Научная статья на тему 'Междисциплинарный подход к формированию конфликтологической компетенции подростков'

Междисциплинарный подход к формированию конфликтологической компетенции подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1125
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ / СПОСОБНОСТИ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ / СИСТЕМНЫЙ И КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ПРОДУКТИВНЫЙ КОНФЛИКТ / ДОСУГОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ADOLESCENT CONFLICTS / ABILITY / CONFLICT COMPETENCE / CULTURAL / SYSTEMATIC AND COMPREHENSIVE APPROACH / PRODUCTIVE CONFLICT / LEISURE ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Береснева А.Г.

В данной статье рассмотрена проблема формирования конфликтологической компетентности на основе междисциплинарного подхода. Выявлены основные причины, усложняющие процесс формирования конфликтологической компетентности подростка. Рассмотрены различные подходы к решению проблемы предупреждения подростковой конфликтности и формированию конфликтологической компетенции в ходе опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary approach conflictological competence formation of teenagers

In this article the problem of formation of conflict competence through an interdisciplinary approach. The basic reasons that complicate the process of formation of conflict competence teenager. Various approaches to solving the problems of the prevention of conflict and the formation of a teenage conflictological competence in the experimental work at the university.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарный подход к формированию конфликтологической компетенции подростков»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ

Береснева А.Г.

Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

В данной статье рассмотрена проблема формирования конфликтологической компетентности на основе междисциплинарного подхода. Выявлены основные причины, усложняющие процесс формирования конфликтологической компетентности подростка. Рассмотрены различные подходы к решению проблемы предупреждения подростковой конфликтности и формированию конфликтологической компетенции в ходе опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: подростковая конфликтность; способности; конфликтологическая компетентность; культурологический; системный и комплексный подход; продуктивный конфликт; досуговое объединение.

INTERDISCIPLINARY APPROACH CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE FORMATION OF TEENAGERS

Beresneva A.G.

St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions, St. Petersburg, Russian Federation

In this article the problem offormation of conflict competence through an interdisciplinary approach. The basic reasons that complicate the process offormation of conflict competence teenager. Various approaches to solving the problems of the prevention of conflict and the formation of a teenage conflictological competence in the experimental work at the university.

Key words: adolescent conflicts; ability; conflict competence; cultural; systematic and comprehensive approach; productive conflict; leisure Association.

За последние годы в философии, социологии, психологии, педагогике отношение к конфликтам существенно изменилось. Междисциплинарный подход объединяет в себе основы социологической, психологической и педагогической работы с конфликтом придающей последнему важную научно-практическую направленность, поскольку отвечает задаче выра-

ботки и принятия целесообразных решений и мер преодоления и выхода из конфликтной ситуации.

В данной статье речь пойдет о формировании конфликтологической компетенции подростков, а также о рассмотрении конструктивной и позитивной роли конфликта в подростковой среде. Междисциплинарный подход к данному вопросу отражается в науке конфликтологии. Нужно отметить, что фундаментом в рассмотрении данного вопроса является педагогика и психология подростков. Процесс изучения подростковой конфликтности и процесс управления конфликтами в подростковой среде рассматривался такими учеными как: В.А. Андреев, Г.М. Андреева, A.C. Белкин, Л.И. Божович, Е.М. Гиляров, И.В. Гришина, О.Н. Громова, Т.В. Драгунова, A.A. Калмыкина, Э.И. Киршбаум, P.J1. Кричевский, Н.В. Крогиус и др. Стоит отметить, что проблема конфликтности в подростковом возрасте выступает как его существенная особенность, без которой невозможно представить развитие детей рассматриваемой возрастной категории, а также описать их отношении к себе и к окружающему миру.

В психологических исследованиях термин «конфликтологическая компетентность» прямо не употреблялся, но под ним подразумеваются соответствующие знания и умения в области конфликтологии (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, В.И. Подлесных, М.Н. Кондаков и др.). Вопрос формирования подобной компетенции у подростков сейчас актуален, в связи со складывающейся экономической и социально-культурной ситуацией в обществе. Внешние факторы, к которым можно отнести окружение подростка, его коммуникативное пространство, по природе конфликтогенны, но к этому добавляется нестабильное внутреннее состояние, которое зависит как от физиологических особенностей развития, так и от психического состояния личности. Поэтому необходимо помочь подростку освоить некоторые навыки для профилактики возникающих конфликтов в различных сферах жизнедеятельности, например в межличностном и групповом общении, облегчить и наладить взаимоотношения в семье, с педагогами, в различных коллективах.

В настоящее время понятие «конфликтная компетентность» рассматривается в философской, социологической, педагогической и психологической науках. Однако, несмотря на имеющиеся в психологической и социологической науке исследования конфликтов (Н.В. Гришина, A.B. Карпов, В.В. Новиков, Л.А. Петровская, А.И. Пригожин, Т.Н. Привалихина и др.), конфликтная компетентность изучена все же в недостаточной степени. При этом возрастает интерес к изучению различных аспектов и форм конфликтной компетентности подростков, как особой возрастной группы.

Так, Л.А. Петровская определяет конфликтную компетентность как компетентность человека в конкретной конфликтной ситуации, а основными образующими конфликтной компетент-

ности определяет: компетентность участника в собственном Я (Я-компетентность), в потенциале другого участника (участников), и ситуационная компетентность [4, с. 150].

По мнению И.А Колесниковой, конфликтная компетентность — это освоение позиции партнёрства, сотрудничества на фоне позитивного овладения способами и приемами регуляции поведения, представляющая собой динамическое структурно-уровневое образование, отражающее единство содержательного, деятельностного и личностного компонентов [1].

Конфликтологическая компетентность понимается как часть социально-психологической компетентности, а именно, способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных и межгрупповых отношений.

Существует два основных подхода к рассмотрению явления конфликтной компетентности. В первом случае конфликтная компетентность рассматривается как уровень развития осведомленности о возможных стратегиях и тактиках поведения личности в конфликте и умений реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации, умения переводить конфликт из деструктивной формы в конструктивную.

Второй подход рассматривает конфликтную компетентность как сложное интегральное образование, основными уровнями которого являются: ценности личности, мотивы и установки, умения (Л.А. Петровская). Продуктивный конфликт представляет собой универсальный механизм, особую форму развития личности и общения, предоставляя потенциальные возможности его разрешения (B.C. Мерлин, Н.В. Гришина, Л.А. Петровская, Б.И. Хасан, Э. Эриксон и др.) [1].

Данные подходы позволяют рассматривать конфликтную компетентность как систему внутренних средств, необходимых для ориентировки в конфликтной ситуации и построения продуктивного конфликтного взаимодействия, обеспечивающее снятие противоречия и разрешению конфликта. Вместе с тем, деятельность в современной образовательной практике по формированию способностей к продуктивному конфликту и развитию конфликтной компетентности требует специальных диагностических средств для отслеживания процесса становления этих способностей.

Приобретение конфликтной компетентности представляет собой сложный процесс, тесно связанный с возрастным развитием личности, органически вплетающийся в эффекты возрастных новообразований (Б.И. Хасан) [9].

Конфликтологическая компетентность позволяет подростку находить оптимальные способы разрешения конфликта, сознательно избегать постконфликтного противостояния, воспринимать конфликт в качестве неотъемлемой и естественной части жизни людей, предоставляющей возможности для саморазвития и гармонизации межличностных отношений.

Важно учесть, что в подростковом возрасте эффективнее влиять на формирование конфликтологической компетентности подростков во внеучебное время, во время занятий в различных досуговых объединениях, в которых подросток проводит время исключительно по своему желанию и выбору. Как правило, среди своих сверстников ему легче быть самим собой и больше поддаваться педагогическому влиянию со стороны педагога-руководителя объединения. Зачастую он совмещает роль лидера и кумира своих подопечных. Проектируя деятельность объединения с учетом формирования навыков преодоления конфликтности, поиска позитивного выхода из конфликтных ситуаций, а также умения преодолевать постконфликтную травматизацию личности, поможет продуктивному и творческому общению в кругу сверстников и за пределами досугового объединения. Формы занятий могут варьироваться от тренингов до деловых и командных игр. В этом возрасте лучше осваиваются активные формы ведения занятий. Конечно не стоит забывать о мотивации на успех и саморазвитие, которое должно стать нормой на всю дальнейшую жизнь. Социализация подростков и формирование конфликтологической компетенции важный аспект, который нужно тщательно планировать, реализовывать и постоянно контролировать.

Несмотря на огромное количество работ, посвященных подростковым конфликтам, проблема их конфликтологической компетентности в настоящее время разрабатывается фрагментарно, без углубленных обобщающих исследований.

В нашем исследовании, конфликтологическая компетентность подростков определяется как структурированное динамическое и системное образование, обеспечивающее адекватное восприятие и интерпретацию подростком конфликтной ситуации и эмоционального состояния ее участников, а также выбор проблемно-разрещающего способа конфликтного взаимодействия в подростковой среде [3].

Методологическую основу исследования по формированию конфликтологической компетентности подростка составляет культурологический и системный подход, основанный на поиске и нахождении целостных взаимосвязанных характеристик изучаемых педагогических фактов и явлений; комплексный подход к построению методов, способов изучения и преобразования явлений действительности; принципы единства сознания и деятельности, развития, детерминизма, субъектности процесса социокультурного становления [6, с. 124-126].

Методическое обеспечение профилактики конфликтогенных отношений подростков сосредоточено на овладение ими основ конфликтологических знаний, культурного опыта предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.

В свете нашей опытно-практической работы, направленной на изучение и развитие конфликтологической компетентности в подростковом возрасте, стоит отметить необходимость

создания специальных программ профилактики конфликтности подростков, формированию конфликтологической компетентности подростков. Их внедрение позволит повысить уровень конфликтологической компетентности в подростковом возрасте, что будет способствовать сбалансированности межличностных отношений, успешности общения, а в случае возникновения конфликтных ситуаций позволит адекватно ориентироваться в психологическом потенциале оппонента и благополучно разрешить межличностные и внутриличностные конфликты [2, с. 58].

Список литературы

1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., Владос, 2003.

2. Вохменцева Е.А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей// Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. С. 58-65.

3. Берсенева Н.В. Актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности конфликтологов [Электронный ресурс]. // Современные проблемы науки и образования. http://www.science-education.ru/115-12243 (дата обращения: 04.03.2016).

4. Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из правлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию: учебное пособие для высших учебных заведений // Под ред. K.M. Жукова, Л.Д. Петровской, О.В. Соловьевой. М.: Смысл, 1996. С. 150-167.

5. Рыжова Н.И., Харченкова Л.И. Профессиональная подготовка специалиста гуманитарного профиля в области межкулыурной коммуникации: концепция фундаментализации обучения и структура содержания // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6-2. С. 251-254.

6. Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста II Высшее образование в России. 2003. № 1. С. 124-126.

7. Королева H.H., Луговая В.Ф., Неговская С.Г. Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды // Психологическая наука и образование, 2013. № 6.

8. Севастьянова Е.Б. Возможности проектно-исследовательской деятельности учащихся — подростков в построении их активного взаимодействия с социальной средой II Психологическая наука и образование. 2012. №4. С. 34-41.

9. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск, 2005.120 с.

10. Цукерман Г.А. Социально-психологическое экспериментирование как форма ведущей деятельности подросткового возрастаII Вестник МАРО. 2000. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.