Научная статья на тему 'К вопросу конфликтологической компетентности государственных служащих'

К вопросу конфликтологической компетентности государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1178
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНФЛИКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Писарев Евгений Александрович

Статья посвящена анализу различных подходов к рассмотрению сущности, структуры, функций и критериев конфликтологической компетентности государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Писарев Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE QUESTION OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE OF CIVIL SERVANTS

The article analyzes the different approaches for dealing with the nature, structure, functions and criteria conflictological competence of civil servants.

Текст научной работы на тему «К вопросу конфликтологической компетентности государственных служащих»

УДК 159,9

е.а. Писарев К ВОПРОСУ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация. Статья посвящена анализу различных подходов к рассмотрению сущности, структуры, функций и критериев конфликтологической компетентности государственные служащих.

Ключевые слова: конфликт, компетентность, конфликтологическая компетентность, конфликтная компетентность, функции.

Evgeny Pisarev ABOUT THE QUESTION OF CONFLICTOLOGICAL

COMPETENCE OF CIVIL SERVANTS

Annotation. The article analyzes the different approaches for dealing with the nature, structure, functions and criteria conflictological competence of civil servants.

Keywords: conflict, competence, conflictological competence, conflict competence, functions.

Для того, чтобы определить сущность понятия «конфликтологическая компетентность», необходимо рассмотреть сущность понятия «конфликт».

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) в психологии понимается как столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме [7, с. 456].

Конфликт в психологии определяется широко: от споров и разногласий до войн (В .И. Бруд-ный, Н.В. Гришина, А.А. Ершов, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, В.А. Семенов, Г.С. Сулимова и др.). Мы придерживаемся определения, ориентированного на личностно-деятельностный подход (Н.В. Гришина, В.Г. Зазыкин, Е.В. Зайцева, Н.С. Нечаева), в котором выделяются: причинный (наличие трудно разрешимых противоречий), деятельностный (противоборство), личностный (восприятие противоречий как угрозы), аффективный (острые эмоциональные переживания) компоненты. По мнению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [1, с. 5]. Данное понимание сущностных характеристик конфликта стало базисным во многих теоретических и прикладных психолого-акмеологических исследованиях.

Раскрытие сущности конфликтологической компетентности невозможно без определения содержания категории «компетентность». Психологическая и акмеологическая литературы нередко оперирует схожими терминами «компетентность» и «компетенция». Оба термина являются производными от английского термина competence. Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова определяет компетенцию как «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, а компетентный - это осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе» [10]. Из этого следует, что понятие «компетентность» является личностной характеристикой, а термин «компетенция» обозначает должностные (функциональные) полномочия личности.

В психологии понятие компетентности впервые появляется в связи с проблематикой профессионализма, где оно используется для оценки индивидуальной степени соответствия требованиям профессии. Компетентность определяется как «психологическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять

© Писарев Е.А., 2015

определенные трудовые функции» [6, с. 34]. Каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа соответствует его выдвинутым требованиям. Поэтому оценка результата работы выступает одним из научных способов определения компетентности.

Анализ источников по проблеме компетентности позволяет сделать вывод, что термины «компетентность» и «профессиональная компетентность» в большинстве случаев употребляются в исследованиях как синонимичные. При этом в современной психологии отсутствует единый исследовательский подход к составу структурных компонентов профессиональной компетентности. Тем не менее, наиболее распространенным является выделение таких ее видов, как: специальная, социальная, личностная, индивидуальная, экстремальная компетентности (А.К. Маркова); специально-психологическая, состоящая из коммуникативной, перцептивной (когнитивной) компетентности, а так же знаний в области поведения и взаимодействия людей - межличностная компетентность (В.Г. Горчакова); компетентность в общении (Л.А. Петровская); конфликтологическая компетентность (А.Я. Анцупов, Н.В. Самсонова, А.И. Шипилов). На наш взгляд, позиции указанных авторов о том, что конфликтологическая компетентность является одним из видов профессиональной компетентности, конструктивны.

Кроме того, в научных исследованиях нередко отождествляются близкие по звучанию категории: «конфликтная компетентность» и конфликтологическая компетентность». М.Ю. Худаева и ряд других исследователей считают, что понятия конфликтной и конфликтологической компетентности тождественны потому, что «в обоих случаях речь идет о компетентности в конфликте» [9, с. 47]. По нашему мнению, данные понятия не равнозначны и мы придерживаемся точки зрения ученых, в числе которых М.Е. Есипова, которая подчеркивает, что «конфликтная компетентность может употребляться в том значении, когда мы говорим о стихийно сложившейся, формирующейся в течение жизни способности человека разрешать конфликт, в то время как конфликтологическая компетентность целенаправленно формируется и развивается в процессе специальной подготовки» [3, с. 26].

Конфликтологическая компетентность в отличии от конфликтной компетентности характеризует специалиста, владеющего профессиональными знаниями о сущности конфликтов и конфликтных отношений. Данная компетентность тесно связана с другими видами профессиональной компетентности, составляющими ядро гностического компонента профессионализма. Конфликтологическая компетентность рассматривается как когнитивно-регуляторная подсистема профессионально значимой стороны личности, включающая соответствующие специальные знания и умения.

С точки зрения А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, конфликтологическая компетентность включает в себя следующие составляющие: понимание природы противоречий и конфликтов между людьми; формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации; обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях; умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации; наличие навыков управления конфликтными явлениями; умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов; умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты; наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов [1, с. 15]. Конфликтологическая компетентность, по мнению М.А. Самсоновой, включает в себя свойства перцептивной, коммуникативной, межличностной и управленческой компетентностей, реализуя прикладные (ситуативные) аспекты специальной профессиональной деятельности. Последняя составляющая, как подчеркивает исследователь, с одной стороны, отличает конфликтологическую компетентность от других видов профессиональной компетентности, с другой стороны, выступает основанием для ее особого выделения в ряду видов профессиональной компетентности. М.А. Самсонова исходит из ак-меологического подхода в понимании профессиональной компетентности: социально-психологической и прикладной сущности рассматриваемого вида компетентности. В этой связи, конфликтологическая компетентность определяется ею как «вид профессиональной подготовленно-

сти специалиста выполнять определенные трудовые функции в профессиональной конфликтногенной среде» [8, с. 25]. Исходя из данного подхода, сущность конфликтологической компетентности государственных служащих состоит в усвоении и использовании особых, профессионально ориентированных конфликтологических знаний, необходимых для восприятия профессиональных конфликтов и последующей реализации профессиональных функций в условиях профессионального конфликта [5, с. 89].

На сегодняшний день у исследователей также не существует единого подхода относительно структуры конфликтологической компетентности. Ряд авторов (Г.С. Бережная, Е.Е. Ефимова, Д.В. Ивченко, К.Э. Маркарова, и др.) считают, что конфликтологическая компетентность имеет трех-компонентную структуру, предполагающую сочетание содержательной, деятельностной и личностной сфер. Содержательный компонент включает систему научных знаний о конфликте; деятельност-ный компонент - спектр необходимых умений и навыков поведения в конфликтных ситуациях, различные стратегии взаимодействия, технологии разрешения, управления конфликтом, конструирования конструктивных конфликтов. Личностный компонент предполагает развитую рефлексивную сферу, эмпатию, гибкость поведения, эмоциональную устойчивость, ценностные ориентации, направленность на партнеров по взаимодействию.

Мы являемся сторонниками подхода к анализу структуры конфликтологической компетентности, который на концептуальном уровне сформулировал В.Г. Зазыкин [4]. В его исследованиях, а также в работах О.И. Денисова [2] конфликтологическая компетентность рассматривается с системных позиций и в состав ее психологической структуры включаются знания о причинах появления конфликта, закономерностях его развития и протекания, поведения, общения и деятельности оппонентов в конфликтном противоборстве, их психических состояниях и пр. Системный подход позволяет определить комплексный характер восприятия и анализа конфликтов, обладающих внутренней взаимосвязанной структурой, функциями и коммуникациями со средой.

Особую группу представляют знания психологических характеристик конфликтной личности. Они составляют:

— гностический компонент конфликтологической компетентности;

— умение предвосхищать действия оппонентов, их поведение в ходе конфликта, применяемые приемы конфликтного противоборства, развитие конфликта, его последствия для организации и оппонентов. Это является содержанием проектировочного компонента конфликтологической компетентности;

— умение воздействовать на оппонентов, влиять на их отношения, оценки, мотивы и цели конфликтологического противоборства, формировать общественное мнение по отношению к участникам конфликта, умение осуществлять профилактику конфликта и разрешать его на справедливой основе, выступая в качестве «третейского судьи» (в том числе используя чисто психологические методы: «откровенный разговор», объективизацию, «взрыв», организацию сотрудничества). Данные умения составляют регулятивный компонент конфликтологической компетентности;

— умение осуществлять эффективное общение с участниками конфликта с учетом их личных особенностей и эмоциональных состояний - коммуникативный компонент конфликтологической компетентности;

— высокий уровень рефлексивной культуры, умение организовывать процесс самопознания, реагировать адекватно ситуации, целям и задачам управления конфликтами - рефлексивно-статусный компонент конфликтологической компетентности;

— знания о нормативных и морально-нравственных регуляторах поведения в условиях управления и разрешения конфликтов, о корпоративной и профессиональной управленческой куль-

туре, способность и готовность следовать этическим нормам по отношению к участникам конфликта - нормативный компонент конфликтологической компетентности.

Компоненты структуры конфликтологической компетентности имеют свое «назначение», т.е. выполняет определенные функции. Функциональная сторона конфликтологической компетентности способствует обеспечению эффективной реализации межличностного взаимодействия, характеризуется выработкой и принятием оптимального решения в ситуации конфликта. Являясь полифункциональным образованием, конфликтологическая компетентность реализует не одну, а несколько функций.

Исследователями (В.Г. Зазыкин, О.И. Денисов, В.Ф. Картель) выделяются следующие функции конфликтологической компетентности. Превентивная функция предполагает реализацию профилактических мер в межличностном взаимодействии с целью предупреждения возникновения конфликтных ситуаций. Прогностическая функция заключается в способности личности прогнозировать развитие конфликта, осуществляя планирование собственных действий. Конструктивная функция обеспечивает процесс выбора и принятия личностью оптимального решения в ситуации конфликта. Рефлексивная функция обозначает готовность личности обращаться к исследованию собственного психологического потенциала, а также умение реконструировать компоненты психологического облика своих партнеров и конфликтных ситуаций. Коррекционная функция заключается в возможности личности вносить конструктивные изменения в свое поведение в конфликте.

Выделенные функции соотносятся со структурой конфликтологической компетентности. Прогностическая является реализацией когнитивного компонента данной компетентности. Конструктивная функция связана с мотивационным компонентом конфликтологической компетентности. Рефлексивная и коррекционные функции обусловлены регулятивным компонентом рассматриваемой нами компетентности. Превентивная функция является универсальной, поскольку ее реализация обусловлена механизмом психологического соответствия, то есть интегральным характером функционирования всех структурных компонентов конфликтологической компетентности.

Функции конфликтологической компетентности в контексте межличностного взаимодействия выступают, прежде всего, как функции анализа и оценки конфликтных ситуаций и оптимизации поведения в конфликте. Таким образом, структура и функции конфликтологической компетентности представляют собой сложную структурно-функциональную систему, состоящую из определенных компонентов, имеющих свое конкретное «назначение».

Понимание сущности и владение структурно-функциональным анализом конфликтологической компетентности позволяет эффективно планировать и проводить психологическую работу по развитию конфликтологической компетентности государственных служащих.

Библиографический список

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 258 с.

2. Денисов О.И. Развитие конфликтологической компетентности руководителей: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 168 с.

3. Есипова М.Е. Особенности конфликтной компетентности и оценки внутриорганизационных отношений у сотрудников коммерческих организаций: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д., 2011. - 27 с.

4. Зазыкин В.Г. Анализ психологических причин конфликтов в организациях и методы их профилактики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2009/12/22/prichinykonfliktov.htmI (дата обращения: 25.11.2014).

5. Ивченко Д.В. Формирование конфликтологической компетентности специалиста таможенной службы: дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2000. - 167 с.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 310 с.

7. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Социальная психология: хрестоматия. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 475 с.

8. Самсонова М.А. Управление конфликтами в процессе формирования организационной культуры: автореф. дис. ... канд. социол. наук. — Саратов, 2008. — 20 с.

9. Худаева М.Ю. Психологические условия развития конфликтологической компетентности в подростковом возрасте: дис. ... канд. психол. наук. — Белгород, 2007. — 179 с.

10. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка в 4-х т. Т. 2. — М.: ИДДК, 2007. — 381 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.