Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы формирования мотивации детей к музыкальной деятельности в дошкольных учреждениях'

Теоретико-методологические основы формирования мотивации детей к музыкальной деятельности в дошкольных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
716
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ЛИЧНОСТЬ / MOTIVATION / MOTIVATIONAL SPHERE / OF MUSICAL-AESTHETIC EDUCATION / MUSIC CLASSES / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболькова Юлия Сергеевна

Данная статья посвящена проблеме формирования мотивации детей к музыкальным занятиям в дошкольных учреждениях, которая рассматривается комплексно и системно. Автор подчёркивает, что мотивацию источник активности и побудитель различной деятельности, можно рассматривать как один конкретный мотив, как систему мотивов, как мотивационную сферу, в которой взаимодействуют интересы, потребности и собственно мотивы. Обращается внимание на то, что система дошкольного музыкально-эстетического воспитания заключает в себе проблему формирования мотивации (как залога успешности деятельности) к музыкальным занятиям у старших дошкольников, проекция которой в дальнейшем будет влиять как в целом на формирование мотивации к обучению будущих школьников, так и на развитие у них интереса к различным предметам (учебным дисциплинам). Указывается, что организация процесса музыкально-эстетического воспитания должна опираться на личностно-деятельностный, культурологический и диалогический подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL-METHODOLOGICAL BASES OF FORMATION OF MOTIVATION OF CHILDREN TO MUSICAL ACTIVITIES IN PRESCHOOL INSTITUTIONS

This article focuses on the problem of formation of motivation of children to musical activities in preschool institutions, which is treated comprehensively and systematically. The author stresses that motivation is the source activity and the stimulus of the various activities that can be regarded as one particular motive, as a system of motives, as a motivational sphere, which interact with the interests, needs and actual motives. Draws attention to the fact that the pre-school musical-aesthetic education encompasses the problem of formation of motivation (as a pledge of success) in music classes in preschool age whose projection will continue to influence as a whole on the formation of motivation to learn, future students, and to develop their interest in various subjects (academic disciplines). Indicates that the organization of the process of musical-aesthetic education affecting the efficiency of formation of motivation in children in music classes should be based on personal activity, cultural and dialogic approaches.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы формирования мотивации детей к музыкальной деятельности в дошкольных учреждениях»

sisteme kul'tury [Art in the system of culture]. Leningrad, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 1987.

9. Kartavtseva M. T. Vliyanie na psikhicheskoe razvitie rebenka-doshkol'nika kompleksnogo obucheniya na mate-riale fol'klora [Influence on mental development of the child preschool child of complex training at folklore material]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2006, No. 2, pp. 73—78.

10. Kartavtseva M. T. Sushchnost' i soderzhanie muzykal'no-tvorcheskogo razvitiya detei [Essence and content of musical and creative development of children]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2007, No. 4, pp. 171—175.

11. Kirsanova N. N. Obshchekul'turnaya funktsiya yazyka iskusstva [General cultural function of the language of art]. In: Kagan M. S., ed. Iskusstvo v sisteme kul'tury [Art in the system of culture]. Leningrad, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 1987.

12. Ovsyannikova M. F., ed. Kratkii slovar' po estetike: kniga dlya uchitelya [The short dictionary on an esthetics: the book for the teacher]. Moscow, Prosveshchenie Publ. [Education Publ.], 1983. 224 p.

13. Melnikov M. N. Formoobrazuyushchaya rol' vneesteticheskikh funktsii nekotorykh zhanrov fol'klora [Formbuilding role of extra esthetic functions of some genres of folklore]. In: Melnikov M. N., ed. Polifunktsional'nost' fol'klora [Polyfunctionality of folklore]. Novosibirsk, Publishing house of Novosibirsk State Pedagogical Institute, 1983. Pp. 8—27.

14. Stolovich L. N. Kul'tura khudozhestvennaya i kul'tura esteticheskaya [Culture art and culture esthetic]. In: Kagan M. S., ed. Iskusstvo v sisteme kul'tury [Art in the system of culture]. Leningrad, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 1987.

15. Tarasov V. A. Iskusstvo kak "kod" kul'tury [Art as "code" of culture]. In: Kagan M. S., ed. Iskusstvo v sisteme kul'tury [Art in the system of culture]. Leningrad, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 1987.

Ю. С. Соболь к ова

Московский государственный институт культуры

Данная статья посвящена проблеме формирования мотивации детей к музыкальным занятиям в дошкольных учреждениях, которая рассматривается комплексно и системно. Автор подчёркивает, что мотивацию — источник активности и побудитель различной деятельности, можно рассматривать как один конкретный мотив, как систему мотивов, как мотивационную сферу, в которой взаимодействуют интересы, потребности и собственно мотивы. Обращается внимание на то, что система дошкольного музыкально-эстетического воспитания заключает в себе проблему формирования мотивации (как залога успешности деятельности) к музыкальным занятиям у старших дошкольников, проекция которой в дальнейшем будет влиять как в целом на формирование мотивации к обучению будущих школьников, так и на развитие у них интереса к различным предметам (учебным дисциплинам). Указывается, что организация процесса музыкально-эстетического воспитания должна опираться на личностно-деятельностный, культурологический и диалогический подходы.

Ключевые слова: мотивация, мотивационная сфера, музыкально-эстетическое воспитание, музыкальные занятия, личность.

СОБОЛЬКОВА ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА — аспирантка кафедры музыкального образования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры SOBOLKOVA YULIYA SERGEEVNA — doctoral student of Department of music education, Faculty of musical arts, Moscow State Institute (University) of Culture

ЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ К МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

УДК 373

e-mail: julianna1983@mail.ru © Соболькова Ю. С., 2016

Yu. S. Sobolkova

Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THEORETICAL-METHODOLOGICAL BASES OF FORMATION OF MOTIVATION OF CHILDREN TO MUSICAL ACTIVITIES IN PRESCHOOL INSTITUTIONS

This article focuses on the problem of formation of motivation of children to musical activities in preschool institutions, which is treated comprehensively and systematically. The author stresses that motivation is the source activity and the stimulus of the various activities that can be regarded as one particular motive, as a system of motives, as a motivational sphere, which interact with the interests, needs and actual motives. Draws attention to the fact that the pre-school musical-aesthetic education encompasses the problem of formation of motivation (as a pledge of success) in music classes in preschool age whose projection will continue to influence as a whole on the formation of motivation to learn, future students, and to develop their interest in various subjects (academic disciplines). Indicates that the organization of the process of musical-aesthetic education affecting the efficiency of formation of motivation in children in music classes should be based on personal activity, cultural and dialogic approaches.

Keywords: motivation, motivational sphere, of musical-aesthetic education, music classes, personality.

Сфера дошкольного образования и воспитания, вслед за глубокими реформами российского образования в целом, в последние годы подвергается активной реорганизации, что влечёт за собой появление альтернативных детских образовательных учреждений, новых программ и методических материалов. Изменяются также требования к организации и содержанию музыкально-эстетического воспитания. На современном этапе основой педагогической деятельности музыкального руководителя дошкольного учреждения является ФГОС ДО, в котором обозначены обязательные правила и нормы при реализации ООП ДО и ценностные ориентиры:

• создание благоприятных условий для интеграции личности в мировую культуру;

• развитие таких качеств личности, как коммуникативность и деятельностность, обеспечивающие её самореализацию;

• формирование у детей знаний картины мира, соответствующей современному уровню [17].

Следует заметить, что научно-технический прогресс требует обучать детей в первую очередь умениям и навыкам читать, писать и считать, однако на занятиях

художественно-эстетического направления, и в большей степени — на музыкальных занятиях, не только складываются условия для развития конкретных знаний, умений и навыков у дошкольников, но и обеспечивается развитие у них способности чувствовать, творить, неординарно мыслить [1, с. 4].

Одной из центральных проблем в системе дошкольного музыкально-эстетического воспитания является проблема формирования мотивации (как залога успешности деятельности) к музыкальным занятиям у старших дошкольников, проекция которой в дальнейшем будет влиять как в целом на формирование мотивации учения будущих школьников, так и на развитие у них интереса к различным предметам.

Мотивация, являясь источником активности и побудителем различной деятельности, рассматривается авторами в разных аспектах: как один конкретный мотив; как система мотивов; как мотивационная сфера, в которой взаимодействуют интересы, потребности и мотивы [10].

По мнению психологов, мотивация представляет собой стержень психологии лич-

ности. Она детерминирует особенности поведения и деятельности личности. Мотивация являет собой индикатор отношений между людьми, отражает происходящие в них перемены.

Например, в психолого-педагогическом словаре (составитель Е. С. Рапацевич) понятие «мотивация» трактуется на следующих уровнях:

• побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта;

• предметно направленная активность определённой силы;

• побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности на предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется;

• осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности [11, с. 440].

Такие понятия, как «мотив», «потребности», «интерес», так же как и понятие «мотивация», трактуются по-разному и имеют различные классификации. К примеру, А. Н. Леонтьев основными считает два вида мотивов: смыслообразующие (побуждающие деятельность) и мотивы-стимулы (побудительные положительные или отрицательные факторы); разделение на сильные и слабые мотивы мы находим у В. С. Мерлина; а разделение мотивов на непроизвольные и содержательные

— у В. Г. Асеева. Л. И. Божович определяет мотив как то, ради чего осуществляется деятельность (представления, предметы внешнего мира, чувства и переживания, идеи) [4].

Понятие «потребность» в некоторых исследованиях соотносят с понятием мотива (А. Маслоу, Ж. Нютенн), в других

— с сопереживанием и удовлетворением (С. Л. Рубинштейн). А. Н. Леонтьев, конкретизируя потребность для данных условий, побуждающую к деятельности, соот-

носит её с понятием «внутренний мотив», входящий в её структуру [7].

В широком смысле «мотивация» рассматривается как «мотивационная сфера», её компонентами являются, по мнению Л. С. Выготского, волевая сфера и переживание удовлетворения потребности. А. Н. Леонтьев, определяя структуру мо-тивационной сферы, включил в неё: мотив, направленный на цель; достижение удовлетворения потребностей; обстоятельства и средства, то есть внешние и внутренние условия действующего субъекта [5, с. 9].

Таким образом, мотивационную сферу можно представить как совокупность составляющих её элементов:

• мотивационная система — объединяющая побуждение к деятельности, то есть поведение человека, включающее в себя потребности, интересы, собственно мотивы, цели, влечения, установки, убеждения, стереотипы, ценности, нормы и т.д.;

• мотивация достижения — определяющая потребность на достижение значительных результатов поведения, а также удовлетворение других потребностей;

• мотивация самоактуализации — характеризующая высший уровень в порядке мотивов личности, потребность в самореализации.

О важности представлений о структуре мотивационной сферы, которая являет собой не статическое, застывшее, а изменяющееся и развивающееся образование в процессе жизнедеятельности, говорится в положениях многих исследователей.

Таким образом, большинство авторов мотивацию понимает как систему различных психологических факторов, определяющих деятельность и поведение человека.

Нами понятие «мотивация» рассматривается как «мотивационная сфера» в аспекте музыкально-эстетического воспитания детей, что является основой для

конкретизации положения об ориентации личности дошкольника, формировании его мотивации во взаимодействии с музыкальным искусством.

Выявлено, что удовлетворение разнообразных потребностей, которые в психолого-педагогической литературе трактуются как основа, первичные побуждения и причина жизнедеятельности ребёнка, возможно получить на музыкальных занятиях (А. С. Белкин, П. Л. Лавров).

Удовольствие, полученное на музыкальных занятиях от реализации базовых потребностей детей (игра на музыкальных инструментах, ритмические движения, пантомима), способствует гармоничному развитию ребёнка, его эмоциональной сферы, что определяет личностное самосовершенствование (А. Маслоу, А. Лоуэн, К. Р. Роджерс).

На музыкальных занятиях в процессе обучения у детей стимулируется развитие потребностей (познавательных), связанных с познанием и освоением основ музыкальной грамоты, знаний и умений, которые, по мнению исследователей, относятся к сфере социальной жизни (Н. И. Ганашенко, В. С. Юркевич), а интерес выступает в виде формы проявления этих потребностей и определяет свойство личности (Я. А. Гордон, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн).

На развитие интереса в процессе музыкально-эстетического воспитания детей на музыкальных занятиях большое влияние оказывают особенности преподавания: эмоциональная яркость, занимательность, живость и доступность изложения материала (А. Д. Артоболевская, Л. А. Баренбойм, Н. А. Ветлугина, Н. Л. Вейс, Л. Н. Комиссарова, Г. И. Щукина и другие).

О. А. Блох обращает внимание на то, что «музыка как вечное искусство продолжает оставаться "спасительной средой", позволяющей не только адаптировать детей

в условиях художественно-творческой деятельности, но и сохранить и укрепить физическое и духовное здоровье, наполнить их жизнь яркими положительными впечатлениями. Радость новых открытий, ожидание позитива завтрашнего дня, эмоционально-чувственные всплески, наполненные гармонией художественных образов — важные составляющие обучения и воспитания музыке детей» [3, с. 131].

Но главной проблемой в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников, по мнению исследователей, является акцентирование на понимании изучаемого материала, на сосредоточенности в процессе деятельности, то есть — переключение внимания в момент проявления любопытства на познание. Также исследования указывают на зависимость формирования у детей мотивации к музыкальным занятиям от социальных мотивов (потребность в признании, в одобрении со стороны сверстников и родителей, в самоопределении и самоутверждении) (М. Р. Гинзбург, М. В. Матюхина, Н. А. Менчинская, Е. Н. Федорович), от музыкальных способностей ребёнка (Д. К. Кирнарская, К. В. Тарасова), от семейных традиций (Г. Винт, Л. М. Гольмстрем).

Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований и обобщение положений в контексте изучаемой проблемы позволило нам рассматривать понятие «мотивация к музыкальным занятиям» как особую мотивационную сферу, представляющую собой систему побуждений, источником которых являются потребности, интересы, мотивы, направленные на удовлетворение и достижение цели музыкальной деятельности.

При этом организация процесса эстетического воспитания, влияющая на эффективность формирования мотивации у детей к музыкальным занятиям, включает элемент вариативности в построении

^ Образование в сфере культуры ВНТг 1

учебных планов и программ, направленных на развитие личности ребёнка, на приоритет коллективных форм музицирования, при опоре на личностно-деятельност-ный, культурологический и диалогический подходы:

• личностно-деятельностный — открывающий перед ребёнком все возможности и установки на выбор (свободный, но ответственный) любой возможности [11];

Примечания

1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург : Речь, 2006. 224 с.

2. Блох О. А. Музыкальное развитие детей дошкольного возраста в учреждениях клубного типа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 147—152.

3. Блох О. А. Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в культурно-досуговых центрах // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (57). С. 130—135.

4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности : избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва ; Воронеж : Институт практической психологии, 1995. 349 с.

5. Выготский Л. С. Психология развития человека. Москва : Смысл : Эксмо, 2003. 1135 с., ил.

6. Гуткина Н. И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе // Психолог в детском саду. 2007. № 4. С. 47—65.

7. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для студентов вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. Москва : Логос, 2000. 384 с.

8. Зорин С. С. Формирование творческого пространства и потенциала у детей в системе образования // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Том 25, выпуск 1. С. 48—51.

9. Ерофеева В. А. Общие основы педагогики: конспект лекций [Электронный ресурс]. URL: http://litresp.ru/ kniga/ru/E/erofeeva-vera-arsentjevna/obschie-osnovi-pedagogiki-konspekt-lekcij

10. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2000. 508 с.

11. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. Москва : Смысл, 2000. 511 с.

12. Майковская Л. С., Буаттура Н.-Э. Артистизм музыканта-инструменталиста: сущность и структура // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (52). С. 223—227.

13. Психология мотивации и эмоций : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман. Изд. 2-е, стер. Москва : ЧеРо, 2006. 751 с., ил.

14. Психолого-педагогический словарь / Е. С. Рапацевич. Минск : Современное слово, 2006.

15. Смирнов Я. Ю. Музыкальная педагогика как методология и методика формирования музыкальной культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 227—234.

16. Степанов Е. Н, Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва : Творческий центр «Сфера», 2002. 159 с.

17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Российская газета — Федеральный выпуск № 6241 (265) : [веб-сайт]. Электрон. дан. 25 ноября 2013 г. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html

• культурологический — определяющий полноценное вхождение человека, получившего современное образование, в социальную жизнь через культуру [8];

• диалогический (полисубъектный) — означающий приобретение личностью своего содержания через общение с другими, благодаря чему на первое место выступает творческий процесс саморазвития и взаиморазвития [11].

References

1. Alekseeva E. E. Psikhologicheskie problemy detei doshkol'nogo vozrasta [Psychological problems of children of preschool age]. St. Petersburg, Publishing House "Russian Language", 2006. 224 p.

2. Blokh O. A. The musical development of children of preschool age in the club-type institutions. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 147—152. (In Russian)

3. Blokh O. A. Artistic and creative development of children of preschool age the music classes in cultural and leisure centers. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 1 (57), pp. 130—135. (In Russian)

4. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti: izbrannye psikhologicheskie trudy [Problems of formation of the personality: chosen psychological works]. Moscow, Voronezh, Publishing house of Institute of practical psychology, 1995. 349 p.

5. Vygotsky L. S. Psikhologiya razvitiya cheloveka [Human Development Psychology]. Moscow, Publishing House "Smysl", 2003. 1135 p.

6. Gutkina N. I. Novaya programma razvitiya detei starshego doshkol'nogo vozrasta i podgotovki ikh k shkole [The new program of development of children of the advanced preschool age and preparation them to school]. Psikholog v detskom sadu [The psychologist in kindergarten]. 2007, No. 4, pp. 47—65.

7. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. 2nd edition. Moscow, Publishing house "Logos", 2000. 384 p.

8. Zorin S. S. Formation of creative space and potential of children in the system of education. Bulletin of Udmurt University. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogics. 2015. Vol. 25, Issue 1. Pp. 48—51.

9. Erofeeva V. A. Obshchie osnovy pedagogiki: konspekt lektsii [General fundamentals of pedagogics: abstract of lectures]. Available at: http://litresp.ru/kniga/ru/E/erofeeva-vera-arsentjevna/obschie-osnovi-pedagogiki-konspekt-lekcij

10. Il'in E. P. Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. St. Petersburg, Publishing house "Piter", ets., 2000. 508 p.

11. Leontyev A. N. Lektsii po obshchei psikhologii [Lectures on the general psychology]. Moscow, Publishing House "Smysl", 2000. 511 p.

12. Maikovskaya L. S., Buattura N.-E. Artistizm muzykanta-instrumentalista: sushchnost' i struktura [Virtuosity of the musician-instrumentalist: essence and structure]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 2 (52), pp. 223—227. (In Russian)

13. Gippenreiter Yu. B., Falikman M. V., ed. Psikhologiya motivatsii i emotsiy [Psychology of motivation and emotions], 2nd edition. Moscow, Publishing House "CheRo", 2006. 751 p.

14. Rapatsevich E. S., ed. Psikhologo-pedagogicheskii slovar' [Psychology and pedagogical dictionary]. Minsk, Publishing house "Modern word", 2006.

15. Smirnov Ya. Yu. Music pedagogy as a methodology and a technique of formation of musical culture. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 227—234. (In Russian)

16. Stepanov E. N., Luzina L. M. Pedagogu o sovremennykh podkhodakh i kontseptsiyakh vospitaniya [To the teacher about modern approaches and concepts of education]. Moscow, TC-SFERA Publ., 2002. 159 p.

17. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii (Minobrnauki Rossii) ot 17 oktiabrya 2013 g. N1155 g. Moskva "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya" [The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Ministry of Education and Science of the Russian Federation) of October 17, 2013 N 1155 Moscow "About the approval of the federal state educational standard of preschool education"]. Available at: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.