Научная статья на тему 'Духовая музыка и общественная повестка дня в российских специализированных музыкальных изданиях'

Духовая музыка и общественная повестка дня в российских специализированных музыкальных изданиях Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1616
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ / МАСС-МЕДИА / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ / МУЗЫКА / ДУХОВАЯ МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зарицкий В. Д., Полонский А. В.

В статье рассматриваются особенности освещения духовой музыки в российских специализированных музыкальных изданиях (на примере журнала «Оркестр»). Содержательный анализ публикаций позволяет прийти к выводу о том, что при наличии понимания несомненной социальной, культурной, образовательно-педагогической и воспитательной значимости духовой музыки ее феномен остается вне фокуса глубокого осмысления профессиональной журналистикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRASS MUSIC AND PUBLIC AGENDA IN RUSSIAN SPECIALIZED MUSIC MASS MEDIA

In the article are considered features lighting brass band music in a specialized magazine “Orchestra”. The substantial analysis of publications allows to conclude that unequivocal understanding of the social, cultural, educational and pedagogical significance of brass band music is present, but the phenomenon of brass band music remains out of focus as the active attention of researchers, specialists and the journalistic community.

Текст научной работы на тему «Духовая музыка и общественная повестка дня в российских специализированных музыкальных изданиях»

НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

УДК 81 (075.8)

ДУХОВАЯ МУЗЫКА И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ В РОССИЙСКИХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИЗДАНИЯХ

В.Д. Зарицкий^, A.B. Полонский2)

^Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected] 2,НИУ «Белгородский государственный университет» e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются особенности освещения духовой музыки в российских специализированных музыкальных изданиях (на примере журнала «Оркестр»), Содержательный анализ публикаций позволяет прийти к выводу о том, что при наличии понимания несомненной социальной, культурной, образовательно-педагогической и воспитательной значимости духовой музыки ее феномен остается вне фокуса глубокого осмысления профессиональной журналистикой.

Ключевые слова: Россия, культура, общественная повестка дня, масс-медиа, музыкальные издания, музыка, духовая музыка.

Формируемая современными масс-медиа общественная повестка дня, то есть совокупность проблем и сюжетов, предъявленных обществу как наиболее значимых, требующих общественного внимания и осмысления1, задает тематику и характер публичного диалога, вовлекая в него широкую аудиторию. Рассмотрение общественной повестки дня дает востребованный обществом ответ на ключевой вопрос о характере циркулирующих в обществе знаний и способе их осмыслении, об особенностях актуальной общественной мысли, что позволяет распознать духовный статус общества, и сделать правильный социальный прогноз.

Этим определяется актуальность поднимаемой в настоящем исследовании проблемы - роли современных специализированных музыкальных изданий в формировании общественной повестки дня, а также в формировании художественно-

1 McCombs M. Setting the Agenda: The Mass Media and Public Opinion - Cambridge, UK: Polity Press. 2004. - C.32-52.

эстетического сознания и музыкального вкуса общества как показателя не только его стилистики, социально-художественного опыта, но и его нравственности, степени причастности к интеллектуальной и культурно-духовной традиции.

Важность осмысления характера массмедийного сопровождения музыкальной практики современного российского общества, обеспечения посредством масс-медиа живого публичного диалога, ориентированного как на культурную традицию, так и на текущую музыкальную жизнь общества и особенности его музыкального выбора, становится особенно очевидной, если учесть то, что в России «в сфере вещания,- по словам Я.Н. Засурского, - существует довольно мощное присутствие государства» , которое по сути своей заинтересовано в том, чтобы общество обрело надежную мировоззренческую и нравственно-эстетическую основу и разработало в солидарном усилии всех заинтересованных социальных субъектов свою формулу социального блага, в которой бы учитывались особенности не только текущей жизни, но и национально-культурного опыта народа.

Сфера духовной жизни общества, как известно, чрезвычайно многообразна. Ее характер определяется теми культурными и социальными практиками, в которых человек осуществляет себя как субъект и обретает свое национально-культурное имя. Одной из таких практик, особенно востребованных сегодня, является музыка -исключительно сложный феномен, обнаруживающий себя в разных аспектах -эстетическом, психологическом, коммуникативном, этнокультурном, социальном, педагогическом. Как особый источник душевной гармонии, музыка позволяет человеку ощутить свою включенность в контекст жизни с присущей ей полифонией опыта, голосов, осмыслений и образов.

О возможностях музыки влиять на человека, на его чувственный опыт, духовный мир и интеллектуальные способности говорится давно, достаточно вспомнить античных философов - Аристотеля, Гераклита, Пифагора, Плутарха. В одном из древних философских трактатов, например, утверждается, что человек, творчески потрудившийся над усвоением музыки, «не запятнает себя никакими неблагородными поступками, но получит, благодаря музыке, величайшую пользу и будет полезен себе и родине»3.

Особенно актуальными, хотя, может быть, и не до конца пока еще воспринятыми обществом, являются сегодня размышления Платона, который в своих знаменитых диалогах «Пир», «Государство», «Законы» указывал на то, что музыка как «наука об элементах любви в сфере лада и ритма», благодаря своей опоре на чувство, обладает уникальной способностью настраивать душу на определенный лад, поэтому она должна быть фундаментом государственной системы воспитания4. Платон полагал, что музыка, слитая со словом и танцем, музыкальная гармония и ритм, исходящие из божественного прообраза, имеют исключительно важное значение для общества. «Пища души - в музыке», - говорил он. При этом Платон видел непосредственную связь между характером музыкальной жизни и духовной силой государства.

2 Засурский Я.Н. Журналистика и общество: балансируя между государством, бизнесом и общественной сферой [Текст] / Я.Н. Засурский // Средства массовой информации постсоветской России: Учебное пособие / Я.Н. Засурский, Е.Н. Вартанова, И.И. Засурский и др.; Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 197.

3 Философия: Энциклопедический словарь/Под ред. A.A. Ивина [Электронный ресурс]. - М.: Гардарики, 2004. - Режим доступа: [http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1295].

4 Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. - С.425.

Размышления античного философа созвучны сегодняшней научной и общественной мысли. Музыкальная практика, особенности звучащих ладов и ритмов несомненно во многом определяют характер общественной морали и духовных притязаний человека. Музыка, во всех ее стилистико-содержательных формах и жанрах, будучи неотъемлемой частью жизни человека и средоточием его духовных исканий, без сомнения является одним из ключевых факторов, формирующих характер ценностной, духовно-нравственной парадигмы общества.

Самым востребованным средством укрепления нравственной силы человека и его связи с отеческой традицией издавна является духовая музыка, отличающаяся особой демократичностью образного языка и уникальной способностью эмоционального воодушевления человека. Она несет в себе идеи гражданственности, патриотизма, чувство переживания Отечества и взволнованно-эмоционального единения людей.

Будучи вовлеченным в мир музыки, современный человек должен уметь понимать музыкальное произведение и его стилистику, правильно интерпретировать созданный в нем художественный образ, точно улавливать интонацию, тембр и ритм музыки, «слышать» ее социальное звучание. Все это требует не только качественной профессиональной подготовки и глубоких знаний, аккумулированных в монографиях, диссертационных исследованиях и учебных пособиях, но и широкого творческого разговора «о музыке и о себе» в масс-медиа, ориентированных на широкую аудиторию, «жестко осуществляющих когнитивный менеджмент посредством формирования общественной повестки дня» и «обладающих уникальными возможностями формирования у общества важнейшей для него способности -определять свои духовные границы»5.

Музыка - это, как говорит Т. Адорно, «не явление истины, а идеология», чем объясняется чрезвычайная важность того, «в каком виде ее узнаёт народ»6 и, безусловно, в каком виде она представлена в современных масс-медиа.

Ключевую роль в выполнении этого социального заказа, несомненно, играют специализированные издания, призванные обеспечивать не только формирование необходимой для научной и научно-методической мысли информационно активной среды, но и продвижение социально значимых идей, включение их и удержание в общественном сознании. Среди них - издающийся в Москве с 2006 года общероссийский научно-популярный иллюстрированный музыкальный журнал «Оркестр».

Духовная история журнала «Оркестр» восходит к периоду 1910 - 1912 гг., когда он выходил под руководством известного музыканта, дирижера, драматического актера, музыкального критика и педагога И.В. Липаева, который - под псевдонимом Самаров - в одной из своих программных публикаций в журнале писал: «Городу нужен оркестр... Не надо жалеть средств на культурное предприятие, раз оно будет обслуживать интересы всего населения. Надо всеми силами сочувствовать начинанию людей, у которых впервые зародилась благодарная мысль пойти в ногу с требованиями жизни, необходимо всячески поддерживать их начинание, важное и серьезное»7.

Сегодня журнал «Оркестр» представляет собой уникальное специализированное издание, ориентированное на широкую аудиторию любителей музыки и профес-

5 Полонский A.B. Дискурсивная и текстовая парадигма современности [Рукопись] / A.B. Полонский. -Белгород, 2012. 144 с.

6 Адорно Т.-В. Избранное: Социология музыки [Текст] / Т.-В. Адорно. - M.-СПб.: Университетская книга, 1999. - 204 с.

7 Самаров. Городской оркестр (Оркестр. - 1910. - № 1) [Текст] / Самаров // Оркестр. - 2010. - № 1 - 2 (18-19).-С. 6-9.

сионалов, или «музыкальных тружеников» (И.В. Липаев), исполнителей, педагогов и студентов. Учредителем журнала является Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ), творческий и профессорско-преподавательский коллектив которого видит свою духовную миссию в утверждении идей гуманизма и ценностей отечественной и мировой культуры. В редакционный совет журнала входят виднейшие специалисты в различных сферах гуманитарного знания, представляющие не только вузы Москвы и Санкт-Петербурга, но и многих регионов России.

В современных условиях с явной тенденцией маргинализации высоких образцов музыкальной культуры журнал «Оркестр» видит свою миссию, которая лучше всего выражена в словах Д.С. Лихачева: «Не должно быть слепых к красоте, глухих к

слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для этого

- 8

нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся культурой» .

Из осознания своей общественной миссии формулируется и цель журнала -развитие коллективного творчества, которое в музыкальном образовании и формировании художественно-эстетического вкуса осознается журналом в качестве базового. Как сказал А.Л. Дудин, шеф-редактор журнала «Оркестр», заслуженный работник культуры, профессор МГУКИ, «в наше время, когда от современной информации зависит успех любой профессиональной деятельности, незаслуженно упускается соответствующая информационная работа в области отечественного оркестровоансамблевого исполнительства, тем самым сдерживается развитие и популяризация данного вида искусства. В музыкальных средствах информации, журналах и газетах периодически освещаются события, происходящие в области оркестрового искусства, но целенаправленной своевременной и сопутствующей деятельности по данному информационному направлению до сих пор не ведется. Многочисленные просьбы из различных регионов России и зарубежья, пожелания, стремления помочь и поддержать работу по выпуску профессионального журнала, который бы полностью был адресован оркестровым музыкантам, педагогам, дирижерам и композиторам, методистам и исследователям, работающим в этой области, высказываются на всех проходящих семинарах, конференциях, конкурсах и других оркестровых форумах. Но одного желания здесь недостаточно, так как в современных условиях живет и развивается тот, у кого творческий подход к делу оправдывается высоким профессионализмом, умением создать и постоянно развивать материальную основу своего предприятия, а также заботиться о постоянном расширении круга заинтересованных лиц»9.

Какое же место на страницах журнала, нацеленного на углубление серьезного разговора о культурных практиках современного человека, занимает духовая музыка? Насколько востребованной и эффективной является его просветительская деятельность, направленная на «удержание» в общественной мысли многообразного отечественного и зарубежного опыта духовых оркестров? Насколько действенна его творческая лаборатория исполнительства и учительства?

Как показывает анализ публикаций, журнал «Оркестр» активно откликается научными, научно-популярными, учебно-методическими и сугубо журналистскими публикациями (статьями, портретными очерками, репортажами, информационными заметками, разнообразными интервью и др.) на осмысление духовой музыки как эстетического, культурного и социального феномена. Она получает свое освещение с точки зрения, как своих исконных особенностей, так и современных интонационных

8 Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном [Текст] / Д.С. Лихачев. - М.: Детская литература, 1989.

- С.29.

9 Дудин А. История журнала [Электронный ресурс] / А. Дудин // Оркестр. - Режим доступа: [http ://j oumalorchestra. ru/history. html].

тенденций, новых выразительных возможностей. «Духовая музыка, - пишет А. Жуль-ев, - как никакая другая, способна объединить людей. Она является проводником эстетической культуры в широких слоях общества... Духовая музыка воспитывает патриотизм, поднимает настроение своей жизнерадостностью и оптимизмом»1 °.

В публикации «Брасс-Бенефис - репортаж из Нортфилда», посвященной форуму медных духовых инструментов, ее автор 3. Карташева, отмечая продуманность фестивальной программы, насыщенность его живой музыкой оркестров, вовлекающих человека в действо, говорит, что духовая музыка обладает богатыми возможностями те только развлекать и доставлять эстетическое наслаждение, но одновременно и решать познавательные и воспитательные задачи»11.

На огромные потенциальные возможности современной духовой музыки, на ее многоаспектность обращает внимание и А. Гилев. На вопрос «Что такое собственно “современная духовая музыка”? Жанр, искусство, образование, вид деятельности или “что-то еще”? - он отвечает: «При внимательном взгляде становится понятно, что ясность в данном вопросе отсутствует... Теоретик-музыковед определит духовую музыку как жанр. Музыканты, композиторы, дирижеры и другие практики - как искусство или вид творчества. Издатель и продюсер - как вид музыкальной и коммерческой деятельности. В образовательных учреждениях духовая музыка представлена как учебная дисциплина. В государственных структурах, например, в Вооруженных Силах, духовая музыка чаще предстает как вид служебной, церемониальной деятельности. И так далее. Очевидно одно, что категория “духовая музыка” еще ждет своего целостного понимания с привлечением философии, культурологии и искусствоведения»12.

Особое внимание журнал «Оркестр» обращает на зарубежную и отечественную историю музыки, практику духовой школы, опыт исполнительства на духовых инструментах. Этому посвящены его многие публикации [Проскурин; Ножов]. Среди них - статья Ю. Гусева «Альт-тромбон в камерной музыке XVIII века», в которой рассказывается об активной музыкальной жизни на берегах Дуная, испытавшей сильнейшее влияние итальянской музыкальной культуры. Музыка была важной частью монастырской и придворной жизни Австрии. Легендарная эра музыки в истории Австрии начиналась при основательной поддержке высокопоставленных особ. Не случайно все четыре монарха, правившие в Австрии с 1637 г., были одновременно и композиторами, и исполнителями. Так, например, Леопольд I написал более 300 сочинений. Он искусно играл на флейте, клавесине и скрипке. Автор публикации приводит также весьма показательный пример из жизни Карла VI, который в ответ на комплимент композитора ИИ. Фукса «Очень жаль, Ваше Величество, что Вы не виртуоз (имея в виду, что он не профессионал)», ответил: «Не имеет значения, я все равно лучший»13.

Показательным в этом аспекте является и очень эмоциональная «портрет-презентация» В. Березина «Максим Емельянычев: дирижер их эпохи барокко» о молодом многообещающем московском дирижере, клавесинисте, аранжировщике, вы-

10 Жульев А. Оркестр из 2000 труб: о духовой музыке в Кировограде (Украина) в 1974 - 1982 годах [Текст] / А. Жульев // Оркестр. - 2010. - № 1 - 2. - С. 22.

11 Карташева 3. Брасс-Бенефис - репортаж из Нортфилда [Текст] / 3. Карташева // Оркестр. - 2006. - С.

16.

12 Гилев А.Г. Духовая музыка России начала XXI века: состояние и перспективы [Текст] / А.Г. Гилев // Оркестр. - 2010. - № 1 - 2. - С. 25.

13 Гусев А. Альт-тромбон в камерной музыке XVIII века [Текст] / А. Гусев // Оркестр. - 2008. - № 4. -

С. 23.

годно отличающемся от общей массы «заразительностью таланта» и способностью пробуждать «в уставших душах», по словам автора, «юношеское беспокойство»14.

Многие страницы журнала «Оркестр» посвящены различным аспектам оркестрово-ансамблевого исполнительства и преподавания игры на духовых, народных, эстрадных и ударных инструментах, на исполнительскую и учебную практику в российских и зарубежных учебных заведениях, а также на организацию и подготовку музыкальных творческих коллективов как академического характера (симфонических, духовых, фольклорных), так и эстрадно-джазовых. Так, например, В. Березин в своей публикации «История исполнительства на духовых инструментах в отечественном музыкознании» обращает внимание на отечественную исполнительскую практику, отмечая, в частности, что «в отечественной музыкальной культуре, в отличие от западноевропейской, духовые инструменты не занимали достаточно значимых позиций в самой исполнительской практике. И отечественная исполнительская школа складывалась главным образом эмпирическим путем, выходя из оркестровой практики и возвращаясь в нее»15.

Автор публикации дает оценку и отечественной практике. По его мнению, «русская духовая школа, долго развиваясь изолированно и сохраняя консервативные принципы, обладала, тем не менее, интересными и своеобразными свойствами. Выйдя на международную арену конкурсов и фестивалей, отечественные исполнители зачастую просто не соответствовали критериям, утвердившимся в Европе. Это вовсе не означало, что нужно скорее отказываться от собственных традиций и гнаться за немецкими и французскими. Однако желание соответствовать западноевропейским школам и конкурировать с зарубежными коллегами на мировом рынке труда обрело весьма конкретные очертания в виде стремления наших молодых музыкантов учиться и совершенствоваться в Европе и США, осваивать опыт признанных зарубежных мастеров. Несмотря на успехи отдельных талантливых виртуозов, в целом это привело к тому, что наши музыканты стали сознательно менять художественно-эстетические ориентиры, все более утрачивая лучшие, характерные черты отечественной школы»16.

Журнал «Оркестр» обращает внимание и на то, что изменяется практика создания духовых оркестров, что в России усиливается позитивная тенденция создания, наряду с самодеятельными коллективами, высокопрофессиональных филармонических, губернаторских, муниципальных, вузовских оркестров. Так, например, А. Ду-дин описывает создание в 2001 году творческого коллектива «Русская роговая капелла», осуществившееся по благословению настоятеля храма св. ап. Петра и Павла Артемия Скрипкина и при поддержке ректора РГПУ им. А.И. Герцена Г. А. Бодровского. В этом автор публикации справедливо видит факт возрождения истоков русского ду-

17

хового искусства и популяризации отечественных духовых инструментов .

На страницах журнала представлен и опыт Белгородской области: «Сегодня трудно представить культурную жизнь и досуг горожан без муниципального оркестра духовой и эстрадной музыки... Уместно здесь заметить, что администрация области, во главе с ее губернатором Е.С. Савченко самым внимательным образом

14 Березин В. Максим Емельянычев: дирижер из эпохи барокко [Текст] / В. Березин // Оркестр. - 2011.

- № 1 - 2 (22 - 23). - С. 49.

15 Березин В. История исполнительства на духовых инструментах в отечественном музыкознании [Текст] / В. Березин // Оркестр. - 2006. - № 4. - С. 6.

16 Там же. С. 11.

17 Дудин А. История журнала [Электронный ресурс] / А. Дудин // Оркестр. - Режим доступа: [http ://j oumalorchestra. ru/history. html].

относится к развитию культуры своей области и в частности к развитию духовых оркестров. Так, своим постановлением он обязал руководителей предприятий и учебных заведений создавать и поддерживать эти коллективы в области»18.

Важным в журнале является и методико-педагогическое направление, представленное как практическими советами для духового оркестра по инструментовке, осмыслением особенностей психологии и физиологии деятельности музыканта, так и популяризацией опыта известных музыкантов-педагогов - A.B. Вдова, Э.Д. Грача, Б.А. Дикова, Н.В. Калинина, B.C. Попова, А.Т. Скобелева и др. Так, например, одна из публикаций в журнале «Оркестр» посвящена Ю.А. Усову, чей педагогический метод «по содержанию и прогрессивности оказался важным для развития отечественной школы игры на трубе» .

Объединяющая идея в преподавании духовой музыки сформулирована в публикации А. Дудина и Н. Ирининой «Главная задача - приобщить к музыке» в словах В.Р. Зарембы, выпускника Музыкально-педагогического института им. Гнесиных, ныне преподавателя «оркестра» в школах Нью-Йорка: «Учитель должен быть бескорыстным и отдавать все лучшее, что он знает и умеет, и делать это на высоком духовном уровнеу>20.

Журнал «Оркестр» воссоздает объемную картину музыкальной жизни, героями которой являются как отдельные музыканты-духовики, так и творческие коллективы - профессиональные и любительские, муниципальные и учебные. Не случайно одним из самых распространенных жанров в журнале становится портрет, создаваемый либо посредством монологического повествования, либо интервью. М.В. Плетнев, К.-П. Таффанель, И.В. Липаев, Ф. Миллс, В.А. Новиков, И.В. Петров, К.К. Тихонов, М. Фергюсон, И.М. Манжух, Э. Грач, А.Ф. Гуляницкий, Г.З. Ройтфарб, В. Кочнев, В.В. Шевердин, В.А. Старков - это только скромный перечень имен музыкантов, чьи судьбы, мастерство и школы представлены на страницах журнала.

Разные рубрики - «Историческое обозрение», «Колонка памяти», «Юбилеи современников», «Калейдоскоп гастролей», «Зарубежные новости», «Лаборатория дирижера», «Актуальное интервью», «Вести из регионов» и др. - дают возможность не только увидеть разные аспекты музыкальной жизни России, в том числе в ее международном контексте и в контексте ее регионов, но и вести серьезный, многосторонний и всегда откровенный разговор о достижениях и неудачах современного музыкального искусства, особенностях оркестровой практики и исполнительства на духовых инструментах.

Появляются в журнале и развернутые публикации, а также информационные сообщения о проводимых как в России, так и за рубежом фестивалях и конкурсах, концертах, научных и творческих конференциях и семинарах, на которых звучит духовая музыка и на которых она получает свое научно-эстетическое, научнопедагогическое и культурно-историческое осмысление. В частности, в публикации Г. Соболя «Такая музыка звучит у нас в судьбе» рассказывается о VIII областном фестивале духовой музыки имени В.А. Старкова «Салют, фестиваль!», посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Он собирает духовые коллективы Белгородской, Воронежской, Курской области и г. Харькова (Украина), чтобы почтить память «тех, кто ушел в вечность, с честью исполнив свой долг перед Роди-

18 Белгородские юбиляры [Текст] // Оркестр. -2011.-№ 1-2 (22 - 23). - С. 138 - 139.

19 Черных А. Памяти выдающегося педагога Юрия Усова [Текст] / А. Черных // Оркестр. - 2010. - № 1 -2. - С. 58-59.

20 Дудин А., Иринина Н. Главная задача - приобщить к музыке [Текст] / А. Дудин, Н. Иринина // Оркестр. - 2006. - № 4. - С. 27 - 29.

ной», а также, чтобы почтить память талантливого музыканта, дирижера и педагога В.А. Старкова, «который стоял у истоков создания духовых оркестров в послевоенном Белгороде»21.

Глубокими по своему содержанию и особенно важными с точки зрения репрезентации пространства духовой музыки, его культурных парадигм являются, по нашем мнению, рубрики «Вести из регионов России» и «Зарубежные новости». Публикуемые в них материалы позволяют увидеть музыкальную жизнь в ее панорамно-сти и динамике, в ее истории и в сегодняшнем дне, в исполнительской практике выдающихся музыкантов-духовиков, именитых профессионалов и только начинающих свой творческий путь, а также в живой научно-эстетической мысли, особенно востребованной сегодня.

В журнале поднимаются и злободневные проблемы современной оркестровой практики в России. Автор одной из публикаций констатирует, что с середины 90-х престиж профессии музыканта-духовика постепенно падает, о чем свидетельствует в отсутствие серьезного набора на отделение духовых инструментов, в том числе Самарского музыкального училища им. Д. Г. Шаталова, которое всегда являлось основ-

22

ным поставщиком кадров в духовые гражданские и военные оркестры .

К сожалению, журнал при этом не дает на своих страницах глубокого осмысления опыта работы с детскими музыкальными коллективами, которая требует глубоких знаний - и предметных, и психолого-педагогических, и организаторских. Тем не менее, в публикациях, посвященных данному вопросу, хотя и немногочисленных, подчеркнуто звучит идея необходимости возрождения в школе традиции духового искусства. Обращается внимание и на материальные проблемы, в том числе на материальное положение музыканта - исполнителя и преподавателя, - не всегда достой-

23

ное его духовному вкладу .

Духовая музыка - объемный, многоаспектный феномен, который не всегда легко «свернуть» в масштаб журнального жанра: он требует развернутой формы. Тем

24

не менее, тема «музыки воздуха», как определил ее А. Дудин , проходит через многие публикации журнала, главный вывод которых - духовая музыка должна всегда звучать как в «городском саду», так и на самых «высоких» сценах.

Феномен духовой музыки на страницах журнала «Оркестр», как видим, получает свое осмысление. Открытость, свобода от ведомственного диктата позволяет авторам журнала высказывать свои принципиальные суждения и давать объективные оценки тем или иным фактам культурной жизни. Тем не менее, заметим, что во многих публикациях журнала все же преобладает констатирующий способ подачи информации, пересказ, порой излишне конспективный, а не глубокий анализ и пробле-матизация, предполагающая поиск сферы непознанного, но требующего своего научного осмысления.

Духовая музыка еще ждет своего целостного осмысления - философского, культурологического, искусствоведческого и, на наш взгляд, социально-духовного, однако на страницах журнала именно этот аспект, социально-духовный, наиболее актуальный для современного человека, ищущего и в музыке ценностные смыслы, ду-

21 Соболь Г. Такая музыка звучит у нас в судьбе [Текст] / Г. Соболь // Оркестр. - 2010. - № 1 - 2 (18 -19). - С. 127.

22 Куликов М.Г. Возрождение детских духовых оркестров по-самарски [Текст] / М.Г. Куликов // Оркестр. - 2007. - № 1 (6). - С. 52.

23 Блох О. Оркестр “Боян” в фокусе проблем музыкального просвещения, образования [Текст] / О. Блох // Оркестр. - 2006. - № 3. - С. 41.

24 Дудин А. Виват духовому оркестру [Текст] / А. Дудин // Оркестр. - 2008. - № 4 (13). - С. 70.

ховные основы своего бытия, растворяется в массе многообразных осмыслений истории и современной отечественной и зарубежной музыкальной практики. Этот аспект, по нашему глубокому убеждению, нуждается в самостоятельной разработке. Журнал «Оркестр» имеет для этого необходимый потенциал философской, научной, педагогической и музыкально-эстетической мысли.

Таким образом, при всей социальной, культурной и образовательнопедагогической значимости духовой музыки ее феномен все еще остается вне фокуса глубокого осмысления, следствием чего является практически отсутствие на сегодняшний день серьезного, отвечающего потребностям современного общества публичного разговора, в котором бы обобщались, рационализировались и проблематизи-ровались существующие осмысления феномена духовой музыки как в ее культурноисторической перспективе, так и в практике современной жизни.

Список литературы

1. «Оркестр». Общероссийский специализированный (музыкальный) научно-популярный иллюстрированный журнал (2006 - н/в). Сайт: [ http://joumalorchestra.ru/history.html].

2. Адорно, Т.-В. Избранное: Социология музыки [Текст] / Т.-В. Адорно. - M.-СПб.: Университетская книга, 1999. - 204 с.

3. Асафьев, Б.В. Музыкальная культура [Текст] / Б.В. Астафьев. - М.: КомКнига, 1996. - 340 с.

4. Балин, А.П. Традиции оркестра духовых инструментов в эволюции джаз-бэнда: 1890-1960-е

гг.: Дис. кандидата искусствоведения [Электронный ресурс] / А.П. Балин. - Ростов-на-Дону, 2008. -229 с. - Режим доступа: [http://www.dissercat.com/content/traditsii-orkestra-dukhovykh-instrumentov-v-evolyutsii-dzhaz-benda-1890-1960-e-gg].

5. Белгородские юбиляры [Текст] // Оркестр. - 2011. - № 1 - 2 (22 - 23). - С. 138 - 139.

6. Березин, В. История исполнительства на духовых инструментах в отечественном музыкознании [Текст] / В. Березин // Оркестр. - 2006. - № 4. - С. 6 - 12.

7. Березин, В. Максим Емельянычев: дирижер из эпохи барокко [Текст] / В. Березин // Оркестр. -2011.-№ 1 -2 (22-23).-С. 47-49.

8. Блох, О. Оркестр “Боян” в фокусе проблем музыкального просвещения, образования [Текст] /

О. Блох // Оркестр. - 2006. - № 3. - С. 40 - 44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Гилев, А.Г. Духовая музыка России начала XXI века: состояние и перспективы [Текст] / А.Г.

Гилев // Оркестр. - 2010. - № 1 - 2. - С. 25 - 26.

10. Губарев, И. Духовой оркестр [Текст] / И. Губарев. - М., 1963. - 79 с.

11. Гулыгин, М. Музыка в нашей жизни [Текст] / М. Галыгин. - М.: Мысль, 1996. - 232 с.

12. Гусев, А. Альт-тромбон в камерной музыке XVIII века [Текст] / А. Гусев // Оркестр. - 2008. -

№4.-С. 23 -25.

13. Дудин, А. История журнала [Электронный ресурс] / А. Дудин // Оркестр. - Режим доступа: [ http ://j oumalorchestra. ru/history. html].

14. Дудин, А. Виват духовому оркестру [Текст] / А. Дудин//Оркестр. - 2008.-№ 4 (13). - С. 69-70.

15. Дудин, А., Иринина, Н. Главная задача - приобщить к музыке [Текст] / А. Дудин, Н. Иринина // Оркестр. - 2006. - № 4. - С. 27 - 29.

16. Жульев, А. Оркестр из 2000 труб: о духовой музыке в Кировограде (Украина) в 1974 - 1982 годах [Текст] / А. Жульев // Оркестр. - 2010. - № 1 - 2. - С. 22 - 24.

17. Зарицкий, В. Д. Квинтет духовых инструментов: искусство и педагогика [Текст] / В.Д. Зариц-кий // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. - 2011. - № 4. - С. 200 - 202.

18. Засурский, Я.Н. Журналистика и общество: балансируя между государством, бизнесом и общественной сферой [Текст] / Я.Н. Засурский // Средства массовой информации постсоветской России: Учебное пособие / Я.Н. Засурский, Е.Н. Вартанова, И.И. Засурский и др.; Под ред. Я.Н. Засурского. -М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 195-231.

19. Карташева 3. Брасс-Бенефис - репортаж из Нортфилда [Текст] / 3. Карташева // Оркестр. -2006.-С. 14-19.

20. Клейн, Э.Г. Военные оркестры как феномен провинциальной культуры России: на материалах Костромской губернии до 1917 года: Дис... канд. культурологии [Электронный ресурс] / Э.Г. Клейн. -

Кострома, 2005. - 192 с. - Режим доступа: [http://www.dissercat.com/content/voennye-orkestry-kak-fenomen-provintsialnoi-kultury-rossii-na-materialakh-kostromskoi-gubem].

21. Кружнов, Ю. Пора, пора, рога трубят [Текст] / Ю. Кружнов // Оркестр. -2011.-№1-2 (22 -23).-С. 129- 133.

22. Куликов, Е.М. Музыкальные предпочтения как дифференцирующий и интегрирующий фактор

российской молодежной субкультуры: Дис. ... канд. социол. наук [Текст] / Е.М. Куликов. -

Ставрополь, 2004. - 165 с.

23. Куликов, М.Г. Возрождение детских духовых оркестров по-самарски [Текст] / М.Г. Куликов // Оркестр. - 2007. - № 1 (6). - С. 52.

24. Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном [Текст] / Д.С. Лихачев. - М.: Детская литература, 1989. - 65 с.

25. Матвеев, В. Русский военный оркестр [Текст] / В. Матвеев. - М. - Л., 1965. - 100 с.

26. Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: НИ

«Большая Российская энциклопедия», 1998. - 672 с.

27. Новиков, И.А. Коммуникативные характеристики функционирования музыки в российском социокультурном контексте [Текст] / И.А. Новиков. - Автореф. дис... к. филол.н. - Ростов-на-Дону, 2009.-24 с.

28. Ножов В. Алексей Гуляницкий: титан симфонизма [Текст] / В. Ножов // Оркестр. - 2011. -Вып. 24-25.-С. 41-43.

29. Перси, У. «Не пой, красавица, при мне...»: Культурная территория русского романтизма [Текст] / У. Перси. - М.: Аграф, 2003. - 336 с.

30. Полонский, A.B. Сущность и язык публицистики [Текст] / A.B. Полонский. - Белгород: ПО-ЛИТЕРРА, 2009. - 238 с.

31. Полонский, A.B. Дискурсивная и текстовая парадигма современности [Рукопись] / A.B. Полонский. - Белгород, 2012. - 144 с.

32. Проскурин, С. Барокко вчера и сегодня: проблемы исполнительства на трубе музыки эпохи барокко [Текст] / С. Проскурин // Оркестр. - 2011. - Вып. 24 - 25. - С. 9 - 13.

33. Самаров. Городской оркестр (Оркестр. - 1910. - № 1) [Текст] / Самаров // Оркестр. - 2010. - № 1-2(18-19).-С. 6-9.

34. Соболь, Г. Такая музыка звучит у нас в судьбе [Текст] / Г. Соболь // Оркестр. - 2010. - № 1-2 (18-19).-С. 127- 130.

35. Суючбакиева, Т. Духовая музыка сегодня [Текст] / Т. Суючбакиева // Музыкальная жизнь. -2009.-№ 2.-С. 48-49.

36. Тютюнникова, Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи... Творческое музицирование, импровизация и законы бытия [Текст] / Т.Э. Тютюнникова. - М.: Либроком, 2010. - 264 с.

37. Философия: Энциклопедический словарь/ Под ред. A.A. Ивина [Электронный ресурс]. - М.: Гардарики, 2004. - Режим доступа: [http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1295].

38. Черных, А. Памяти выдающегося педагога Юрия Усова [Текст] / А. Черных // Оркестр. - 2010. -№1-2.-С. 58-59.

39. McCombs М. Setting the Agenda: The Mass Media and Public Opinion - Cambridge, UK: Polity Press. 2004. - 184 p.

BRASS MUSIC AND PUBLIC AGENDA IN RUSSIAN SPECIALIZED MUSIC MASS MEDIA

V.D. Zaritskiy^, A.V. Polonskiy2)

Belgorod state institute of culture and arts e-mail: [email protected] 2)Belgorod state university e-mail: [email protected]

In the article are considered features lighting brass band music in a specialized magazine “Orchestra”. The substantial analysis of publications allows to conclude that unequivocal understanding of the social, cul-tural, educational and pedagogical significance of brass band music is present, but the phenomenon of brass

band music remains out of focus as the active attention of researchers, specialists and the journalistic community.

Keywords: Russia, culture, public agenda, mass media, music mass media, brass music, brass band.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.