References
1. Ariarskiy M.A. Pedagogicheskaya kul'turologiya [Pedagogic culturology]. St. Petersburg, Kontsert Publ., 2012, vol. 2. 448 p. (In Russ.).
2. Tuev V.V. Istoriya klubov Kuzbassa [The history of Kuzbass clubs]. Kemerovo, Kuzbassvuzizdat Publ., 1996. 216 p. (In Russ.).
3. Tuev V.V. Klub v istorii kul'tury [The club in the history of culture]. Kemerovo, KemGUKI Publ., 2009. 262 p. (In Russ.).
4. Tuev V.V. Kul'tura, tvorchestvo, lichnost': stat'i raznykh let [Culture. Creativity, personality. Articles of different periods]. Kemerovo, KemGUKI Publ., 2006. 155 p. (In Russ.).
5. Tuev V.V. Fenomen angliyskogo kluba [The phenomenon of the English club]. Moscow, Moscow State University of Culture Publ., 1997. 240 p. (In Russ.).
6. Tuev V.V. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' v tablitsakh i skhemakh: uchebnoe posobie po kursu "Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost'" dlya studentov spetsial'nosti 053100 "Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost'" [Social and cultural activity in tables and graphs: a training course in "Social and cultural activity" for the students of specialization 053100 "Social and cultural activity"]. Barnaul, AltGAKI Publ., 2006. 87 p. (In Russ.).
7. Ryabkov V.M. Antologiya nauchno-pedagogicheskoy raboty vedushchikh uchenykh sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti Rossii (vtoraya polovina XX - nachalo XX veka) [The anthology of scientific pedagogical works of the leading scientists in Russian social and cultural activity (second half XX - beginning XX)]. Chelyabinsk, Poligraf-Master Publ., 2014, vol. 11. 396 p. (In Russ.).
8. Yaroshenko N.N. Istoriya i metodologiya teorii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [The history and methodology of the theory of Social and cultural activity]. Moscow, MGUKI Publ., 2007. 360 p. (In Russ.).
УДК 379.8.091
ДОСУГОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ
Юдина Анна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, директор института социально-культурных технологий, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail yudinaannaivanovna@mail. ru
В статье рассматривается актуальная проблема организации досуга детей подросткового возраста. Подростки как особая возрастная и социальная группа в большей степени подвержены влиянию негативных тенденций современного общества. Досуг является сферой жизнедеятельности, где наиболее ярко проявляются последствия общественных трансформаций. На основании данных социологического опроса, автор пришел к выводу о том, что в последние годы особо популярными в подростковой среде стали экстремальные увлечения. Склонность подростка к риску - это способ заслужить уважение сверстников, повысить собственный статус. Для подростка быть экстремалом - значит не отставать от времени, прогресса, совершенства. Демонстрируя свои исключительные способности, подросток находит единомышленников в социальных сетях, разделяющих его стремление нарушить запреты взрослых. Экстремальный досуг, без соблюдения правил безопасности ведет к различным социальным рискам, угрозе жизни и здоровью несовершеннолетних. В научной статье выявлены виды экстремальных увлечений подростков и предложены формы организованного досуга, которые могут минимизировать социальные риски и угрозу жизни и здоровья несовершеннолетних. Проведен анализ форм социально-культурной деятельности, реализующихся в учреждениях культуры и образовательных организациях, для минимизации социальных рисков экстремальных увлечений подростков.
Ключевые слова: досуг, подростки, досуговые предпочтения, социальный риск, экстремальные виды досуга.
PREFERENCE FOR LEISURE OF MODERN TEENAGERS: PREVENTION OF SOCIAL RISK
Yudina Anna Ivanovna, Dr of Pedagogical Sciences, Professor, Director of the Institute of Socio-cultural Technologies, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The scientific article states the actual problem of leisure activities of adolescents. Teens of particular age and social groups are more vulnerable to the negative trends of modern society. Leisure is an area of life where the most pronounced effects of social transformations. Based on the opinion poll data, the author came to the conclusion that especially popular among teenagers became extreme enthusiasm in recent years. Teenagers' addiction to risk is a way to earn the respect of their peers, raise their own status. For a teenager to be an extremal means not to keep up with the times, progress and perfection. Demonstrating the exceptional ability, a teenager finds like-minded people on social networks, sharing his desire to break the taboos of adults. Extreme leisure, without complying with the safety rules leads to various social risks, threat to life and health of minors. The scientific article shows the kinds of extreme hobbies of teenagers and proposed forms of organized leisure activities that can reduce social risks and threat to life and health of minors. An analysis of the forms of social and cultural activities that are realized in cultural institutions and educational institutions, in order to minimize social risks of extreme hobbies of teenagers. It studies the methods and forms of work of libraries, museums, clubs, parks and recreation. These forms are designed to work with young people and attract children. Interactive sites, workshops, lectures, thematic evenings, theatrical performances, salon and living events, contests and game programs, readers and audience of the conference, to experiment with different forms of art allow to attract more young people
Keywords: leisure, youth, recreational preferences, social risk, extreme leisure activities.
Падение уровня общей культуры, разрушение традиционных норм и ценностей, распространение элементов упрощенной массовой культуры ведет к изменениям системы ценностных ориента-ций личности. Подростки как особая возрастная и социальная группа в большей степени подвержены влиянию негативных тенденций современного общества. Досуг является сферой жизнедеятельности, где наиболее ярко проявляются последствия данных общественных трансформаций. В сложившихся социально-культурных условиях молодые люди утрачивают определенность в выборе линии нормативного поведения.
В ближайшие десятилетия современные подростки станут основными носителями и проводниками инициатив и решений во всех сферах общественной жизни. В силу отсутствия сложившихся социальных стереотипов подростки являются социальной группой, личностные качества которой поддаются педагогической коррекции и возможности задавать желаемый тип общественного поведения. В этой связи основной задачей образовательных организаций, учреждений дополнительного образования и культуры является
создание социально-культурных условий для позитивной социализации молодых людей, которые будут реализовываться через развитие личностного потенциала и самореализацию этой группы. Поэтому выявление приоритетов в организации досуга подростков является актуальной проблемой современного российского общества.
Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста изучены в трудах отечественных и зарубежных ученых [2; 5; 6; 7]. В педагогике разработка проблемы социализации детей и подростков связана с именами Г. М. Андреевой, С. Г. Вершловского, А. В. Му-дрика, B. С Селивановой, В. А. Сластенина. В научных трудах социализация показана как одна из важнейших системообразующих категорий современной педагогики. В отечественной педагогической теории социализированность определяется в контексте интерпретации категории «социальная интеграция». Начало такой традиции в общей педагогике восходит к работам В. А. Сластенина [5].
В своих научных трудах ученые подчеркивают, что полноценное становление личности подростка невозможно в рамках узкого семейного
круга. Поэтому основным фактором социализации детей подросткового возраста являются взаимоотношения, складывающиеся в группе сверстников.
Следует отметить, что в начальных классах авторитет ребенка среди товарищей определяется оценками взрослых. Уважением сверстников, как правило, пользуются отличники, выполняющие требования учителей и родителей. У ребенка, вступающего в подростковый возраст, расширяется сфера самостоятельности, растет опыт общения с людьми, появляется желание самому разобраться в поступках людей и их отношениях. Подростка уже не удовлетворяет такая система требований, при которой он находится в полной зависимости от оценок взрослых. В коллективе сверстников начинает вырабатываться новая система критериев оценки поведения и личности человека, возникает своеобразная «переоценка ценностей», складывается новая иерархия морально-этических требований.
Сформированные в этом возрасте ценностные ориентации не могут не сказаться на досу-говых предпочтениях личности. В стремлении занять лидирующие позиции в группе сверстников и завоевать авторитет подростки, зачастую, в своих досуговых предпочтениях следуют моде. Тенденции развития досуговых предпочтений современных подростков, помимо влияния групп сверстников, продиктованы множеством факторов: СМИ, социальный статус семьи, развитие инфраструктуры учреждений культуры, спорта, образовательных организаций и мн. др.
С целью популяризации достижений молодежи в городе Кемерово ежегодно проводится конкурс «Молодое лицо года». Задачами конкурса являются: привлечение внимания общественности к достижениям молодых людей и популяризация успехов молодежи в различных сферах деятельности; поощрение молодых людей за их деятельность, стимулирование их к саморазвитию; увеличение числа подростков и молодежи, активно участвующих в жизни города. В ходе подготовки к конкурсу в 2016 году волонтерами проведено социологическое исследование «Портрет современного молодого человека», в рамках которого были выявлены современные досуговые предпочтения подростков и молодежи города Кемерово.
На основании данных опроса мы можем констатировать, что 51 % респондентов своё сво-
бодное время предпочитают проводить с друзьями; 32 % подростков, участвующих в опросе, в свободное время общаются в социальных сетях и занимаются компьютерными играми; 17 % отметили, что посещает социально-культурные и развлекательные учреждения. На вопрос: «Играете ли вы в интеллектуальные игры?» - 57 % ответили «да», что говорит о желании узнавать новое, развивать определённые умения и навыки. Исследование показало, что 37 % опрошенных отметили заинтересованность в занятиях спортом. По итогам данного опроса выявлено, что наибольший интерес у подростков вызывают компьютерные игры - 174 человека, посещение спортивных секций - 132 человека, творческих объединений - 110 человек, чтение книг - 60 человек. Респондентам было предложено ответить на вопрос: «В каких городских молодежных мероприятиях вам интересно участвовать?». Данные ответов показали, что в подростковой среде города Кемерово наиболее популярными являются традиционные мероприятия: фестиваль граффити; фестиваль молодежных субкультур «Город Ультра»; турнир по экстремальным видам спорта (скейтборд, агрессивные ролики, паркур и триал), а также состязания танцоров (реп, брейк-данс, бит-бокс); рок фестиваль «Над Землей»; акция «Аквагрим». Особо следует отметить, что 13 % респондентов указали на то, что не посещают специально организованные мероприятия и предпочитают организацию досуга в свободной форме. Для данной группы респондентов наиболее интересным представляется досуг с «выбросом адреналина».
В этой связи мы пришли к выводу о том, что данные социологического опроса, свидетельствуют о том, что в последние годы особо популярными в подростковой среде стали экстремальные увлечения. Склонность подростка к риску - это способ доказать взрослость, желание понравиться, заслужить уважение сверстников, повысить собственный статус. Для подростка быть экстремалом - значит не отставать от времени, прогресса, совершенства. Демонстрируя свои исключительные способности, подросток находит единомышленников в социальных сетях, разделяющих его стремление нарушить запреты взрослых.
Экстремальный досуг без соблюдения правил безопасности ведет к различным социальным рискам, угрозе жизни и здоровью несовершен-
нолетних. Рискованное поведение подростков ученые объясняют биологической природой, обменными и гормональными особенностями организма. Г. А. Цукерман и Б. М. Мастеров считают, что в отдельных системах головного мозга у «любителей приключений» наблюдается сильная реакция на новые стимулы при изначально низком уровне норадреналина. По мнению ученого, эти люди чаще других испытывают скуку и живут в постоянных поисках опасных ситуаций. Их состояние улучшается только при активной выработке норадреналина [6].
А. В. Лакреева и Л. В. Варуха, анализируя исследования американского психолога Лоурен-са Стайнберга, доказывают, что в присутствии сверстников подростки рискуют в два раза чаще. Эту особенность Стайнберг связывает с незрелостью нейронной сети, отвечающей за процесс оценки и анализа ситуации. Несовершеннолетние не способны принять разумные решения, дать адекватную оценку опасности в кругу друзей. Их показные действия совершаются «на свой страх и риск», чтобы получить общественное признание [2].
Психофизиологические особенности подросткового возраста объясняют причины ри-
скованного поведения несовершеннолетних. Причины эти скрыты в особенностях возраста: импульсивности, экстраверсии, эмоциональной неустойчивости, стремлении расширить границы дозволенного. В результате низкого порога восприятия риска они идут на совершение социально и личностно опасных действий, правонарушений, употребляют психоактивные вещества [2].
Компания подростков нередко подчиняется неформальному лидеру, власть которого держится на личностных качествах: склонности к риску, стремлении к новым экстремальным ощущениям. Получая удовольствие в игре со смертью, подростки стремятся наглядно доказать свое превосходство над другими. Степень опасности в игре постоянно увеличивается: от катания на подножке трамвая до прыжков на крышу проезжающего поезда или грузового состава. Подростки не всегда могут объективно осознать ценность человеческой жизни и получают удовольствие в игре со смертью, которая иногда приводит к фатальным последствиям.
В ходе исследования мы провели анализ подростковых групп в социальных сетях и определили наиболее опасные экстремальные увлечения подростков, которые представлены в табл. 1.
Таблица 1
Виды экстремальных досуговых предпочтений подростков
Вид экстремального досуга Ситуация экстремального поведения Альтернативные виды досуга
1. Руфинг Прогулки по крышам высотных зданий Полет на параплане, на воздушном шаре или на самолете с опытным инструктором
2. Скайуокинг Покорение самых высоких точек в городе без специального снаряжения Полет на воздушном шаре, скалолазание, прыжок с парашютом с инструктором
3. Диггерство Спуск и изучение подземных коммуникаций (шахты метро, бомбоубежища и т. д.) Изучение истории, поездка в археологический лагерь
4. Сталкерство Посещение и изучение заброшенных мест Туристические походы - пешие и на байдарках, изучение истории
5. Зацепинг Проезд вне салона электрички или трамвая (на крыше, на подножке) Любые кружок или секция, способные увлечь ребенка и охладить его тягу к опасным развлечениям
6. Бейсклам-бинг Подъем на большую высоту без страховки Полет на параплане, прыжок с парашютом под руководством опытного инструктора
7. Планкинг Основное правило планкинга - лежать на животе, вытянув руки вдоль тела, в самых непредсказуемых местах - на крыше, на переходе и т. д. Танцы, легкая атлетика, спортивная гимнастика
Окончание таблицы 1
Вид экстремального досуга Ситуация экстремального поведения Альтернативные виды досуга
8. Акрострит Уличная акробатика, предполагающая выполнение довольно сложных и опасных трюков: стойка на голове, прыжки с возвышенностей, сальто Танцы, легкая атлетика, спортивная гимнастика
9. «Собачий кайф» Намеренное перекрытие доступа кислорода к мозгу для получения «кайфа» Объяснить, что удовольствие можно и нужно получать безопасными и законными способами, и увлечь ребенка интересным и полезным хобби (танцы, спорт, рисование и т. д.)
10. Паркур «Рациональное» перемещение и преодоление попадающихся на пути препятствий (стен, лестниц и т. д.). Сочетает в себе множество довольно сложных и опасных трюков: кувырки, прыжки с опорой на руки Гимнастика, легкая атлетика
Выявлено, что только у 10 % несовершеннолетних из 100 % имеется «внутренний запрет» на любую форму риска, но по мере взросления тяга к острым ощущениям снижается [3]. Минимизировать стремление к социальным рискам возможно посредством вовлечения несовершеннолетних в различные виды спорта и досуга (табл. 1).
Немаловажную роль в популяризации экстремального времяпрепровождения играет активное общение в социальных сетях Интернета. Виртуальное общение заменяет друзей и родителей, данная зависимость в подростковой среде показывает тенденцию роста. Компьютерные игры уводят подростков в виртуальный мир, где можно легко разбогатеть, получить славу, стать властелином мира. Игра позволяет совершать действия и исправлять их, возвращаясь на несколько шагов назад. Компьютерные игры формируют особый стиль мышления, жестокость, агрессию, вседозволенность, отсутствие навыка рационального использования свободного времени.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что в настоящее время перед учреждениями культуры, спорта, образовательными организациями стоят задачи внедрения инновационных форм социально-культурной деятельности, влияющих на досуговые предпочтения в современной подростковой среде.
В своих научных трудах В. В. Туев убедительно обосновывал значимость и педагогический
потенциал организации социально-культурной деятельности в подростковой среде посредством клубного общения по интересам. Актуальными и сегодня представляются его рассуждения о том, что «социально-культурная деятельность - это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активного включения самого человека в этот процесс» [4].
На современном этапе мы наблюдаем актуальные изменения в организации работы с детьми и подростками в различных типах учреждений культуры. Многие городские парки и музеи видоизменили свою деятельность, сделав приоритетным направлением повышение эффективности управления культурными ландшафтами. Природные заповедники и парки расширили социальную ориентацию, формы и методы работы с детьми и подростками, создали такие условия, которые вовлекают в активную созидательную деятельность несовершеннолетних. К ним относятся фестивали, ярмарки, выставки, театрализованные и музыкальные концерты, зрелищные мероприятия (балы, шоу-программы, акции), инсталляции, коллективные перфомансы, интерактивные экскурсии. Всё это способствует информационному, коммуникативному, творческому развитию личности подростка.
Учреждения клубного типа изменяют своё смысловое пространство: реконструируют клуб-
ную работу, создают и реализуют информационно-просветительные проекты, осуществляют образовательные программы, открывают творческие лаборатории. Практически все сферы интересов различных социальных групп раскрыты в деятельности клубных учреждений: спорт и здоровый образ жизни; досуговые зоны для молодёжи, детей и людей третьего возраста; кинотеатр и лектории; экоплощадки; образовательные центры; зоны питания; расширение социальных, бытовых и коммуникационных услуг [1].
Следует обратить внимание на деятельность социально-культурных учреждений, таких как музеи и библиотеки. Новые формы работы облегчают социальную ориентацию детей и подростков, помогают им усваивать культурные ценности, изменять стереотипы, повышают личностную самооценку, обогащают внутренний мир. Такие формы работы, как «Ночь в музее», «Ночь в библиотеке», «Ночь искусств» направлены на удовлетворение запросов и потребностей подростковой среды. Интерактивные площадки, мастер-классы, лектории, тематические вечера, театрализованные представления, салонные и гостиные мероприятия, конкурсы и игровые программы, читательские и зрительские конференции, эксперименты с различными видами искусств позволяют привлечь большее количество молодых людей [1].
Для привлечения читателей в библиотеку широко применяются новые социально-культурные технологии в таких формах, как создание банков читательских идей, клубных объединений, библиогидов, литературных «гонок», марафонов культурных событий, литературных ярмарок, книжных аукционов, развлекательно-игровых мероприятий, вечеров встреч, ток-шоу, флешмо-бов, библиодесанта. Одновременно с решением проблемы привлечения аудитории все эти формы социально-культурной деятельности способствуют эффективному решению следующих проблем: популяризации деятельности музеев, библиотек; обеспечение равных возможностей в доступе к культурным ценностям; активизации взаимодействия молодёжи с данными учреждениями; определению новых ресурсов и расширению списка услуг; поддержке и продвижению чтения; саморазвитию и самообразованию; постижению основ в сфере искусства и культуры [1].
Анализ инновационной деятельности социально-культурных учреждений в сфере досуга, показывает, что большинство учреждений культуры создают и реализуют молодёжные проекты с учётом их интересов, потребностей. Современные досуговые формы основаны на лич-ностно ориентированном подходе, содействуют социально-культурному, духовному и физическому развитию молодёжи, ее творческого потенциала, расширяют возможности человека в выборе методов и форм проведения качественного и разнообразного досуга; формируют гражданскую инициативу.
Особое внимание специалистов учреждений культуры, педагогов образовательных организаций следует обратить на общение с подростком, увлекающимся экстремальными видами досуга, а именно:
- необходимо знать обычное для подростка место времяпровождения, круг общения, особенности поведения;
- расположить его к доверию и рассказать о рисках экстрима;
- объяснить, что риск - благородное дело, и он может быть оправдан только спасением чьей-то жизни;
- предложить ему выбрать по душе любой вид спорта, боевого искусства: дзюдо, ушу, карате, кикбоксинг;
- понять подростка и сделать так, чтобы он никогда не чувствовал себя одиноким [8].
Таким образом, данные социологических исследований позволяют определить досуговые предпочтения и интересы, ценностные ориентации, социально-культурные особенности, стремление и мотивацию детей и подростков. Предлагая различные формы досуга, социально-культурные учреждения должны учитывать личностный опыт и предпочтения подростков. Необходимо чередовать формы работы, активно применяя групповой, массовый и индивидуальный подход к реализации досуговых программ. Учитывая принципы личностно ориентированного подхода, следует варьировать стандартные и инновационные формы досуга; вовлекать подростков в процесс изучения традиций и усвоения «вечных» человеческих ценностей; синтезировать информационно-просветительную, рекреационную и культурно-творческую деятельность.
Литература
1. Герасимова И. А. Досуговые предпочтения современной молодёжи: социально-культурный анализ // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств. - М., 2014. - № 3 (59) - C. 128-131.
2. Лакреева А. В., Варуха Л. В. Склонность к риску как фактор девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] // Концепт. - 2016. - Т. 24. - С. 141-146. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56427.htm.
3. Опрос, направленный на изучение удовлетворённости свободным временем [Электронный ресурс] // Всерос. центр исслед. обществ. мнения. - URL: www.wciom.ru4.
4. Туев В. В. Социально-культурная деятельность как понятие // Уч. зап. - М.: МГУКИ. - 2001. - Вып. 23. - С. 30.
5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
6. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития: моногр. - М.: Интерпракс, 1995. - 288 с.
7. Юдина А. И. Педагогика социализации подростков в трудной жизненной ситуации: социально-культурный подход: моногр. - Кемерово: КемГУКИ, 2013. - 257 с.
8. Юдина А. И. Педагогическое сопровождение социализации подростков в сфере досуга // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск; Барнаул. - 2013. - № 4 (41). - С. 215-218.
References
1. Gerasimova I.A. Dosugovye predpochteniya sovremennoy molodezhi: sotsial'no-kul'turnyy analiz [Leisure preferences of today's youth: socio-cultural analysis]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts]. Moscow, 2014, no. 3 (59), pp. 128-131. (In Russ.).
2. Lakreeva A.V., Varukha L.V. Sklonnost' k risku kak faktor deviantnogo povedeniya podrostkov [The tendency to take risks as a factor of deviant behavior among adolescents]. Kontsept [Concept], 2016, vol. 24, pp. 141-146. (In Russ.). Available at: http://e-koncept.ru/2016/56427.htm.
3. Opros, napravlennyy na izuchenie udovletvorennosti svobodnym vremenem [The survey aimed to study the satisfaction of the free time]. Vserossiyskiy tsentr issledovaniya obshchestvennogo mneniya [All-Russian Center for Public Opinion Research]. (In Russ.). Available at: www.wciom.ru4.
4. Tuev V.V. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' kak ponyatie [Social and cultural activities as a concept]. Uchenye zapiski [Scientific notes]. Moscow, MGUKI Publ., 2001, iss. 23, p. 30. (In Russ.).
5. Slastenin V.A., Isaev I.F., Mishchenko A.I., Shiyanov E.N. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Shkola-Press Publ., 2000. 512 p. (In Russ.).
6. Tsukerman G.A., Masterov B.M. Psikhologiya samorazvitiya: monografiya [The psychology of self-development. Monograph]. Moscow, Interpraks Publ., 1995. 288 p. (In Russ.).
7. Yudina A.I. Pedagogika sotsializatsii podrostkov v trudnoy zhiznennoy situatsii: sotsial'no-kul'turnyy podkhod: monografiya [Education socialization of adolescents in difficult situations: the socio-cultural approach. Monograph]. Kemerovo, KemGUKI Publ., 2013. 257 p. (In Russ.).
8. Yudina A.I. Pedagogicheskoe soprovozhdenie sotsializatsii podrostkov v sfere dosuga [Pedagogical support of socialization of adolescents in the field of leisure]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture and education], 2013, no. 4 (41), pp. 215-218. (In Russ.).
УДК 316.61
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛУБНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Васильковская Маргарита Ивановна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-культурной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу клубных объединений для детей подросткового возраста, деятельность которых обеспечивает возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отно-