СТОРИЯ ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ
УДК 008(091):78.072
К. И. Таранушич
Московский государственный институт культуры
В статье представлен историко-педагогический анализ становления и развития филармонии как просветительского института в области музыкального творчества. Показан вклад русской педагогической интеллигенции в развитие любительского и профессионального музыкального творчества и музыкального образования. Проанализирована структура просветительской деятельности филармонии. Выявлено культурное своеобразие отечественной системы концертно-исполнительской деятельности филармонии. Представлены детальные материалы развития просветительской деятельности филармонии в советский период. Систематизированы формы просветительской деятельности филармонических организаций, музыкальных обществ, обозначен вклад выдающихся деятелей советского государства в развитие музыкальной культуры. Выделены традиции популяризации концертно-исполни-тельской деятельности профессиональных и самодеятельных музыкантов.
Ключевые слова: филармония, просветительство, музыкальное образование, любительство, музыкальная культура.
K. I. Taranushich
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
HISTORY OF THE PHILHARMONIC MOVEMENT IN RUSSIA
The article presents the historical and pedagogical analysis of the formation and development of the philharmonic society as an educational institution in the field of musical creativity. The contribution of the Russian pedagogical intelligentsia to the development of amateur and professional musical creativity and musical education is shown. The structure of educational activity of the philharmonic society is analyzed.
Keywords: philharmonic society, enlightenment, musical education, amateur, musical culture.
Для цитирования: Таранушич К. И. История филармонического движения в России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 4 (78). С. 175-182.
ТАРАНУШИЧ КСЕНИЯ ИГОРЕВНА - аспирантка кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, педагог по эстрадному вокалу в Школе Вокала Дины Мигдал при ДК «Онежский»
TARANUSHICH KSENIYA IGOREVNA - doctoral student of the Department of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Таранушич К. И.,2017
В мире музыкального просветительства традиционными формами популяризации музыкальных произведений являются филармонии. Как государственное учреждение филармония организует концертное выступление выдающихся исполнителей в различных жанрах музыкального искусства. Первые филармонические общества появились в столичных городах Европы и Америки, пропагандируя симфоническое и оперное искусство, демонстрируя высокий исполнительский уровень мастеров сцены. В ХХ веке в России, а также в странах социалистического лагеря филармонии приобрели статус государственных организаций.
Появление первых филармоний в Петрограде в начале ХХ века связано с именем Антона Григорьевича Рубинштейна, который выступил инициатором создания Русского музыкального общества. Композиторы «Могучей кучки» участвовали в организации концертных выступлений, музыкально-просветительских программ, а также создании Бесплатной музыкальной школы для представителей всех сословий дореволюционной России [8].
Участники «Могучей кучки» стремились как можно шире распространить свои идейно-художественные установки. Их задачей было усиление влияния творчества на социум. Для достижения этой цели деятели «Могучей кучки» стали использовать концертную трибуну, а также активно выступали с публикациями в периодической печати. Стоит отметить, что подобные речи имели характер острополемических высказываний, а суждения часто были настолько категоричными и резкими, что отражали в полной мере те нападки и отрицательные оценки, с
которыми сталкивалась «Могучая кучка» со стороны различных критиков и недоброжелателей [5].
Следует сказать о роли Ц. А. Кюи в популяризации взглядов и интересов, касающихся Новой русской музыкальной школы. Он выступал наряду со В. В. Стасовым. Начиная с 1864 года, Ц. А. Кюи работал музыкальным рецензентом в газете «Санкт-Петербургские ведомости» на постоянной основе. Другими известными публицистами, относящими себя лишь в некоторой степени к критикам, были Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Критика для них не являлась основным видом деятельности, однако в тех музыкальных статьях и рецензиях, что они выпускали в прессе, давали некоторые образцы верных и чётких оценок в области искусства, поэтому можно сказать, что им принадлежит весомый вклад в развитие русского классического музыковедения.
Именно деятельность РМО имела фундаментальное значение для становления филармонической системы и системы музыкального образования в России.
Московская государственная филармония возродила в других исторических условиях, на другой основе и в других масштабах деятельность Русского музыкального общества. Проявилось это в стремлении к комплексному решению просветительских задач, к профессиональному росту, к государственному масштабу деятельности.
Под эгидой педагога и пианиста П. А. Шостаковского в 1883 году в Москве было открыто Филармоническое общество. Первоначально это общество имело целью распространение лишь симфонической музыки и ежегодно давало
10 концертов симфонического оркестра. При Филармоническом обществе функционировало Музыкально-драматическое училище, воспитанниками которого были такие известные музыканты, как С. С. Калинников, Д. И. Аракишвили, Л. В. Собинов [2].
В 1900-1910-х годах происходит постепенный переход к массовому концертному производству. Появилась необходимость в организациях, способных эффективно осуществлять музыкально-просветительскую деятельность. С такими задачами по силам было справиться Русскому музыкальному обществу, а в дальнейшем - филармонической системе.
Функционирование РМО и консерваторий привело к развитию сети культурных учреждений, стимулировало процесс становления главных направлений профессиональной музыкальной культуры - музыкального образования и филармонической системы. Но появлению этих музыкально-просветительских систем предшествовал довольно долгий подготовительный период.
Примером проявления данных тенденций стала деятельность А. И. Зилоти и С. А. Кусевицкого. Симфонические и камерные концерты в Петербурге, организованные А. И. Зилоти, пользовались огромной популярностью. В программу впервые были включены произведения И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского и других молодых в ту пору композиторов. С. А. Кусевицкий создал в Москве оркестр, с которым он гастролировал по городам российской провинции. Так же как и А. И. Зилоти, он знакомил публику с новинками русской и зарубежной музыки. Деятельность этих организаций составляла конкуренцию
РМО, несмотря на то, что опиралась на поддержку исключительно частных лиц.
Высокого профессионального уровня достигли организации кружкового типа. К ним можно отнести возникшие в Петербурге, а затем и в Москве «Вечера современной музыки». Преддверием «Вечеров» были собрания и выставки творческого объединения «Мир искусства», членами которого являлись крупнейшие русские живописцы и деятели в области изобразительного искусства.
Расширился состав Керзинского кружка, преследовавшего задачу исполнения и пропаганды творчества отечественных композиторов, в особенности - современных. Ц. А. Кюи и В. В. Стасов принимали активное участие в организационной работе кружка. Именно Стасову принадлежит заслуга в пропаганде исполнительского и композиторского дарования С. В. Рахманинова.
После Революции 1917 года в России было положено начало коренной реконструкции во многих сферах общества и жизни людей. Это следовало из того, что при революциях всегда предлагается какая-то новая концепция жизни, которая имеет своей целью попытку изменить создавшуюся картину мира в умах людей. Формирование специфической культурной политики, которая определяла место и роль культуры в жизни каждого гражданина Российского государства, шло согласно этой концепции. Новая концепция определяла отношение государства к культуре, приоритеты её развития, а также методы осуществления культурной политики в обществе. Организации, имеющие своей целью развитие активных форм музыкального сознания, были преобразованы в концертные орга-
низации на профессиональном уровне. В результате появились государственные и частные музыкальные организации, которые ставили перед собой планомерные и целенаправленные задачи.
Главным преобразованием в структуре просветительской деятельности можно считать разделение в 1920-х годах на два самостоятельных направления — кон-цертно-филармоническую и педагогическую, что позволило каждому из них развиваться самостоятельно. Но эпицентром структурных модификаций в филармонической системе, безусловно, стало аудиторное пространство. Достижение нового уровня музыкального сознания общества обеспечило музыкальному просвещению официальное положение в системе государственных отношений.
Государственный статус концертных организаций обязывал их к охвату музыкально-просветительской деятельностью всех социальных и возрастных групп общества, в результате чего возникла рабочая, крестьянская и детско-юношеская аудитория.
В активной среде слушателей сформировались новые формы организации музыкального сознания, которые отличались повышенной музыкальной активностью, - это филармоническая публика и музыкальная общественность. Публика - это меломаны, регулярно посещающие концерты, которых объединяют общие аксиологические позиции. Лидерами филармонической публики становились слушатели-эксперты, занимающие активную общественную позицию, участвующие в диспутах, конференциях.
27 сентября 1923 года Постановлением Совета труда и обороны было учреждено Концертное Акционерное
общество «Российская филармония» (РОСФИЛ). РОСФИЛ создавалась для организации в пределах СССР симфонических и камерных оркестров, оперных постановок в концертном исполнении, а также сольных выступлений инструменталистов и певцов [1].
Структура РОСФИЛА, как и других филармонических организаций, образованных в 1920-е годы, во многом была преемником РМО. Деятельность Российской филармонии вызывала недовольство большей части музыкальной общественности, которое выражалось в бурных дискуссиях и спорах, что свидетельствует о высокой активности общественного музыкального сознания в этот период. Позже был организован концертно-производственный орган - акционерное общество «Советская филармония».
Основной проблемой в развитии музыкально-просветительской деятельности концертных организаций вплоть до 1930-х годов являлась неспособность содержать собственные симфонические оркестры, что ограничивало их репертуарные возможности, ставило руководство РМО и филармоний в зависимость от симфонических коллективов, которые являлись конкурентами. К таким коллективам относились Симфонический оркестр Большого театра и Персимфанс (Первый симфонический оркестр), который существовал в форме самостоятельной независимой организации на спонсорские средства и значительные доходы, получаемые от сотрудничества со знаменитыми отечественными и зарубежными музыкантами.
В Софиле организуется Гастрольный отдел, где разрабатываются планы творческого взаимодействия филармо-
нических организаций Советского Союза и обмена исполнителями и творческими коллективами с зарубежными странами. Данная прерогатива открыла музыкальному искусству России перспективы выхода на мировой уровень. В 1922 году произошло открытие филармоний - профессиональных концертных организаций со статусом государственных учреждений. Сформировалась структура, в которой музыкальное просветительство стало основной профессиональной функцией.
В связи со штатным расписанием коллектив сотрудников филармонии подразделялся на администрацию и артистический состав, который был представлен практически всеми жанрами исполнительского творчества. Координация деятельности столь масштабного коллектива осуществлялась административно - редакторскими отделами, которые в первые годы существования филармоний различались по жанровому признаку. Например, в Софиле были сформированы следующие отделы: оркестровый, камерно-инструментальный, камерно-вокальный и т.д. Со временем они были реорганизованы по типам слушательской аудитории. Появился массовый отдел, отдел центральных залов, детский отдел, отдел «рабочих концертов». С приобретением опыта работы с массовой, малоподготовленной аудиторией во многих филармониях все просветительские отделы были объединены в лекторийный отдел. Немаловажно отметить появление в недрах филармонической деятельности нового профессионального концертно-просве-тительского жанра - лекции-концерта.
В различных городах России в 1936 году было открыто 16 филиалов Государственной филармонии, а при Мини-
стерстве культуры было сформировано управление филармоническими организациями - Госфил. Филармоническую и образовательную структуры данного периода можно представить как новую стадию формирования феноменального ряда российской музыкальной культуры, особенностью которой становится образование системы музыкального просвещения в виде сети государственных концертных учреждений - филармоний.
На 1 января 1976 года в СССР действовало 136 филармоний, среди которых были республиканские, краевые, областные, а в крупных культурных и промышленных центрах - городские. Филармонии пропагандировали наилучшие образцы творчества в области советской музыки. Но не только советская музыка звучала в те времена, филармонии также «несли в массы» зарубежную музыкальную классику, а также различные песни, танцы, инструментальную музыку, относящиеся к народному музыкальному искусству.
Как видим, филармонии в те годы способствовали росту творческому и художественному, выдвигали исполнителей молодого возраста, осуществляли обмен между артистами и концертными организациями не только в рамках СССР, но и с другими странами. В то время у филармоний имелись постоянные штатные исполнители-солисты, а также сложившиеся музыкальные коллективы (симфонические и камерные оркестры, хоры и т.д.) и камерные ансамбли. Концертная работа, которая велась в филармониях, была сосредоточена в специальных концертных залах, имевших стационарное положение: широко использовались такие методы музыкального просвещения граждан,
как концерты на выездной основе, выступления на площадках различных клубов, практиковались многочисленные выезды в промышленные посёлки и в сельскую глубинку. Таким образом, можно сделать вывод о том, что филармонии была отведена достаточно большая роль в развитии музыкальной культуры жителей
СССР [4].
В первой трети ХХ века с появлением филармоний был достигнут профессиональный уровень организации музыкально-просветительской деятельности. В истоках филармонии рождается новый тип просветительской личности — лекторы-музыковеды, которые вели работу в жанре лекции-концерта. Это направление филармонической работы получило название музыкальный лекторий. Оно выходит из сферы аудиторного пространства и относится к феноменам музыкальной культуры.
До конца 1980-х годов роль филармонии заключалась в осуществлении функции некоего организатора различных концертов, причём проводимого на своих площадках. Филармония понималась как агент по отношению даже к штату солистов и музыкальным коллективам. Этим учреждениям в то время отводилась роль осуществления просветительских функций, для чего проводились концерты в формате лекций, в которых принимали участие музыковеды. Имела место единая система государственного обеспечения на централизованной основе, действовавшая в отношении концертной деятельности в России. Эта система была встроена в экономическую систему СССР и базировалась на нормативном регулировании и тех принципах, которые были установлены в области финансирования
художественного продукта. Целью такой экономической системы была реализация сил творчества, сохранение концертного пространства, формирование репертуарного предложения в разнообразном ключе, а также пропаганда искусства музыки и осуществление эстетического воспитания населения страны в целом. Изменения, которые произошли в политическом и социально-экономическом устройстве страны, привели к огромной трансформации действующей прежде системы в области организации работы филармоний [3].
В конце 1980-х - начале 1990-х годов филармонии утратили монополию на организацию концертной деятельности. Было создано множество частных фирм, которые стали работать со «звёздами», прежде всего эстрады. В итоге, вся популяризированная эстрада стала уходить из филармоний уже к началу 1990-х годов, кроме прочего, стали «отделяться» и исполнители филармонического направления. В это время происходило становление самостоятельных концертных организаций, независимых концертных залов. Повсеместно появлялись музыкальные агентства на частной основе, которые занимались организацией гастролей филармонических солистов и музыкальных коллективов: в основе такого сотрудничества лежало заключение договоров между сторонами. Появление коммерческих агентств - первый шаг для того, чтобы создать систему организации концертной деятельности. Сегодня, впрочем, число таких концертов весьма незначительно, поскольку отсутствие всякой государственной поддержки развития данных направлений вынуждают частные музыкальные агентства проводить концерты лишь классической музыки, кото-
рая очень популярна у нашего слушателя. В совокупности данные обстоятельства не имеют возможности оказывать хоть какое-то значимое влияние на развитие академического музыкального искусства.
Такая децентрализация в сфере музыкальной культуры, которую мы наблюдаем сегодня, привела к значительной степени дифференциации направлений работы филармоний. Сегодня само понятие филармонии имеет настолько размытое определение, что сложно выделить какое-то одно из них. Под филармонией в современной России можно понимать некую музыкальную структуру, разнородную по составу, функциям, содержанию и объёмам концертной деятельности. Кроме того, имеются значительные различия, связанные с региональным фактором: филармония в Москве будет отличаться от филармонии в муниципальном районе Пензенской области. В то же время на те филармонии, доля концертов которых составляет около 60% всей концертной деятельности в стране, можно «наложить» официальное закрепление статуса филармонии как организации, осуществляющей концертную деятельность в стране [7].
Искусство, играя огромную роль в формировании картины мира человека, является неотъемлемой составляющей
культурной жизни общества. Выраженные в художественной форме идеи и чувства, обладают более мощной силой внушения, а потому усваиваются на уровне обыденного сознания гораздо легче тех образов, что предлагают, например, научная теория или политический лозунг. Музыка является одним из самых действенных способов затронуть сердца даже самых неподготовленных слушателей. Поэтому государство, естественно, не может оставлять художественную сферу за пределами своего внимания и испытывает к ней постоянный интерес, реализующийся в виде определённой культурной политики.
Концертная деятельность филармонии является сложным культурным явлением, которое находится на стыке нескольких областей жизнедеятельности общества - литературы, музыки, театра, просвещения, воспитания, и связано с их богатыми возможностями влияния на общество. Надо стремиться к тому, чтобы в одном культурном явлении, которое представляет собой концертно-филармо-ническая деятельность, соединить функции воспитания, просвещения и пропаганды, и в результате появится мощный инструмент формирования здорового общества и сохранения и развития российской культуры.
Примечания
1. Асафьев Б. В. Русская музыка. XIX и начало XX в. Ленинград : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1968. 324 с.
2. Березовский Б. Л. Филармоническое общество Санкт-Петербурга : История и современность . Санкт-Петербург : КультИнформПресс, 2002. 454 с.
3. Глебова С. Л. Музыкальное просвещение подростков в условиях деятельности музыкального общества : дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Глебова Софья Лазаревна ; Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. Тамбов, 2002. 181 с.
4. Гончаров Н. С. Массовое музыкальное просвещение детей и юношества в СССР. Москва : Музыка, 1970. 21 с.
5. Гордеева Е. М. Композиторы «Могучей кучки». 4-е изд. Москва : Музыка, 1986. 285 с.
6. Культура России. 2000-е годы : [эволюция культурной деятельности в новом столетии : сборник] / Российский институт искусствознания ; отв. ред. Е. П. Костина ; науч. рук. проекта А. Я. Рубинштейн. Санкт-Петербург : Алетейя, 2013. 863 с.
7. Мацукевич О. Ю. Развитие социального партнёрства в сфере культуры // Социально-культурная деятельность в условиях модернизации России : сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции (24-25 января 2013 г.). Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУКИ, 2013. С. 252-258.
8. Петровская И. Ф. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге 1801-1917 : Энциклопедия. Санкт-Петербург : Петровский фонд, 1999. 367 с.
References
1. Asafyev B. V. Russkaya muzyka. XIX i nachalo XX v. [Russian Music. XIX and on the early of XX century]. Leningrad, Music Publishing House, 1968. 324 p.
2. Berezovsky B. L. Filarmonicheskoye obshchestvo Sankt-Peterburga. Istoriya i sovremennost' [Philharmonic Society of St. Petersburg. History and Modernity]. St. Petersburg, Publishing house "CultInformPress", 2002. 454 p.
3. Glebova S. L. Muzykal'noye prosveshcheniye podrostkov v usloviyakh deyatel'nosti muzykal'nogo obshchestva. Diss. kand. ped. nauk [Musical enlightenment of adolescents in the conditions of music society. Cand. ped. sci. diss.]. Tambov, 2002. 181 p.
4. Goncharov N. S. Massovoye muzykal'noye prosveshcheniye detey i yunoshestva v SSSR [Mass musical education ofchildren and youth in the USSR]. Moscow, Music Publishing House, 1970. 21 p.
5. Gordeeva E. M. Kompozitory "Moguchey kuchki" [Composers of the "Mighty Handful"]. 4nd edition. Moscow, Music Publishing House, 1986. 285 p.
6. Kostina E. P., ed. Kul'tura Rossii. 2000-e gody. Evolyutsiya kul'turnoy deyatel'nosti v novom sto-letii [Culture of Russia. 2000s. Evolution ofcultural activities in the new century]. St. Petersburg, Aletheia Publishing House, 2013. 863 p.
7. Matsukevich O. Yu. Razvitiye sotsial'nogo partnorstva v sfere kul'tury [Development of social partnership in the sphere ofculture]. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' v usloviyakh modernizat-sii Rossii. Sbornik statey po materialam vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (24-25 yanvarya 2013 g.) [Socio-cultural activities in the context of Russia's modernization. A collection of articles on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (January 24-25, 2013)]. St. Petersburg, Publishing house of St. Petersburg State University of Culture and Arts, 2013. Pp. 252-258.
8. Petrovskaya I. F. Muzykal'noye obrazovaniye i muzykal'nyye obshchestvennyye organizatsii v Peterburge 1801-1917: Entsiklopediya [Music education and musical public organizations in St. Petersburg 1801-1917: Encyclopedia]. St. Petersburg, 1999. 367 p.