Научная статья на тему 'Принципы классификации музыкально-просветительской деятельности'

Принципы классификации музыкально-просветительской деятельности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3088
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / КЛАССИФИКАЦИЯ / КОНЦЕРТ / ЛЕКЦИЯ / АУДИТОРИЯ / МЕДИА-ПРОСТРАНСТВО / MUSICAL AWARENESS RAISING / CLASSIFICATION / CONCERT / LECTURE / AUDITORIUM / MEDIA SPACE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яковлева Елена Николаевна

В статье исследованы основные виды музыкально-просветительской деятельности. Создана таблица ее классификации с учетом опыта мировой и российской культуры, личного просветительского опыта автора. В классификационной таблице отражены основные признаки музыкального просветительства и даны краткие комментарии каждого из видов. Показана множественность и многоаспектность видов просветительской деятельности. Просветительство классифицировано на девять классификационных видов: по форме, объему, организационной сложности, тематике, аудитории, социально-экономическому статусу, жанрам, музыкально-исполнительскому составу, связи с медиа-пространством. Отмечено, что основными формами являются музыкально-просветительская лекция и просветительский концерт. Главное в просветительских концертах музыкально воспитывать людей, облагораживать эстетическим чувством, расширять их кругозор, развивать художественный вкус. Остальные формы производные от этих главных видов. В статье сделан важный вывод: музыкальным просветительством следует считать такую форму общения музыкантов и слушателей, в которой, наряду с эстетическим компонентом, важную роль играет познавательный компонент, направленный на формирование музыкальной (шире художественной) культуры публики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF CLASSIFICATION OF MUSICAL EDUCATION

The article explores the main types of musical education. We created a table of classification based on the experience of world and Russian culture, personal educational experience. The classification table shows the main features of music education and provides brief comments for each species. We show the multiplicity and multidimensionality of the types of educational activities. Educational activities were classified into nine types of classification: form, volume, organizational complexity, subject, audience, socio-economic status, genres, performing music composition, connection with media space. It is noted that the main forms are musical-educational lecture and educational concert. Other forms derive from these main types. The article made an important conclusion: music education should be considered a form of communication between musicians and listeners, which along with the aesthetic component plays an important role cognitive component aimed at the formation of the musical (or artistic) culture of the public

Текст научной работы на тему «Принципы классификации музыкально-просветительской деятельности»

УДК 78

17.00.00 Искусствоведение

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

UDC 78 Art criticism

PRINCIPLES OF CLASSIFICATION OF MUSICAL EDUCATION

Яковлева Елена Николаевна кандидат педагогических наук доцент кафедры инструментального исполнительства Курского государственного университета е1епа-шш1к@у апёех. ги

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский государственный университет»

Yakovleva Elena Nikolaevna Cand.Ped.Sci., associate Professor at the Department of instrumental performance of Kursk State University [email protected]

State federative educational institution of higher professional education «Kursk State University», Kuusk, Russian Federation

В статье исследованы основные виды музыкально-просветительской деятельности. Создана таблица ее классификации с учетом опыта мировой и российской культуры, личного просветительского опыта автора. В классификационной таблице отражены основные признаки музыкального просветительства и даны краткие комментарии каждого из видов. Показана множественность и многоас-пектность видов просветительской деятельности. Просветительство классифицировано на девять классификационных видов: по форме, объему, организационной сложности, тематике, аудитории, социально-экономическому статусу, жанрам, музыкально-исполнительскому составу, связи с медиа-пространством. Отмечено, что основными формами являются музыкально-просветительская лекция и просветительский концерт. Главное в просветительских концертах - музыкально воспитывать людей, облагораживать эстетическим чувством, расширять их кругозор, развивать художественный вкус. Остальные формы - производные от этих главных видов. В статье сделан важный вывод: музыкальным просветительством следует считать такую форму общения музыкантов и слушателей, в которой, наряду с эстетическим компонентом, важную роль играет познавательный компонент, направленный на формирование музыкальной (шире - художественной) культуры публики

The article explores the main types of musical education. We created a table of classification based on the experience of world and Russian culture, personal educational experience. The classification table shows the main features of music education and provides brief comments for each species. We show the multiplicity and multidimensionality of the types of educational activities. Educational activities were classified into nine types of classification: form, volume, organizational complexity, subject, audience, socioeconomic status, genres, performing music composition, connection with media space. It is noted that the main forms are musical-educational lecture and educational concert. Other forms derive from these main types. The article made an important conclusion: music education should be considered a form of communication between musicians and listeners, which along with the aesthetic component plays an important role cognitive component aimed at the formation of the musical (or artistic) culture of the public

Ключевые слова: МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО, КЛАССИФИКАЦИЯ, КОНЦЕРТ, ЛЕКЦИЯ, АУДИТОРИЯ, МЕДИА-ПРОСТРАНСТВО

Keywords: MUSICAL AWARENESS RAISING, CLASSIFICATION, CONCERT, LECTURE, AUDITORIUM, MEDIA SPACE

История музыкального просветительства накопила множество его разновидностей. На сегодняшний день нет единой, исчерпывающей классификации просветительской деятельности, хотя, и в отечественном, и в

зарубежном музыкознании есть немало работ, посвященных вопросам музыкального просветительства (Б. В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, С. В. Ру-чимская, Н. Л. Савельева, С. Джон и др.).

В настоящей статье предпринята попытка хотя бы частично восполнить этот пробел, так как развернутых исследований, посвященных данной проблеме пока еще нет. Ниже приводится классификационная таблица основных видов музыкального просветительства с акцентом на те или иные его признаки, и даются краткие комментарии каждого из видов (см.: таблицу). В таблице учитывается опыт мировой и российской культуры. В ней показано, что музыкальное просветительство можно классифицировать:

1) по форме,

2) по объему,

3) по организационной сложности,

4) по тематике,

5) по аудитории,

6) по социально-экономическому статусу,

7) по жанрам,

8) по музыкально-исполнительскому составу,

9) по связи с медиа-пространством.

В качестве классификационных источников автором использован не только теоретический материал, но и обобщен личный просветительский опыт. Также учитываются многолетние наблюдения и результаты бесед со специалистами в области музыкального просветительства: лекторами Курской, Московской, Санкт-Петербургской, Астраханской, Белгородской, Орловской филармоний, музыкантами - инструменталистами и вокалистами, руководителями и участниками творческих коллективов.

Таблица

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА

Классификация по форме

Лекция Лекция-концерт Концерт-диспут Концерт-беседа Концерт с комментариями Просветительский концерт

Классификация по объему

Миниформа концерта Классическая форма концерта Циклическая форма концерта Концертный марафон

Классификация по организационной сложности

Простая Сложная (смешанная)

Классификация по тематике

Монотематические Политематические

Классификация по аудитории

По возрасту Смешанная (возраст, профессия, социальное положение) Музыкально-профессиональная Любительская

Дети Молодежь Средний возраст Пожилые

Классификация по социально-экономическому статусу

Публичные концерты Благотворительные концерты Общедоступные (бесплатные) концерты

Классификация по жанрам

Концерт-монография Концерт-монстр Музыкальная ассамблея Музыкально-просветительский салон Литературно-музыкальная гостиная

Классификация по музыкально-исполнительскому составу

Сольные концерты (вокальные, инструментальные) Камерно-ансамблевые концерты Симфонические концерты Хоровые концерты Оперные фрагменты в концертном исполнении

Классификация по связи с медиапространством

Радио Телевидение Звуконосители Интернет-пространство Полномасштабный экран

Классификация по форме (имеются в виду классические формы) включает лекцию, лекцию-концерт, концерт-диспут, концерт-беседу, концерт с комментариями, просветительский концерт. Различаются они по объему вербальной и музыкальной информации, их соотношению друг с другом, формам введения слова и музыки, по вовлеченности слушателя в просветительский процесс. Объем меняется при взгляде слева направо от большей информативности к большей музыкальной составляющей.

Главное в лекции - информация о музыке, а сама музыка является в них иллюстрацией образной, доступной для понимания соответствующей аудиторией речи.

В лекции-концерте значительно выше удельный вес музыкального материала (он может быть по объему примерно на равных лекторскому слову и даже превосходить его). Особенностью лекции-концерта является то, что она может основываться как на популярных рассказах о музыке, так и носить проблемный характер, заставляя слушателей не только слушать, но и слышать, мыслить, глубоко переживать музыку. Таким образом, лекция-концерт может носить не только популяризаторский, но и научно-познавательный характер, где тема объединена общей идеей.

В концерте-диспуте главными действующими лицами являются ведущий и участники диспута, так как музыка становится предметом дискуссии. Хотя она и находится в центре внимания, но объем ее звучания может быть совсем небольшим. Здесь важно установить контакт со слушателями. Увлеченные высокой музыкой, они могут задать вопрос ведущему, потому что музыкальное содержание понимается и проживается каждым присутствующим по-разному. Специфика концерта-диспута как раз и заключается в том, чтобы поделиться своим видением этого феномена.

Концерт-беседа представляет собой паритетное сочетание информации и музыки. В нем также вовлекается в творческое общение аудитория. Однако концерт-беседа, в отличие от концерта-диспута, не содержит

полемических суждений, не предполагает пространных спичей и крайности суждений. От избранного ведущим ракурса, беседа может проходить в любом контексте - обыденно «бытовом», философском, искусствоведческом, историческом, что в конечном счете влияет на восприятие музыки. Главное, что в концерте-беседе музыкальное произведение существует не просто как самодостаточное эстетическое творение, а как действенное средство общения человека с миром, как сосредоточение его нравственно-эстетических ценностей и идеалов.

Образцом музыкально-просветительской работы в такой форме являлись получившие мировую известность блестящие концерты-беседы Д. Б. Кабалевского.

В концерте с комментариями музыка становится главной составляющей, а словесная информация - вспомогательным инструментом. В «Толковом словаре» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дается следующее толкование понятия «комментарий»: «1. Разъяснительные примечания к какому-нибудь тексту. 2. Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-нибудь» [6: 287]. По установившейся традиции рассказчиком и комментатором всего звучащего на сцене становится ведущий или исполнитель, который рассуждает о музыке и композиторах, высказывает критические замечания, поясняя слушателю пересечение художественных параллелей и явлений, открывая, в очевидном невероятное.

Образцом словесного мастерства в концертах с комментариями были преамбулы выдающегося дирижера Г. Н. Рождественского, незаурядный талант которого позволил ему расширить горизонты музыкально-просветительской деятельности.

В просветительском концерте ведущую роль играет музыка; по решению организаторов в него может включаться сопроводительное слово, но оно может и отсутствовать. Характерной особенностью просветительского концерта является программа, связанная общей темой или идеей,

обогащающая слушателя определенными знаниями. В таких концертах рассказчиком может быть и исполнитель (в частности в 1970-80 годы в такой форме проводили свои концерты пианист Максим Кончаловский, певица Елена Иванова). Для организации просветительского концерта устроители часто привлекают дополнительные средства - в виде анонсов в газетах, буклетов, программок и аннотаций.

По объему концертное музыкальное просветительство можно классифицировать в виде миниформы, классической и циклической форм, концертного марафона.

Миниформа чаще всего выполняет как бы функцию постановки проблемы. Ее задача - заинтересовать слушателя, чтобы он пришел в концертный зал. Поэтому она обычно используется на местах каждодневного пребывания потенциального слушателя (на производстве, учебе и т. п., в качестве видео-, аудио- или рекламного ролика и т. д.). Продолжительность миниформы составляет ориентировочно 15-30 минут. Концертная миниформа может быть задействована и в качестве своего рода эстетического отдыха во время рабочего перерыва, большой перемены.

Классическая форма включает пять вышеназванных видов; лекцию-концерт, концерт-диспут, концерт-беседу, концерт с комментариями, просветительский концерт и состоит обычно из одного или двух отделений. Уже более ста лет отделение обычно длится в среднем академический час (45 минут).

Циклическая форма представляет собой серию классических форм (может быть и в сочетании с миниформами), объединенных общей концепцией. Она предполагает широкое знакомство слушателей с камерным, вокальным, симфоническим, оперным творчеством отечественных и зарубежных композиторов с целью приобщения их к академической музыке. К циклической форме относятся; цикл концертов, музыкальный абонемент, музыкальный лекторий, культурный проект, фестиваль.

Цикл концертов предполагает целенаправленное последовательное раскрытие одной темы от концерта концерту (их может быть два и более). Например, циклы «Шедевры западноевропейского фортепианного романтизма», «Шедевры русской классики» и т. п. Особое место занимают циклы музыкальных вечеров, посвященные творениям музыкальных титанов, одной национальной школе, одного композиторского направления.

Циклы концертов могут также включать серию концертов одной тематической группы, связанной с каким-либо культурно-историческим, политическим или религиозным событием - Великопостные, Рождественские, Новогодние концерты, концерты ко Дню победы и т. п. Отличительной особенностью таких циклов становится не только связь с событием, что в свою очередь влияет на выбор репертуара, но и определенное время проведения.

Абонемент содержит серию симфонических, инструментальных, вокальных, вокально-инструментальных концертов, не ограниченных какой либо тематикой, объединенных каким-либо одним общим смысловым стержнем. Например, «Симфонические шлягеры», «Шедевры мировой музыки», «Камерные вечера», «Виват, маэстро!», «Рахманинов и его время», «Студенческий абонемент» (Белгородская филармония 2013/2014 гг.).

Музыкальный лекторий - комплекс разного рода мероприятий в форме лекций-концертов, тематических вечеров, юбилейных концертов, музыкально-поэтических композиций, направленных на обеспечение культурно-познавательного досуга населения. Основная часть мероприятий направлена на ознакомление с историей музыкальных эпох, жанров или стилей, творческих портретов композиторов и деятелей искусства. Например, «Музыка эпохи барокко», «История духовых инструментов», «Из истории музыкальных жанров и форм», «Великие музыканты XX века», «Диалоги о Моцарте» и др. Тематика лектория и его продолжительность обязательно

должны учитывать возрастные и другие особенности публики, ее интересы.

Культурный проект - совокупность организованных культурно-просветительских и образовательных мероприятий, распространяющих знания, социально ценные сведения, приобщающих население к достижениям художественной культуры во всех ее аспектах и формах. Помимо музыкально-просветительских форм, культурный проект может также включать экскурсии (в том числе и мультимедийные), походы в галерею, выставки, просмотры научно-популярных фильмов и др.

Фестиваль - это масштабное праздничное действо в сфере искусства, привлекающее к участию множество людей. По мнению исследователя П. В. Николаевой, фестиваль - это «массовое празднество, состоящее из цикла концертов и спектаклей, объединенных общим названием, единой программой и проходящих в особо торжественной обстановке ежегодно или раз в несколько лет» [5; 7].

В качестве примера назовем уникальные ежегодные Международные музыкальные фестивали «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в ГМИИ им. А. С. Пушкина, где с 1981 года в окружении шедевров изобразительного искусства проходят циклы концертов.

К особой разновидности сложной формы относится концертный марафон - крупный проект, представляющий ряд концертов на одну тему. Но, в отличие от цикла концертов, он проходит в один день или вечер (может даже устраиваться даже ночью). Концертный марафон характеризуется большой продолжительностью, поэтому разбивается на несколько временных отрезков (два и более концерта, длящихся в среднем до 5-6 часов). Например, «Моцарт-марафон» (Московская консерватория, 25-27 января 2014 г.), или «Концертный марафон фортепианных дуэтов Санкт-Петербурга» (Санкт-Петербургская консерватория, 20, 22 февраля 2015 г.).

По сложности музыкальное просветительство можно классифицировать в зависимости от степени привлекаемых ресурсов (артистичных, технических, тематических). К примеру, в начале прошлого века в России были широко распространены так называемые концерты с «живыми картинами» [8: 149]. Широко использовались все средства воздействия на зрителя: архитектура, живопись, хореография, декорации, костюмы, свет. По этому поводу В. В. Стасов писал: «Наш век узнал многие такие потребности в искусстве, каких прежде не бывало. Наш век требует везде и повсюду наглядности ...» [7: 287].

В веке нынешнем, широкое применение в концертах находят технические новации и открытия. Особой популярностью пользуется кино и звукотехника. Не редкостью стали лекции-концерты с использованием аудио-записей, видеофильмов и т. д.

Таким образом, выступление в концертах одного солиста или концертной бригады, привлечение световых, звуковых эффектов, различных видов искусства и т. п. позволяет разделить любую форму на простую и сложную (смешанную).

Классификация по тематике представляет собой монотематические и политематические формы.

Монотематические формы - концерты, связанные с творчеством одного композитора, одного жанра, одной эпохи. Например, «Жизнь и творчество Ф. Шопена», «Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма».

Политематические формы состоят из концертов разных тем. Например: «Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист - композиторы одной эпохи», «Д. Шостакович и С. Прокофьев - точки притяжения», «Рахманинов и Скрябин - разные направления одной художественной эпохи».

Кроме того, просветительские концерты можно дифференцировать по исторической, современной, нравственно-эстетической, патриотической, военно-политической и др. тематике.

Нельзя не согласиться с мнением Н. П. Корыхаловой, что «для успешной пропаганды музыкальных знаний помимо системности необходимо и четкое представление об адресате. Ведь уровень музыкальной культуры слушателей - самый разный. Есть просвещенные любители - подлинные меломаны, есть люди, которых еще предстоит заинтересовать серьезной музыкой, понемногу завоевать их для нее» [4; 262].

Приобщить к искусству широкую публику, создать постоянную слушательскую аудиторию - одна из приоритетных задач музыкального просветительства. Удается это, когда концерт соответствует уровню подготовленности публики, когда исполнители, составляя программы, учитывают эстетические запросы слушателей. Целенаправленное воспитательное воздействие невозможно без классификации просветительства по аудитории на возрастные группы; дети, молодежь, взрослые, пожилые. Аудиторию еще можно дифференцировать на смешанную (по возрасту, профессии, социальному положению), музыкально-профессиональную и любительскую.

Музыкальное просветительство можно классифицировать также по социально-экономическому статусу на публичные, благотворительные и общедоступные (бесплатные) концерты.

Исследуя процесс зарождения публичного концерта (Англия, Дж. Банистер, 1670 г.), Е. В. Дуков называет основные его характеристики; платный вход, билет и анонс в виде печатного информационного листка. «Эту дату, - по мнению ученого, - многие исследователи считают началом публичного, позже - филармонического концерта в Европе» [2; 151].

Основной целью благотворительного концерта является сбор средств для поддержки какой-либо доброй акции или же для оказания по-

мощи кому-либо. Такие мероприятия носят общественный характер и призывают проявить милосердие. Благотворительные концерты были широко распространены в дореволюционной России. Среди афиш XIX века -«Большой инструментальный и вокальный концерт в пользу инвалидов», «Концерт в пользу раненых г. Казани» и др. [1: 181]. В XX веке традиция благотворительности в России была утеряна. И только на рубеже 1990-х годов она стала возрождаться вновь.

Организация общедоступных, или как раньше их называли «народных» концертов, связана с идеей просвещения простого народа. Главной особенностью проведения такого рода мероприятий является проведение бесплатных или частично оплачиваемых концертов для социально незащищенных слоев населения.

Музыкальное просветительство классифицируется также по жанрам. Согласно меткому замечанию Е. В. Дукова, «мозаика жанров концертного искусства, как показывает его история, практически безгранична» [2: 8]. Остановимся на некоторых из них.

Прежде всего отметим жанр концерта-монографии, который предполагает программу исключительно из сочинений одного автора. В России он получил наибольшее распространение в XX веке, хотя существовал и прежде (в основном как юбилейный или мемориальный концерт). Однако, как справедливо отмечает В. П. Коломийцев, монографические концерты применимы «далеко не ко всем композиторам, так или иначе интересующим современное общество» [3: 75].

Рождение жанра концерта-монстра связано с развитием публичной концертной жизни, выходом ее из дворцовых залов, любительских салонов. Характерными чертами жанра являются мощь, масштаб, величественность, грандиозность, демократичность. Названные эпитеты в полной мере касаются как исполнителей программ, так и слушателей, концертных площадок (манеж, цирковая арена, спортивно-концертный комплекс).

Музыкальная ассамблея имеет общественно-просветительский характер и отличается многообразием действа. Идея выработать в высшем обществе потребность к публичному проведению досуга была заимствована Петром I из Европы (1718 г.). В XXI веке эта одна из красивейших традиций России возродилась вновь. Благодаря усилиям инициативных музыкантов, были воссозданы также традиции музыкально-просветительских салонов подобно известным салонам графов Шереметевых, Виельгорских, Юсуповых, где собиралась просвещенная публика, велись беседы о музыке, совместно музицировали.

В нынешнем столетии возрожден еще один забытый формат встреч с уважаемыми горожанами, творческой элитой - литературно-музыкальные гостиные, где люди делятся друг с другом мыслями, знакомятся с литературными и музыкальными произведениями.

По исполнительскому составу также принято выделять различные типы просветительских концертов; сольные (вокальные, инструментальные), камерно-ансамблевые (вокально-инструментальные, инструментальные), симфонические (вокально-симфонические), хоровые и т. д. К особому виду относятся оперные фрагменты в концертном исполнении. Таким образом, просветительские концерты отличаются по составу исполнителей, что в свою очередь, коррелирует с жанром и объемом исполняемых сочинений; они могут проводиться на разных площадках на платной и безвозмездной основе. Так, симфонические концерты предполагают включение в программу симфоний, сюит, увертюр, концертов для различных инструментов (реже - голоса) и симфонического оркестра, могут проводиться также с участием хора и солистов. На камерных концертах исполняются произведения более малых форм, в них участвуют лишь несколько музыкантов.

Огромную роль в популяризации высокой музыки и формировании интереса к ней играет медиапространство - радио и телевидение, аудио-

и видеозаписи, полномасштабный экран, сеть Интернет. Так, в России первые циклы музыкальных радиопередач зародились в Ленинграде еще в 1920-е годы. Наиболее известные из них - «Выдающиеся композиторы прошлого и современности» и «Беседы о фольклоре» [4: 260]. В наше время особой популярностью у любителей классической музыки пользуется радиостанция «Орфей». Познавательный характер носят и телепередачи. К сожалению, в последние годы телевидение уделяет недостаточно внимания музыкальной пропаганде.

Итак, в заключении отметим, что при разработке классификации мы исходили из двух имманентных качеств музыкальной культуры:

во-первых, множественности видов просветительской деятельности, их многоаспектности (что обусловило девять классификационных видов);

во-вторых, постоянной подвижности видов музыкального просветительства, обусловленной национальным менталитетом, уровнем развития региональной и мировой культур, научно-техническим прогрессом, социально-политическим заказом.

При всем разнообразии форм музыкально-просветительской деятельности, основными, вероятно, являются музыкально-просветительская лекция и просветительской концерт. Остальные - лекция-концерт, концерт-диспут, концерт с комментариями - своего рода производные этих основных видов на основе различного баланса между музыкой и пояснительным словом.

Востребованность того или иного вида музыкального просветительства зависит от всесторонних особенностей региона, национального менталитета, общественно-социального строя. В современной России развиваются все виды музыкального просветительства. Наиболее инновационные виды музыкального просветительства во всем мире направлены на интенсивное вовлечение в него достижений информационной техники, мультимедийных технологий и экранных искусств.

Литература

1. Березовский Б. Филармоническое общество Санкт-Петербурга. История и современность. - Культ Информ Пресс. - Санкт-Петербург, 2002. - 454 с.

2. Дуков Е. В. Концерт в истории Западноевропейской культуры. М.: Классика-XXI, 2003. - 256 с., [4] л. ил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Коломийцев В.П. Статьи и письма. - Л.: Искусство, 1971. - 256 с.

4. Корыхалова Н.П. В общении с музыкой: статьи и рецензии разных лет. -СПб.: Композитор. - Санкт-Петербург, 2011. - 392 с.

5. Николаева П. В. Семиотика фестиваля как формы праздничной культуры. Дисс ... канд. культурологии. - Краснодар, 2010. - 229 с.: ил.

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., доп. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. -944 с.

7. Стасов В. В. Статьи о музыке: в 5 вып. / М.: Музыка, 1974-1980. - Вып. 5-А. 1894-1906 / сост. и коммент. В. Протопопова, 1980. - 420 с.

8. Фрадкина Элеонора. Зал Дворянского собрания: Заметки о концертной жизни Санкт- Петербурга: Очерки. - СПб.: Композитор, 1994. - 200 с., ил.

Reference

1. Berezovskij B. Filarmonicheskoe obshhestvo Sankt-Peterburga. Istorija i so-vremennost'. - Kul't Inform Press. - Sankt-Peterburg, 2002. - 454 s.

2. Dukov E. V. Koncert v istorii Zapadnoevropejskoj kul'tury. M.: Klassika-XXI, 2003. - 256 s., [4] l. il.

3. Kolomijcev V.P. Stat'i i pis'ma. - L.: Iskusstvo, 1971. - 256 s.

4. Koryhalova N.P. V obshhenii s muzykoj: stat'i i recenzii raznyh let. - SPb.: Kom-pozitor. - Sankt-Peterburg, 2011. - 392 s.

5. Nikolaeva P. V. Semiotika festivalja kak formy prazdnichnoj kul'tury. Diss ... kand. kul'turologii. - Krasnodar, 2010. - 229 s.: il.

6. Ozhegov S. I., Shvedova N. Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij. - 4-e izd., dop. - M.: OOO «ITI Tehnologii», 2008. - 944 s.

7. Stasov V. V. Stat'i o muzyke: v 5 vyp. / M.: Muzyka, 1974-1980. - Vyp. 5-A.

1894-1906 / sost. i komment. V. Protopopova, 1980. - 420 s.

8. Fradkina Jeleonora. Zal Dvorjanskogo sobranija: Zametki o koncertnoj zhizni Sankt-Peterburga: Ocherki. - SPb.: Kompozitor, 1994. - 200 s., il.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.