Научная статья на тему 'Вопросы формирования конфликтологической компетентности будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе'

Вопросы формирования конфликтологической компетентности будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
998
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНФЛИКТ / ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ / КОНФЛИКТОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПОНЕНТЫ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE / CONFLICT / PEDAGOGUES-PSYCHOLOGISTS / CONFLICTOLOGY / PROFESSIONAL TRAINING / COMPONENTS OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бисембаева Асем Кумаровна

В статье рассматривается проблема формирования конфликтологической компетентности будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе. На основе анализа ряда определений понятия «конфликтологическая компетентность» предложено собственное определение, описаны функции, компоненты и этапы конфликтологической компетентности. Значимость конфликтологической компетентности выражается в следующих функциях: информационно-сигнальной, интегративной и стабилизирующей, ориентировочной, инновационной, ценностной, преобразовательной, профилактической, рефлексивной и обучающей. На основе анализа исследований ряда ученых были определены следующие компоненты, необходимые для формирования данной компетентности: информационно-ценностный, интегративно-деятельностный, мотивационный, гностический, нормативный, рефлексивно-статусный и другие. Как одно из условий формирования конфликтологической компетентности у студентов предлагается лаборатория «Применение современных психотехник в формировании конфликтологической компетентности будущих педагогов-психологов», где описываются различные активные методы обучения (метод интроспекции, анализ конкретных ситуаций, игровые методы, Т-группы, психодрама, дебаты, брейнсторминг, тренинг). Автор, базируясь на комплексных исследованиях по данной проблеме, пришел к выводу, что конфликтологическая компетентность является частью профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов. Созданная лаборатория позволяет будущим специалистам формировать свои знания, умения и навыки, чтобы быть подготовленными к практической деятельности. Использование интерактивных методов в обучении позволяет достичь необходимого результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF FORMATION OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE PEDAGOGUES-PSYCHOLOGISTS N THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING IN HIGHER SCHOOL

The issue of formation of conflictological competence of future pedagogues-psychologists in the process of professional training in higher school is considered in the article. Based on the analysis of a number of concepts of "conflictological competence", our own definition is suggested; features, components and stages of conflictological competence are described. The significance of conflictological competence is expressed in the following functions: informative-signal, integrative and stabilizing, orienting, innovative, evaluative, transformative, preventive, reflective and learning. Based on the analysis of a number of researches, the following components were identified which are necessary for the formation of the given competence: informative and evaluative, integrative-active, motivational, gnostic, normative, reflexive-status and others. As one of the conditions of the formation of conflictological competence of the students, the laboratory called «Application of Modern Psycho Techniques in the Formation of Conflictological Competence of Future Pedagogues-psychologists" is offered, where various active learning methods are described (a method of introspection, an analysis of specific situations, gaming techniques, T-groups, psychodrama, debates, "brainstorming" and training). The author based on comprehensive studies of this scientific and pedagogical problem, comes to the following conclusion, that the conflictological competence is a part of the professional competence of future pedagogues-psychologists. The established laboratory allows future professionals to shape their knowledge and skills to get prepared for practical training. Using interactive methods in teaching can achieve the desired result.

Текст научной работы на тему «Вопросы формирования конфликтологической компетентности будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 378.147:371.125.8

ББК Ч448.986 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08

Бисембаева Асем Кумаровна,

аспирант, кафедра педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет; 454080, г. Челябинск, ул. Ленина, д. 69; e-mail: [email protected]

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: конфликтологическая компетентность; конфликт; педагоги-психологи; конфликтология; профессиональная подготовка; компоненты конфликтологической компетентности.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проблема формирования конфликтологической компетентности будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе. На основе анализа ряда определений понятия «конфликтологическая компетентность» предложено собственное определение, описаны функции, компоненты и этапы конфликтологической компетентности. Значимость конфликтологической компетентности выражается в следующих функциях: информационно-сигнальной, интегративной и стабилизирующей, ориентировочной, инновационной, ценностной, преобразовательной, профилактической, рефлексивной и обучающей. На основе анализа исследований ряда ученых были определены следующие компоненты, необходимые для формирования данной компетентности: информационно-ценностный, интегративно-деятельностный, мотивационный, гностический, нормативный, рефлексивно-статусный и другие. Как одно из условий формирования конфликтологической компетентности у студентов предлагается лаборатория «Применение современных психотехник в формировании конфликтологической компетентности будущих педагогов-психологов», где описываются различные активные методы обучения (метод интроспекции, анализ конкретных ситуаций, игровые методы, Т-группы, психодрама, дебаты, брейнсторминг, тренинг). Автор, базируясь на комплексных исследованиях по данной проблеме, пришел к выводу, что конфликтологическая компетентность является частью профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов. Созданная лаборатория позволяет будущим специалистам формировать свои знания, умения и навыки, чтобы быть подготовленными к практической деятельности. Использование интерактивных методов в обучении позволяет достичь необходимого результата.

Bisembaeva Asem Kumarovna,

Post-graduate Student, Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University; 454080, Chelyabinsk, 69 Lenin Street; e-mail: [email protected].

ISSUES OF FORMATION OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE PEDAGOGUES-PSYCHOLOGISTS N THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING IN HIGHER SCHOOL

KEYWORDS: conflictological competence; conflict; pedagogues-psychologists; conflictology; professional training; components of conflictological competence.

ABSTRACT. The issue of formation of conflictological competence of future pedagogues-psychologists in the process of professional training in higher school is considered in the article. Based on the analysis of a number of concepts of "conflictological competence", our own definition is suggested; features, components and stages of conflictological competence are described. The significance of conflictological competence is expressed in the following functions: informative-signal, integrative and stabilizing, orienting, innovative, evaluative, transformative, preventive, reflective and learning. Based on the analysis of a number of researches, the following components were identified which are necessary for the formation of the given competence: informative and evaluative, integrative-active, motivational, gnostic, normative, reflexive-status and others. As one of the conditions of the formation of conflictological competence of the students, the laboratory called «Application of Modern Psycho Techniques in the Formation of Conflictological Competence of Future Pedagogues-psychologists" is offered, where various active learning methods are described (a method of introspection, an analysis of specific situations, gaming techniques, T-groups, psychodrama, debates, "brainstorming" and training). The author based on comprehensive studies of this scientific and pedagogical problem, comes to the following conclusion, that the conflictological competence is a part of the professional competence of future pedagogues-psychologists. The established laboratory allows future professionals to shape their knowledge and skills to get prepared for practical training. Using interactive methods in teaching can achieve the desired result.

На современном этапе владение конфликтологическими знаниями и навыками является актуальным, а обуче-

ние в сфере конфликтологии важной частью учебного процесса студентов разных специальностей. Будущие педагоги-психо-

© Бисембаева А. К., 2016

логи не исключение, так как они должны не только проводить профилактические мероприятия и эффективно решать конфликтные ситуации, но и оказывать помощь в их преодолении. В ГОСО МОН РК по специальности «Педагогика и психология» не учитывается конфликтологическая подготовка в качестве обязательной, а конфликтологическая проблематика носит фрагментарный характер в образовательных программах общепрофессионального цикла. В связи с этим в модульные образовательные программы специальности «Педагогика и психология» Костанайского государственного педагогического института включен элективный курс «Конфликтология». Для более глубокого практического изучения данной проблемы в процессе научно-исследовательской деятельности студентов организована лаборатория «Применение современных психотехник в формировании конфликтологической компетентности будущих педагогов-психологов».

Конфликтологическая компетентность педагога-психолога в учебном процессе рас-

сматривается с позиции конфликта как особого вида общения и взаимоотношений сторон учебного процесса, возникающего при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.

Понятие «конфликтная компетентность» личности было введено в 1994 году Л. А. Петровской, которая под данным термином понимает совокупность знаний о конфликте, индивидуальную позицию, обладание обширным диапазоном стратегий действия в конфликте и соответственное их применение, компетентность личности в своем «Я», уровень культуры психологической саморегуляции [15].

В психологической науке понятие конфликтологической компетентности ассоциируется с исследователем Б. И. Хасан, который в 1996 году вводит и расширяет данное понятие [1].

В таблице 1 мы попытались систематизировать понятия, раскрывающие конфликтологическую компетентность.

Таблица 1

Определения понятия «конфликтологическая компетентность»

№ Автор Конфликтологическая компетентность

1. Ивч енко Д. В. Готовность профессионала исполнять необходимые функциональные обязанности в трудовой конфликтной среде [5].

2. Кузина А. А., Чекмарева Г. В. Комплекс абстрактных знаний, умений и навыков, позволяющих создавать взаимодействие и подбирать приемлемые виды действия в конфликте, и индивидуальных содержаний, ориентирующих в многомерное понимание общества, окружающей действительности, эм-патию, рефлексивность, терпимость, функциональный диалог [6].

3- Макаренко Г., Щербакова О. В. Совокупность личностных качеств профессионала, определяющая его конфликтологическую готовность к решению конфликтных ситуаций и создающая благоприятные условия для формирования и реализации конфликтологических компетенций в практической работе специалиста [16].

4- Масюкевич Н. В. Информированность о спектре вероятных направлений поведения в конфликтной ситуации и возможности применять их на практике [11].

5. Немкова А. Б., Романов С. В., Камалова Л. Р. Способность и готовность предотвращать конфликтные ситуации, при возникновении инцидента уметь минимизировать его негативные формы и переводить их в конструктивное направление, а также при необходимости быть медиатором в решении конфликтной ситуации [14].

6. Петровская Л. Г. Осознание сущности диссонансного поведения людей, конструирование позитивного отношения к конфликтным ситуациям в коллективе, способность бесконфликтного взаимодействия в сложных обстоятельствах, анализировать и разъяснять возникшие проблемы, способность управлять конфликтами, совершенствовать конструктивные начала возникающих конфликтов, предугадать вероятные результаты конфликтов, управлять разногласиями и конфликтами, ликвидировать отрицательные результаты конфликта [7].

7. Сгонникова Е. М., Теплоухов А. П., Саралиева Т. Р. Совокупность личностных свойств, содержащая мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой, рефлексивный и организационно-деятельностный компоненты, отображающие желание приобрести конфликтологические знания, понимание профессиональных обязательств за принятые решения и использование практического опыта эффективного решения конфликтных ситуаций в педагогической среде [9; 10].

8. Трушина Е. В. Важнейшая составляющая общекультурной компетентности, формирующая аксиологический, когнитивный, личностный и деятельностный компоненты личностного образования (студента) [11].

9. Хасан Б. И., Цой Л. Н. Умение личности (организации, социальной группы, общественного движения и т. д.) при возникновении конфликтной ситуации минимизировать его негативные конфигурации, степень осведомления о масштабе вероятных стратегий участников конфликта и способность в осуществлении эффективной коммуникации в конфликте [13].

Широкий спектр определений конфликтологической компетентности с точки зрения различных научных направлений отражает неоднозначность позиций авторов и показывает многомерность подходов к

изучению данной проблемы. Научные исследования Н. В. Самсоновой являются теоретической базой, определившей основные подходы к изучению процесса формирования конфликтологической компетентности

будущих специалистов в профессиональной подготовке, генерализировавшей научно-педагогический поиск по проблеме конфликтологической подготовки студентов разных специальностей и выделившей функции конфликтологической культуры профессионала. Согласно Н. В. Самсоновой, конфликтологическая компетентность в рамках профессиональных компетентно-стей - это основа становления профессионализма во всех сферах деятельности, это эффективность в подготовке специалиста с высшим образованием, это готовность специалиста к решению стохастических конфликтологических задач в процессе профессиональной деятельности [8].

Изучив научную литературу, мы пришли к выводу, что в настоящее время не существует единого взгляда ученых на вопрос о функциональных характеристиках конфликтологической компетентности. Анализируя взгляды А. Б. Немковой, М. М. Кашапова, Л. А. Петровской, С. Р. Пе-трухиной, Б. И. Хасана и других исследователей, можно выделить функции, отражающие важность конфликтологической компетентности в развитии личности, ее психической деятельности и общественном поведении [2; 7; 13].

Значимость данной компетентности в развитии личности, ее познавательной деятельности и социальном поведении выражается в следующих функциях.

1. Информационно-сигнальная функция помогает своевременно обнаружить негативные признаки в коммуникационной сфере, экстроспективно проанализировать внешнюю ситуацию, а также составить план действий для урегулирования конфликта и профилактики недовольства.

2. Интегративная и стабилизирующая функции оказывают влияние на уменьшение обострения в интерпсихических и межгрупповых отношениях, что в завершающей стадии создает условия к координированию личных и групповых потребностей, к созиданию и объединению неофициальных и официальных категорий, к погружению и упрочнению коллективных ориентиров.

3. Ориентировочная функция помогает провести мониторинг состояния конфликтной принужденности и положения различных сторон в процессе взаимоотношений и альтернативности в безошибочном направлении действий для локализации конфликта.

4. Инновационная функция соединена с разумным решением антагонизмов сторон конфликтных взаимоотношений и переходом на иную ступень взаимодействий.

5. Ценностная функция выявляется в этическо-поведенческих действиях кон-

фликтологически подготовленного специалиста.

6. Преобразовательная функция заключается в изменении интерпсихических и межгрупповых отношений в коллективе: функциональный инцидент, разводя антагонистические стороны, в то же время формирует посылы с целью организации и сплочения на ином основании, содействуя консолидированию обоюдного почтения и доверия.

7. Профилактическая функция направлена на улучшение эмоциональной атмосферы путем разрядки напряженности среди участников конфликта, погашение, решение и устранение последующего развития инцидента.

8. Рефлексивная функция отражается в возможности изучения самого себя, рассмотрении причинно-следственных взаимосвязей, формировании ценностных ориентиров, самопознании, критическом самоанализе.

9. Обучающая функция суммирует вышеперечисленные функции, значением ее считается не только плодотворное решение конфликта, но и конструирование условий с целью извлечения навыка плодотворного действия в инциденте [6; 12; 14].

Анализ функций помогает выявить содержание и структуру конфликтологической компетентности. В структуре конфликтологической компетентности А. А. Кузина выделяет следующие компоненты.

1. Информационно-ценностный компонент предусматривает информированность о видах, факторах, особенностях течения конфликтов, путях их решения, видение многополярности окружающего мира, понимание особенностей каждого индивидуума, обладание базовыми технологиями разрешения конфликта и принятие их значимости для деятельности.

2. Интегративно-деятельностный компонент предполагает необходимость эффективных взаимоотношений с конфликтующими сторонами и способность осуществления таких отоношений, умение перевода внешних психологических признаков в индивидуальную отзывчивость, уверенность, что терпимость, конструктивность в конфликте представляются базовыми в процессе самопознания.

3. Мотивационный компонент содержит индивидуальные особенности отрицания восприятия собственной личности в качестве судьи, главной формой сотрудничества считается ведение переговоров, предрасположенность к эффективному взаимодействию [6].

В свою очередь О. И. Денисов выделяет следующие составляющие конфликтологической компетентности.

1. Гностический компонент - информированность о возникновении конфликта, особенностях его эволюции и течения, коммуникация и взаимодействие противостоящих сторон в конфликтной ситуации, их психических состояниях и пр.

2. Проектировочный компонент - способность к антиципации конфликтующих сторон, их взаимодействие в процессе конфликта, используемые стратегии противостояния в конфликте, течение конфликтной ситуации, его результативность для коллектива и противостоящих сторон.

3. Регулятивный (конструктивный) компонент предполагает способность влиять на противостоящие стороны, воздействовать на взаимоотношения, оценивание, мотивирование и задачи противостояния в конфликтном поведении, создавать позицию общества к конфликтующим сторонам.

4. Коммуникативный компонент - способность к осуществлению конструктивной коммуникации с конфликтующими сторонами с учетом их индивидуальных признаков и психических состояний.

5. Рефлексивно-статусный компонент раскрывает высшую ступень рефлексивной культуры, способность организации к самопознанию, умение действовать в соответствии с ситуацией, целями и задачами управления конфликтами.

6. Нормативный компонент - информированность о законодательно-правовой и этической стороне действий в решении конфликтных ситуаций, о коллективной культуре управления, умение руководствоваться морально-нравственными мерками во взаимодействии с конфликтующими сторонами [4; 15].

Исходя из вышеизложенного мы понимаем конфликтологическую компетентность студентов как способность и готовность осуществить деятельность по профилактике конфликта, минимизировать деструктивные формы реального конфликта их перевода в конструктивное русло, выступить медиатором в разрешении конфликта. Исследуемая нами конфликтологическая компетентность педагога-психолога может иметь следующие этапы.

1. Теоретический этап, когда субъект имеет четкие представления о понятии конфликта, методах мониторинга и путях решения и управления конфликтными ситуациями.

2. Практический этап, на котором обучающийся должен продемонстрировать способности анализа и разрешения конфликтных ситуаций на практических и ла-

бораторных занятиях, когда ему необходимо контролировать весь сценарий развития и собственные действия.

3. Поведенческий этап, на котором студент, являясь участником конфликтной ситуации, способен сконструировать собственное поведение, при этом пытаясь упредить или правильно разрешить конфликт.

В этой связи для формирования конфликтологической компетентности студентов - педагогов-психологов в реальных условиях конфликтных ситуаций на факультете была создана лаборатория, целью которой является ознакомление студентов с теоретическими и прикладными знаниями в конфликтологической области.

Основными задачами данной лаборатории являются снабжение обучающихся знаниями о природе и ключевых характеристиках конфликтов, формирование умений применять знания на практике (умение анализировать конфликтную ситуацию, определять тип конфликта, устанавливать его причины, регулировать эмоциональные состояния, выбирать наиболее эффективный стиль поведения в конфликте посредством современных психотехник), приобретение навыков конструктивного поведения в конфликте, ведения переговоров, предупреждения конфликтов и управления ими, формирование навыков посреднической деятельности в конфликтах.

Формирование конфликтологической компетентности будущих специалистов осуществляется посредством современных психотехник с применением активных форм обучения (метод интроспекции, анализ конкретных ситуаций - кейс-метод, игровые методы, Т-группы, психодрама, дебаты, брейнсторминг, нейролингвистическое программирование, тренинг). Метод интроспекции в рамках гештальт-техники разрешает участнику поместить свое «Я» на место другого человека, увидеть себя со стороны, оценить ситуацию глазами конкурента или противника, увеличить ситуационно-информационный коридор. Ролевые игровые методы (Т-группы, психодрама, арт-терапия) возможно применять как механизм и конструкцию для разрешения конфликтов. Данные методы помогают участникам в приобретении опыта конструктивной коммуникации, построении межличностных отношений, умении высказывать и аргументировать свою позицию, находить пути решения из конфликтной ситуации. Игра развивает способность отображать реальные жизненные ситуации, преображать окружающую действительность, моделировать конфликтные ситуации, увидеть себя со стороны, обобщить и резюмировать свое поведение. Игра помогает фиксировать по-

ложительные эмоции, нейтрализуя неблагоприятные, являясь внутренней самопомощью в ситуации конфликта.

Б. И. Хасан как один из известных исследователей данной проблематики определяет игровые способности как важное условие конфликтологической компетентности. Игровой метод (арт-техники) позволяет раскрыть некоторые индивидуальные особенности участников, помогающие в определении уровня конфликтности, целенаправленно формировать конфликтологическую компетентность, применять важные конфликтологические знания и навыки.

Дебаты (краткосрочная позитивная психотерапия) являются дополнением к игровым методам, направлены на обнаружение многообразных особенностей конфликтного взаимодействия с разных точек зрения. Вступая в спор и будучи вовлеченным в активное решение общей проблемы, в процессе дебатов участники получают шанс поднять оценку собственной личности путем укрепления значимости сопричастности к решению общей проблемы и осознания своей активной жизненной позиции, существенной для эффективного решения проблем, связанных с конфликтами.

Брейнсторминг - групповой метод креативной деятельности, позволяющий спонтанно генерировать наиболее приемлемые альтернативы решения проблем.

Одним из эффективных методов формирования навыков разумного поведения в

конфликтах считается групповой тренинг, направленный на развитие межличностной и конфликтологической компетентности. Он способствует созданию условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем, формированию умений анализировать конфликт, контролировать собственные чувства и эмоции, вести переговоры. Исследователь данной проблематики Н. Н. Васильев выделяет три возможности для обучения конструктивному поведению в конфликте с помощью тренинга: рефлексия конфликтов и конфрон-таций, возникающих в тренинговой группе, использование ситуационных игр, анализ реально произошедших конфликтов [3].

Таким образом, конфликтологическая компетентность является частью профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов. Работа в лаборатории позволяет не только вооружить студентов знаниями в области конфликтологии, но и сформировать умения конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, навыки посреднической деятельности. Формирование конфликтологической компетентности будущих педагогов-психологов реализуется путем применения современных психотехник через интерактивные методы обучения: метода интроспекции, кейс-метода, игровых методов, дебатов, тренинга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцупов А. Я. Конфликтология : учебник для студентов вузов. М. : ЮНИТИ, 2001.

2. Бережная Г. С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Калининград, 2009.

3. Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб. : Речь, 2002.

4. Ефимова Е. Е. Формирование конфликтной компетентности будущего учителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2001.

5. Ивченко Д. В. Формирование конфликтологической компетентности специалиста таможенной службы : дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2000.

6. Кузина А. А. Воспитание конфликтологической компетентности старшеклассников : дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.

7. Петровская Л. А. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. №4. С. 41-45.

8. Самсонова Н. В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования : монография. Калининград : КГУ, 2007.

9. Саралиева Т. Р. Система педагогического содействия повышению конфликтологической компетентности учителя / / Письма в Эмиссия. Оффлайн. URL: http: //www.emissia.org/offline/20ll/l653.htm.

10. Теплоухов А. П. Педагогические условия формирования конфликтологической компетентности студентов педвуза // Школа будущего. 2011. № 2. С. 23-29.

11. Трушина Е. В. Актуальность дисциплины «Конфликтология» как отрасли науки, преподаваемой в высшей школе : монография. Тула : ТулГу, 2011. С. 35-46.

12. Харханова Г. С. Педагогическая конфликтология : практ. пособие. Калининград : КГУ, 2003.

13. Хасан Б. И. Психология конфликта и переговоры : учеб. пособие. М. : Академия, 1996.

14. Шерниязова В. В. Состояние проблемы формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов в вузе как основы профессиональной адаптации в теории и практике педагогике // Л. Н. Гумилев атындагы Е¥У Хабаршысы. 2012. № 1 (86). С. 97-98.

15. Шерниязова В. В. Развитие навыков конфликтологической компетентности у студентов вуза как основы профессиональной адаптации : монография. Алматы : Отан, 2015. С. 27-31.

16. Щербакова О. В. О технологическом обеспечении формирования конфликтологической компетентности у будущих государственных служащих / / Известия Саратов. ун-та. Новая сер. 2011. Т. 11. С. 98-103.

REFERENCES

1. Antsupov A. Ya. Konfliktologiya : uchebnik dlya studentov vuzov. M. : YuNITI, 2001.

2. Berezhnaya G. S. Formirovanie konfliktologicheskoy kompetentnosti pedagogov obshcheobrazova-tel'noy shkoly : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Kaliningrad, 2009.

3. Vasil'ev N. N. Trening preodoleniya konfliktov. SPb. : Rech', 2002.

4. Efimova E. E. Formirovanie konfliktnoy kompetentnosti budushchego uchitelya : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2001.

5. Ivchenko D. V. Formirovanie konfliktologicheskoy kompetentnosti spetsialista tamozhennoy sluzhby : dis. ... kand. ped. nauk. Kaliningrad, 2000.

6. Kuzina A. A. Vospitanie konfliktologicheskoy kompetentnosti starsheklassnikov : dis. ... kand. ped. nauk. M., 2007.

7. Petrovskaya L. A. K voprosu o prirode konfliktnoy kompetentnosti // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 14. Psikhologiya. 1997. №4. S. 41-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Samsonova N. V. Konfliktologicheskaya kul'tura spetsialista i tekhnologiya ee formirovaniya v sisteme vuzovskogo obrazovaniya : monografiya. Kaliningrad : KGU, 2007.

9. Saralieva T. R. Sistema pedagogicheskogo sodeystviya povysheniyu konfliktologicheskoy kompetentnosti uchitelya // Pis'ma v Emissiya. Offlayn. URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1653.htm.

10. Teploukhov A. P. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya konfliktologicheskoy kompetentnosti studentov pedvuza // Shkola budushchego. 2011. № 2. S. 23-29.

11. Trushina E. V. Aktual'nost' distsipliny «Konfliktologiya» kak otrasli nauki, prepodavaemoy v vysshey shkole : monografiya. Tula : TulGu, 2011. S. 35-46.

12. Kharkhanova G. S. Pedagogicheskaya konfliktologiya : prakt. posobie. Kaliningrad : KGU, 2003.

13. Khasan B. I. Psikhologiya konflikta i peregovory : ucheb. posobie. M. : Akademiya, 1996.

14. Sherniyazova V. V. Sostoyanie problemy formirovaniya konfliktologicheskoy kompetentnosti budushchikh spetsialistov v vuze kak osnovy professional'noy adaptatsii v teorii i praktike pedagogike // L. N. Gumilev atyndary E¥U Khabarshysy. 2012. № 1 (86). S. 97-98.

15. Sherniyazova V. V. Razvitie navykov konfliktologicheskoy kompetentnosti u studentov vuza kak osnovy professional'noy adaptatsii : monografiya. Almaty : Otan, 2015. S. 27-31.

16. Shcherbakova O. V. O tekhnologicheskom obespechenii formirovaniya konfliktologicheskoy kompetentnosti u budushchikh gosudarstvennykh sluzhashchikh / / Izvestiya Saratov. un-ta. Novaya ser. 2011. T. 11. S. 98-103.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. А. Соколова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.