Научная статья на тему 'Профилактика конфликтности подростков в подростковом досуговом клубе'

Профилактика конфликтности подростков в подростковом досуговом клубе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
602
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ / ПОДРОСТКОВЫЙ ДОСУГОВЫЙ КЛУБ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CONFLICT TEENAGERS / TEENAGE LEISURE CLUB / SOCIO-CULTURAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Береснева Азалья Геннадьевна

актуальность данной темы обусловлена необходимостью комплексного подхода к воспитанию детей подросткового возраста в рамках досугового учреждения. Социально-культурные технологии, применяемые в учреждениях сферы организации подросткового досуга, существенно снижают конфликтность в подростковой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика конфликтности подростков в подростковом досуговом клубе»

Профилактика конфликтности подростков в подростковом досуговом клубе Береснева А.Г.

Береснева Азалья Геннадьевна /Beresneva Azaliya Gennadievna - факультет конфликтологии, кафедра социально-

культурных технологий, старший преподаватель Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург

Аннотация: актуальность данной темы обусловлена необходимостью комплексного подхода к воспитанию детей подросткового возраста в рамках досугового учреждения. Социально-культурные технологии, применяемые в учреждениях сферы организации подросткового досуга, существенно снижают конфликтность в подростковой среде.

Abstract: the topicality of this theme is caused by necessity of integrated approach to the education of adolescents in the framework of the recreational facilities. Socio-cultural technology used in the institutions of the organization teenage leisure significantly reduce conflicts among adolescents.

Ключевые слова: конфликтность подростков, подростковый досуговый клуб, социально-культурные технологии.

Keywords: conflict teenagers, teenage leisure club, socio-cultural technology.

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется целым рядом учреждений культуры, социальных институтов, обеспечивающих организацию свободного времени подрастающего поколения в традициях общечеловеческих гуманных ценностей и норм поведения.

Свободное время является ключевым средством формирования личности подростка и его внутреннего мира. Через сферу деятельности в свободное время происходят восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. По роду деятельности подростка в свободное время можно судить о культуре общения, круге знакомых, духовных потребностях личности и основных интересах и увлечениях.

Современные социальные институты досуга способны удовлетворить потребность в социально культурной интеграции и личностной самореализации большинства подростков. Подростковое досуговое объединение -одна из структур молодежных движений, особая педагогически организованная среда жизнедеятельности подростка направленная:

- на формирование у подростков конфликтоустойчивости, то есть умения противостоять негативным влияниям среды;

- на включение подростков в такие виды деятельности, которые способствуют самовыражению, самоутверждению, самоопределению;

- на стимулирование мотивации к самопознанию, самосознанию, совершенствованию собственной личности

Досуговое объединение - это культурно-образовательное учреждение, организующее досуг различных групп населения и способствующее их воспитанию, образованию и творчеству. В настоящее время занятость подростков в досуговых объединениях играет большую роль в социуме. В зависимости от того, как реализует себя ребенок в социуме, зависит его будущее. Одним из способов решения проблемы конфликтности подростков является активизация деятельности досуговых объединений в форме подростковых клубов по месту жительства.

Клубные формы организации работы были основой деятельности различных детских организаций дореволюционной России. Развивались они в первые годы советской власти. В современных условиях клубные формы деятельности получили широкое распространение.

Клуб - это пространство общения (предметного, по интересам, при условии свободного выбора), общительности (общения личностей и коллективности) и общественности (публичного выхода клуба вовне, в малый и большой социум). Общение, общительность и общественность - условия культурной адаптации и личностного роста молодых и взрослых, составляющих клубное сообщество. Коллективное самоопределение взрослых и юных в отношении своего дела, интереса, программы, проекта совпадает со становлением самого образа клуба. Здесь интегрируются представления подростков, взрослых и родителей, других представителей «среды» (социума). Основным и самым привлекательным для подростков в клубных практиках выступает проектность клубной жизни и самодеятельности. [3]

Подростковые клубы - это специальные развивающие, образовательные и досуговые учреждения, которые участвуют в непрерывном воспитательном процессе наравне с семьей и школой. Чаще всего применяются разнообразные эффективные формы работы, способствующие: снижению уровня конфликтности; формированию физической культуры и здорового образа жизни в подростковой среде.

В данной статье будет более подробно рассмотрена проблема профилактики подростковой конфликтности в рамках подростковых досуговых клубов.

Конфликтность в подростковой среде - это совокупность социальных, возрастных и личностных факторов, условий и причин, вызывающих обострение объективных противоречий взаимодействия подростков в конфликтах совместной деятельности, отношений и общения.

Социально-педагогический анализ исследования конфликтности в подростковой среде позволил эффективно использовать воспитательный потенциал досуговых учреждений для профилактики конфликтности, и включать подростков в социально-активную деятельность.

Остановимся на проблеме профилактики конфликтности подростков в клубе более подробно. Процесс профилактики конфликтности подростков протекает наиболее успешно, если возможна:

• полноценная реализация их способностей и стремлений в социально значимой деятельности выступает одной из приоритетных задач педагогов, ее организующих;

• диагностика уровня готовности подростков к самореализации;

• совместная работа с родителями.

Таким образом, профилактика конфликтности подростков может реализоваться через технологию клубной деятельности, которая направлена на реализацию оперативных задач. В рамках досугового объединения происходит интенсивная коммуникация как с руководителями различных кружков, так и со сверстниками. Но данная коммуникация уже отчасти является профилактикой конфликтности, так как зачастую имеет целенаправленный характер и происходит при участии авторитетных руководителей кружков досугового объединения.

Подростковое досуговое объединение имеет большие воспитательные возможности:

- форма социального воспитания подростков, в которой интегрируется процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации, -важнейшее условие целостного развития личности;

- разумно организованный досуг подростков - среда их жизнедеятельности, социум, в котором подросток реально может проявить себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях (от рядового, заинтересованного, ответственного участника до лидера-организатора), в индивидуальной и коллективной, исполнительской и творческой деятельности; как личность со своей гражданской позицией (пусть в стадии зарождения); может получить опыт приобщения к будущим государственным и общественным структурам (не случайно подростки в своих организациях часто стремятся подражать взрослому обществу, играют в «республики», «министров», «президентов»);

- эффективное средство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлеченных, неравнодушных;

- мир игры, фантазии, свободы творчества; «мир настоящего детства» - самого ценного в жизни растущего человека. [1, 48]

Такие формы досуга как самостоятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Подростки оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, так как самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Первое место в досуговой деятельности занимает общение со сверстниками, которое приобретает характер канала информации о вещах, которые не сообщают взрослые (взаимоотношение полов, различные сведения из области подростковой субкультуры и т.д.).[5, 86] В процессе общения в клубе формируется определенный круг сверстников, разделяющих схожие интересы, способные повлиять на выбор дальнейших отношений и компанию друзей, в которой возможно изменение стиля общения и снижения подростковой конфликтности.

Рационально спланированный досуг является достаточно совершенным механизмом достижения общих целей и ценностей, сплочения подростков, разрешения конфликтов.

В рамках досуговой деятельности возможно проведение профилактических педагогических мероприятий учреждениями социально-культурной сферы, направленных на всестороннее совершенствование личности, укрепление духовного, нравственного потенциала, самоутверждение и социализацию личности.

Культурно-досуговая деятельность является эффективным инструментарием профилактики конфликтности подростков. Культурно-досуговая деятельность является воспитательной деятельностью, она носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на раскрытие заложенного в нем духовного потенциала. В процессе этой деятельности направленно изменяются социальные и культурные отношения и связи между людьми, сами люди и окружающая их реальная действительность. Участие подростков в культурно-досуговой деятельности - это упражнение в социально положительном поведении.

[4]

Культурно-досуговую сферу в качестве приоритетной области профилактической деятельности в досуговом объединении позволяет рассматривать несколько причин:

Во-первых, культурно-досуговая сфера привлекательна для подростков, так как предоставляет им возможность проявить себя в качестве субъекта социально значимой деятельности, ощутить себя творцом, получить непосредственное признание результата своей деятельности. Это область самовыражения, социального признания и самоутверждения личности, обеспечивающая саморазвитие, реализацию социально значимых качеств, формирование общественно активной личности, у которой социально позитивные ценности приняты на уровне убеждений (ценностных ориентаций) и служат ведущими регуляторами поведения.

Во-вторых, культурно-досуговая деятельность как обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры обеспечивает вовлечение подростка в мир культуры, в систему сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок.

Многие разновидности подросткового поведения возникают из-за отсутствия адекватных возрасту форм досуга. Стремление к общению со сверстниками приносит пользу при условии, если это общение имеет какое-либо социально приемлемое содержание. Поэтому в период кризиса положительные результаты могут дать разнообразные формы внешкольных занятий. Подросток может посещать студии, кружки, секции. Частая смена видов внешкольной деятельности не только не вредна, но и может принести пользу. Подросток при этом меняет коллективы сверстников, в зависимости от собственной успешности в разных видах деятельности может занимать различные социальные места в этих коллективах, следовательно, у него появляется новый опыт, новые знания о себе. Чем больше у взрослеющего человека сфер общения и продуктивной деятельности, тем благополучнее прогноз разрешения подростковых возрастных кризисов и конфликтности. [2]

Для профилактики конфликтности подростков в рамках досугового учреждения обеспечиваются оптимальные условия под опытным педагогическим руководством.

Литература

1. Алиева Л.С. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума: [Электронный ресурс]. - Режим доступа. http://www.portalus.ru. (Дата обращения: 11.08.2014).

2. Вахрамеева О.А. Роль социально-культурной деятельности в профилактике девиантного поведения подростков://Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2011. - Режим доступа: http://www.emissia.org/offlme/2011/1676.htm.(Дата посещения:30.07.2014).

3. Лучанкин А.И. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы / А.И. Лучанкин, А.А. Сняцкий; Гос. ком. РФ по делам молодежи и др. - 3-е изд., [испр. и доп.]. - Екатеринбург:1997. 396 с.

4. Словарь-справочник по социальной работе/под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ,, 1997. 417с.

5. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени / Ю.А.Стрельцов. - М.: Просвещение, 1991. 116 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.