Научная статья на тему 'Педагогический потенциал музыкального искусства'

Педагогический потенциал музыкального искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
888
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / PEDAGOGICAL POTENTIAL / ART OF MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Блок Олег Аркадьевич

В статье исследуется природа научного и художественного творчества. Определяются их общность и различия. Получает характеристику детерминанта научного и художественного творчества, которая активно проявляет себя в области педагогики музыкального образования. Музыкальное искусство показано как педагогический потенциал на уровнях: гносеологическом, коммуникативном, аксиологическом, информационном. Исследуются ощущения, внимание, представление, воображение, восприятие, память, мышление как познавательные и коммуникативные процессы, способные активизировать педагогический потенциал музыкального искусства. В музыкально-педагогическом русле изучаются личностные качества и свойства исполнителя-музыканта: задатки, темперамент, характер, способности, интересы, мотивы, потребности, эмоции, чувства, воля. Обращается внимание на культуру общения музыканта, его поведение в художественнообразной среде, окружающем мире в целом. Подчёркивается, что музыкант не просто познаёт, осваивает мир художественных образов. Он живёт и действует в этом мире, формируя самого себя, совершенствуя свою деятельность, изменяя сам мир, преобразуя его согласно заданным ценностным координатам (ориентирам)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF MUSIC ART

In article the nature of scientific and art creativity is investigated. Their community and distinctions are defined. Receives the characteristic of a determinant of scientific and art creativity which actively proves in the field of pedagogics of music education. Musical art is shown as pedagogical potential at the levels: gnoseological, communicative, axiological, information. Feelings, attention, representation, imagination, perception, memory, thinking as the informative and communicative processes capable to make active the pedagogical potential of musical art are investigated. In the musical and pedagogical course personal qualities and properties of the performer-musician are studied: inclinations, temperament, character, abilities, interests, motives, requirements, emotions, feelings, will. The attention to culture of communication of the musician, his behavior in the art and figurative environment, world around in general is paid. It is emphasized that the musician not just learns, develops the world of artistic images. He lives and acts in this world, forming himself, improving the activity, changing the world, transforming him according to the set valuable coordinates (reference points)

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал музыкального искусства»

у педагогический потенциал музыкального искусства

УДК 378.978 О. А. Блок

Московский государственный институт культуры

В статье исследуется природа научного и художественного творчества. Определяются их общность и различия. Получает характеристику детерминанта научного и художественного творчества, которая активно проявляет себя в области педагогики музыкального образования. Музыкальное искусство показано как педагогический потенциал на уровнях: гносеологическом, коммуникативном, аксиологическом, информационном. Исследуются ощущения, внимание, представление, воображение, восприятие, память, мышление как познавательные и коммуникативные процессы, способные активизировать педагогический потенциал музыкального искусства.

В музыкально-педагогическом русле изучаются личностные качества и свойства исполнителя-музыканта: задатки, темперамент, характер, способности, интересы, мотивы, потребности, эмоции, чувства, воля.

Обращается внимание на культуру общения музыканта, его поведение в художественно-образной среде, окружающем мире в целом. Подчёркивается, что музыкант не просто познаёт, осваивает мир художественных образов. Он живёт и действует в этом мире, формируя самого себя, совершенствуя свою деятельность, изменяя сам мир, преобразуя его согласно заданным ценностным координатам (ориентирам).

Ключевые слова: педагогический потенциал, музыкальное искусство.

O. A. Blok

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

pedagogical potential of music art

In article the nature of scientific and art creativity is investigated. Their community and distinctions are defined. Receives the characteristic of a determinant of scientific and art creativity which actively proves in the field of pedagogics of music education. Musical art is shown as pedagogical potential at the levels: gnoseological, communicative, axiological, information. Feelings, attention, representation, imagination, perception, memory, thinking as the informative and communicative processes capable to make active the pedagogical potential of musical art are investigated. In the musical and pedagogical course personal qualities and properties of the performer-musician are studied: inclinations, temperament, character, abilities, interests, motives, requirements, emotions, feelings, will.

The attention to culture of communication of the musician, his behavior in the art and figurative environment, world around in general is paid. It is emphasized that the musician not just learns, develops the world of artistic images. He lives and acts in this world, forming himself, improving the activity, changing the world, transforming him according to the set valuable coordinates (reference points).

Keywords: pedagogical potential, the art of music.

БЛОК ОЛЕГ АРКАДЬЕВИЧ — доктор педагогических наук, профессор кафедры оркестрового дирижирования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры, заведующий научной лабораторией «Развитие творческого потенциала музыканта»

BLOK OLEG ARKAD'EVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of orchestral conducting, Faculty of Musical Arts, Moscow State Institute of Culture, Head of the research laboratory "Development 227 of creative potential of a musician"

e-mail: o.blokh2011@yandex.ru © Блох О. А., 2016

Для многих педагогов-музыкантов остаётся загадкой гносеологическая и коммуникативная, аксиологическая и информационная природа музыкального искусства.

Ещё на заре становления человеческой цивилизации Пифагор и Платон, Сократ и Аристотель замечали, что звуки музыки, с одной стороны, «просветляют разум», с другой — дают «гармонию мысли», позволяют обрести полёт «чувственных открытий». Математическую стройность гармонии звуков открыл для себя Пифагор, введя понятия «консонанс» и «диссонанс». Аристотель, обращая внимание на интонационную культуру музыки, формирует систему ладов как ключ к познанию тайн человеческой природы. В ораторском искусстве, так же как и в музыкальной речи, он улавливает связи между логикой и чувствами, смыслом и художественным содержанием. Так, в частности, он обращает внимание на то, что «заключение преследует четыре цели: расположить слушателя доброжелательно к себе и недоброжелательно к противнику; усилить или умалить значение дела; разжечь страсти у слушателя; напомнить, о чём шла речь» [1, с. 148]. Правда, искренность и красота, по Аристотелю, не только важные составляющие человека-художника, но и своеобразные спутники познания жизни в целом. Случаен ли тот факт, что Леонардо да Винчи пел и преподавал вокал, А. Эйнштейн (автор теории относительности) прекрасно играл на скрипке, М. Планк (родоначальник квантовой физики) — на рояле, а А. П. Бородин (учёный-химик) стал известным композитором.

Так, О. А. Пашина указывает: «Акустический код славянской народной культуры включает в себя голоса природы, мифологических персонажей, музыкальных инструментов и голос человека — один из самых удивительных звуковых "орудий". Он способен передать существующие в народном сознании мифологические представления об устройстве мироздания. Согласно народным представлениям, с его помощью можно воздейст-

вовать на мир, устранять возникший в нём дисбаланс или, напротив, вызывать его в магических целях, управляя происходящими в мире процессами. Именно поэтому человек должен ответственно, обдуманно и осторожно относиться к любым предпринимаемым им звуковым акциям, иначе последствия могут быть катастрофическими, как сход лавины в горах, вызванный криком» [5, с. 51].

Проводя параллели между гносеологической и коммуникативной, аксиологической и информационной природой музыкального искусства, важно определить, являются ли антиподами, антагонистами, самоотталкивающимися системами научное и художественное творчество.

Действительно, различают научно-творческий и художественно-творческий опыт, так же как и научное и художественное творчество. Последние являются прямым отражением научного и художественного опыта на деятельностном, интеллектуально-чувственном уровнях. В свою очередь, сам креативный опыт представляет собой итоговые результаты научного и художественного творчества.

Что же на сегодняшний день объединяет эти два направления творческой деятельности, каковы их отличия?

Объективно существующая общность между научным и художественным творчеством не поддаётся сомнению:

• один и второй вид творчества предполагает как у художника (музыканта), так и у учёного наличие интереса, потребности к самому процессу;

• и учёного, и художника (музыканта) «посещает» вдохновение, у тех и у других наступают минуты озарения, а также разочарования и т.д.;

• в науке и искусстве необходимы продуктивное воображение, «полёт» фантазий, позволяющие как бы на мгновение заглянуть в будущее;

• в обоих видах творчества велико значение образного мышления, интуиции, настроения и т.д.

Выявляя отличительные черты художественного творчества, учёные подчёркивают его субъективный, личностный характер. Завершить незаконченное музыкальное произведение, кроме автора, по-настоящему не может никто. Ярким подтверждением этому служит симфония Ф. Шуберта под названием «Неоконченная». В свою очередь, наука опирается на действующие законы, факты. Она представляет собой поступательное движение от незнания к знанию, и на этом бесконечном пути любой учёный может внести посильную лепту в познание истины. «Наука объективна, и её поступательное движение закономерно и неотвратимо. Оно обещает человеку великие блага в будущем; в настоящем же движущей силой творцов науки служит надежда. Искусство, напротив того, нацелено на настоящее, оно утверждает примат личности» [4, с. 143].

Не осуществляя детальный анализ всех имеющихся отличий между научным и художественным творчеством, всё же важно заметить следующее: наука и искусство — разные формы общественного сознания, различные методы освоения действительности.

1. «Если для художника большое значение имеет эмоциональный отклик на событие или явление действительности, то учёный сознательно стремится снизить уровень эмоциональных реакций с целью получения объективного результата.

2. Для художника индивидуальный взгляд на рассматриваемый предмет является необходимым и сознательно им культивируется, а для учёного намеренное устранение индивидуального отношения есть главное условие его творчества.

3. В творчестве учёного должно быть ярко выражено стремление к объективно обобщённой оценке событий или явлений действительности, в то время как предмет художественного творчества только тогда и является художественным, когда носит отпечаток личностного, субъективного отношения автора» [7, с. 128].

4. Научное творчество позволяет открыть

закономерности, которые постепенно становятся общепринятым явлением, постоянно действующим началом, и его необходимо всем принимать во внимание. Природа искусства, напротив, олицетворяет особенное, неповторимое, которое может не восприниматься, изолироваться, отторгаться.

Анализируя природу научного и художественного творчества, важно понять их детерминантную сущность: взаимовлияние, взаимозависимость и взаимообусловленность. Музыкальное искусство, как замечательное олицетворение нивы творчества, позволяет благополучно перетекать мысли в чувство, воображению в реальность, восхищению в осознание, интуиции в мир знания, импровизации в познание. Музыкальное искусство — течение мысли, эмоциональный отклик, воплощение художественных образов в звуковой палитре. Музыкальное искусство — это и поиск несбывшейся мечты, логики жизни, познание и совершенствование человеческой природы, окружающего мира в целом. Успешно объединяя идеальное и реальное, осознанное и бессознательное, научно обоснованное и художественно-возвышенное, музыкальное искусство заключает в себе значительный научно- и художественно-творческий потенциал. Вот почему музыку воспринимают как глубоко интеллектуальный и эмоциональный вид деятельности, где логика и чувство, мысль и настроение сплетены воедино.

Музыка «приводит к гармонии» первую и вторую сигнальные системы головного мозга человека. Она способна не только повысить работоспособность человека, его жизненный тонус («нам песня строить и жить помогает»), но и в значительной степени помочь в формировании личностных качеств и свойств индивидуума, сохраняя «природный ландшафт» его психофизиологических основ (задатки, темперамент, характер, склонности, предрасположенность). Музыка — во многом путь к познанию человеческих ресурсов и окружающего мира, на который указывает сама природа гомосапиенса (человека раз-

умного). Первые ощущения, которые даны от рождения человеку, — слуховые. Именно они призваны «оживить» всю систему органов, весь функционал жизнедеятельности. Вот почему для новорожденного так важны голос матери и колыбельные песни, звуки погремушек и игра в ладоши. Вся звуковая палитра «манит» малышей к неизведанному, неопознанному, пока недоступному.

Активная детерминация научно-творческого и художественно-творческого потенциала заложена в педагогике музыкального образования как отрасли научного знания и искусстве воспитания и обучения.

Современная педагогика музыкального образования открывает новые горизонты в познавательной, коммуникативной, цен-ностно-ориентационной, информационно наполненной деятельности обучающихся. Ощущение и восприятие, внимание и память, воображение и мышление во многом олицетворяют процесс познания. В музыкальном искусстве перечисленные составляющие являются не только необходимыми для осуществления деятельности, но и, вступая во взаимодействие с эмоциями и чувствами, могут «закаляться», развиваться, совершенствоваться в достаточной степени динамично. Например, музыкант-исполнитель должен помнить нотный текст, ремарки композитора, уметь хорошо домысливать им недосказанное и одновременно, сопереживая художественному образу на глубоко эмоциональном уровне, находить адекватную стилю сочинения и личностному прочтению интерпретацию. Для музыканта-исполнителя важно хорошо представлять, с одной стороны, идеальную модель звука-образа (её интонационную, звуковысотную, метрическую, ритмическую, фактурную, тембральную, агогиче-скую составляющие), с другой — конкретный порядок исполнительских действий-движений, действий-переживаний (путь её реального воплощения). В данном случае на первый план выступают как неотъемлемые составляющие предслышание, представление реально найденного звукового образа и

порядка его воплощения на уровне непосредственных исполнительских действий-движений, самоконтроля и управления процессом. Наряду с этим, одновременно осуществляется поворот в сторону чувственного осмысления художественного образа (появляются «умные эмоции), продвижения по пути к ещё не достигнутой идеальной модели познания, освоения и воплощения новых глубин художественного содержания.

На каких уровнях осмысления работает сознание музыканта-исполнителя? Сколько измерений имеет чувственное восприятие музыканта-мастера, музыканта-художника, музыканта-педагога, музыканта-просветителя? Музыканту, как минимум, необходимо находиться в трёхмерном измерении — в пространстве музыкального текста, его подтекста и его контекста. Подлинная передача заложенного текстового содержания, его чистота — первый уровень осмысления и освоения музыкального произведения. Домысливание недосказанного композитором в сочетании с нахождением и воплощением стилистической чистоты как совокупности выразительных средств, используемых композитором, — второй уровень осмысления и освоения сочинения. Нахождение собственной исполнительской концепции, которая отражает индивидуальное видение музыканта, его исполнительский почерк в русле общей стилистики и направленности музыкального материала, — третий уровень осмысления и исполнения сочинения.

Воспринимая музыкальный текст (непосредственное звуковысотное соотношение, ладотональное тяготение), исполнитель выстраивает интонационную культуру (рождение звука, звуковедение, смысловое и аго-гическое движение /по фразам, предложениям и т.д./, наполнение звуковой палитры драматическим содержанием, определение микропауз, «запятых», преддыхания, характера снятия звука и др). Интонационная культура воспринимается в русле определённого (основного) темпа, который выступает как формообразующее и одновременно

выразительное средство. В русле музыкального осмысления исполнителя находятся метроритмические структуры и «фактурные этажи»: мелодия, аккомпанемент, бас (гомо-фонно-гармонический склад), развитие голосов в их одновременном и непрерывном движении в различных «фактурных лабиринтах» (полифонический склад). Мелодические и гармонические тяготения, разрешения, разнообразная мелизматика, отклонения и модуляции, тембральное и динамическое наполнение также не должны выходить из поля зрения, спектра восприятия музыканта-исполнителя. Целостное видение перечисленных элементов художественного содержания может свестись к «нулю», если исполнитель не продумает поэтапность исполнения конкретных штрихов и применение соответствующих исполнительских приёмов. Подобную работу следует проводить в контексте формирования общей артикуляционной культуры, которая открывает путь к выразительной игре, внятному произношению звуковой палитры. Не случайно М. И. Имханицкий подчёркивает: «Разумеется, артикуляционно-штриховая палитра музыканта-исполнителя — неотъемлемая часть всего комплекса исполнительских интонационных средств. Он включает, в частности, соотношения громкостной динамики, тембра, метроритма, темпа и агогики, а также звуковысотного vibrato в вокальном искусстве и на многих инструментах. Тем не менее выявить специфику артикуляционных средств можно лишь тогда, когда на них сосредоточено основное внимание, а вопросы интонирования прочерчиваются попутно, как бы постоянным пунктиром» [4, с. 7].

Итак, помимо «озвучивания» музыкального текста как закодированной системы знаков происходит процесс домысливания в русле индивидуально-творческого восприятия исполнителя, продолжающий развитие композиторского видения. Подобный процесс часто полон неожиданных открытий, которые позволяют понять по-новому композиторский замысел, раздвинуть горизонты ком-

позиторского почерка. Исполнитель, оставаясь в сфере определённого музыкального стиля, отражающего эпоху создания сочинения, освещает своей индивидуальной чувственно-мысленной палитрой потаённые уголки композиторского гения.

Вырабатывая свою исполнительскую концепцию, овладевая искусством интерпретации, исполнитель может развивать лучшие исполнительские традиции, совершенствуя собственную исполнительскую культуру. Он осваивает гносеологический, коммуникативный, аксиологический и информационный портал на уровне изучения, познания и осознания художественно-образной картины мира, отражённой в музыкальном искусстве.

Помимо разнообразных ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления (олицетворение познавательного, коммуникативного процессов), в музыкально-педагогическом портале вступают в действие личностные качества и свойства исполнителя: задатки, темперамент, характер, способности, интересы, мотивы, потребности, эмоции, чувства, воля.

Кроме того, музыкальная педагогика изучает не только личностные качества, но и культуру общения музыканта, его поведение в художественно-образной среде, окружающем мире в целом. Исследуется зависимость общения и поведения от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования психических явлений от них. Музыкант не просто познаёт, осваивает мир художественных образов. Он живёт и действует в этом мире, формируя самого себя, совершенствуя свою деятельность, изменяя сам мир, преобразуя его согласно заданным ценностным координатам (ориентирам). Для того чтобы понять и объяснить поступки, проявления, действия музыканта. мы обращаемся к психологической категории «личность».

Психолого-педагогические процессы, свойства и состояния музыканта, его общение, деятельность, продукты труда исследуются, как правило, дифференцированно, хотя

в действительности они тесно связаны друг Педагогический потенциал музыкального

с другом и составляют единое целое, называ- искусства требует своего дальнейшего внима-

емое жизнедеятельностью. тельного изучения в русле воспитания, обу-

Музыкальное искусство, как и сама жизнь, чения и образования.

обладает большим педагогическим потенциа- Важно продолжать исследования музы-

лом, который выстраивается на уровнях: кального искусства как информационно-зна-

• опыт художественно-образного вос- ковой системы, способной раздвинуть гори-приятия; зонты познания.

• свойства и качества личности; Интерес представляет изучение человече-

• музыкально-эстетическое сознание (инте- ских ресурсов как своеобразного микрокос-ресы, потребности, вкус, способности, цен- моса (совокупности сознания и бессознатель-ностные ориентиры, мировоззрение); ного), через призму музыкального искусства,

• бессознательное (эмоции, чувства, интуи- отражающего реальную и вымышленную кар-ция, импровизация, настроение). тину мира.

Примечания

1. Аристотель. Риторика = : Рг|тор1кг| / пер. с древнегреч. Олега Цыбенко ; Поэтика = Попики. Москва : Лабиринт, 2000. 221 с.

2. Блох О. А. Проблемы музыкальной педагогики и психологии : учебное пособие для вузов. Москва : МГИК, 2016.

3. Блох О. А. Развитие духовно-творческого потенциала учащихся-музыкантов : монография. Москва : МГУКИ, 2002.

4. Блох О. А. Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в культурно-досуговых центрах // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (57). С. 130—135.

5. Имханицкий М. И. Новое об артикуляции и штрихах в музыкальном интонировании : учебное пособие для высших учебных заведений. Москва : РАМ им. Гнесиных, 2014. 231 с.

6. Лук А. Н. О взаимоотношении научного и художественного творчества // Вопросы философии. 1978. № 11.

7. Народное музыкальное творчество : [учебник для студентов вузов] / отв. ред. О. А. Пашина. Санкт-Петербург : Композитор, 2005. 567 с.

8. Ощепкова О. В. Психолого-педагогические основы формирования художественно-творческих способностей учащихся-музыкантов : монография. Самара : Сам ГПУ, 1999.

References

1. Aristotel [Aristotelgs] Ritorika. Poetika [Rhetoric. Poetics]. Moscow, Labirint Press publishers, 2000. 221 p.

2. Blokh O. A. Problemy muzykal'noi pedagogiki i psikhologii [Problems of musical pedagogics and psychology: manual for universities]. Moscow, Publishing house of Moscow State Institute of Culture, 2016.

3. Blokh O. A. Razvitie dukhovno-tvorcheskogo potentsiala uchashchikhsia-muzykantov [Development of spiritual and creative potential of students]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2002.

4. Blokh O. A. Artistic and creative development of children of preschool age the music classes in cultural and leisure centers. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 1 (57), pp. 130—135. (In Russian)

5. Imkhanitsky M. I. Novoe ob artikulyatsii i shtrikhakh v muzykal'nom intonirovanii [New about articulation and the strokes in the musical intonation]. Moscow, Publishing house of Gnessin Russian Academy of Music, 2014. 231 p.

6. Luk A. N. O vzaimootnoshenii nauchnogo i khudozhestvennogo tvorchestva [About the relationship between scientific and artistic creativity]. Voprosy Filosofii [Problems ofphilosophy]. 1978, No11.

7. Pasina O. A., ed. Narodnoe muzykal'noe tvorchestvo [Folk musical art]. St. Petersburg, Compozitor Publishing House • Saint-Petersburg, 2005. 567 p.

8. Oshchepkova O. V. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy formirovaniia khudozhestvenno-tvorcheskikh sposobnostei uchashchikhsia-muzykantov [Psycho-pedagogical bases of formation of creative abilities of students-musicians]. Samara, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.