3. каргин а. с. Народная художественная культура : учебное пособие для высших и средних учебных заведений культуры и искусств. Москва : Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. 286 с.
4. кенжахметов с. Национальные традиции казахов. Алматы, 1998.
5. садовская в. с. Лабиринты культуры быта: исследование реальности : монография. Москва : МГУКИ, 2003. 251 с.
6. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. Москва, 1987. 497 с. References
1. Gurevich P. S. Filosofskaya antropologiya [Philosophical anthropology]. Moscow, Omega-L Publ., 2012. 607 p.
2. Zueva T. V., Kirdan B. P. Russkiy fotklor [Russian folklore]. Moscow, Flinta Publ., 2002. 400 p.
3. Kargin A. S. Narodnaya khudozhestvennaya kul'tura [National art culture]. Moscow, State republican center of the Russian folklore, 1997. 286 p.
4. Kenzhakhmetov S. natsional'nye traditsii kazakhov [national traditions of the Kazakhs]. Almaty, 1998.
5. Sadovskaya V. S. Labirinty kul'tury byta: issledovanie real'nosti [Labyrinths of culture: a study of reality]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2003. 251 p.
6. Frolova I. T., ed. filosofskiy slovar' [Philosophical dictionary]. 5th edition. Moscow, 1987. 497 p.
^ЖУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В УЧРЕЖДЕНИЯХ КЛУБНОГО ТИПА
УДК 37.036 О. А. Блох
Московский государственный институт культуры
В статье анализируется опыт детских развивающих центров «Сема» в рамках полихудожественного педагогического воздействия. В рамках такого педагогического подхода активно разрабатываются методы апперцепции, интроспекции. Обращается внимание на необходимость учёта следующих принципов: соответствие художественного комплекса выразительных средств идее, теме, музыкально-образному содержанию произведений; соразмерность познавательной, информационно-логической и эмоционально-чувственной, креативной линий применяемого полихудожественного материала; творческая целесообразность использования немузыкальных выразительных средств в процессе освоения музыкальных программ; соединение разнообразного художественного материала в общую стройную композицию, отвечающую законам драматургии и содержательности сценического действия; совокупное использование разной в жанровом и стилистическом отношении художественной продукции, отвечающей логике и динамике духовно-творческого развития детей; сохранение расширяющегося спектра эстетических интересов, потребностей, всего эстетического сознания в сбалансированном режиме с освоением нового полихудожественного материала; регуляция видоизменяющегося, разворачивающегося механизма, направленного на расширение и динамизацию музыкального воспитания и развития детей.
ключевые слова: полихудожественное педагогическое воздействие, музыкальное воспитание и образование детей, методы, принципы.
БЛОХ ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологи факультета социально-культурной деятельности и кафедры оркестрового дирижирования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры, заведующий научной лабораторией «Развитие творческого потенциала музыканта»
BLOKH OLEG ALEKSANDROVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of
Pedagogy and Psychology, Faculty of social and cultural activity, Professor of orchestral conducting, Faculty 147
of Musical Arts, Moscow State Institute of Culture, Head of the research laboratory "Development of creative potential of a musician"
e-mail: [email protected] © Блох О. А., 2015
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 3 (65) май-июнь ^
O. A. Blokh
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THE MUSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN THE CLUB-TYPE INSTITUTIONS
In article analyzes experience of modern practice of the Children's developing centers of "Sam" within polyart pedagogical influence. Within such pedagogical approach methods of an appertseption, an introspektion are actively developed. The attention to need of the accounting of the following principles is paid: compliance of an art complex of means of expression to idea, subject, musical figuratively to the content of works; harmony of informative, datalogical and emotional and sensual, creative lines of the applied polyart material; creative expediency of use of not musical means of expression in the course of development of musical programs; compound of various art material in the general harmonous composition answering to laws of dramatic art and pithiness of scenic action; cumulative use of the different art production in the genre and stylistic relation answering to logic and dynamics of spiritual and creative development of children; preservation of the extending range of esthetic interests, requirements, all esthetic consciousness in the balanced mode with development of new polyart material; regulation of the changing, developed mechanism directed on expansion and a dinamization of musical education and development of children.
Keywords: polyart pedagogical influence, musical education and education of children, methods, principles.
Болезни XXI века не обходят стороной и самых маленьких представителей подрастающего поколения — детей дошкольного возраста (от 0 до 7 лет). Психозы, неврозы, депрессии, суициды, гиперактивность и получившие распространение инертность (бездеятельность, безынициативность), акинезия (невозможность активных произвольных движений), фрустрация (состояние неуспеха в удовлетворении потребностей, желаний), различные нарушения опорно-двигательного, речевого аппаратов в значительной степени актуализируют применение принципа здоровьесохранной педагогики, базирующейся на музыкально-творческом развитии малышей.
Слуховые ощущения являются первыми с момента рождения детей. слуховое восприятие — врата в неизведанное, путь к познанию, путь в «прекрасное далеко». Голос матери, колыбельные, лирические протяжные, весёлые, шуточные песни, погремушки (первые музыкальные инструменты) играют важную роль на начальном этапе развития малыша. Звуковая природа способна «пригласить» детей в мир музыкальных открытий, в страну знаний об окружающем мире в целом.
На заре становления человеческой цивилизации яркий представитель философии Древ-
него мира «Аристотель, как и Платон, производит строгий отбор ладов и музыкальных инструментов. Он делит лады на этические (действующие на моральные свойства человека), практические (вызывающие волю к действиям) и энтузиастические (приводящие в восторженное состояние) и указывает, в каких случаях какими ладами надлежит пользоваться. Музыке как средству этического и эстетического воздействия Аристотель отдаёт предпочтение перед всеми остальными объектами чувственного восприятия: "Ведь даже одна мелодия, без сопровождения её словами, заключает в себе этические свойства, между тем, как ни краски, ни запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают"» [4, с. 8]. Музыкальное воспитание Античного мира славилось своей ранней ориентацией. Уже с младенческого возраста детей активно знакомили с музыкальным искусством, развивая их слуховые представления на уровне сольного и ансамблевого вокального исполнительства, сольного и ансамблевого музицирования на акустических инструментах (струнных, духовых, ударных). Древние славяне также уделяли большое внимание музыкально-эстетическому воспитанию, музыкально-творческому развитию
новорождённых, детей младшего возраста. Дошедшие до нас наскальные изображения, живописные полотна, а также сами музыкальные инструменты с их исполнительской культурой (гусли, сопель, свирель, окарина, ку-гиклы, жалейка, рог, рожок), многообразие духовых и ударных инструментов-игрушек являются ярким подтверждением существования древней музыкально-педагогической традиции на территории Восточной Европы.
Известно, что через общение с музыкой начинается постижение музыкальной культуры и культуры общения в целом. Монологовые и диалоговые элементы с интонационной составляющей музыки, её эмоционально-чувственная наполненность и способность к синтезу с другими искусствами представляют своеобразный артпедагогический комплекс, который позволяет формировать музыкально-эстетическое, музыкально-творческое сознание детей дошкольного возраста.
Гармоничные звуковые вибрации, создавая музыкальную палитру, способны увлечь маленьких детей, активизируя их жизнедеятельность.
Музыка как формирующая среда «завоёвывает сердца» малышей, становится своеобразным катализатором процессов восприятия, внимания, повторения, запоминания, воображения и др.
Музыкальное пространство, в котором с удовольствием находятся дети, может играть роль мотивационного поля. Под музыку дети любят слушать сказки, рисовать, лепить, петь (подпевать), танцевать, выполнять определённые действия-движения, участвовать в музыкальных мини-спектаклях.
Важная роль в решении задач реабилитации, поддержания здоровья детей, их художественно-творческого развития принадлежит дошкольным учреждениям. Дошкольные учреждения клубного типа (детские развивающие центры) приобрели особую популярность на территории Российской Федерации. Именно они призваны сегодня во многом решить комплекс воспитательных задач, которые помогут малышам освободиться от недугов, вой-
ти в мир музыкального откровения, мир, полный загадок и чудес.
с позитивной стороны зарекомендовала себя федеральная сеть детских развивающих центров «Сема», насчитывающая более 500 учреждений клубного типа, в которых происходит ускоренное гармоничное развитие детей дошкольного возраста по следующим направлениям: психофизиологическое, интеллектуальное, художественно-творческое и социально-личностное. В основе музыкальных занятий с детьми лежат комплексный и интегральный подходы с применением элементов смежных искусств. Форма групповых занятий протяжённостью 30—40 минут является ключевой. В детскую группу входят, как правило, пять человек, что позволяет успешно осуществлять, с одной стороны, их социализацию, а с другой — индивидуальный подход. Семейная атмосфера, присутствие и помощь родителей на занятиях с детьми до трёх лет, разнообразный музыкально-педагогический инструментарий, посекундная «партитура» действий-событий дают возможность хорошо контролировать и динамично вести каждого отдельно взятого ребёнка согласно драматургии развивающего процесса.
Активно применяется визуализация музыкального образа. Следует заметить, что визуализация музыкального образа не должна представлять самодовлеющую идею. Ею (визуализацией) следует пользоваться как методом, позволяющим маленькому человеку через общехудожественное войти в мир музыкального воображения, восприятия и затем перейти к идеомоторному акту (идео — идея, мысль; моторный — двигательный), в котором воображаемая идея рождает неосознанное игровое движение. Идеомоторный акт управляется благодаря сигналам обратной связи, поступающим от органов движений. Чувствительность к незаметным для внешнего наблюдателя микродвижениям мышц при идеомо-торном акте позволяет угадывать задуманное другим человеком и непроизвольно производимое им движение. «Сущность идеомотор-ного акта заключается в том, что мысленное
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 3 (65) май-июнь ^
представление какого-либо движения неизменно и, главное, непроизвольно порождает это движение» [5, с. 261]. Природа репродуцирования (повторения), заложенная в малышах, и их любознательность (почемучесть), помноженные на детскую увлечённость и профессиональные действия педагога, могут создать ситуацию качественного скачка, прорыва к новым горизонтам знания.
В современной практике детских развивающих центров «Сема» в рамках полихудожественного педагогического воздействия активно разрабатываются методы апперцепции (восприятие нового музыкального материала через развёрнутый ассоциативно-художественный ряд), интроспекции (создание собственной модели художественного образа).
В процессе полихудожественного музыкально-педагогического творчества с малышами необходимо учитывать следующие принципы:
• соответствие художественного комплекса выразительных средств идее, теме, музыкально-образному содержанию произведений;
• соразмерность познавательной, информационно-логической и эмоционально-чувственной, креативной линий применяемого полихудожественного материала;
• творческая целесообразность использования немузыкальных выразительных средств в процессе освоения музыкальных программ;
• соединение разнообразного художественного материала в общую стройную композицию, отвечающую законам драматургии и содержательности сценического действия;
• совокупное использование разной в жанровом и стилистическом отношении художественной продукции, отвечающей логике и динамике духовно-творческого развития детей;
• сохранение расширяющегося спектра эстетических интересов, потребностей, всего эстетического сознания в сбалансированном режиме с освоением нового полихудожественного материала;
• регуляция видоизменяющегося, разворачивающегося механизма, направленного на расширение и динамизацию музыкального
воспитания и развития детей.
Ведя разговор об эффективном применении полихудожественных форм в детском музыкальном воспитании, М. Дилоян подчёркивает, что «это могут быть:
• всевозможные зрелищно-музыковедческие показы синтетического образца, где имеет место соотношение литературы — живописи — поэзии — музыки — сценографии;
• театрально-сценические показы с элементами сочетания музыки, хореографии, актёрского мастерства» [3, с. 74].
Существуют различные позиции в плане осуществления полихудожественного подхода к музыкальному развитию детей. Все учёные сходятся в одном — такой подход должен иметь чёткое программное обеспечение, соответствовать индивидуально-творческой природе ребёнка, способствовать повышению квалификации педагогов, развитию их педагогической культуры в целом.
В полихудожественном пространстве детских развивающих центров «Сема» технологии, связанные с применением комплекса «песня — танец — марш», приобретают особую действенность, обуславливая формирование психолого-педагогические условий для межполушарного взаимодействия. Логика движений и их чувственное наполнение создают для детей не только атмосферу положительных эмоций, но и конструкт их последовательных действий. Системный подход к музыкально-воспитательному процессу в детских развивающих центрах «Сема» обуславливает комплекс развивающих занятий с детьми, состоящий из курсов «Кроха» (9 месяцев — 2 года), «Умка» (2—4 года), «Будущий первоклассник» (5—7 лет), «Бэби-фитнес» (1—3 года), «Волшебная кисточка» (3—7 лет), «Английский язык» (3—7 лет), «Музыка с мамой» (1,5—3 года), «До-ми-солька» (3—6 лет) и др. Активно развиваются формы «концерт-путешествие», «концерт-сказка», «концерт-беседа», «концерт-встреча», «мастер-класс», в которых интерактивные элементы играют важную роль.
Таким образом, можно констатировать,
что артпедагогические технологии, приме- творческом и личностно-социальном уровнях. няемые в Детских развивающих центрах клуб- Важно то, что подобные детские центры клубного типа (ДЦ «Сема»), представляют собой ного типа становятся неотъемлемым звеном своеобразный тезаурус музыкального разви- целостной системы музыкального воспита-тия малышей и во многом определяют реше- ния и образования, закладывают «здоровый» ние воспитательных задач на психофизиоло- фундамент для гармоничного развития под-гическом, интеллектуальном, художественно- растающего поколения.
Примечания
1. Блох о. А. Педагогика и психология музыкального творчества : учебное пособие для вузов. Москва : МГУКИ, 2014.
2. Блох о. а. Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в культурно-досуговых центрах // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (57). С. 130—135.
3. Дилоян М. Синтетические методы формирования художественного вкуса, аналитического мышления и общего музыкального развития начинающего исполнителя-музыканта // Музыкальная педагогика / сост. В. В. Крюкова. Ростов-на-Дону : Феникс, 2002.
4. Клячко Н. Теория и практика гармонического воспитания человека в Древней Греции // Из истории музыкального воспитания. Москва : Просвещение, 1990.
5. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники : учебно-методическое пособие для вокалистов. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Московская государственная консерватория: Ин-т психологии РАН, 2008. 589, [2] с.
References
1. Blokh О. A. Pedagogika i psikhologiya muzykal'nogo tvorchestva [Pedagogy and psychology of musical creativity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2014.
2. Blokh О. A. Artistic and creative development of children of preschool age the music classes in cultural and leisure centers. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 1 (57), pp. 130—135. (in Russian)
3. Diloyan M. Sinteticheskie metody formirovaniya khudozhestvennogo vkusa, analiticheskogo myshleniya i obshchego muzykal'nogo razvitiya nachinayushchego ispolnitelya-muzykanta [Synthetic methods for the formation of artistic taste, analytical thinking and General musical development by novice musician]. Muzykalnaya pedagogika [Music pedagogy]. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2002.
4. Klyachko N. Teoriya i praktika garmonicheskogo vospitaniya cheloveka v Drevney Gretsii [Theory and practice of harmonious education of man in Ancient Greece]. Iz istorii muzykal'nogo vospitaniya [From the history of music education]. Moscow, Prosveshchenie Publ. [Education Publ.], 1990.
5. Morozov V. P. Art of resonance singing. Basis of resonance theory and technique. 2th edition. Moscow, Publishing house of Moscow State Conservatory (University) Tchaikovsky, 2008. 589 p. (in Russian)