Научная статья на тему 'Информационные основы педагогики досуга'

Информационные основы педагогики досуга Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
495
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ПЕДАГОГИКА ДОСУГА / СПЕЦИАЛИСТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ / ОБОБЩЁННЫЙ СУБЪЕКТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION SOCIETY / EDUCATION / LEISURE / SPECIALIST OF SOCIAL-CULTURAL SPHERE / GENERALIZED SUBJECT / INFORMATION TECHNOLOGY / INFORMATION CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шарковская Наталия Владимировна

В статье раскрыты информационные основания педагогики досуга с учётом характеристик ведущих показателей информатизации современного общества (социально-экономических, общекультурных, психологических); выявлена роль и значение социальной, педагогической и правовой информации в процессе организации досуга; выделены и охарактеризованы основные признаки значимости информации в оптимизации процесса управления в педагогической подсистеме «специалист социокультурной сферы обобщённый субъект досуговой деятельности», выявлена сущность информационной культуры. Отмечается, что информационные процессы, аккумулирующие в себя поиск, обработку, хранение и передачу информации, занимают весомое место в изучении культурного пространства социума, в рамках которого функционирует педагогика досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFORMATION BASICS OF THE PEDAGOGY OF LEISURE

The article reveals the informational basis of the pedagogy of leisure time based on the characteristics of the major indicators of Informatization of the modern society (socio-economic, cultural or psychological); the role and significance of social, educational and legal information in the process of leisure; isolated and characterized the main features of the significance of the information to optimize process control in the pedagogical subsystem “specialist of social-cultural sphere the generalized subject of leisure activities”, reveals the essence of information culture. It is noted that the processes of information accumulating in the search processing, storage and transmission of information, occupy a significant place in the cultural space of society, under which the pedagogy of leisure.

Текст научной работы на тему «Информационные основы педагогики досуга»

НФОРМАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА УДК 379.8:001.891.3 Н. В. Шарковская

Московский государственный институт культуры

В статье раскрыты информационные основания педагогики досуга с учётом характеристик ведущих показателей информатизации современного общества (социально-экономических, общекультурных, психологических); выявлена роль и значение социальной, педагогической и правовой информации в процессе организации досуга; выделены и охарактеризованы основные признаки значимости информации в оптимизации процесса управления в педагогической подсистеме «специалист социокультурной сферы — обобщённый субъект досуговой деятельности», выявлена сущность информационной культуры. Отмечается, что информационные процессы, аккумулирующие в себя поиск, обработку, хранение и передачу информации, занимают весомое место в изучении культурного пространства социума, в рамках которого функционирует педагогика досуга.

Ключевые слова-, информатизация общества, педагогика досуга, специалист социокультурной сферы, обобщённый субъект, информационные технологии, информационная культура.

N. V. Sharkovskaya

Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THE INFORMATION BASICS OF THE PEDAGOGY OF LEISURE

The article reveals the informational basis of the pedagogy of leisure time based on the characteristics of the major indicators of Informatization of the modern society (socio-economic, cultural or psychological); the role and significance of social, educational and legal information in the process of leisure; isolated and characterized the main features of the significance of the information to optimize process control in the pedagogical subsystem "specialist of social-cultural sphere — the generalized subject of leisure activities", reveals the essence of information culture. It is noted that the processes of information accumulating in the search processing, storage and transmission of information, occupy a significant place in the cultural space of society, under which the pedagogy of leisure.

Keywords: information society, education, leisure, specialist of social-cultural sphere, generalized subject, information technology, information culture.

Современный мир характеризуется интенсивными процессами перехода в новую фазу своего временного развития - век построения информационного общества. Данная трансформация связана с постоянно расширяющимися и не имеющими скоростных границ информационными потоками, их интеграцией, открытостью, понятностью и беспрепятственностью пользования на различных этапах жизнедеятельности человека.

Целью становления и формирования информационного общества выступает стабильное улучшение качества жизни людей, развитие социально-экономической, политической и культурной сфер жизнедеятельности общества на основе применения современных инновационных технологий. Ведущим принципом развития данного общества выступает принцип свободного и равного доступа к информации всех граждан общества.

ШАРКОВСКАЯ НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры SHARKOVSKAYA NATALIYA VLADIMIROVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Associate 92 Professor, Professor of Department of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: 7948493@mail.ru © Шарковская Н. В., 2016

Информатизация общества - это, прежде всего, прогрессирующий процесс, для которого характерна целостность социальных, экономических, культурных и психологических его показателей при оценивании значимости информации во всех областях современной действительности. Так, социальный показатель основан на подходе к информации как побудительной причине, активизирующей конкретные действия по преобразованию образа жизни человека. Экономический показатель состоит в признании информации в качестве движущей силы в процессе организации материального производства, распределения и потребления вещественных благ, предметных услуг. Общекультурный показатель нацелен на определение информации как личной и культурной ценности социальных групп и общностей, а также человечества в целом. Психологический показатель базируется на осмыслении информации, связанной с объектом управления в ракурсе её оптимальности, учёта психофизиологических особенностей человека при её использовании.

К опорным тезисам исходной характеристики информационного общества, значение которых фундаментально, отечественный психолог Е. П. Белинская относит: 1. Любые технологические изменения требуют адекватного ответа со стороны человека и общества. 2. Неотделимое от современного этапа социального развития накопление объёмов информации предъявляет повышенные требования к их смысловой интерпретации субъектом [1, с. 13].

Генезис термина «информация» связан с латинским словом informatio - 'разъяснение, представление, осведомлённость'. В «Большом энциклопедическом словаре» (2000) информация представлена с точки зрения исторического развития: первоначально - как сведения, передаваемые людьми устным, письменным или дру-

гим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); с середины ХХ века - как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами и т.п. [2].

В общенаучном плане информация ассоциируется с получением новых сведений об объекте, явлении, событии [6, с. 141142]. С позиций диалектики информация рассматривается как сущность процесса отражения, способ, влияющий на ход развития творческого мышления человека. С точки зрения кибернетики информация представляет собой конкретную величину, объём которой контрастен степени осуществимости того или иного социокультурного события, данные о котором постоянно поступают в специальное устройство. В теории управления информация приобретает значимый смысл именно тогда, когда находится в стадии системного продвижения, а также когда используется с целью социокультурной организации управления. В психологии к информации, её модели предъявляются конкретные требования: 1) оптимальность; 2) наглядность; 3) зависимость от поставленной задачи; 4) учёт психофизиологических закономерностей; 5) культурные стереотипы [5, с. 150].

Информация как один из ресурсов развития современного общества обладает следующими признаками: взаимосвязью материальных и духовных потребностей в процессе приобщения к миру информации, возможностью их безграничного увеличения; способностью представлять любительский или профессиональный интерес для разных пользователей; скоростной доставкой на различные дистанции; отсутствием количественных и качественных показателей снижения своего уровня в ходе использования; выпуском информации на основе использования разнообразных средств, в том числе технических.

В педагогике досуга информация способна приобретать различные смысловые значения, в частности: известие, сведения, процесс, мера, опыт, знание и прочие. Соответственно, в рамках данной отрасли гуманитарного знания она понимается как основные сведения о сути социально-культурной деятельности в целом и досуговой в частности. Процесс организации досуга вбирает в себя информацию различной направленности: социальную информацию

- характеристику социального пространства организации процесса культурного развития и личностного самообразования субъекта, социальных групп; педагогическую информацию - содержание образования, современные формы и методы образования, его принципы; психологическую информацию - специфику межличностных взаимодействий в педагогическом процессе учреждений культуры и дополнительного образования, мотивы предметных действий личности в досуговой среде; правовую информацию - нормативные функции правовой культуры личности, руководство нормами социального поведения в окружающей среде. Данные виды направленности информации могут быть: а) адресной

- безадресной информацией; б) доступной - недоступной информацией; в) полной

- неполной информацией; г) первичной -вторичной информацией.

Выявление количества информации о предпочитаемых видах досуга связано с вопросами семантики, то есть осуществляется в ходе оценивания содержания информации. Уяснение сути семантики состоит в том, что это один из основных аспектов семиотики, изучающий разные стороны значения слов языка: разговорного, естественного, а также языков программирования, которыми овладевает человек на всём протяжении своей жизнедеятельности - и как личность, и как специалист. Собственно, сам характер про-

блемы изменения значений слов и выражений языка программирования обусловлен особенностями информации в виде объекта исследования, то есть её сбором, хранением, преобразованием и последующей передачей.

Семантический подход к информации способствует углубленному исследованию таких направлений в изучении процесса организации досуга, как: 1) осмысление моделирования в виде теоретического исследования реально существующих социокультурных явлений и процессов в до-суговой деятельности; 2) познание сущности микроструктуры информационного взаимодействия, взаимосвязей его составных частей (генетических, трансформационных и других).

Информация выполняет ряд предназначений, содержание которых обусловлено её разной смысловой ролью на тех или иных этапах управления социально-культурной сферой. В связи с этим:

• информация важна для формулирования целей и задач досуга, социокультурного проектирования видов досуговой деятельности, адекватных поставленным задачам; планирования развития культурной среды и связей с общественными фондами и организациями;

• количественная мера информации обусловливается развитием коммуникативных сетей, которые способны оказывать возрастающее или, наоборот, амортизирующее влияние на организационную культуру человека, её структуру;

• отсутствие полной и достоверной информации сдерживает выполнение таких функций, как контролирование и оценивание достигнутых результатов, а также коррекция досугового поведения конкретного человека или отдельных социальных групп.

К основным признакам значимости информации в оптимизации процесса управления в педагогической подсистеме «спе-

циалист социокультурной сферы - обобщённый субъект досуговой деятельности» отнесены:

• временной показатель - одновременность работы с разными по социальной и общекультурной направленности источниками информации; последовательность выделения основного и второстепенного в содержании информации; длительность как степень продолжительности интенсивного поиска информации, её обработки; отражательность полученной информации в субъективной информационной модели осуществления досуга;

• оптимальность - диапазон информации, нужной для социокультурного управления, призван соответствовать балансу между информационным запросом о целях организации досуга и уже имеющейся у специалиста информацией;

• неограниченность - принятие во внимание взаимообусловленных факторов мега-, макро-, микродосуговой среды, а также предполагаемых изменений самой педагогической системы организации досуга, которые в своей совокупности способны оказывать влияние на её функционирование;

• преемственность - осмысление сути информации возможно в результате её постижимости и усвояемости, которые, в свою очередь, определены методами и приёмами получения информации. В педагогике досуга этот принцип выражается в постановке проблемы соразмерности «логических и образных форм трансляции информации» (В. Я. Якунин);

• тождественность - формирование у субъекта личностно обусловленных информационных образов в ходе интерпретирования постоянно обновляющейся информации об организации досуга; отражение уровня тождественности, в соответствии с которым этот субъективный информационный образ способен отрегулировать

желаемую социокультурную ситуацию, на продуктивность достижения;

• композиционность - усложнение первичной обработки разноаспектной по своей направленности информации, добываемой из разных источников, актуализирует способность специалиста социокультурной сферы логически компоновать нужную информацию, что заметно упрощает процесс последующей её передачи другим субъектам педагогического процесса: зрителям, слушателям, читателям;

• непредвзятость - переиначивание сути информации при её транслировании под воздействием множества самых разных обстоятельств: предметных, личностных и прочих, приводит к различным результатам, в том числе негативным, что обусловливает применение специальных технологий предотвращения погрешностей при передаче информации.

Вышеуказанные признаки роли информации, её существенности в оптимизации управленческого процесса педагогической подсистемой направлены на преодоление ряда стереотипов, в том числе связанных с устоявшимися на протяжении определённого времени правилами считывания информации, её последующей обработки и передачи, а также с постоянным комментированием предназначения социокультурных функций, которые принимаются во внимание при создании информационной модели.

Информационные процессы, вбирающие в себя сбор, поиск, обработку, хранение и передачу информации, занимают весомое место в изучении культурного пространства социума, в рамках которого организуется досуг. Наряду с процессами автоматизации данных процессов, на протяжении десятилетий наблюдается перманентность их органической сущности. Так, сбор информации - это поисковые действия субъекта с целью извлечения конкретных

информационных материалов об объекте досуга, который вызывает у него познавательный любительский интерес; аккумулирование информации - становление и дальнейший набор начального, неклассифицированного объёма информации, где представлена разнонаправленная по значимости информация, связанная с социокультурной сферой досуга; обработка информации - регулируемый во времени и в предметных действиях процесс структурирования информации сообразно цели её использования (познавательной, развивающей и других); сохранность информации - процесс содержания изначально собранной информации в форме, которая способна гарантировать дальнейшее пользование ею в определённое время, в том числе свободное время; обмен информацией -процесс, в котором источник информации её транслирует, а непосредственный адресат с ней встречается; источниками информации способны быть самые разные предметы окружающей действительности, которые имеют конкретные особенности и черты; способность адресата многократно пользоваться имеющейся информацией объясняется возможностью её фиксации на материальных и электронных носителях.

Ключевое место в информационном обеспечении воспитательного процесса учреждений культуры и дополнительного образования принадлежит информационным технологиям. В Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в статье 2 отмечается, что «информационные технологии -процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [4]». К основным чертам современных информационных технологий отнесены: структурированность стандартов цифрового обмена дан-

ными алгоритмов; широкое использование компьютерного сохранения и предоставления информации в необходимом виде; передача информации посредством цифровых технологий на практически безграничные расстояния1. Данный вид технологий группируется следующим образом: вычислительные сети; терминалы, услуги.

Информационные технологии в педагогике досуга - это сочетание современных достижений в области педагогической науки и компьютерных средств.

Предполагая использование научных подходов к усовершенствованию воспитательного процесса в учреждениях культуры и дополнительного образования, они стимулируют систематическое обновление их материально-технического ресурса. Характеризуясь как общность внедряемых в системы социокультурного управления организацией досуга и в системы дополнительного образования новых методов компьютерной обработки данных, которые представляют собой целостные системы, они выражают информационный продукт с минимальными временными затратами его получения в связи с учётом социальных и культурных особенностей той среды, в которой они функционируют.

Внедрение информационных технологий организации досуга в учреждения культуры и дополнительного образования способствует применению личностно-ориен-тированного подхода к осуществлению досуговой деятельности с учётом индивидуально-типологических особенностей субъектов, их любительских интересов и духовных потребностей; трансформации характера социально-культурной деятельности субъектов в аспекте большей самостоятельности выбора форм и методов проведения досуга, проявления поисковой активности; стимулированию стремления

1 См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Информационные_тех-нологии (дата обращения 19.12.2016)

субъектов к самореализации в культурной среде; повышению мобильности педагогического процесса учреждений культуры и дополнительного образования [7].

В педагогике досуга достаточно широкое распространение среди компьютерных образовательных программ получили: а) функциональная культурная среда, которая рассматривается в виде внутри-организационной информационно-коммуникативной среды социально-культурных институтов для интерактивного осуществления субъектами досуговой деятельности; б) программы дистанционного обучения, характеризующиеся синтезом информационных технологий: компьютерной, телекоммуникационной; в) комплект обучающих программ для применения в учреждениях дополнительного образования с целью формирования определённых умений и навыков, а также моделирования конкретного вида информационной среды; г) прикладное программное обеспечение - компьютерные программы системы обработки информации и документов, связанные с конкретным заказом пользователя, среди них программное обеспечение общего назначения (текстовые, графические редакторы, электронные таблицы, веб-браузеры) и программное обеспечение досугового предназначения (компьютерные игры, мультимедиапрои-грыватель). Данные программы действуют в функциональной культурной среде, кото-

рая рассматривается в виде внутриорга-низационной информационно-коммуникативной среды социально-культурных институтов, предназначенной для интерактивного осуществления субъектами досуго-вой деятельности.

Перспективным направлением в создании компьютерных обучающих программ является широкое внедрение систем мультимедиа, которые интегрируют текст, графику, анимацию, речь и музыку [3, с. 3]. Оказывая мультимедийные услуги, данные системы позволяют субъектам изучать литературу, иностранные языки, музыкальные и художественные произведения, изобразительное искусство, знакомиться с энциклопедическими изданиями, справочниками, путеводителями по музеям.

Ведущей задачей информатизации процесса организации досуга выступает формирование информационной культуры личности. Как целостное образование личности, она представляет собой совокупность знаний об информационных ресурсах, программном обеспечении и социальных сетях. Предметом исследования информационная культура имеет процесс формирования умений субъекта формулировать свою потребность в информации, продуктивно осуществлять её поиск и оценку во всей совокупности информационных ресурсов, а также развитие способности к информационному общению: профессиональному и досуговому.

Примечания

1. Белинская Е. П. Психология Интернет-коммуникации : учебное пособие. Москва : Изд-во Московского психолого-социального университета ; Воронеж : МОДЭК, 2013. 185 с.

2. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Большая Российская энциклопедия, 1997. 1434 с.

3. Каптерев А. И. Мультимедиа как социокультурный феномен : учебное пособие. Москва : Профиздат, 2002. 226 с.

4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ // Российская газета : [веб-сайт]. Электрон. дан. 29 июля 2006 года. URL: https://rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html (дата обращения: 19.02.2016)

5. Психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Политиздат, 1990. 494 с.

6. Смолян Г. Л. Информации теория // Новая философская энциклопедия : в 4 томах / Институт философии Российской академии наук, Национальный общественно-научный фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин -пред. совета и др. Москва : Мысль, 2010. Том 2. С. 141-142.

7. Шарковская Н. В. Инновационные формы организации досуга студенческой молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (66). С. 136-141.

References

1. Belinskaya E. P. Psikhologiya Internet-kommunikatsii [Internet communication psychology]. Moscow, Publishing house of Moscow psychological and social university, Voronezh, Publishing house "MODEK", 2013. 185 p.

2. Prokhorov A. M., ed. Bol'shoi entsiklopedicheskii slovar' [The great encyclopedic dictionary]. 2nd edition. Moscow, State Scientific Publishing House "The Russian Encyclopedia", 1997. 1434 p.

3. Kapterev A. I. Multimedia kak sotsiokul'turnyi fenomen [Multimedia as sociocultural phenomenon]. Moscow, Information Publishing House "Profizdat", 2002. 226 p.

4. Federal'nyi zakon ot 27 iyulya 2006 g. N 149-FZ "Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiiakh i o zash-chite informatsii" [The federal law of July 27, 2006 N 149-FZ "About information, information technologies and on information security" ]. Available at: https://rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html (accessed: 19.02.2016)

5. Petrovsky A. V., Yaroshevsky M. G., ed. Psikhologicheskii slovar' [Psychological dictionary]. 2nd edition. Moscow, Political Literature Publishing House of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union, 1990. 494 p.

6. Smolyan G. L. Informatsii teoriya [Theory about information]. In: Stepin V. S., ed. Novaya filosofskaya entsik-lopediya, v 4 tomakh. Tom 2 [New philosophical encyclopedia, in 4 vol. Vol. 2]. Moscow, Mysl Publishers, 2010. Pp. 141-142.

7. Sharkovskaya N. V. Innovative forms of the organization of leisure of the student youth. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 4 (66), pp. 136-141. (In Russian)

КТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДРАМАТИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ УДК 7.01

Г. С. Тихоновская

Московский государственный институт культуры

В статье актуализируется проблема реализации драматургических технологий в культурно-досуго-вых программах. Автор, опираясь на свои наблюдения, выявляет ряд противоречий, сложившихся в практике деятельности учреждений культуры, одно из которых заключается в отсутствии у специалистов-практиков достаточных системных знаний базовых основ драматургии и умения их профессионально применять в технологическом процессе создания культурно-досуговых программ. Автор утверждает, что исторически сложившаяся практика драматизации форм культурно-досу-говой деятельности убедительно доказала свою эффективность в плане действенного раскрытия их содержания, способствующего активному восприятию данных форм зрительской аудиторией. В связи с этим важны выделение собственно базовых понятий драматургии и анализ их сущности и содержания - действия, драматического конфликта, художественного образа, сюжета, фабулы, интриги, определение функционального их значения в драматургической организации культурно-досуговых программ.

Ключевые слова-, драматургия, драматизация культурно-досуговых программ, досуговое действие, драматический конфликт в культурно-досуговой программе, художественный образ культурно-досуговой программы.

ТИХОНОВСКАЯ ГАЛИНА СТАНИСЛАВОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурно-досуговой деятельности факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры gg TIHONOVSKAYA GALINA STANISLAVOVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of

Department of cultural and leisure activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: galina_tikhonovskaya@mail.ru ©Тихоновская Г. С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.