Литература
1. Герасимова И. А. Досуговые предпочтения современной молодёжи: социально-культурный анализ // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств. - М., 2014. - № 3 (59) - C. 128-131.
2. Лакреева А. В., Варуха Л. В. Склонность к риску как фактор девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] // Концепт. - 2016. - Т. 24. - С. 141-146. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56427.htm.
3. Опрос, направленный на изучение удовлетворённости свободным временем [Электронный ресурс] // Всерос. центр исслед. обществ. мнения. - URL: www.wciom.ru4.
4. Туев В. В. Социально-культурная деятельность как понятие // Уч. зап. - М.: МГУКИ. - 2001. - Вып. 23. - С. 30.
5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
6. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития: моногр. - М.: Интерпракс, 1995. - 288 с.
7. Юдина А. И. Педагогика социализации подростков в трудной жизненной ситуации: социально-культурный подход: моногр. - Кемерово: КемГУКИ, 2013. - 257 с.
8. Юдина А. И. Педагогическое сопровождение социализации подростков в сфере досуга // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск; Барнаул. - 2013. - № 4 (41). - С. 215-218.
References
1. Gerasimova I.A. Dosugovye predpochteniya sovremennoy molodezhi: sotsial'no-kul'turnyy analiz [Leisure preferences of today's youth: socio-cultural analysis]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts]. Moscow, 2014, no. 3 (59), pp. 128-131. (In Russ.).
2. Lakreeva A.V., Varukha L.V. Sklonnost' k risku kak faktor deviantnogo povedeniya podrostkov [The tendency to take risks as a factor of deviant behavior among adolescents]. Kontsept [Concept], 2016, vol. 24, pp. 141-146. (In Russ.). Available at: http://e-koncept.ru/2016/56427.htm.
3. Opros, napravlennyy na izuchenie udovletvorennosti svobodnym vremenem [The survey aimed to study the satisfaction of the free time]. Vserossiyskiy tsentr issledovaniya obshchestvennogo mneniya [All-Russian Center for Public Opinion Research]. (In Russ.). Available at: www.wciom.ru4.
4. Tuev V.V. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' kak ponyatie [Social and cultural activities as a concept]. Uchenye zapiski [Scientific notes]. Moscow, MGUKI Publ., 2001, iss. 23, p. 30. (In Russ.).
5. Slastenin V.A., Isaev I.F., Mishchenko A.I., Shiyanov E.N. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Shkola-Press Publ., 2000. 512 p. (In Russ.).
6. Tsukerman G.A., Masterov B.M. Psikhologiya samorazvitiya: monografiya [The psychology of self-development. Monograph]. Moscow, Interpraks Publ., 1995. 288 p. (In Russ.).
7. Yudina A.I. Pedagogika sotsializatsii podrostkov v trudnoy zhiznennoy situatsii: sotsial'no-kul'turnyy podkhod: monografiya [Education socialization of adolescents in difficult situations: the socio-cultural approach. Monograph]. Kemerovo, KemGUKI Publ., 2013. 257 p. (In Russ.).
8. Yudina A.I. Pedagogicheskoe soprovozhdenie sotsializatsii podrostkov v sfere dosuga [Pedagogical support of socialization of adolescents in the field of leisure]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture and education], 2013, no. 4 (41), pp. 215-218. (In Russ.).
УДК 316.61
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛУБНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Васильковская Маргарита Ивановна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-культурной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: margo197411@rambler.ru
Статья посвящена анализу клубных объединений для детей подросткового возраста, деятельность которых обеспечивает возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отно-
шений, реализацию творческих способностей и возможность участникам получить ответы на интересующие их жизненные вопросы.
На основе научной работы В. В. Туева «Технология организации инициативного клуба» автором выделяются семь этапов формирования творческой активности детей подросткового возраста в условиях клубного объединения. Также определяются способы и приемы развития творческой активности подростков по преобладающему типу мышления.
В статье представлены аспекты авторской программы «Школа руководителей проектов», которая рекомендована для развития творческих и организаторских способностей у детей подросткового возраста в клубном объединении.
Автор статьи предполагает, что в реализации «Школы руководителей проектов» осуществляется социально-культурное развитие детей подросткового возраста. Также программа способствует воспитанию лидерских, организаторских качеств подростков в соответствии со следующими направлениями: реализация социально-культурных проектов в деятельности клубного объединения; организация коллективно-творческой, культурно-досуговой, волонтерской деятельности; организация лидерско-управленческой деятельности массовых культурно-досуговых программ для детей разных возрастных категорий. Подобные программы способствуют развитию не только творческих, но и организаторских, лидерских качеств личности детей подросткового возраста, участвующих в клубных объединениях.
Ключевые слова: клубное объединение, клуб, творческие способности, творчество, дети подросткового возраста, культура, коллективно-творческое дело, школа руководителей проектов.
CLUB ACTIVITIES ASSOCIATIONS IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF THE TEENAGE CHILDREN
Vasilkovskaya Margarita Ivanovna, PhD in Pedagogy, Sr. Instructor of Department of Socio-cultural Activities, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: margo197411@ rambler.ru
Each epoch requires active and purposeful work with the younger generation, especially when it comes to the education of the teenage children in respect to their own country, without which any state has no future. This respect can be achieved by creating an enabling environment in which young people would have a real practice of social relations. Here an important role is played by the teenage club associations, whose activities enable a natural occurrence in a system of open civil relations, which comes at the request of participants and where they can get answers to their questions of life, realize their creative interests and abilities.
Professor V. Tuev in his work "The Technology Organization Proactive Club" offers a glimpse into the "Oxford English Dictionary". In the first ten editions in the 1884-1928 period, in a very succinct article of "The Club" content is a top 10 most commonly used meanings of the term, established in the public mind to the beginning of the 10th century. Here is how these values are interpreted the concept of "The Club" in the "Oxford Dictionary".
In order to form a free, creative, socially active person of the teenager, we developed the program "School Project Managers", which is recommended for the development of creative and organizational abilities in children of teenage age in the club pool.
"School project managers" is a comprehensive program, which includes elements of the Russian program of Navigators / Scouts Association, to teach social engineering, civilized dialogue, collective creativity and cultural and leisure activities, as well as active recreation and health of adolescents. The program "School Project Managers" has given a lot of time for socio-psychological training leader in the education, the use of which allows you to extend the range of humanistically oriented way to achieve educational goals.
Keywords: club association, club, creativity, creativity, children of teenage age, culture, collective creative work, school project managers.
Каждая эпоха требует активной и целенаправленной работы с подрастающим поколением, особенно когда дело касается воспитания у детей подросткового возраста уважения к своей стране, без которого у любого государства нет будущего. Этого уважения можно добиться, создавая такие благоприятные условия, при которых подростки имели бы реальную практику социальных отношений. Здесь важную роль играют подростковые клубные объединения, посещать которые участники могут по желанию, деятельность которых предоставляет возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений. Именно в клубе дети подросткового возраста часто находят ответы на интересующие их жизненные вопросы, а также имеют возможность реализовать творческие способности.
Клубные объединения действуют в сфере свободного времени, где люди реализуют или стремятся реализовать, прежде всего, потребность в активном, организованном отдыхе. В процессе труда, учебы, бытовой деятельности возникает утомление, напряжение, появляется потребность в отдыхе, разрядке. Человек чувствует себя отдохнувшим как после физического покоя, так и при перемене физически активной деятельности. Потребность в смене деятельности -одна из самых характерных особенностей функционирования личности в сфере свободного времени и важнейшее условие отдыха людей [2].
В разное время ученые, теоретики и практики клубной работы, организаторы, лидеры и активисты клубов пытались выяснить, что же такое клуб: учреждение или объединение, социальный институт или социальная группа. Среди них можно назвать имена таких российских ученых, как В. В. Туев, А. В. Сасыхов, Ю. А. Стрельцов, В. Е. Триодин, М. А. Ариарский, А. С. Запесоц-кий, Л. Л. Новикова, В. Э. Хазанова, Н. Ф. Максю-тин, В. В. Полукаров и др.
Две основные цели общения вообще, отмечал еще Э. В. Соколов в книге «Культура и личность»: открытая цель - объединение людей в процессе общения и закрытая - обособление, персонификация людей в общении друг с другом. Эти две цели - суть и два основополагающих свойств клуба. Дихотомия их дает возможность выразить всего в двух словах специфику этого уникального социального института. Клуб - это объединение для отделения [6, с. 41-42].
В. В. Туев в своей работе «Технология организации инициативного клуба» предлагает заглянуть в «Оксфордский словарь английского языка». В первом, десятитомном издании 1884-1928 годов, в исключительно емкой по содержанию статье «Клуб» приводится 10 основных, наиболее общеупотребительных значений этого понятия, сложившихся в общественном сознании к началу ХХ века. Вот как трактуются эти значения понятия «Клуб» в «Оксфордском словаре». Клуб - это:
1. Объединение или союз определенной массы людей.
2. Объединение для содействия какому-либо делу в целях его интенсификации.
3. Место встречи или собрание людей в таверне и ей подобном учреждении для неофициального общения.
4. Группа людей, собирающихся вместе.
5. Общество лиц, объединившихся на основе взаимных симпатий или общих интересов, увлечений, склонностей.
6. Организация людей, сформировавшаяся для объединения усилий по содействию какому-либо субъекту (в «Словаре» буквально - для про-моушинга).
7. Ассоциация лиц, организованная главным образом для общественных целей и имеющая здание (или часть его), специально приспособленное исключительно для сбора и деятельности своих членов.
8. Здание или комната для деятельности такой организации.
9. Организация, создаваемая в поддержку деятельности, преимущественно политической и других видов партий.
10. Современное наименование древних организаций (например, древнегреческих гетерий или древнеримских коллегий) [8, с. 14-15].
Учитывая социальное назначение клуба, формами клубной работы в самом общем смысле мы считаем присущие клубу способы отражения социальной действительности и влияния на них механизмов организации культурно-досуговой деятельности различных слоев населения. Во всех случаях более конкретного употребления этот термин следует использовать либо с уточняющими дополнениями, либо в таком контексте, чтобы исключить возможность неоднозначного толкования.
Первые социокультурные технологии клубной работы с детьми и юношеством мы можем обнаружить в конце XIX начале XX века. На их формирование немалое влияние оказала известная в то время теория свободного воспитания. Идеологи и сторонники этой теории в своеобразной форме выражали протест русской демократической интеллигенции против консервативной атмосферы, царившей в духовной жизни российского общества. Идеи свободного воспитания оказали определенное влияние на развитие клубов, утверждая детское самоуправление и значимость работы в группах по интересам, как утверждает Г. И. Фролова в работе «Организация и методика клубной работы с детьми и подростками» [10, с. 35].
Обратим внимание на развитие творческой деятельности в подростковых клубных объединениях. Творческая деятельность в искусстве, науке, технике, издавна развиваемая в клубах, чрезвычайно привлекательна, и стремление творить является одним из специфичных стимулов участия в клубной жизни.
Существует множество приемов, способствующих активизации творческих сил. Основные из них правомерно назвать методами организации и стимулирования творческой деятельности. Для клуба характерны следующие приемы: постановка творческой задачи; «подводящие упражнения» (моделируют отдельные приемы получения нестандартных решений, способствуют развитию творческих качеств и их проявлению в решении реальных задач); организация творческого содружества, кооперации с учетом подготовленности, уровня развития и способностей членов творческого объединения; обеспечение творческого соревнования в коллективе и за его пределами.
Формы клубной работы различаются в зависимости от числа людей, вовлеченных во взаимодействие и выступающих первоначально как его объект; от степени однородности аудитории (по ряду признаков); от наличия или отсутствия специальной клубной структуры, стабильно организующей деятельность людей на длительное время. Основные формы этого ряда таковы: массовая работа; групповая; коллективная; индивидуальная [4].
Тяга к творческому развитию и самовыражению - характерный мотив участия в клубной деятельности. Стимулирование творческого
процесса, управление им требуют соблюдения определенных организационно-педагогических правил. Выполнение клубным объединением «социального заказа», общественно значимой роли в социально-культурной сфере предопределяет направленность усилий участников клуба на решение актуальных задач развития современного социально-культурного пространства. Совместное обсуждение планов, создание массовых социально значимых проектов, агитбригады - все это вооружает клубные коллективы более четким пониманием своих социально-культурных задач и стимулирует творческую деятельность.
Не менее существенное значение имеет точность определения конкретных творческих целей коллектива. В связи с этим важно точно выяснить способности каждого участника клубного объединения. Их задатки сопоставляются с совокупностью качеств, объективно необходимых для успеха, а занятия и творческие встречи в клубе строятся так, чтобы учитывать склонности, индивидуальный темп продвижения каждого участника по ступеням мастерства. Хорошо развитые творческие качества (как и репродуктивные) нуждаются в постоянной «шлифовке», к тому же участникам клуба необходимо творческое удовлетворение, а получить его возможно при творческой самореализации личности. Поэтому показ достижений и реализация творческих идей очень важны для развития личности в деятельности клубного объединения.
Отметим также, что налаживание творческого содружества, творческой кооперации в виде клубного объединения полезно для развития социально-психологических качеств личности -таких как взаимопонимание, стремление к творческому соревнованию, к коллективности в поисковой и других направлений деятельности клуба. Некоторые творческие занятия являются коллективными по своей природе, например театральные, эстрадные, в которых творческое содружество участников - прямая необходимость.
В любом клубном объединении желательны так называемые «генераторы» - люди творческого склада, активно выдвигающие оригинальные предложения. Полезны и «скептики» - люди критической складки, остро чувствующие слабые места и в существующей практике, и в новых идеях. Нужны также «эрудиты», с универсальными, обширными познаниями. Выполнение коллективно-
го творческого замысла обычно невозможно без «разработчиков», обладающих знаниями и мастерством, способных к мысленному эксперименту (что позволяет еще до воплощения идеи увидеть ее в действии). И, наконец, самый лучший замысел не может быть осуществлен без «исполнителей», воплощающих творческую идею, вносящих неповторимые краски личной одаренности в общее дело. В техническом творчестве используется конструктивно-предметная деятельность, и «мастера-умельцы», даже если их роль в разработке изобретения незначительна или равна нулю, часто заслуживают звания соавторов.
Мощнейший фактор творческой активности участников клубного объединения - творческое соревнование, например состязания коллективов, занятых сценическими видами художественной самодеятельности (театральная самодеятельность, эстрада, искусство художественного чтения, хореография, конкурс кинолюбителей, выставка рисунков, фотовыставка и т. д.). При этом отметим, что невозможность сравнить свои успе-
хи с достижениями коллег сдерживает развитие коллектива, поэтому налаживание системы творческих соревнований в клубе является важным фактором развития творческих способностей его участников. Однако излишняя частота организации состязаний, слишком большое значение и вес, придаваемые победе на конкурсе, боязнь поражения способны вызвать стрессовые ситуации, особенно у молодых, начинающих участников в деятельности клубного объединения.
Истинно творческая атмосфера представляет собой совокупность обстоятельств, благоприятствующих проявлению индивидуальных и групповых творческих способностей, исходным моментом для создания такой атмосферы служит постоянный творческий настрой руководителя клубного объединения.
В формировании творческой активности подростков в деятельности клубного объединения мы выделяем семь этапов формирования творческой активности детей подросткового возраста (табл. 1).
Таблица 1
Этапы формирования творческой активности детей подросткового возраста
в клубной деятельности
Наименование этапа Основные приемы воздействия
1. Выявление осознанных и неосознанных устремлений личности Создание информационного поля, позволяющего сделать необходимый свободный выбор; осуществление наблюдения за деятельностью личности в новом информационном поле (реакция, действия, интерес, тщательность выполнения); проведение собеседования
2. Диагностика индивидуальных особенностей личности подростка. Данный этап характеризуется необходимостью выявления желаний и возможностей конкретной личности Беседа с родителями, преподавателями; индивидуальное собеседование, анализ общения с другими учащимися; объективный анализ поведения и деятельности подростка, результатов собеседования с ним, выявленных индивидуально-психологических особенностей личности
3. Создание свободной зоны творчества. Основной задачей на этом этапе является предоставление возможности проявить себя, свои творческие способности Создание условий, в которых проявляются индивидуальные способности, знания, умения и навыки подростка; формируется своеобразный инкубационный период для развития творческой активности; создание атмосферы понимания и доброжелательности, без критических замечаний, негативных оценок, излишних ограничений деятельности подростка
4. Сотрудничество взрослого и подростка в процессе поиска решения. Сотрудничество исключает превосходство одной из сторон Понимание, поддержка и совместная деятельность; совместное добывание знаний, использование собственных возможностей; мягкое, ненавязчивое формирование культуры личности
5. Целенаправление, или выбор индивидуально-оптимального направления деятельности подростка Формирование объективной и субъективной мотивации к определенному виду деятельности; предоставление полной объективной информации для осуществления свободы выбора для подростка
Окончание таблицы 1
Наименование этапа Основные приемы воздействия
6. Разработка индивидуальной стратегии творчества, обучения и развития Формирование индивидуальной программы формирования и стратегии развития творчества с учетом целей и индивидуальных особенностей личности; помощь в выборе, индивидуально-оптимального направления будущей деятельности
7. Устойчивая мотивация к творчеству формируется и развивается постоянными занятиями и упорными отработками приемов, навыков и умений творчески мыслить Развитие любознательности; поощрение высказывания оригинальных идей; решение практических задач; творческий подход руководителя клуба к решению социально-культурных задач
Эти общие способы стимулирования творче- с учетом индивидуальных особенностей подрост-ской активности подростков должны дополняться ков по преобладающему типу мышления (табл. 2).
Таблица 2
Способы, приемы и методы развития творческой активности детей подросткового возраста
по преобладающему типу мышления
Преобладающий тип мышления Способы и приемы развития творческой активности Методы развития творчества
Интуитивный Постоянные перемены во всем, каждый день новое; понимать суть явления, скрытый смысл вещей, смысл обычая или обряда; обращать внимание на иносказания, символы; смысл жизни, духовные ценности; использование воображения Мозговой штурм, синектика
Логический Объективная оценка событий; четкое структурирование; определение достоинств и недостатков; выявление причины и следствия; логические последствия поступков; повышение профессионального мастерства; стремление к последовательности во всем Метод Бартини, морфологический ящик
Стратегический Внимание к внешнему виду предметов; развитие осязания, вкусовых ощущений; точность и актуальность; события, действия, факты, подробности и детали Метод контрольных вопросов.
Эмоциональный Обращение внимания на нужды окружающих; личные переживания и чувства; сохранение и упрочнение дружеских связей; умение выслушивать собеседника; умение высказывать свои мысли и чувства; склонность к задушевным беседам Метод фокальных объектов, метод гирлянд и ассоциаций
Таким образом, клубное объединение располагает большими возможностями в деле развития творческих способностей, развития лидерских качеств и общественной инициативы детей подросткового возраста.
С целью формирования свободной, творческой, социально-активной личности подростка предлагаем разработанную нами программу «Школы руководителей проектов», которая рекомендована для развития творческих и организаторских способностей у детей подросткового возраста в клубном объединении.
«Школа руководителей проектов» - это комплексная программа, включающая в себя элементы Российской программы Ассоциации Навигаторов/ скаутов, направленная на организацию коллективной творческой и культурно-досуговой деятельности, с целью социокультурного развития, а также активного отдыха и оздоровления подростков. Нами определены задачи проведения «Школы руководителей проектов»:
- создать площадку успеха для совместной деятельности участников клуба: культурно-досуговой, интеллектуально-познавательной, информационно-аналитической, организаторской;
- способствовать укреплению системы общечеловеческих ценностей: любовь к ближнему, доброта, забота об окружающих людях, о природе, стремление к здоровому образу жизни и др.
В деятельности «Школы руководителей проектов» в условиях клубного объединения развитие творческих и организаторских способностей детей подросткового возраста предполагается осуществлять по следующим направлениям программы:
- реализация социально-культурных проектов в деятельности клубного объединения;
- организация коллективно-творческой деятельности, культурно-досуговой, волонтерской деятельности;
- организация лидерско-управленческой деятельности массовых культурно-досуговых программ для детей разных возрастных категорий [1].
В программе «Школа руководителей проектов» отводится немало времени для социально-психологического тренинга в воспитании лидера, использование которого позволяет расширить
диапазон гуманистически ориентированных способов достижения педагогических целей. В ходе тренинга эффективно решаются вопросы личностного становления подростков, успешно развиваются коммуникативные навыки, формируется активная социальная позиция, способы межличностного взаимодействия.
Также программа предусматривает использование интерактивных форм организации культурно-досуговой клубной деятельности: дискуссии, сюжетно-ролевые, деловые игры, моделирование ситуаций, стимулирующих у участников активное экспериментирование с новой социальной ролью, способствующих развитию навыков лидерства, осмыслению путей самопознания и самоактуализации личности.
На наш взгляд, создание и реализация подобных программ для организации культурно-досуговой деятельности детей подросткового возраста, участвующих в клубном объединении, способствуют развитию не только творческих, но и организаторских, лидерских качеств личности.
Литература
1. Акатов Н. А. Принципы организационного строительства в скаутском движении. - М.: Грошев-Дизайн, 2000. - 102 с.
2. Гликман И. З. Свободное время и клуб старшеклассников // Дополнительное образование. - 2002. - № 9. -С. 37-44.
3. Журин С. И. Развивающее обучение: основные элементы и методы работы в группах // Дополнительное образование. - 2004. - № 4. - С. 29.
4. Карманчиков А. И. Особенности индивидуального подхода в формировании творческой активности подростков // Дополнительное образование детей. - 2004. - № 7. - С. 5-7.
5. Лебедев Д. Детское общественное движение: испытание временем // Воспитание школьников. - 2003. -№ 1. - С. 52-61.
6. Соколов Э. В. Культура и личность. - Ленинград: Наука, 1972. - 226 с.
7. Туев В. В. Поиск и обновление (стратегия работы кафедры) // Социальный технолог досуга. Педагог-организатор досуга детей и подростков: сб. учеб.-метод. мат-лов. - Кемерово: КГИК, 1991. - 126 с.
8. Туев В. В. Технология организации инициативного клуба: учеб. пособ. для вузов искусств и культуры. -М.: МГУКУТиИ, 1999. - 250 с.
9. Федько С. И. Консультативная форма работы в техническом творчестве детей подросткового и старшего школьного возраста // Дополнительное образование. - 2005. - № 1. - С. 6-8.
10. Фролова Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: учеб. пособие для студентов ин-та культуры. - М.: Просвещение, 1986 - 160 с.
References
1. Akatov N.A. Printsipy organizatsionnogo stroitelstva v skautskom dvizhenii [The principles of organizational development in Scouting]. Moscow, Design Groshev Publ., 2000. 102 p. (In Russ.).
2. Glickman I.Z. Svobodnoe vremya i klub starsheklassnikov [Leisure Club and high school students]. Dopolnitel'noe obrazovanie [Additional education], 2002, no. 9, pp. 37-44. (In Russ.).
3. Zhurin S.I. Razvivayushchee obuchenie: osnovnye elementy i metody raboty v gruppakh [Developing training: basic elements and methods of work in groups]. Dopolnitel'noe obrazovanie [Additional education], 2004, no. 4, p. 29. (In Russ.).
4. Karmanchikov A.I. Osobennosti individual'nogo podkhoda v formirovanii tvorcheskoy aktivnosti podrostkov [Features of an individual approach to the formation of creative activity of teenagers]. Dopolnitel'noe obrazovanie detey [Additional education detey], 2004, no. 7, pp. 5-7. (In Russ.).
5. Lebedev D. Detskoe obshchestvennoe dvizhenie: ispytanie vremenem [Children's social movement: the test of time]. Vospitanie shkol'nikov [Education for pupils], 2003, no. 1, pp. 52-61. (In Russ.).
6. Sokolov E.V. Kul turn i lichnost' [Culture and personality]. Leningrad, Nauka Publ., 1972. 226 p. (In Russ.).
7. Tuev V.V. Poisk i obnovlenie (strategiya raboty kafedry) [Search and update (the strategy of the department)]. Sotsial'nyy tekhnolog dosuga. Pedagog-organizator dosuga detey i podrostkov: sbornik uchebno-metod. materialov [Social Technologies leisure. Teacher-organizer of leisure activities for children and adolescents. Collection of educational method. materials]. Kemerovo, KGIK Publ., 1991. 126 p. (In Russ.).
8. Tuev V.V. Tekhnologiya organizatsii initsiativnogo kluba: uchebnoe posobie dlya vuzov iskusstv i kul'tury [Technology organizations proactive club. Textbook for high schools of arts and culture]. Moscow, MGUKUTiI Publ., 1999. 250 p. (In Russ.).
9. Fedko S.I. Konsul'tativnaya forma raboty v tekhnicheskom tvorchestve detey podrostkovogo i starshego shkol'nogo vozrasta [Consultative form of work in the technical creativity of children of teenage school age]. Dopolnitel'noe obrazovanie [Additional education], 2005, no. 1, pp. 6-8. (In Russ.).
10. Frolova G.I. Organizatsiya i metodika klubnoy raboty s det'mi i podrostkami: uchebnoe posobie dlya studentov instituta kul'tury [Organization and methods of club work with children and adolescents. Proc. manual for students of the Institute of Culture]. Moscow, Education Publ., 1986. 160 p. (In Russ.).
УДК 378.183
ИНИЦИАТИВНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВУЗА КУЛЬТУРЫ
Зайцева Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры социально-культурной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: tan4716@ yandex.ru
Объективная потребность общества в непрерывных качественных изменениях, направленных на улучшение и совершенствование различных сфер, обеспечивающих жизнедеятельность человека, выводит современное российское общество на новый этап социально-экономического развития, что определяет необходимость модернизации всей учебно-воспитательной системы вуза, в том числе и студенческого самоуправления. Анализируя современные нормативно-правовые документы, определяющие направления, механизмы и содержание изменений в подготовке специалистов для сферы культуры в условиях высшего образования, автор статьи рассматривает возможность поиска новых подходов к организации студенческого самоуправления в модификации форм организации досуга, в частности инициативного клуба как формы организации совместной досуговой деятельности людей, объединенных на принципах интереса, инициативы и добровольного участия для решения социально-значимых проблем. Теоретической основой научного исследования стали работы В. В. Туева по проблемам организации инициативного клуба.
В работе определяется сущность понятий «инициативный клуб» и «студенческое самоуправление», а также проводится их сравнительная характеристика. Выявление схожести специфических особенностей организационных структур инициативного клуба и органов студенческого самоуправления позволяет определить оптимальные формы организации деятельности студенческого самоуправления. Главным достоинством инициативного клуба является способность развития форм организационного самоопределения участников клубного объединения - от учебно-творческого объединения к социально активным формам клубного общения, направленным на вовлечение широких масс в мероприятия и акции, проводимые клубом. Данный тезис позволил автору изучить особенности реализации принципов клубного общения в деятельности студенческого самоуправления, что позволило прийти к выводу