Научная статья на тему 'Клубное волонтёрское объединение в развитии лидерских качеств подростков (на примере г. Междуреченск Кемеровской области)'

Клубное волонтёрское объединение в развитии лидерских качеств подростков (на примере г. Междуреченск Кемеровской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЁРСТВО / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛУБНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / РАЗВИТИЕ / ПОДРОСТКИ / ВОЛОНТЁРСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / VOLUNTARY WORK / VOLUNTEER ACTIVITY / CLUB-TYPE CULTURAL INSTITUTIONS / LEADERSHIP SKILLS / A PERSONALITY'S SELF-IMPROVEMENT / TEENAGERS / VOLUNTEER COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильковская М.И., Лукьянчикова В.С.

Рассмотрены некоторые особенности воспитания лидерских качеств лиц подросткового возраста (12-17 лет), принимающих участие в работе клубных волонтёрских объединений, действующих в г. Междуреченске Кемеровской области (Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUB-TYPE VOLUNTEER COMMUNITY IN DEVELOPMENT OF A TEENAGER’S LEADERSHIP SKILL (IN TERMS OF MEZHDURECHENSK, KEMEROVO OBLAST, RUSSIA)

The authors consider some peculiarities of a teenager’s (12-17 years old persons) leader-ship qualities development, a teenager who takes participation in a club-type cultural community acts in Mezhdurechensk town (Kemerovo Oblast, Russia).

Текст научной работы на тему «Клубное волонтёрское объединение в развитии лидерских качеств подростков (на примере г. Междуреченск Кемеровской области)»

4. ЦХАФ АК. - Ф. 141. - Оп. 1. - Д. 140. - Л. 30.

5. Состояние просвещения в Сибирском крае : [стат. матер.]. - Новосибирск : Сибкрайстатотд.; Барнаул : гостипогр. изд-ва «Красный Алтай», 1928. - XXVI с., 114 с.

6. Алтайская деревня. - 1924. - № 2. - С. 66-67.

7. Алтайская деревня. - 1924. - № 2. - С. 70-72.

8. Жизнь Сибири. - 1924. - № 2. - С. 20.

9. Новая деревня. - 1924. - 5 февраля.

10. Просвещение Сибири. - 1930. - № 1/2. - С. 22.

Svetlana I. Bondarenko, Ph. D. in History, Associate Professor Altai State Agrarian University (Barnaul, Russia)

bonsvet@bk.ru

CULTURAL WORK IN NON-URBAN AREAS IN THE 1920S

Abstract. The article analyses the experience and the main results of scaled social and cultural modernization in the Western Siberian territories that had been started by Soviet government at the time of the New Economic Policy (1921 -1929/1931). The author reviews of peasants' attitude towards state reforms in rural cultural life, towards upgrading the school education system in a Siberian village.

Keywords: social and cultural modernization, elimination of illiteracy, cultural work, peasants. УДК 379.8:159.947.35-053.6(571.17)

М. И. Васильковская, кандидат педагогических наук, доцент Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, Россия)

margo197411@rambler.ru

В. С. Лукьянчикова, студентка Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, Россия)

lveronicha@yandex.ru

КЛУБНОЕ ВОЛОНТЁРСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ В РАЗВИТИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ Г. МЕЖДУРЕЧЕНСК КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация. Рассмотрены некоторые особенности воспитания лидерских качеств лиц подросткового возраста (12-17 лет), принимающих участие в работе клубных волонтёрских объединений, действующих в г. Междуреченске Кемеровской области (Россия).

Ключевые слова: волонтёрство, деятельность, клубные объединения, лидерские качества, развитие, подростки, волонтёрские объединения.

В современной социально-культурной сфере роль клубных объединений значительно возросла. Молодёжь, помимо обыденных увлечений, начинает интересоваться общественной волонтёрской деятельностью, так как эта сфера общества в современной ситуации наиболее поддерживается государством. Отметим, что волонтёрские объединения имеют разную направленность, неповторимый состав участников и территорию взаимодействия с обществом.

Рассматривая определение понятия «клуб», отметим, что в своей книге В. В. Туев упоминает, что понятие «клуб» в «Оксфордском словаре» имеет множество значений: это и объединение определенной массы людей, и место встречи или собрание для неофициального общения, и общество лиц, объединившихся на основе взаимных симпатий или общих интересов, увлечений, склонностей, и ассоциация лиц, организованная главным образом для общественных целей и имеющая здание (или часть его), специально приспособленное исключительно для сбора

Раздел 2. Социально-культурная деятельность в евразийском пространстве...

и деятельности своих членов. Но какое понятие больше подходит для определения клуба, именно инициативного клуба в современном обществе? Для этого обращаемся к словарю терминов, в котором говорится, что инициативный клуб - это место встречи людей, объединённых общим интересом или увлечением. А так как на сегодняшний день именно волонтёрству в нашей стране уделяется особое внимание, стоит рассмотреть именно инициативное клубное волонтёрское объединение.

Итак, клубное объединение - это самодеятельное объединение учащихся по интересам, осуществляющее тематическую деятельность, как правило, познавательного или творческого характера [1].

Что касается определение понятия «волонтёрство» - это направленная деятельность на предоставление безвозмездных услуг человеку или группе людей. Волонтёрская деятельность может быть абсолютно разной по видам своего проявления в обществе. Это и экологическое волонтёрство, и социальное, культурное, строительное волонтёрство и др. Поэтому независимо от вида волонтёрства, которым занимаются инициативные участники, они призваны приносить обществу пользу [2]. В понимании людей волонтёр означает помощник.

Волонтёрская деятельность в современном мире стремится развиваться по следующим направлениям:

1. Развивающее направление выбрано не с целью подмены работы школы, учреждений культуры, а с целью их дополнения и заполнения вакуума взаимодействия молодых людей с социальным окружением. Работа в волонтёрских объединениях направлена на выявление и развитие способностей, - творческих, коммуникативных, организаторских. Проведение развивающих семинаров позволяет активизировать развитие лидерских качеств, умений и навыков подростков, раскрытие интеллектуальных способностей.

2. В направлении социально-культурной деятельности делается акцент на создание условий для самореализации личности подростков через социально-культурную деятельность с учётом их потребностей и реальных возможностей, а также на формирование эстетического вкуса, укрепление основ этики и морали [2].

Целью волонтёрской деятельности в подростковой среде является формирование ценностей в подростковой культуре, направленных на неприятие социально опасных привычек, ориентацию на здоровый образ жизни, сознательный отказ от употребления психоактивных веществ.

Работая в данном направлении, подростки приобретают навыки уверенного поведения: умение отказать, принимать критику и критиковать, оказывать сопротивление манипуляции и групповому давлению.

Работа волонтёрского объединения позволяет определить степень доверия между взрослыми и подростками, степень информированности о проблемах и ценностях друг друга, наличие навыков разрешения конфликтов.

Важной составляющей волонтёрской деятельности также является оказание психологической поддержки, целевым назначением которой является развитие у подростков способности к самоанализу, рефлексивного мышления, умения принимать социально-значимые решения, что играет важную роль в работе с детьми и юношеством. Данная направленность деятельности позволяет активно использовать психологический потенциал подростков, более эффективно решать проблемы личностного роста, поддерживать в молодых людях чувство уверенности и защищённости, помогать в разрешении проблемных жизненных ситуаций.

Разделяя взгляды А. Н. Лутошкина, М. И. Рожкова, считаем, что лидерские качества - это совокупность определенных свойств, черт, позволяющая члену детского общественного объединения выделиться в конкретном деле и принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях [3].

С помощью волонтёрской деятельности происходит также и профессиональная ориентация -это целенаправленная деятельность по подготовке детей и молодёжи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификаций [4].

Опыт участия в детских общественных объединениях «Зеленые» и клуб «Лидер» показал, что лидер-подросток должен обладать следующими качествами: компетентность, активность,

инициативность, общительность, сообразительность, настойчивость, самообладание, наблюдательность, работоспособность, самостоятельность, организованность.

Возможности подростков для развития лидерских качеств гораздо шире в детском общественном волонтёрском объединении за счет:

- динамизма и включения в разнообразные виды деятельности;

- разнообразия реализуемых социальных ролей (позиций);

- расширения круга общения, наличия межвозрастного общения; существующего элемента соревновательности, соперничества.

Для примера возьмем три клубных объединения г. Междуреченска Кемеровской области, работа которых строится на волонтёрской деятельности.

Городской Волонтёрский Отряд «Милосердие» был создан в 1998 году на базовой площадке филиала «Юность» Центра Детского Творчества. Руководит работой волонтёрского отряда педагог дополнительного образования Сола Елена Сергеевна

Волонтёрский отряд является постоянным участником городских и областных благотворительных акций: «Школьники за добро и милосердие», «День народного единства», «Будущее без наркотиков», «Классный час», «Рождество для всех и каждого», «Внуки Деда Мороза», «Родительский урок», «День православной молодёжи», «Осторожно, СПИД», «Белая ромашка», «Весенняя неделя добра», «1418 Добрых дел», «Георгиевская ленточка», «Наш День Победы». Также волонтёры проводят творческие встречи и видео-клубы по профилактике вредных привычек среди подростков образовательных учреждений города, изготавливают и распространяют листовки, буклеты о вреде табакокурения, алкоголизма и наркомании. Также добровольцы оказывают адресную помощь престарелым и одиноким людям, проводят игровые программы для воспитанников детского дома № 5 «Единство», школы-интерната коррекционного типа № 11 и детей, проживающих в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Центр Семья», и «Нежность».

Ежегодно добровольцы Городского Волонтёрского отряда «Милосердие» становятся организаторами и инициаторами многих городских мероприятий.

Вторым клубным объединением, которое строится на волонтёрской деятельности, является «Клуб Лидер». Это детское объединение, которое функционирует в городе с 1993 года. В клуб входят амбициозные, активные молодые люди, способные изменить мир к лучшему, научиться и научить другого развивать в себе лидерские, коммуникативные, познавательные способности, позитивное мышление и рациональное использование времени.

Подростки развивают свои коммуникативные навыки, лидерские способности. Учатся разработке и реализации проектов, организации деятельности ученического самоуправления. Большое внимание уделяется социальным практикам, рефлексии, волонтёрству. Ребята сами разрабатывают и реализуют социально-значимые проекты. Участвуют в конкурсах самоуправления, сами организуют и проводят школы актива.

Приобретение лидерских качеств, обучение разработки и реализации социально-значимых проектов, технологии общения с людьми, профессиональное самоопределение - это еще не самое главное, что может дать клуб «Лидер» современному старшекласснику. Незабываемое, интересное и яркое детство среди здоровой, креативной молодёжи получит каждый, кто захочет стать лидером.

Третье клубное объединение - Междуреченская городская детская экологическая общественная организация «Зелёные» (МДЭОО «Зелёные») создана в 1995 году на добровольной основе педагогами и воспитанниками МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25». Миссия организации - содействие становлению гражданского общества через развитие и пропаганду молодёжного экологического волонтёрского движения, воспитание социально-активной и творческой молодёжи.

МДЭОО «Зелёные» работает по следующим направлениям деятельности:

- Экологическое образование. Цель: экологическое образование и просвещение молодёжи города Междуреченска через развитие и пропаганду экологического движения, реализацию практических природоохранных мероприятий.

Раздел 2. Социально-культурная деятельность в евразийском пространстве.

— Медиаобразование. Использование медиаобразовательных технологий в работе с молодёжью и создание условий для сотворчества педагогов и учащихся в Междуреченске.

— Добровольчество. Деятельность направлена на развитие добровольческого движения в Междуреченске, повышение престижа добровольчества и добровольческой активности населения.

— Видеоклуб «Я - гражданин». Повышение уровня информированности детей и молодёжи по вопросам экологии и права.

— Взаимодействие со СМИ. Цель - освещение в средствах массовой информации экологических проблем города Междуреченска и информирование населения о деятельности общественного объединения; выпуск молодёжной интернет-газеты «GreenDay» и телепрограммы «Зелёное яблоко».

Все перечисленное нами позволяет формироваться лидерским качествам подростка, ребенок может определить для себя ведущее место в жизни и деятельности общества, будь то экологическая деятельность, социально-значимые проекты или работа над программой для масс -медиа города.

Использование в деятельности детского общественного объединения технологии волонтёрской деятельности с предоставлением каждому подростку возможности реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора) является необходимым условием эффективного развития лидерских качеств подростка в клубном объединении. Таким образом, процесс социального проектирования обладает большим педагогическим потенциалом для развития лидерских качеств вовлеченных в него подростков - членов общественного объединения волонтёрской направленности.

Список литературы

1. Грушин, Б. А. Свободное время. Актуальные проблемы. - Москва : Мысль, 2007. - 175 с.

2. Лисовский, В. Г. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России : учеб. пособие. -Санкт-Петербург : СПбГУП, 2000. - 519 с.

3. Лутошкин, А. В. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской работы. -Москва : Просвещение, 1987. - 165 с.

4. Шакеева, Г. А. Ценностные ориентации молодёжи в новых общественно-экономических условиях: на материале Кыргызской Республики : автореферат дис. ... доктора психологических наук: 19.00.05. -Санкт-Петербург, 1998. - 42 с.

Margarita I. Vasilkovskaya, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Barnaul)

margo197411@rambler.ru

Veronika S. Lukyanchikova, Student Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Barnaul)

lveronicha@yandex.ru

CLUB-TYPE VOLUNTEER COMMUNITY IN DEVELOPMENT OF A TEENAGER'S LEADERSHIP SKILL (IN TERMS OF MEZHDURECHENSK, KEMEROVO OBLAST, RUSSIA)

Abstract. The authors consider some peculiarities of a teenager's (12-17 years old persons) leadership qualities development, a teenager who takes participation in a club-type cultural community acts in Mezhdurechensk town (Kemerovo Oblast, Russia).

Keywords: voluntary work, a volunteer activity, club-type cultural institutions, leadership skills, a personality's self-improvement, teenagers, volunteer community.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.