Голобоков Андрей Сергеевич, Коток Юлия Витальевна ПРАВОВЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ .
УДК 379.81
ПРАВОВЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
МОЛОДЁЖИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
© 2017
Голобоков Андрей Сергеевич, кандидат политических наук, доцент кафедры управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Коток Юлия Витальевна, стажер Межрегиональный образовательный центр «Владивостокские инновации» ( 690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, д. 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье исследуются культурные и правовые особенности творческого потенциала молодёжи, который реализуется посредством государственной молодёжной политики Российской Федерации. Цель исследования состоит в изучении возможностей реализации творческого потенциала молодёжи Приморского края на основе культурно-досуговых программ. Исследование базируется на принципах научной достоверности и объективности. Рассматриваются теоретико-методологические и нормативно-правовые основы реализации творческого потенциала молодёжи Приморского края посредством культурно-досуговых программ. Уделено внимание базовым принципам организации исследуемых видов деятельности, перспективным проектам и формам, включая инновационные. Дана развёрнутая характеристика участия приморской молодёжи в программе «Российская студенческая весна», «аудиторно-ориентированной» реализации творческого потенциала молодёжи региона и феномена «культура улиц». Основной вывод состоит в том, что о степени востребованности и эффективности различных форм реализации творческого потенциала молодёжи в Приморском крае можно судить как по относительно широкому спектру реализуемых культурно-досуговых проектов, так и по ряду конкретных оценочных факторов (степень активности личности; уровень творческой насыщенности, содержательное разнообразие рекреационно-досуговых форм и др.). Практическая значимость определяется возможностью использования полученных результатов непосредственно в «клубной» работе профильных Департаментов Приморского края, развитии неформальных любительских объединений, молодёжно-творческого волонтёрства.
Ключевые слова: творческий потенциал молодёжи, программы культурно-досуговой деятельности, инновационные проекты, «культура улиц», Приморский край, Федеральные органы исполнительной власти, государственная молодежная политика, организация молодёжного досуга
PRIMORSKIY KRAY YOUTH CREATIVE POTENTIAL: LEGAL AND METHODOLOGICAL BASIS
© 2017
Golobokov Andrey Sergeevich, candidate of political sciences, associate professor of management department
Vladivostok State University Of Economics And Service (690014 Russia, Vladivostok, Gogolya st., 41,e-mail:golobokov_as@mailru) Kotok Yulia Vitalievna, trainee «Vladivostok innovations» interregional educational center (690014 Russia, Vladivostok, Gogolya st., 41, e-mail: [email protected])
Abstract. The article reviews features of Russian youth policy concerning realization of youth's creative potential. The aim is to study Primorskiy Kray youth's creative potential by reviewing cultural and leisure programs. The authors consider cultural and leisure programs as theoretical, methodological and legal basis of Primorskiy Kray youth creative potential. The authors concentrate on study activities' basic principles, internal and innovative projects. Participation of young people in various programs, as "Russian Student Spring", youth's creative potential and "street culture" phenomenon are examined. The final part concludes that creative potential of Primorskiy Kray youth can be judged by broad number of specific valuation factors, as personal activity, creativity saturation, variety of recreational forms and so forth. Results could be used in the activity of Primorskiy Kray administration, informal amateur organizations, volunteering.
Keywords: youth's creative potential, cultural and leisure programs, innovative projects, «culture of streets», Primorskiy Kray, Federal executive authorities, state youth policy, youth leisure organization
На языке науки и разнообразных социальных практик творчество трактуется как «деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей, имеющих социальную значимость» [1, С. 477-478]. Определяющими факторами творческих возможностей личности являются гибкость её интеллекта, степень развития творческого воображения и интуиции, способность преодолевать шаблоны и стереотипы, уровень мотивации к поиску нового, личностная потребность в самоактуализации. Высокая развитость всех этих качеств присуща современной молодёжи - особой социально-демографической группе, ограниченной возрастными рамками (от 14 до 30 лет включительно) и переживающей переход от детства и юности к состоянию социальной ответственности (иначе - период социального становления и достижения социальной зрелости) [2, С. 9-11; 6, С. 317]. В свою очередь, молодежь становится самостоятельным автором экономических отношений, поэтому активизация участия молодежи во всех сферах жизни заставляет общество и государство более внимательно изучать настроения и образ жизни молодежи. [20, С. 153-159].
Правовые и методологические основы молодежной политики государства рассмотрены в трудах таких исследователей как М.С. Каган, В.Г. Рындак, Ю.Н. Кулюткин,
Е.А. Глуховская, И.В. Муштавинская и др. Большинство исследователей сходятся во мнении, что положение молодёжи среди иных социально-демографических групп и возможности реализации её творческого потенциала, в целом, обусловливаются социально-экономическим состоянием общества [6, С. 15; 11, С 2-3]. В то же время, в отношении собственно феномена «творческий потенциал» сохраняется разнообразие толкования. Так, в рамках деятельностного подхода (М.С. Каган, В.Г. Рындак и др.) осуществляются исследования данного феномена как качества, характеризующего меру возможностей личности осуществлять деятельность творческого характера. Сторонники аксиологического подхода (Е.А. Глуховская) определяют творческий потенциал как репертуар полученных и самостоятельно выработанных умений и навыков, способность к действию и меру их реализации в определённой сфере деятельности и общения. С позиции интегративного подхода исследователи (Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская и др.) определяют творческий потенциал как интегративную личностную характеристику человека, являющуюся системным динамическим образованием [3]. Вместе с тем, феномен реализации творческого потенциала молодёжи посредством культурно-досуговых программ исследован недостаточно. Целью данного исследования является анализ
Голобоков Андрей Сергеевич, Коток Юлия Витальевна ПРАВОВЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ...
правовых и методологических основ творческого потенциала молодёжи Приморского Края через призму куль-турно-досуговых программ.
На федеральном уровне отношения, возникающие в связи с установлением и осуществлением федеральными органами исполнительной власти мер государственной поддержки общероссийских, международных молодёжных объединений (включая культурно-досуговые), регулирует Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» [9] (ред. от 28.12.2016). Под государственной поддержкой молодёжных объединений понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ в соответствии с российским законодательством в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, а также в целях охраны и защиты их прав.
Реализация творческого потенциала молодёжи обеспечивается и непосредственно осуществляется в соответствии с Основами государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [12, С. 3-16]. Методическими рекомендациями по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодёжную политику [7].
В Приморском крае региональную специфику молодёжной политики в целом и процедур разработки, принятия и реализации программ культурно-досуго-вой деятельности (КДД) молодёжи отражает Закон Приморского края от 30 апреля 2009 г. № 423-К3 «О молодёжной политике в Приморском крае» [10, С. 2-3] (далее - Закон о молодёжной политике).
При этом базовая категория культурно-досуговой деятельности определяется как «социально открытая культурная деятельность в свободное от работы время, объективно способствующая активизации процессов социализации; общественно осознанная необходимость; одна из первостепенных ценностей для современной молодёжи (включая детей и подростков)» [8, С. 12; 11, С. 3; 17].
Досуг и развлекательные мероприятия являются факторами развития свободной личности и должны быть ориентированы на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Организация молодёжного досуга обеспечивает формирование социально позитивных ориентаций и гражданских качеств молодых людей, при этом недопустимо вовлечение молодых людей в занятия противоправного и антиобщественного характера. [14, С. 54-55; 22, С. 84].
Специализированные молодёжные учреждения, обеспечивающие отдых и досуг молодёжи, в том числе спортивные центры и базы отдыха, в соответствии со ст. 16 Закона о молодёжной политике, не подлежат приватизации и перепрофилированию, не могут быть использованы для целей, не связанных с деятельностью молодёжи.
Реализация творческого потенциала молодёжи в Приморском крае основывается на следующих принципах молодёжной политики:
- признания молодёжи как специфической социальной общности населения;
- свободного участия молодых граждан в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодёжи и общества в целом;
- приоритета общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи [10, С. 3].
В сфере культурно-досуговой деятельности (КДД) поддержка талантливой молодежи осуществляется посредством:
- содействия в создании творческих мастерских,
школ и объединений, а также негосударственных учебных заведений;
- организации и проведения конкурсов, выставок, фестивалей, смотров, концертов, симпозиумов, чтений, конференций с целью выявления и распространения творческих достижений молодых граждан;
- обеспечения участия их талантливых представителей в межрегиональных, всероссийских и международных конкурсах творчества молодежи.
В целях поощрения талантливых молодых учёных и студентов высших и средних профессиональных учебных заведений, стимулирования их дальнейшей научно-исследовательской деятельности устанавливаются стипендии и гранты Приморского края. Целевая программа подготовки молодёжи с обучением и прохождением стажировки за рубежом обеспечивает выявление творческо-организаторских способностей молодых при-морцев, регулирование управления в сферах социально-экономической и культурно-досуговой деятельности.
Программы и отдельные решения органов государственного управления играют первостепенную роль в реализации творческого потенциала молодёжи Приморского края. Органами государственного управления, задействованными в данном направлении работы на региональном и муниципальном уровнях вертикали власти и стремящимися, в той или иной мере, улучшить культурный досуг молодого поколения приморской молодежи являются: Департаменты Администрации Приморья по делам молодёжи; культуры; образования и науки; туризма; физической культуры и спорта. А также
- соответствующие профильные отделы в администрациях муниципальных образований.
Реализация творческого потенциала под эгидой Департамента по делам молодёжи Приморского края
- это, по определению директора Департамента А. Кайдановича, «Маленькие победы каждый день» [5]. Так, программа «Российская студенческая весна» (далее - Программа «РСВ») воплощается в масштабе всей нашей страны с 1992 г. в более 80 региональных фестивалей, всероссийский фестиваль - национальный этап Программы, образовательно-просветительские мероприятия по повышению уровня студенческого творчества. Программа «РСВ» - это и музыкальный проект «Универвидение», студенческий танцевальный проект «В движении», фестиваль молодых дизайнеров «Этномода», конкурс таланта, грации и артистического мастерства «Краса студенчества России», образовательный медиа-форум «Медиавесна», цикл международных фестивалей. С 2011 г. реализуется международный этап
- «Студенческая весна на Кавказе» [16].
В 2015 г. национальный финал данной программы поддержки и развития студенческого творчества - XXIII Всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна» - состоялся с 15 по 19 мая во Владивостоке. Будучи запланирован Администрацией Приморского края по поручению Правительства РФ, совместно с Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи», фестиваль собрал более 2000 студентов из 61 субъекта РФ, а также гостей из Японии, КНР, Республики Корея, Индии, Индонезия, Монголии. Участие в организации работы творческого форума приняли свыше 100 профессионалов и 300 волонтеров из Приморского, Хабаровского и Забайкальского краёв, Республики Татарстан и Тверской области.
Годом ранее делегация из 150 молодых примор-цев представила регион на фестивале «Студенческая весна стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)». Время между представительными форумами заполнено для них (разумеется, наряду с успешной учёбой в своих «альма-матер») напряжёнными, но отнюдь не утомительными в творческом кругу друзей и единомышленников репетициями, шефскими концертами на вузовских и школьных площадках, для ветеранов, работников ведущих предприятий Приморья и др. Причём,
Голобоков Андрей Сергеевич, Коток Юлия Витальевна педагогические
ПРАВОВЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ... науки
например, выступления перед школьниками нередко носят профориентационную «окраску». Большое значение имеет и гедонистический аспект подобных форм реализации творческого потенциала молодёжи Приморского края [13, С. 67-69]. И разновозрастная зрительская аудитория, и сами артисты получают наслаждение от установившейся гармонии отношений, от необычного и увлекательного зрелища и т.д. Отсюда и особое - праздничное - настроение, предрасположенность к веселью, к активному погружению в радостную атмосферу.
Поэтому вполне закономерно, что «аудиторно-ори-ентированная» реализация творческого потенциала молодёжи региона вовсе не исключает столь же творческого использования универсальных форм. Так, в современный период особую значимость в Приморском крае приобретает новая форма культурной практики -культура улиц. Речь о программах и автономных проектах, культурно-досуговая составляющая которых транслирует себя на главных улицах городов и сёл, посёлков Приморья, на набережных, в скверах и парках. Такая практика применима и к танцевальной культуре, находящей своё выражение в проведении исторических балов, конкурсов и мастер-классов, где профессионалы, обучая всех желающих простым движениям, позволяют окунуться в пространство культуры не всегда знакомой, но от этого не менее близкой и дружественной.
Множество подобных творческо-досуговых проектов получают своё воплощение в городе Владивостоке: ежегодный фестиваль индийской культуры «Индийское лето»; этнический фестиваль «Живой источник»; фестиваль, посвященный Международному дню коренных малочисленных народов; День удэгейской культуры; Дни Латинской Америки; Международный этно-фестиваль «Восточные лета»; фестиваль аргентинского танго; конкурс современного танца «Street art» и т.п. [19]. Жители и гости краевой столицы, родители с детьми, из многих городов и населённых пунктов Приморского края приезжающие окунуться в культурную жизнь Владивостока, в такие дни и часы могут даже «прикоснуться» к культуре, олицетворяемой традициями, костюмами и предметами быта, посетив фестивали, которые проходят на открытых площадках города. И ни один подобный фестиваль не может обойтись без молодёжных танцевальных коллективов, выступления которых становятся ярким отражением этнокультурных особенностей того или иного народа.
Карнавальное шествие с непременной молодёжной культурно-досуговой составляющей (в лице детских и молодёжных творческих коллективов, любительских объединений и др.), при организационно-творческом вкладе профессионалов в лице работников традиционных центров досуговой деятельности, развёртывается и в Дни рождения ряда муниципальных образований -городских и районных - Приморского края. От юных участников карнавала здесь требуются особенно слаженные действия при постановке «живых картин», разыгрывании театрализованных сценок и т.п. Поэтому заранее проводятся репетиции, лишённые былой изнурительности, а уполномоченные организационно-творческого штаба стараются (без какой бы то ни было цензуры!) просмотреть как можно больше номеров, внося свои предложения. Это помогает, как и в отношении наглядных материалов, устранить возможное дублирование, а содержание зрелищно-игровой, типично молодёжной и досуговой части праздника сделать наиболее разнообразным и интересным даже для самых юных участников и зрителей.
Всё более востребованными в среде творчески живущей молодёжи Приморья становятся так называемые инновационные проекты и формы КДД, хотя само это понятие не имеет достаточно чёткого определения в теории социально-культурной деятельности и смежных с ней отраслях научного знания. [4, 21, С. 26-27]. В духе времени, они организуются и (или) проводятся, как пра-122
вило, с широким использованием инструментов и ресурсов сети Интернет [15, С. 123; 18, С.7].
Так, виртуальные культурно-досуговые сообщества (ВКДС), как продукт современных информационных технологий, объединяют молодых людей со схожими культурными потребностями и любительскими интересами, тем самым поддерживая их положительный «Я-образ». В этом смысле они оказываются сродни существующим «в реале» Приморского края любительским объединениям и клубам по интересам.
На базе ВКДС либо вне зависимости от них в различных сегментах Рунет, включая региональный приморский (выделяемый на практике, естественно, исключительно условно), для молодёжи, включая детей и подростков (или наиболее «продвинутой» её частью самостоятельно) организуются виртуальные экскурсии, нацеленные на ознакомление с предметами социокультурной действительности, представленными в музейных и выставочных экспозициях, а также с явлениями природной среды заповедников - с помощью мультимедийной фотопанорамы. Открывая возможности для появления новых положительных эмоций, виртуальные экскурсии обогащают субъективный опыт молодых людей в социально-культурной деятельности.
К индивидуально-коллективной организации досуго-вой зрелищности сводится сущность и назначение такой формы праздничного досуга, как фейерверочное представление. Основные их типы выделяются в зависимости от цели развлечения: наземные, высотные, дневные, музыкальные. Как выразительное средство уличного искусства, фейерверк-шоу - неотъемлемая часть создания праздничной атмосферы. Важно лишь, чтобы непосредственно при организации и проведении действия были соблюдены все обязательные правила техники безопасности.
Таким образом, о степени востребованности и эффективности различных форм реализации творческого потенциала молодёжи в Приморском крае можно судить по относительно широкому спектру реализуемых культурно-досуговых проектов - традиционных и инновационных, зрелищно-игровых, с неизменным элементом театрализации, воспитательных и праздничных не по своей «привязке» к календарной дате, а по сути. Кроме того, можно говорить о ряде значимых оценочных факторов: уровень активности личности; стабильность и регулярность осуществления основных видов досуговой деятельности; уровень творческой насыщенности; содержательное разнообразие рекреационно-досуговых форм. Всей совокупностью предложенных критериев руководствоваться и «клубный» работник, и представитель профильного Департамента Приморского края (штатный сотрудник или волонтёр), а также другие практические организаторы культурно-досуговой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь / М. И. Еникеев. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. 560 с.
2. Зубок Ю. А. Молодёжь и молодёжная политика в современном российском обществе / Ю. А. Зубок, Т. К. Ростовская, Н. Л. Смакотина. - М.: Перспектива, 2016. 165 с.
3. Ильиных С. А. Творческий потенциал личности: определение феномена и условия его развития [Электронный ресурс] / С. А. Ильиных // Социосфера: науч.-изд. центр. - Режим доступа: http://www. sociosphera.com/publication/conference/2014/221/
4. Инновационные формы деятельности в сфере культуры, образования и досуга современной России / отв. ред.: Г. А. Аванесова, И. А. Купцова. - М.: Московский гос. гуманитарный ун-т им. М. А. Шолохова, 2011. 165 с.
5. Кайданович Александр: «Молодежная политика Приморского края - это маленькие победы каж-
Голобоков Андрей Сергеевич, Коток Юлия Витальевна ПРАВОВЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ...
дый день» [Электронный ресурс] // РИА PrimaMedia: Новости Приморья. - 2014. - 19 декабря. - Режим доступа: http://primamedia.ru/news/410031/
6. Луков В. А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ / В. А. Луков. - М.: Канон+, 2012. 527 с.
7. Методические рекомендации по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодёжную политику: утв. приказом Росмолодёжи от 13.05.2016 № 167 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/
8. Михеева Н. А. Молодёжные центры как объект управления в системе организации досуга молодежи: монография / Н. А. Михеева, О. В. Назарой. - СПб: Р-Копи, 2015. 122 с.
9. О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений: федер. закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 27. Ст. 2503.
10. О молодёжной политике в Приморском крае: закон Приморского края от 30.04.2009 № 423-К3 [Электронный ресурс] // Кодекс: электрон. фонд правовой и нормативно-техн. документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/
11. Опарина Н. А. Культурно-досуговая деятельность детей и молодёжи в истории и теории педагогики / Н. А. Опарина // Социально-культурное партнёрство: вуз - музей - библиотека в условиях инновационного развития: колл. монография. - М.: Изд-во УЦ Перспектива, 2016. С. 55-65.
12. Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 50. Ст. 7185.
13. Пащенко О. В. Гедонистические установки сознания современного человека / О. В. Пащенко // Философия современности: материалы Всерос. науч. конф. с между-нар. участием (05 ноября 2013 г.) / под общ. ред. О. П. Фесенко. - Омск: ОмЭИ, 2013. 115 с.
14. Погребняк Н. М. Профилактика вовлечения молодёжи в деструктивные религиозные организации: монография / Н. М. Погребняк. - М.: Акад. имиджелогии, 2016. 94 с.
15. Привалова И. В. Электронная коммуникация молодёжи / И. В. Привалова, Н. В. Купцова. - Саратов: Изд-во Саратовского гос. мед. ун-та, 2016. 134 с.
16. Российская студенческая весна: программа поддержки и развития студенческого творчества: офиц. сайт [https://vk.com/studvesnarsm]
17. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]: научно-справ. портал. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/
18. Сунгурова Н. Л. Личностные детерминанты взаимодействия студенческой молодёжи с информационно-компьютерными технологиями / Н. Л. Сунгурова. - М.: Российский университет дружбы народов, 2017. 171 с.
19. Толстых И. Н. Владивосток как центр культурного развития Приморского края [Электронный ресурс] / И. Н. Толстых, Г. Н. Харина // Universum: Филология и искусствоведение: электрон. науч. журн. - 2016. -№ 6 (28). - Режим доступа: http://7universum.com/ru/ philology/archive/item/3303
20. Тюгаев А.Р., Голобоков А.С. Особенности потребительского поведения молодежных субкультур: факторы, модели, тенденции. Материалы международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в науке нового времени». 18 апреля 2016 г. С.153 - 159
21. Шарковская Н. В. Инновационные формы организации досуга студенческой молодёжи / Н. В. Шарковская // Вестник МГУКИ. - 2015. - № 4. С. 136-141.
22. Ягудина А. Р. Особенности формирования цен-
ностных ориентаций молодёжи под влиянием социокультурных факторов : монография / А. Р. Ягудина, Г. Р. Габидуллина. - Стерлитамак: Стерлитамакский фил. БашГУ, 2015. 84 с.