УДК 78 (091)
ББК 85.31 г
Я 47
Яковлева Е.Н.
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры инструментального исполнительства Курского государственного университета, e-mail: elena-musik@yandex.ru
Музыкальное просветительство в динамике отечественной музыкальной культуры
(Рецензирована)
Аннотация:
Рассматривается отечественный опыт становления и развития музыкального просветительства в соотнесении с процессами в области композиторского и исполнительского творчества. Определяются задачи, связанные с приобщением населения к лучшим образцам музыкальной культуры. Отмечается, что история свидетельствует об эволюции форм музыкального просветительства как части целостного культурного процесса в его разнообразии, опыт прошлого может быть востребован сегодня. На современном этапе развития российского общества музыкальное просветительство выступает как важнейший компонент музыкальной культуры, влияющий на развитие истории искусства.
Ключевые слова:
Просветительство, музыкальное просветительство, музыкальное искусство, культура, концерт.
Yakovleva E.N.
Candidate of Art Criticism, Associate Professor of Instrumental Performance Department, Kursk State University, e-mail: elena-musik@yandex.ru
Musical enlightenment in the dynamics of national musical culture
Abstract:
This work discusses national experience in formation and development of musical enlightenment related to the processes in the field of composer and performance creativity. The tasks connected with familiarizing of the population with the best examples of musical culture are defined. The history shows that forms of musical enlightenment as part of complete cultural process in its variety evolve and experience of the past can be demanded today. At the present stage of development of the Russian society musical enlightenment acts as the most important component of musical culture influencing the development of history of art.
Keywords:
Enlightenment, musical enlightenment, musical art, culture, concert.
Одной из функций триединого (композитор - исполнитель - слушатель) коммуникативного процесса в области музыкального творчества является воспитание
искусством звуков. На протяжении столетий идеи музыкального просветительства оказывали влияние на развитие общественной мысли, на повышение культур-
ного, эстетического уровня людей. Менялись формы просветительства, методы концертной деятельности, но его главной задачей оставалось приобщение жителей к мировой музыкальной культуре, распространение музыкального искусства.
Рассмотрение динамики музыкально-просветительской деятельности в контексте развития музыкального искусства для данной статьи является базовым вопросом. Обусловлено это тем, что приобщение молодежи к музыкальному просветительству должно опираться на обобщение данных всего мирового опыта, в том числе и России, отраженного в многообразном комплексе научной литературы.
Истоки отечественного музыкального просветительства связаны с зарубежной культурой и исходят из духовных достижений древних цивилизаций. Начало концертной жизни определили петровские реформы, направленные на европеизацию страны. Согласно данным исторической науки, начало концертной жизни в России относится к середине XVIII века: к 1740-м годам в Петербурге и 1770-м -в Москве [1: 930]. Страна стремилась во всем походить на просвещенную Европу, прежде всего на Францию. Постепенно, уже в XIX веке в подражание Западу сначала в Петербурге, а потом и в Москве открываются блестящие концертные залы: Энгельгардта, Дворянского собрания, Императорской хоровой Капеллы в Санкт-Петербурге [2], Благородного собрания в Москве и др.
Предтечами музыкально-просветительской деятельности являлось салонное и домашнее музицирование. Оно охватывало все слои русского общества: от высокопоставленного дворянства, до скромной мещанско-ремесленной среды. Весь народ тянулся к культуре, стремился приобщиться к ней. В этот процесс было вовлечено и многомилионное крестьянство. Из среды крепостных, как известно, вышло немало музыкантов, которых образовывали для удовлетворения художественных потребно-
стей их просвещенных властителей. Именно на домашнее салонное музицирование был рассчитан камерный репертуар - песни и романсы, фортепианные миниатюры, камерно-инструментальные ансамбли А. А. Алябьева, А. Л. Гурилёва, А. Е. Варламова, позднее - М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского и других.
Регулярная концертная жизнь связана с образованием и деятельностью открытого в столице в 1859 году Императорского Российского музыкального общества ИРМО (РМО). Постепенно его отделения стали активно распространятся по всей империи. Вскоре из ИРМО берет начало не только становление и развитие профессионального образования в России, но и активного, высокотворческого просветительства. К замечательным лекторам-просветителям той поры относятся В. В. Стасов, Н. Ф. Финдейзен, М. В. Иванов-Борецкий, В. Г. Каратыгин, А. В. Оссовский, позже - Б. В. Асафьев, Р. И. Грубер и другие.
Выдающимся хрестоматийным примером такого рода концертной деятельности в XIX веке стал цикл знаменитых исторических концертов А. Г. Рубинштейна, данных им в 1885-89 в России и за рубежом. Идея А. Г. Рубинштейна была подхвачена, и впоследствии в 1907-1917 годах С. Н. Василенко провел в Москве уже цикл симфонических исторических концертов. Они организовывались в виде общедоступных утренников симфонической музыки [3: 219].
Это был совершенно новый тип музыкального просветительства, предполагающий глубокое и серьезное эстетическое воспитание публики. Артист-исполнитель должен был выступить также в качестве комментатора-оратора, носителя пламенного слова о музыке и исследователя, а его выступление можно обозначить как концерт-лекцию научно-исследовательского типа. Впоследствии к такой форме просветительства обращались крупнейшие музыканты и целые
творческие коллективы советской эпохи: И. К. Архипова, Д. Ф. Ойстрах, Республиканская русская хоровая капелла под руководством А. А. Юрлова и др.
Одним из выдающихся достижений музыкального просветительства в дореволюционной России следует считать деятельность Бесплатной музыкальной школы, организованной М. А. Балакиревым (1837-1910) и Г. Я. Ломакиным (181285). Просуществовав 55 лет (1862-1917), Школа воплотила два вида просветительской деятельности: через обучение народа основам музыкального искусства и через талантливо организованную Школой концертную деятельность учащихся. «Собственно учебная сторона ... мыслилась в связи с концертной деятельностью [4].
О демократической направленности в деятельности Школы свидетельствовали все, кто в той или иной степени наблюдал эту деятельность. В частности Ц. А. Кюи, «.подчеркивая демократический состав учащихся, указывал вместе с тем на его неоднородность: «В числе учеников мы увидим и фабричных, и лавочных сидельцев, и гостинодворцев, и средний круг.» [4: 30].
Несмотря на название школа, на наличие в ней регулярных занятий, проводимых по разработанному учебному плану, это была прежде всего просветительская организация. Именно так оценивается ее историческая роль: «Бесплатная музыкальная школа - музыкально-просветительская организация, существовавшая в Петербурге в 1862-1917. <...> Первоначальная цель школы - приобщение к музыкальному образованию широких кругов населения» [5: 68]. Ломакин изначально, осмысливая и осуществляя свою идею, писал: «Школа открывается для народа, совершенно невежественного в деле искусства. Явятся люди с голосами необработанными, слухом неразвитым, с грубым, сырым материалом.» [4: 27].
Безусловно, открытие такого учреждения могло состояться только при нали-
чии особого - просветительского таланта у его организаторов: «Балакирев в полном смысле слова был пропагандистом-просветителем. Задачу внедрения музыкальной культуры в быт он связывал с борьбой за определенные художественные идеалы, за воспитание публики и музыкантов-профессионалов в духе принципов народности, национальности и реализма. Пропаганда осуществлялась им через концертную деятельность, а также через постоянную заботу о публикации прогрессивных, с его точки зрения, произведений, их редактирование, подготовку к печати.» [4: 6].
Организаторы Бесплатной музыкальной школы заложили основы просветительства самых широких народных масс. Их опыт будет развиваться уже в советскую эпоху на протяжении нескольких десятилетий в форме такого массового движения, как художественная самодеятельность. Уже в 1930 году Б. В. Асафьев, оценивая общественную деятельность М. А. Балакирева и значимость организованной им Бесплатной музыкальной школы, прозорливо подчеркнул ее новаторскую роль для культурного строительства в будущем: «Балакирев продолжал держаться линии «внешкольного музыкального образования» и, основав в 1862 г. с Ломакиным Бесплатную музыкальную школу и ее концерты, нащупывал пути к насаждению музыкальной грамотности в широких слоях публики через участие в исполнительстве. К ней, но уже в широком государственном масштабе, приходит наше современное музыкальное строительство (в 1930 г. - Е. Я.)» [6: 309].
С деятельностью ИРМО и открытием при его содействии профессиональных музыкальных учебных заведений во многих крупных городах России связано зарождение еще одного направления в просветительской деятельности - силами учащихся и студентов этих учебных заведений, часто при поддержке их преподавателей. Первые такие опыты связаны, без-
условно, с Петербургской и Московской консерваториями. Однако если консерватории открылись только в столице [7: 909913], то на рубеже столетий по всей империи появились музыкальные училища, ставшие мощными трансляторами музыкальной культуры в регионах. Именно они способствовали широкой популяризации музыкального просветительства силами обучающейся молодежи [8: 56-64].
Таким образом, к 1917 году - времени переломному во всех областях жизни Российской империи - в стране был накоплен всесторонний опыт разнообразной по формам музыкально-просветительской деятельности среди самых широких слоев населения. В том числе были разработаны свои оригинальные формы этой деятельности в виде исторических концертов, концертов РМО, опыта Бесплатной музыкальной школы, к которому следует отнести и деятельность народных консерваторий, а также повсеместной исполнительской практики учащихся и их учителей в профессиональных учебных заведениях -консерваториях и музыкальных училищах.
Несмотря на тяжелейшие экономические и политические условия (Гражданскую войну, разруху, голод и т. д.), культурное просветительство народа, в том числе музыкальное, было с первых лет советской власти одной из приоритетных задач. Прежде всего это было обусловлено тем, что в музыкальном просветительстве советская власть видела один из путей утверждения новой идеологии.
Немаловажным было и то, что с новой властью стали сотрудничать многие выдающиеся музыканты, ученые-музыковеды и педагоги, неся во всенародное просветительство свой опыт и знания: Б. В. Асафьев, Б. Л. Яворский, Р. И. Грубер, А. В. Оссовский, А. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз, П. А. Серебряков и другие. Следует подчеркнуть, что во главе культурного строительства стоял А. В. Луначарский - человек высокообразованный и умевший привлекать на свою сто-
рону творческую интеллигенцию.
Основным репертуарным материалом была мировая классика. Широко использовалась практика написания новых идеологически-политизированных текстов к известным песням (сольным и хоровым) и романсам с ярким мелодическим рельефом. Властями поощрялось создание произведений на революционную тематику. Нередко музыканты делали переложения для разнообразных исполнительских составов, обработки, парафразы и т. д. известных революционных песен, народных песен о рабочей и крестьянской жизни, о социальном неравенстве, политической борьбе и др.
Однако не все было прямолинейно просто. Встречалось немало примеров идеологических перекосов и вульгарно волюнтаристских решений, чему во многом способствовала деятельность РАПМ.
Одной из наиболее популярных форм были лекции-концерты. О типичных проблемах, стоявших перед музыкантами и музыковедами-просветителями, свидетельствуют воспоминания известной пианистки, профессора петроградской консерватории Н. Н. Позняковской: «Наши концерты в первые годы рабочим не нравились. Мы очень волновались: даешь от сердца, а они плюются. Помню, в наших лекциях-концертах, организованных профессором Р. И. Грубером, принимала участие и я. Приглашались известные певцы: Акимов, Ершов, хорошие скрипачи. По плану этих лекций мы знакомили рабочих с историей музыки. Лекции-концерты были недолгими, и это привлекало рабочих» [9: 288].
Как бы там ни было, в эпоху советской власти развивались все формы просветительства, связанные с обучением народа искусству музыки в разного рода до-суговых объединениях, которые стали называться вечерними музыкальными школами для взрослых, Народными филармониями, кружками любителей музыки и т. д. Они способствовали формирова-
нию института художественной самодеятельности. «Государство объявило музыку «рупором» идеологического воздействия на массы. Приобщение многомиллионной армии трудящихся к «великому искусству» преобразило привычную музыкальную жизнь страны, изменив ее содержание и формы. В это время начинает активно развиваться художественная самодеятельность: в частях Красной армии, в клубах создаются хоровые кружки, духовые оркестры, оркестры народных инструментов» [10: 28].
Несмотря на все издержки этого активного процесса, он давал в целом положительные результаты. Правительственные органы всячески поощряли участие в просветительстве и мастеров культуры, и ученых-исследователей. Поэтому широко развивались разнообразные формы концертно-просветительской и лекционной деятельности. Об этом свидетельствует большой массив популярной литературы о музыкальной культуре, в частности из серии «В помощь слушателям концертов», принадлежащих перу Б. В. Асафьева, И. И. Соллертинского, Л. А. Мазеля, А. А. Со-ловцова, А. А. Альшванга, В. И. Музалев-ского, В. А. Васиной-Гроссман и других крупнейших исследователей-музыковедов.
Мощный резерв просветительства открывается в студенческой среде. Исполнительская практика в консерваториях, музыкальных техникумах и даже музыкальных школах приобретает ярко выраженный образовательный характер. В конце 1920-х - начале 1930-х годов особо важное значение в деятельности профессиональных учебных заведений страны Советов приобретает классовое воспитание студенчества.
Одним из новых организационных достижений филармонических организаций является создание музыкально-литературного лектория [Об этом подробнее: 11]. Лекции-концерты, как известно, имеют давнюю историю, и впервые они появились за рубежом. Однако создание в
массовом порядке стационарных творческих коллективов, специализирующихся, прежде всего, на проведении концертно-лекционной формы выступлений, являлось новым словом в осуществлении культурного просветительства населения.
Безусловно, одним из высших достижений музыкально-просветительской деятельности для детей и молодежи стали радио-, телепередачи и концерты для школьников в зале Кремлевского Дворца съездов, проводимые под эгидой и при участии Д. Б. Кабалевского. Лекции-концерты Кабалевского базировались на его педагогической концепции, которую композитор апробировал, преподавая в общеобразовательной школе, и которую изложил в целом ряде статей и книг («Воспитание ума и сердца», «Как рассказывать детям о музыке» и др.).
Нельзя не отметить и масштабный уровень привлечения масс-медиа к просветительству самой разнообразной по социальному и возрастному составу аудитории. В 1920-40-е годы это были, естественно, только радиопередачи, со второй половины 1950-х годов, с внедрением в быт инновационных информационных технологий, в сферу просветительства стало активно подключаться телевидение, годами проводя циклы замечательных передач и для молодежи и для взрослых.
Новым для культурной жизни страны стало исключительное расширение сети музыкальных вузов - консерваторий и музыкальных техникумов, а также открытие новых для культурного пространства России высших и средних специальных учебных заведений - институтов культуры и культурно-просветительских техникумов. Постепенное превращение элитного музыкального образования в более массовое было обусловлено реализацией культурной политики руководства страны - культурного просветительства всего народа. «Вследствие открытия множества музыкальных школ, училищ и консерваторий в 60-70-е годы - полага-
ет С. И. Хватова, - недостатка в профессиональных музыкантах в регионах не было» [12: 63].
В заключение следует отметить, что отечественный опыт музыкального просветительства не теряет своей актуальности и сегодня, тем более, если учитывать нестабильность существования современного человечества. История свидетельствует об эволюции форм музыкального просветительства как части целост-
ного культурного просветительства в его разнообразии. С позиций современности к XIX веку сложилось две его основные формы: воспитание населения посредством специально организованного учебного процесса в народных учебных заведениях и общедоступные просветительские концерты. Ведущими они остаются и сегодня, новым является только перемещение их, в том числе, в интерактивное и медиа-пространство.
Примечания:
1. Ямпольский И.М. Концерт // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю.В. Келдыш. М., 1974. Т. 2. 960 стб.
2. Борисовский Б.Л. Филармоническое общество Санкт-Петербурга. История и современность. СПб., 2002. 752 с.
3. Исторические концерты // Музыкально-энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1991. 672 с.
4. Фрид Э.Л. Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910) // Милий Алексеевич Балакирев. Исследования и статьи. / Научно-исследовательский институт театра, музыки и кинематографии; ред. коллегия Ю.А. Кремлёв, А.С. Ляпунова, Э.Л. Фрид. Л.: Гос. муз. изд-во, 1961. С. 5-75.
5. Бесплатная музыкальная школа // Музыкально-энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1991. 672 с.
6. Асафьев Б.В. Из книги «Русская музыка от начала XIX столетия» [О Балакиреве] // Академик Асафьев Б.В. Избранные труды. Т. III. Композиторы «Могучей кучки». В В. Стасов. М.: Изд-во Академии наук ССР, 1934. С. 306-310.
7. Николаев А.А. Консерватория // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т. 2. М.: Сов. энциклопедия, 1974. 960 стб.
8. «Как слово наше отзовется.» П.И. Чайковский в современном мире: кол. моногр. / науч. ред. и сост. Г.П. Овсянкина, Р.Г. Шитикова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 254 с.
9. Наталия Позняковская. Воспоминания. Статьи / ред.-сост. В.Д. Биберган, А.Н. Шадрин; ред. С.Т. Махлина. СПб.: Композитор, 2014. 380 с.
10. Яковлева Е.Н. Курский музыкальный техникум/училище: история становления и развития (1921-1941 гг.). М.: Петраруш, 2010. 226 с.
11. Хот З.Ц. Музыкально-просветительская деятельность Адыгейской государственной филармонии в 2007-2012 годы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2012. Вып. 2 (125). С. 212-218.
12. Хватова С.И. Восстановление традиции приходского церковно-певческого образования в постсоветский период: проблемы и перспективы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2014. Вып. 1 (132). С. 63-67.
References:
1. Yampolsky I.M. A concert // Musical encyclopedia / ed.-in-chief Yu.V. Keldysh. M., 1974. V. 2. Column 960.
2. Borisovsky B.L. Philharmonic society of St. Petersburg. History and the present. SPb., 2002. 752 pp.
3. Historical concerts // Musical and encyclopedic dictionary. M.: Sov. encyclopedia, 1991. 672 pp.
4. Frid E.L. Miliy Alekseevich Balakirev (1837-1910) // Miliy Alekseevich Balakirev. Studies and articles / The research institute of theater, music and cinematography; ed. by Yu.A. Kremlyov, A.S. Lyapunova, E.L. Frid. L.: State musical publishing house, 1961. P. 5-75.
5. Free music school // Musical and encyclopedic dictionary / ed.-in-chief G.V. Keldysh. M.: Sov. encyclopedia, 1991. 672 pp.
6. Asafyev B.V An abstract from the book «The Russian Music from the Beginning of the XIX Century» [On Balakirev] // The Academician Asafyev B.V Selected works. V III. The composers of «The Five». VV Stasov. M.: The USSR AS publishing house, 1934. P. 306-310.
7. Nikolaev A.A. A conservatoire // Musical encyclopedia / ed.-in-chief Yu.V. Keldysh. V. 2. M.: Sov. encyclopedia, 1974. Column 960.
8. «As our word will respond ...» P.I. Tchaikovsky in the modern world: a collective monograph / ed. and comp. by G.P. Ovsyankin, R.G. Shitikov. SPb.: Publishing house of RSPU of A.I. Herzen, 2014. 254 pp.
9. Nataliya Poznyakovskaya. Memoirs. Articles / ed. and comp. by V.D. Bibergan, A.N. Shadrin; S T. Makhlin. SPb.: Composer, 2014. 380 pp.
10. Yakovleva E.N. Kursk musical technical school: history of formation and development (1921-1941). M.: Petrarush, 2010. 226 pp.
11. Khot Z.Ts. Musical and educational activity of the Adyghe State Philharmonic society in 2007-2012 // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2012. Iss. 2 (125). P. 212-218.
12. Khvatova S.I. Restoration of tradition of parish church and singing education during the Post-Soviet period: problems and prospects // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2014. Iss. 1 (132). P. 63-67.