Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов'

Структурно-функциональная модель формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
579
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ / TEACHER-PSYCHOLOGIST / CONFLICTOLOGICAL READINESS / PROFESSIONAL COMPETENCES / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / TRAINING OF TEACHERS-PSYCHOLOGISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бисембаева Асем Кумаровна

В статье рассматривается структурно-функциональная модель формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе. На основе анализа ряда определений понятий «конфликтологическая готовность» и «конфликтологические компетенции» предложено собственное определение данных терминов. Для уточнения определения понятия «конфликтологическая готовность» использовались исследования о природе конфликта, позволившие заключить, что конфликтологическая готовность будущего педагога-психолога связана с конфликтологической компетентностью, реализует прикладные аспекты специальной профессиональной деятельности и определяется как вид профессиональной готовности специалиста выполнять определенные трудовые функции в профессиональной конфликтогенной среде. Автором предложена структурно-функциональная модель формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов, позволяющая комплексно подойти к проблеме подготовки специалистов в области образовательной медиации. Теоретико-методологической основой разработанной педагогической модели формирования конфликтологических компетенций как результата эффективной готовности будущих бакалавров педагогов-психологов явились системный, личностно-деятельностный и компетентностный подходы. В ходе применения подходов были выделены блоки модели, принципы реализации данной модели, этапы формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов. Данная модель состоит из целевого, методологического, содержательного, методико-технологического, оценочно-критериального и результативного блоков. Данные блоки включают обоснование необходимости приобретения будущими специалистами конфликтологических компетенций как результат эффективной готовности педагогов-психологов, разработку конкретного методического наполнения процесса обучения. На основе анализа конфликтологических компетенций мы выделяем следующие ее компоненты: интеллектуальный, прогнозирующий, коммуникативный, саморегулятивный, практический. Разработанная авторская педагогическая модель формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов является открытой и универсальной и позволяет быть конкурентоспособным на рынке труда специалисту, подготовленному в стенах педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF CONFLICTOLOGICAL READINESS FORMATION OF THE FUTURE TEACHER-PSYCHOLOGIST

The article discusses the structural and functional model of conflictological readiness of the future teacher-psychologist in the course of vocational training in higher school. Based on the analysis of a number of definitions of the term «conflictological readiness» and «conflictological competence», the author suggests her own interpretation of these terms. To make the definition of «conflictological readiness» more precise, we studied the nature of the conflict which led to the conclusion that conflictological readiness of the future teacher-psychologist is associated with the conflict competence, it embodies practical aspects of special professional activities and it is defined as a type of professional readiness of specialists to perform certain work functions in a professional conflict environment. The author suggests a structural and functional model of conflictological readiness of the future teacher-psychologist, which will allow a more comprehensive approach to the problem of training specialists in the field of educational mediation. Theoretical and methodological bases of the developed pedagogical model for conflict competences formation are the systematic, person and activity based and competency-based approaches. In the course of this research we singled out: model sets, realization principles of the given model, and stages of formation of conflict readiness of future educational psychologists. This model consists of several units: target, methodology, content, methodology and technology, assessment and criterion and result. These units include the rationale for the acquisition of conflictological competencies by future specialists as a result of effective preparedness of teachers-psychologists; the development of a specific methodological content of the learning process. Based on the analysis of conflictological competences we highlight the following of its components: intelligent, predictive, communicative, self-regulative and practical. The developed pedagogical model for conflict readiness formation is available and universal; it allows a specialist with a Bachelor degree to be competitive at the labour market.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов»

УДК 378.147:371.125.8

ББК Ч448.988 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08

Бисембаева Асем Кумаровна,

аспирант, кафедра педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет; 454080, г. Челябинск, ул. Ленина, д. 69; e-mail: [email protected]

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагоги-психологи; конфликтологическая готовность; профессиональные компетенции; педагогические вузы; подготовка педагогов-психологов.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается структурно-функциональная модель формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе. На основе анализа ряда определений понятий «конфликтологическая готовность» и «конфликтологические компетенции» предложено собственное определение данных терминов. Для уточнения определения понятия «конфликтологическая готовность» использовались исследования о природе конфликта, позволившие заключить, что конфликтологическая готовность будущего педагога-психолога связана с конфликтологической компетентностью, реализует прикладные аспекты специальной профессиональной деятельности и определяется как вид профессиональной готовности специалиста выполнять определенные трудовые функции в профессиональной конфликтогенной среде. Автором предложена структурно-функциональная модель формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов, позволяющая комплексно подойти к проблеме подготовки специалистов в области образовательной медиации. Теоретико-методологической основой разработанной педагогической модели формирования конфликтологических компетенций как результата эффективной готовности будущих бакалавров - педагогов-психологов - явились системный, личностно-деятельностный и компетентностный подходы. В ходе применения подходов были выделены блоки модели, принципы реализации данной модели, этапы формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов. Данная модель состоит из целевого, методологического, содержательного, методико-технологического, оценочно-критериального и результативного блоков. Данные блоки включают обоснование необходимости приобретения будущими специалистами конфликтологических компетенций как результат эффективной готовности педагогов-психологов, разработку конкретного методического наполнения процесса обучения. На основе анализа конфликтологических компетенций мы выделяем следующие ее компоненты: интеллектуальный, прогнозирующий, коммуникативный, саморегулятивный, практический. Разработанная авторская педагогическая модель формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов является открытой и универсальной и позволяет быть конкурентоспособным на рынке труда специалисту, подготовленному в стенах педагогического вуза.

Bisembaeva Asem Kumarovna,

Post-graduate Student, Department of Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF CONFLICTOLOGICAL READINESS FORMATION OF THE FUTURE TEACHER-PSYCHOLOGIST

KEY WORDS: teacher-psychologist; conflictological readiness; professional competences; pedagogical university; training of teachers-psychologists.

ABSTRACT. The article discusses the structural and functional model of conflictological readiness of the future teacher-psychologist in the course of vocational training in higher school. Based on the analysis of a number of definitions of the term «conflictological readiness» and «conflictological competence», the author suggests her own interpretation of these terms. To make the definition of «conflictological readiness» more precise, we studied the nature of the conflict which led to the conclusion that conflictological readiness of the future teacher-psychologist is associated with the conflict competence, it embodies practical aspects of special professional activities and it is defined as a type of professional readiness of specialists to perform certain work functions in a professional conflict environment. The author suggests a structural and functional model of conflictological readiness of the future teacher-psychologist, which will allow a more comprehensive approach to the problem of training specialists in the field of educational mediation. Theoretical and methodological bases of the developed pedagogical model for conflict competences formation are the systematic, person and activity based and competency-based approaches. In the course of this research we singled out: model sets, realization principles of the given model, and stages of formation of conflict readiness of future educational psychologists. This model consists of several units: target, methodology, content, methodology and technology, assessment and criterion and result. These units include the rationale for the acquisition of conflictological competencies by future specialists as a result of effective preparedness of teachers-psychologists; the development of a specific methodological content of the learning process. Based on the analysis of conflictological competences we highlight the following of its components: intelligent, predictive, communicative, self-regulative and practical. The developed pedagogical model for conflict readiness formation is available and universal; it allows a specialist with a Bachelor degree to be competitive at the labour market.

В современных условиях развития системы высшего образования повышаются требования к подготовке педагогических кадров. Современной школе необходим компетентный специалист, способный самостоятельно применять полученные навыки, быть мобильным, адаптивным в изменяющейся педагогической среде, обладать способностью к самосовершенствованию в своей профессиональной деятельности. В настоящее время основой реформирования образовательных систем России и Казахстана является использование элементов европейской модели образования, что нашло отражение в государственных стандартах высшего профессионального образования нового поколения.

В данное время актуализируется проблема формирования конфликтологической компетентности обучающихся. Важными элементами конфликтологической компетентности считаются конфликтологические компетенция и готовность [3; 5; 7; 8].

Под конфликтологическими компетенциями мы понимаем знания, способности и готовность предвидеть ситуации конфликта, осуществлять оперативные и аргументированные действия для плодотворного участия в конфликтных ситуациях, распознавать предпосылки появления инцидентов, уменьшать их отрицательное влияние, проводить профилактические и консультативные конфликтологические мероприятия в образовательной среде. Педагог-психолог должен владеть технологией разрешения конфликтов, что зависит от сформированно-сти конфликтологической компетентности, включающей в себя овладение конфликтологическими компетенциями [2].

Конфликтологическая готовность будущего специалиста психолого-педагогического направления содержит указания на понимание функциональной конфликтологической проблемы, алгоритм стратегий при возможных конфликтных ситуациях, установление своеобразных методов работы в практической деятельности, умение оценить собственные силы в соответствии с будущими профессиональными задачами.

Рассматривая педагогический аспект конфликтологической подготовки специалистов и, в частности, процесс формирования готовности педагога-психолога к управлению конфликтом, мы учитывали точку зрения ученых, утверждающих, что ведущая цель разрешения конфликта - это позитивное изменение межличностных отношений участников конфликтного взаимодействия [1; 2; 8; 9; 11], состоящее в согласованной коррекции имеющихся противоречий и

формировании антиконфликтной направленности субъектов в ходе подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Уточняя определения понятия «конфликтологическая готовность», дававшиеся учеными - представителями различных научных школ, - мы широко использовали исследования о природе конфликта, позволившие заключить, что конфликтологическая готовность будущего педагога-психолога связана с конфликтологической компетентностью, реализует прикладные (ситуативные) аспекты специальной профессиональной деятельности и определяется как вид профессиональной готовности специалиста выполнять определенные трудовые функции в профессиональной конфликто-генной среде [2; 9; 12]. Кроме того, в исследовании использовались положения о конфликтологической компетенции, определяемой как совокупность конфликтологических вопросов, решение которых входит в обязанности будущих специалистов. Конфликтологические компетенции будут являться результатом конфликтологической готовности к будущей профессиональной деятельности [1; 2; 6].

Результаты исследования

Исследование теоретических основ конфликтологической компетентности педагогов-психологов обозначило проблему создания педагогической модели, целью которой является формирование у будущих специалистов необходимого уровня конфликтологической готовности.

Для создания модели формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов были применены системный, личностно-деятельностный и компетентностный подходы [4; 14; 15]. Значение применения системного подхода к изучению проблемы формирования конфликтологических компетенций педагогов-психологов состоит в следующем: педагогическая система является подсистемой профессиональной подготовки, носит открытый, вероятностный характер, обладает гибкостью, динамичностью, управляемостью; эффективность зависит от организации системных воздействий по подготовке специалистов к практической деятельности; конфликтологические компетенции могут рассматриваться как педагогическая система, являющаяся целостным образованием специальных знаний, умений и качеств личности будущего педагога-психолога, обеспечивающая эффективность осуществления практической деятельности.

Выбор личностно-деятельностного подхода в качестве практико-ориентирован-

© Бисембаева А. К., 2017

ной тактики при разработке модели формирования конфликтологических компетенций как результата эффективной готовности будущих педагогов-психологов был обусловлен тем, что он предполагает создание условий для самоактуализации и личностного роста обучаемых, формирование активности обучаемых за счет партнерских, доверительных субъект-субъектных отношений с педагогом, единство внешних и внутренних мотивов, постановку, принятие учебной задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими участниками учебного процесса.

Личностно-деятельностный подход в рамках проблемы формирования конфликтологической готовности педагогов-психологов к будущей деятельности осуществляется как педагогический процесс, в котором студенты занимают субъектную позицию; этот процесс строится на основе общедидактических принципов, с использованием методов активизации; данный процесс строится на основе учета субъектного опыта и индивидуальных особенностей, за счет партнерских, доверительных, субъект-субъектных отношений с педагогами.

В ходе применения системного, лич-ностно-деятельностного подходов были выделены блоки модели (целевой, методологический, содержательный (функциональный), методико-технологический, оценочно-критериальный, результативный), принципы реализации данной модели (систематичности и последовательности, связи теории с практикой, наглядности, активности, сознательности и ответственности, индивидуализации и дифференциации), этапы формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов.

Принимая в качестве теоретико-методологической основы компетентностный подход, мы выделили следующие характеристики разрабатываемой модели: наличие компонентов и структур, целесообразность, целостность, развитие во времени, многоуровневый характер. Структура спроектированной на основе научных принципов и компетентностного подхода педагогической модели формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов представляет собой единство интеллектуального, прогнозирующего, коммуникативного, саморегулятивного, практического компонентов.

Таким образом, под моделью формирования конфликтологической готовности будущего педагога-психолога понимается единый образовательный процесс, ориентированный на получение обучающимися необходимых знаний, умений и навыков, влияющих на формирование специалиста

как одной из сторон конфликтологической ситуации. Создание структурно-функциональной модели даст возможность нам показать процедуру формирования конфликтологической готовности, а кроме того, обозначить основные тенденции в формировании обучающегося как профессионально подготовленного специалиста (рис. 1).

Целевой блок обеспечивает формирование у студентов - педагогов-психологов - конфликтологической позиции, ценностного отношения к конфликтологической деятельности, установки на конфликтологическую деятельность. Этот блок выполняет следующие функции: целеполага-ющую (декомпозиция цели в соответствии с этапами формирования подготовки к конфликтологической деятельности, создание у студентов целевых установок на ее формирование), мотивирующую (формирование мотивационно-ценностного отношения к конфликтологической компетенции, потребности к овладению знаниями, умениями конфликтологической деятельности, а также осознание важности конфликтологической готовности в организации своей профессиональной деятельности).

Методологический блок обеспечивает формирование конфликтологических компетенций как результата эффективной подготовки будущих педагогов-психологов в процессе изучения конкретных учебных дисциплин, производственной и педагогической практик. Данный блок выполняет обучающую, воспитательную и развивающую функции.

Обучающая функция данного блока системы состоит в том, что в процессе изучения предусмотренных учебных дисциплин и выполнения разнообразных видов деятельности студенты приобретают знания, умения и навыки, необходимые для последующего осуществления практической (конфликтологической) деятельности. Воспитательная функция направлена на формирование профессионально-личностных качеств студента, осознанного стремления к самореализации, саморазвитию и самообразованию. Развивающая функция заключается в создании необходимых условий для развития творческого мышления, профессиональной культуры.

Содержательный блок раскрывает сущность формирования конфликтологических компетенций как результата эффективной готовности с позиции структурного состава и их характеристики. Основная функция данного блока - информирующая. Цели и задачи формирования конфликтологических компетенций детерминируют пять направлений работы в подготовке будущего педагога-психолога.

Цель - формирование конфликтологических компетенций у студентов - педагогов-психологов (предполагает сформированность конфликтологических знаний и умений, конфликтологической позиции, ценностного отношения к конфликтологической деятельности, установки на конфликтологическую деятельность)._

Мотивационно-ценностные личностные элементы формирования конфликтологических компетенций

Проблемность

Критичность

Открытость для дополнения

Самоактуализируемая субъектность

Методи-

ко-техноло-гиче-ский

Этапы

Адаптационно-ознакомительный

Основной

Заключительный

Средства

Методы

Проблемно-поисковые (использование наглядных пособий - видеофильмов, презентаций), игровые (ролевые игры), аналитико-рефлексивные (кейс-стади, анализ ситуативных задач), тренинговые, рефлексия.

Формы

т

Оценочно-критериальный

Резуль-татив-ный

<—I

Целепола-гающая и мотивирующая

Методологические подходы - системный, компетентностный, личностно-деятельностный.

Методологические принципы - систематичности и последовательности, связи теории с практикой, наглядности, активности, сознательности и ответственности, возвратности и дискретности, технологичности, индивидуализации и дифференциации.

Обучающая, воспитательная, развивающая

Содержательный Компоненты конфликтологических компетенций

Интеллектуальный Прогнозирующий Коммуникативный Саморегулятивный Практический (действенный)

т

Информирующая

Учебная, научная, методическая и справочная литература, методические рекомендации, сборники тестовых заданий и упражнений, электронный учебник, интернет-ресурсы.

Лекции, семинары, практические занятия (тренинги), написание рефератов, факультатив (научный кружок)._

Развивающая, организующая

Критерии

Мотивационно-ценностный Практико-ориентированный Оценочно-рефлексивный

Показатели

- уверенность в использовании приобретенных знаний в будущей профессии; - самоорганизация поисковой деятельности; - стремление к актуализации своих конфликтологических возможностей - комплекс конфликтологических знаний (объем и широта); - владение стратегиями, методами и технологиями разрешения конфликтов; - моделирование конфликтологических ситуаций - умение оценивать свое поведение в различных конфликтологических ситуациях; - оценка результатов своей деятельности и деятельности членов группы

Уровни

Низкий | Средний | Высокий

Информирующая, контролирующая, стимулирующая, рефлексивная

Показатель эффективности процесса формирования конфликтологических компетенций как результата готовности будущих педагогов-психологов, затруднений и достижений обучающихся в овладении знаниями, требуемых умений и навыков

X

Аналитическая

Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования конфликтологических компетенций как результат эффективной готовности будущих педагогов-психологов

На основе анализа конфликтологических компетенций мы выделяем следующие ее компоненты:

- интеллектуальный компонент -

предполагает знание типов, причин, механизмов конфликта, аналитические способности, интеллектуальные установки в овла-

дении путями и методами конфликтологического решения, планирование и моделирование вероятных результатов и последствий собственных действий, самоконтроль и оценку эффективности своих решений через рефлексию;

- прогнозирующий компонент -умение предвосхищать действия оппонентов, их поведения в ходе конфликта, применяемые приемы конфликтного противоборства, развития конфликта и его последствия;

- коммуникативный компонент -умение осуществлять эффективное общение с участниками конфликта с учетом их личных особенностей и эмоциональных состояний;

- саморегулятивный компонент -

направлен на формирование определенных конфликтологических умений организовать свою личность, свою собственную деятельность на адекватное разрешение педагогического конфликта на основе методологических, теоретических, методических знаний и умений, способность управлять собственными эмоциями в конфликтных ситуациях и непосредственно в процессе конфликтного взаимодействия, способность и готовность к эмпатии, рефлексия;

- практический (действенный) компонент - способность осуществлять оперативные и аргументированные действия для плодотворного участия в конфликтных ситуациях, распознавать предпосылки появления инцидентов, уменьшать их отрицательное влияние, проводить профилактические и консультативные конфликтологические мероприятия в образовательной среде. Предполагает овладение будущими педагогами-психологами предметными конфликтологическими умениями, выраженными в конкретных наблюдаемых действиях, обеспечивающих способность обучаемого к практической реализации конфликтологических знаний и умений в области методологии, теории, методики, практики решения конфликтов, направленных на становление позиции и базовых основ индивидуально-психологического стиля поведения будущего педагога-психолога в конфликте, развитие культуры мышления в области процесса решения конфликтов.

Методико-технологический блок предполагает овладение системой конфликтологических знаний и умений в области методики решения конфликтов, предусматривает использование наиболее оптимальных форм, методов и средств формирования конфликтологических компетенций будущих педагогов-психологов как результата эффективной готовности. Для этого мы подбирали учебные организационные формы, при которых студент может занять активную

позицию и в полной мере выразить свое «Я». Методико-технологический блок предполагает сформированность конфликтологических компетенций как результата эффективной готовности будущих педагогов-психологов в области разрешения конфликтов, овладение организационными методами научного конфликтологического исследования, комплексное понимание методических основ конфликтологической медиации, проектирование структуры содержания образования, форм, методов, приемов и средств обучения, применение совокупности которых в процессе вузовской подготовки будет способствовать формированию всех компонентов конфликтологической готовности в их комплексе и взаимосвязи.

Оценочно-критериальный блок представлен значением критерия эффективности, или значением уровней сформи-рованности у студентов, конфликтологических компетенций как результата эффективной готовности. В качестве критериев нами были определены мотивационно-ценностный критерий (мотивация профессионального саморазвития и осознанный интерес студентов к изучению конфликтологии), практико-ориентированный критерий (сформированностъ умений и навыков в области конфликтологических знаний), оценочно-рефлексивный критерий (базовые знания в области оценивания своего поведения в различных конфликтных ситуациях, а также своей деятельности и деятельности членов группы). Для каждого критерия нами была выделена совокупность показателей, позволяющих определить степень соответствия конкретному признаку. Данный блок выполняет ряд функций: информационную (предоставление данных об уровне сформированности конфликтологических компетенций), контролирующую (выявление тенденций развития процесса формирования конфликтологических компетенций, установление связей между влияющими на этот процесс факторами), стимулирующую (формирование уверенности студентов в собственных силах, побуждение к активности и самостоятельности, интереса к предстоящей деятельности), рефлексивную (обеспечение субъектной позиции будущих педагогов-психологов в образовательном процессе, осмысливание ими собственного опыта).

Результативный блок обеспечивает своевременное получение информации об эффективности процесса формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов, о затруднениях и достижениях обучающихся в овладении знаниями, развитии требуемых умений и навыков. Результативный блок выполняет

аналитическую функцию (т. е. способствует определению уровня сформированности конфликтологической готовности у будущих педагогов-психологов, реконструкции появившихся затруднений и обнаружению их причин). Методами реализации данного блока выступают оценка, самооценка, тестирование, анкетирование.

Таким образом, разработанная авторская педагогическая модель формирования конфликтологических компетенций как результата эффективной готовности будущих педагогов-психологов является открытой и универсальной и говорит о конкурентоспособности на рынке труда педагога-психолога, подготовленного в стенах педагогического вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология : учеб. для вузов. - М. : ЮНИТИ, 2001. - 551 с.

2. Бережная Г. С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Калининград, 2009.

3. Базелюк В. В. Педагогические условия подготовки будущего учителя к управлению конфликтом в учебно-воспитательном процессе школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1996.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология : тексты / под ред. В. В. Давыдова. - М. : АСТ: Аст-рель, 2010. - 671 с.

5. Ефимова Е. Е. Формирование конфликтной компетентности будущего учителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2001.

6. Кузина А. А. Воспитание конфликтологической компетентности старшеклассников : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007.

7. Петровская Л. А. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1997. - № 4. - С. 41-45.

8. Петушкова О. Г. Подготовка будущего учителя к предупреждению конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Теплоухов А. П. Педагогические условия формирования конфликтологической компетентности студентов педвуза // Школа будущего. - 2011. - № 2. - С. 23-29.

10. Трушина Е. В. Актуальность дисциплины «Конфликтология» как отрасли науки, преподаваемой в высшей школе : монография. - Тула : ТулГу, 2011.

11. Харханова Г. С. Педагогическая конфликтология : практ. пособие. - Калининград : КГУ, 2003.

12. Хасан Б. И. Психология конфликта и переговоры : учеб. пособие. - М. : Академия, 1996.

13. Шерниязова В. В. Состояние проблемы формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов в вузе как основы профессиональной адаптации в теории и практике педагогики // Л. Н. Гумилев атындагы Е¥У Хабаршысы. - 2012. - № 1 (86). - С. 97-98.

14. Шерниязова В. В. Развитие навыков конфликтологической компетентности у студентов вуза как основы профессиональной адаптации : монография. - Алматы : Отан, 2015. - С. 27-31.

15. Яковлева Н. О. Педагогическое проектирование инновационных систем : дис. ... д-ра пед. наук. -Челябинск, 2003.

REFERENCES

1. Antsupov A. Ya., Shipilov A. I. Konfliktologiya : ucheb. dlya vuzov. - M. : YuNITI, 2001. - 551 s.

2. Berezhnaya G. S. Formirovanie konfliktologicheskoy kompetentnosti pedagogov obshcheobrazova-tel'noy shkoly : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Kaliningrad, 2009.

3. Bazelyuk V. V. Pedagogicheskie usloviya podgotovki budushchego uchitelya k upravleniyu konfliktom v uchebno-vospitatel'nom protsesse shkoly : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 1996.

4. Vygotskiy L. S. Pedagogicheskaya psikhologiya : teksty / pod red. V. V. Davydova. - M. : AST: Astrel', 2010. - 671 s.

5. Efimova E. E. Formirovanie konfliktnoy kompetentnosti budushchego uchitelya : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Volgograd, 2001.

6. Kuzina A. A. Vospitanie konfliktologicheskoy kompetentnosti starsheklassnikov : dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2007.

7. Petrovskaya L. A. K voprosu o prirode konfliktnoy kompetentnosti // Vestnik Mosk. un-ta. Ser. 14. Psikhologiya. - 1997. - № 4. - S. 41-45.

8. Petushkova O. G. Podgotovka budushchego uchitelya k preduprezhdeniyu konfliktnykh situatsiy v obra-zovatel'nykh uchrezhdeniyakh : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Magnitogorsk, 2001.

9. Teploukhov A. P. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya konfliktologicheskoy kompetentnosti studen-tov pedvuza // Shkola budushchego. - 2011. - № 2. - S. 23-29.

10. Trushina E. V. Aktual'nost' distsipliny «Konfliktologiya» kak otrasli nauki, prepodavaemoy v vysshey shkole : monografiya. - Tula : TulGu, 2011.

11. Kharkhanova G. S. Pedagogicheskaya konfliktologiya : prakt. posobie. - Kaliningrad : KGU, 2003.

12. Khasan B. I. Psikhologiya konflikta i peregovory : ucheb. posobie. - M. : Akademiya, 1996.

13. Sherniyazova V. V. Sostoyanie problemy formirovaniya konfliktologicheskoy kompetentnosti budush-chikh spetsialistov v vuze kak osnovy professional'noy adaptatsii v teorii i praktike pedagogiki // L. N. Gumilev atyndary E¥U Khabarshysy. - 2012. - № 1 (86). - S. 97-98.

14. Sherniyazova V. V. Razvitie navykov konfliktologicheskoy kompetentnosti u studentov vuza kak osnovy professional'noy adaptatsii : monografiya. - Almaty : Otan, 2015. - S. 27-31.

15. Yakovleva N. O. Pedagogicheskoe proektirovanie innovatsionnykh sistem : dis. ... d-ra ped. nauk. - Chelyabinsk, 2003.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. А. Соколова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.