УДК 378.016:785.071.2
Т. М. Лукашевич
ОРКЕСТР «ПЕРЕЗВОНЫ» ЧГПУ ИМ. И. Я. ЯКОВЛЕВА -ШКОЛА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования и развития профессионально-педагогической компетентности будущих учителей музыки через практический опыт коллективного музицирования. Автором сформулированы основные задачи учебно-образовательной и музыкально-воспитательной программы оркестрового класса, представлены формы и методы поэтапной реализации развития профессионально-педагогической компетентности студентов в учебной деятельности оркестра «Перезвоны» Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.
Ключевые слова: компетентность, образование, музыкальное образование, коллективное музицирование, оркестр.
Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время жизненной необходимостью является сохранение вековых традиций и ценностей национальных культур, где народным музыкальным инструментам отводится особое место, что доказывается потребностью образовательных учреждений в актуализации педагогических традиций коллективного народного инструментального музицирования и использовании их культуро-образующих и воспитательных возможностей. В связи с этим исполнительская оркестровая подготовка будущего учителя музыки становится актуальной задачей факультетов художественного и музыкального образования. Цель исследования - обосновать возможности формирования и развития компетентности студентов педагогического вуза через личностно-деятельное участие в оркестре.
Материал и методика исследований. Материалом исследования послужил семнадцатилетний опыт исполнительской и педагогической деятельности оркестра «Перезвоны» ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.
В учебном оркестре применяются методы и приемы, выработанные общей и художественной дидактикой. Методы обучения в оркестре - это целенаправленные действия его руководителя, способствующие передаче участникам оркестра знаний о музыке, приобретению ими практических умений и навыков, развитию их музыкальных способ© Лукашевич Т. М., 2018
Лукашевич Тамара Михайловна - кандидат педагогических наук, профессор кафедры музыкальных инструментов и сольного пения Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: tamriko57@mail.ru
Статья поступила в редакцию 12.01.2018
ностей и формированию их художественного мировоззрения. А приемами обучения являются практические действия или мыслительные операции, которые выполняются руководителем или участниками оркестра в учебном процессе. Приемы и методы взаимопроникают и дополняют друг друга, обеспечивая решение той или иной задачи. Это объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, показ, упражнение, анализ, синтез, сравнение, обобщение. Умелое и правильное их использование повышает интерес участников к исполняемым произведениям, способствует активизации музыкального мышления.
Результаты исследований и их обсуждение. Необходимо признать, что многие из начинающих учителей музыки испытывают определенные трудности в организации коллективной деятельности учащихся во время их досуга. Выпускник факультета художественного и музыкального образования педагогического университета должен быть готовым применять разнообразные активные виды музыкальной деятельности, в том числе коллективные формы музицирования (оркестры, ансамбли). Но для этого будущий учитель музыки должен быть всесторонне развитой, социально-активной личностью, владеющей системой знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, психологически и методически подготовленной к работе в междисциплинарных областях знаний, т. е. компетентной в той области творческой деятельности, где он может и хочет проявить свои способности.
В разное время различные вопросы педагогической компетентности исследовались Ю. К. Бабанским, В. П. Беспалько, В. А. Канн-Каликом, В. В. Краевским, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластениным и др. Применительно к обозначенной проблеме компетентность можно определить как понимание и осведомленность будущего руководителя детского творческого коллектива в области его организации и осуществления в нем учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время на учреждения дополнительного образования обращается повышенное внимание со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации, предъявляется особый спрос к профессиональной компетентности педагогических кадров, которые должны быть способны не только отвечать требованиям времени, но и опережать запросы практики [10].
Сегодня во всех населенных пунктах России функционирует множество учреждений дополнительного образования: от детских музыкальных школ и школ искусств до Центров детского творчества, где миллионы детей находят себе занятие по душе. Анализируя деятельность образовательных организаций данного типа в г. Чебоксары, мы можем с большой долей уверенности констатировать, что именно коллективные формы обучения оказались наиболее предпочтительными для детей.
В одном из детских центров, а именно в оркестре народных инструментов «Тимо-ня», мы задали подросткам вопрос: «Почему вам нравится обучаться музыке больше в творческом коллективе?». Вот что они ответили: «Я пришла в оркестр, чтобы обрести хороших друзей»; «Очень хотелось научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, научиться понимать музыку, в оркестре это происходит быстрее и веселее»; «На каждом занятии «Тимони» я узнаю что-то новое, услышал много хорошей музыки»; «Мне нравится выступать на сцене, когда все вместе - нестрашно». Среди ответов встретились и очень эмоциональные: <«Хотелось быть частью волшебства, которое происходит, когда оркестр начинает играть...»; «Это моя вторая семья, я с радостью хожу на занятия» [7, с. 103].
Итак, коллективные формы музицирования оказались для подростков той благоприятной средой, в которой реализуются не только их творческие, но и коммуникативные способности [6]. Детям данного коллектива повезло с руководителем: Светлана Рудольфовна Васильева - выпускница ЧГПУ им И. Я. Яковлева по магистерской программе «Руководитель оркестра» - сама имеет ценный опыт музицирования в различных творческих коллективах.
Вывод напрашивается сам собой: будущий руководитель детского творческого коллектива должен иметь практический опыт коллективного музицирования. «Нельзя воспринять творческих достижений, если хоть на миг, на малый момент жизни не почувствовать себя творцом или соучастником - носителем или воплотителем чьих-либо творческих замыслов, то есть исполнителем», «одно дело - пассивно слушать хорошую музыку, другое дело - ощущать творчески музыкальный материал участием в исполнении» [2, с. 19, 32], [3]. Отсюда исполнительская оркестровая подготовка студентов становится актуальной задачей факультета художественного и музыкального образования, что, безусловно, расширяет сферу профессиональной компетентности будущего руководителя творческого коллектива, мотивирует стремление к постоянному обновлению знаний, накоплению опыта, творческому поиску. Здесь важен профессионально-деятельностный компонент, где знания и умения получены опытным путем в процессе практической деятельности (в оркестре), что предполагает овладение обучающимися музыкально-исполнительскими навыками игры на инструменте на таком уровне, который мог бы позволить им в дальнейшем высокопрофессионально проводить занятия. В этом суть практической направленности обучения с учетом специфики и характерных особенностей будущей профессиональной деятельности студентов. Учебные оркестровые классы педагогических вузов в этих условиях становятся настоящей школой музыкального развития для будущих учителей музыки [1], [5].
Занятия в оркестровом классе, где каждый студент выступает в роли и исполнителя, и руководителя (подготовка в качестве дирижера к государственному экзамену), -это незаменимый профессиональный опыт и педагогическая практика.
В учебном оркестре народных инструментов «Перезвоны» ЧГПУ им. И. Я. Яковлева обучаются студенты 1-4 курсов по 2 часа в неделю. Цель занятий - расширить сферу профессиональной деятельности выпускника факультета художественного и музыкального образования, подготовить обучающегося к самостоятельной деятельности в области исполнительства и музыкальной педагогики. Оркестр становится своеобразной формой активного изучения музыкального искусства, которая имеет те же функции, что и процесс обучения: образовательные (овладение умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: игра на музыкальном инструменте, дирижирование), развивающие (развитие музыкальных способностей, творческого мышления и т. д.), воспитательные (формирование эстетических и нравственных качеств, музыкального вкуса). Обучение, воспитание и развитие осуществляются в процессе обучения игре на музыкальном инструменте, то есть педагогические цели и задачи являются решающими [8].
Выпускники оркестра, начиная свою профессионально-педагогическую деятельность, уже обладают определенными знаниями, умениями и навыками в области оркестрового исполнительства.
Все участники коллектива «Перезвоны» знают, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра народных инструментов, каковы соотношение инструментальных групп в оркестре, технические возможности каждого инструмента в оркестре и тембровые характеристики инструментов [4], [8], [9]. Они умеют слушать оркестр в целом и
свою партию в общем звучании, приравнивать свою звучность к этому общему звучанию, достигать ансамблевой гибкости - полной согласованности своих действий с действиями других участников оркестра, воспитывать в себе качества солиста и аккомпаниатора, быстро и полностью переключаться с выполнения одной функции на другую, с помощью инструментального, вокального и дирижерского показа раскрывать художественный замысел музыкального произведения. Также участники оркестра владеют навыками самостоятельного художественного анализа музыкальных произведений, техникой исполнения на оркестровых народных инструментах, что позволяет исполнять на профессиональном уровне различные музыкальные произведения (свою партию в оркестре).
Оркестр народных инструментов «Перезвоны» - обладатель гран-при международных конкурсов-фестивалей. Успешность конечного результата обучения в учебном оркестре народных инструментов раскрывается через опыт творческого эмоционально-нравственного отношения студентов к занятиям. Накоплению подобного опыта в первую очередь способствует исполнение высокохудожественных музыкальных произведений, а также концертные выступления в составе оркестра на различных городских и республиканских мероприятиях, конкурсах, фестивалях.
Концертное выступление оркестра - это и результат продолжительной репетиционной работы, и важный моральный стимул для его участников, и действенный прием музыкального воспитания. Концерт для участников оркестра - всегда праздник.
Основными требованиями к подбору музыкальных произведений для оркестра являются: 1) эстетическая полноценность; 2) доступность (для восприятия самими оркестрантами, для исполнения); 3) педагогическая целесообразность (способствование решению конкретных учебно-воспитательных задач); 4) постепенность его усложнения в соответствии с техническим развитием участников.
Важным условием успешного обучения студентов в оркестре является постепенное усложнение изучаемого материала, что достигается путем расширения репертуара, включения в него более сложных произведений, увеличения исполнительских и ансамблевых трудностей.
Подбор репертуара - одна из главных задач в работе оркестрового класса, который определяет и учебно-воспитательную работу, и творческое лицо коллектива. За время существования оркестра «Перезвоны» накоплен обширный музыкальный репертуар, где всегда учитываются уровень его участников и самобытность коллектива. Отбираются произведения, способные духовно обогатить оркестрантов, из национального музыкального искусства. Постоянно обновляется репертуар, ведутся поиски новых талантливых и ярких сочинений, современных по образам и средствам выразительности. Не секрет, что именно на высокохудожественных образцах музыкального искусства воспитывается и развивается способность к художественному переживанию, где эмоциональное начало находится в постоянной связи с интеллектуальным.
Важным моментом образовательного процесса в учебном оркестре является то, что подбор нотного материала ведется в соответствии со степенью продвинутости обучающихся (1-й и 4-й курсы), учитывается техническая оснащенность каждого участника творческого коллектива. Продуманный выбор нотного материала - важный фактор, способствующий правильной организации учебного процесса. Главное в организационном аспекте деятельности оркестрового класса - развитие у студентов активности, самостоятельности, интереса к занятиям и потребности в изучении музыкального искусства.
Организационно весь процесс обучения в оркестре делится на этапы. Каждому этапу соответствуют свои задачи, содержание и методы работы, вытекающие из уровня освоения игровых навыков. На каждом этапе обучения участники оркестра получают соответствующие знания, умения и навыки, необходимые им в дальнейшей работе, и каждый новый этап дополняет предыдущий, исходя из принципа последовательности в обучении.
Структура занятий учебного оркестра предполагает вариативность (различные формы работы). Это происходит за счет перестановки составляющих ее элементов, т. е. формы работы (индивидуально-групповая, общеоркестровая) на разных этапах освоения программы могут меняться.
Первый этап работы в оркестре условно можно обозначить как ознакомительный. Это знакомство с музыкальными инструментами (историческая справка, строй, посадка и постановка рук, основные приемы игры, артикуляционные приемы). На данном этапе используется индивидуально-групповая форма обучения, которая позволяет приблизить коллективную форму к индивидуальной (возможность тесного контакта обучаемого с обучающимся в передаче знаний, умений и навыков игры на инструменте, что в репетиционной работе сводного оркестра не представляется возможным). Здесь концентрируются основные педагогические принципы: индивидуальный подход, где учитываются музыкальные способности каждого оркестранта, последовательность обучения от простого к сложному, систематичность, наглядность.
Следующий этап определяется как художественно-познавательный с той же индивидуально-групповой формой обучения. К уже приобретенным навыкам игры на инструменте ставятся художественные задачи с последующей их реализацией на простейших образцах нотного материала, объединяющих технические и выразительные приемы исполнения. Исполнительские навыки приобретают форму музыкально-образного мышления.
Необходимо отметить, что в оркестре «Перезвоны» индивидуально-групповой форме обучения придается особое значение, так как, во-первых, благодаря довольно простым художественным задачам первых двух этапов, процесс втягивания новых участников в коллектив происходит довольно комфортно, во-вторых, именно здесь педагогическая деятельность рассматривается не только как форма активности преподавателя. Сотрудничество педагога-руководителя оркестра и студентов-участников коллектива выражается во взаимообучении (студент первого курса - старшекурсник), смене ролей (студент-исполнитель - руководитель оркестра), где продуктивность педагогической деятельности зависит от взаимодействия и творческой деятельности преподавателя и студентов.
Третий этап - художественно-исполнительский, объединение групп в единый состав. Здесь педагогические воздействия направляются на приобретение студентами прочных технических, исполнительских умений и навыков, на достижение высокого исполнительского мастерства, так как высококачественное исполнение - одно из основных требований музыкального обучения. Выступления с концертными программами стимулируют работу оркестра, поскольку придают деятельности коллектива общественную значимость, делают ее более целенаправленной и интересной.
Специфика оркестрового музицирования заключается в коллективном характере работы с едиными задачами и целями. И в этом плане неоценимое значение имеет воспитание личной ответственности за общее дело.
Резюме. Анализ опыта педагогической работы в оркестре «Перезвоны» ЧГПУ им. И. Я. Яковлева позволяет заключить, что успешность инструментального обучения в оркестре зависит от многих факторов, а именно: от профессионального мастерства руководителя; соответствия качества репертуара педагогическим задачам и потребностям участников; групповой формы занятий, позволяющей строить учебную работу по специальному плану, учитывающему психические, физические и музыкальные способности каждого оркестранта. В работе концентрируются основные педагогические принципы: индивидуальный подход к каждому студенту, последовательность обучения от простого к сложному, систематичность, наглядность.
Важным условием успешного музыкального обучения, воспитания и развития студентов в учебном оркестре является логически обоснованная структура курса, правильное соотношение целого и частей, целостность учебной системы. Это дает студентам понимание внутренних деятельностных механизмов музыкального коллектива, закономерностей их формирования и позволяет выпускникам оркестрового класса компетентно осуществлять образовательный процесс в качестве руководителей детских творческих коллективов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арестова В. Ю. Музыкально-педагогическая подготовка учителя начальных классов в контексте непрерывного музыкального образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2009. - № 1. - С. 85-88.
2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении. - М. ; Л. : Музыка, 1965. - 151 с.
3. Виноградова М. Т. Об особенностях формирования у учащихся ценностного отношения к музыкально-исполнительской деятельности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 2(86). - С. 139-143.
4. Лукашевич Т. М. Активизация творческого развития будущих учителей музыки в оркестре народных инструментов // Реконструкция детского фольклора чувашской диаспоры в Российской Федерации : сборник научных трудов / под ред. Л. В. Кузнецовой. - Чебоксары : Рекламно-полиграфическое бюро «Плакат», 2009. - С. 125-129.
5. Лукашевич Т. М. К вопросу развития искусства оркестровой игры в педагогическом вузе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2004. - № 1(39). - С. 173-177.
6. Лукашевич Т. М. Коллективное музицирование на народных инструментах как средство музыкально-эстетического воспитания детей // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2007. - № 2(54). - С. 61-66.
7. Лукашевич Т. М. Коллективные формы музицирования и их роль в формировании личности подростка в Центре детского творчества г. Чебоксары // Проблемы сохранения и развития традиций музыкального и художественного образования в процессе профессиональной подготовки : сборник научных статей / отв. ред. Г. Г. Тенюкова, Е. В. Бакшаева. - Чебоксары, 2016. - С. 102-106.
8. Лукашевич Т. М. Оркестр народных инструментов музыкально-педагогического факультета - последователь педагогических традиций коллективного народного инструментального музицирования // Музыка и педагогика : материалы III Международной научно-практической конференции «Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта», посвященной 45-летию музыкального факультета ТГГПУ. Вып. 3. - Казань, 2005. - С. 258-263.
9. Лукашевич Т. М. Оркестр народных инструментов - одна из форм коллективного музицирования в педагогическом вузе // Воспитательно-образовательное пространство «национальный язык - национальная культура» в многонациональной школе : сборник научных трудов. - М. ; Чебоксары, 2005. - С. 72-78.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fgosvo.rU/news/4/1312.
UDC 378.016:785.071.2
T. M. Lukashevich
«PEREZVONY ORCHESTRA» OF I. YAKOVLEV CHUVASH STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY AS SCHOOL OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE DEVELOPMENT AT STUDENTS WHO ARE TO BECOME LEADERS OF CHILDREN'S CREATIVE TEAMS
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article deals with the formation and development of professional and pedagogical competence at future Music teachers through practical experience of collective music-making. The article outlines the key tasks of training and musical-educational program of orchestral class, presents the forms and methods of the phased implementation of the development of professional and pedagogical competence of students in educational activity of «Perezvony Orchestra» of I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University.
Keywords: competence, education, music education, collective music-making, orchestra.
REFERENCES
1. Arestova V. Yu. Muzykal'no-pedagogicheskaya podgotovka uchitelya nachal'nykh klassov v kontekste nepreryvnogo muzykal'nogo obrazovaniya // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta im. I. Ya. Yakovleva. - 2009. - № 1. - S. 85-88.
2. AsafevB. V. Izbrannye stat'i o muzykal'nom obrazovanii i prosveshhenii. - M. ; L. : Muzyka, 1965. - 151 s.
3. Vinogradova M. T. Ob osobennostyakh formirovaniya u uchashhikhsya cennostnogo otnosheniya k muzykal'no-ispolnitel'skoj deyatel'nosti // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2015. - № 2(86). - S. 139-143.
4. Lukashevich T. M. Aktivizaciya tvorcheskogo razvitiya budushhikh uchitelej muzyki v orkestre narodnykh instrumentov // Rekonstrukciya detskogo fol'klora chuvashskoj diaspory v Rossijskoj Federacii : sbornik nauchnykh trudov / pod red. L. V. Kuznecovoj. - Cheboksary : Reklamno-poligraficheskoe byuro «Plakat», 2009. - S. 125-129.
5. Lukashevich T. M. K voprosu razvitiya iskusstva orkestrovoj igry v pedagogicheskom vuze // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2004. - № 1(39). -S. 173-177.
6. Lukashevich T. M. Kollektivnoe muzicirovanie na narodnykh instrumentakh kak sredstvo muzykal'no-esteticheskogo vospitaniya detej // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2007. - № 2(54). - S. 61-66.
7. Lukashevich T. M. Kollektivnye formy muzicirovaniya i ikh rol' v formirovanii lichnosti podrostka v Centre detskogo tvorchestva g. Cheboksary // Problemy sokhraneniya i razvitiya tradicij muzykal'nogo i khudozhestven-nogo obrazovaniya v processe professional'noj podgotovki : sbornik nauchnykh statej / otv. red. G. G. Tenyukova, E. V. Bakshaeva. - Cheboksary, 2016. - S. 102-106.
© Lukashevich T. M., 2018
Lukashevich, Tamara Mikhaylovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Professor of the Department of Musical Instruments and Solo Singing, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: tamriko57@mail.ru
The article was contributed on January 12, 2018
8. Lukashevich T. M. Orkestr narodnykh instrumentov muzykal'no-pedagogicheskogo fakul'teta - posle-dovatel' pedagogicheskikh tradicij kollektivnogo narodnogo instrumental'nogo muzicirovaniya // Muzyka i pedagogi-ka : materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Muzyka i pedagogika: problemy profession-al'noj podgotovki pedagoga-muzykanta», posvyashhennoj 45-letiyu muzykal'nogo fakul'teta TGGPU. Vyp. 3. - Kazan', 2005. - S. 258-263.
9. Lukashevich T. M. Orkestr narodnykh instrumentov - odna iz form kollektivnogo muzicirovaniya v peda-gogicheskom vuze // Vospitatel'no-obrazovatel'noe prostranstvo «nacional'nyj yazyk - nacional'naya kul'tura» v mnogonacional'noj shkole : sbornik nauchnykh trudov. - M. ; Cheboksary, 2005. - S. 72-78.
10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po special'nosti 53.09.01 Is-kusstvo muzykal'no-instrumental'nogo ispolnitel'stva [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://fgosvo .ru/news/4/1312.