Научная статья на тему 'Обучение военных музыкантов исполнительству на плац-концертах'

Обучение военных музыкантов исполнительству на плац-концертах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1016
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАЦ-КОНЦЕРТЫ / ОБУЧЕНИЕ / ВОЕННАЯ МУЗЫКА / ВОЕННЫЕ ОРКЕСТРЫ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ / OUTDOOR CONCERTS / TEACHING / MILITARY MUSIC / MILITARY ORCHESTRAS / MUSIC / MUSICAL PERFORMANCE / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / MEANS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тагильцева Наталия Григорьевна, Проскуров Артем Константинович

Проблемы патриотического воспитания населения, в том числе детей и юношества всегда являлись актуальными. На современном этапе развития РФ эти проблемы не только не утратили свою актуальность, но и стали чрезвычайно актуальными, что вызывает необходимость не только дальнейших разработок стратегии патриотического воспитания, но и поиска современных направлений, путей и способов его реализации. Одним из путей патриотического воспитаниям населения является формирование интереса к истории и становлению военной музыкальной культуры. Что касается военной музыкальной культуры, то способом приобщения к ней является концертная деятельность военных оркестров, пропагандирующих ценности российского менталитета, идеалы и цели русской и российской армии. Плац-концерт является определенной разновидностью такой деятельности, осуществляющейся не в закрытых помещениях, а на городских площадях, стадионах и в парках. Именно поэтому такие плац-концерты привлекают внимание огромного числа зрителей и слушателей. Для качественного проведения таких плац-концертов необходимо постоянное совершенствование исполнения музыкантами военного репертуара, что вызывает необходимость разработки определенных способов процесса их обучения. Целью данной статья является рассмотрение наиболее действенных педагогических подходов к реализации данного процесса, определение этапов, основных задач и методов, имеющихся в каждом из них. Основной идеей данной статьи является положение о необходимости развития творческой активности оркестранта военного музыкального коллектива, которое происходит на каждом из представленных этапов обучения. В статье проанализированы методические рекомендации по обучению музыкантов военного оркестра, созданные авторами различных военно-образовательных учреждений, сделаны выводы об эффективности их использования, определены основные умения, необходимые для подготовки и осуществления плац-концертов, разрабатываемых в совместных творческих поисках музыкантов и дирижера. Статья предназначена дирижерам военных оркестров для организации процесса обучения музыкантов военного оркестра исполнительству на плац-концертах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING MILITARY MUSICIANS PERFORMANCE ON THE PARADE GROUND CONCERTS

The problems of patriotic education of the people, including children and young people, have always been extremely relevant. At the present stage of development of the Russian Federation, these problems have become extremely relevant, which makes it necessary not only to further develop a strategy of patriotic education, but also to search for modern directions and ways of their implementation. One of the ways of patriotic education of the population is promotion of interest in history, modernity, culture, music, and the Russian army. As for the military musical culture, the way of introduction to it is the concert activity of military bands promoting the values of the Russian mentality, ideals and goals of the Russian army. A parade-concert is a certain kind of such activity, which is carried out not in closed premises, but in city squares, stadiums, or parks. That is why such outdoor concerts attract attention of a huge number of spectators and listeners. For good performance at such concerts it is important to constantly improve the skills of military band musicians, thus developing specific methods of their learning process. The purpose of this article is to consider the most effective pedagogical approaches to the implementation of these metods, the definition of stages, the main tasks and methods available in each of them. The main idea of this article is that is is important to develop creativity of military musicians at each stage of training. The article presents methodological recommendations on the training of military orchestra musicians, created by the authors of various military educational institutions; it draws conclusions about the effectiveness of their use; it defines the basic skills necessary for the implementation of projects of outdoor concerts, developed in the joint creative search of musicians and conductors. The article is intended for conductors of military orchestras for organization of the process of training of musicians of military orchestra.

Текст научной работы на тему «Обучение военных музыкантов исполнительству на плац-концертах»

УДК 355.317:37.035.6

ББК Щ315.173-7р+ч4200.52 ГРНТИ 14.07.07 Код ВАК 13.00.02

Тагильцева Наталия Григорьевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой музыкального образования, Институт музыкального и художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9; e-mail: musis52nt@mail.ru.

Проскуров Артем Константинович,

начальник оркестра - военный дирижер, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации; 614030, г. Пермь, ул. Гремячий лог, 1; e-mail: artem_proskurov@mail.ru.

ОБУЧЕНИЕ ВОЕННЫХ МУЗЫКАНТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВУ НА ПЛАЦ-КОНЦЕРТАХ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: плац-концерты; обучение; военная музыка; военные оркестры; музыкальное искусство; музыкальное творчество; патриотизм; патриотическое воспитание; средства воспитания.

АННОТАЦИЯ. Проблемы патриотического воспитания населения, в том числе детей и юношества всегда являлись актуальными. На современном этапе развития РФ эти проблемы не только не утратили свою актуальность, но и стали чрезвычайно актуальными, что вызывает необходимость не только дальнейших разработок стратегии патриотического воспитания, но и поиска современных направлений, путей и способов его реализации. Одним из путей патриотического воспитаниям населения является формирование интереса к истории и становлению военной музыкальной культуры. Что касается военной музыкальной культуры, то способом приобщения к ней является концертная деятельность военных оркестров, пропагандирующих ценности российского менталитета, идеалы и цели русской и российской армии. Плац-концерт является определенной разновидностью такой деятельности, осуществляющейся не в закрытых помещениях, а на городских площадях, стадионах и в парках. Именно поэтому такие плац-концерты привлекают внимание огромного числа зрителей и слушателей. Для качественного проведения таких плац-концертов необходимо постоянное совершенствование исполнения музыкантами военного репертуара, что вызывает необходимость разработки определенных способов процесса их обучения. Целью данной статья является рассмотрение наиболее действенных педагогических подходов к реализации данного процесса, определение этапов, основных задач и методов, имеющихся в каждом из них. Основной идеей данной статьи является положение о необходимости развития творческой активности оркестранта военного музыкального коллектива, которое происходит на каждом из представленных этапов обучения. В статье проанализированы методические рекомендации по обучению музыкантов военного оркестра, созданные авторами различных военно-образовательных учреждений, сделаны выводы об эффективности их использования, определены основные умения, необходимые для подготовки и осуществления плац-концертов, разрабатываемых в совместных творческих поисках музыкантов и дирижера. Статья предназначена дирижерам военных оркестров для организации процесса обучения музыкантов военного оркестра исполнительству на плац-концертах.

Tagil'tseva Nataliya Grigor'evna,

Doctor ща Philology, Professor, Head of Department of Music Education, Institute of Music and Art Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Proskurov Artem Konstantinovich,

Chief of the Orchestra - Military Conductor, Perm Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russia.

TRAINING MILITARY MUSICIANS PERFORMANCE ON THE PARADE GROUND CONCERTS

KEYWORDS: outdoor concerts; teaching; military music; military orchestras; music; musical performance; patriotism; patriotic education; means of education.

ABSTRACT. The problems of patriotic education of the people, including children and young people, have always been extremely relevant. At the present stage of development of the Russian Federation, these problems have become extremely relevant, which makes it necessary not only to further develop a strategy of patriotic education, but also to search for modern directions and ways of their implementation. One of the ways of patriotic education of the population is promotion of interest in history, modernity, culture, music, and the Russian army. As for the military musical culture, the way of introduction to it is the concert activity of military bands promoting the values of the Russian mentality, ideals and goals of the Russian army. A parade-concert is a certain kind of such activity, which is carried out not in closed premises, but in city squares, stadiums, or parks. That is why such outdoor concerts attract attention of a huge number of spectators and listeners. For good performance at such concerts it is important to constantly improve the skills of military band musicians, thus developing specific methods of their learning process. The purpose of this article is to consider the most effective pedagogical approaches to the implementation of these metods, the definition of stages, the main tasks and methods available in each of them. The main idea of this article is that is is important to develop creativity of military musicians at each stage of training. The article presents methodological recommendations on the training of military orchestra musicians, created by the authors of various military educational institutions; it draws conclusions about the effectiveness of their use; it de-

fines the basic skills necessary for the implementation of projects of outdoor concerts, developed in the joint creative search of musicians and conductors. The article is intended for conductors of military orchestras for organization of the process of training of musicians of military orchestra.

Введение

Музыка включалась в воинские ритуалы с момента их возникновения и выполняла воспитательную, организующую и дисциплинирующую роль, эмоционально влияя на внутренний мир воинов, синхронизируя и ритмизируя их движения, помогая вырабатывать точные, четкие и согласованные действия [5]. Военные оркестры на протяжении своего существования постоянно находятся в центре государственных, политических и общественных мероприятий [14]. В настоящее время они часто включаются в различные массовые представления и зрелища и, конечно, в исконные воинские ритуалы, парады, шествия. Военные оркестры активно вливаются в театрализованные представления, концерты и даже в рок-концерты [2; 14]. Военно-музыкальные акции в совместных выступлениях с популярными группами -«Смысловые галлюцинации», «Би-2», как пишет Е. А. Кисляков, способствуют улучшению имиджа вооруженных сил РФ [8]. Однако все-таки основным направлением их деятельности является воспитание в войсках дисциплины строевого шага, поднятие боевого и патриотического духа, укрепление морально-психологического состояния

[2; з; 12].

Концертные выступления военных оркестров, музыкальные представления с их участием имеют свое название - плац-концерты, которые определяются как «специфическая форма концертного выступления духового оркестра, содержащая различные перестроения на месте и в движении. Эти перестроения сочетаются с исполнением маршевой музыки и концертных произведений» [4, с. 95]. Военные музыканты на плац-концерте совмещают исполнение на музыкальных инструментах определенных произведений, движение, перестроение, участвуют в театрализации, связанной с той или иной сюжетной линией, которая в процессе подготовки к плац-концерту разрабатывается дирижером [10].

Форма такого концерта, как правило, является двухчастной и включает в первой части исполнение только маршевой музыки, производимой оркестрантами в движении, при соблюдении определенных канонов и эстетики воинского строя. Действия военных музыкантов включают при перестроении различные геометрические фигуры, а музыкальным аккомпанементом являются марши, исполняемые прямо в про© Тагильцева Н. Г., Проскуров А. К., 2018

цессе игры на инструментах. Во второй части оркестр выстраивается в полукруг и исполняет концертную программу, которая тщательно выбирается, а затем готовится дирижером и оркестрантами [4]. Такая концертная программа совмещает в себе инструментальное исполнение, танцевальные движения, вокальные фрагменты, но все эти виды музыкально-двигательной деятельности оркестрантов подчинены определенной сюжетной канве, включающей театрально-драматургическое действо.

В различных методических рекомендациях, касающихся подготовки военными оркестрами плац-концертов [9; 10], их авторы формулируют определенные цели и задачи [9]. Среди них выделяются те, которые способствуют духовному и культурному развитию военнослужащих и гражданского персонала; созданию тематической направленности концертных программ; усилению зрелищности программных композиций за счет включения театрализованных фрагментов; формированию патриотических чувств у воспринимающих такие концерты слушателей [10]. Таким образом, плац-концерты способствуют как воспитанию военных музыкантов, так и воспитанию гражданского населения, которое воспринимает художественно-музыкальное творчество военных.

Но подготовка и осуществление плац-концертов имеют свои проблемные вопросы, одним из которых является необходимость переучивания музыкантов, пришедших в оркестр после консерваторий и музыкальных училищ с чисто инструментального исполнительства на исполнительство, объединяющее различные виды «полихудожественной деятельности» [10] и имеющее зрелищно-театрализованное основание.

Почти все музыканты военного оркестра после окончания учебных заведений имеют профессиональное образование в сфере инструментального исполнительства. Но приходя в военно-музыкальный коллектив, они должны активно включаться в творческую деятельность по организации и проведению не только воинских ритуалов, на которых они только исполняют музыкальные произведения, но и плац-концертов. В этих концертах, как указывалось, приходится исполнять музыкальное произведение и перестраиваться, исполнять музыкальное произведение и участвовать в определенном театрально-музыкальном действии, сочетая исполнительство и движения, исполнительство, театрализацию и

даже пение. Все это вызывает необходимость формирования у музыкантов военного оркестра новых и иногда не актуализированных ими в творчестве умений, которые формируются у военных музыкантов на оркестровых репетициях, на индивидуальных занятиях по инструменту и на занятиях по музыкально-теоретической подготовке.

Согласно Приказу Министра Обороны Российской Федерации № 99 от 6 февраля 2013 г. «О Военно-оркестровой службе Вооруженных Сил Российской Федерации» [12], во всех воинских частях и военно-учебных заведениях, где имеются военные оркестры, военные музыканты обязательно проходят обучение по специальной программе, включающей индивидуальные занятия каждого оркестранта по инструменту, репетиции оркестра и музыкально-теоретические занятия. Такая программа, составляемая военным дирижером, регламентирует не только процесс изучения, повторения и закрепления технических навыков, но и подготовку к различным рода мероприятиям и, в частности, к проведению плац-концертов. При подготовке к плац-концерту у оркестрантов помимо формирования двигательно-исполнительских навыков, навыков одновременного построения и исполнения музыки на инструментах должны формироваться и личностные творческие качества, такие как, например, творческая активность, характеризующаяся тем, что каждый участник вносит свои новые наработки: двигательные, исполнительские в канву содержания этого мероприятия. Отсутствие или недостаточная сформирован-ность такой активности приводит к тому, что музыканты могут лишь только воспроизводить исполнение музыкального произведения, копировать предложенные дирижером движения, не предлагая каких-либо интересных нововведений и творческих находок, как в исполнение, так и в создание сюжетной основы плац-концерта. Такое механическое воспроизведение не будет способствовать появлению интереса публики к выступлению военного оркестра, а сами музыканты эти концертные выступления будут считать необходимой обязанностью, выполнение которой не приносит им удовольствия и творческого удовлетворения.

Результаты исследования

Обучение планированию, организации и осуществлению плац-концертов дирижером производится в институте военных дирижеров. Именно дирижеры являются главными режиссерами, проектирующими весь процесс подготовки и осуществления плац-концертов. В музыкальных военных учебных заведениях имеются специальные кафедры, занимающиеся процессом подго-

товки военных дирижеров к планированию, проектированию и проведению плац-концертов. В учебном пособии, разработанном педагогами кафедры военно-оркестровой службы военного института (военных дирижеров) военного университета для курсантов института, предлагается алгоритм действий по подготовке плац-концертов. Авторы [2; 3] предлагают курсантам определить общую тематику программы плац-концерта; его музыкальный ряд и структуру; режиссуру программы; отработку всех элементов программы; соединение всех этих элементов в единое целое; планирование концертного выступления, анализ и оценку выбранного художественного материала. Все эти рекомендации предназначены только будущим дирижерам военных оркестров. Однако разработок, которые касались бы обучения военных оркестрантов и переориентации их с деятельности чисто музыкальной на деятельность художественную недостаточно.

Внимание к подготовке плац-концертов уделено в программе боевой и специальной подготовки военных оркестров ВС РФ. В частности, в программе такой подготовки отводится определенное количество часов для формирования у военных музыкантов умений в подготовке к плац-концерту [9]. В этой программе имеются следующие рекомендации для дирижеров оркестра:

- изучить с участниками военного оркестра приемы и методы индивидуальной настройки инструментов в оркестровой группе и в составе оркестра;

- выявить художественно-смысловую концепцию композиции и на этой основе формировать репертуар оркестра для плац-концерта;

- научить на высоком художественном уровне исполнять оркестровые партии;

- совершенствовать исполнительскую культуру оркестра при выполнении задач штатного предназначения по обеспечению мероприятий, предусмотренных общевоинскими уставами, концертных выступлений, массовых и спортивных празднеств;

- подготовить совместные выступления с солистами с учетом художественно-эстетических достоинств произведений музыкального искусства [4; 9].

Изученные методические рекомендации по подготовке будущих военных дирижеров по обучению их планировать и проводить плац-концерты позволяют выделить необходимые умения, которыми должны обладать военные музыканты:

1. Технические умения, включающие умения держать музыкальный инструмент так, чтобы не пострадало качество звука при исполнении; точное выполнение штри-

хов, уверенное исполнение музыки в динамике движения, а не в традиционной для музыкантов статике.

2. Двигательно-исполнительские умения, включающие выполнение строевых приемов при совмещении с игрой на музыкальных инструментах, исполнение произведений на музыкальном инструменте при совмещении с элементами танца и даже хореографии.

3. Стилистические умения, включающие способы воплощения знаний (о жанрах музыки, исполнительском стиле, манере исполнения), полученных на занятиях и репетициях оркестра в процессе исполнительской деятельности.

4. Художественно-образные умения, включающие умение воплощать в исполнении образ музыкального произведения, в соответствии с разработанной содержательной канвой плац-концерта.

5. Творческие и аналитические умения, включающие разработку сценариев плац-концерта, нахождение соответствующее сюжету плац-концерта движения, оптимального построения оркестра, произведение анализа качества исполнения и нахождения путей устранения в исполнении тех или иных недостатков в проведении плац-концертов.

Все выявленные умения необходимо формировать в процессе специальных занятий в определенной педагогической последовательности. Данные занятия, нацеленные на подготовку к концертной деятельности, осуществляет дирижер, в компетенции которого включаются психолого-педагогические знания, умения и навыки. Именно поэтому для дирижера военного оркестра необходимо разрабатывать содержание таких репетиционных занятий, в которых бы постепенно формировались выше обозначенные умения.

В процессе разработки алгоритма таких занятий каждый дирижер определяет основные теоретические подходы и способы их реализации в репетиционной деятельности. Среди множества педагогических подходов, используемых на таких занятиях, наиболее эффективными являются лич-ностно ориентированный, аксиологический и полихудожественный.

Личностно ориентированный подход вытекает из специфики понимания необходимости индивидуального развития каждого музыканта военного оркестра, его музыкальных способностей, особенностей технического исполнительского мастерства в опоре на определенный уровень сформиро-ванности творческих качеств. В то же время реализация этого подхода позволяет выявить те творческие способности музыкантов военного оркестра, которые позволяют им во взаимосвязи технического и образно-

го воплощать задуманный сценарий плац-концерта, а также искать возможности для создания новых композиций.

Музыка как один из самых эмоциональных видов искусства имеет глубокое воздействие как на исполнителя, так и на слушателя. Но этим музыкальное искусство, конечно, не ограничивается. В процессе его освоения и трансляции и исполнитель, и слушатель приобщаются к высоким образцам культуры, декларирующим ценностные постулаты. Исполнение и восприятие художественных примеров музыкального искусства приобщает слушателей и исполнителей к духовным ценностям. Поэтому аксиологический подход к реализации музыкальной деятельности способствует формированию духовной культуры как музыканта, так и слушателя (Н. И. Кашина, О. А. Москаленко, Н. Г. Тагильцева) [6; 7].

И наконец, полихудожественный подход, в настоящее время чрезвычайно активно используемый как в системе музыкального исполнительства, так и в системе музыкального образования [13], значительно расширяет возможности каждого, кто занимается музыкально-художественной деятельностью, выводя ее на новый творческий уровень путем привлечения разных видов художественной деятельности: исполнение на инструменте, танец, хореография, театрализация и даже сольное вокальное исполнительство. Все три указанных подхода создают основания для художественного, личностного и творческого развития каждого участника оркестра.

В опоре на выявленные подходы, а также на выявленные умения военных оркестрантов был разработан и апробирован алгоритм совместных действий оркестрантов и дирижера по созданию плац-концерта в военном оркестре Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации.

Данный алгоритм включал несколько этапов, которые включались в индивидуальные, репетиционные, музыкально-теоретические занятия оркестрантов, репетиции концерта и сам концерт. Последовательность и содержание этих этапов базировались на элементах создания художественно-творческого продукта исполнителями. Содержание этих этапов корректировалось в русле концертной музыкальной деятельности участников военного оркестра. К этим этапам относились:

- проектировочный, когда на музыкально-теоретических занятиях у оркестрантов формировались умения разрабатывать сценарий плац-концерта, выявлять художественные средства его реализации, определять схематически передвижения,

построения оркестрантов во время исполнения того или иного музыкального произведения;

- художественно-технический, когда в процессе индивидуальных занятий и оркестровых репетиций у оркестрантов формировались умения совмещения технических и двигательно-исполнительских особенностей, когда также происходил процесс нахождения технических средств для раскрытия художественного образа музыкальных произведений, используемых в едином сценарии плац-концерта;

- концертно-исполнительский, когда на репетициях и концертах музыканты оркестра демонстрировали решение технических и художественных задач, выделяли комплекс двигательно-исполнительских умений и комплекс различных видов художественной деятельности;

- аналитический, когда после проведения плац-концертов дирижер и военные музыканты производили анализ проведенного плац-концерта, выявляли наиболее удачные фрагменты концерта и, соответственно, менее удачные, обсуждая и предлагая способы их улучшения в художественном, техническом, двигательно-исполните-льском планах.

На каждом этапе дирижером формировались все указанные умения, но среди них выделялись те, формирование которых выступало в виде главной задачи того или иного этапа. Так, формирование технических умений являлось главной задачей на художественно-техническом этапе. На этом же этапе решались задачи формирования двигательно-исполнительских умений и умений стилистических, связанных с музыковедческими знаниями, полученными военными оркестрантами во время теоретических занятий. Стилистические умения формировались и на этапе концертно-исполнительском, когда полученные оркестрантом знания включались в процесс исполнения произведений в плац-концерте с использованием элементов импровизации. На проектировочном этапе у военных музыкантов формировались умения разработки сценариев плац-концерта и способов его воплощения. На этом же этапе развивались творческие умения. В процессе аналитического этапа, при оценке исполнения плац-концертов у музыкантов оркестра формировались творческие и, конечно, аналитические умения.

Рассмотрев задачи каждого из выделенных этапов, а также конкретные умения, формируемые на каждом из них, обозначим основные методы, которые способствуют успешному решению этих задач. Данные методы были выявлены при анализе работ

по музыкальной педагогике, педагогике обучения детей в военном образовательном учреждении [11] и ряде других работ.

На проектировочном этапе доминантным методом является метод диалога, когда совместно с дирижером оркестра музыканты обсуждают: основную фабулу плац-концерта, характерные геометрические фигуры (эскизы) для использования в построении, специфику музыкального материала в зависимости от художественного контекста, акустических условий исполнения плац-концерта, а также эстетические важные моменты, включающие обсуждение формы одежды музыкантов оркестра, их размещение в строю, символики и армейской атрибутики.

На художественно-техническом этапе главными методами являются взаимосвязи художественного и технического [15], а также интонационного анализа, предполагающего прослеживание в музыкальном произведении процесса становления и развития его интонируемого смысла (Б. В. Асафьев) [1]. На этом же этапе эффективным является метод упражнений, активизирующих слуховые и моторно-двигательные представления музыкантов, а также методы, стимулирующие двигательную и танцевальную активность музыкантов: танцевальный калейдоскоп, марафон движений и т.д.

На концертно-исполнительском этапе одним из основных методов, используемых в репетиционной форме, является импровизация. Оркестранты могут исполнять произведения, входящие в плац-концерт с различными нюансами, солирующие инструменты могут добавлять небольшие каденции, ударная группа включать в определенный метроритмический уклад тот или иной ритмический рисунок. Эти же импровизации могут с успехом воспроизводиться и на самом концерте.

На аналитическом этапе действенным методом является исполнительский анализ, включающий не доинструменталь-ный анализ, а анализ исполнения оркестрантами того или иного произведения, его оценку, выявления удачных и не совсем удачных фрагментов выступления. На этом этапе включаются и поисковые методы, благодаря которым сами исполнители находят наиболее точные и приемлемые способы устранения ошибок, недостаточно внятно технически исполненных фрагментов.

Результатом обучения оркестрантов по раскрытым выше подходам, этапам обучения и методам явилось: 1) совместная разработка дирижера и музыкантов сценариев других плац-концертов; 2) повышение оценок высокого уровня на занятиях по специальной подготовке военных оркестров; 3) активное участие в смотрах-конкурсах во-

енных оркестров с получением призовых мест; 4) выступление на различных площадках без дополнительных приспособлений (пюпитров, нот, акустической системы); 5) расширение возможности выступления оркестров на различных мероприятиях.

Заключение

Процесс обучения оркестрантов военного оркестра, на первый взгляд, представляется не таким сложным, каким он на самом деле является. В любом военном учреждении подчинение приказу выступает нормой, неоспоримым законом, который распространяется и на творческие взаимоотношения дирижера и музыкантов в военном оркестре. Однако безусловное единоначалие в составлении фабулы плац-

концерта, воплощения его драматургии никогда не даст высоко художественного результата без активной творческой инициативы самих оркестрантов. Поэтому-то данный процесс и должен базироваться, прежде всего, на личностно ориентированном подходе, который в комплексе подходов, указанных выше, был поставлен первым номером. Творческая инициатива, творческая активность, профессионализм в выполнении разработанных проектов плац-концерта являются залогом красочного, яркого и выразительного исполнения, способного привлечь слушателей к военной музыкальной культуре, что даст возможность творческого и профессионального роста как каждого оркестранта в отдельности, так и оркестра в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асафьев Б. В. Mузыкальная форма как процесс. - Л. : M^^ira, l963. - 378 с.

2. Гольдфарб Я., Диев Б., Кочепасов В., Слабаков Б., Тутунов В. Концертная деятельность военных оркестров Советской Армии и Военно-морского флота. Советская военная музыка : аналит.обз. - M. : ВДФ, l977. - 78 с.

3. Груй В. Н., Гарбазей И. Н., Кадеев Д. В., Mигалу,к А. Г. и др. Военный институт (военных дирижеров) военного университета : учеб. пособие по дисциплине «Военно-оркестровая служба» для курсантов Военного института (военных дирижеров) Военного университета. - M. : Военно-оркестровая служба, 2007. - 2l5 с.

4. Груй В., Иванов В. Квалификационные задания по военно-оркестровой службе ВС РФ. Организация военно-оркестровой службы : учеб. пособие. - M. : ВДФ, 2004. - 4l с.

5. Кашина Н. И. Mузыкальное искусство как средство патриотического воспитания кадетов // Известия Уральского государственного университета. Серия l : Проблемы образования, науки и культуры. -2009. - Т. 67. - № 3. - С. l42-l48.

6. Кашина Н. И., Mоскаленко О. А. Освоения современной молодежью традиционных культурных и художественных ценностей (на основе музыкальной культуры казачества) // Mир науки, культуры, образования. - 20l6. - № 3 (58). - С. 153-155.

7. Кашина Н. И., Тагильцева Н. Г. Психологические предпосылки освоения личностью традиционных культурных и художественных ценностей // Mир науки, культуры, образования. - 2014. - № 5 (48). -С. 70-73.

8. Кисляков Е. А. Инновационные технологии улучшения имиджа вооруженных сил РФ [Электронный ресурс] // Youth World Politic. - 20l6. - № 2. - С. 27-37. - Режим доступа: https: //elibrary.ru/item.asp?id=275453l9.

9. Mигалук А. Г. Некоторые тенденции в развитии программы плац-концерта : учеб. пос. - M. : ВДФ, 2001. - 53 с.

10. Ноздрунов Б. Mатериалы по истории русской военной музыки во второй половине XIX века / / Труды ВДФ при MОЛГК : аналит.обз. - M. : ВДФ, l964. - 86 с.

11. Петрачков К. В., Тагильцева Н. Г. Mетоды формирования у кадетов навыка исполнения строевых песен // Искусство и культура. - 2012. - № 4 (8). - С. 134-139.

12. Приказ Mинистра Обороны Российской Федерации № 99 от 6 февраля 20l3 г. О Военно-оркестровой службе Вооруженных Сил Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sadikov.biz/wp-content/uploads/20l3/oз/Пр-99.pdf (дата обращения: l8.02.20l8).

13. Тагильцева Н. Г. Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 91-94.

14. Туманов И. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта : учеб. пособие для ин-стит. культ. - M. : Просвещение, 1976. - 88 с.

15. Шульпяков О. Ф. Mузыкально-исполнительская техника и художественный образ. - Л. : Mузыка, 1986. - 124 с.

REFERENCES

1. 1. Asaf ev B. V. Muzykal'naya forma kak protsess. - L. : Muzgiz, 1963. - 378 s.

2. Gol'dfarb Ya., Diev B., Kochepasov V., Slabakov B., Tutunov V. Kontsertnaya deyatel'nost' voennykh orkestrov Sovetskoy Armii i Voenno-morskogo flota. Sovetskaya voennaya muzyka : analit.obz. - M. : VDF, 1977. - 78 s.

3. Gruy V. N., Garbazey I. N., Kadeev D. V., Migaluk A. G. i dr. Voennyy institut (voennykh dirizherov) voennogo universiteta : ucheb. posobie po distsipline «Voenno-orkestrovaya sluzhba» dlya kursantov Voennogo instituta (voennykh dirizherov) Voennogo universiteta. - M. : Voenno-orkestrovaya sluzhba, 2007. - 215 s.

4. Gruy V., Ivanov V. Kvalifikatsionnye zadaniya po voenno-orkestrovoy sluzhbe VS RF. Organizatsiya voenno-orkestrovoy sluzhby : ucheb. posobie. - M. : VDF, 2004. - 41 s.

5. Kashina N. I. Muzykal'noe iskusstvo kak sredstvo patrioticheskogo vospitaniya kadetov // Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1 : Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. - 2009. - T. 67. -№ 3. - S. 142-148.

6. Kashina N. I., Moskalenko O. A. Osvoeniya sovremennoy molodezh'yu traditsionnykh kul'turnykh i khudozhestvennykh tsennostey (na osnove muzykal'noy kul'tury kazachestva) // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2016. - № 3 (58). - S. 153-155. ... ... . .

7. Kashina N. I., Tagil'tseva N. G. Psikhologicheskie predposylki osvoeniya lichnost'yu traditsionnykh kul'turnykh i khudozhestvennykh tsennostey // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2014. - № 5 (48). - S. 7073. . . ..... .

8. Kislyakov E. A. Innovatsionnye tekhnologii uluchsheniya imidzha vooruzhennykh sil RF [Elektronnyy resurs] // Youth World Politic. - 2016. - № 2. - S. 27-37. - Rezhim dostupa: https: //elibrary.ru/item.asp?id=27545319.

9. Migaluk A. G. Nekotorye tendentsii v razvitii programmy plats-kontserta : ucheb. pos. - M. : VDF, 2001. - 53 s. .... . . .

10. Nozdrunov B. Materialy po istorii russkoy voennoy muzyki vo vtoroy polovine XIX veka // Trudy VDF pri MOLGK : analit.obz. - M. : VDF, 1964. - 86 s.

11. Petrachkov K. V., Tagil'tseva N. G. Metody formirovaniya u kadetov navyka ispolneniya stroevykh pesen // Iskusstvo i kul'tura. - 2012. - № 4 (8). - S. 134-139.

12. Prikaz Ministra Oborony Rossiyskoy Federatsii № 99 ot 6 fevralya 2013 g. O Voenno-orkestrovoy slu-zhbe Vooruzhennykh Sil Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://sadikov.biz/wp-content/uploads/2013/03/Pr-99.pdf (data obrashcheniya: 18.02.2018).

13. Tagil'tseva N. G. Polikhudozhestvennyy podkhod v razvitii strategii polikhudozhestvennogo obrazovaniya / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 12. - S. 91-94.

14. Tumanov I. Rezhissura massovogo prazdnika i teatralizovannogo kontserta : ucheb. posobie dlya instit. kul't. - M. : Prosveshchenie, 1976. - 88 s.

15. Shul'pyakov O. F. Muzykal'no-ispolnitel'skaya tekhnika i khudozhestvennyy obraz. - L. : Muzyka, 1986. -124 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.