Научная статья на тему 'Квартет F-dur в переписке П. И. Чайковского и Н. А. Римского- корсакова'

Квартет F-dur в переписке П. И. Чайковского и Н. А. Римского- корсакова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
199
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ / N.A. RIMSKY-KORSAKOV / П.И. ЧАЙКОВСКИЙ / P.I. TCHAIKOVSKY / ПИСЬМА / LETTERS / КВАРТЕТ F-DUR / QUARTET F-DUR / КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА / CHAMBER-INSTRUMENTAL ENSEMBLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Степанова Е.В.

В статье рассматриваются письма П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова периода 1870-х гг., посвященные первому сочинению Римского-Корсакова в жанре камерно-инструментальной музыки Квартету F-dur; раскрываются важные эпизоды, связанные с созданием, исполнением, изданием и оценкой ансамбля современниками. 148 Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. № 4 (45) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

String Quartet (F-dur) as a subject of P.I. Tchaikovsky and N.A. Rimsky-Korsakov correspondence

Several P.I. Tchaikovsky and N.A. Rimsky-Korsakov letters of 1870s are analyzed in this article. All of them are dedicated to String Quartet (F-dur), which is the first work of Rimsky-Korsakov performed in the manner of chamber-instrumental music. The author explores the episodes associated with creation, execution and evaluation of the Quartet given by contemporaries.

Текст научной работы на тему «Квартет F-dur в переписке П. И. Чайковского и Н. А. Римского- корсакова»

УДК 785.7

Е. В. Степанова

КВАРТЕТ F-DUR В ПЕРЕПИСКЕ

П. И. ЧАЙКОВСКОГО И Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА

Творческие отношения П. И. Чайковского и представителей Новой русской школы, или «Могучей кучки» часто становились предметом внимания исследователей. Е. М. Орлова пишет: «долгое время в русском и, особенно, в зарубежном музыкознании взаимоотношения композиторов "Могучей кучки" и Чайковского рассматривались в плане антитезы, как глубоко противоположные творческие направления в русской музыке XIX в. Вместе с тем, при несомненных различиях художественных вкусов и методов этих композиторов, все они, в своей совокупности, являлись представителями общих для этой эпохи эстетических устремлений» [1, с. 262].

Общение и сотрудничество музыкантов оказалось плодотворным и для «кучкистов» и для Чайковского. Его пристальный интерес к создававшимся сочинениям коллег носил искренний характер, о чем свидетельствует интенсивная переписка художников, в которой встречаются не только формально вежливые отзывы о произведениях, но и подлинно научные аналитические этюды, окрашенные тонким композиторским слышанием нового сочинения. Выделяется письмо П. И. Чайковского к Н. А. Римскому-Корсакову от 29 сентября 1876 г., где композитор подробно описывает свое восприятие нового опуса, отмечая его недостатки и подчеркивая достоинства. Новым произведением, к которому с вниманием отнёсся Чайковский, был Первый квартет Н. А. Римского-Корсакова, законченный в 1875 г. Ансамбль открывает в целом нехарактерную для творчества Римского-Корсакова сферу камерно-инструментальной музыки, представленную различными по жанру произведениями. Эта линия традиционно считается второстепенной в наследии композитора и уступает по значимости его симфоническим и оперным сочинениям. Однако именно обсуждение Струнного квартета встречается е в ряде писем двух выдающихся музыкантов.

Период 1870-х гг. явился важным этапом в творчестве Римского-Корсакова. Он отмечен интенсивными занятиями в области гармонии и контрапункта, изучением произведений нидерландских полифонистов, Палестрины, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя. Упоминая деятельность Римского-Корсакова этого времени, А. П. Бородин так характеризует ее в письме к Л. И. Кармалиной от 15 апреля 1875 г.: «Корсинька возится с Бесплатною Школой, пишет всяческие контрапункты, учится и учит всяческим хитростям музыкальным. <...> Музыки не пишет пока» [2, с. 89].

Многочисленные упражнения Римского-Корсакова, зачастую, не находящие поддержки среди композиторов Новой русской школы, были восприняты с особым интересом и вниманием Чайковским. «Приятельство между П. И. Чайковским и Н. А. <...> в какой-то момент, не определимый вполне точно, но относящийся,

предположительно, к началу консерваторской деятельности Н. А1., — выразилось в виде очень важной совещательной роли П. И. Он <...> в свойственной ему деликатной форме пришел на помощь Н. А. и вместе с ним установил на ближайшие годы некоторую программу действий, послужившую путеводной нитью для дальнейших шагов Н. А. по пути запоздалой учебы. Случаи дальнейших неоднократных обращений Н. А. к Чайковскому происходили во исполнение именно этой намеченной ими совместно программы» [3, с. 14]2.

Именно в это время Римский-Корсаков впервые обращается к новому для себя жанру, завершая, как было отмечено, в 1875 г. Первый струнный квартет F-dur. Являясь первым сочинением композитора в области камерно-инструментальной музыки, ансамбль неоднократно упоминался в переписке Римского-Корсакова и Чайковского. Письма, в которых обсуждается Квартет F-dur, охватывают период с 1874 по 1876 гг. В них находят отражение некоторые особенности начального этапа сочинения, первое исполнение и отзыв Чайковского об уже готовом ансамбле. Документы позволяют не только восстановить этапы работы Римского-Корсакова над инструментальным ансамблем, но и раскрывают особенности общения музыкантов.

Замысел Квартета F-dur Римского-Корсакова, зафиксированный в переписке, датируется 1874 г. В письме от 13 сентября 1874 г. Чайковского встречается первое упоминание Квартета Римского-Корсакова как, предположительно, уже готового произведения: «Как идет Ваше руководство и не сочинили ли Вы еще что-нибудь новое, за исключением квартета, который, вероятно, уже давно кончен?» [4, с. 28]3.

Ответ Римского-Корсакова неизвестен, но, судя по письмам композиторов, процесс сочинения несколько затягивался, и работа над Квартетом была отложена практически на год. Римский-Корсаков возвращается к своему камерно-инструментальному ансамблю лишь осенью 1875 г. В письме от 1 октября 1875 г. к Чайковскому вновь встречается упоминание произведения: «Приехав в Петербург с дачи и, перебирая ноты, я нашел 1-ю часть своего квартета, которую считал давно пропавшею. Взглянув на нее, мне захотелось всю ее пересочинить, и я сделал это в два дня, а это побудило меня написать новый финал, что я и сделал, а затем анданте, что тоже немедленно исполнил; было у меня набросано также скерцо для этого квартета, я его также на-днях переделаю, и тогда квартет будет готов» [4, с. 36].

1 Начало работы Римского-Корсакова в Санкт-Петербургской консерватории относится к 1871 г.

2 Упоминая общение композиторов в этот период, А. Н. Римский-Корсаков отмечает: «даже и сохранившаяся часть переписки наводит на мысль о существовании более тесных дружеских отношений старшего и младшего музыкантов. На это указывает, прежде всего, повышенный интерес со стороны Н.А. к мнению Чайковского о его произведениях, интерес, проявляемый им по поводу 3-й симфонии, квартета и 8 фуг, в сопроводительном письме к которым он прямо просит П. И. высказать его общее мнение о своих успехах» [3, с. 95].

3 В этом издании дано примечание: «Струнный квартет F-dur, ор. 12 Н. А. Римского-Корсакова в первом варианте был закончен в 1874 г., новая редакция была завершена в 1875 г. Квартет издан фирмой П. Юргенсона во второй половине 1870-х гг.» [4, с. 28]. Однако никаких сведений о первой редакции Квартета более не приводится.

Как отмечалось, Квартет Б^иг создавался в период занятий композитором гармонией и контрапунктом. Отчасти и свое первое самостоятельное камерно-инструментальное произведение Римский-Корсаков воспринимает как один из этапов технической подготовки: «Сочинение этого квартета составляет отступление от той программы моих действий, которую я Вам сообщал, но утешаюсь тем, что квартет есть сам по себе отличное упражнение» [4, с. 36]4. Описывая этот период своей жизни в «Летописи», композитор более подробно говорит о «программе действий», которая, по-видимому, была связана с активной работой в области самообразования и систематическими занятиями: «Погрузившись в Керубини и Беллермана, запасшись кое-какими учебниками гармонии (между прочим, и учебником Чайковского) и всевозможными книгами хоралов, я усердно занимался гармонией и контрапунктом, начав с самых элементарных задач» [5, с. 88]5. Восприятие квартета как важного этапа профессионального обучения не случайно и впоследствии проявилось в педагогической деятельности Римского-Корсакова. Композитор включает квартет в курс инструментовки, в письме к Танееву отмечая: «что касается инструментовки, как предмета, по необходимости сопровождающего практическое сочинение, то я бы счел возможным отнести ее на первый год практического сочинения, а во время первоначальных упражнений в композиции (параллельно с фугой) ограничился бы струнным квартетом, фортепиано, пожалуй, скрипкой с фортепиано, хором а'сарре11а или с сопровождением и т. п.» [6, с. 32].

Значительная часть переписки Римского-Корсакова и Чайковского этого периода связана с проблемами издания Квартета фирмой П. И. Юргенсона. Композиторы обсуждают детали публикации партитуры ансамбля и переложения для фортепиано в 4 руки. В письме от 12 ноября 1875 г. Чайковский упоминает о готовности Юргенсона опубликовать сочинение, а из письма от 25 сентября 1876 г. Римского-Корсакова следует, что Квартет еще не издан. Процесс публикации произведения затянулся на несколько лет 6. П. Е. Вайдман упоминает

4 Письмо Н. А. Римского-Корсакова-П.И. Чайковскому от 1 октября 1875 г.

5 Ранее Римский-Корсаков в письме к Чайковскому от 5 сентября 1875 г. так описывает свои занятия: «с половины мая, а в особенности в июле и августе, я занимался много, пройдя все роды контрапункта зимой, а также имитации и отчасти канон на сапШБ fiгmus, я принялся за фуги и канон. Летом я написал 61 фугу (в том числе короткие и длинные, строгого и свободного стиля, 2-х, 3-х, 4-х и 5-ти голосные с хоралами и без хоралов), 5 канонических варьяций на хорал, 3 варьяции на другой и несколько фугированных хоралов. ... > Желаю знать

об этом ваше мнение, так как вы много работали, будучи в Консерватории, а кончив ее, писали всегда много и скоро. В числе написанных мною фуг есть штук до 10-ти, которые я позволил себе написать свободно, т. е. в баховском стиле, и которые я очень хотел бы вам показать, чтоб вы мне сказали о них ваше мнение и сделали бы замечания обстоятельные» [4, с. 32].

6 В Полном собрании сочинений Римского-Корсакова отмечено: «Впервые квартет был издан фирмой П. Юргенсона во второй половине 70-х гг.» [7, с. 7]. В письме от 29 сентября 1876 года Чайковский упоминает некоторые причины, которые, вероятно, повлияли на столь длительный процесс издания ансамбля Римского-Корсакова. Об одной из них он пишет подробно: «В прошлом году, когда были получены партии Вашего квартета, у Рубинштейна его пробовали наши квартетисты в присутствии Юргенсона. Этим четырем господам квартет Ваш не понравился, и они выражали Юргенсону свое удивление, что он решается издавать вещь, которая обречена на забвение. Это, вероятно, охладило рвение нашего издателя, которое я подгорел» [4, с. 44].

об одном из писем, хранящемся в Доме-музее П. И. Чайковского в Клину: «в разные годы в музей Чайковского поступили также письма Римского-Корсакова издателю П. И. Юргенсону. В первом из них от 12 января 1876 г. (обнаружено в 1938 г. в архиве М. И. Чайковского) имеются отметки о регистрации письма в издательстве и дата получения — "15.1.76." На л. 2, не заполненном, рукой не установленного лица помета: "Римский-Корсаков 1876.". Номер в правом углу регистрации в издательстве: "8589. 15/1 76". В нем Римский-Корсаков пишет: "Милостивый государь Петр Иванович! Совершенно согласен на Ваши условия относительно квартета, но переложение сделаю сам и потому буду считать свой гонорар: 50 руб. за сочинение и 25 за переложение в 4 руки, всего 75 рублей. Партитуру квартета вышлю Вам недели через две, а вместе с нею и четырехручное переложение. Мне было бы желательно, чтобы изданы были: партитура, отдельно голоса и переложение; вероятно, Вы тоже так смотрите на это. Если позволите высказать одно мое желание, то скажу, что мне было бы приятно, если б партитура была напечатана в небольшом формате, как напечатана большая часть квартетных партитур и не в коей степени мелко как квартет П. И. Чайковского7. Прошу передать мои поклоны, если он уже приехал в Москву. Ваш Римский-Корса-ков. 12 января 76 г."» [8]8.

Квартет F-dur впервые был исполнен 11 ноября 1875 г. в Третьем квартетном собрании 1-й серии Петербургского отделения Русского музыкального общества9 ансамблем Ауэра — Давыдова10. Однако, успеха у публики при первом исполнении это сочинение не имело, о чем свидетельствует композитор в письме к П. И. Чайковскому от 1 декабря 1875 г.: «Квартет мой мало возбудил сочувствия в публике, а также и в ближайшем мне музыкальном кружке; Ларош отозвался недурно. Я с нетерпением жду, чтоб вы его посмотрели, когда представится случай, и написали бы мне о нем, а в Петербурге он, кажется, всех сбил с толку, и появление его объясняется различными способами, подразумеваю, что со стороны некоторых (но только не близких мне друзей) даже неблаговидными толкованиями, — как это глупо» [4, с. 38].

Рецензия на первое исполнение Квартета была опубликована в газете «Музыкальный листок», освещавшей квартетные собрания Петербургского отделе-

7 Возможно, речь идет об издании Первого квартета Чайковского, партитура которого были выпущена фирмой Юргенсона в 1871 г.

8 Впоследствии Юргенсон в письме к Чайковскому от 12/24 апреля 1879 года характеризовал, вероятно, Первый Квартет Римского-Корсакова как «тяжеловесный» [9, с. 126].

9 Анонс первого исполнения Квартета был включен в газету «Музыкальный листок» от 19 октября 1875 года: «Н. А. Римский-Корсаков окончил свой первый струнный квартет, который, как слышно, будет исполнен в одном из квартетных собраний императорского русского музыкального общества» [10, с. 27].

10 Состав: Л. А. Ауэр, И. Н. Пиккель, И. А. Вейкман, К. Ю. Давыдов. Сообщения о квартетных собраниях этой серии публиковались в газете «Музыкальный листок»: «Квартетное собрание Императорского Русского Музыкального Общества, в зале Консерватории, по Вторникам, в 8 час. вечерах...> 3 собрание 11 ноября. 1 Квартет (в 1раз), Римского-Корсакова. 2 Трио для фортепиано (г. Климов), скрипки и виолончели, Сен-Санса. 3. Квартет, соч. 59, Бетховена» [11, с. 59].

ния Русского музыкального общества, и принадлежала А. С. Фаминцыну. Автор довольно сдержанно отмечает первый камерный ансамбль композитора: «в сочинении этом трудно узнать автора смелого "Антара". <...> Надо сознаться, что от композитора, уже написавшего достаточное количество больших сочинений для концерта и сцены, можно было бы ожидать произведения более зрелого, более широко развитого, более оригинального. Сочинение это было принято слушателями залы консерватории с полнейшим равнодушием, какое публика квартетных собраний обыкновенно оказывает новым сочинениям» [12, с. 173]. Очерк Г. А. Лароша явился наиболее дружественным отзывом о новом сочинении Римского-Корсакова в прессе. В статье «Как относительна важность событий.» Ларош пишет: «<...> самое изящное и непосредственное, что есть в этом квартете, всецело принадлежит прежнему Римскому-Корсакову: я разумею вторую тему (побочную партию) первого аллегро, бойко, живо, размашисто вступающую у виолончели при богатом, звучном аккомпанементе остальных трех инструментов. Характерно для композитора и то, что именно этот отрывок носит на себе характер чисто оркестральный» [13, с. 132].

Письмо Чайковского от 29 сентября 1876 г. особенно выделяется в переписке композиторов. Оно содержит ответ Чайковского на просьбу Римского-Корсакова, в котором автор письма высказывает свое мнение об ансамбле. Чайковский выделяет I часть Квартета: «первую часть его я считаю положительно прелестной и идеально чистой по фактуре. Она может служить образцом чистоты стиля» [14, с. 77]. Критическими замечаниями отмечена IV часть сочинения: «что касается финала, то должен сказать откровенно, что он мне совсем не нравится, хотя не могу поручиться за то, что по услышании его примирюсь с его назойливо преследующим ритмическим мотивом и с его сухостью, доводящего до неперевари-ваимости» [14, с. 77]. Выделяя как достоинства нового сочинения, так и его слабые стороны, композитор подытоживает: «<...> Ваши теперешние произведения, и в том числе квартет, еще не сЬе£ d'oeuvr'bi. Впрочем, оговорюсь и еще раз повторю, что 1-я часть — образец девственной чистоты стиля. В нем есть что-то Моцартовски красивое и непринужденно вылившееся из-под пера» [14, с. 77]. Сравнивая Квартет Римского-Корсакова с музыкой Моцарта, Чайковский подчеркивает несомненные сильные стороны нового сочинения11.

Впоследствии публика с большим интересом отнеслась к инструментальному ансамблю Римского-Корсакова. Несмотря на достаточно спокойную реакцию слушателей на премьеру Квартета, повторное исполнение этого сочинения состоялось 19 декабря 1875 г. ансамблем Московского отделения РМО12, далее

11 Однако позднее в письме к Н. Ф. фон Мекк от 24 декабря 1877/5 января 1878 года Чайковский более строг в оценке Первого квартета Римского-Корсакова: «От презрения к школе он разом повернул к культу музыкальной техники. Вскоре после того вышла его симфония и квартет. Оба сочинения наполнены тьмой фокусов, но, как Вы совершенно верно замечаете, проникнуты характером сухого педантизма. Очевидно, он выдерживает теперь кризис, и чем этот кризис кончится — пересказать трудно. Или из него выйдет большой мастер. Или он окончательно погрязнет в контрапунктических штуках» [15, с. 134].

12 Второе квартетное собрание Московского отделения РМО (2-я квартетная серия). Квартет: И. В. Гржимали, И. И. Котек, Ю. Г. Гербер, В. Ф. Фитценгаген.

последовало исполнение в Санкт-Петербургском обществе квартетной музыки 20-го апреля 1876 г..13 Позднее это сочинение неоднократно звучало на концертах камерной музыки. Квартет F-dur был включен в сезон Московского отделения РМО 1882-1883 гг.,14 исполнялся в 1893 г. в программе «Русских квартетных вечеров» Беляева15, в квартетном собрании Петербургского отделения РМО 1894 г. [19]. Среди камерно-инструментальных произведений Римского-Корсакова ансамбль наиболее часто привлекал внимание исполнителей.

Квартет F-dur, как отмечалось, явился первым сочинением Римского-Корса-кова в жанре камерно-инструментальной музыки. На протяжении более двадцати лет композитором были написаны различные инструментальные ансамбли. Переписка Римского-Корсакова и Чайковского 1870-х годов не только раскрывает важные особенности создания и исполнения произведения Римского-Корса-кова, но и является частью творческого общения двух композиторов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Орлова Е. М. Лекции по истории русской музыки. М.: Музыка, 1977. 383 с.

2. Бородин А. П. Письма А. П. Бородина. В 4-х вып. Вып. 2 (1872-1877) / Ред. С. Дианина. М.: Музгиз, 1936. 315 с.

3. Римский-Корсаков А. Н. Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество. Вып. III. М.: Музгиз, 1936. 104 с.

4. Римский-Корсаков Н. А. Литературные произведения и переписка. ПСС. Т. VII. / Том подг. А. С. Ляпуновой и Э. Э. Язовицкой. М.: Музыка, 1970. 471 с.

5. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. ПСС. Т. I / Том подг. А. В. Оссовским и В. Н. Римским-Корсаковым. М.: Музгиз, 1955. 396 с.

6. Танеев С. И. Материалы и документы. Т. I. Переписка и воспоминания / Подг. Б. В. Асафьевым. М.: Издательство АН СССР, 1952. 354 с.

7. От редакции // Римский-Корсаков Н. А. Камерные ансамбли. ПСС. Т. 27 / Том подготовлен Г. В. Киркором. Вступительная статья и примечания без указания автора. М.: Музгиз, 1955. С. 7-13.

8. Вайдман П. Е. Материалы и документы Н. А. Римского-Корсакова и его семьи в фондах ГДМЧ. // Память о великом земляке. Выпуск III. Н. А. Римский-Корса-ков — музыкальная гордость России. / Материалы научной конференции. Март 2005. Тихвин, 2005. URL: http://www.rimskykorsakov.ru/120528.html. (дата обращения: 29. 03. 2016).

9. Чайковский П. И., Юргенсон П. И. Переписка в 2-х т. Т. 1: 1866-1885 / Сост. и науч. ред. П. Е. Вайдман. М.: П. Юргенсон, 2011. 688 с.

13 На этом собрании были исполнены: «Еврейская мелодия» для форт[епиано] и альта. Иохима (Ф. Гильдебранд и М. де Сантис); Трио (ор.102, с-moll) Раффа. (Р. Кюндингер, Ф. Гильденбранд и Р. Гильденбранд); Квартет (manusc.) Римского-Корсакова (Р. Рихтер, Ф. Гильденбранд, Е. Альбрехт и Л. Фишер); Квинтет (C-dur) Шуберта (Е. Альбрехт, Р. Рихтер, Ф. Гильденбранд, Л. Фишер и Р. Гильденбранд) [16, с. 9].

14 Этот сезон явился первым в истории русской музыки, состоявшим из цикла вечеров, целиком посвященных творчеству русских композиторов. В программе первого вечера первого цикла прозвучали Квартет Римского-Корсакова, Фортепианное трио B-dur А. Г. Рубинштейна, Квартет A-dur К. Ю. Давыдова [17, с.155]

15 Программы «Русских квартетных вечеров» М. П. Беляева 1891-1894 гг. были опубликованы как приложение к статье В. В. Стасова «Митрофан Петрович Беляев. Биографический очерк» [18].

10. [Без автора]. Известия из России // Музыкальный листок 1875 № 2. С. 26-29.

11. [Без автора]. Извещения // Музыкальный листок 1875 № 4. C. 59

12. Фаминцын А. С. Петербургская хроника // Музыкальный листок 1875-1876, № 11. С. 169-173.

13. Ларош Г. А. Как относительна важность событий...// Ларош Г. А. Избранные статьи. В 5-ти выпусках. Вып. 4. / Общ. ред. А. А. Гозенпуда. М.: Музыка, 1972. С. 132-138.

14. Чайковский П. И. Литературные произведения и переписка. ПСС. Т. VI / Том подготовлен Н. А. Викторовой и Б. И. Рабиновичем. М.: Музгиз, 1961. 397 с.

15. П. И. Чайковский - Н. Ф. фон Мекк: переписка, 1876-1890: в 4 т. Т. 1 1876-1877 / сост., науч. — текстол. ред., коммент. Вайдман П. Е. Челябинск: MPI, 2007. 704 с

16. Отчет С.-Петербургского общества квартетной музыки за 1875-1876 год // Музыкальный листок. 1875-76. СПб.: Издание Музыкальной Торговли В. Бесселя и Ко. 1876. С. 3-16.

17. Раабен Л. Н. Инструментальный ансамбль в русской музыке. М.: Музгиз, 1961. 476 с.

18. Стасов В. В. Митрофан Петрович Беляев. Биографический очерк // РМГ 1895 № 2. Стлб. 81-130

19. Импер[аторское] Рус[ское] Муз[ыкальное] Общ[ество] симф[онические] Собр[ания] (I-V). Квартетн[ые] собр[ания] // РМГ. 1984 № 1. С. 17-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.