Степанова Елена Викторовна
Н. А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ И КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
Статья посвящена одной из сфер деятельности Н. А. Римского-Корсакова последней четверти XIX века. Интерес к камерно-инструментальной музыке, воплощающийся как в создании ансамблей, так и в участии в камерных собраниях, является неотъемлемой частью деятельности композитора этого периода. Во многом он обусловлен расцветом камерно-инструментального музицирования в Петербурге последней четверти XIX века. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/4-2/40.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2-х ч. Ч. 2. C. 153-156. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/4-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 785.7 Искусствоведение
Статья посвящена одной из сфер деятельности Н. А. Римского-Корсакова последней четверти XIX века. Интерес к камерно-инструментальной музыке, воплощающийся как в создании ансамблей, так и в участии в камерных собраниях, является неотъемлемой частью деятельности композитора этого периода. Во многом он обусловлен расцветом камерно-инструментального музицирования в Петербурге последней четверти XIX века.
Ключевые слова и фразы: Н. А. Римский-Корсаков; камерно-инструментальное музицирование; инструментальные ансамбли; русская музыка; камерные собрания.
Степанова Елена Викторовна
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова no_vikova@list. ru
Н. А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ И КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
Вторая половина XIX века отмечена интенсивным развитием камерно-инструментального музицирования. Внимание к этому роду музыки, требующей решения особых художественных и технических задач, проявляется в творчестве многих композиторов и воплощается как в создании новых инструментальных ансамблей, так и в участии в концертах камерных обществ, посещении «квартетных собраний», творческом общении с музыкантами-ансамблистами. Одним из авторов, работа которого в области камерно-инструментальной музыки во многом была обусловлена большим вниманием исполнителей и слушателей к данным жанрам, является Н. А. Римский-Корсаков, ведущие линии творчества которого принадлежат, как известно, оперной и симфонической музыке. Вместе с тем композитор становится не только создателем различных по жанру ансамблей, но и участником камерно-инструментальных собраний Петербурга.
Со второй половины XIX века камерно-инструментальное искусство, широко представленное в сфере салонно-домашнего музицирования, становится неотъемлемой частью активной концертной жизни России. Возникают и развиваются общества камерной музыки, формируются постоянно действующие ансамбли, проводятся собрания и конкурсы камерно-инструментальной музыки, расширяется репертуар концертов, включающий широкий спектр зарубежных и русских произведений — уже признанных и звучащих впервые. Число исполняющихся произведений растет с каждым сезоном.
Организацией камерно-инструментальных концертов во второй половине XIX века занимаются несколько музыкальных обществ, представленных в Петербурге, Москве и ряде других городов. Ведущей концертной организацией России, устраивающей концерты, становится Русское музыкальное общество1 [12], основанное в 1859 году. Позднее, в 1872 году в Петербурге создается Общество камерной музыки2, целью которого было исполнение исключительно камерных произведений. К концу XIX века появляется также Общество любителей камерной музыки3. Концерты, в которых исполняются камерно-инструментальные сочинения, включаются в программы даже таких музыкальных обществ, которые ранее обращались преимущественно к симфонической и оперной музыке4.
В газетах публикуются анонсы концертов камерно-инструментальной музыки, а также рецензии на состоявшиеся выступления. Например, в сезоне 1885-1886 гг. одним из таких изданий является еженедельная газета «Музыкальное обозрение». Авторы статей обращают внимание не только на уровень исполнения сочинений, но и на сами сочинения, представляя подчас подробные аналитические обзоры. Особый акцент делается на тех произведениях, которые не были знакомы слушателю и звучали впервые.
Расцвет концертного камерно-инструментального музицирования во второй половине XIX века и сохранение традиции салонно-домашнего музицирования позволяют говорить о повышении профессионального интереса к камерному исполнительству в России, который к последней четверти столетия проявляется в появлении новых камерно-инструментальных сочинений. Как отмечает Н. Л. Сокольвяк, «именно благодаря любительским и первым профессиональным квартетным коллективам XVTII-XIX веков жанр квартета попал в поле внимания многих русских композиторов, а их сочинения стали доступными широкой слушательской аудитории» [13, с. 11]. Это утверждение можно отнести к камерно-инструментальной музыке в целом. Добавим к этому и проведение конкурсов на создание камерно-инструментальных сочинений, во многом способствовавших обращению композиторов к данным жанрам.
1 Далее - РМО.
2 Первоначально носило название «Общество квартетной музыки».
3 Дата основания - 1891 г. Первоначально носило название «Общество любителей-исполнителей камерной музыки».
4 Е. Альбрехт приводит программу концерта от 15 декабря 1881 года Санкт-Петербургского Филармонического общества, проходившего в зале Кредитного Общества: «1) Септет (Es-dur, ор. 65) Сен-Санса (гг. Сарасате, Брассен, Вержбилович, Вурм, Риккель, Вейкман и Кюне). 2) Песни Шумана и Шуберт (г. Прянишников). 3) Трио (B-dur, ор. 99) для фортепиано, скрипки и виолончели (гг. Брассен, Сарасате и Вержбилович). 4) песни Кюи и Чайковского (г. Прянишников). 5) Соло для скрипки (г. Сарасате). Рояли Шредера» [1, с. 31].
Во второй половине XIX века целый ряд композиторов обращается к этой линии творчества, формируя широкий спектр русских камерно-инструментальных произведений. Сочинения А. Г. Рубинштейна, А. С. Фаминцына, К. Ю. Давыдова, П. И. Чайковского, А. П. Бородина, в конце XIX - начале XX века - ансамбли А. К. Глазунова, С. И. Танеева и других авторов регулярно звучат в «квартетных собраниях».
Камерные ансамбли появляются в творчестве даже тех композиторов, для которых эта область всегда являлась нехарактерной. Одним из таких авторов и становится Н. А. Римский-Корсаков, создавший, начиная с 1875 года, ряд камерно-инструментальных сочинений, различных по составу, жанру, композиционному решению.
Многие инструментальные сочинения композитора звучали в «квартетных собраниях» обществ Петербурга. Первый струнный квартет, написанный Римским-Корсаковым в 1875 году, впервые был исполнен 11 ноября 1875 года в Третьем квартетном собрании 1-й серии Петербургского отделения РМО ансамблем Ауэра - Давыдова1. Анонс исполнения Квартета был включен в газету «Музыкальный листок» от 19 октября 1875 года: «Н. А. Римский-Корсаков окончил свой первый струнный квартет, который, как слышно, будет исполнен в одном из квартетных собраний императорского русского музыкального общества» [2, с. 27]. Повторное исполнение этого сочинения ансамблем Московского отделения РМО состоялось уже 19 декабря 1875 года2, далее Квартет прозвучал в Санкт-Петербургском обществе квартетной музыки 20 апреля 1876 года3.
Поводом для создания двух ансамблей, написанных в 1876 году, послужил объявленный Петербургским отделением РМО Конкурс камерных произведений. Римский-Корсаков пишет различные по жанру сочинения: Струнный секстет и Квинтет для фортепиано и духовых инструментов. Первое исполнение Секстета, отмеченного «похвальным отзывом»4, состоялось в Третьем квартетном собрании второй серии Петербургского отделения РМО Л. А. Ауэром, И. Н. Пиккелем, И. А. Вейкманом, К. Ю. Давыдовым, А. А. Егоровым (2-й альт) и А. В. Кузнецовым (2-я виолончель)5.
Камерно-инструментальные сочинения Римского-Корсакова 1870-х годов звучат в «квартетных собраниях» ведущих музыкальных обществ Петербурга, привлекают внимание критиков. Два последних камерно-инструментальных сочинения, написанные в 1897 году, - Фортепианное трио и Струнный квартет G-dur -не были представлены публике. Вероятно, сказалось строгое отношение композитора к собственным произведениям, и эти ансамбли исполнялись только на музыкальных собраниях в доме Римского-Корсакова.
Вместе с тем, интерес к камерно-инструментальной музыке как особой сфере характеризует значительный период творчества композитора. Римский-Корсаков был знаком со многими исполнителями-квартетистами, музыкальные собрания в его доме посещали участники ведущих камерных ансамблей Петербурга, среди них - В. Г. Вальтер6, Ю. В. Бергольц7, Ф. Ф. Берр8, А. Ф. Юнг9. Композитор неоднократно присутствовал на «квартетных собраниях» РМО. Одно из них состоялось 23 октября 1893 года и было посвящено Л. С. Ауэру, о чем свидетельствует в «Воспоминаниях» В. В. Ястребцев [9, с. 125]. 8 декабря этого же года биограф композитора упоминает о встрече с Римским-Корсаковым на «квартетном собрании», где исполнялся Квартет F-dur композитора [Там же, с. 136].
1 Состав: Л. А. Ауэр, И. Н. Пиккель, И. А. Вейкман, К. Ю. Давыдов. Сообщения о квартетных собраниях этой серии публиковались в газете «Музыкальный листок»: «Квартетное собрание Императорского Русского Музыкального Общества, в зале Консерватории, по Вторникам, в 8 час. вечера. <...> 3 собрание 11 ноября. 1 Квартет (в 1[-й] раз), Римского-Корсакова. 2 Трио для фортепиано (г. Климов), скрипки и виолончели, Сен-Санса. 3 Квартет, соч. 59, Бетховена» [4, с. 59].
2 Второе квартетное собрание Московского отделения РМО (2-я квартетная серия). Квартет: И. В. Гржимали, И. И. Котек, Ю. Г. Гербер, В. Ф. Фитценгаген.
3 На этом собрании были исполнены: «Еврейская мелодия» для форт[епиано] и альта Иохима (Ф. Гильдебранд и М. де Сантис); Трио (ор. 102, с-moll) Раффа (Р. Кюндингер, Ф. Гильденбранд и Р. Гильденбранд); Квартет (тапшс.) Римского-Корсакова (Р. Рихтер, Ф. Гильденбранд, Е. Альбрехт и Л. [?] Фишер); Квинтет (С^иг) Шуберта (Е. Альбрехт, Р. Рихтер, Ф. Гильденбранд, Л. [?] Фишер и Р. Гильденбранд) [7, с. 9]. Позднее это сочинение неоднократно звучало на концертах камерной музыки. Квартет F-dur был включен в сезон Московского отделения РМО 1882-1883 годов, исполнялся в 1893 году в программе «Русских квартетных вечеров» М. П. Беляева, в квартетном собрании Петербургского отделения РМО 1894 года.
4 Сообщение о решении комиссии было опубликовано в «Музыкальном листке» в 1876 году: «На основании единогласного постановления комиссии, Главная Дирекция признала достойным премии одно сочинение, а именно: трио для фортепиано, скрипки и виолончели под девизом, "Бог троицу любит" и кроме того, заслуживающими похвального отзыва два сочинения: секстет для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей под девизом "Гармония" и квартет для двух скрипок, альта и виолончели "№-тоИ"» [3, с. 73]. Автор квартета cis-moll - Н. Я. Афанасьев.
5 В. В. Ястребцев упоминает об исполнении Струнного секстета на музыкальном собрании Римского-Корсакова 23 марта 1901 года: «исполнителями секстета были следующие артисты: концертмейстер Вальтер и Бергольц (скрипки), Юнг и Швачкин (альты), Бер и Преображенский (виолончели)» [10, с. 183].
6 Вальтер Виктор Григорьевич (1865-1935 гг.) - скрипач, музыкальный критик и педагог. Возглавлял с 1891 года Квартет Петербургского общества камерной музыки.
7 Бергольц (Берггольц) Виктор (Юлий Виктор) (1867-1905) - скрипач, с 1882 года музыкант оркестра русской оперной труппы, участник Квартета Петербургского общества камерной музыки.
8 Берр Франц Францевич (?) - виолончелист, с 1888 года музыкант оркестра русской оперной труппы, участник Квартета Петербургского общества камерной музыки.
9 Юнг Август Францевич (?) - альтист. С 1890 года музыкант оркестра русской оперной труппы, альтист Квартета Петербургского общества камерной музыки. В сезонах 1900-1901 гг., 1905-1906 гг. - альтист Квартета Петербургского отделения РМО.
Н. Н. Черепнин отмечает присутствие Римского-Корсакова при исполнении Квартета a-moll: «Помнится мне первое исполнение моего а-то11 'ного квартета ор. 11 в доме отца, в присутствии Николая Андреевича и моих товарищей по классу. Ноты были плохо переписаны, без необходимых пауз для переворота, и Николай Андреевич шутил, что я писал "октет", так как для исполнения, кроме четырех играющих надо было иметь еще четырех переворачивающих ноты» [16, с. 41]. Композитор также принимал участие в исполнении камерных ансамблей. В «Страницах жизни Н. А. Римского-Корсакова» отмечено: «31 марта [1893] Днем Р[имский]-К[орсаков] с сыновьями играл трио Гайдна Ронгинскому и С. Ахшарумовой» [14, с. 370].
Камерно-инструментальные сочинения звучали и в доме самого композитора. М. Н. Римский-Корсаков упоминает об одном из первых исполнений Квинтета для фортепиано и духовых композитора: «я не могу сказать точно, когда именно происходило у нас исполнение Квинтета, по всей вероятности, это была репетиция исполнения Квинтета в собрании СПб. Общества камерной музыки. <...> Мне пришлось впервые видеть перед собой духовые инструменты: флейту, кларнет, валторну и фагот, и я с любопытством посматривал на инструменты во время исполнения и потом в антракте, когда они лежали около пюпитров. При этом исполнении присутствовал П. И. Чайковский, что подтверждает тот интерес, который проявлял Петр Ильич к сочинениям Н[иколая] А[ндреевича] этого периода» [8, с. 36]1.
Многие инструментальные ансамбли звучали на музыкальных вечерах2. 21 марта 1901 года Ястребцев получил приглашение на такое собрание: «Если Василия Васильевича интересует услыхать мой (старый) секстет в исполнении Вальтера с компанией, то прошу его пожаловать к нам пятницу 23 марта к 9 ч. вечера» [10, с. 124].
Как известно, 1880-е годы являются началом творческого общения Римского-Корсакова и крупнейшего мецената и нотоиздателя М. П. Беляева. Музыкальные собрания «Беляевские пятницы», устраиваемые меценатом и любителем камерной музыки, продолжают традицию салонно-домашнего музицирования. Постоянное участие в этих встречах, наряду с А. К. Глазуновым и А. К. Лядовым, принимал Римский-Корсаков. На собраниях звучали многочисленные ансамбли в исполнении струнного квартета, программы которого были разнообразны и постоянно расширялись. Многие произведения, исполняемые квартетом, были написаны участниками «Пятниц» и преподнесены в качестве музыкального подарка Беляеву. Среди них - несколько коллективных камерно-инструментальных сочинений, участником которых был Римский-Корсаков. Представленные в сфере салонно-домашнего музицирования, некоторые из этих произведений прозвучали затем в концертном исполнении и были высоко оценены критиками. Например, первое публичное исполнение Струнного квартета «В-1а-5>3 2 декабря 1887 года в Обществе камерной музыки4 было встречено положительными отзывами в прессе5. В дальнейшем это произведение привлекло внимание одного из самых известных ансамблей Европы конца XIX - начала XX века - Чешского (Богемского) квартета6.
Конечно, камерно-инструментальные сочинения в творчестве Римского-Корсакова традиционно считаются второстепенными, сопровождающими его симфонические и оперные произведения. Но интерес к этому особому роду музыки, требующей определенной подготовки как от автора, так и от слушателя, сопровождал композитора на протяжении длительного периода. Творческая работа в данной сфере, создание собственных камерно-инструментальных опусов являются неотъемлемой частью деятельности Римского-Корсакова последней четверти XIX века.
Список литературы
1. Альбрехт Е. Общий обзор деятельности С.-Петербургского Филармонического общества. СПб.: Типография Эдуарда Гоппе, 1884. 117 с.
2. Известия из России // Музыкальный листок. 1875. № 2. С. 26-29.
3. Известия из России // Музыкальный листок. 1876. № 5.
4. Извещения // Музыкальный листок. 1875. № 4.
5. Климовицкий А. И. Людвиг ван Бетховен и бетховениана Н. А. Римского-Корсакова // Римский-Корсаков: сборник статей / СПбГК. СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2008. С. 233-234.
1 В ряде писем Н. А. Римского-Корсакова и П. И. Чайковского 1870-х годов зафиксированы обсуждения Квартета F-dur Римского-Корсакова [11; 15].
2 Среди представленного на музыкальных вечерах Римского-Корсакова репертуара А. И. Климовицкий выделяет сочинения Бетховена: «Естественно, что сочинения Бетховена игрались на квартетных вечерах в доме Римского-Корсакова. <...> Добавим, что произведения Бетховена неизменно присутствовали в заданиях на оркестровку, дававшихся Рим-ским-Корсаковым: например, в капельмейстерском классе Морского корпуса это была третья часть (Marcia fúnebre) Сонаты As-dur, ор. 26, для фортепиано и Марш янычар из музыки к пьесе А. Коцебу "Развалины Афин", ор. 113; отдельные части из сонат и квартетов инструментовали и знаменитые ученики мастера - Глазунов (на занятиях, начавшихся в 1889/90 году) и Стравинский (в 1903 году). А много ранее в его собственных творческих планах было переложение для оркестра Квартета f-moll, ор. 95» [5, с. 233-234].
3 В названии Квартета зашифрована фамилия М. П. Беляева.
4 Исполнители: Е. А. Альбрехт, О. Ф. Гилле, Ф. Н. Гильдебранд, А. В. Вержбилович.
5 В рецензии на исполнение отмечено: «Трудно сказать, что в этом произведении удачнее: - Финал ли Глазунова, наиболее выдающийся по своей стремительной силе, смелости гармонических оборотов (подчас даже несколько рискованных, как напр[имер] в заключении); - первое ли Allegro Римского-Корсакова, классически ясное, с отличным квартетным стилем; - бойкое ли скерцо Лядова, своей прозрачностью так ярко выражающее индивидуальность этого композитора. Все это разнообразные части одного привлекательного целого, в котором соединились самым удачным образом как дарование, так равно и техническое умение талантливых авторов» [6, с. 338].
6 Ансамбль исполнил квартет «B-la-f» в Петербурге 12 октября 1899 года.
6. Н. С. Пятое собрание общества камерной музыки: хроника // Музыкальное обозрение. 1887. № 27.
7. Отчет С.-Петербургского общества квартетной музыки за 1875-1876 год // Музыкальный листок. 1876. № 4. С. 3-16.
8. Римский-Корсаков М. Воспоминания и замечания о жизни Н. А. Римского-Корсакова и его семьи (публ. Г. Копытовой) // Музыкальная академия. 1994. № 2. С. 33-40.
9. Римский-Корсаков Н. А. Воспоминания В. В. Ястребцева: в 2-х т. Л.: Музгиз, 1959. Т. 1. 525 с.
10. Римский-Корсаков Н. А. Воспоминания В. В. Ястребцева: в 2-х т. Л.: Музгиз, 1960. Т. 2. 632 с.
11. Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка: в 8-ми т. М., 1970. Т. VII / подг. А. С. Ляпуновой и Э. Э. Язовицкой. 471 с.
12. Русское музыкальное общество (1859-1917): история отделений. М.: Языки славянской культуры, 2012. 536 с.
13. Сокольвяк Н. Л. Мемориальный квартет в русской музыке: история, эволюция, стиль: автореф. дисс. ... к. искусствоведения. Магнитогорск, 2014. 22 с.
14. Страницы жизни Н. А. Римского-Корсакова. Летопись жизни и творчества / авт.-сост. А. А. Орлова, В. Н. Римский-Корсаков. Л.: Музыка, 1971. Вып. 2. 1876-1893. 375 с.
15. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка: в 17-ти т. М.: Музгиз, 1961. Т. VI / подг. Н. А. Викторовой и Б. И. Рабиновичем. 397 с.
16. Черепнин Н. Н. Воспоминания музыканта. Л.: Музыка, 1976. 128 с.
N. A. RIMSKY-KORSAKOV AND CHAMBER INSTRUMENTAL MUSIC-MAKING OF THE LAST QUARTER OF THE XIX CENTURY
Stepanova Elena Viktorovna
Saint Petersburg State Conservatory named after N. A. Rimsky-Korsakov no_vikova@list. ru
The article is devoted to a specific sphere of N. A. Rimsky-Korsakov's activity of the last quarter of the XIX century. Interest in chamber instrumental music manifesting itself as in ensembles' creation so as in participation in chamber assemblies is an integral part of the composer's activity of this period. It is in many ways conditioned by the flowering of chamber instrumental music-making in Petersburg of the last quarter of the XIX century.
Key words and phrases: N. A. Rimsky-Korsakov; chamber instrumental music-making; instrumental ensembles; Russian music; chamber assemblies.
УДК 782.8 Искусствоведение
Статья раскрывает роль украинского музыкально-драматического театра в становлении музыкальной и театральной культуры Хабаровска. В результате анализа материалов прессы за рассматриваемый период охарактеризованы особенности исполнения и восприятия сочинений украинских авторов в Хабаровске, выявлены используемые критиками критерии, показана эволюция подхода к написанию рецензий и обрисована динамика реакций публики, дана оценка отношений критики и публики.
Ключевые слова и фразы: украинский театр; народная оперетта; музыкально-драматический театр; театральная жизнь провинции; хабаровская театральная публика; театральная критика.
Сырвачева Светлана Сергеевна
Хабаровский государственный институт культуры fotin_s@mail. т
УКРАИНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР В ХАБАРОВСКЕ КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВЕКА
Рассмотрение особенностей развития региональной музыкальной культуры в связи с проблемой этнического и социального состава населения Дальнего Востока России представляет значительный интерес для исследователя. Немалый опыт в изучении данного вопроса в различных его аспектах накоплен наукой благодаря трудам В. А. Королевой, Т. В. Лесковой, Н. А. Соломоновой, С. Б. Чулковой и других авторов. Уникальность дальневосточной музыкальной культуры (в том числе регионального музыкального театра) во многом обусловлена ее становлением и развитием в условиях «межцивилизационного диалога» [5, с. 167], участниками которого являются носители славянской культуры, а также переселенцы-евреи, представители стран Азии и коренное население Дальнего Востока России. Применительно к процессу становления и развития регионального музыкального театра в течение первой трети XX века данный «диалог» протекал при ведущей роли музыкальной культуры европейской традиции и косвенном влиянии, оказываемом деятельностью национальных театральных коллективов - китайских, корейского, нанайского, еврейского.
В досоветский период, ввиду отдаленности территории от центров европейской культуры, музыкальный театр Западной и Восточной Европы на Дальнем Востоке был представлен менее полно в сравнении