка и строевой шаг.

Перед разучиванием строевой песни с воинским подразделением военный дирижер должен: 1) ознакомиться с составом хоровой группы и ее возможностями (желательно путем индивидуального прослушивания), распределить военнослужащих по голосам (первые и вторые голоса); 2) подобрать строевую песню, учитывая возможности и особенности данного коллектива; 3) организовать заучивание текста и хоровых партий, составить методический план проведения репетиционных занятий; 4) подготовить музыкальное сопровождение (пианино, баян, трубу, кларнет), привлекая целевую группу военного оркестра или отдельных музыкантов.

Первый этап - разучивание строевой песни - проходит в помещении. Второй этап - на плацу. Тренировка включает в себя выполнение строевых элементов и обозначение строевого шага на месте, далее - в движении. Исполнение песни на строевом плацу является важным и сложным этапом, интегрирующим музыкальные знания, умения и навыки со строевой выучкой.

Каждое армейское и флотское подразделение должно хорошо исполнять две-три строевых песни. Основу репертуара строевых песен должны составлять песни военно-патриотического и героического содержания, песни, отражающие специфику определенного рода войск, песни о Родине, песни о быте и жизни военнослужащих. Важное значение в совершенствовании исполнения строевых песен и их пропаганде имеют конкурсы строевых песен. Сначала песни исполняются роты, затем - батальоны и, наконец,

воинская часть. Таким образом мероприятие приобретает масштабный характер и выливается в массовый праздник военной песни, позволяя максимально реализовать ее воспитательные возможности [7, с. 29].

Пропаганда передовых образцов военной музыкальной культуры.

Передовые образцы военной музыкальной культуры всегда массово пропагандировалась среди широких кругов населения, они являются одним из ключевых сегментов в культурно-просветительской системе страны. Основными способами распространения военной музыкальной культуры являются: традиционные воинские ритуалы, концертная деятельность военных оркестров, смотры-конкурсы военных оркестров, концерты на радио, запись пластинок, дисков, запись музыки для фильмов. На сегодняшний день распространению военной музыкальной культуры развитию способствует Дирекция Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня», который проводится при поддержке Министерства обороны, МВД, МЧС России и Правительства города Москвы. В рамках Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня» находится программа по возрождению одной из красивейших традиций -выступления военных оркестров в парках и скверах нашей столицы [8].

Поддержание традиций самодеятельного музыкального творчества военнослужащих.

Самодеятельность - это непрофессиональная театральная, исполнительская, художественная деятельность. Музыкальное самодеятельное творчество является одним из важных видов деятельности военнослужащих, в процессе которой происходит формирование, развитие и укрепление товарищеских взаимоотношений. Конечной целью организации художественной самодеятельности воинской части является формирование инициативной, одухотворенной, всесторонне развитой личности военнослужащего, готового выполнять боевые задачи в интересах Российской Федерации.

Художественная самодеятельность воинского подразделения представляет значимую социально-педагогическую

ценность. Эта деятельность имеет следующие функции: когнитивно-информационная, ценностно-ориентированная, социально-гуманитарная, нравственно-эстетическая, воспитательная.

В основе процесса реализации творческих способностей военнослужащих значимую роль играет возрождение и поддержание традиций самодеятельного музыкального творчества, переходящих от одного поколения к другому. Н.А. Бурмистров сказал: «Ясное и глубокое понимание огромной роли искусства вообще, самодеятельного художественного творчества в частности в деле политического, эстетического и нравственного воспитания советских людей, воинов Вооруженных Сил СССР, а отсюда и понимание важности идейной направленности репертуара самодеятельных артистов, должно вырабатываться у курсантов - будущих военных дирижеров - уже в стенах факультета» [9].

Концертная деятельность, осуществляемая во взаимодействии с государственными и общественными организациями.

Обеспечение музыкального сопровождения государственных и общественных мероприятий военным оркестром выполняет несколько задач:

- военные оркестры являются рабочей единицей, а значит силами и средствами военно-музыкальных коллективов увеличивается количество и повышается качество мероприятий, проводимых государством;

- военно-музыкальные коллективы своей концертной деятельностью духовно воспитывают военнослужащих, гражданский персонал и граждан Российской Федерации, формируют и развивают у них эстетический вкус, поднимают морально-боевой дух и повышают общий уровень культурно-нравственного воспитания;

- концертными выступлениями военные оркестры поднимают престиж армии России, формируют положительное восприятие обществом Вооруженных Сил РФ, влияют на развитие и общий рост военной культуры.

Военные оркестры принимают участие в мероприятиях, проводимых Министерством культуры, Министерством об-

разования, Министерством иностранных дел, главами администрации городов, общественными организациями (военно-историческое общество, русское географическое общество), военными вузами страны и военно-научными сообществами. Среди таких культурных мероприятий: военные фестивали, смотры-конкурсы, спортивные соревнования, военно-гуманитарные олимпиады и др. Военные оркестры выступают проводниками культуры, участвуя в праздниках государственного масштаба: День Победы, день празднования славянской письменности, дни образования городов России и т.д.

Культурно-просветительская деятельность военного оркестра по формированию и коррекции музыкальных вкусов и предпочтений военнослужащих.

Культурно-просветительская деятельность военного оркестра - это сложная, целенаправленная, многогранная и трудоемкая работа военного дирижера и военного оркестра в тесном взаимодействии с военнослужащими, гражданским персоналом и членами семей военнослужащих, направленная на формирование и развитие у военнослужащих и гражданского персонала чувства патриотизма, высоких морально-нравственных качеств, повышение музыкально-эстетического и культурного уровня, коррекцию музыкальных вкусов и предпочтений. Основными формами организации культурно-просветительской деятельности принято считать уже устоявшиеся и зарекомендовавшие себя в практике военных оркестров тематические концерты, концерты-лекции, концерты по заявкам, плац-концерты и др., а также участие военных оркестров в работе университетов культуры, мастер-классов, музыкальных лекториев, в фестивалях и других общественных и культурно-массовых мероприятиях. В формировании и коррекции музыкальных вкусов важную роль играет репертуар военного оркестра. С развитием интернет-коммуникаций расширяются пространственно-информационные границы по поиску новых музыкальных произведений, в связи с этим музыкальные вкусы подпадают под западное и американское влияние. Таким образом пропагандируется му-

зыкальная культура зарубежных этносов в ущерб интереса к собственной. Это пагубно отражается на общем культурном развитии молодежи и военнослужащих. Основу репертуара военного оркестра должны составлять музыкальные произведения отечественных композиторов патриотического содержания, музыкальные произведения на героические темы, песни о Родине, песни о победе русского оружия. Огромная эмоциональная сила воздействия военно-духовой музыки в органичном сочетании с социально-гуманитарными знаниями, которые получают военнослужащие в процессе культурно-просветительской деятельности, воспитывает в военнослужащих патриотические чувства, корректирует музыкальные вкусы.

Участие военного оркестра в работе с членами семей военнослужащих.

Семья военнослужащего закономерно находится в центре внимания военного социального работника, и ее проблемы определяют одну из важнейших сфер его деятельности [10].

Основные направления социальной работы с семьями военнослужащих изложены в директиве Министра обороны Российской Федерации, которая требует от командиров (начальников) всех степеней уделять постоянное внимание работе в семьях, оказывать всестороннее содействие женской общественности в решении широкого кругов вопросов социальной и духовной жизни войск [11].

Для военного оркестра отдельной важной формой реализации педагогического потенциала является организация и проведение концертов для родителей и близких военнослужащих. Целью данных концертов является поднятие морального и боевого духа военнослужащих, повышение их эстетического и культурного уровня, а также создание дружественной атмосферы, повышение чувства гордости родителей за своих детей. Концерты могут иметь как классический формат, так формат плац-концерта.

Примером участия военных оркестров в воинских ритуалах, неразрывно связанных с родными и близкими военнослужащих, может служить музыкальное сопровождение ритуала «Принятие воин-

ской присяги», где основной зрительной массой являются родственники новобранцев.

Особый способ взаимодействия с родными и близкими военнослужащих -привлечение их к музыкальной самодеятельности, концертной деятельности оркестра, например, создание женского хора из числа офицерских жен и матерей военнослужащих, а также привлечение детей военнослужащих для создания детского хора.

«Хоровое пение - самый массовый и доступный вид самодеятельного искусства. Военному дирижеру необходимо хорошо изучить методику и основные принципы работы с хором для того, чтобы успешно руководить создаваемыми в воинских частях, различными по составу хорами, а также разучиванием строевых песен в подразделениях» [12, с. 87]. Подобный метод взаимодействия с родными и близкими военнослужащих приобщит их к большому искусству, выявит среди них народные таланты, создаст атмосферу тепла и взаимопонимания в семьях, что непосредственно отразиться на уровне боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Шефская помощь образовательным учреждениям школьного образования.

Шефство - форма общественной деятельности, систематическая товарищеская помощь, оказываемая одной организацией, учреждением (шефом) другому (подшефному) коллективу.

Творческий тандем военного оркестра с дошкольными и довузовскими учреждениями является важным компонентом воспитательного процесса молодежи, направленного на нравственное и духовное развитие школьников, формирование их гражданского сознания и основ патриотизма. Шефство над младшими классами позволяет укрепить институт наставничества и сформировать дружескую среду во всем школьном коллективе.

Цель шефской работы военного оркестра - мотивация учащихся на внеклассную работу, реализация интеллектуальных и творческих способностей детей.

При достижении цели решаются следующие воспитательные задачи: духовно-нравственное развитие школьников, воспитание чувства гражданственности и патриотизма, формирование чувства ответственности, вовлечение детей в процесс активной деятельности, организация внеурочного взаимодействия учащихся средней и младшей школы, организованное проведение свободного времени.

Военный дирижер плодотворно сотрудничает со школами и кадетскими корпусами для организации совместных концертов и обеспечения праздников в учебных заведениях с целью взаимодействия военнослужащих и учеников школ, армии России и общества.

Участие военного оркестра в системе боевой подготовки личного состава подразделений части.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Боевая подготовка - это обучение отдельных категорий военнослужащих, подразделений, частей, соединений, штабов ведению боевых действий, а органов тыла - тыловому обеспечению. В Вооруженных Силах боевая подготовка тесно связана с политической подготовкой военнослужащих, с воспитанием у них высоких морально-боевых качеств и является одним из важнейших элементов, кото-

рым в значительной мере определяется высокая боевая готовность Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основными задачами боевой подготовки являются: поддержание постоянной готовности военного оркестра к выполнению задач по специальному назначению; формирование у военного дирижера (старшины) твердых профессиональных знаний и умений, развитие у него командирских качеств, педагогических навыков по обучению и воспитанию подчиненных, а также навыков по управлению военным оркестром при выполнении поставленных задач и их дальнейшее совершенствование; подготовка военнослужащих к выполнению своих должностных и специальных обязанностей как самостоятельно, так и в составе военного оркестра; обучение военнослужащих строгому и точному выполнению законов Российской Федерации и общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.

В системе боевой подготовки личного состава подразделений части комплексно и фронтально актуализируются и реализуются все направления, виды и формы служебно-творческой деятельности, что, в свою очередь, раскрывает и генерирует основные компоненты педагогического потенциала военного оркестра.

* * *

1. Маякин Т.К. Военно-музыкальная культура России (Историко-культурологический анализ): автореф. дис. ... канд. философ. наук. Нижний Новгород, 2010. 29 с.

2. Алёхин И.А., Федак Е.И., Морхинин А.М. Анализ научных и прикладных основ процесса воспитания воинского долга у курсантов вузов внутренних войск МВД России // Глобальный научный потенциал : научно-практический журнал. 2016. № 1(58). С. 12-15.

3. Приказ МО РФ № 99 от 06.02.2013 г. «О военно-оркестровой службе Вооруженных Сил Российской Федерации». URL: http://doc.mil.ru/documents/projects/more.htm7id— 11569642%40morfNPAProject (дата обращения 12.01.2017).

4. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания (лекции для сотрудников Наркомпроса РСФСР). URL: http://www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bibmakpro.html (дата обращения 20.06.2017).

5. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 октября 2016 г. № 655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации». URL: http://docs.cntd.ru/document/456046040 (дата обращения 12.01.2017).

6. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М. : Воениздат, 2016.

542 с.

7. Подробнее о праздниках военной песни см.: Михальчук Ю.Е. Место и роль литературы и искусства в идейно-воспитательной работе заместителя командира полка по политической части. М. : ВПА, 1988. 235 с.

8. Официальный сайт Международного военно-музыкального Фестиваля «Спасская башня». URL: http://www.kremlin-military-tattoo.ru/ru/about/parks_moscow/ (дата обращения 12.01.2017).

9. Бурмистров Н.А. Об участии военных дирижеров и военных оркестров в 1-ом Всесоюзном фестивале самодеятельного творчества. М., 1979.

10. Философский энциклопедический словарь/ Под ред. Л.Ф. Ильичёва, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалёва, В.Г. Панова. М. : Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.

11. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. Учебное пособие / Общ. редакция генерала-полковника Н.И. Резника. М. : ГУВР ВС РФ, 2005. 344 с.

12. Хаханян Х. Памятка военного дирижера. Учебное пособие. М. : б. и., 1969. 185 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.