Научная статья на тему 'Формирование конфликтологической культуры у студентов психологов'

Формирование конфликтологической культуры у студентов психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
256
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / STUDENT / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / CONFLICTOLOGICAL READINESS / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / CONFLICTOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ошнурова Мария Григорьевна, Шерешкова Елена Андреевна

В данной статье рассматривается вопрос о формировании конфликтологической культуры студентов психологов. Авторами раскрывается структура и компоненты конфликтологической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of conflictological culture among students of psychologists

This article deals with the formation of a conflictological culture of students of psychologists. The author reveals the structure and components of conflict culture.

Текст научной работы на тему «Формирование конфликтологической культуры у студентов психологов»

увидеть в самой тяжелой ситуации стимул для личностного роста, накопления жизненного опыта. С другой стороны, важным является умение расслабляться, избегать чрезмерно высоких нагрузок, информационных перегрузок.

Кроме того, поможет поддержать психологическое здоровье личности положительный фон настроения. Настроение ребенка напрямую зависит от настроения окружающих его взрослых, и чем младше ребенок, тем более явной является эта зависимость. Следовательно, от личности взрослого в первую очередь зависит как будет чувствовать себя ребенок, находящийся рядом с ним. Если родители и педагоги сами будут чувствовать себя счастливыми, будут ценить и ощущать вкус жизни, транслировать оптимизм, то и ребенок вырастет психологически здоровым.

Таким образом, наличие трудных ситуаций, разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, в целом положительный фон настроения и фиксация на прогрессе ребенка с анализом причин этого прогресса могут, по нашему мнению, рассматриваться как основные педагогические условия становления психологического здоровья детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, В.А. Основы психологии здоровья. Кн. 1. Концептуальные основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. - СПб. : Речь, 2006. - 384 с.

2. Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества / отв. ред. А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.В. Галкина ; Ин-т психологии РАН. - М., 2014. -378 с.

3. Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева. - М. : Педагогика, 2003. - 345 с.

УДК 159.9.072

М.Г. Ошнурова, Е.А. Шерешкова, г. Шадринск

Формирование конфликтологической культуры у студентов

психологов

В данной статье рассматривается вопрос о формировании конфликтологической культуры студентов - психологов. Авторами раскрывается структура и компоненты конфликтологической культуры.

Студент, конфликтологическая компетентность, конфликтологическая готовность, конфликтологическая культура.

M.G. Oshnurova, E.A. Shereshkova, Shadrinsk

Formation of conflictological culture among students of psychologists

This article deals with the formation of a conflictological culture of students of psychologists. The author reveals the structure and components of conflict culture.

Keywords: student, conflictological competence, conflictological readiness, conflictological culture.

Основная цель психолога в системе образования - способствовать формированию психологического здоровья участников образовательной среды. Образовательная среда современной школы сама по себе является конфликтогенной, что может угрожать психологическому здоровью обучающихся и педагогов. Педагог - психолог должен обладать знаниями и умениями по профилактике и разрешению конфликтов в образовательной среде, т.е. обладать конфликтологической культурой.

Изучением понятия «конфликтологической культуры» занимались такие ученые: Н.В. Самсонова, И.С. Почекаева, О.И. Щербакова, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, О.В. Шурыгина.

Н.В. Самсонова понимает под «конфликтологической культурой специалиста» -качественную характеристику профессиональной жизнедеятельности специалиста в конфликтогенной профессиональной среде. [2]

В качестве структурных компонентов конфликтологической культуры выделяет следующие: конфликтологическую компетенцию, конфликтологическую компетентность и конфликтологическую готовность.

Б.И. Хасан определяет конфликтную компетентность как уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовывать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации [3]

З.З. Дринки в своем исследовании рассматриваем конфликтологическую готовность как готовность специалиста к решению профессиональных конфликтологических задач; как практическую готовность к разрешению конфликтов в процессе профессиональной деятельности [1].

Мы понимаем под «конфликтологической культурой» совокупность конфликтологических знаний и умений анализировать конфликты и управлять ими, а также готовность конструктивно разрешать конфликты, заявляя о своих правах, не причиняя вред другим.

На наш взгляд, конфликтологическая культура студентов - психологов включает в себя конфликтологическую компетентность (конфликтологические знания и умения) и конфликтологическую готовность (установка на конструктивное разрешение конфликта и личностная готовность).

Цель нашего исследования: формирование конфликтологической культуры студентов - психологов.

Исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе нами была проведена диагностика конфликтологической культуры студентов - психологов и студентов - педагогов. Эксперимент был проведен нами на базе ФГБОУ ВО «ШГПУ». В эксперименте приняло участие 188 человек, из которых 88 - студентов - психологов и 100 студентов педагогических специальностей.

Нами был подобран методический инструментарий для изучения конфликтологической компетентности - «Опросник для определения уровней конфликтологической культуры студента» (И.С. Почекаева), «Незаконченные предложения» (Н.В. Самсонова) и для изучения конфликтологической готовности -«Анкета определения отношения к конфликту» (И.С. Почекаева), Опросник Томаса-

Килманна «Стиль поведения в конфликте», «Тест на ассертивность» (В. Каппони, Новак Н.), «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев.)

На первом этапе констатирующего эксперимента изучали первый компонент «конфликтологическую компетентность». У 2% студентов - психологов выявлен высокий уровень, средний уровень - у 80%, и низкий уровень - у 18%.

У 11% студентов - педагогов выявлен высокий уровень, у 59% - средний уровень и низкий уровень - у 30%.

Большая часть студентов - психологов и студентов - педагогов, имеют средний уровень конфликтологической компетентности, что предполагает частичное владение студентами знаниями о понятии, структуре, динамике конфликта, методах разрешения и предотвращения конфликтов.

Статистические значимые различия были обнаружены между студентами психологами и педагогами в показателях высокого уровня конфликтологической компетентности (ф* = 2,545; при р>0,01); в показателях среднего уровня (ф* = 3,079; при p>0,01); в показателях низкого уровня (ф* = 1,902; при р >0,05).

На втором этапе констатирующего эксперимента изучали второй компонент «конфликтологическую готовность».

У 8% студентов - психологов выявлен высокий уровень, средний уровень - у 84% и низкий уровень - у 8%.

У 13% студентов - педагогов выявлен высокий уровень, средний уровень - у 80% и низкий уровень - у 7%.

У большей части студентов - психологов и студентов - педагогов преобладает средний уровень конфликтологической готовности. Они демонстрируют ассертивное поведение, но не могут правильно подобрать слова для убеждения; в поведении могут проявляться такие способы как: компромисс, уступка, избегание, и так же агрессивные способы разрешения конфликта. Испытуемые могут иметь как положительное, так и отрицательное отношение к конфликту, проявляется негативная и положительная агрессивность.

Статистические значимые различия не были обнаружены между будущими психологами и педагогами в показателях высокого уровня конфликтологической готовности (ф* = 1,122; при р<0,05); в показателях среднего уровня (ф* = 0,732; при р < 0,05); в показателях низкого уровня (ф* = 0,26; при р < 0,05).

На этапе формирующего эксперимента нами была разработана и реализована программа формирования конфликтологической культуры у студентов - психологов. В формирующем эксперименте приняли участие 12 человек экспериментальной группы и 10 человек - контрольной.

Цель программы: сформировать конфликтологическую культуру студентов -психологов.

Задачи программы: сформировать знания о конфликте, его видах и способах разрешения; сформировать готовность студентов - психологов к конструктивному разрешению конфликтов; сформировать ассертивность.

Программа включает в себя три блока.

Когнитивный блок направлен на формирование конфликтологических знаний. В этом блоке студентам сообщается учебный материал по темам: «Понятие, функции, виды конфликта», «Структура и динамика конфликта», «Виды конфликтов», «Способы предупреждения конфликтов», «Способы разрешения конфликтов».

Личностный блок направлен на развитие ассертивного поведения. Работа проводится в виде тренинга, направленного на формирование навыков и умений ассертивного поведения (умение корректно отстаивать свою точку зрения, умение говорить «нет», умение просить о чем - либо и т.п.).

Поведенческий блок направлен на формирование умений разрешения конфликтных ситуаций, в том числе в образовательной среде.

В нашей программе были выделены механизмы формирования конфликтологической культуры в юношеском возрасте.

Первый механизм - это интериоризация (присвоение информации из вне). Студенты знакомились с понятием, структурой, динамикой конфликта и т.д. Этот механизм реализовался посредствам устного сообщения студентам научного знания по проблеме конфликта. Студенты анализировали конфликты сначала вместе с преподавателем, а затем самостоятельно.

Второй механизм - это рефлексия (осознание своего поведения и своих качеств). Студенты анализировали свое поведение в конфликте, свои эмоции в конфликте, свои качества, способствующие и препятствующие эффективному разрешению конфликта.

Третий механизм - это идентификация (отождествление себя с героями роликов с конфликтными ситуациями). Во время проведения занятий, студенты просматривали видео - ролики (вырезки из кинофильмов, короткометражные мультфильмы) с конфликтными ситуациями, подобранные по каждой теме.

Четвертый механизм - это упражнение (отработка навыков разрешения конфликтов). Студенты применяли полученные знания на практике, разбирая (выделяли структуру, динамику конфликта, стратегии поведения и т.д.) видео - ролики с конфликтными ситуациями, проигрывали способы поведения в конфликте.

Пятый механизм - принятие ответственности в конфликтной ситуации. Студенты осознавали, что разрешение конфликта во многом зависит от них самих и их личностных качеств и умений.

Шестой механизм - саморегулирование в конфликтной ситуации. Разбирали конфликтные ситуации на примерах, учились регулировать свои эмоции и свои действия в конфликте.

Седьмой механизм - принятие другого человека. На занятиях студенты осознавали ценность другого человека, учились вставать на его точку зрения, принимать его таким, какой он есть.

В процессе формирования так же выделены закономерности формирования конфликтологической культуры:

Уровневость проявляется в постепенном повышении уровня конфликтологической культуры.

Неравномерность проявляется как неравномерное развитие личностной готовности к конструктивному разрешению конфликта. Периоды интенсивного развития ассертивности чередовались периодами медленного ее развития.

Направленность проявляется в том, что простые конфликтологические умения и знания складываются в более сложные.

Переход от знания к умению проявляется как применение полученных знаний на практике. После того как студенты изучили определенную тему, они анализируют видео -ролики с конфликтными ситуациями.

Механизмами формирующей работы является:

• Механизм групповой сплоченности предполагает привлекательность группы для ее членов, чувство принадлежности, желание оставаться в группе при проведении занятий.

• Альтруизм проявлялся у студентов в помощи друг другу, когда возникали трудности в практическом применении полученного материала.

• Механизм обратной связи: студенты получали информацию о себе и о том, как их эмоции и поведение воспринимается другими.

• Механизм сообщения информации - студенты получали теоретические знания по проблеме.

В процессе реализации программы использовались следующие методы работы со студентами:

• Игротерапия - использование игр для создания благоприятной атмосферы в группе, обучения умениям анализировать конфликтные ситуации.

• Релаксационные упражнения, которые проводятся с целью снятия мышечного эмоционального напряжения.

• Арт-терапия - представляет собой совокупность методик, способствующие благополучному взаимодействию членов группы, самопознанию.

Программа включает 18 занятий. Длительность одного занятия по времени составляет 90 минут. Занятия проводились еженедельно. Примерно одно или два занятия в неделю.

Каждое занятия состоит из вводной, основной и заключительной части.

Водная часть составляет десять минут, направлена на проверку знаний предыдущего занятия. Студенты отвечают на тестовые задания, по предыдущей теме.

Основная часть составляет семьдесят пять минут, направлена на получение знаний и отработка навыка по теме занятия. Выдача информации и анализ по данной теме подобранных ситуации (из рассказов, повестей) и видео - роликов.

Заключительная часть составляет от трех до пяти минут, направлена на закрепление пройденного материала.

После проведения формирующего эксперимента динамика конфликтологической компетентности была выявлена в экспериментальной группе. Высокий уровень у студентов психологов проявляется у 75%, средний уровень у 25% , низкий уровень отсутствует.

Статистические значимые различия были обнаружены в показателях высокого уровня конфликтологической готовности (ф*=3.699; при р>0,01); в показателях среднего уровня (ф* = 0.448; при р < 0,05)не было обнаружено.

Динамика конфликтологической готовности после проведения формирующего эксперимента произошла. Высокий уровень проявляется у 33%, средний уровень у 59% и низкий уровень у 8%.

Статистические значимые различия не были обнаружены в показателях высокого уровня конфликтологической готовности (ф*=0.95; при р<0,05); в показателях среднего уровня (ф* = 0.409; при р < 0,05); в показателях низкого уровня (ф* = 1.582; при р < 0,05).

Таким образом, разработанная нами программа способствует формированию конфликтологической культуры у студентов - психологов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дринка, З.З. Дидактические условия подготовки студентов к решению профессиональных конфликтологических задач : автореф. дис. ... канд. психол. наук / З.З. Дринка. - Калининград, 2000.

2. Самсонова, Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования : монография / Н.В. Самсонова. - Калининград : Изд-во КГУ, 2002.

3. Хасан, Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность / Б.И. Хасан. - М. : Наука, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.