5. Точность, своевременность исполнения.
6. Комплексность услуг.
7. Эргономичность и комфортность услуг.
8. Эстетичность услуг.
9. Соответствие услуг целевой группе.
10. Информированность потребителей об услугах учреждении культуры.
11. Доступность и качество услуги, соблюдение стандарта услуги.
В заключении необходимо отметить, что рассмотренные теоретико-методологические и технологические оценки результатов деятельности учреждений культуры находятся на этапе поиска и осмысления отечественного опыта управления, ориентированного на результат. Новый подход к управлению отраслью, несмотря на недостаточную технологическую проработку, уже является реальным, с действующим принципом финансирования по результатам. Этот факт во многом определяет жизнеспособность учреждений культуры, а также концепцию подготовки и повышения квалификации работников учреждений культуры.
В современной экономике формируется область производства - экономика культуры, сегментами которой являются: повседневные отношения людей, культурно-досуговая деятельность; система дополнительного образования, искусства, информации и др. Поэтому инновации в творческо-производственной деятельности учреждений культуры как элемента индустрии досуга требуют точных критериев оценки их деятельности. Это обстоятельство позволяет авторам утверждать, что проблема оценки эффективности результатов деятельности учреждений культуры в условиях интеграции куль-турно-досуговой сферы в новые общественные отношения и рыночную экономику является актуальной, своевременной и перспективной для дальнейшего исследования.
Список литературы
1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность : учеб. пособие / Г. А. Аванесова. - Москва : Аспект пресс, 2006. - 236 с.
2. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учеб. / А. Д. Жарков. -Москва : Изд-во МГУКИ, 2007. - 479 с.
3. Есаков, В. А. Управление культурой в современных рыночных условиях (теория и практика Москвы) / В. А. Есаков // Обсерватория культуры : жур.-обозрение. - 2007. - № 4.
4. Тульчинский, Г. Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. -Санкт-Петербург : Лань, 2013. - 528 с.
УДК 379.8:316.346.32-053.6
А. И. Юдина
Кемеровский государственный институт культуры,
Кемерово, Россия
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УВЛЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ:
СОЦИАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ ОБЩЕСТВУ И ПОИСК АЛЬТЕРНАТИВ
В научной статье рассмотрена актуальная проблема организации досуга молодежи. Досуг является сферой жизнедеятельности, где наиболее ярко проявляются последствия общественных трансформаций. На основании данных социологического опроса, автор пришел к выводу о том, что в последние годы особо популярными в молодежной среде стали экстремальные увлечения. В научной статье выявлены виды экстремальных увлечений молодежи и предложены формы организованного досуга, которые могут минимизировать социальные риски и угрозу жизни и здоровья.
Ключевые слова: досуг, подростки, досуговые предпочтения, социальный риск, экстремальные виды досуга.
A. I. Yudina Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia
EXTREME HOBBIES OF MODERN YOUTH: SOCIAL CHALLENGE TO THE SOCIETY AND THE SEARCH FOR ALTERNATIVES
The scientific article considers the actual problem of organizing leisure time for young people. Leisure is the sphere of vital activity, where the consequences of social transformations are most clearly manifested. Based
on the data of the sociological survey, the author came to the conclusion that in recent years extreme hobbies have become especially popular among youth. The scientific article identifies the types of extreme hobbies for young people and suggests forms of organized leisure that can minimize social risks and a threat to life and health.
Keywords: leisure, adolescents, leisure preferences, social risk, extreme leisure activities.
Современное общество подвержено социальным вызовам, которые продиктованы проблемными ситуациями в сфере общественных и социально-экономических отношений. Высокая интенсивность темпов развития обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.
Молодежь в большей степени подвержена влиянию негативных тенденций современного общества. Данное обстоятельство вызвано особыми социально-психологическими характеристиками этой возрастной и социальной группы: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности; стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры [1].
К числу психолого-педагогических характеристик мы можем отнести стремление молодых людей объединяться в неформальные группы, для которых свойственно: стихийное общение; самоорганизация и независимость от официальных структур; иерархия взаимоотношений среди участников групп; выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом; атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
В неформальной группе начинает вырабатываться новая система критериев оценки поведения и личности человека, происходит «переоценка ценностей», которая не может не сказаться на досуговых предпочтениях личности. В стремлении занять лидирующие позиции в группе сверстников и завоевать авторитет, молодые люди в своих досуговых предпочтениях следуют моде. Тенденции развития досуговых предпочтений современной молодежи, продиктованы множеством факторов: СМИ, социальный статус семьи, развитие инфраструктуры учреждений культуры, спорта, образовательных организаций и многое другое.
С целью изучения досуговых предпочтений современной молодежи нами был проведен социологический опрос, в котором приняли участие студенты вузов и сузов города Кемерово (Кемеровская область).
На основании данных опроса мы можем констатировать, что 51 % респондентов своё свободное время проводят с друзьями; 32 %, участвующих в опросе - общается в социальных сетях и проводит за компьютерными играми; 17 % молодых людей отметили, что посещают социально-культурные и развлекательные учреждения. На вопрос: «Играете ли вы в интеллектуальные игры» - 57 % ответили «да», что говорит о желании узнавать новое, развивать определённые умения и навыки. Данные социологического опроса показали, что 37 % опрошенных отметили заинтересованность в занятиях спортом. По итогам опроса выявлено, что наибольший интерес у студенческой молодежи вызывают компьютерные игры - 174 человека, посещение спортивных секций - 132 человек; творческих объединений - 110 человек, чтение книг - 60 человек. Респондентам было предложено ответить на вопрос: «В каких городских молодежных мероприятиях Вам интересно участвовать?». Данные ответов показали, что в молодежной среде города Кемерово наиболее популярными являются традиционные мероприятия: фестиваль граффити; фестиваль молодежных субкультур «Город Ультра»; турнир по экстремальным видам спорта (скейтборд, агрессивные ролики, паркур и триал), а также состязания танцоров (реп, брейк-данс, бит-бокс); рок фестиваль «Над Землей»; акция «Аквагрим». Особо следует отметить, что 13 % респондентов указали на то, что не посещают специально организованные мероприятия и предпочитают организацию досуга в свободной форме. Данная группа респондентов отмечает, что наиболее интересным представляется досуг с «выбросом адреналина» [5].
В этой связи, мы пришли к выводу о том, что данные социологического опроса, свидетельствуют о том, что в последние годы особо популярными в подростковой среде стали экстремальные увлечения. Склонность к риску - это способ доказать взрослость, желание понравиться, заслужить уважение сверстников, повысить собственный статус и бросить вызов обществу, доказывая свою уникальность. Для подростка быть экстремалом - значит не отставать от времени, прогресса, совершенства. Демонстрируя свои исключительные способности, подросток находит единомышленников в социальных сетях, разделяющих его стремление нарушить запреты взрослых.
Экстремальный досуг, без соблюдения правил безопасности ведет к различным социальным рискам, угрозе жизни и здоровью несовершеннолетних. Рискованное поведение подростков ученые объясняют биологической природой, обменными и гормональными особенностями организма. Г. А. Цукерман и Б. М. Мастеров считают, что в отдельных системах головного мозга у «любителей приключений» наблюдается сильная реакция на новые стимулы при изначально низком уровне норадреналина. По мне-
нию ученого, эти люди чаще других испытывают скуку и живут в постоянных поисках опасных ситуаций. Их состояние улучшается только при активной выработке норадреналина [3].
А. В. Лакреева и Л. В. Варуха, анализируя исследования американского психолога Лоуренса Стайн-берга доказывают, что в присутствии сверстников молодые люди рискуют в два раза чаще. Эту особенность Стайнберг связывает с незрелостью нейронной сети, отвечающей за процесс оценки и анализа ситуации. Несовершеннолетние неспособны принять разумные решения, дать адекватную оценку опасности в кругу друзей. Их показные действия совершаются «на свой страх и риск», чтобы получить общественное признание [2].
Психофизиологические особенности данной возрастной группы объясняют, что причины рискованного поведения скрыты в особенностях возраста: импульсивности, экстраверсии, эмоциональной неустойчивости, стремлении расширить границы дозволенного. В результате низкого порога восприятия риска они идут на совершение социально и личностно опасных действий, правонарушений, употребляют психоактивные вещества [2].
Выявлено, что только у 10 % молодых людей имеется «внутренний запрет» на любую форму риска, но по мере взросления тяга к острым ощущениям снижается [4]. Получая удовольствие в игре со смертью, молодые люди стремятся наглядно доказать свое превосходство над другими. Степень опасности в игре постоянно увеличивается: от катания на подножке трамвая до прыжков на крышу проезжающего поезда или грузового состава. Молодой человек не всегда может объективно осознать ценность человеческой жизни и получает удовольствие в игре со смертью, которая иногда приводит к фатальным последствиям.
В ходе исследования мы провели анализ молодежно-подростковых групп в социальных сетях и определили наиболее опасные виды экстремальных увлечений молодежи:
• руфинг - прогулки по крышам высотных зданий;
• кайуокинг - покорение самых высоких точек в городе без специального снаряжения;
• диггерство - спуск и изучение подземных коммуникаций (шахты метро, бомбоубежища и так далее);
• сталкерство - посещение и изучение заброшенных мест;
• зацепинг - проезд вне салона электрички или трамвая (на крыше, на подножке);
• бейскламбинг - подъем на большую высоту без страховки;
• планкинг - занять положение лежа на животе, вытянув руки вдоль тела, в самых непредсказуемых местах - на крыше, на переходе;
• акрострит - уличная акробатика, предполагающая выполнение довольно сложных и опасных трюков: стойка на голове, прыжки с возвышенностей, сальто;
• «собачий кайф» - намеренное перекрытие доступа кислорода к мозгу для получения «кайфа»;
• паркур - «рациональное» перемещение и преодоление попадающихся на пути препятствий (стен, лестниц и так далее). Сочетает в себе множество довольно сложных и опасных трюков: кувырки, прыжки с опорой на руки.
Минимизировать стремление к социальным рискам возможно посредством вовлечения молодежь в различные виды спорта и досуга. На наш взгляд альтернативой данным опасным увлечениям может стать организованные занятиями: в аэроклубах (полет на параплане, воздушном шаре или на самолете с опытным инструктором); изучение истории, поездки в археологический лагерь; туристические походы -пешие и на байдарках; танцы, легкая атлетика, спортивная гимнастика.
Немало важную роль в популяризации экстремального времяпрепровождения играет активное общение в социальных сетях Интернет. Виртуальное общение заменяет друзей и родителей, данная зависимость в молодежной среде показывает тенденцию роста. Компьютерные игры уводят молодых людей в виртуальный мир, где можно легко разбогатеть, получить славу, стать властелином мира. Игра позволяет совершить и исправлять их, возвращаясь на несколько шагов назад. Компьютерные игры формируют особый стиль мышления, жестокость, агрессию, вседозволенность, отсутствие навыка рационального использования свободного времени.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что в настоящее время перед учреждениями культуры, спорта, образовательными организациями, стоят задачи внедрения инновационных форм социально-культурной деятельности, влияющих на досуговые предпочтения в современной молодежной среде.
Список литературы
1. Герасимова, И. А. Досуговые предпочтения современной молодёжи: социально-культурный анализ / И. А. Герасимова // Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств : науч. журн. - Москва. - 2014. - № 3 (59) -С. 128-131.
2. Лакреева, А. В. Склонность к риску как фактор девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] / А. В. Лакреева, Л. В. Варуха // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 24. - С. 141-146. -Режим доступа: http://e-koncept. ru/2016/56427. htm.
3. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития : [моногр.] / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. - Москва : Интерпракс, 1995. - 288 с.
4. Юдина, А. И. Педагогика социализации подростков в трудной жизненной ситуации: социально-культурный подход: монография / А. И. Юдина. - Кемерово : Изд-во КемГУКИ, 2013. - 257 с.
5. Юдина, А. И. Педагогическое сопровождение социализации подростков в сфере досуга / А. И. Юдина // Мир науки, культуры, образования : междунар. науч. журн. - Горно-Алтайск ; Барнаул. - 2013. - № 4 (41). -С. 215-218.
УДК 378:379.8
А. Ф. Яфальян
Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского,
Екатеринбург, Россия
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ: КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
В статье рассматриваются возможности социокультурной анимации во внеаудиторной работе со студентами на основе конвенционального подхода. Автор предлагает разнообразные формы и методы социокультурной анимации, инновационную педагогическую технологию, которая используется в подготовке будущих музыкантов различных специальностей.
Ключевые слова: социокультурная анимация, конвенциональный подход в образовании, музыкально-педагогическая технология.
A. F. Yafalian Urals Mussorgsky State Conservatoire, Yekaterinburg, Russia
SOCIO-CULTURAL ANIMATION: CONVENTIONAL APPROACH
This article discusses the possibility of socio-cultural animation in out-of-class work with students on the basis of the conventional approach. The author offers a variety of forms and methods of socio-cultural animation, innovative pedagogical technology, which is used in the preparation of future musicians of different specialties.
Keywords: sociocultural animation, conventional approach in education, musical pedagogical technology.
Современная студенческая молодежь находится в зависимости от процессов, происходящих во всем мире, связанными с новыми информационными технологиями коммуникации, со способами взаимодействия в сети интернет, со свободным перемещением в мировом пространстве, с сотрудничеством в разных областях на мировом уровне, с возможностью обучаться в вузах других стран. Такое многообразие вызовов мира требует нахождения оптимальных путей решения возникающих проблем, компромиссов в деловых взаимоотношениях. Конвенциональный подход к образованию становится необходимой составляющей профессиональной подготовки молодежи и организации ее досуга.
В основе такого образования лежит конвенциональная эстетика, которая еще не заняла достойного места в современных педагогических исследованиях, хотя уже достаточно изучена в искусстве постмодернизма [1]. Одним из продуктивных и целесообразных направлений в образовании студенческой молодежи представляет собой эстетизация взаимоотношений в рамках конвенциональной культуры, которая «защищает» личность от саморазрушения и направляет на созидание и самоактуализацию. Социально обусловленные эстетические взаимоотношения в студенческом коллективе, в их будущей профессиональной деятельности определяются договоренностью, условностью, целесообразностью, то есть конвенциональностью. Одним из средств организации деятельности молодежи, конвенциональным по характеру является социокультурная анимация.
Российские исследователи рассматривают анимацию как вид профессионально организованной деятельности, в зарубежных странах ее относят к неформальной деятельности. В европейских странах анимационная деятельность реализуется в рамках общественных движений. Причем, неформальная деятельность молодежи, как в России, так и за рубежом направлена на их переключение с негативных на позитивные установки, на стимулирование жизненной позиции, на социальную ориентацию молодежи и созидание новых форм общения и профессионального самоутверждения.