Научная статья на тему 'Музыкальное творчество как объект теоретического анализа'

Музыкальное творчество как объект теоретического анализа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4129
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / МУЗЫКАНТ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / MUSICAL CREATIVITY / MUSICIAN / MUSIC PEDAGOGY / CREATIVITY / CREATIVE PROCESS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Блох Олег Аркадьевич

В статье проанализирована современная ситуация, связанная с применением терминов «музыка», «музыкальное творчество», «музыкальное искусство». Выделяются признаки творчества, которые, как общее в частном, рассматриваются в русле понятия «музыкальное творчество». Их представляют: способ продвижения, способ достижения, значимость, качество воздействия и результат (итоговый продукт). Обращается внимание на то, что творчество является отражением эмоций, идей, предметного мира, потенциала человека, окружающей действительности в целом. Разрабатывается классификационный ряд понятия «музыкальное творчество», куда входят объективное и субъективное музыкальное творчество как процесс познания; профессиональное и любительское музыкальное творчество; индивидуальное и коллективное; народное, религиозное, светское; детское, юношеское, молодёжное, музыкальное творчество мастеров. Обращается внимание на то, что музыкальное творчество объединяет в себе природу собственно музыкального искусства и педагогики. В этом автор видит специфику педагогики музыкального образования, рассматривающей каждое явление и в музыкальном, и в педагогическом ракурсе. В статье подчёркивается, что в завершающей части классификации признаков творчества стоит понятие «творческий потенциал», который одновременно выступает и как стимулятор, и как показатель развития креативной природы личности, и как своеобразная итоговая субстанция творческого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL CREATIVITY AS AN OBJECT OF THEORETICAL ANALYSIS

The article analyzes the current situation gets associated with the use of the terms “music”, “musical creativity”, “the art of music”. Distinguished signs of creativity that the total private line considered in the concept of “musical creativity”. They are a way to promote, the way to achieve, relevance, impact and quality of the result (final product). Attention is drawn to the fact that the work is a reflection of: emotions, ideas and the objective world, the human potential, of reality as a whole. It developed a series of classification concept of “musical work”, which includes: objective and subjective musical creativity as a process of learning; Professional and amateur musical creativity; individual and collective; national, religious and secular; children, youth, youth, masters of musical creativity. The attention that the musical work combines the actual nature of musical art and pedagogy. This author sees the specifics of music education pedagogy that considers every phenomenon in the musical and pedagogical perspectives. The article emphasizes that in the final classification of the signs of creativity is the concept of “creativity”, which acts simultaneously as a stimulant and as an indicator of the development of the creative nature of the individual, and as a kind of final substance of the creative process.

Текст научной работы на тему «Музыкальное творчество как объект теоретического анализа»

^у/музыкальное творчество как объект теоретического анализа

УДК 78.01 О. А. Блох

Московский государственный институт культуры

В статье проанализирована современная ситуация, связанная с применением терминов «музыка», «музыкальное творчество», «музыкальное искусство». Выделяются признаки творчества, которые, как общее в частном, рассматриваются в русле понятия «музыкальное творчество». Их представляют: способ продвижения, способ достижения, значимость, качество воздействия и результат (итоговый продукт). Обращается внимание на то, что творчество является отражением эмоций, идей, предметного мира, потенциала человека, окружающей действительности в целом. Разрабатывается классификационный ряд понятия «музыкальное творчество», куда входят объективное и субъективное музыкальное творчество как процесс познания; профессиональное и любительское музыкальное творчество; индивидуальное и коллективное; народное, религиозное, светское; детское, юношеское, молодёжное, музыкальное творчество мастеров. Обращается внимание на то, что музыкальное творчество объединяет в себе природу собственно музыкального искусства и педагогики. В этом автор видит специфику педагогики музыкального образования, рассматривающей каждое явление и в музыкальном, и в педагогическом ракурсе. В статье подчёркивается, что в завершающей части классификации признаков творчества стоит понятие «творческий потенциал», который одновременно выступает и как стимулятор, и как показатель развития креативной природы личности, и как своеобразная итоговая субстанция творческого процесса.

Ключевые слова: музыкальное творчество, музыкант, музыкальная педагогика, творческий потенциал, творческий процесс.

O. A. Blokh

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

musical creativity as an object of theoretical analysis

The article analyzes the current situation gets associated with the use of the terms "music", "musical creativity", "the art of music". Distinguished signs of creativity that the total private line considered in the concept of "musical creativity". They are a way to promote, the way to achieve, relevance, impact and quality of the result (final product). Attention is drawn to the fact that the work is a reflection of: emotions, ideas and the objective world, the human potential, of reality as a whole. It developed a series of classification concept of "musical work", which includes: objective and subjective musical creativity as a process of learning; Professional and amateur musical creativity; individual and collective; national, religious and secular; children, youth, youth, masters of musical creativity. The attention that the musical work combines the actual nature of musical art and pedagogy. This author sees the specifics of music education pedagogy that considers every phenomenon in the musical and pedagogical perspectives. The article emphasizes that in the final classification of the signs of creativity is the concept of "creativity", which acts simultaneously as a stimulant and as an indicator of the development of the creative nature of the individual, and as a kind of final substance of the creative process.

Keywords: musical creativity, musician, music pedagogy, creativity, creative process.

БЛОХ ОЛЕГ АРКАДЬЕВИЧ — доктор педагогических наук, профессор кафедры оркестрового дирижирования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры, заведующий научной лабораторией «Развитие творческого потенциала музыканта»

BLOKH OLEG ARKAD'EVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of orchestral conducting, Faculty of Musical Arts, Moscow State Institute of Culture, Head of the research laboratory "Devebpment of creative potentM of a ^sraan" e-mail: o.blokh2011@yandex.ru

© Блох О. А., 2015

Современное осмысление проблемы творческого развития музыканта обнаруживает распространённое отождествление понятий «музыка» и «музыкальное творчество». Пагубность подобного знака равенства очевидна. С одной стороны, таким образом обнаруживается незнание наличия репродуктивных и продуктивных процессов музыкальной деятельности, а с другой — выхолащивается специфика и содержание собственно творчества в музыке.

Следует отметить, что, например, обучение как процесс приобретения уже имеющихся в музыкальной теории и практике знаний, умений и навыков в основе своей — репродуктивный, в котором творчество может выступать своеобразным мерилом качества получаемого образования, катализатором и показателем самореализации. Неумение выделить репродуктивное и продуктивное предопределяет невозможность выработки и применения целесообразных педагогических технологий, необходимых для профессионального становления музыканта. Подмена понятий «музыка» и «музыкальное творчество» закрывает дверь в мир изучения творчества как многогранного психофизиологического процесса, активизирующего художественно-образного мышление, эстетическое сознание и бессознательное в целом, помогающего найти путь к духовному совершенствованию личности обучающегося музыканта.

Сегодня остро стоит проблема псевдотворчества, псевдомузыки и квазимузыкантов. Антихудожественное, низкопробное, вычурное не только наносит непоправимый ущерб практике музыкального образования, но и противоречит сути творчества, его гносеологической (познавательной), аксиологической (ценностно-ориентационной), морально-нравственной, социально значимой составляющим.

Высокие образцы музыкального творчества — олицетворение чувственной искренности, эмоциональной глубины, созидательного труда, откровения души, которые наполняются общечеловеческими ценно-

стями. Действительно, творить — значит быть искренним, творить — значит любить.

Актуальность изучения феномена «музыкальное творчество» заключается не только в необходимости его теоретического осмысления, преодоления отставания методического обеспечения творческого развития обучающихся на музыкальных специализациях. Сегодня важно повысить квалификацию музыканта как креативной личности, ориентирующейся в психологии и педагогике музыкального творчества. Современный музыкант высшей квалификации должен быть не только прекрасным исполнителем с широким кругозором, педагогом с теоретико-методическими знаниями, опытом практической работы, но и специалистом, владеющим диагностикой, способом прогнозирования и оптимизации творческого процесса. Знание психологии и педагогики музыкального творчества открывает пространство для света творческой мысли, чувственного откровения, развёрнутой самореализации, профессионального роста, духовного совершенствования музыканта в целом.

Для того чтобы глубже понять, что же такое «музыкальное творчество», обратимся к базовому определению «творчество». Постижение природы творчества даёт ответы на многие вопросы, связанные с развитием креативных ресурсов человека, музыканта в частности. Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. Творчество — это свобода мышления и внутренний поиск, эмоциональный подъём и самопогружение в глубины бессознательного, осознанная необходимость и интуитивный прорыв, полёт внутреннего «я» во внешнее пространство, энергетический всплеск и «брожение» души.

Существует много определений творчества, которые «трактуют» его как рождение,

создание чего-то нового. «Творчество — деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового и оригинального продукта в сфере идей, науки и искусства, а также в сфере производства и организации» [13, с. 3]. В одном из определений подчёркивается, что «творчество — деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности» [12, с. 48]. В другом — творчество определяется как «созидательная сила, покоряющая воображение человеческого гения, пленяющая своей новизной» [2, с. 27]. Обращает на себя внимание высказывание, в котором «творчество — совокупность сознательно-подсознательной энергии, ставшей достоянием цивилизации в виде произведённой продукции» [8, с. 68]. «Творческая деятельность человека — всегда "прорыв" за рамки своего "я". Процесс творчества предполагает диалог с миром и с самим собой» [17, с. 310].

Итак, творчество — это деятельность. Но чья деятельность? Природа не включает в себя такое явление, как творчество. В природе происходит процесс развития, но не творчества. Творчество — процесс и продукт жизнедеятельности человека.

Всю деятельность людей можно условно разделить на творческую и нетворческую и различать по следующим пяти признакам: по результату (творчество характеризуется получением нового, ранее неизвестного качества, в то время как «нетворчество» даёт известный, стандартный, принципиально схожий с ранее полученным продукт); по способу продвижения к результату (процессуаль-ность): творчество неповторимо в своём пути движения (активно в системе работает сознание и бессознательное); «нетворчество» предполагает традиционность движения, в котором задействована лишь некая часть сознания или бессознательного; по способу достижения результата (творчество характеризует оригинальность действий — создание нового способа действия либо оригинальной комбинации известных приёмов действия, либо обычной комбинации неизвестных приёмов

действия); по значению (творчество выступает как непосредственный двигатель прогресса, определяющий его качественно различные ступени; «нетворчество» оказывается лишь средством количественного накопления условий для коренных изменений, то есть для творчества); по воздействию на человека: творчество — «строитель» человеческой природы, её психофизиологии, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, эстетической, морально-нравственной, социальной составляющих, духовного целого; «нетворчество», как рутина, разрушает человеческую природу, убивает в ней Человека.

Творчество и нетворчество — неразрывные стороны человеческой деятельности, каждая из которой обуславливает другую (они глубоко взаимообусловлены). Продуктивный и репродуктивный виды деятельности находятся бок о бок, дополняя друг друга. Поэтому дифференцировать (разделить) их бывает достаточно сложно. Яркий пример этому — процесс обучения, который постоянно может переходить от репродуктивной (стандартного усвоения знания) к поисково-творческой деятельности и наоборот. Часто одно зарождается в другом, мгновенно меняя видовую принадлежность деятельности. При этом появляется либо качественно новое (творчество), либо осуществляется переход, например, к сбору недостающей информации, повторению пройденного этапа (репродук-тивность — нетворчество).

Между вышеперечисленным и музыкальным творчеством можно с полным основанием поставить знак равенства, как между общим и частным, развивающимся в среде и по законам общего. Этот факт в достаточной мере подтверждает многогранную и всеобъемлющую природу творчества. Музыкальное творчество является прямым отражением творчества в целом.

Музыкальное творчество во многом представляет нахождение (поиск и результат) новой идеи, оригинального замысла в области музыкального искусства, связанных с моделированием, рождением, воспроизведением

и восприятием художественного образа, основное содержание которого определяет человек с помощью освоения природы звука. Музыкальное творчество — это новая мысль, одетая в звуковую палитру.

Предмет музыкального творчества включает в себя как миг озарения, рождение замысла художественного образа, так и сам процесс его воплощения, а также итоговый продукт — музыкальный материал (готовое сочинение, интерпретация, инструментовка, аранжировка и т.д.) и самого человека, изменяющегося в результате этого процесса.

Объектом и одновременно субъектом такого процесса может быть и музыкальный материал (над которым работает, например, композитор, исполнитель и который оказывает воздействие на последних), и сам человек (музыкант, зритель-слушатель), непосредственно влияющий на этот процесс и оказывающийся под этим влиянием.

Музыкальное творчество представляет собой необходимый источник собственно музыкального искусства, рождая неповторимость, загадочность, образец гармонии, красоты, совершенства. Именно индивидуальная, личностно-творческая, эвристическая природа музыканта позволяет ступить на порог страны под названием «Музыкальное искусство», в мир музыкальных открытий.

Для сравнения приведём варианты репродуктивной (нетворческой) и продуктивной (творческой) деятельности музыканта. Варианты репродуктивной (нетворческой) деятельности музыканта: повторение пройденного материала (например, основ композиции); механическое воспроизведение нотного текста; автоматизированная работа над инструктивно-тренировочным материалом (гаммы, арпеджио, другие упражнения для совершенствования техники исполнения); доведение до автоматизма технической составляющей процесса исполнения музыкального произведения; копирование услышанного варианта исполнения; прямолинейное, однобокое освоение исполнительских традиций;

неосмысленное, поверхностное исполнение, лишённое концептуальной основы; стереотипное освоение правил построения музыкальных форм, принципов музыкального развития в строгом соответствии с имеющимися рекомендациями; традиционное изучение по шаблону конструктивных особенностей музыкальных инструментов, времени их создания, специфики применения; формальное изучение теории и методики музыкально-педагогической деятельности, получившей успешную практическую апробацию. Варианты творческой деятельности музыканта: создание музыкальных произведений: оригинальных сочинений, обработок и т.д.; сочинение упражнений для решения технико-исполнительских задач; сочинение упражнений для решения художественно-образных задач; инструментовка; аранжировка; переложение; транскрипция; выполнение творческих заданий, связанных с сочинительством; выполнение творческих заданий, связанных с исполнительством; выполнение творческих заданий, связанных с прослушиванием музыкального материала.

Музыкальное творчество предстаёт как отражение действительности. Важно то, что это отражение носит преобразующий, созидающий характер. Всё многообразие отражаемого целесообразно сгруппировать вокруг пяти осей: «отражение эмоций, отражение идей, отражение предметного мира» [18, с. 8], общественно-исторического характера действительности, развивающегося творческого потенциала человека. Дадим краткие пояснения.

Творческая деятельность композитора, исполнителя или слушателя всегда есть отражение мира эмоций, чувств, настроений. Мир эмоций в музыке поистине огромен. «Комплексы эмоций в музыке необозримы именно потому, что здесь они, как правило, не выступают "поодиночке", но чаще всего в разных сочетаниях» [15, с. 7].

У композитора эмоции, возникшие на основе переживаний, впечатлений, являются своеобразным лейтмотивом создания худо-

жественного образа будущего произведения. Эмоции исполнителя составляют основу интерпретаторской концепции, самого процесса исполнения (воссоздания) сочинения. Восприятие музыки слушателем сопровождается эмоциональным откликом, сопереживанием, на основе чего формируется впечатление от услышанного. Эмоции можно представить как отражение воображаемого (например, создание драматургии будущего сочинения или исполнения), отражение-выражение (процесс собственно исполнения) и отражение оценки (эмоции, например, на уровне восхищения или негодования, относящиеся к восприятию музыки). Все субъект-объектные отношения музыкального творчества пронизаны чувственной энергией. Возникновение эмоций, их передача и восприятие находятся в поле рождения звукового художественного образа (музыкального образа).

Музыкальное творчество как отражение идеи предстаёт на уровне концептуальной модели будущего креативного продукта. Концепция построения музыкальной речи, выбор выразительных средств, тех или иных приоритетов, как выражение доминантной идеи, определяли появление и развитие жанров, стилей и направлений. Например, новая идея (соединение инструментальной и вокальной музыки) стала предвестником появления таких жанров, как оратория, кантата, опера. Идея свободной импровизации с развитой метроритмической структурой и характерным свингом предшествовала становлению джаза. Музыкальное творчество как отражение идеи предстаёт на уровнях: идеи-моделирования, идеи-выражения, идеи воспроизведения и восприятия художественного продукта.

Музыкальное творчество как отражение предметного мира предстаёт в прямой и опосредованной форме. Прямую форму олицетворяют, например, звуковые эффекты фауны, флоры (птичьи голоса, звуки животных), а также человеческого бытия (школьный звонок, звук телефона, печатной машинки), явлений природы (плеск волны, шум ветра, дождя,

раскаты грома). Использование подобных эффектов получило большое распространение в современном музыкальном творчестве.

В большей степени отражение предметного мира происходит в опосредованной (косвенной) форме. Есть целое направление в музыкознании, изучающее звукоизобрази-тельные свойства музыки. Практически нет ни одного явления природы, окружающего мира в целом, которое бы ни нашло отражение в музыкальном творчестве (наступление рассвета, ритм скачки лошадей, ускоряющийся ход локомотива, биение человеческого сердца). В. Н. Холопова подчёркивает: «Если рассматривать европейскую музыку Нового и Новейшего времени, трудно назвать типы предметов внешнего мира (включая флору и фауну), которые не получили бы в музыке изобразительного отражения (вместе с включённой в это отражение субъектно-эмоцио-нальной оценкой этих предметов и явлений окружающего мира)» [18, с. 9].

Музыкальное творчество как отражение общественно-исторического характера действительности проявляется также в различных формах. Например, веяния эпохи Возрождения или эпохи Просвещения наложили отпечаток и на развитие музыкального творчества. Обращение к человеческой природе в эпоху Возрождения и свободомыслие эпохи Просвещения явились отправной точкой расширения выразительных средств, чувственной природы музыкального творчества. Обращение романтиков XIX века к внутреннему миру человека, раскрытие тайн человеческой души во многом коррелируется с открытиями в области физиологии, психологии, демократическими преобразованиями, прогрессивным развитием общества в целом. Музыкальное творчество всегда социально. Оно имеет опосредованно-индивидуализи-рованный характер, так как этапы общественного развития находят отражение в конкретных композиторских и исполнительских школах, отображающих многообразие жизнедеятельности человека.

Музыкальное творчество выступает как

отражение потенциала человека. В данном случае имеется в виду его креативный (творческий) потенциал. Творческое действие требует концентрации, координации креативных сил. Другими словами, оно (действие), во-первых, является стимулятором творческого развития музыканта. Во-вторых, сам творческий процесс и его итоги могут служить показателями уровня творческого потенциала. В-третьих, анализ хода и итогов творческой работы музыканта может быть основанием для построения ближней, средней и дальней перспектив креативного роста музыканта. Что же такое творческий потенциал музыканта?

Творческий потенциал музыканта представляет собой многомерное, интегративное, целостное ресурсное образование, которое включает в себя сознание (интересы, потребности, вкусы, способности (общие, частные, специальные), ценностные ориентации (суждения, оценки, взгляды; убеждения, установки, позиции) в музыкальной, общехудожественной, эстетической области в целом); бессознательное (иррациональность, импровизация, интуиция, чувства, внутренние состояния — апатия, прострация, вдохновение, озарение и другие); личностные качества (собственно креативные, психологические (врождённые, приобретённые), морально-нравственные, социальные); креативный опыт (деятельност-ный и чувственный) и проявляется в моделировании музыкального образа, создании и исполнении художественной продукции, анализе деятельности и её итоговых результатов, во внесении корректив и установлении перспектив (ближней, средней, дальней) креативного процесса. Данное определение духовно-творческого потенциала музыканта отражает структуру и содержание феномена, связано с деятельностной спецификой музыкального творчества (сочинительство, исполнительство, обработка, инструментовка, аранжировка, переложение музыкального материала, преподавание).

Музыкальное творчество, как процесс познания действительности, как отражение

её в художественных образах, можно разделить на объективный и субъективный виды. В основе музыкального творчества лежат стремления и умения музыканта перерабатывать и преобразовывать жизненные впечатления в художественные образы, интерпретировать (воссоздавать) художественную продукцию (например, сочинение произведения, академическое концертное выступление инструменталистов, церковное хоровое песнопение, народное гуляние, праздник современного музыкального искусства) и т.д.

Объективное музыкальное творчество

— создание художественной продукции — новой и важной для общества, его духовного развития в целом. Такая продукция пополняет арсенал музыкальных ценностей.

Субъективное музыкальное творчество

— создание художественной продукции — новой только для его автора, но не представляющей большой ценности для окружающих. Такой, например, является, первая проба пера детей, их первые шаги в мире исполнительского искусства.

Насколько разнообразна природа музыкального творчества, настолько разнообразен его видовой спектр. Различают профессиональное и любительское музыкальное творчество. Субъектом профессионального музыкального творчества выступает квалифицированный музыкант. Музыкальное творчество как род деятельности у профессионала является основным. Субъектом любительского музыкального творчества выступает самодеятельный музыкант. Музыкальное творчество как род деятельности у любителя является дополнительным и проходит в зоне свободного времени. Результаты творческого процесса, как у профессионалов, так и у любителей, могут быть относительно низкими и относительно высокими. Итоговая художественная продукция у тех и других может представлять объективный или субъективный вид музыкального творчества. Поэтому утверждение того, что профессиональное музыкальное творчество — высокое искусство, а любительское — нечто второ-

сортное, является несостоятельным и неправомерным. Существуют многочисленные примеры неудачных выступлений профессионалов и блестящих выступлений любителей. В настоящее время профессиональное музыкальное творчество и любительское музыкальное творчество активно интегрируются. Подтверждений тому — большое количество (совместные сценические выступления профессионалов и любителей; участие любителей в профессиональной филармонической деятельности; участие профессионалов в просветительской деятельности, в самодеятельных смотрах в качестве гостей; музыканты-самородки работают в жюри профессиональных конкурсов) и т.д.

Выделяют индивидуальное и коллективное музыкальное творчество. Индивидуальное музыкальное творчество представляют композиторы, инструментовщики, аранжировщики, солисты-инструменталисты и солисты-вокалисты. Коллективное музыкальное творчество — оркестры, хоры, различного состава ансамбли. Эти два вида глубоко детерминированы (взаимообусловлены, взаимозависимы). В практике музыкального творчества часто два вида предстают в единстве. Например, выступление солиста и хора; оркестра народных инструментов с солистом балалаечником-виртуозом, гусляром и т.д.

Различают народное музыкальное творчество, религиозное и светское. Народное музыкальное творчество включает в себя народные песни, музыкальные праздники календарного цикла, семейно-бытовые обряды (родинная обрядность, свадебный ритуал, похоронный обряд). Народные песни делятся на колыбельные, свадебные и трудовые. Выделяют хороводные, игровые, плясовые и лирические песни. Народное музыкальное творчество представляет детский музыкальный фольклор (песни для детей, детское творчество). Обращает на себя внимание эпическая традиция: былины, исторические песни, баллады, духовные стихи.

Народное музыкальное творчество включает в себя инструментальную культуру:

инструменты обрядовой практики; инструменты охотничьей и пастушеской практики; народные музыкальные инструменты.

В структуру народного музыкального творчества входят песни позднего периода формирования: городская бытовая песня, авторская песня, лирическая песня, частушка.

Народное музыкальное творчество представляет и народный музыкальный театр. Составляющие этой культуры: оркестры, ансамбли народных инструментов, дирижёры, самодеятельные солисты-инструменталисты, актёры-певцы, актёры-танцоры, актёры-чтецы, художники-декораторы, гримёры и т.д.

Религиозное музыкальное творчество во многом олицетворяют церковные песнопения, связанные с литургическим действом, обрядовой культурой. Светское музыкальное творчество включает в себя салонное музицирование, городской романс.

Музыкальному творчеству в целом присуща и некая возрастная дифференциация. Её составляют: детское и юношеское музыкальное творчество; музыкальное творчество молодёжи, музыкальное творчество мастеров. Музыкальное творчество мастеров в педагогическом русле проявляется в таких формах, как «мастер-класс», «концерт-встреча», «концерт-беседа», «дискуссия-концерт», «лекция-концерт», «концерт-импровизация», «показ-эксперимент» и других.

Следует заключить, что музыкальное творчество объединяет в себе природу собственно музыкального искусства и педагогики. «В этом видится специфика педагогики музыкального образования, рассматривающей каждое явление и в музыкальном, и в педагогическом ракурсах» [1, с. 86].

Не случайно классификацию признаков творчества завершает понятие «творческий потенциал», который одновременно выступает и как стимулятор, и как показатель развития креативной природы личности, и как своеобразная итоговая субстанция творческого процесса. В данном случае также обнажается двуединство музыкального и педагогического начала.

Примечания

1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030700 — Музыкальное образование. Москва : Academia, 2004. 335 с., ил.

2. Арнольдов А. И. Диалог культур: веление времени. Москва : МГУКИ, 2001.

3. Архипова М. В. Музыкальный жест как проблема современного музыкознания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 80—85.

4. Блох О. А. Музыкальное развитие детей дошкольного возраста в учреждениях клубного типа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 147—152.

5. Блох О. А. Педагогика и психология музыкального творчества : учебное пособие для вузов. Москва : МГУКИ, 2014. 234 с.

6. Блох О. А. Специфика художественно-педагогической работы в детских оркестровых коллективах (ансамблях) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 156—161.

7. Волобуев В. А. Эстетические основы современного искусства // Культура и образование. 2015. № 1 (16). С. 59—61.

8. Журавлев В. В. Мир художественной культуры. Москва : Мысль, 1987. 239 с.

9. Зорилова Л. С. Духовные основы становления музыкальной школы эпохи возрождения в Западной Европе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 5 (67). С. 83—89.

10. Левицкая С. В. Формирование музыкально-эстетической культуры режиссёра театрализованных представлений и праздников // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 241—245.

11. Лензон В. М. О персонификации музыкальных инструментов в художественном творчестве // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 75—80.

12. Михайлов А. А. Художественное творчество учащихся. Москва, 1969. 148 с.

13. Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества : учебное пособие для вузов. Москва : Академический Проект, 2008. 496 с. (Gaudeamus).

14. Полякова Т. В. Формирование оркестрового мышления у студентов институтов культуры // Культура и образование. 2014. № 4 (15). С. 89—94.

15. Ражников В. Г. Резервы музыкальной педагогики. Москва : Знание, 1980. 96 с., ил.

16. Ржепянская И. В. О профессиональной подготовке педагога-музыканта в вузе культуры и искусств: к постановке проблемы // Культура и образование. 2015. № 1 (16). С. 38—43.

17. Столович Л. Н. Жизнь — творчество — человек : функции художественной деятельности. Москва : Политиздат, 1985. 415 с.

18. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства : учебное пособие для студентов вузов искусств и культуры / Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. Санкт-Петербург : Лань, 2000. 319 с.

19. Шапинская Е. Н. Художественная культура и её произведения в эпоху тотальной дигитализации: культурные смыслы и эстетические ценности // Культура и образование. 2015. № 2 (17). С. 60—67.

20. Школяр Л. В. Тенденции и перспективы раскрытия творческого потенциала молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (64). С. 118—123.

References

1. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V. Teoriya muzykal'nogo obrazovaniya [Theory of music education]. Moscow, Academia Publ., 2004. 335 p.

2. Arnoldov A. I. Dialog kul'tur: velenie vremeni [Dialogue of cultures: command of time]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2001.

3. Arkhipova M. V. Musical gesture as a problem of modern musicology. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 80—85. (In Russian)

4. Blokh O. A. The musical development of children of preschool age in the club-type institutions. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2015, No. 3 (65), pp. 147—152. (In Russian)

5. Blokh O. A. Pedagogika i psikhologiya muzykal'nogo tvorchestva [Pedagogics and psychology of musical creativity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2014. 234 p.

6. Blokh O. A. The specificity of artistic and pedagogical work in children orchestral ensembles (ensembles). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2014, No. 6 (62), pp. 156—161.

7. Volobuev V. A. Esteticheskie osnovy sovremennogo iskusstva [Esthetic bases of the modern art]. Kul'tura

i obrazovanie [Culture and Education]. 2015, No. 1 (16), pp. 59—61.

8. Zhuravlev V. V. Mir khudozhestvennoi kul'tury [World of art culture]. Moscow, Mysl Publishers, 1987. 239 p.

9. Zorilova L. S. Spiritual bases of formation of music school of an era of the Renaissance in Western Europe. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2015, No. 5 (67), pp. 83—89.

10. Levitskaya S. V. The formation of musical and aesthetic culture of the Director of theatrical performances and festivals. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 241—245.

11. Lenzon V. M. About the personification of musical instruments in art. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 75—80.

12. Mikhailov A. A. Khudozhestvennoe tvorchestvo uchashchikhsya [Art creativity of pupils]. Moscow, 1969. 148 p.

13. Petrushin V. I. Psikhologiya i pedagogika khudozhestvennogo tvorchestva [Psychology and pedagogics of art creativity]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ. [Academic Project Publ.], 2008. 496 p.

14. Polyakova T. V. Formirovanie orkestrovogo myshleniya u studentov institutov kul'tury [Formation of orchestral thinking at students of institutes of culture]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 4 (15), pp. 89—94.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Razhnikov V. G. Rezervy muzykal'noi pedagogiki [Reserves of musical pedagogics]. Moscow, Publishing house "Znanie", 1980. 96 p.

16. Pzhepyanskaya I. V. About vocational training of the teacher-musician in higher education institution of culture and arts: to statement of a problem. Kul'tura iobrazovanie [Culture and Education]. 2015, No. 1 (16), pp. 38—43.

17. Stolovich L. N. Zhizn' — tvorchestvo — chelovek : funktsii khudozhestvennoi deiatel'nosti [Life — creativity — the person: functions of art activity]. Moscow, 1985. 415 p.

18. Kholopova V. N. Muzyka kak vid iskusstva [Music as art form]. St. Petersburg, Lan Publ., 2000. 319 p.

19. Shapinskaya E. N. Art culture and its works during an era of a total digitalization: cultural meanings and esthetic values. Kul'tura iobrazovanie [Culture and Education]. 2015, No. 2 (17), pp. 60—67.

20. Shkolyar L. V. Trends and prospects of youth' creative potential support. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 2 (64), pp. 118—123. (In Russian)

(современный музыкальный язык

и проблема его понимания

УДК 378.978:78.01 С. Ю. Малкин

Московский государственный институт культуры

Статья посвящена вопросам совершенствования профессионального образования педагогов-музыкантов за счёт расширения учебного материала, связанного с освоением современного музыкального языка. Автор рассматривает сущность музыкального языка, его основные компоненты; анализирует возможности включения дидактического материала, посвящённого углубленному изучению музыкального языка, в структуру профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов. Доказывается, что развитие профессиональных компетенций учащихся музыкальных факультетов педагогических вузов и вузов искусств требует расширения предоставляемого студентам материала и внедрения соответствующего материалу герменевтического подхода и педагогических методов, позволяющих с высокой эффективностью сформировать данные компетенции. Это способствует повышению качества отечественного профессионального музыкально-педагогического образования.

Ключевые слова: педагогика, музыкально-педагогическое образование, музыкальный язык, герменевтика.

МАЛКИН СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ — аспирант кафедры музыкального образования факультета музыкального 238 искусства Московского государственного института культуры

MALKIN SERGEI YURIEVICH — doctoral student the Department of music education, Faculty of Music Art, Moscow State Institute of Culture

e-mail: 10.09.89@inbox.ru © Малкин С. Ю., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.