ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №4(42)
УДК 371.8
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В РОССИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1917-1929)
© Р.И.Самигуллина, З.М.Явгильдина
В статье выявляются основные тенденции развития музыкального просветительства в России в первые послереволюционные годы; освещается деятельность учебных заведений, музыкально-просветительских организаций, педагогов-музыкантов, раскрываются особенности развития форм музыкального просветительства.
Ключевые слова: музыкальное просветительство; музыкально-просветительские организации; формы музыкально-просветительской деятельности; революция; консерватория; уроки музыки; реформа.
После 1917 года в стране произошли коренные преобразования политических, социальных, экономических основ жизни общества. Существенные изменения коснулись и области музыкального просветительства.
Понятие «музыкальное просветительство» включает в себя распространение знаний о музыке среди широкой аудитории, повышение общего уровня культуры, развитие художественных потребностей, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Весомый вклад в дело приобщения слушателей к высокохудожественному искусству в ходе музыкально-просветительской деятельности внесли отечественные музыканты и общественные деятели О.Апраксина, Б.Асафьев, М.Балакирев, Н.Брю-сова, Н.Ветлугина, Н.Гродзенская, Д.Кабалевский, А.Луначарский, А.Рубинштейн и Н.Рубинштейн, И.Соллертинский, В.Шацкая, Б.Яворский. Различные аспекты музыкально-просветительской деятельности находят отражение в трудах современных исследователей. В частности, Н. Савельева изучает музыкальное просветительство в деятельности концертно-филармоничес-ких организаций; С.Глебова исследует музыкальное просвещение подростков в условиях деятельности музыкального общества; Л.Мельникова уделяет внимание проблеме формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительс-кой работе. Интерес представляют работы, посвященные изучению музыкального просветительства в различных регионах России: В.Ади-щев (Пермская губерния), Г.Алжейкина (Чувашия), И.Кобозева (Мордовия), Л.Файзрахманова, З.Явгильдина (Татарстан).
Формирование пролетарской массовой культуры стало одной из первоочередных задач нового советского государства. В 1918 году был организован музыкальный отдел Народного комис-
сариата просвещения (Музо Наркомпроса), деятельность которого заключалась в реформации и демократизации музыкального искусства, издании законодательных актов, регламентирующих культурную политику государства. В первые послереволюционные годы усилиями Наркомпроса в России была организована конференция по реформе музыкального образования, созданы 5 симфонических, около 50 малых оркестров, 2 оркестра народных инструментов. За один только 1918 год в Москве и Петрограде было поставлено 40 опер и более 146 симфонических и хоровых концертов.
По инициативе наркома просвещения А.Луначарского в Петрограде (1921) и Москве (1922), а затем и в других крупных городах были открыты филармонии, которые предоставили слушателю многообразие репертуарной палитры посредством концертной и лекционной деятельности. На сцене отечественных филармоний выступали выдающиеся исполнители мирового уровня -Г.Абендрот, М.Андерсон, О.Клемперер, Э.Кляй-бер, А.Рубинштейн, Я.Хейфец и др. В этот же период широкую работу по просвещению слушателей вели пианисты А.Гольденвейзер, К.Игумнов, Л.Николаев, В.Софроницкий, Л.Оборин, скрипачи Д.Ойстрах, Д.Цыганов. Творческую деятельность начинали молодые советские коллективы - Квартет им. Бетховена (1923), Симфонический оркестр филармонии (1928), Ансамбль красноармейской песни под управлением А.Александрова, оркестр азербайджанских народных инструментов, ансамбль армянской гу-санской песни, белорусский ансамбль цимбалистов, украинская капелла «Думка» и др. [1: 24].
В формировании пролетарской массовой культуры важное значение имело создание просветительских художественных объединений, среди них - «Пролетарская культура» (Пролеткульт), «Российская ассоциация пролетарских
музыкантов» (РАМП), «Производственный коллектив» (Прокол), «Ассоциация современной музыки» (АСМ) и др. Деятельность членов Пролеткульта была направлена на развитие творческой самодеятельности трудящихся, поиск новых форм хоровой работы (хоровой театр); в РАМПе (1923) большое внимание уделялось хоровой работе в массах. Теоретические вопросы объединений обсуждались в журналах «Пролетарский музыкант», «Музыкальная новь», «Музыка Октября». «Ассоциация современной музыки» (1924) объединила видных композиторов А. Александрова, Б.Асафьева, Н.Мясковского, С.Прокофьева, Ю.Шапорина, Д.Шостаковича и др., что способствовало распространению новой музыки, организации концертов зарубежных композиторов, в том числе А.Берга, Д.Мийо, П.Хиндемита, выпуску журнала «Современная музыка» [1: 20]. Несмотря на очевидные успехи в деле музыкальной пропаганды, творческим объединениям не удалось избежать ряда недостатков. В частности, РАМП вела борьбу с естественным развитием эстрадных жанров (чарльстоны, фокстроты, цыганская музыка); композиторов, входивших в АСМ, часто критиковали за обособленность от демократической среды; члены Пролеткульта отрицали художественное наследие прошлого и сочинения некоторых современных композиторов. Следует отметить, что в 1932 году постановлением ЦК ВКП (б) данные объединения в числе других литературных и художественных организаций были ликвидированы, вместо них был создан Союз композиторов СССР.
Существенные изменения претерпела сфера музыкального образования. Декретом правительства от 12 июля 1918 года Московская и Петроградская консерватории были национализированы, получили независимость от Русского музыкального общества и перешли в ведение Нар-компроса. В консерваториях был учрежден инст-рукторско-педагогический факультет, призванный удовлетворить возрастающую потребность в музыкально-педагогических кадрах и работниках культурно-просветительских учреждений. Сложилась структура отечественного музыкального образования, предполагающая преемственную связь начальной, средней и высшей ступеней.
В ведущих советских консерваториях музыкально-просветительской идеей была пронизана вся учебно-воспитательная работа и производственная практика студентов. В Московской консерватории широко практиковались открытые вечера фортепианной музыки, в которых учащиеся преподавателей Ф.Блуменфельда, А.Гольденвейзера, К.Игумнова, Г.Нейгауза, С.Фейн-берга наряду с шедеврами музыкального искус-
ства исполняли произведения студентов композиторского отделения. Традиционными стали показы Оперной студии под руководством М.Ипполитова-Иванова, концерты «Оркестра им. К.Сараджева», публичные лекции П.Ж.Доберта, Г.Л.Катуара по ораториальному пению и специальной гармонии и др. «Пионером своего художественного просвещения» рабочие считали созданный на базе Московской консерватории Пер-симфанс (1922-1932) - первый симфонический ансамбль без дирижера. Помимо просветительских задач, коллектив решал проблему трудоустройства музыкантов, объединяя преподавателей и студентов оркестрового факультета консерватории, а также музыкантов Большого театра. Персимфанс приобрел последователей в Воронеже, Кишиневе, Ленинграде, Тбилиси, Харькове, Лейпциге и Нью-Йорке [2: 24].
В Петроградской консерватории получили развитие традиции музыкального просветительства, заложенные А.Рубинштейном. В 1919 году был создан клуб учащихся имени А. Глазунова, в составе которого функционировали музыкальный, литературный и драматический кружки. Члены клуба регулярно проводили открытые камерные лектории: «понедельник - художественные концерты; вторник - симфонические программы; среда - детские вечера; пятница - лекции о музыке; суббота - интимные и кабаретные вечера; воскресенье - детские утра» [3: 111,115]. На сцене Большого зала консерватории силами студентов исполнялись сцены из опер «Фауст» Ш.Гуно, «Травиата» Дж.Верди, «Борис Годунов» М.Мусоргского, «Демон» А.Рубинштейна, «Царская невеста» Н.Римского-Корсакова. В музыкальных кругах города популярностью пользовались лекции профессора М.Баринова по фортепианной литературе.
Пропагандистскую направленность носила деятельность высших музыкальных учебных заведений, созданных в изучаемый период во многих городах страны. Московский Государственный институт музыкальной науки (ГИМН) пропагандировал музыкально-научные достижения среди широких масс, регулярно проводил публичные заседания, на которых обсуждались проблемы музыкальной акустики, инструментоведения, записи и анализа звука и т.д. В Петрограде в Государственном институте музыкального просвещения (ГИМП) развивались традиции общедоступных оперных концертов. О высоком уровне профессионального мастерства педагогов и студентов свидетельствует тот факт, что в сезоне 1923/1924 гг. были поставлены оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского, «Севильский цирюльник» Дж.Россини, «Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччини,
РИ.САМИГУЛЛИНА, ЗМ.ЯВГИЛЬДИНА
«Каморра» Э.Эспозито [4]. В Казани при Восточной консерватории работала научная музыкально-этнографическая организация, которая занималась собиранием музыкального и поэтического фольклора народов Поволжья. Важную культурно-просветительскую миссию выполняла одна из старейших российских консерваторий - Саратовская, преобразованная в 1924 году в музыкальный техникум. Студенческий симфонический оркестр под руководством Я.Евдокимова освоил произведения С.Василенко, А.Глазунова, М.Ипполитова-Иванова, А.Крейна, Н.Мясковского, А.Спендиа-рова, И.Стравинского, П.Чайковского. В сезоне 1926/1927 гг. 100-летию со дня смерти Л.ван Бетховена коллектив посвятил исполнение цикла симфоний немецкого классика.
В ходе всеобщей национализации частные музыкальные школы, существовавшие до революции, были реорганизованы. Так, в Москве школы Гнесиных, В.Селиванова, училище В.Зограф-Плаксиной явились базой для создания бесплатных государственных музыкальных школ. В Петрограде в 1919 году действовало семнадцать народных школ музыкального просвещения. К работе в них были привлечены лучшие музыкально-педагогические силы города, среди них: Б.Асафьев, М.Баринова, Ф.Бронфин, С.Ляпунов, Н.Рихтер и др. С момента основания данные школы вели работу по приобщению населения к содержательному музыкальному искусству. Пионером в деле организации педагогических концертов была школа №1 Адмиралтейского района Петрограда. Ее первый педагогический концерт (произведения Л.Боккерини, А.Вивальди, К.В.Глюка, Ф.Купе-рена, Ж.Ф.Рамо, Д.Скарлатти, Дж.Тартини,) состоялся в начале февраля 1919 года и прошел успешно, вслед за ним последовали другие [3: 105]. В Четвертой школе Петрограда возникла своеобразная просветительская инициатива - тематические преподавательские концерты, которые, как правило, были посвящены юбилейным датам известных композиторов.
Для распространения музыкальной культуры среди взрослого населения из числа рабочих, служащих, красноармейцев в Астрахани, Бухаре, Витебске, Гомеле, Минске, Нижнем Новгороде, Севастополе, Ташкенте, Харькове и других городах были открыты общедоступные Народные консерватории [1]. В Нижегородской народной консерватории, контингент которой насчитывал 900 человек, инициаторами просветительской деятельности выступали педагоги. Так, преподаватель вокала Н.Соколова-Мшанская создала концертную организацию «Оперконанс» (опер-но-концертный ансамбль), директор консерватории А. Касьянов руководил первым в России ра-
диоконцертом, в качестве лектора и дирижера проводил концерты симфонической музыки для жителей города.
Согласно постановлению коллегии Нарком-проса от 25 июля 1918 года, музыка впервые в истории вошла в учебный план Единой трудовой школы «как необходимый элемент общего образования детей на равных началах со всеми другими предметами». Уроки пения включали знакомство с музыкальными произведениями, развитие способности воспринимать музыку, учащиеся овладевали элементарными основами нотной грамоты и анализа музыки. Важной задачей государственных музыкальных школ было изменение социального состава учащихся, впервые дети из крестьянской и рабочей среды получили доступ к музыкальному образованию.
В 1919 году по инициативе педагогов-экспериментаторов В.Шацкой и С.Шацкого на базе культурно-просветительских обществ «Детский труд и отдых», «Сетлемент» и трудовой школы «Бодрая жизнь» была создана Первая опытная станция по народному образованию. В программе цель ее создания определялась следующим образом: «Содействовать культурному строительству республики путем организации и постановки всевозможных опытов в области культурной работы во всех видах» [5: 51]. Станция включала в себя детские сады и школы I и II ступени, курсы по подготовке учителей музыки, ее сотрудники вели широкую общественную работу на селе, собирали и систематизировали песенный фольклор, проводили «недели музыкального обследования».
В целях анализа состояния музыкального воспитания в стране и обмена опытом музыкальной работы школ в 1925 году в Ленинграде впервые была организована музыкально-педагогическая выставка, которая продемонстрировала, что в 1918-1925 годы в городе работало около 200 преподавателей хорового пения; урок «Пение» проводился во всех школах как обязательный предмет по два часа в неделю в классах I ступени, по часу в классах II ступени; в репертуаре школьных хоров на первом месте стояли революционные песни, на втором народные, затем песни отдельных авторов, пионерские, оперные и т.д. В городе велась работа по музыкальному просвещению детей: в 1923-1924 учебном году более 22 тысяч ленинградских школьников бесплатно посетили 32 хоровых концерта Государственной академической капеллы и симфонические утренники филармонии. В 1924 году в рамках «Недели русской народной песни» проведено 39 концертов, в которых приняли участие 14 тысяч учащихся из 166 школ [6: 58].
Изучаемый период характеризуется возникновением новых, оригинальных форм музыкального просветительства, которым были присущи следующие черты: массовость, агитационная направленность и связь со средствами массовых коммуникаций.
Формой отражения гигантского социального переворота и орудием пропаганды, приобщавшим народ к искусству, стали музыкально-театральные массовые действа. В 1917/1918 гг. поставлены «Пантомима Великой революции», «Мистерии освобожденного труда», «К мировой коммуне», «Взятие Зимнего дворца». Театрализованные массовые представления проходили в Воронеже, Иваново-Вознесенске, Иркутске, Курске, Москве, Петрограде, Орле и предполагали участие от 2 до 6 тысяч исполнителей. В ходе действ звучала музыка Л.Бетховена, Н.Римского-Корсакова, А.Скрябина, Ф.Шопена, революционные песни, произведения современных композиторов Г.Варлиха, Н.Стрельникова и др. Веянием нового времени стали представления, имеющие ярко выраженный агитационно-пропагандистский характер: митинг-концерт, концерт-лекция, музыка на собраниях и съездах, шествие, агитационная инсценировка. В художественной самодеятельности детей широкое распространение получили «живые газеты», представлявшие собой массовые обозрения на животрепещущие политические и бытовые темы. Названные мероприятия устраивались в память выдающихся исторических деятелей, знаменательных дат, в честь съездов, конференций, собраний [2: 55].
В 1922 году трансляцией концерта Музтех-никума из радиолаборатории М.Бонч-Бруевича была открыта история всероссийского художественного радиовещания. Радио явилось мощным средством пропаганды и просветительства, возникли новые формы искусства - радиорассказ, радиопьеса, радиооратория. В ходе передач «Пойте с нами», «Играйте с нами» слушатели имели возможность научиться играть по цифровой системе на гармони или балалайке, разучить новые массовые песни [7: 23,24].
На пропаганду и продвижение в широкие массы музыкального искусства направила свои творческие силы целая плеяда композиторов, педагогов и музыкальных деятелей. Охарактеризуем музыкально-просветительскую деятельность некоторых из них.
Б.Асафьев (Игорь Глебов) заложил теоретические и методические основы советской системы массовой музыкальной педагогики. Являясь редактором сборников «Музыка в школе» (1925) и «Вопросы музыки в школе» (1926), он изложил свое понимание роли музыки в Единой трудовой
школе, воспитательное значение русской народной песни, опубликовал методические рекомендации по слушанию музыки. Просветительскую направленность носили научно-критические статьи Б.Асафьева о русской музыкальной классике, современном русском музыкальном творчестве, русской бытовой музыке. Внимание широких музыкальных кругов привлек к себе балет «Карманьола» (1918), который многократно исполнялся перед рабочей аудиторией с фортепианным сопровождением автора [1: 50].
В деятельности педагога Н.Брюсовой особое внимание было уделено пропаганде народного творчества. Под ее руководством был издан сборник «Собрание народных песен для детского школьного хора», вышла программа из четырех концертов русской музыки («Народная песня», «Наши классики» (М.Глинка, А.Даргомыжский, А.Серов), «Школа Могучей кучки», «Чайковский и его последователи»). Теоретические и методические проблемы музыкального воспитания она излагала на педагогических курсах в Москве, Петрограде, Екатеринбурге, Костроме, Петрозаводске.
Н.Гродзенская одной из первых выдвинула тезис о роли слушания музыки в формировании музыкальных интересов детей: «Хоровое пение как единственная форма музыкального воспитания недостаточна. Хоровая литература, которую дети могут исполнять, убога по сравнению со всей инструментальной или вокальной литературой. Ребятам хочется слушать музыку самую разнообразную, не только хоровую и не только в своем исполнении». Методические находки автора в области слушания музыки нашли отражение в трудах «Школьники слушают музыку», «Музыка в школьном быту», «О слушании музыки в I ступени», «Выставка „Музыкальное воспитание детей Ленинграда"» и др. [6: 59].
Музыковед, композитор, создатель теории ладового ритма Б.Яворский принимал активное участие в организации массового музыкального образования как взрослого населения, так и детей, заведовал отделом Главпрофобра (1921-1925), возглавлял Первый Московский музыкальный техникум, инструкторско-педагогическое отделение Московской консерватории. В авторской программе «Введение в творчество» Б.Яворский изложил основные этапы развития творческих способностей детей, а именно: накопление впечатлений, спонтанное выражение творчества, импровизация, создание собственных композиций.
Таким образом, исследование музыкального воспитания, образования, деятельности учебных заведений позволило выявить следующие тенденции развития музыкального просветительства:
Р.И.САМИГУЛЛИНА, ЗМ.ЯВГИЛЬДИНА
- создание организаций, курирующих вопросы музыкального просвещения граждан (Музо Наркомпроса, Пролеткульт, РАМП, Прокол, АСМ и др.);
- открытие широкой сети общедоступных бесплатных музыкальных учебных заведений (консерватории, музыкальные школы, Народные консерватории и др.);
- включение музыки как обязательного предмета в учебную программу общеобразовательных школ;
- развитие форм просветительства, охватывающих широкие слои населения (митинги-концерты, музыкально-просветительские радиопрограммы, музыкально-театральные массовые действа, живые газеты и др.);
- деятельность музыкантов-просветителей (Б.Асафьев, Н.Брюсовой, Н.Гродзенская, Б.Яворский).
1. Просветительство как форма освоения музыкального наследия: прошлое, настоящее, будущее:
Материалы международной научно-практической конференции. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2011. - 323 с.
2. Никитина Л.Д. Советская музыка. История и современность. - М.: Музыка, 1991. - 278 с.
3. Бронфин Е. Ф. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия 19171922. Ленинград: Сов. композитор, 1984. - 216 с.
4. Колыванова Е.В. Из истории советского музыкального образования: деятельность государственного института музыкального просвещения // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. - 2010. - № 2. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2010/14_06_kolyv... (дата обращения: 22.06.2015).
5. Якубовская Т.В. Н.Шацкая - музыкант, просветитель, педагог, ученый // Музыка в школе. - 1984. -№1. - С. 47 - 54.
6. Данилевская Л. В. Уроки Надежды Львовны Грод-зенской // Музыка в школе. - 1984. - № 3. - С. 56 - 60.
7. Трелин Г. Ленинский лозунг «Искусство - народу!» и становление советской музыкальной культуры. - М.: Музыка, 1970. - 188 с.
DEVELOPMENT TRENDS OF THE RUSSIAN MUSICAL ENLIGHTENMENT IN THE EARLY SOVIET YEARS (1917-1929)
R.I.Samigullina, Z.M.Yavgildina
This article reveals the development trends of musical enlightenment in Russia in the first years of the Soviet power. It highlights the activities of educational institutions, musical enlightenment organizations, musicians and teachers, and identifies the features characteristic of different forms of musical enlightenment.
Key words: musical enlightenment, musical enlightenment organizations, forms of musical enlightenment, revolution, conservatoire, music lessons, reform.
1. Prosvetitel'stvo kak forma osvoeniya muzykal'nogo naslediya: proshloe, nastoyashhee, budushhee: Mate-rialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii. - Kursk: Izd-vo Kursk. gos. un-ta, 2011. - 323 s. (in Russian)
2. Nikitina L.D. Sovetskaya muzyka. Istoriya i sovre-mennost'. - M.: Muzyka, 1991. - 278 s. (in Russian)
3. Bronfin E.F. Muzykal'naya kul'tura Petrograda per-vogo poslerevolyucionnogo pyatiletiya 1917-1922. Leningrad: Sov. kompozitor, 1984. - 216 s. (in Russian)
4. Kolyvanova E.V. Iz istorii sovetskogo muzykal'nogo obrazovaniya: deyatel'nost' gosudarstvennogo insti-tuta muzykal'nogo prosveshheniya// Pedagogika is-
kusstva: setevoj e'lektronnyj nauchnyj zhurnal. -2010. - № 2. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2010/14_06_kolyv... (accessed: 22.06.2015). (in Russian)
5. Yakubovskaya T.V. N.Shackaya - muzykant, pros-vetitel', pedagog, uchenyj // Muzyka v shkole. - 1984. - №1. - S. 47 - 54. (in Russian)
6. Danilevskaya L.V. Uroki Nadezhdy L'vovny Grodzenskoj // Muzyka v shkole. - 1984. - № 3. - S. 56 - 60. (in Russian)
7. Trelin G. Leninskij lozung «Iskusstvo - narodu!» i stanovlenie sovetskoj muzykal'noj kul'tury. - M.: Muzyka, 1970. - 188 s. (in Russian)
Самигуллина Руфина Ильдаровна - соискатель кафедры музыкального искусства и хореографии Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского федерального университета.
420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]
Samigullina Rufina Ildarovna - PhD degree seeking applicant, Department of Music and Choreography, Institute of Philology and Intercultural Communication named after Leo Tolstoy, Kazan Federal University.
18 Kremlyovskaya Str., fâzan, 420008, Russia E-mail: [email protected]
Явгильдина Зилия Мухтаровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального искусства и хореографии Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского федерального университета.
420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]
Yavgildina Ziliya Muhtarovna - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Music and Choreography, Institute of Philology and Intercultural Communication named after Leo Tolstoy, Kazan Federal University.
18 Kremlyovskaya Str., fâzan, 420008, Russia E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 25.06.2015