респондентов качественно расширился: называли и выше отмеченные профессии, но и отмечали специалистов в области информационной, техносферной, экологической безопасности - инженеры; специалист по охране труда; инженер по технике безопасности; инспектора по пропаганде пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, патриотического воспитания, здорового образа жизни; специалисты медики; специалист по гражданской обороне; лаборанты химического производства и другие. В конце изучения курса многие бакалавры отмечали, что даже не задумывались над тем колоссальным объёмом знаний и умений, которыми должен обладать педагог-организатор ОБЖ. Рассмотрению должностной инструкции педагога-организатора ОБЖ уделяется большое внимание на практических занятиях и на зачёте предусмотрен ряд контрольных вопросов, касающихся прав и обязанностей такого специалиста. Принципиален и тот факт, что практически все респонденты понимают сущность и высокую социальную значимость своей будущей профессии - преподавателя-организатора ОБЖ.
Отметим, что в конце изучения курса «Введение в профессию» к 10 бакалаврам, которые изначально были замотивированны на работу в будущем педагогами-организаторами ОБЖ присоединились ещё 15 человек. Таким образом, готовность к профессиональной деятельности в качестве педагога-организатора ОБЖ составила 55,6% среди опрошенных бакалавров. И все 100% опрошенных отметили, что ждут с интересом первую производственную (педагогическую) практику в школах, которая реализуется на 3 и 4 курсах бакалавриата. Практи-
Библиографический список
ческие занятия по курсу реализуются по 2-м разделам: «Общая характеристика профессии учителя», «Содержание профессиональной деятельности в области безопасности жизнедеятельности». Данные занятия проходят в разное время и проводятся разными преподавателями.
Важную роль в освоении дисциплины играет самостоятельная работа бакалавров. Самостоятельная работа направлена на получение дополнительной информации по изучаемой теме, на самообразование и совершенствование знаний в вопросах профессионального самоопределения. Виды заданий для самостоятельной работы студентов при изучении данного курса представлены в таблице 2 - Содержание самостоятельной работы бакалавров по дисциплине «Введение в профессию».
После изучения курса, обучающиеся знают основные этапы становления педагогики как науки, демонстрируют знание основных особенностей педагогической деятельности и требования к ней, умеют работать с информационными источниками в соответствии с проблематикой курса, понимая необходимость профессионального саморазвития педагога; разбираются в особенностях профессии учителя и требованиях к качествам личности, способной реализовывать педагогическую деятельность, ориентируются в специфике профессий в области безопасности жизнедеятельности, знают права и обязанности преподавателя-организатора ОБЖ; имеют представления о стандарте и основных содержательных линях предметной области безопасность жизнедеятельности.
1. Михайлов Л.А. Соломин В.П. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. Под редакцией Л.А. Михайлова. Санкт-Петербург: Питер, 2008.
2. Попова РИ. Аспекты методической подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012; 11 (126): 54 - 58.
3. Станкевич П.В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного педагогического образования: монография. Санкт-Петербург: Изд-во «ТЕССА», 2006.
4. Блинов В.И. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. Москва: Издательство «Юрайт», 2017.
5. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность: Учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва: Юрайт, 2018.
6. Организация деятельности педагогических работников в соответствии с требованиями профессионального стандарта (уровень общего образования): учебно-методическое пособие. Бахмутский А.Е., Гладкая И.В., Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э., Лебедева Л.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Санкт-Петербург: Издательство «Свое издательство», 2016.
References
1. Mihajlov L.A. Solomin V.P. Bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti: uchebnik dlya vuzov. Pod redakciej L.A. Mihajlova. Sankt-Peterburg: Piter, 2008.
2. Popova R.I. Aspekty metodicheskoj podgotovki magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012; 11 (126): 54 - 58.
3. Stankevich P.V. Teoriya i prakíika podgotovki bakalavra v sisteme mnogourovnevogo estestvennonauchnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya. Sankt-Peterburg: Izd-vo «TESSA», 2006.
4. Blinov V.I. Vvedenie vpedagogicheskuyu deyatel'nost': uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo «Yurajt», 2017.
5. Kuznecov V.V. Vvedenie v professional'no-pedagogicheskuyu special'nost': Uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Yurajt, 2018.
6. Organizaciya deyatel'nosti pedagogicheskih rabotnikov v sootvetstvii s trebovaniyami professional'nogo standarta (uroven' obschego obrazovaniya): uchebno-metodicheskoe posobie. Bahmutskij A.E., Gladkaya I.V., Glubokova E.N., Kondrakova I.'E., Lebedeva L.I., Pisareva S.A., Tryapicyna A.P. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Svoe izdatel'stvo», 2016.
Статья отправлена в редакцию 29.11.18
УДК 378.878
Laptev I.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), hornored teacher in Public Education, Professor, Department of Preschool and Primary Education,
Astrakhan State University (Astrakhan, Russia), E-mial: ivgrigl@mail.ru
TO THE QUESTION ABOUT ACTIVIZATION OF MUSICAL AND AESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN. The article deals with a relevant problem of musical and aesthetic education of younger students. Convincing reports of researchers-teachers about the need to activate the methods of musical and aesthetic education are given. These are, first of all, lectures and concerts for children in a philharmony, a conservatory and school by means of instrumental and vocal-choral art, as well as analytical interpretation of musical works. An important task of the teacher is the formation and consolidation by means of musical art of a sense of social responsibility, a sense of patriotism, love for the motherland. The results of musical and aesthetic education of younger schoolchildren give their positive results - students more often manifest elements of culture in communication, talk about homework with their parents listening to music with an emotional generalization of musical and aesthetic feelings that have arisen. The article substantiates the necessity and significance of musical and aesthetic education, provides specific musical examples.
Key words: younger students, musical and aesthetic education, examples of musical works.
И.Г. Лаптев, канд. пед. наук, отличник народного просвещения, проф. каф. дошкольного и начального образования, Астраханский государственный
университет, E-mail: ivgrigl@mail.ru
К ВОПРОСУ ОБ АКТИВИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается актуальная животрепещущая проблема музыкально-эстетического просвещения младших школьников. Приведены убедительные сообщения исследователей-педагогов о необходимости активизации методов музыкально-эстетического просвещения. Это, прежде всего, лекции-концерты для детей в филармонии, в консерватории, в школе - средствами инструментального и вокально-хорового искусства, а также аналитической интерпретации музыкальных произведений.
Важной задачей учителя является формирование и закрепление средствами музыкального искусства чувства социальной ответственности, чувства патриотизма, любви к Родине, к малой Родине. Результаты музыкально-эстетического просвещения младших школьников дают свои положительные результаты - учащиеся чаще проявляют элементы культуры в общении, рассказывают о домашнем совместно с родителями прослушивании музыкальных произведений с эмоциональным обобщением возникших музыкально-эстетических чувств.
В статье обосновывается необходимость и значимость музыкально-эстетического просвещения, приводятся конкретные музыкальные примеры.
Ключевые слова: младшие школьники, музыкально-эстетическое просвещение, примеры музыкальных произведений.
Музыкально-эстетическое просвещение младших школьников в условиях современной образовательной среды все более настойчиво входит в ряд первостепенных задач, волнующих российскую общественность, что позволяет постоянно приближаться к поре системного решения музыкально-просвещенческой проблемы. Музыкально-эстетическое просвещение в начальной школе закладывает фундамент высокого интеллектуального развития ребёнка, исследование данной проблемы ставит в повестку расширение круга музыкально-эстетического познания младшими школьниками русской, советской и зарубежной классики, то есть лучших образцов мировой музыкальной культуры.
Понятие «музыкально-эстетическое просвещение» уходит вглубь веков. «На протяжении столетий идеи музыкального просветительства, - отмечает исследователь Е.Н. Яковлева, - оказывали влияние на развитие общественной мысли, на повышение культурного, эстетического уровня людей» [1, с. 29].
Еще в V веке до нашей эры древнегреческим философом Платоном было замечено особое воздействие искусства на человека, заключающееся в способности вторгаться во внутренний мир человека, менять, формировать характер, «лепить» его душу. «Действие звуков, воспитывающее и ведущее душу к добродетели, мы, назвали мусическим искусством», отмечал Платон [2].
Просвещенческая деятельность эпохи Средневековья подарила нам таких великих людей просвещения как Авиценна («Свод науки о музыке» в «Книге исцеления»; «Краткое изложение о музыке» в «Книге спасения»; раздел о музыке в «Книге знания») и великого казахского мыслителя Аль Фараби, считавших вслед за Платоном и Аристотелем роль музыки важной в воспитании человека. Они подчёркивали мысль о влиянии музыки на человека, о том, что музыка не только лечит, но и расширяет кругозор, делает более привлекательным характер человека, снижает уровень дикости, хулиганства, грубости.
Музыкальная культура Возрождения особенно богата талантливыми людьми, считавшими своей потребностью не только сочинять музыку, но и активно пропагандировать шедевры мировых музыкальных произведений с привлечением молодого поколения.
В России в постреволюционные годы, как писал академик Б.В. Асафьев: «Жизнь вдруг и неожиданно поставила перед артистами великой трудности и нравственности задание: искусство было призвано служить делу просвещения народной массы» [3, с. 31].
«В музыкальном просветительстве, - пишет доктор искусствоведения, профессор Е.Н. Яковлева, - власть видела один из путей утверждения новой идеологии» [4, с. 55].
Особое внимание уделялось музыкальному просвещению детей. Инициатором внедрения детского музыкального творчества как новой формы активного музыкального просвещения была Н.Я. Брюсова. Под её руководством, дети сочинили на фортепиано сценки по сюжетам «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и сказки «Царевна-лягушка» [5].
Большую работу по музыкальному просвещению детей проводила педагог-энтузиаст В.Б. Арцруни. Слушая музыкальные произведения, исполняемые на фортепиано, дети улавливали темповые и регистровые изменения музыкального материала, повышали музыкальный кругозор.
Педагог-исследователь К.В. Головская отмечала, что школьники с энтузиазмом готовили самодельные ритмические и музыкальные инструменты, проверяя под руководством педагога точность высоты звучания на фортепиано, что значительно повышало уровень музыкальности, затем «со своим оркестром» шли на демонстрацию [6].
Выдающийся исследователь и педагог Б.Л. Яворский прозорливо увидел в новых формах музыкального просвещения детей «потенциал активного социального роста» [7].
Современные исследования проблемы музыкального просвещения свидетельствуют о системном в ряде регионов музыкально-эстетическом просвещении младших школьников. Преподаватели Елецкого музыкального колледжа пишут: «Известные музыканты, педагоги отмечают необходимость активного вовлечения детей в культурное, музыкально-образовательное пространство, позволяющее ребёнку гармонично развиваться как личности» [8, с. 122].
Исследователь Е.Н. Яковлева отмечает положительную тенденцию активности музыкального просвещения младших школьников: «...Обязательно проходила лекция-концерт на тему «О чем рассказывает музыка» (благодаря ленинградским исполнителям она входила в репертуар других филармонических лекториев, в частности, Астраханской областной филармонии) [9, с. 86]. Н.Л. Савельева отмечает «важность сохранения просветительских традиций отечественной культуры» [10, с. 5].
A.А. Грачева пишет о значительной роли хорового исполнительства в музыкально-эстетическом просвещении младших школьников [11]. И.Н. Реутская отмечает «ценность реализации национально-регионального компонента в музыкально-эстетическом просвещении школьников» [12, с. 4].
Профессор Ю.Б. Алиев не единожды отмечал, что увлеченность, осознанное восприятие и эмоциональное исполнение музыкальных произведений способствуют формированию духовной культуры [13]. Той же позиции придерживается профессор В.И. Петрушин [14].
«Впечатления, полученные в детстве, - писала профессор О.А. Апраксина, - особенно прочны и цепки, начальному этапу музыкального просвещения следует придавать особое значение» [15, с. 38 - 39].
B.А. Сухомлинский считал музыку важным средством нравственного и умственного воспитания человека. «Без музыкального просвещения, - писал он, -невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Музыка воображение фантазия творчество - такова дорожка, идя по которой ребёнок развивает свои духовные силы» [16, с. 43].
«Анализ состояния музыкальной жизни современной России, - отмечет Л.Л. Мельникова, - позволяет сделать следующий вывод: в настоящее время страна переживает период возрождения музыкально-просветительской деятельности» [17, с. 84].
Исследование проблемы активизации музыкально-эстетического просвещения младших школьников ставит в повестку дня вопрос поиска и нахождения путей оптимального подхода к развитию музыкальности, духовности, эстетических чувств. В процессе активной работы с детьми в классе, во внеклассное время, информационно-знаниевые ресурсы трансформируются в интеллектуальные
Ансамбль блокфлейтистов играетв сопроволадении органа Ei звеАстраханскойгосрдарттвенной консерватории
способности с высоким уровнем духовной культуры, что позволяет расширять круг музыкально-эстетического просвещения. Усиление интереса и внимания к вопросам музыкально-эстетической культуры детей во внеучебное время сказывается в расширении сферы влияния эстетики. как неотъемлемой части её просвещенческого духовно-нравственного содержания.
Особое просвещенческое значение приобретает элементарное инструментальное музицирование младших школьников. Дети, усвоив навыки игры, исполняют фрагменты классических мелодий на металлофоне, ксилофоне, блок-флейте, что «значительно повышает уровень развития различных музыкальных способностей, активно формирует музыкально-эстетическую культуру учащихся» [18, с. 37]. Интересно, полиритмически витиевато звучит трехголосным каноном в исполнении ансамбля блокфлейт мелодия русской народной песни «Со вьюном я хожу».
Внеклассное и, тем более, внешкольное музыкально-эстетическое просвещение учащихся начальных классов имеет широкий диапазон - беседы, утренники, клубы друзей искусства, выходы в музеи, картинные галереи, концертные залы. Дети не только видят и слышат классические произведения музыкального искусства, но и живо обмениваются впечатлениями, эмоциями, переживаниями.
В Астраханской государственной консерватории прошёл очередной концерт из цикла «Музыкальный абонемент». Более пятнадцати лет в рамках проекта действуют два абонементных цикла: первый - музыкальный абонемент для детей дошкольного и младшего школьного возраста, второй - для старшеклассников и студентов. Уже состоялось более 250-ти концертных программ, которые смогли посетить слушатели разных возрастов. Одна из программ для младших школьников поэтично называлась «В некотором царстве, музыкально государстве». В программах воскресных концертов участвуют симфонический и народный оркестр, хор консерватории, ансамбль «Скиф», солисты - педагоги и студенты консерватории, а также учащиеся детских музыкальных школ Астрахани.
Лекции-концерты, беседы с аудио и видеозаписями по искусству несут в себе, два вида развивающего воздействия: на интеллект и на чувства младших школьников. В методическом отношении важно, чтобы прослушивание музыки, показ произведений искусства, то есть непосредственное обращение к чувствам учащихся шло бы параллельно с размышлениями младших школьников об искусстве. Решающее значение при этом имеет умение учителя осуществить руководство просветительским процессом.
На одном из занятий проводилась беседа о композиторе Г Свиридове. Известно, что Г.В. Свиридов в зрелый период своего творчества стал много уделять внимания исконно русской музыке. Это нашло отражение в кантате для смешанного хора и симфонического оркестра «Курские песни», где есть изумительная по фольклорной напевности вторая часть «Ты воспой, жавороночек», которую слушали четвероклассники, словесно высоко оценив своеобразие народного напева, профессионализм хора (капелла А. Юрлова), творческую оригинальность, тембровую насыщенность звучания оркестра (К. Кондрашин).
Свиридовская музыкальная тема по просьбе учащихся была продолжена. Светло-нежная мелодия частей «Романс» и «Венчание» из кинофильма «Метель», музыка ГВ. Свиридова по одноименной повести А.С. Пушкина, напоминает мелодические созвучия молитвенных колыбельных песен. Семнадцатилетняя девушка Мария Гавриловна с трепетом в груди ехала на тайное венчание, которое оказалось опрометчивой неожиданностью, но по сюжету А.С. Пушкина чувства святости, верности и благочестия в окончании повести торжествуют. Если в первой части сюиты «Тройка» школьники слышат призывные перезвоны бубенцов, то в девятой части сюиты с названием «Зимняя дорога» в более спокойном темпе, в светло-минорном ладу слышны отзвуки церковных колоколов, как символ веры, надежды, добра и справедливости. Учащиеся четвертого класса средней школы № 56 им. А.С. Пушкина г Астрахани в глубокой тишине слушали музыку гениального ГВ. Свиридова. Восприятие музыки способствовало формированию чувства духовности, сочувствия, сопереживания.
Продолжая просветительские беседы-концерты, мы познакомили учащихся с творчеством литовского композитора и художника М.К. Чюрлёниса. С удиви-
Библиографический список
тельным даром перевоплощения, с особенностью души полифонического характера рисовал он картины, вызывающее в душе зрителя, а значит и младшего школьника, музыкальные мотивы, отвечающие содержанию его картин «Соната Солнца», «Соната звезд», «Соната моря», создающих триптих картин-сонат. Сонатой называют музыкальное произведение, в котором несколько музыкальных тем создают музыкально-философский мир действительности и фантазии. Дети, увидев картины, называли песни А. Пахмутовой, Ю. Чичкова, А. Островского. А написанная картина маслом «Музыка леса» позволила М. Чюрлёнису позже создать симфоническую поэму «В лесу», в которой тембровыми средствами создан изумительный и загадочный мир леса.
Устное анкетирование младших школьников подтвердило результативность музыкально-эстетического просвещения. Опыт показывает, что наиболее систематичным и эффективным процессом просвещения являются внеклассные беседы, с тщательностью подготовленные учителем. Знакомство с шедеврами мировой музыкальной классики перемежались с использованием регионального музыкально-эстетического материала, что способствовало успешному расширению миросозерцания школьников в аспекте музыкального просветительства.
«Противовесом» интенсивного посещения детьми кино и просмотра телефильмов низкого качества является проведение циклических музыкально просвещенческих мероприятий в начальной школе. Такие мероприятия могут быть сопряжены со школьной программой.
Программа по музыке для общеобразовательной школы служит ярким примером того, как на уроке, используя конкретный тематический материал, учитель воспитывает у школьников чувства патриотизма, национальной гордости и интернационализма, восхищения подвигом и героизмом на благо и процветание Родины. Примерами музыкального восприятия и осмысления музыкального содержания для учащихся четвертого класса являлись фрагменты из следующих опер и симфоний - М. Глинка «Иван Сусанин», С. Прокофьев «Повесть о настоящем человеке», Д, Шостакович «Седьмая «Ленинградская» симфония». Несомненно, качественный уровень музыкально-эстетического просвещения младших школьников во многом зависит от эрудированности учителя, уровня его профессиональной подготовки, умения доходчиво, убедительно, эмоционально, но кратко рассказать о прослушиваемой музыке.
В Астраханской области проживают люди более ста национальностей. Наибольший процент занимают русские, казахи, татары. Процесс становления и развития музыкально-эстетического просвещения учащихся определяется культурными национально-специфическими региональными особенностями, где чётко прослеживается воспитание школьников на народных традициях, на знакомом им с детства музыкальном материале.
Дети с увлечением исполняли русские народные песни «Вниз по матушке, по Волге» с её напевной мелодией, нежную по содержанию «Течет река Волга», замечательную «Песню о Волге» И.О. Дунаевского.
Все дети четвертого класса с увлечением слушали просветительскую беседу специалиста о казахских национальных традициях, а прослушав русский перевод, с радостью в глазах восприняли песню «Цвети, земля родная» в исполнении землячки Розы Рымбаевой. Затем школьники познакомились со своеобразным звучанием оркестра домбристов.
Аналогичная просветительская беседа с исполнением «живой» музыки для младших школьников была проведена на основе татарских напевов. Музыка и танцы не оставили равнодушными ни одного ученика.
Школа учит детей любить и понимать музыкальное искусство, развивает их творческую активность, воображение, умение мыслить художественными категориями, анализировать музыкальный материал.
Положительный результат процесса музыкально-эстетического просвещения заключается в том, чтобы привить младшим школьникам интерес к музыкальному искусству, умение разбираться в музыкальной информации, как части их духовно-интеллектуальной культуры.
Задача педагога - средствами музыкально-эстетического просвещения помочь ребёнку принять, познать, осознать и сделать своим достоянием наследие мировой музыкальной культуры.
1. Яковлева Е.Н. Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области). Диссертация ... доктора искусствоведения. Курск, 2016.
2. Платон. «Законы» Книга II. VII, 795 d.
3. Асафьев Б.В. Семена просвещения. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Москва-Ленинград, 1965.
4. Яковлева Е.Н. Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области). Диссертация ... доктора искусствоведения Курск, 2016.
5. Брюсова Н.Я. Массовая музыкально-просветительская работа в первые годы после Октября. Советская музыка. 1947; 6: 46 - 55.
6. Головская К.В. Со своим оркестром на демонстрацию. Искусство и дети. 1932; 4: 46 - 48.
7. Яворский Б. Воспоминания, статьи и письма. Ленинград,1964. 2.
8. Пиджоян Л.А. Ефремова ГЕ., Кириченко Т.Д., Профессиональная подготовка в вузе будущего педагога к музыкально-просветительской деятельности. Ярославский педагогический вестник. 2017; 5: 119 - 123.
9. Яковлева Е.Н. Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области). Диссертация ... доктора искусствоведения Курск, 2016.
10. Савельева Н.Л. Музыкальное просветительство в деятельности концертно-филармонических организаций. Автореферат диссертации ... канд. искусствоведения. Саратов, 2013.
11. Грачева А.А. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального и хорового исполнительства. Методический интернет-журнал «Педагогический мир». Available at: http://pedmir.ru/
12. Реутская И.Н. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в процессе реализации национально-регионального компонента образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Карачаевск, 2014.
13. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада - к начальной школе. Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998.
14. Петрушин В.И. Музыкальная пропаганда: принципы и методы. Советская музыка. 1990; 7.
15. Апраксина О.А. Современный ребёнок и музыка. Музыкальное воспитание в школе. Москва, 1975: 33 - 40.
16. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969. 7.
17. Мельникова Л.Л. Музыкальное просветительство. История и современность: монография. Москва, 1998.
18. Лаптев И.Г. Инструментальное музицирование - средство активизации развития музыкальности школьников. Начальная школа: научно-методический журнал, 2016; 6: 32 - 38.
References
1. Yakovleva E.N. Vozrozhdenie tradicij muzykal'nogo prosvetitel'stva v molodezhnoj srede (na materiale regional'noj kul'tury Kurskoj oblasti). Dissertaciya ... doktora iskusstvovedeniya. Kursk, 2016.
2. Platon. «Zakony» Kniga II. VII, 795 d.
3. Asaf'ev B.V. Semena prosvescheniya. Izbrannye stat'i o muzykal'nom prosveschenii i obrazovanii. Moskva-Leningrad, 1965.
4. Yakovleva E.N. Vozrozhdenie tradicij muzykal'nogo prosvetitel'stva v molodezhnoj srede (na materiale regional'noj kul'tury Kurskoj oblasti). Dissertaciya ... doktora iskusstvovedeniya Kursk, 2016.
5. Bryusova N.Ya. Massovaya muzykal'no-prosvetitel'skaya rabota v pervye gody posle Oktyabrya. Sovetskaya muzyka. 1947; 6: 46 - 55.
6. Golovskaya K.V. So svoim orkestrom na demonstraciyu. Iskusstvo i deti. 1932; 4: 46 - 48.
7. Yavorskij B. Vospominaniya, stat'i ipis'ma. Leningrad,1964. 2.
8. Pidzhoyan L.A. Efremova G.E., Kirichenko T.D., Professional'naya podgotovka v vuze buduschego pedagoga k muzykal'no-prosvetitel'skoj deyatel'nosti. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2017; 5: 119 - 123.
9. Yakovleva E.N. Vozrozhdenie tradicij muzykal'nogo prosvetitel'stva v molodezhnoj srede (na materiale regional'noj kul'tury Kurskoj oblasti). Dissertaciya ... doktora iskusstvovedeniya Kursk, 2016.
10. Savel'eva N.L. Muzykal'noeprosvetitel'stvo v deyatel'nostikoncertno-filarmonicheskih organizacij. Avtoreferat dissertacii ... kand. iskusstvovedeniya. Saratov, 2013.
11. Gracheva A.A. Muzykal'no-'esteticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov sredstvami vokal'nogo i horovogo ispolnitel'stva. Metodicheskij internet-zhurnal «Pedagogicheskij mir». Available at: http://pedmir.ru/
12. Reutskaya I.N. Muzykal'no-'esteticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov v processe realizacii nacional'no-regional'nogo komponenta obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Karachaevsk, 2014.
13. Aliev Yu.B. Metodika muzykal'nogo vospitaniya detej ot detskogo sada - k nachal'noj shkole. Voronezh: NPO «MODEK», 1998.
14. Petrushin V.I. Muzykal'naya propaganda: principy i metody. Sovetskaya muzyka. 1990; 7.
15. Apraksina O.A. Sovremennyj rebenok i muzyka. Muzykal'noe vospitanie v shkole. Moskva, 1975: 33 - 40.
16. Suhomlinskij V.A. Serdce otdayu detyam. Kiev, 1969. 7.
17. Mel'nikova L.L. Muzykal'noe prosvetitel'stvo. Istoriya i sovremennost': monografiya. Moskva, 1998.
18. Laptev I.G. Instrumental'noe muzicirovanie - sredstvo aktivizacii razvitiya muzykal'nosti shkol'nikov. Nachal'naya shkola: nauchno-metodicheskijzhurnal, 2016; 6: 32 - 38.
Статья поступила в редакцию 28.10.18
УДК 378
Lifanova L.G., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminalistics, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs
of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: laliy@mail.ru
TACTICAL RECOMMENDATIONS FOR SEARCH FOR STUDENTS OF LAW SCHOOLS LEARNING CRIMINAL LAW. The article outlines procedural requirements and tactical conditions for the search during the investigation of criminal cases, the observance of which will allow to properly organize the specified investigative action and recognize its results as admissible evidence. The author concludes that strict compliance with the procedural order of the search is a prerequisite for the recognition of its results as admissible evidence, and the consideration of the proposed tactical recommendations can contribute to the competent organization and conduct of the investigation. All this will need to be taken into account in their activities of future lawyers, so this topic requires special study with students of law schools.
Key words: search, investigation of crimes, tactics of investigative actions, criminal procedure law, investigator (investigator).
Л.Г. Лифанова, канд. юрид. наук, доц., проф. каф. криминалистики, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России,
г. Ставрополь, E-mail: laliy@mail.ru
ТАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ОБЫСКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
В статье обозначены процессуальные требования и тактические условия по производству обыска в ходе расследования уголовных дел, соблюдение которых позволит правильно организовать указанное следственное действие и признать его результаты допустимыми доказательствами. Автор делает вывод о том, что строгое соблюдение процессуального порядка производства обыска является непременным условием признания его результатов допустимым доказательством, а учет предложенных тактических рекомендаций может способствовать грамотной организации и проведению рассматриваемого следственного действия. Всё это необходимо будет учитывать в своей деятельности будущим юристам, поэтому данная тема требует особой проработки с обучающимися юридических вузов.
Ключевые слова: обыск, расследование преступлений, тактика следственного действия, уголовно-процессуальное законодательство, следователь (дознаватель).
Обыск относится к числу наиболее распространенных следственных действий, производство которого возможно по всем категориям уголовных дел. При его проведении часто добываются особо значимые доказательства преступной деятельности лица, поэтому к подготовке и производству данного следственного действия необходимо относиться с повышенной серьезностью и вниманием.
Следует помнить, что в процессе обыска ограничиваются конституционные права лица, такие как право на неприкосновенность жилища и личную неприкосновенность. Обыск характеризуется выраженными мерами государственно-властного принуждения: входить в помещение, а при необходимости его вскрывать, вопреки желанию обыскиваемого; пресекать общение обыскиваемых между собой и с внешним миром; подвергать личному обыску лиц, находящихся в месте обыска и др.
Порядок производства обыска зависит от его объекта: обыск в жилище, личный обыск (если он не проводится при задержании или в рамках обыска в жилище), обыск в отношении адвоката, проводятся исключительно по судебному решению. При производстве обыска по постановлению лица, производящего расследование (в случаях, не терпящих отлагательств), в срок не более 3 суток с момента его начала о данном факте должны быть уведомлены судья и прокурор.
Принимая решение о производстве неотложного обыска, следователь должен учитывать, что основания для его производства должны быть действительно вескими: «...промедление может повлечь за собой утрату следов преступления, других доказательств, позволит скрыться лицам, его совершившим, негативно повлияет на возмещение причиненного преступлением ущерба.» [1]. С осторожностью следует подходить к выбору времени производства обыска, так как