Научная статья на тему 'Инновационные формы организации досуга студенческой молодёжи'

Инновационные формы организации досуга студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12873
887
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ДОСУГ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ / STUDENTS / STRUCTURAL-FUNCTIONAL APPROACH / LEISURE / INNOVATIVE FORMS / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарковская Наталия Владимировна

В статье представлен аналитический обзор инновационных форм организации досуга студенческой молодёжи как наиболее прогрессивной, интеллектуальной группы современной молодёжи. В широком смысле инновационные формы организации досуга особая смысловая конструкция, предназначенная для характеристики целенаправленных изменений во внешней структуре досуга, связанных с видоизменённым сочетанием известных форм досуговой деятельности, адаптацией их к современным реалиям, а также с созданием новых, но уже утвердившихся в повседневной практике видов. Подчёркивается роль структурно-функционального подхода к определению исследуемой категории через динамику трансформационных связей структурных элементов досуга и ведущих функций инновационных форм. Педагогическая модель систематики инновационных форм организации студенческого досуга, созданная автором для цельного осмысления особенностей их функционирования, вбирает в себя три блока, базирующихся на принципах социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE FORMS OF THE ORGANIzATION OF LEISURE OF THE STUDENT YOUTH

The article presents an analytical review of innovative forms of the organization of leisure of students as the most progressive, intelligent group of modern youth. In a broad sense, innovative forms of organizing the activities specific semantic structure, designed for the characteristics of purposeful changes in the external structure of leisure associated with a mutated combination of known forms of leisure activities, adapting them to new realities and create new, but already established in everyday practice types. Emphasizes the role of structural-functional approach to the definition of the categories studied through the dynamics of the transformation of relations of structural elements of leisure and the leading features of innovative forms. Pedagogical model taxonomy of innovative forms of the organization of student's leisure, created by the author for a solid understanding of the peculiarities of their functioning, incorporates three blocks, based on the principles of social and cultural activities.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы организации досуга студенческой молодёжи»

1 ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

УДК 379.82

Н. В. Шарковская

Московский государственный институт культуры

В статье представлен аналитический обзор инновационных форм организации досуга студенческой молодёжи как наиболее прогрессивной, интеллектуальной группы современной молодёжи. В широком смысле инновационные формы организации досуга — особая смысловая конструкция, предназначенная для характеристики целенаправленных изменений во внешней структуре досуга, связанных с видоизменённым сочетанием известных форм досуговой деятельности, адаптацией их к современным реалиям, а также с созданием новых, но уже утвердившихся в повседневной практике видов. Подчёркивается роль структурно-функционального подхода к определению исследуемой категории через динамику трансформационных связей структурных элементов досуга и ведущих функций инновационных форм. Педагогическая модель систематики инновационных форм организации студенческого досуга, созданная автором для цельного осмысления особенностей их функционирования, вбирает в себя три блока, базирующихся на принципах социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: студенческая молодёжь, структурно-функциональный подход, досуг, инновационные формы, организация.

N. V. Sharkovskaya

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

INNOVATIVE FORMS OF THE ORGANIZATION OF LEISURE OF THE STUDENT YOUTH

The article presents an analytical review of innovative forms of the organization of leisure of students as the most progressive, intelligent group of modern youth. In a broad sense, innovative forms of organizing the activities — specific semantic structure, designed for the characteristics of purposeful changes in the external structure of leisure associated with a mutated combination of known forms of leisure activities, adapting them to new realities and create new, but already established in everyday practice types. Emphasizes the role of structural-functional approach to the definition of the categories studied through the dynamics of the transformation of relations of structural elements of leisure and the leading features of innovative forms. Pedagogical model taxonomy of innovative forms of the organization of student's leisure, created by the author for a solid understanding of the peculiarities of their functioning, incorporates three blocks, based on the principles of social and cultural activities.

Keywords: students, structural-functional approach, leisure, innovative forms, organization.

В теории социально-культурной деятельности и смежных с ней отраслях научного знания понятие «инновационная форма досуга» не имеет достаточно чёткого определения. Исследователи значительно суживают рамки представлений о сущностном значении этой

категории, понимая под ней лишь внешнее выражение культурных образцов организации досуга, содержащих элементы новизны и осуществляющихся с учётом принятых в молодёжной среде норм досугового поведения.

Наиболее продуктивным научным подхо-

ШАРКОВСКАЯ НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА — доктор педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности факультета СКД Московского государственного института культуры

SHARKOVSKAYA NATALIIA VLADIMIROVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of social and cultural activities, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture

e-mail: 7948493@mail.ru © Шарковская H. В., 2014

дом к определению вышеназванной категории в методологии социально-культурной деятельности выступает структурно-функциональный подход как логический вариант системного подхода. Позволяя выявить и функционально описать структуру исследуемой категории, он открывает возможность проследить динамику трансформационных связей структурных элементов досуга и сущности самой инновационной формы как способа выражения их содержания. Множественность направлений трансформации, обусловленных преобразовательными процессами в самой педагогической системе социально-культурной деятельности, «пронизана» результатами организации досуга, выраженными в понятиях «досуговые действия», «социально-культурная активность личности», «творческая самодеятельность», «социально-культурное взаимодействие», «самореализация молодёжи», «личностно направленное общение в свободное время» и пр.

Инновационные формы организации досуга рассматриваются нами как особая смысловая конструкция, предназначенная для характеристики целенаправленных изменений во внешней структуре досуга, связанных с видоизменённым сочетанием известных форм до-суговой деятельности, адаптацией их к современным реалиям, а также с созданием новых, но уже утвердившихся в повседневной действительности форм.

Достижение продуктивной организации до-суговых практик, в том числе через увеличение их многообразия, что изменяет образ и качество жизни студенческой молодёжи [1; 2], обеспечивается взаимосвязанной системой инновационных форм, а также сочетаемостью традиционных и ранее неизвестных видов, в своей совокупности выполняющих функции:

• адаптационные, предполагающие упорядочивание процесса выбора сфер реализации досуговой деятельности с учётом специфики любительских интересов и культурных предпочтений молодых людей; упрощение доступа к метакоммуникативной информации о ранее малоизвестных инновационных формах ор-

ганизации молодёжного досуга соразмерно процессам аккультурации;

• познавательные, требующие осуществления во всех сферах досуговой деятельности процесса познания с целью формирования социальных и культурных компетенций; выполнения разнообразных предметных действий, в том числе моделирования локального жизненного пространства организации активного досуга; отражения на вербально-деятельностном уровне сущностной роли постигаемой инновационной формы;

• информационные, позволяющие ориентировать молодых людей на выбор конкретной инновационной формы досуга в соответствии с личными установками; на выражение эмоционального отношения к значимости их использования; на оценивание этой значимости с учётом сопоставления информации о социально-культурных средствах, методах и результатах, гипотетически важных для выбора, с уже имеющимися в арсенале жизненного опыта личности данными;

• рекреативные, обеспечивающие направленность личности студента на создание представлений об отдыхе в виде должного и желаемого восстановления физических, духовных сил; восприятие общекультурных эталонов организации досуговой деятельности в виде исходных для соизмерения с представляющими интерес инновационными образцами; оценивание назначения избранной формы не только с точки зрения узкорекреационных целей и задач, но и с позиций совершенствования личности в культурной среде, вбирающей в себя перспективные виды игрового, развлекательного и интеллектуального досуга;

• культуротворческие, выражающиеся в намерении личности интенсивно пользоваться информационными источниками не только для освоения уникальных духовных ценностей, но и для оценивания собственных досуговых действий в различных областях культурной деятельности; в создании новых авторских проектов для достижения досуго-вых целей, перевода их в созидательные задачи, связанные с расширением возможностей

организации самовоспитания, развития и самообразования.

К ведущим факторам, стимулирующим реализацию данных функций, а также психологических, координирующих и прочих функций, отнесены: уровень базовой культуры личности, степень развитости эмоционально-волевых качеств студентов, высказывания молодёжи по проблемным вопросам организации досуговой деятельности. постоянное изменение соотношения функций обусловлено трансформациями ценностных ориентаций студенческой молодёжи, что повышает вероятность расхождения оценок социально-культурной информации о появлении новых форм досуга и ориентаций в ней при выборе наиболее приемлемой формы.

предлагаемая нами педагогическая модель систематики инновационных форм организации студенческого досуга, созданная для цельного осмысления особенностей их функционирования, вбирает в себя три основных блока, базирующихся на принципах социально-культурной деятельности.

1-й блок — традиционные обобщённые формы организации досуга (массовые, индивидуальные, групповые, коллективные).

2-й блок — инновационные внешние формы организации досуга (примерные образцы: «библионочь», «тотальный диктант», международные молодёжные обмены, компьютерные игры, мультижанровый лонг-фестиваль, квест, велокарнавал, уличный перформанс, интернет-конкурс, виртуальные экскурсии, художественные, книжные ярмарки, фейерверк, цифровые выставки, флешмоб и другие формы).

3-й блок — инновационные латентные формы организации досуга (досуговые занятия по систематизации знаний в сфере медиагра-мотности и других направлений досуга; до-суговые занятия по обобщению социального и культурного опыта в области добровольческой деятельности; досуговые занятия по усовершенствованию художественных, спортивных, хореографических умений и навыков; интегрированная форма досуговых занятий).

Кратко охарактеризуем единичные образцы инновационных форм организации досуга студенческой молодёжи, детерминирующие латентные формы и обусловливающие своеобразие их проявления в конкретном направлении социально-культурной деятельности (2-й основной блок).

«Библионочь» — социально-культурная акция образовательного, просветительного и развивающего характера; масштабное сетевое событие. В основе организации находятся специальные проекты: детские, молодёжные и др., в рамках которых внимание уделяется популяризации чтения, поиску новых форматов проведения свободного времени в библиотеках, музеях, выставочных комплексах, книжных магазинах, арт-кафе и т.д. Сетевое взаимодействие и соорганизация различных площадок для проведения качественных культурных мероприятий позволяют ощутить масштабность оригинальных форматов, в том числе формата паблик-арт, кра-уд-арт, а также жанров выбираемых культурных программ. среди них: театрализованные прогулки в рамках экскурсий-спектаклей, акции по свободному обмену книгами, мастер-классы по созданию фигур оригами, икебаны, встречи-диалоги с известными деятелями культуры и искусства.

Фитнес. Занятия различными видами фит-неса мотивируют на укрепление здоровья в связи с высоким уровнем предполагаемых рисков (психологических, экологических, техногенных) в ситуациях повседневной жизнедеятельности. Добровольный выбор и активное участие в той или иной спортивно-оздоровительной программе открывает возможность для накопления качественного здоровьесбе-регающего ресурса, важного для организации продуктивного образа жизни в современных условиях. систематические занятия фитнесом развивают скрытые физические, духовные возможности личности, утверждают потребность в самореализации.

Волонтёрский пикник — сезонно проводится в парках культуры и отдыха, лесопарках, природных парках, усадебно-парковых

комплексах, на побережьях рек, озёр. Целевое предназначение волонтёрского пикника — расширение возможностей использования теоретических знаний для решения прак-тико-ориентированных задач, связанных как с защитой окружающей природной среды, так и сохранением культурного ландшафта на определённой территории; овладение волонтёрами системой средств, прежде всего организационных, при создании локального социально-культурного пространства; развитие творческих способностей участия в культурных программах, в том числе в мастер-классах, конкурсах, например авторской песни у костра.

Аандшафтный фестиваль (театральный, этнофутуристический, фольклорно-этногра-фический). Доминирующий структурный компонент фестиваля — спектакль на открытом воздухе в пространстве природных памятников культуры. Уникальный природный ландшафт в виде основной сценической площадки спектакля позволяет ощутить социокультурную реальность установления диалога зрителей с природой. Значение посещения спектаклей на природной сцене, их зрелищность определяются возможностями осмыслить роль сохранения природной среды как экосистемы в ряду основных культурных потребностей, повысить уровень экологического поведения, а также раскрыть творческий потенциал в ходе участия в мастер-классах по актёрскому мастерству, занятиях по народным танцам.

Мега-квесты — интеллектуальные игры в рамках молодёжного проекта «Лига креативных игр». Типология мега-квестов различается по уровню сложности (продвинутые, гиперсложные); по продолжительности (длительные, краткосрочные). Разнообразие тематики предполагает предоставление участникам простора для действий на основе получения только основной информации как начального звена для последующего детального изучения смоделированной проблемной ситуации. Ориентация на выполнение интеллектуальных заданий, имеющих увлекательный смысл, оптимизацию поиска выбора вариан-

тов конструктивных решений, связанных с событиями реальной городской жизни, требует проявления аналитических умений и навыков, а главное — желания работать в команде, находить решения в нестандартных ситуациях.

Интернет-соревнования. Достаточно широкий охват студенческой аудитории способствует развитию самых разных направлений молодёжной культуры: музыкальной, танцевальной, спортивной и др.; позволяет личности осваивать новые социальные роли поведения на профессиональных форумах: активного участника, наблюдателя, общественного эксперта. вызывая положительную мотивацию, интернет-состязания формируют у молодых людей оценочные суждения об организации проведения конкурсов и достигнутых практических результатах, тем самым утверждая их жизненные позиции, стимулируя к созданию новых социально-культурных отношений.

Электронные книги, журналы. Локальный/ дистанционный доступ к версиям книг, журналов в цифровой форме изменяет вектор познавательной активности личности в сторону большей самостоятельности поискового характера во всемирной сети, стимулирует личность к постоянному самосовершенствованию в сфере сетевого взаимодействия, тем самым изменяя приёмы организации досуга. открытость доступа, комфортность хранения на электронных носителях, экологичность делают их привлекательными в качестве ведущего средства получения требующейся информации в структурированном виде.

Электронные выставки (персональные, коллективные) в библиотеках, музеях, картинных галереях. Использование интернет-технологий для знакомства с экспонатами выставки в режиме как индивидуального, так и массового доступа; отсутствие пространственно-временных ограничений — характерные признаки данных выставок. усиление положительных эмоций пользователей от просмотра видеоматериалов, посвященных образцам культурного наследия, а также возможность моделирования диалогических

отношений со специалистами, организаторами выставки в режиме онлайн достигаются за счёт использования мультимедийных, дизайнерских и прочих программ. Информативная, просветительная функции как ведущие функции электронных выставок развивают интерес к самообразовательной деятельности, повышают уровень культурной компетенции в значимой для пользователя отрасли знания.

Выставки инновационных электронных домашних развлечений (компьютерный моддинг, электронные игрушки, перспективные гад-жеты и др.) знакомят с новинками в мире мобильного контента; открывают возможность виртуального путешествия в будущее на территориях киберспортивных площадок, виртуальных турниров и т.д.

Виртуальные культурные сообщества. Как продукт современных информационных технологий данные сообщества объединяют молодых людей со схожими культурными потребностями и любительскими интересами, тем самым поддерживая их положительный образ «я». Ведущие их функции: познавательная, нацеленная на приобретение и обмен метакоммуникативной информацией для создания виртуального образа культурного продукта; ценностно-смысловая, обусловленная направленностью жизненных установок членов культурных сообществ на приобщение к системе норм и ценностей, присущих конкретной виртуальной среде; практико-ори-ентированная, открывающая возможность участия в социальных, культурных проектах, характерных для данного сообщества, в режиме онлайн.

Виртуальные экскурсии. Нацеленность на ознакомление с предметами социокультурной действительности, представленными в музейных и выставочных экспозициях, а также с явлениями природного ландшафта в заповедниках с помощью мультимедийной фо-

топанорамы обусловлена актуальными любительскими предпочтениями студенческой молодёжи. Возможность самостоятельного выбора тематики экскурсионного маршрута позволяет проявлять творческую инициативу в ходе поиска нужных информационных ресурсов в объёме, необходимом для решения культурно значимых задач. Открывая возможности для появления новых положительных эмоций, виртуальные экскурсии обогащают субъективный опыт личности в социально-культурной деятельности.

Фейерверочное представление. сущность и назначение фейерверка как формы праздничного досуга сводится к индивидуально-коллективной организации зрелищности. В зависимости от цели развлечения выделяются основные типы фейерверочных представлений: наземные, высотные, дневные, музыкальные. Как выразительное средство уличного искусства фейерверк-шоу — неотъемлемая часть создания праздничной атмосферы. Участие в них вызывает у личности целый спектр ситуативных положительных эмоций, позволяет находить единомышленников, совместно с которыми переживаются эстетические чувства относительно конкретных фрагментов представления.

Выбор той или иной инновационной формы организации досуга в значительной степени определяется ценностными приоритетами студенческой молодёжи как наиболее динамичной, интеллектуальной группы молодёжи: стремлением к самоопределению, то есть выражению личностной и профессиональной позиции в социально-культурных ситуациях; утверждением индивидуального стиля жизни через освоение новых социальных ролей; включённостью в современные процессы трансформации многих сфер общественной и культурной жизни, прежде всего через новые каналы социализации — Интернет и сМИ.

Примечания

1. Шарковская Н. В. Культуротворческие формы организации молодёжного досуга // Вестник Московского государственного института культуры. 2014. № 6. С. 124—128.

2. Ярошенко Н. Н. Инвариантные формы досуга // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2006. № 3. С. 183—186.

References

1. Sharkovskaya N. V. Cultural forms of organization youth leisure. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 6, pp. 124— 128 (in Russian).

2. Yaroshenko N. N. Invariantnye formy dosuga [Invariant leisure activity]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2006, No. 3, pp. 183—186.

БРАЗОВАТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ

УДК 378.147

Г. С. Тихоновская

Московский государственный институт культуры

В статье подчёркивается значимость реализации педагогической функции в содержании программ, формулируется содержание программ как технологическое понятие, определяется его роль в трансляции ценностных смыслов отражаемых общественно значимых событий. Отмечается необходимость оптимизации содержания культурно-досуговых программ, которая выступает как совокупность необходимых условий формирования профессиональных компетенций сценаристов-постановщиков программ, выражающихся в актуализации таких качеств, как информационная культура, авторская культура будущих специалистов досуга. Автор ставит вопрос о разработке комплекса учебных тренинговых упражнений, эффективных практических заданий, адекватно отражающих модель будущей профессиональной деятельности. Ключевые слова: содержание, содержание культурно-досуговой программы, организация содержания программы, оптимизация информационной и авторской культуры специалистов досуга.

G. S. Tikhonovskaya

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

EDUCATIONAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF OPTIMIZATION OF THE CONTENTS OF CULTURAL AND LEISURE PROGRAMS

The article reflects some aspects of technologies of creation of cultural and recreational programs, in particular, are actualized the problem of how the content of programmes, the importance of the implementation of the educational function in the programme content, we formulate the content of the programmes as a technological concept that is defined by its role in the transmission of the value meanings reflected socially significant events. The article reflects the problem of optimization of the maintenance of cultural and leisure programme, which acts as a set of necessary conditions of formation of professional competence of the writers-Directors of programs, expressed in the actualization of such qualities as information culture, architectural culture of the future specialists of leisure. The author raises the question about the need to develop complex training exercises, practical tasks, adequately reflecting the model of the future professional activity.

Keywords: content, content, cultural and recreational programs, organization of content, optimization of information and author of culture leisure specialists.

ТИХОНОВСКАЯ ГАЛИНА СТАНИСЛАВОВНА — кандидат педагогических наук, профессор кафедры культурно-досуговой деятельности факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

TIKHONOVSKAYA GALINA STANISLAVOVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of Department of cultural and leisure activities, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture

e-mail: galina_tikhonovskaya@mail.ru © Тихоновская Г. С., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.