Научная статья на тему 'Дирижерско-оркестровое искусство как социокультурное явление (к постановке проблемы)'

Дирижерско-оркестровое искусство как социокультурное явление (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
343
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИРИЖЕРСКО-ОРКЕСТРОВОЕ ИСКУССТВО / СИМФОНИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ / СЛУШАТЕЛЬСКАЯ АУДИТОРИЯ КОНЦЕРТА / ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ КОНЦЕРТА ПУБЛИКОЙ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СЛУШАТЕЛЕЙ / ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СЛУШАТЕЛЕЙ / ART OF ORCHESTRAL CONDUCTING / SYMPHONY CONCERT / AUDIENCE OF THE CONCERT / INTEGRAL PERCEPTION OF THE CONCERT BY THE AUDIENCE / MUSICAL CULTURE OF LISTENERS / TYPOLOGICAL STRUCTURE OF LISTENERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смирнов Борис Фёдорович

Дирижерско-оркестровое, в частности симфоническое, искусство проявляет себя в социокультурной среде, однако вопросы его социального функционирования менее всего изучены. Методологический принцип системного анализа требует рассмотрения объекта в контексте соответствующей среды, в системе, элементом которой он является. Иначе: законы искусства нельзя изучать без учета его восприятия публикой. Познание механизма эффективного социального функционирования дирижерско-оркестрового искусства предполагает изучение структуры слушательской аудитории, психологии восприятия музыки и поведения слушателей симфонических концертов. Поставленная проблема остается весьма актуальной и в наши дни. Есть два направления социологического исследования системы «искусство публика». Первое предполагает «движение» от слушателя к искусству. Второе «движение» от искусства к слушателю, когда знания объективной ценности художественных произведений соотносятся с их восприятием и оценкой публики. Речь здесь идет об общей и музыкальной культуре аудитории концертного зала. При этом возникает необходимость выяснения социально-психологических предпосылок и социокультурных условий эффективного функционирования симфонического концерта. Сложность изучения проблемы заключается в публичности восприятия музыки, коллективном проявлении эмоций, формировании социально-психологических установок слушателей концерта. Известно: сходный психико-художественный склад сплачивает различные категории людей в их отношении к искусству, что приводит к усилению эффекта восприятия музыки. Далее можно говорить о некоем сотворчестве исполнителей (дирижер оркестр) и слушателей. Такой феномен основан прежде всего на артистизме дирижера. Законы целостного, слухозрительного восприятия симфонического концерта публикой своеобразно влияют на творчество исполнителей. В конечном счете эффективность взаимовлияния артистов оркестра и слушателей концерта определяется совпадением их социально-психологической «настройки». Психологическая же структура восприятия музыки во многом обусловлена общей и музыкальной культурой публики симфонических концертов. Дальнейшая разработка социально-типологических групп слушательской аудитории, отражающих весь спектр ее интеллектуальной, эмоциональной и художественной подготовленности к полноценному восприятию симфонического концерта, есть первый шаг на пути решения поставленной социокультурной задачи. Затронутая проблема, а также предлагаемые направления ее исследования открывают широкий горизонт для последующих научных разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART OF ORCHESTRAL CONDUCTING AS SOCIAL-CULTURAL PHENOMENON (PROBLEM FORMULATION)

Art of orchestral conducting and symphonic art in particular is revealed in social-cultural sphere but at the same time the problems of its social functioning hasn’t been studied properly. Methodological principle of systemic analysis requires studying of the subject in the context of the corresponding sphere, in the system which element it is. In other words, the laws of art cannot be studied without its perception by the audience. Learning of the mechanism of effective social functioning of the orchestral conducting art presupposes studying of the audience composition, psychology of perception of music and behavior of music lovers attending symphony concerts. The formulated problem remains urgent at present. There are two directions of sociological research of the art-audience system. The first direction presupposes the “movement” from a listener to art. The second one is the “movement” from art to a listener when knowledge of objective value of artistic works correlates with their perception and evaluation of the audience. Here we speak about general and musical culture of the audience in the concert hall. Here it is necessary to find out social-psychological prerequisites and social-cultural conditions of a symphony concert effective functioning. It is very difficult to study the problem due to the public character of music perception, collective emotions expressions, formation of social-psychological set of the listeners of a concert. It is obvious that similar psychic-artistic mind unites different people’s categories in their attitude towards art and this gives more influence on the music perception. We can also speak about some mutual creative activity of the performers (conductor orchestra) and listeners. This phenomenon is connected first and foremost on the artistic skills of a conductor. The laws of integral, auditory-visual perception of a symphony concert by the audience influence the performers’ creative activity. In the final analysis the effectiveness of the reciprocal influence of the musicians of the orchestra and the audience of ероу concert is determined by coincidence of their social-psychological “adjustment”. Psychological structure of music perception is stipulated by general and musical culture of the listeners attending symphony concerts. Further working out of social-typological groups of the audience reflecting the whole spectrum of its intellectual, emotional and artistic qualification to the full-scale perception of a symphony concert is the first step towards the solution of the social-cultural task. The touched upon problem along with the directions of its researches open a wide horizon for new scientific innovations.

Текст научной работы на тему «Дирижерско-оркестровое искусство как социокультурное явление (к постановке проблемы)»

УДК 78.01

Б. Ф. Смирнов

доктор искусствоведения, профессор, Челябинский государственный институт культуры Email: [email protected]

ДИРИЖЕРСКО-ОРКЕСТРОВОЕ ИСКУССТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)

Дирижерско-оркестровое, в частности симфоническое, искусство проявляет себя в социокультурной среде, однако вопросы его социального функционирования менее всего изучены. Методологический принцип системного анализа требует рассмотрения объекта в контексте соответствующей среды, в системе, элементом которой он является. Иначе: законы искусства нельзя изучать без учета его восприятия публикой. Познание механизма эффективного социального функционирования дирижерско-оркестрового искусства предполагает изучение структуры слушательской аудитории, психологии восприятия музыки и поведения слушателей симфонических концертов. Поставленная проблема остается весьма актуальной и в наши дни.

Есть два направления социологического исследования системы «искусство - публика». Первое предполагает «движение» от слушателя к искусству. Второе - «движение» от искусства к слушателю, когда знания объективной ценности художественных произведений соотносятся с их восприятием и оценкой публики. Речь здесь идет об общей и музыкальной культуре аудитории концертного зала. При этом возникает необходимость выяснения социально-психологических предпосылок и социокультурных условий эффективного функционирования симфонического концерта.

Сложность изучения проблемы заключается в публичности восприятия музыки, коллективном проявлении эмоций, формировании социально-психологических установок слушателей концерта. Известно: сходный психико-художественный склад сплачивает различные категории людей в их отношении к искусству, что приводит к усилению эффекта восприятия музыки. Далее можно говорить о некоем сотворчестве исполнителей (дирижер - оркестр) и слушателей. Такой феномен основан прежде всего на артистизме дирижера. Законы целостного, слухозрительного восприятия симфонического концерта публикой своеобразно влияют на творчество исполнителей. В конечном счете эффективность взаимовлияния артистов оркестра и слушателей концерта определяется совпадением их социально-психологической «настройки». Психологическая же структура восприятия музыки во многом обусловлена общей и музыкальной культурой публики симфонических концертов.

Дальнейшая разработка социально-типологических групп слушательской аудитории, отражающих весь спектр ее интеллектуальной, эмоциональной и художественной подготовленности к полноценному восприятию симфонического концерта, есть первый шаг на пути решения поставленной социокультурной задачи. Затронутая проблема, а также предлагаемые направления ее исследования открывают широкий горизонт для последующих научных разработок.

Ключевые слова: дирижерско-оркестровое искусство, симфонический концерт, слушательская аудитория концерта, целостное восприятие концерта публикой, музыкальная культура слушателей, типологическая структура слушателей

Для цитирования: Смирнов, Б. Ф. Дирижерско-оркестровое искусство как социокультурное явление (к постановке проблемы) /Б. Ф. Смирнов //Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 1 (49). - С. 72-78.

Дирижерско-оркестровое, в частности симфоническое, искусство как особый вид коллективного исполнительского творчества есть не только уникальное художественное и соци-

ально-культурное явление, но и важный объект научных исследований. Теоретическая разработка проблем дирижерского искусства активно ведется с последних десятилетий ХХ столе-

72

тия. Осмысление сущности дирижерско-исполнительского искусства проходило по ряду направлений, прежде всего музыкально-эстетическому, социально-психологическому, психолого-педагогическому и музыковедческому. Надо признать, что среди трудов по данной теме в прошлом веке превалировали учебно-методические работы, рассматривавшие преимущественно лишь технологию собственно дирижирования (управления оркестром). Начало в преодолении существенного крена в эту сторону положили прежде всего известные дирижеры-теоретики И. А. Мусин и Г. Л. Ержемский. Впоследствии появились новые труды, отражающие современные взгляды на проблемы дирижерско-оркестрового искусства. Но и сегодня его теоретическая разработанность все еще неадекватна практическим достижениям выдающихся маэстро. В тени научных изысканий оказались вопросы социально-психологических предпосылок и социокультурных условий эффективного функционирования такого художественного феномена, как симфонический оркестр.

Научные исследования музыкального искусства как социокультурного явления в нашей стране по сути начались лишь во второй половине XX столетия. Большой вклад в становление теоретической музыкальной социологии внесли А. Н. Сохор, Э. Е. Алексеев, Г. Л. Головинский. На Урале аналогичные теоретические и конкретно-социологические исследования успешно проводились Л. Н. Коганом и В. С. Цукерманом. Последние десятилетия активно работает в этом направлении Е. В. Дуков.

Из современных работ, посвященных данной теме (без учета различия видов исполнительства), выделим статью М. А. Олейника [8], в которой речь идет о феномене социокультурной стратификации, порождаемой многообразием видов, жанров и направлений музыки. Структура музыкальной культуры слушателя рассматривается в статье А. С. Клюева [5]. Утверждается, что музыкальная культура есть единство музыкального сознания и деятельности слушателя. Весь вопрос в том, что представляет собой музыкальное сознание и

73

музыкальная деятельность слушателя? Статья И. Р. Левиной [6] посвящена рассмотрению основных социальных функций музыкального искусства и образования. Обращается внимание на параллель между музыкальными и социальными процессами, на подвижность всей социохудожественной, шире - социокультурной системы.

Следующие работы уже затрагивают процесс музыкального исполнительства как формы существования музыкального искусства, что весьма продуктивно для последующей разработки рассматриваемой нами темы. Так, в статье возглавляемого А. И. Щербаковой авторского коллектива [9] акцентируется внимание на необходимости погружения музыкального процесса в соответствующие культурные контексты с целью установления коммуникаций исполнителя со слушателями. О необходимости более точной дифференциации слушательской аудитории концерта в связи с разработкой теории управления музыкально-коммуникативными процессами пишет А. Н. Якупов [10]. Наконец, наиболее близка нашей проблематике статья В. А. Каюкова «Визуализация сознания и воли дирижера в концертном выступлении посредством языка жестов» [4], где процесс дирижирования анализируется как объект визуального восприятия слушателями концерта. Речь идет о восприятии реального выступления симфонического оркестра одновременно по слуховому и зрительному каналам психики слушателя. Статья не лишена противоречий, однако ее основная идея продуктивна, ибо позволяет выделить дополнительный критерий дифференциации слушателей симфонического концерта.

Итак, дирижерско-исполнительское искусство долгое время рассматривалось учеными как бы в чистом виде, в некоем социальном вакууме, что ограничивало понимание его природы, сущности и специфики. Известно, что методологический принцип системного анализа требует изучения объекта в контексте среды его функционирования, в системе, элементом которой он является. Конечно же, профессиональные действия и творческие взаимоотношения

дирижера с оркестром на репетициях и на концертной эстраде - не одно и то же. В последнем случае как дирижер, так и артисты оркестра, как правило, испытывают яркое психолого-эмоциональное состояние, обычно ведущее к творческому подъему. Однако этот подъем во многом зависит от аудитории симфонического концерта. Последний диктует не только возвышенные художественно-творческие взаимоотношения между дирижером и оркестром, но и устанавливает (или не устанавливает!) весьма чуткие отношения между ними и новым коллективным субъектом - слушателями. Публичность исполнения музыки, как и эмоциональная реакция публики на нее, не может не отражаться на творческом состоянии дирижера и оркестра, в конечном счете - на художественном результате. Е. Ф. Светланов признавался, что когда стоишь за пультом, то невольно ощущаешь «градус», накал, «температуру» зала. Как отметил Л. М. Гинзбург, «только в концертном зале, заполненном слушателями, дирижер демонстрирует нам свое искусство в нетронутом, как бы первозданном виде» [3, с. 6].

Со своими размышлениями по поводу социальных проблем дирижерско-оркестрового исполнительства выступали некоторые известные дирижеры, например, В. Фуртвенг-лер, Э. Лайнсдорф. Конечно же, такие отдельные, разрозненные статьи не решали и не решают проблему. В свое время известный музыковед С. С. Скребков констатировал, что в теории музыки слушателю, к сожалению, отводится не соответствующее ему место в общей системе музыкально-теоретических понятий. Несомненно, в теории дирижерско-исполнительского искусства данная проблема стоит еще острее. В этой связи любопытно высказывание основоположника отечественной дирижерской школы Н. А. Малько, который в свое время писал: «Вообще слушание дирижера является трудной и совсем не разработанной проблемой» (курсив Н. А. Малько) [7, с. 21]. Подчеркнем: не слушание оркестра, а слушание дирижера! Конечно, не случайно одна из статей Л. Ауэрбаха в журнале «Советская музыка» была напечатана под за-

74

головком «Я смотрю симфонический концерт» (курсив мой. - Б. С.) [1]. В этих на первый взгляд парадоксальных фразеологических оборотах нет никакой оговорки, ибо дирижер, управляя оркестром и эмоционально воздействуя на него, неизбежно оказывает аналогичное воздействие и на слушателей концерта, соединяя воедино слуховой и визуальный ряды художественного восприятия симфонического концерта. Речь здесь уже идет о целостном, слухозрительном восприятии публикой дирижерско-оркестрового искусства. Это, с научной точки зрения, уже нечто новое, требующее пристального изучения.

Л. С. Выготский когда-то писал: «Искусство никогда не может быть объяснено до конца из малого круга личной жизни, но непременно требует объяснения из большого круга жизни социальной» [2, с. 83]. Весьма категоричен в этом вопросе был А. В. Луначарский, который считал, что искусство возможно изучать лишь только как социальное явление. Таким образом, законы искусства нельзя постигать без учета его восприятия публикой. Игнорирование данной проблемы часто приводит к неточным суждениям и необоснованным выводам, тем более когда они проецируются на слушательскую аудиторию - самое главное и конечное звено, завершающее известную музыковедческую триаду «композитор - исполнитель - слушатель».

Эти же пробелы в теории дирижерско-оркестрового искусства также необходимо активно восполнять, выстраивая полную картину социального функционирования одной из важнейших форм бытования музыки - симфонического концерта - в единстве и противоречии всех его сторон. Требуются исследования, которые бы охватывали в целом разные грани творческого взаимодействия дирижера, оркестра и публики. Необходимы работы, способные рассмотреть дирижерское искусство с разных точек зрения - с позиций и дирижеров, и оркестрантов, и квалифицированных слушателей. Познание механизма эффективного социального функционирования художественно-коммуникативной системы «дирижер - оркестр»

предполагает знание структуры слушательской аудитории, понимание психологии восприятия «живой» музыки различными типологическими группами. Из вышесказанного со всей очевидностью следует: дирижерско-оркестровое искусство есть не только художественный, но и социокультурный феномен. Актуальность и неразработанность названной проблемы налицо.

Что есть слушательская аудитория симфонических концертов, каковы пути решения поднятой проблемы? Л. Н. Коган считал, что возможны два взаимосвязанных направления социологического исследования системы «искусство - публика». Первое предполагает «движение» от слушателя к искусству, когда мнения и оценки публики становятся основой для изучения и определения эстетической ценности конкретного художественного явления. Второе направление - «движение» от искусства к слушателю, когда предварительное знание объективной ценности художественных произведений соотносится с их восприятием и субъективной оценкой публики. В данном случае выявляются художественная мера, характер и особенности восприятия искусства слушателями концерта. Речь идет, по сути, о музыкальной культуре аудитории концертного зала. Если в первом случае объектом изучения выступает само искусство, то во втором - слушатели (публика) концертов. Социологическое исследование по формуле «от искусства к слушателю» изучает степень адекватности восприятия публикой исполняемой музыки. При этом возникает необходимость выяснения социально-психологических предпосылок, а также социокультурных и организационных условий эффективного функционирования искусства. Остановимся вкратце на некоторых особенностях такого функционирования на примере дири-жерско-оркестрового искусства.

Исполнитель (дирижер - оркестр) и слушатель (зритель) - это целостная социальная художественно-коммуникативная система. Ее центральный элемент, связывающий все структурные блоки и звенья в единое системное целое, - музыка (симфоническая музыка). Как и другие виды искусства, она социальна по своей

75

природе и функциям. Однако социальное начало музыки рассматривается в эстетике безотносительно к различным видам исполнительства. Но она, музыка, функционирует в разных конкретных процессуальных формах, мера социальности которых очевидно не одинакова (например, камерное исполнительство, домашнее музицирование или публичный симфонический концерт). Даже большой количественный состав оркестра в этом случае имеет немаловажное значение. Он предопределяет не только необходимость большого концертного зала и потенциальную массовость слушательской аудитории, но и накладывает отпечаток на масштабность репертуара и многообразие выразительных средств симфонической музыки (ее идейно-художественные возможности). Первое ведет к повышенной социализации симфонического концерта, второе - к усилению социальной значимости симфонической музыки. Последнее призвано удовлетворять преимущественно высшие художественные, шире - духовные потребности общества и в этом проявляется ее высшая социальная функция, художественно-нравственная сверхзадача.

Каковы же критерии действенности симфонического концерта, его реальной социально-художественной результативности? Отношение к музыке слушателей симфонических концертов -важный, сложный и малоизученный вопрос. Проблема - в публичности ее восприятия, коллективных эмоциях и психологических установках, вносящих существенную коррекцию в само восприятие музыки. По выражению А. Л. Гот-сдинера, речь здесь идет о «суммирующем переживании» многих слушателей, обусловливающем и «единую, сплоченную форму реакции». Здесь, правда, необходимо оговориться. Особенность публичного концерта проявляется не только в усилении, но и в возможном ослаблении эмоционального воздействия музыки на слушателей. Все зависит от их психико-социального единения или отсутствия такового.

Коллективность восприятия, как известно, присуща преимущественно зрелищным видам искусства, к которым, с некоторой долей условности, можно отнести и симфонический

концерт. Последнее - самое «монументальное» и социальное явление музыкального искусства, требующее для своего восприятия сообщество единомышленников. Сходный психико-худо-жественный склад, схожая эмоциональная природа сплачивает различные категории людей в их отношении к искусству, что приводит к усилению эффекта восприятия музыки. Можно утверждать: публика симфонических концертов есть конкретная психико-социальная общность людей, основанная на их стремлении к удовлетворению художественной потребности в восприятии конкретного музыкального произведения в исполнении конкретного оркестра под управлением конкретного дирижера. Понятие публика предполагает разные формы и уровни объединения людей по их художественным интересам. Это вполне состоявшийся, хотя и временный (на период концерта) коллектив со своей внутренней структурой и взаимосвязью составляющих ее элементов.

Особенность публики симфонических концертов не сводится к изложенному. Лишь тезисно наметим следующее: истинное музыкальное исполнительство, тем более - дири-жерско-симфоническое, предполагает своеобразное сотворчество исполнителя и аудитории. Основной компонент, лежащий в основе такого феномена, - артистизм дирижера, проявляющийся и в зрелищной стороне симфонического концерта. Но, как уже было ранее сказано, законы восприятия концерта публикой своеобразно влияют на творчество исполнителей. Последнее зависит от многих факторов, главный из которых - общий уровень культуры аудитории концертного зала. Другой, не менее важный - наличие у слушателей музыкального образования или самообразования, шире-опыта слушания академической музыки. В конечном счете эффективность взаимодействия, взаимовлияния, взаимопонимания артистов и слушателей концерта во многом определяется совпадением социально-психологической «настройки» творчества и восприятия. Речь идет о совместимости социальной психологии двух заинтересованных друг в друге коллективов -оркестра и публики. Только настроенность ди-

рижера, оркестра и слушателей в едином «психологическом ключе» создает неповторимую творческую атмосферу в концертном зале. Подчеркнем: психология и культура слушателей концерта - понятия взаимосвязанные. Не случайно Г. М. Коган считал, что в основе всякой культуры лежит культура восприятия.

Таким образом, общая и музыкальная культура публики симфонических концертов есть важнейший фактор эффективного социального функционирования дирижерско-оркестрового искусства. Если культура - понятие социальное, то музыкальная культура - социально-художественное. И то и другое формируется и воспитывается в обществе - семье, различных социальных институтах и т. д. Фактически публикой (слушателями) можно называть лишь ту часть аудитории концертного зала, которая систематически посещает соответствующие концерты. В связи с этим и возникает вопрос: что представляет из себя слушательская аудитория симфонических концертов, какова ее типологическая структура, динамика изменений, каковы мотивы посещения и поведения публики в концертном зале и т. д.?

Итак, разработка социально-типологических групп слушательской аудитории, отражающих весь спектр ее интеллектуальной, эмоциональной и художественной, в конечном счете -психологической подготовленности к полноценному восприятию симфонического концерта, есть первый шаг на пути решения поставленной социокультурной задачи. Пока же можно лишь предполагать, что в реальной художественной практике механизм непроизвольного формирования различных типологических групп слушателей симфонических концертов основан прежде всего на общей и музыкальной культуре последних. Культура же слушателей во многом предопределяется их социально-демографической принадлежностью. Затронутая в настоящей статье проблема, а также предлагаемые направления ее исследования открывают широкий горизонт для последующих научных разработок в сфере социокультурной деятельности. Дифференцированное составление программ симфонических концертов с учетом социально-

76

демографических и культурно-образовательных особенностей предполагаемой аудитории, эффективное проведение концертов, связанное с пониманием специфики их восприятия различными категориями слушателей, оптимальная

организация этих концертов и продуктивная работа с потенциальной публикой - вот неполная сфера применения научных данных исследований слушательской аудитории симфонических концертов.

1. Ауэрбах, Л. Я смотрю симфонический концерт / Л. Ауэрбах // Совет. музыка. - 1982. - № 3. - С. 61-63.

2. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - Москва: Педагогика, 1987. - 345 с.

3. Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика / ред.- сост., авт. вступ. ст. и коммент. Л. М. Гинзбург. - Москва: Музыка, 1975. - 632 с.

4. Каюков, В. А. Визуализация сознания и воли дирижера в концертном выступлении посредством языка жестов / В. А. Каюков // Молодой ученый. - 2010. - № 10 (21). - С. 353-356.

5. Клюев, А. С. Музыкальная культура слушателя (из опыта работы преподавателя музыкальных дисциплин) / А. С. Клюев // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. -2015. - № 1 (3). - С. 115-121.

6. Левина, И. Р. Социальные функции музыкального искусства и образования / И. Р. Левина // Человеческий капитал. - 2013. - № 1 (49). - С. 184-188.

7. Малько, Н. А. Основы техники дирижирования / Н. А. Малько. - Москва; Ленинград: Музыка, 1965. -219 с.

8. Олейник, М. А. Музыка как фактор социокультурной стратификации в современном обществе / М. А. Олейник // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2007. -Вып. 3. - С. 95-98.

9. Щербакова, А. И. Музыкальное искусство как процесс культурной коммуникации / А. И. Щербакова, А. В. Каменец, Ю. В. Ганичева, Е. А. Мелешкина // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2016. - Т. 15.4. - С. 131-139.

10. Якупов, А. Н. О дифференциации слушателей (к теории управления музыкально-коммуникативными процессами) / А. Н. Якупов // Художественное образование и наука. - 2015. - № 3. - С. 35-38.

Получено 12.01.2017

B. Smirnov

Doctor of Art Criticism, Professor, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts Email: [email protected]

ART OF ORCHESTRAL CONDUCTING AS SOCIAL-CULTURAL PHENOMENON

(PROBLEM FORMULATION)

Abstract. Art of orchestral conducting and symphonic art in particular is revealed in social-cultural sphere but at the same time the problems of its social functioning hasn't been studied properly. Methodological principle of systemic analysis requires studying of the subject in the context of the corresponding sphere, in the system which element it is. In other words, the laws of art cannot be studied without its perception by the audience. Learning of the mechanism of effective social functioning of the orchestral conducting art presupposes studying of the audience composition, psychology ofperception of music and behavior of music lovers attending symphony concerts. The formulated problem remains urgent at present.

There are two directions of sociological research of the art-audience system. The first direction presupposes the "movement" from a listener to art. The second one is the "movement" from art to a listener when knowledge of objective value of artistic works correlates with their perception and evaluation of the audience. Here we speak about gen-

ii

eral and musical culture of the audience in the concert hall. Here it is necessary to find out social-psychological prerequisites and social-cultural conditions of a symphony concert effective functioning.

It is very difficult to study the problem due to the public character of music perception, collective emotions expressions, formation of social-psychological set of the listeners of a concert. It is obvious that similar psychic-artistic mind unites different people's categories in their attitude towards art and this gives more influence on the music perception. We can also speak about some mutual creative activity of the performers (conductor - orchestra) and listeners. This phenomenon is connected first and foremost on the artistic skills of a conductor. The laws of integral, auditory-visual perception of a symphony concert by the audience influence the performers' creative activity. In the final analysis the effectiveness of the reciprocal influence of the musicians of the orchestra and the audience of ероу concert is determined by coincidence of their social-psychological "adjustment". Psychological structure of music perception is stipulated by general and musical culture of the listeners attending symphony concerts.

Further working out of social-typological groups of the audience reflecting the whole spectrum of its intellectual, emotional and artistic qualification to the full-scale perception of a symphony concert is the first step towards the solution of the social-cultural task. The touched upon problem along with the directions of its researches open a wide horizon for new scientific innovations.

Keywords: art of orchestral conducting, symphony concert, audience of the concert, integral perception of the concert by the audience, musical culture of listeners, typological structure of listeners

For citing: Smirnov B. 2017. Art of orchestral conducting as social-cultural phenomenon (problem formulation). Culture and Arts Herald. No 1 (49): 72-78.

References

1. Auerbakh L. 1982. I watch a symphony concert. Sovetskaya muzyka [Soviet music]. No 3: 61-63. (In Russ.).

2. Vygotskii L. 1987. Psikhologiya iskusstva [Art psychology]. Moscow: Pedagogika. 345 p. (In Russ.).

3. Dirizherskoe ispolnitel'stvo: Praktika. Istoriya. Estetika [Conductor's performance: Practice. History. Aesthetics]. 1975. comp., foreword and comment. by Ginzburg L. Moscow: Muzyka. 632 p. (In Russ.).

4. Kaiukov V. 2010. Visualization of consciousness and will of the conductor in a concert performance by means of a sign language. Molodoy uchenyy [Young scientist]. No 10 (21): 353-356. (In Russ.).

5. Kliuev A. 2015. Musical culture of the listener (from experience of the teacher of musical disciplines). Vestnik of Pushkin Leningrad State University. No 1 (3): 115-121. (In Russ.).

6. Levina I. 2013. Social functions of musical art and education. Chelovecheskiy capital [Human capital]. No 1 (49): 184-188. (In Russ.).

7. Malko N. 1965. Osnovy tekhniki dirizhirovaniya [Bases of the technology of conducting]. Moscow; Leningrad: Muzyka. 219 p. (In Russ.).

8. Oleinik M. 2007. Music as a factor of sociocultural stratification in modern society. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University]. Vol. 3: 95-98. (In Russ.).

9. Shcherbakova A., Kamenetz A., Ganicheva IU., Meleshkina E. 2016. Musical art as process of cultural communication. Scientific notes of the Russian state social university. Vol. 15.4: 131-139. (In Russ.).

10. Iakupov A. 2015. About differentiation of listeners (to the theory of management of musical and communicative processes). Art Education and Science. No 3: 35-38. (In Russ.).

Received 12.01.2017

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.