Научная статья на тему 'Развитие конфликтологической компетентности преподавателя вуза'

Развитие конфликтологической компетентности преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
721
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / TEACHER OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугайчук Татьяна Владимировна, Юферова Марина Анатольевна

В современном динамично развивающемся социуме конфликтологическая компетентность является профессионально важным качеством преподавателя вуза, особенно педагогического. Авторы статьи ставят вопрос о развитии конфликтологической компетентности преподавателя и предлагают программу повышения квалификации «Успешные стратегии поведения в конфликте и развитие конфликтоустойчивости преподавателя».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бугайчук Татьяна Владимировна, Юферова Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the University Teacher’s Conflictological Competence

In the modern dynamically developing society a conflictological competence is a professionally important quality of the teacher of higher education institution, especially of a pedagogical one. Authors of the article raise a question of development of the teacher’s conflictological competence and offer the professional development programme «Successful strategies of behaviour in the conflict and development of the teacher’s conflict resistance».

Текст научной работы на тему «Развитие конфликтологической компетентности преподавателя вуза»

УДК 37

Т. В. Бугайчук, М. А. Юферова

Развитие конфликтологической компетентности преподавателя вуза

В современном динамично развивающемся социуме конфликтологическая компетентность является профессионально важным качеством преподавателя вуза, особенно педагогического. Авторы статьи ставят вопрос о развитии конфликтологической компетентности преподавателя и предлагают программу повышения квалификации «Успешные стратегии поведения в конфликте и развитие конфликтоустойчивости преподавателя».

Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, профессиональная компетентность, преподаватель вуза, дополнительное профессиональное образование.

T. V. Bugaichuk, M. A. Yuferova

Development of the University Teacher's Conflictological Competence

In the modern dynamically developing society a conflictological competence is a professionally important quality of the teacher of higher education institution, especially of a pedagogical one. Authors of the article raise a question of development of the teacher's conflictological competence and offer the professional development programme «Successful strategies of behaviour in the conflict and development of the teacher's conflict resistance».

Keywords: conflictological competence, professional competence, teacher of higher education institution, further professional education.

Модернизация образования и динамичные изменения в обществе ставят современных преподавателей вуза перед необходимостью овладения новыми профессиональными и общекультурными компетенциями. Так, способность педагога конструктивно взаимодействовать в конфликтной ситуации становится особенно значимой в условиях конфликтогенного образовательного пространства.

Конфликт - неизбежное явление в образовательном процессе, насыщенном личным и профессиональным общением различных групп (школьники и их родители, педагоги, администрация). Различия в возрасте, опыте, взглядах, ценностях участников образовательных отношений делают такое общение чрезвычайно напряженным, соответственно, требуется своевременное предупреждение его деструктивных форм, компетентное разрешение возникающих противоречий. Потребность в овладении навыками конструктивного урегулирования конфликтов актуальна для преподавателей педагогического вуза еще и потому, что они должны научить своих студентов - будущих педагогов разрешать конфликты несовершеннолетних школьников, которые часто становятся участниками, свидетелями и даже «заложниками» конфликтных отношений. Они, по сравнению со взрослыми, имеют меньше ресурсов для оптимального выхода из кризисной или конфликтной

ситуации, поэтому инициатива в урегулировании конфликта и ответственность за его перевод в конструктивное русло должны принадлежать, прежде всего, педагогу.

К сожалению, мы можем констатировать, что набор методов разрешения конфликтных ситуаций у современных преподавателей крайне ограничен и часто предполагает авторитарное вмешательство, что приводит к неустойчивым, краткосрочным результатам, не снимая возникшего противоречия. Профессиональная деформация, эмоциональное выгорание преподавателя тоже могут стать барьерами для конструктивного общения в конфликте. Нормативно -правовое регулирование также не всегда приносит желаемый результат. Все это может способствовать эскалации напряженности, разрастанию зоны конфликта, который выходит за рамки учреждения, что снижает возможность его оптимального урегулирования [11].

Интеграция России в международное правовое и образовательное поле требует обязательного перехода на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с молодежью, в том числе и в сфере разрешения конфликтов.

На сегодняшний день эффективной технологией урегулирования социальных противоречий является медиация, все активнее ее используют в сфере бизнеса, образования, здравоохранения, в регулировании семейных и трудовых отношений.

© Бугайчук Т. В., Юферова М. А., 2017

Например, в школах медиация находит применение через организацию деятельности школьных служб примирения. Реализация медиативной практики требует особой подготовки специалистов в этой области и формирования у них совершенно новой компетентности - конфликтологической.

Изучение вопросов конфликтологической компетентности нашло отражение в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых, среди которых Г. Г. Бекмаганбетова, Н. В. Самсонова, Т. Р. Саралиева, С. В. Романов, А. Б. Немкова, О. И. Щербакова, М. М. Кашапов, Н. В. Шарова, Г. В. Чекмарева, Х. Корнелиус, Ш. Фэйр и др. Вместе с тем существует ряд проблем, связанных с изучением конфликтологической компетентности преподавателя:

— Во-первых, нет единой концепции к определению «конфликтологической компетентности преподавателя» и ее места в системе компетент-ностей.

— Во-вторых, не существует единого подхода к определению функциональных и структурных оставляющих конфликтологической компетентности преподавателя, что вызывает трудности в ее диагностике и развитии.

— В-третьих, требования профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» предполагают выполнение педагогом ряда функций, реализация которых возможна при наличии у педагога определенных компетенций, в том числе и конфликтологической, однако не все специалисты направлены на формирование такой компетентности.

Анализ проблемы конфликтологической компетентности преподавателя показал актуальность и значимость этого вопроса в современном образовании, в том числе и в системе дополнительного профессионального образования педагогического университета.

Важно отметить, что на современном этапе развития педагогической и психологической науки проводится много исследований педагогической деятельности, педагогических способностей и педагогических компетенций, в том числе большое внимание уделяется педагогическому общению в целом и поведению педагога в конфликте в частности.

Согласно В. Д. Шадрикову, компетентность -это новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной под-

готовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности [9]. При этом коммуникативная компетентность является средством реализации базовой компетентности педагога.

Педагогическая деятельность относится к так называемому «субъект-субъектному» типу профессий. Как отмечает А. В. Карпов, «педагогическая деятельность - это "деятельность с деятель-ностями", "деятельность по формированию и управлению деятельностью других" - обучаемых; это своего рода метадеятельность». Педагогическая деятельность как метадеятельность предполагает систему взаимодействий субъект-субъектного типа. В качестве орудийно-инструментального содержания метадеятельности выступает система коммуникаций, общение как таковое во всех его проявлениях. «Ведущая, можно сказать, исключительная роль общения как инструментального средства вообще, - подчеркивает Карпов, - характерна для деятельностей субъект-субъектного типа в целом» [3].

Во многих работах отмечается, что формой реализации педагогической деятельности в значительной степени становится система коммуникативных взаимодействий, поэтому ее успешность во многом зависит от эффективности этих взаимодействий. В свою очередь, эффективность коммуникаций определяется, в том числе и конфликтологической компетентностью преподавателя.

Так что же такое конфликтологическая компетентность педагога?

Впервые термин «конфликтологическая компетенция» был введен Б. Хасаном, который определяет ее как способность, присущую как индивиду, так и группе (социальной группе или организации). Ее сущность определяется способностью в реальном конфликте осуществлять деятельность, связанную с минимизацией деструктивных форм конфликта и переводом конфликтов в социально-позитивное русло [7].

Подчеркивая этическую сторону данной компетенции, Г. В. Чекмарева предлагает такую интерпретацию определения Б. Хасана: «Конфликтологическая компетенция - совокупность теоретических знаний, умений и навыков, позволяющих цивилизованно выстраивать общение и выбирать достойные варианты поведения в конфликтных ситуациях» [8].

Обращаем внимание читателя на то, что кон-

фликтная компетентность, по нашему мнению, является структурным компонентом конфликтологической компетентности, так как, помимо регуляции и преодоления конфликта, конфликтологическая компетентность предполагает и знаниевый компонент [1].

Например, конфликтная компетентность педагога достаточно подробно рассмотрена в работах М. М. Кашапова и его учеников (М. В. Башкин, Т. Г. Киселева, Е. В. Коточигова и др.). По мнению М. М. Кашапова, конфликтная компетентность представляет собой «способность человека оптимальным способом преодолевать возникающие противоречия, противостоять деструктивному влиянию конфликтов и умение их конструктивно разрешать» [4].

Но мы говорим именно о развитии конфликтологической компетентности преподавателя вуза, которая, с одной стороны, является структурным компонентом профессиональной компетентности преподавателя, а с другой - результатом конфликтологической подготовки специалиста.

Формирование конфликтологической компетентности связано с преодолением разнообразного рода трудностей как внутреннего, так и внешнего плана. Например, к проблемам формирования конфликтологической компетентности педагогов можно отнести наличие субъективных барьеров, в частности наличие у педагогов элементов профессиональной деформации. Так, в исследовании М. А. Юферовой установлено, что высокий уровень эмоционального выгорания педагога становится препятствием для всесторонней оценки конфликтной ситуации, способствует выбору педагогом стратегии одностороннего выигрыша в конфликте: авторитарного поведения, подавления или, напротив, приспособления, что не удовлетворяет интересы одной из сторон конфликта и может рассматриваться как временная мера. Поэтому профилактика и коррекция симптомов эмоционального выгорания педагогов может способствовать сохранению и расширению репертуара поведенческих стратегий педагога в конфликте, в частности демократического и творческого стилей и стратегии сотрудничества, что позволит оптимизировать общение участников образовательного процесса [10].

Важную роль в развитии конфликтологической компетентности преподавателей вуза играет прохождение курсов повышения квалификации по программе «Успешные стратегии поведения в конфликте и развитие конфликтоустойчивости преподавателя». Данная программа реализуется на

факультете дополнительного профессионального образования нашего университета преподавателями кафедры теории и методики профессионального образования [2].

При этом основной принцип развития конфликтологической компетентности преподавателя на занятиях - органичное вплетение ситуации передачи им знаний в процессе практической деятельности (то есть знание как ответ на реально существующий и осознаваемый запрос педагога). Только в условиях такого сотрудничества возможно взаимное понимание и эффективное психологическое просвещение преподавателей, особенно по вопросам, связанным с их конфликтологической компетентностью.

Учебный план программы повышения квалификации «Успешные стратегии поведения в конфликте и развитие конфликтоустойчивости преподавателя» включает 4 раздела: «Понятие о конфликте. Основные подходы к изучению конфликта», «Особенности конфликтов в образовательной среде», «Эффективное поведение и коммуникативная компетентность преподавателя в конфликте», «Управление конфликтом. Переговоры и медиация как альтернативные способы разрешения конфликта». Для развития конфликтологической компетентности преподавателя вуза необходимо обладать знаниями о конфликте, особенностях его развития в образовательной среде, признаках конфликтного поведения студентов и коллег, основных конфликтогенах, о стратегиях поведения в конфликтах и выборе эффективных стратегий, а также умениями управлять конфликтом.

Итак, конфликтологическая компетентность преподавателя вуза как владение системой знаний о педагогическом конфликте создает предпосылку для формирования стремления применять полученные знания в профессиональной деятельности, для решения проблем самосовершенствования как индивидуального, так и профессионального уровня.

Библиографический список

1. Бугайчук, Т. В., Юферова, М. А. Развитие конфликтной компетентности преподавателя [Текст] / Т. В. Бугайчук, М. А. Юферова // Карьерный успех: законы развития : материалы V международной молодежной научно-практической конференции. - 2016. -С. 20-26.

2. Бугайчук, Т. В. Теория и методика профессионального образования в вопросах и ответах [Текст] / Т. В. Бугайчук, Т. Г. Доссэ, О. А. Коряковцева, А. Ю. Куликов, И. Ю. Тарханова. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. - 107 с.

3. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности [Текст] / А. В. Карпов. - М. : Изд-во ИП РАН, 2004. - С. 24.

4. Кашапов, М. М., Башкин, М. В. Психология конфликтной компетентности [Текст] : учебное пособие / М. М. Кашапов, М. В. Башкин. - Ярославль : ЯрГУ, 2010. - 128 с.

5. Коряковцева, О. А. Роль органов власти в профилактике общественно-политической конфликтности в среде молодежи [Текст] / О. А. Коряковцева // Конфликтология. - 2012. - № 3.

6. Петровская, Л. А. К вопросу о природе конфликтной компетентности [Текст] / Л. А. Петровская // Вестн. Моск. ун-та. - 2008 г.

7. Хасан, Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность [Текст] : учеб. пособие / Б. И. Хасан - Красноярск, 1995 - 168с.

8. Чекмарева, Г. В. Развиваем конфликтологическую компетентность [Текст] / Г. В. Чекмарева // Кадровое дело. - 2010. - № 2. - С. 20-62.

9. Шадриков, В. Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности [Текст] / В. Д. Шадриков // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Психология. - 2006. - № 1. - С. 15-21.

10. Юферова, М. А. Психологические особенности поведения педагога в конфликте [Текст] / М. А. Юферова // Конфликтология. - 2014. - № 5. -С. 330-331.

11. Юферова, М. А., Коряковцева, О. А. Влияние общей адаптивности на конфлиткоустойчивость личности [Текст] / М. А. Юферова, О. А. Коряковцева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология - 2015. - Т. 21 -№ 3 - С. 60-63.

ВШ^гаАсЬезкц $р1$ок

1. В^а]сЬик, Т. V, Мегоуа, М. А. КК^уШе копШкШо] кошре1еп1:поз1;1 ргероёауа!еУ а [Tekst] / Т. V Bugajchuk, М. А. Мегоуа // Каг'егпу] шреИ: 2акопу га2Уйуа : ша1епа1у V mezhdunarodnoj

molodezhnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -2016. - S. 20-26.

2. Bugajchuk, T. V Teorija i metodika professional'nogo obrazovanija v voprosah i otvetah [Tekst] / T. V Bugajchuk, T. G. Dossje, O. A. Korjakovceva, A. Ju. Kulikov, I. Ju. Tarhanova. -Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2016. - 107 s.

3. Karpov, A. V. Psihologija refleksivnyh mehanizmov dejatel'nosti [Tekst] / A. V. Karpov. - M. : Izd-vo IP RAN, 2004. - S. 24.

4. Kashapov, M. M., Bashkin, M. V Psihologija konfliktnoj kompetentnosti [Tekst] : uchebnoe posobie / M. M. Kashapov, M. V. Bashkin. - Jaroslavl' : JarGU, 2010. - 128 s.

5. Korjakovceva, O. A. Rol' organov vlasti v profilaktike obshhestvenno-politicheskoj konfliktnosti v srede molodezhi [Tekst] / O. A. Korjakovceva // Konfliktologija. - 2012. - № 3.

6. Petrovskaja, L. A. K voprosu o prirode konfliktnoj kompetentnosti [Tekst] / L. A. Petrovskaja // Vestn. Mosk. un-ta. - 2008 g.

7. Hasan, B. I. Psihotehnika konflikta i konfliktnaja kompetentnost' [Tekst] : ucheb. posobie / B. I. Hasan -Krasnojarsk, 1995 - 168s.

8. Chekmareva, G. V. Razvivaem konfliktolog-icheskuju kompetentnost' [Tekst] / G. V. Chekmareva // Kadrovoe delo. - 2010. - № 2. - S. 20-62.

9. Shadrikov, V. D. Lichnostnye kachestva pedagoga kak sostavljajushhie professional'noj kompetentnosti [Tekst] /V D. Shadrikov // Vestnik Jaroslavskogo gosu-darstvennogo universiteta im. P. G. Demidova. Serija Psihologija. - 2006. - № 1. - S. 15-21.

10. Juferova, M. A. Psihologicheskie osobennosti povedenija pedagoga v konflikte [Tekst] / M. A. Juferova // Konfliktologija. - 2014. - № 5. -S. 330-331.

11. Juferova, M. A., Korjakovceva, O. A. Vlijanie obshhej adaptivnosti na konflitkoustojchivost' lichnosti [Tekst] / M. A. Juferova, O. A. Korjakovceva // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Serija: Pedagogika. Psihologija. Social'naj a rabota. Juvenologija - 2015. - T. 21 - № 3 -S. 60-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.