Научная статья на тему 'Камерно-инструментальные ансамбли Н. А. Римского-Корсакова в концертной жизни Петербурга второй половины XIX века'

Камерно-инструментальные ансамбли Н. А. Римского-Корсакова в концертной жизни Петербурга второй половины XIX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1010
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ / КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / РУССКАЯ МУЗЫКА / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ / RIMSKY-KORSAKOV / RUSSIAN MUSIC / CHAMBER-INSTRUMENTAL ENSEMBLES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Степанова Е. В.

Cтатья посвящена особой сфере творчества русского композитора Н. А. Римского-Корсакова, традиционно считающейся второстепенной, камерно-инструментальным сочинениям. Охватывающие длительный период творчества композитора, индивидуальные по композиционному, инструментальному и техническим решениям, эти произведения являются значительной частью истории русской камерной музыки России второй половины XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHAMBER-INSTRUMENTAL ENSEMBLES OF N. A. RIMSKY-KORSAKOV AT THE ST. PETERBURG CONCERT LIFE OF SECOND HALF OF XIXth CENTURY

A special sphere of N. A. Rimsky-Korsakov creativity chamber instrumental works is studied. These ensembles were written during the period of development of chamber music in Russia. At this time, societies of chamber music were founded; outstanding musicians took part in concerts of chamber music and performed works of different epochs and genres; many Russian composers wrote chamber ensembles. Rimsky-Korsakov is known as author of great operas and orchestral works. His instrumental ensembles are traditionally considered as of secondary importance. However, these works were of interest to the composer for a long time. As a result, chamber ensembles are represented by different compositions: quartets, sextet, quintet, trio and works written together with other composers. Rimsky-Korsakov worked on technique, composition, instrumental decision in chamber ensembles. Instrumental ensembles of Rimsky-Korsakov are special part of composer’s heritage and Russian chamber music of XIX century.

Текст научной работы на тему «Камерно-инструментальные ансамбли Н. А. Римского-Корсакова в концертной жизни Петербурга второй половины XIX века»

УДК 785.7

КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА В КОНЦЕРТНОЙ ЖИЗНИ ПЕТЕРБУРГА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

© Е. В. Степанова

Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н. А. Римского-Корсакова Россия, 190000 Санкт-Петербург, Театральная площадь, д. 3.

Тел.: +7 (911) 917 41 12.

E-mail: [email protected]

Статья посвящена особой сфере творчества русского композитора Н. А. Римского-Корсакова, традиционно считающейся второстепенной, — камерно-инструментальным сочинениям. Охватывающие длительный период творчества композитора, индивидуальные по композиционному, инструментальному и техническим решениям, эти произведения являются значительной частью истории русской камерной музыки России второй половины XIX века.

Ключевые слова: Римский-Корсаков, музыка, инструментальные ансамбли.

Н. А. Римский-Корсаков получил известность, прежде всего, как композитор, под пером которого рождались оперы, программные симфонические произведения. Вместе с тем, начиная с 1870-х гг., Римским-Корсаковым были созданы ряд камерно-инструментальных сочинений, как самостоятельных, так и написанных в содружестве с другими композиторами. Эта сфера творчества всегда оставалась в тени его оперных и симфонических произведений, уступая им по значимости и популярности, сравнительно редко упоминаясь в научной литературе.

Появление инструментальных ансамблей в творчестве Римского-Корсакова во многом было обусловлено особым интересом музыкальной общественности к жанрам камерно-инструментальной музыки. Звучавшая в салонах России уже в

XVIII в., спустя столетие, во второй половине

XIX в. камерно-инструментальная музыка становится неотъемлемой частью музыкальной жизни крупных городов и помещичьих усадеб. Сравнительно доступное по составу инструментов, не требующее больших организационных и финансовых затрат, привлечения выдающихся исполнителей, камерно-инструментальное музицирование было весьма распространенным досугом в разных слоях общества.

Во второй половине XIX в. можно говорить о повышении профессионального интереса к камерному исполнительству в России. Именно в это время возникают общества камерной музыки, постоянно действующие ансамбли, с заметной регулярностью проводятся собрания камерно-инструментальной музыки, расширяется репертуар концертов, включающий широкий спектр зарубежных и русских произведений - как уже признанных, так и звучащих впервые. Следует, однако, отметить, что подлинный интерес к камерно-инструментальной музыке появляется у публики, посещающей, в частности, петербургские концерты, не сразу: в 1870-х гг. собра-

камерно-инструментальные произведения, русская

ния камерной музыки не всегда пользуются популярностью у слушателей. По высказываниям критиков, это, в первую очередь, касается современных сочинений: «Чаще всего замечается безучастное отношение публики к ним, и это, пожалуй, естественно: камерный род музыки столь мало еще привился к нашим нравам, <...> самый полифонический стиль квартета так сложен, что при первом знакомстве с новым произведением публика решительно не знает, как отнестись к нему» [1, с. 22]. Но уже в 1880-е гг. рецензенты подчеркивают небывало возросший интерес к инструментальным ансамблям: «В отношении развития вкуса к камерной музыке Петербург в настоящее время представляет самое отрадное явление» [2, с. 51].

Одна из ведущих концертных организаций второй половины XIX в. - Русское музыкальное общество (Примеч. 1). Представленное своими отделениями во многих городах России, в Петербурге РМО наряду с симфоническими концертами проводит и вечера камерной музыки - «квартетные собрания». Отделение РМО назначает серии камерно-инструментальных концертов (Примеч. 2), программа которых предварительно публикуется в прессе.

Именно в РМО формируется один из первых профессиональных коллективов, выдающийся струнный ансамбль, в состав которого входили: Л. А. Ауэр, И. Н. Пиккель, И. А. Вейкман и К. Ю. Давыдов (Примеч. 3). Чаще всего ансамбль выступает в зале Санкт-Петербургской консерватории и зале дома Учетного и Ссудного банка (примеч. 4). Мастерство этого ансамбля отмечается многочисленными восторженными рецензиями. Регулярно выступающий в печати композитор Ц. А. Кюи пишет в 1885 г.: «Петербург справедливо гордится своим квартетом; все его четыре исполнителя <...> - даровитые артисты, глубоко изучившие литературу камерной музыки, и при ее исполнении сливающиеся в одно художественное

целое. Из всех видов музыки, исполняемой в Петербурге (оперной, камерной, симфонической), исполнение камерной музыки достигло наивысшего совершенства. <...> В квартетных собраниях художественное наслаждение безупречным исполнением — почти норма» [3, с. 11]. Отчасти благодаря выдающимся выступлениям этого квартета интерес публики к камерно-инструментальной музыке во второй половине XIX в. неуклонно возрастает.

Санкт-Петербургское общество камерной музыки, основанное в 1872 г., проводит камерно-инструментальные концерты в Петербурге наряду с РМО. Репертуар вечеров камерной музыки здесь не ограничивается только исполнением инструментальных ансамблей. С 1875 г. участники Общества камерной музыки расширяют программы концертов и вводят в них «пьесы для инструментов соло и пения, также, по мере возможности, и оркестровые сочинения» [4, с. 36]. Постепенно в рамках этого Общества складывается профессиональный квартет. Музыкальный критик А. С. Фаминцын описывает выступления коллектива: «Скажу несколько слов о <...> молодом квартете, которому обязано главным образом своим возникновением "Петербургское общество квартетной музыки". Это квартет братьев Альбрехт (Примеч. 5), братьев Гиль-денбрандт (Примеч. 6) и г. Рихтера (Примеч. 7). <...> Четыре квартетных вечера, данные ими в нынешнем году в зале Соляного городка (Примеч. 8), отличались от обычных серий квартетных вечеров тем, что три скрипача - Е. Альбрехт, Ф. Гиль-дебрандт и Рихтер - поочередно играли то первую, то вторую скрипку, а первые два - даже альт (другого альтиста у них в квартете и не было). Артисты эти отличаются необыкновенным сочувствием и интересом к новым произведениям - это доказывает как их собственная программа, так, в особенности, обширная и разнообразная литература камер -ной музыки, с которой они успели познакомить членов вышеназванного Общества квартетной музыки» [5, с. 252-253].

Ансамбль Общества камерной музыки выделялся тем, что имел как «расширенный» состав исполнителей, так и основной, своего рода «ядро». В 1880-х гг. квартет чаще всего представляют следующие музыканты: Е. Альбрехт, скрипач-любитель А. Гельбке (Примеч. 9), с 1889 г. участник квартета М. П. Беляева - Ф. Гильдебрандт и профессор Петербургской консерватории А. Верж-билович (Примеч. 10). Концертные выступления квартета чаще всего проходили в зале Благородного собрания, залах Петропавловского церковного училища и Санкт-Петербургского собрания художников.

Страницы газет и журналов тех лет сохранили сведения о том, как проходили концерты, какие сочинения и кем исполнялись. Они дают возможность говорить, что репертуар концертов камерно-инструментальной музыки второй половины XIX в. чрезвычайно разнообразен и включает произведе-

ния композиторов различных эпох и направлений. Наиболее часто исполняемыми являются ансамбли Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Традиция исполнения инструментальных сочинений венских классиков зарождается еще в первой половине XIX в. Как отмечает Г. А. Моисеев, «камерное музицирование было той средой, которая воспитывала вкусы профессионалов и любителей. Основой такого воспитания была прежде всего, музыка венских классиков, сочинения которых проникали в Россию практически сразу после своего возникновения» [6, с. 25]. В 1880-е гг. почти ни одно собрание камерной музыки не обходится без исполнения уже признанных и полюбившихся публике ансамблей Гайдна, Моцарта или Бетховена (Примеч. 11).

В концертах также звучат сочинения романтиков (среди наиболее часто исполняемых композиторов - Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, И. Брамс), ансамбли представителей Скандинавии (Э. Григ, Ю. Свендсен, К. Синдинг) и сочинения французских авторов (Г. Форе, К. Сен-Санс). Программы камерно-инструментальных собраний включают и произведения русских композиторов, в первую очередь, П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна и А. П. Бородина, в конце XIX - начале XX в. - сочинения А. К. Глазунова и С. И. Танеева (Примеч. 12).

Интерес к камерно-инструментальной музыке во второй половине XIX в., организация обществ камерной музыки, проведение камерных вечеров способствуют созданию многих новых сочинений. Камерные ансамбли появляются в творчестве даже тех композиторов, для которых эта область всегда являлась нехарактерной. Одним из таких авторов и становится Н. А. Римский-Корсаков, создавший, начиная с 1875 г., ряд камерно -инструментальных сочинений, различных по инструментальному составу, жанру, композиционному решению. Ведущее место среди них занимают самостоятельные сочинения, представленные Квартетом Б-ёиг, Струнным секстетом, Квинтетом для фортепиано и духовых инструментов, Фортепианным трио с-то11 и Квартетом О-ёиг.

Квартет Б-ёиг, написанный в 1875 г., в период «самообразования» в области гармонии и контрапункта, явился первым сочинением Римского-Корсакова в новой для него сфере. Годом позже композитор для Конкурса камерно-инструментальных сочинений РМО написал два произведения -Струнный секстет и Квинтет для фортепиано и духовых инструментов. Два последних камерных ансамбля (Квартет О-ёиг и Фортепианное трио) создавались в один из самых активных периодов -летом и осенью 1897 г., отмеченного сочинением различных по жанру произведений (среди которых -опера «Моцарт и Сальери», кантата «Свитезянка», романсы и многие другие сочинения).

Несмотря на то, что создание инструментальных ансамблей охватывает значительный период творчества, композитор неохотно упоминает их в

письмах и «Летописи». Бегло отмечая эти произведения, композитор лишь на некоторых из них останавливается более подробно. Так, сочинение первого инструментального ансамбля - Квартета F-dur нашло отражение в переписке с П. И. Чайковским (Примеч. 13). И хотя основная часть писем этого времени связана с проблемами издания обсуждаемого сочинения фирмой П. И. Юргенсона, в документах мы видим некоторые замечания об ансамбле самого Римского-Корсакова и отзыв Чайковского о новом сочинении. В письме от 29 сентября 1876 г. П. И. Чайковский пишет: «<...> Квартет Ваш тем больше нравится, чем больше в него вслушиваешься. Первую часть его я считаю положительно прелестной и идеально чистой по фактуре. Она может служить образцом чистоты стиля. Andante хотя суховато, но в самой своей сухости -характерно как реминисценция из времен париков, фижмы и роброна. Scherzo живо, пикантно и должно звучать прекрасно. Что касается финала, то должен сказать откровенно, что он мне совсем не нравится» [7, с. 77].

Ряд последующих сочинений были отмечены Римским-Корсаковым в основном в «Летописи». Композитор описывает начало работы над Струнным секстетом и Квинтетом для фортепиано и духовых инструментов, подробно анализирует технические особенности произведений, выделяя приемы полифонического развития в Секстете и особенности формы Квинтета. «Это сочинение, не выражая все-таки моей настоящей индивидуальности, во всяком случае свободнее и привлекательнее секстета» [8, с. 98]. О Секстете же композитор пишет: «В нем я еще был пока не я» [8, с. 97].

Два последних камерно-инструментальных сочинения - Фортепианное трио и Струнный квартет G-dur - лишь упоминаются Римским-Кор-саковым. В письме к С. Н. Кругликову от 28 сентября 1897 г. композитор называет Трио среди множества других сочинений, созданных в этот плодотворный период: «Известие в газетах о том, что я сочинил 39 романсов и оперу "Моцарт и Сальери", действительно ложно, ибо я написал 48 романсов, 2 дуэта, "Моцарта и Сальери", кантату для сопрано, тенора и хора с оркестром "Свитезян-ка", да сверх того трио для фортепиано, скрипки и виолончели, но только в наброске, который теперь буду отделывать (наипаче фортепианную партию)» [9, с. 19]. А в «Летописи», подводя итог, Римский-Корсаков отметил: «Оба эти камерные произведения доказали мне, что камерная музыка - не моя область» [8, с. 207]. Трио и Квартет не были изданы при жизни композитора, публикации этих сочинений были осуществлены лишь много лет спустя в рамках издания Полного собрания сочинений [10-11]. Однако скупая информация о камерно-инструментальных сочинениях, которую оставил Римский-Корсаков, во многом дополняется их рукописными автографами, раскрывающими особенности работы

композитора. Данные документы представлены в Отделе рукописей Российской национальной библиотеке в семнадцати документах.

Рукописи являются важнейшим источником в изучении творческой лаборатории композитора, они позволяют проследить историю возникновения текстов. Исследование рукописей, в первую очередь, - Квартета G-dur, Фортепианного трио c-moll - показывает, что данные жанры привлекали композитора на протяжении длительного времени. Рукописи содержат разные типы документов: наброски, эскизы, черновые автографы и беловую рукопись, они принадлежат разным периодам творчества композитора. Автографы инструментальных ансамблей свидетельствуют о тщательной работе композитора над всеми аспектами сочинения.

Инструментальные ансамбли Римского-Корса-кова, судя по рецензиям в прессе того времени, на концертной эстраде не были широко представлены. Чаще всего сочинения звучали на вечерах камерной музыки Петербургского отделения Русского музыкального общества. Квартет F-dur был впервые исполнен 11 ноября 1875 г. в Третьем квартетном собрании первой серии, а первое исполнение Секстета состоялось 14 января 1877 г. в Третьем квартетном собрании второй серии. Для его исполнения потребовались дополнительные музыканты, и Квартет Русского музыкального общества пригласил участников еще одного действующего ансамбля Петербурга, основанного в 1871 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна и включающего выпускников Петербургской консерватории, «Русского квартета». К Ауэру, Пиккелю, Вейкману и Давыдову присоединились альтист А. А. Егоров (Примеч. 14) и виолончелист, ученик Давыдова, А. В. Кузнецов (Примеч. 15).

Судя по воспоминаниям современников, камерно-инструментальные сочинения звучали и в доме самого композитора на музыкальных вечерах. 21 марта 1901 г. корреспондент и биограф композитора В. В. Ястребцев получил приглашение на такое собрание: «Если Василия Васильевича интересует услыхать мой (старый) секстет в исполнении Вальтера с компанией, то прошу его пожаловать к нам в пятницу 23 марта к 9 ч. вечера» [12, с. 124]. Приглашение на этот вечер получает и либреттист композитора В. И. Бельский (Примеч. 16). На этом вечере прозвучали Струнный секстет и Струнный квартет G-dur, о чем Ястребцев пишет в «Воспоминаниях»: «После чая играли почти без перерыва. Были исполнены струнный секстет (A-dur), написанный в Каболовке в 1876 г. и помеченный орш'ом 19, а также сравнительно новый струнный квартет G-dur, сочиненный Николаем Андреевичем еще в 1897 г. в Смычкове, но о существовании которого я, по крайней мере, решительно ничего не знал <...> Исполнителями секстета были следующие артисты: концертмейстер Вальтер и Бергольц (скрипки), Юнг и Швачкин (альты), Бер и Преоб-

раженский (виолончели) <...> Играли с листа, по рукописи, почти без ошибок» [13, с. 182-183].

Сфера камерно-инструментальной музыки Римского-Корсакова наряду с самостоятельными произведениями включает и сочинения, написанные в содружестве с другими композиторами. Почти все они посвящены меценату и издателю М. П. Беляеву. Приверженец камерно-инструментального искусства, Беляев активно участвовал в музыкальной жизни Петербурга. В 1880 г. он вошел в Общество камерной музыки, с сезона 18841885 гг. стал пожизненным его членом, а в 1897 г. был избран председателем Общества. Именно при поддержке Беляева Конкурсы на сочинение камерно-инструментальной музыки, устраиваемые Камерным Обществом с 1877 г., становятся ежегодными.

В 1880-х гг. вокруг мецената складывается музыкальный кружок, регулярно устраивающий музыкальные вечера, вошедшие в историю под названием «Беляевские пятницы». Основой этого кружка явились А. К. Лядов, А. К. Глазунов и Н. А. Римс-кий-Корсаков. На музыкальных собраниях звучали многочисленные инструментальные ансамбли в исполнении квартета, в число участников которого входил и сам Беляев. Как отмечает В. Я. Трайнин: «М. П. Беляев, недурно владевший альтом, свободно читал "с листа" и был <.. .> безукоризненно точным и чутким ансамблистом, требовательным к себе и коллегам. К музицированию он относился любовно, благоговейно» [14, с. 33].

Совместно с другими композиторами Римским-Корсаковым были написаны инструментальные сочинения, посвященные М. П. Беляеву и входящие, по замечанию в прессе, в собрание «b-la-f ной литературы» [15, ст. 1056]. Римский-Корсаков участвует в создании Квартета «B-la-f» (1886), Квартета «Именины», написанного ко дню именин М. П. Беляева в 1887 г. Также ко дню именин, но в 1898 г., композитором были созданы тема и четвертая вариация из коллективного Квартета A-dur. Последним произведением, связанным с именем крупнейшего издателя и мецената, стало Allegro B-dur из сборника пьес для струнного квартета «Пятницы» (1899).

Таким образом, камерно-инструментальное искусство России второй половины XIX в. не ограничивается сочинениями П. И. Чайковского, А. П. Бородина и других признанных мастеров. Оно обогащается сочинениями авторов, имена которых обычно не связывают с данной сферой творчества. В этом ряду произведения Н. А. Римского-Корсакова являются не просто частью творческого наследия композитора, они становятся яркой страницей в истории камерно-инструментальной музыки России второй половины XIX в. в целом.

Примечания

1. Далее - РМО.

2. Одна серия обычно состояла из 3-4 концертов, проходящих каждую неделю. В течение года РМО проводило 3-

4 серии. Кроме запланированных собраний, РМО, а также Общество камерной музыки устраивали экстренные собрания. В сезоне 1886-1887 гг. состоялось, например, экстренное собрание Общества камерной музыки в честь почетного члена А. Г. Рубинштейна. Программа концерта включала как камерно-инструментальные, так и фортепианные и вокальные сочинения.

3. Ауэр Л. А. (1845-1930) - известный скрипач-виртуоз, в 1868-1917 гг. - профессор Петербургской консерватории.

Пиккель И. Н. (1829-1902) - скрипач; с 1855 г. -концертмейстер оркестра Петербургской Императорской русской оперы; в 1868-1889 гг. - член квартета Петербургского отделения РМО.

Вейкман И. А. (1825-1895) - альтист в квартете Петербургского отделения РМО, артист оркестра Мариинского театра.

Давыдов К. Ю. (1838-1889) - виолончелист-виртуоз, композитор, дирижер, профессор и директор (1876-1887) Петербургской консерватории.

4. Акционерный коммерческий банк, учрежденный в 1869 г. Он помещался в знаменитом Доме Энгельгардта (Невский проспект, 30), где в разное время выступали с концертами Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, И. Штраус, М. И. Глинка, А. Г. Рубинштейн и многие другие. С 1949 г. является концертным залом Петербургской филармонии (Малый зал имени М. И. Глинки).

5. Альбрехт Е. К. (1842-1894) - скрипач, один из организаторов в 1872 году Петербургского общества камерной музыки; с 1877 г. инспектор музыки всех императорских оркестров в Петербурге; в 1881-1886 гг. председатель Петербургского филармонического общества; с 1892 г. заведующий библиотекой императорских театров.

Альбрехт К. К. (1836-1893) - виолончелист, хоровой дирижер, композитор и педагог. В 1883-1885 гг. являлся директором Московской консерватории.

6. Гильдебрандт Ф. Н. (1852-1898) - альтист, преподаватель, один из учредителей Петербургского общества камерной музыки.

7. Рихтер - скрипач (подробных сведений не найдено).

8. Соляной городок - комплекс зданий в центре Санкт-Петербурга. Ограничен набережной реки Фонтанки, Соляным переулком, улицами Пестеля и Гангутской. Получил название по складам соли, расположенным в постройках на территории городка до середины XIX в. С открытия в 1870 г. Всероссийской мануфактурной выставки, здесь начали регулярно проводить концерты, научные конференции и собрания.

9. Гельбке А. Ф. (1848-?) - русский врач, скрипач-любитель. С 1889 г. участник квартета М. П. Беляева (первая скрипка).

10. Вержбилович А. В. (1850-1911) - виолончелист, профессор Петербургской консерватории.

11. Программа, например, Второй серии (ноябрь) Петербургского отделения РМО сезона 1885-1886 гг. состояла из следующих сочинений.

Первое собрание: П. И. Чайковский. Квартет №1 (D-dur); Р. Шуман. Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели (Es-dur); Л. Бетховена. Квартет a-moll ор.132.

Второе собрание: В. А. Моцарт. Квинтет g-moll №3; Э. Ф. Направник. Квартет для фортепиано, скрипки, альта и виолончели; Р. Шуман. Квартет a-moll ор. 41 №1.

Третье собрание: Л. Бетховен. Квартет A-dur, ор. 18, №5; И. Брамс. Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели Брамса, партию фортепиано исп. Блуменфельд; Ф. Шуберт. Квинтет для двух скрипок, альта и двух виолончелей C-dur.

Квартет: Л. А. Ауэр, И. Н. Пиккель, И. А. Вейкман и К. Ю. Давыдов.

12. Сочинения современных композиторов нередко исполнялись при участии авторов, например, звучавшие на протяжении сезонов 1885-1886 и 1886-1887 гг. Фортепианное трио №3 Виссендорфа и Фортепианный квинтет g-moll (op. 40) Давыдова.

13. Для композиторов Новой русской школы, представителем которой является Римский-Корсаков, камерно-

инструментальная музыка в целом не являлась, как известно, ведущей линией творчества. Чайковский же к 1875 г. был уже автором двух струнных квартетов: Первый квартет Б-с!иг, ор. 11 (1871); Второй квартет Б-с!иг, ор. 22 (1874).

14. Егоров А. А. - альтист, ученик И. Вейкмана, участник «Русского квартета».

15. Кузнецов А. В. (1847-1919) - виолончелист, композитор; в 1871-1883 гг. входил в «Русский квартет»; в период 1877-1885 гг. - активный участник Общества камерной музыки.

16. Бельский В. И. (1866-1946) - русский либреттист. На его либретто написаны оперы Римского-Корсакова: «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок».

ЛИТЕРАТУРА

1.

Иванов М. М. Петербургская хроника // Музыкальный листок. 1876. №2. С. 22-24.

2. Кюи Ц. А. Первое квартетное собрание Русского музыкального общества // Музыкальное обозрение. 1885. №7. С. 49-51.

3. Кюи Ц. А. Первое квартетное собрание Русского музыкального общества // Музыкальное обозрение. 1885/86. №2. С. 9-11.

4. Фаминцын А. С. Петербургская хроника // Музыкальный листок. 1875. №3. С. 33-37.

5. Фаминцын А. С. Петербургская хроника // Музыкальный листок. 1874-1875. №18. С. 249-255.

6. Моисеев Г. А. Камерные ансамбли П. И. Чайковского. М.: Музыка, 2009. 293 с.

7. Чайковский П. И. Литературные произведения и переписка. Полное собрание сочинений. Т. VI. М.: Музгиз, 1961. 397 с.

8. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. Полное собрание сочинений. Т. I. М.: Музгиз, 1955. 399 с.

9. Римский-Корсаков Н. А. Литературные произведения и переписка. Полное собрание сочинений. Т. VIII Б. М.: Музыка, 1982. 253 с.

10. Римский-Корсаков Н. А. Квартет 6-с1иг // Римский-Корсаков, Н. А. Камерные ансамбли. Полное собрание сочинений. Т. 27. М.: Музгиз, 1955. С. 121-151.

11. Римский-Корсаков Н. А. Фортепианное трио с-то11 // Римский-Корсаков, Н. А. Камерные ансамбли. Полное собрание сочинений. Т. 28 б. М.: Музыка, 1970. 83 с.

12. Римский-Корсаков Н. А. Переписка с В. В. Ястребцевым и В. И. Бельским. СПб.: СПбГК, 2004 443 с.

13. Римский-Корсаков Н. А. Воспоминания В. В. Ястребцева. Т. 2. Л.: Музгиз, 1960. 634 с.

14. Трайнин В. Я. М. П. Беляев и его кружок. Л.: Музыка, 1975. 128 с.

15. Без автора. Богемский квартет и рус[ский] кварт[етный] веч[ер] // РМГ. 1899. №42. Стлб. 1054-1056.

Поступила в редакцию 03.03.2014 г.

CHAMBER-INSTRUMENTAL ENSEMBLES OF N. A. RIMSKY-KORSAKOV AT THE ST. PETERBURG CONCERT LIFE OF SECOND HALF OF XIXth CENTURY.

© E. V. Stepanova

St. Petersburg State Conservatory 3 Teatralnaya square, 190000 Saint Petersburg, Russia.

E-mail: [email protected]

A special sphere of N. A. Rimsky-Korsakov creativity - chamber instrumental works is studied. These ensembles were written during the period of development of chamber music in Russia. At this time, societies of chamber music were founded; outstanding musicians took part in concerts of chamber music and performed works of different epochs and genres; many Russian composers wrote chamber ensembles. Rimsky-Korsakov is known as author of great operas and orchestral works. His instrumental ensembles are traditionally considered as of secondary importance. However, these works were of interest to the composer for a long time. As a result, chamber ensembles are represented by different compositions: quartets, sextet, quintet, trio and works written together with other composers. Rimsky-Korsakov worked on technique, composition, instrumental decision in chamber ensembles. Instrumental ensembles of Rimsky-Korsakov are special part of composer's heritage and Russian chamber music of XIX century.

Keywords: Rimsky-Korsakov, chamber-instrumental ensembles, Russian music.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Ivanov M. M. Muzykal'nyi listok. 1876. No. 2. Pp. 22-24.

2. Kyui Ts. A. Muzykal'noe obozrenie. 1885. No. 7. Pp. 49-51.

3. Kyui Ts. A. Muzykal'noe obozrenie. 1885/86. No. 2. Pp. 9-11.

4. Famintsyn A. S. Muzykal'-nyi listok. 1875. No. 3. Pp. 33-37.

5. Famintsyn A. S. Muzykal'-nyi listok. 1874-1875. No. 18. Pp. 249-255.

6. Moiseev G A. Kamernye ansambli P. I. Chaikovskogo [Chamber Ensembles of P. I. Tchaikovsky]. Moscow: Muzyka, 2009.

7. Chaikovskii P. I. Literaturnye proizvedeniya i perepiska. Polnoe sobranie sochinenii. T. VI. [Literary Works and Correspondence. Complete Works]. Moscow: Muzgiz, 1961.

8. Rimskii-Korsakov N. A. Letopis' moei muzykal'noi zhizni. Polnoe sobranie sochinenii. T. I. [Chronicle of My Musical Life. Complete Works]. Moscow: Muzgiz, 1955.

9. Rimskii-Korsakov N. A. Literaturnye proizvedeniya i perepiska. Polnoe sobranie sochinenii [Literary Works and Correspondence. Complete Works]. Moscow: Muzyka, 1982.

10. Rimskii-Korsakov N. A. Kvartet G-dur Rimskii-Korsakov, N. A. Kamernye ansambli. Polnoe sobranie sochinenii. Vol. 27. Moscow: Muzgiz, 1955. Pp. 121-151.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Rimskii-Korsakov N. A. Rimskii-Korsakov, N. A. Kamernye ansambli. Polnoe sobranie sochinenii. Vol. 28 b. Moscow: Muzyka, 1970.

12. Rimskii-Korsakov N. A. Perepiska s V. V. Yastrebtsevym i V. I. Bel'skim [Correspondence with V. V. Yastrebtsev and V. I. Belsky]. Saint Petersburg: SPbGK, 2004.

13. Rimskii-Korsakov N. A. Vospominaniya V. V. Yastrebtseva [V. V. Yastrebtsev's Memories]. Vol. 2. Leningrad: Muzgiz, 1960.

14. Trainin V. Ya. M. P. Belyaev i ego kruzhok [M. P. Belyaev and His Circle]. Leningrad: Muzyka, 1975.

15. Bez avtora. Bogemskii kvartet i rus[skii] kvart[etnyi] vech[er] RMG 1899. No. 42. Stlb. 1054-1056.

Received 03.03.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.