УДК 316.62 ББК 88.52
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
Ярычев Н. У.
Аннотация. Конфликтологическая культура представлена как характеристика и способ профессиональной деятельности учителя в профессиональной конфликтогенной среде; определена ее структура, раскрываются теоретико-методологические аспекты развития конфликтологической культуры учителя.
Conflictological culture is represented as a characteristic and method of professional activity of teacher in a professional conflict environment; its structure is defined, the theoretical and methodological aspects of the conflictological culture of teacher are revealed.
Ключевые слова: конфликтологическая
культура, психологическая культура, конфликтологическая компетентность, развитие конфликтологической культуры, функции конфликтологической культуры.
Conflictological culture, psychological culture, conflicological competence, development of conflictological culture, functions of conflictological culture.
Педагогическая рефлексия культуры на современном этапе развития нашего общества является актуальной задачей системы образования на уровне региона, учебного заведения, отдельного учебного предмета, как форма и метод воспитания и обучения. Российские учителя многие десятилетия относились к категории высоко моральных, авторитетных личностей, а сами школы, по праву считались, «очагами» культуры, носителями и хранителями культурных традиций государства. Снижение общего культурного уровня населения, культурные нигилистические взгляды, пренебрежение к культурному наследию прошлого или к новаторству в культуре, разрушение культур -ной среды, утрата культурных смыслов, недостаточное внимание общества к созданию условий для полноценных межкультурных контактов, особенно в таких многонациональных государствах, как Россия, привело, в том числе и
к падению статуса учителя, в глазах многих наших соотечественников. Однако, авторитет личности учителя, ценность его профессиональных качеств остаются признанными высоко в некоторых республиках РФ, в частности в Чеченской, не смотря на царящую в ней социальную напряженность и склонность чеченского народа к различного рода конфликтам. Современный учитель в Чечне высокоуважаемый человек, продолжающий оказывать значительное влияние развитие общей культуры детей и их родителей, а также их поликультуры и конфликтологической культуры.
Поскольку в нашем исследовании речь пойдет о развитии конфликтологической культуры учителя, то мы считаем необходимым, прежде всего, остановиться на культурологическом подходе в педагогике.
Мы разделяем позицию Е. В. Бондарев-ской, которая считает, что культурологический подход в педагогике - это видение образования сквозь призму понятия культуры, его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуаль-ность, способному к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей [2].
Понятие «культура» характеризует меру образованности, степень овладения той деятельностью, о культуре которой идет речь: о культуре общения, профессиональной культуре, художественной культуре, нравственной культуре, культуре политической, экономической как степени полипредметности феномена.
Нами установлено, что в теории и истории культуры существует единая глобальная дефиниция понятия «культура», которую разделяют ученые: В. Вернадский, Н. Бердяев, И. Ильин, Ю. Лотман, М. Мид, А. Моль, Г. Селье. В. Розанов, Н. Эйдельман. А. Швейцар и др. Культу-
ра - совокупность реальных обстоятельств, явлений, предметов, образа жизни и деятельности, выделившая человека из естественной природной среды; это все то, что создано рука -ми и мыслью человека.
Исходя из выше названного, сущностное представление о культуре, считаем целесообразным, сформулировать как прогрессирующее самопроизводство общественного человека. С этой точки зрения образование является важнейшей его технологией, содержанием и формой такого самопроизводства общественного человека.
Следует различать понятия «культура общества» и «культура личности». Мы понимаем культуру общества как особый социальный механизм накопления, хранения, преобразования и трансляции информации, представляющей социальную ценность. Культура личности, представляется нам как система знаний, взглядов, убеждений, умений, навыков, способствующая использованию человеком накопленной информации и трансформирующая ее во все аспекты его жизнедеятельности. Применительно к культуре учителя, культура личности для его профессиональной деятельности будет содержать профессиональную культуру и ее составные части (информационную культуру, методологическую культуру, коммуникативную культуру, поликультуру, конфликтологическую культуру и др.).
Вследствие того, что педагогическая деятельность характеризуется взаимодействием большого количества людей, относящихся к разным возрастным категориям и обладающих различными представлениями, взглядами, жизненным опытом, что с неизбежностью порождает конфликтные ситуации, для разрешения которых учителю необходимо обладать кон -фликтологической культурой.
В своем исследовании мы под конфликтологической культурой учителя понимаем ус -воение и использование профессионально ориентированных конфликтологических знаний, необходимых для восприятия, анализа и разрешения конфликтов в образовательной среде. В основе конфликтологической культуры лежат ценностно-смысловая, эмоциональная и коммуникативная сферы личности [6].
Можно рассматривать конфликтологическую культуру учителя как часть более широ-
кого, объемного и целостного явления, именуемого профессиональной культурой. В своем исследовании мы различаем понятия «конфликтологическая культура личности» и «конфликтологическая культура специалиста».
В современной научной литературе с индивидуальной конфликтологической культурой связывают качества личности, проявляющиеся в способности решать проблемы и преодолевать противоречия конструктивными способами. Конструктивным называется такой выход человека из конфликта, для которого характерно следующее: решение проблемы с учетом интересов обеих сторон; осознанное, адекватное ситуации зрелое поведение; сохранение или улучшение взаимоотношений между оппонентами. Конфликтологическая культура не сводится к психологической культуре, хотя тесно связана с ней. Развитие психологической культуры учителя требует конкретизации применительно к ситуациям конфликтного взаимодействия.
Конфликтологическая культура личности учителя, по нашему мнению, заключается в стремлении (потребности, желании) и умении человека предупреждать и разрешать социальные конфликты: межличностные, межэтнические и межнациональные. В современных условиях обостряющегося противостояния в общественных отношениях вести осмысленную жизнедеятельность, разрешая социальные конфликты, является важнейшим фактором социализации. В решении задач гармонизации межличностных отношений для личности владение конфликтологической культурой играет решающую роль.
С нашей точки зрения, конфликтологической культуре учителя свойственно усвоение и использование особых, профессионально ориентированных конфликтологических знаний, необходимых для восприятия профессиональных конфликтов и последующей реализации профессиональных функций в условиях профессионального конфликта. Мы считаем, что профессиональная конфликтологическая культура учителя, характеризуется не только владением навыков профилактики и разрешения конфликтов в образовательной среде, но и формированием конфликтологической компетентности у учащихся.
Научное обеспечение системы Научно-теоретическии журнал 25 г л
у г повышения квалификации кадров
Развитие конфликтологической культуры учителя предполагает перестройку ценностносмысловой сферы личности и становление особой системы ценностей, смыслов, мотивов, убеждений, установок. Содержание конфликтологической культуры личности составляют: культура ценностно-смысловой сферы; культура мышления; культура чувств; коммуникативная культура; культура воображения; ощущение контекста [8].
Очевидно, что процессы развития конфликтологической культуры неразрывно связаны с механизмами психосоциального развития личности. В силу сложности и многогранности человеческого бытия конфликтологическая культура не может быть однообразным и монолитным конструктом. Ее проявление и реализация зависят от многих факторов.
Конфликтологическая культура, реализуя конструктивные функции конфликта, сигнализирует об очагах социальной напряженности, расширяет возможности получения информации о состоянии организации (диагностируется специально-профессиональная культура; обогащается информационная культура); способствует более глубокому познанию участниками конфликта друг друга и конфликтуемой проблемы (конкретизируются объекты специальнопрофессиональной, психологической, информационной и методологической культуры); ослабляет психическую напряженность (поддержка функций психологической культуры); создает интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий поиска решения проблем (активизация методологической культуры); в инновационных процессах содействует творческой инициативе и профессиональному саморазвитию (активизация акмеологической культуры); предотвращает разрушительные противоборства участников конфликта и сплачивает членов трудового коллектива (поддержка функций коммуникативной культуры).
Функции конфликтологической культуры проявляются в совместных действиях, в общении, во взаимоотношениях. Отметим, что и на индивидуальном уровне конфликтологическая культура способствует профессиональному становлению специалиста: владение знаниями о внутриличностном конфликте, его проявлениях, а также способах продуктивной психологи-
ческой защиты (сублимация), технологиях и техниках преодоления кризисов профессионального роста способствует профессиональному становлению специалиста [8].
В основе конфликтологической культуры личности (как и психологической культуры) конфликтологическая образованность (конфликтологическая грамотность и конфликтологическая компетентность человека).
Конфликтологическая грамотность - это базовый уровень конфликтологической подготовки, проявляющийся в житейском интуитивном и вербализуемом опыте, мифологическом сознании личности, позволяющий конструктивно решать проблемы и противоречия без особого осмысления механизмов, лежащих в их основе.
Конфликтологическая компетентность -это система научных знаний о конфликте и умений управлять им, целенаправленно развиваемых в процессе целенаправленной подготовки применительно к конкретным ситуациям учебного и профессионального взаимодействия субъектов общения [9].
Конфликтологическая компетентность педагогов общеобразовательной школы является компонентом их профессиональной компетентности, видом специальной компетентности. Это подготовленность и способность к управлению конфликтами в школе. Она подразумевает не только способность выполнять трудовые функции в конфликтогенной среде, но и преобразовывать её для успешного решения задач обучения, воспитания, развития [1].
Важно выделить, что овладение знаниями в области конфликтологической культуры тесно связано с развитием личностно-профессиональных качеств, позволяющих применять с требуемой эффективностью данные знания и умения для управления конфликтом. Очевидно, что это предполагает развитие психологической готовности человека к полноценному и позитивному взаимодействию с миром природы, миром людей, миром культуры, с собственным внутренним миром. Другими словами, в процессе накопления жизненного опыта человек постоянно повышает уровень индивидуальной психологической культуры, которая выступает базисом для становления и развития конфликтологической культуры личности.
Содержание конфликтологической культуры личности составляют: культура ценностносмысловой сферы; культура мышления; культура чувств; коммуникативная культура; культура воображения; ощущение контекста [5].
В отличие от конфликтологической компетентности, направленной на управление конкретными конфликтами, конфликтологическая культура личности ориентированна на широкий круг проблем и противоречий и их творческой разрешение.
В развитии конфликтологической культуры учителя важная роль отводится использованию различных моделей поведения личности в пред-конфликтной и конфликтной ситуациях. Наличие конфликтных ситуаций неизбежно при взаимодействии личностей друг с другом. Исключить их из профессионально деятельности педагога не представляется возможным, однако выявить причину возникновения конфликта и управлять его развитием и разрешением возможно.
В своем исследовании мы опираемся на положения О. И. Щербаковой о том, что развитие конфликтологической культуры учителя проходит через три уровня: репродуктивный -наиболее низкий уровень, соответствующий конфликтологической грамотности, продуктивный - соответствующий конфликтологической компетентности, творческий - соответствующий конфликтологической культуре [10].
Учитывая тот факт, что развитие конфликтологической культуры личности происходит в течение всей жизни, в результате формирования опыта разрешения конфликтных ситуаций и действий по их предотвращению, тем не менее, отметим, для развития конфликтологической компетентности у современного учителя необходимо наличие системы специально организованных мероприятий. Целенаправленное развитие конфликтологической культуры необ -ходимо через организацию занятий на развитие культуры ценности смысловой сферы личности, рефлексии, развитие эмоциональноволевой сферы личности, коммуникативной культуры, самоанализа и навыков анализа, разрешения и профилактики конфликтных ситуаций в образовательном процессе с разными его субъектами (родителями, учащимися, коллегами, администрацией).
Под содержательным компонентом специально организованных мероприятий, в нашем исследовании понимается содержание теоретической и прикладной конфликтологической подготовки специалистов, которое, следуя логике технологического подхода, структурировано в соответствии с выше названными этапами развития конфликтологической культуры личности. Нам представляется значимым для развития устойчивых форм проявления конфликтологической культуры систематичность применения активных методов в процессе конфликтологической подготовки. С целью обеспечения данного условия целесообразно использовать комплекс игр, упражнений, специально моделированных ситуаций по профессиональной конфликтологии.
Мы считаем, что педагогические условия реализации возможностей интерактивных методов по формированию конфликтологической культуры должны включать в себя несколько положений: определение целей формирования конфликтологической культуры, отбор упражнений для конкретных занятий с учетом уровня развития формируемого качества у обучающихся и целями занятия; систематичность применения интерактивных методов, анализ (самоанализ) деятельности преподавателя по формированию конфликтологической культуры специалистов с помощью интерактивных методов, организация самоанализа обучающихся, с целью объективации внутриличностных конфликтов, возникающих в процессе выполнения учебных заданий.
С нашей точки зрения, именно система бинарных методов обладает значительным потенциалом в реализации требования принципа развития конфликтологической культуры - принципа управления самоуправления. Базируясь на понимании воспитания как управления развитием индивидуальности на основе интеграции индивидуального и социального, О. С. Гребе-нюк и М. И. Рожков предлагают использовать принцип бинарности, призванный обеспечить действие учителя, направленное на самовоспитание, в ответ на воздействие тренера-куратора [6]. Бинарные методы предполагают выделение пар методов «развитие-саморазвитие». Каждый метод развития и соответствующий ему метод саморазвития отличается один от другого тем,
__ Научное обеспечение системы
на какую сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.
Процесс конфликтологической подготовки с помощью адаптированной нами бинарной системы воспитания предполагает использование ниже описываемых методов воздействия на различные сферы личности учителя.
Методы воздействия на интеллектуальную сферу, через убеждение, которое предполагает разумное доказательство какого-либо понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. При этом учителя, оценивая полученную учебную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждению соответствует самоубеждение -метод самовоспитания, который предполагает, осознанно, самостоятельно, в поиске решения учебной, учебно-профессиональной конфликтологической проблемы развивают у себя ком -плекс конфликтологических взглядов.
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование - призваны формировать самооценку своего поведения, что способствует осознанию учителей своих потребностей - пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей.
Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими конфликтными эмоциями, обучение учителя управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу человека, является внушение и связанные с ним приемы аттракции.
Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д.
Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у учителей навыков психической и физической саморегуляции, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение навыкам осознания своего поведения и состояния других людей.
Методы воздействия на предметнопрактическую сферу направлены на развитие качеств, помогающих учителю реализовать себя как неповторимую индивидуальность. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у студентов формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.
Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учителей в систему новых для них отношений, накопления опыта социально полезного поведения, опыта жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации и высоконравственные установки.
Исходя из понимания учебной деятельности как полиморфной деятельности, включающей в себя и учебный труд, и общение, а также понимания учебно-воспитательного процесса как процесса совместной деятельности учителя и учащихся, особого внимания требует базис педагогического общения - типы учебного взаимодействия.
Значительный интерес с точки зрения определения оптимальных типов учебного взаимодействия в процессе формирования конфликтологической культуры учителя представ -ляют исследования В. Я. Ляудис [4], направленные на изучение сущности совместной учебной деятельности. Автором устанавливается цель совместной деятельности - построение механизма саморегуляции учения, осваиваемой предметной деятельности и самих актов взаимодействия и позиций личности в них; предмет
- способы деятельности и нормы взаимодействия и общения. Раскрывается продукт - актуализация новых смыслов учения и выдвижение обучающимися новых целей учения и целей, связанных с содержание усвоенной деятельности и с регуляцией личностных позиций в партнерстве. Описывается средство - система совместно решаемых продуктивных и творческих задач и система форм взаимодействия учителя и обучающихся, обучающихся между собой. К формам совместной деятельности В. Я. Ляудис относит сотрудничество и его компоненты: введение в деятельность, разделенное действие, имитируемое действие, под-
держанное действие, саморегулируемое действие, самоорганизуемое действие, самопобуж-даемое действие, партнерство. Способы совместной деятельности представлены циклами взаимодействия, разнообразными по длительности (мотивы, цели, ориентировка, контроль, исполнение, оценка). Каждая из форм сотрудничества разворачивается в учебном процессе как система своеобразных циклов взаимодействия, которые могут варьироваться и возобновляться до тех пор, пока не будет достигнута цель совместной учебной деятельности.
Для нашего исследования ценно, что представленная структура совместной учебной деятельности в приложении к конфликтологической подготовке находит свое отражение именно в объединенном характере учебного и преподавательского труда. Особенно значимым является динамика переходов от одной формы взаимодействия к другой, которая обеспечивает не только становление самоуправляемой деятельности специалиста в конфликте на основе самоуправляемой учебно-профессиональной конфликтологической деятельности, но и ведет к регуляции конфликтных позиций (от управляемых до самоуправляемых).
Вместе с тем нельзя согласиться с утверждением, что только в сотрудничестве возможна плодотворная совместная деятельность. Как установлено в ряде исследований (Е. Е. Акимова, Т. В. Ковшечникова, Б. И. Хасан), в педагогику уже прочно входит «конфликтная» стратегия, где центральную позицию занимает конфликтная ситуация, в основе которой, в отличие от проблемной ситуации, лежит естественное противоречие, столкновение двух или нескольких людей [3]. Мы считаем, что взаимодействие в процессе совместной учебной и учебно-профессиональной конфликтологической деятельности должно соответствовать предметной специфике профессиональной подготовки и, следовательно, реализовываться во всех типах взаимодействия: и кооперативных, и конкурентных. Важно, чтобы учителя приобретали опыт творческой конфликтологической профессиональной деятельности во всех типах конфликтного взаимодействия.
Таким образом, наше исследование показало, что конфликтологическая культура учителя занимает стержневую позицию в иерархии структуры его профессиональной культуры,
она синтезирует все ее составляющие, актуализируясь и проявляясь в соответствии с потребностями в безопасности, признании, престиже, самоактуализации в профессиональных конфликтных ситуациях и конфликтах. Конфликтологическая культура как характеристика и способ профессиональной деятельности в профессиональной конфликтогенной среде представляет собой разновидность профессиональной культуры, интегрирующей в себе функции специально-профессиональной, акмеологиче-ской, коммуникативной культур личности учителя. Интегрированные компоненты конфликтологической культуры воспроизводят законо -мерности саморегуляции субъекта во взаимодействии с конфликтогенной профессиональной средой.
Процесс развития конфликтологической культуры учителя действенен в условиях обеспечения функционального единства деятельностей преподавателя и обучающегося, адекватное структуре управления конфликтом и структуре конфликтологической культуры специалиста; при структурировании преподавания и учения в соответствии с моделью формирования конфликтологической культуры специалиста и природе целостной конфликтологической культуры; обеспечении уровня интеграции учебной, конфликтологической и профессиональной деятельности; при соблюдении направленности на развитие не только отдельных компонентов конфликтологической культуры учителя, но индивидуальных и личностных ее компонентов в единстве; при внедрении в образовательном учреждении систематически организованных специальных мероприятий по формированию конфликтологической культуры специалиста, интегрирующий все компоненты его общей и конфликтологической культуры.
Литература
1. Бережная, Г. С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Г. С. Бережная. - Калининград, 2009. - 43 с.
2. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская - Ростов н/Д.: изд-во РПУ, 2000.
Научное обеспечение системы Научно-теоретическии журнал 29 г л
у г повышения квалификации кадров
3. Профессиональная компетентность как основа конфликтологической культуры [Текст] / под общ. ред. П. А. Бакланова. - М., 2009. - 55 с.
4. Ляудис, В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия [Текст] / В. Я. Ляудис // Хрестоматия по педагогической психологии.
- М., 1995. - С. 44-59.
5. Мухаметзянова, Ф. Ш. Сущность, содержание и особенности психологической культуры учителя [Текст] / Ф. Ш. Мухаметзя-нова. - Казань, 1999. - 92 с.
6. Рожков, М. И. Деятельность преподавателя СПУЗ по изучению причин конфликтного поведения студентов [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук / М. И. Рожков. - Казань, 1999. - 20 с.
7. Самсонова, Н. В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования [Текст]: монография / Н. В. Самсонова. - Калининград: изд-во КГУ, 2002. - 308 с.
8. Сластенин, В. А. Формирование профессиональной культуры учителя [Текст] / В. А. Сластенин. - М., 1995. - 175 с.
9. Социальная психология. Словарь [Текст] / под. ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах; ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. - М. : ПЕРСЭ, 2006.
10. Щербакова, О.И. Развитие конфликтологической культуры личности [Текст] / О. И. Щербакова // Высшее образование сегодня. -2008. - №10. - С. 56-59.