Научная статья на тему 'Формирование конфликтологической компетентности в процессе профессиональной подготовки практических психологов'

Формирование конфликтологической компетентности в процессе профессиональной подготовки практических психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE / ПЕДАГОГИ / TEACHERS / ПРАКТИЧЕСКИЕ ПСИХОЛОГИ ОБРАЗОВАНИЯ / PRACTICAL PSYCHOLOGISTS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Н. Ф.

В статье приводится структура конфликтологической компетентности и возможности её формирования в условиях профессиональной подготовки будущих психологов в сфере образования, показана необходимость осуществления психологического просвещения учителей по данным вопросам со стороны психологических психологов образования. Деятельность практического психолога в образовании должна способствовать повышению конфликтологической грамотности педагогов, развитию навыков анализа конфликтных ситуаций, умений находить компромиссные решения. На примере дисциплины «Педагогическая конфликтология» показана система знаний и формируемых на её основе компетенций, которые в дальнейшем составят основу конфликтологической компетентности будущего психолога системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF PRACTICAL PSYCHOLOGISTS

The article presents the structure of conflictological competence and possibilities of its formation in conditions of professional training of future psychologists in the field of education, the necessity of the implementation of psychological education of teachers on these issues from the psychological educational psychologists. The activity of the practical psychologist in education should enhance the conflictological competence of teachers, development of skills of analysis of conflict situations, skills to find compromise solutions. On the example of discipline “Pedagogical conflictology” a system of knowledge is formed on the basis of its competencies, which in future will form a basis of conflictological competence of future psychologists in the educational system.

Текст научной работы на тему «Формирование конфликтологической компетентности в процессе профессиональной подготовки практических психологов»

19. Proekt «Muzyka dlya vseh» Vysshaya Shkola Muzyki RS(Ya). Available at: http://vschoolmus.ru/proekt-muzyka-dlya-vseh., 20 Yakutskij pedagogicheskij kolledzh im. S.F. Gogoleva posetil deputat Gosudarstvennoj dumy RF. Available at: http://profportal.sakha.gov.ru/ news/yakutskij-pedagogicheskij-koll/

21. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

22. O muzykal'nom obrazovanii v kontekste proekta «Muzyka dlya vseh» 'Eduard Abdulin http://yaguo.ru/node/520_

23. Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. K voprosu ob organizacii obschego muzykal'nogo obrazovaniya v Shkole XXI veka. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 18: 295 - 299.

24. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v Shkole XXI veka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.

25. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v Shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.

Статья поступила в редакцию 12.10.17

УДК 37.013

Petrova N.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: [email protected]

THE FORMATION OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF PRACTICAL PSYCHOLOGISTS. The article presents the structure of conflictological competence and possibilities of its formation in conditions of professional training of future psychologists in the field of education, the necessity of the implementation of psychological education of teachers on these issues from the psychological educational psychologists. The activity of the practical psychologist in education should enhance the conflictological competence of teachers, development of skills of analysis of conflict situations, skills to find compromise solutions. On the example of discipline "Pedagogical conflictology" a system of knowledge is formed on the basis of its competencies, which in future will form a basis of conflictological competence of future psychologists in the educational system.

Key words: conflictological competence, teachers, practical psychologists of education.

Н.Ф. Петрова, д-р пед. наук, проф. ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,

Е-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

В статье приводится структура конфликтологической компетентности и возможности её формирования в условиях профессиональной подготовки будущих психологов в сфере образования, показана необходимость осуществления психологического просвещения учителей по данным вопросам со стороны психологических психологов образования. Деятельность практического психолога в образовании должна способствовать повышению конфликтологической грамотности педагогов, развитию навыков анализа конфликтных ситуаций, умений находить компромиссные решения. На примере дисциплины «Педагогическая конфликтология» показана система знаний и формируемых на её основе компетенций, которые в дальнейшем составят основу конфликтологической компетентности будущего психолога системы образования.

Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, педагоги, практические психологи образования.

Отечественная конфликтология в настоящее время переживает период перехода от «первоначального накопления» своего теоретического и эмпирического материала к его систематизации и обобщению. Реальную основу для её дальнейшего развития составляют нарастающие социальные конфликты, отражающие современное кризисное состояние российского общества. Среди основных причин возникновения социальных конфликтов отечественные учёные [1; 2 и др.] выделяют: снижение жизненного уровня значительной массы населения; усиливающаяся конкуренция на рынке труда; изменение сложившихся ранее институтов социализации и воспитания; определённые сдвиги в сфере культурных ориентации; развитие криминогенной ситуации; ухудшение психологического здоровья населения в целом и подрастающего поколения в частности и др.

Конфликтология играет огромную роль в общей парадигме человековедения. Она предполагает владение набором специфических знаний умений и навыков в области человекознания, способствующих предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций. Среди таковых можно выделить: владение различными «ключами» бесконфликтного общения, технологию индивидуальной работы с личностью, специальные методы организации собственной психики, приемы снижения уровня эмоциональной напряженности и тревожности и др. [3; 4]

Учитывая реалии современной действительности можно констатировать, что формирование конфликтологической компетентности личности студента в вузе является важным условием подготовки выпускника к будущей профессиональной деятельности, так как способствует бесконфликтному взаимодействию в будущем трудовом коллективе, гармоничному социальному взаимодействию в ходе реализации должностных обязанностей. Эти требования заложены в Федеральных государственных об-

разовательных стандартах высшего профессионального образования в виде ряда общекультурных компетенций уровня бакалавриата и магистратуры различных направлений подготовки.

Как показал анализ существующих подходов [5 и др.], структурно конфликтологическая компетентность личности студента может быть представленная следующими компонентами: Мо-тивационно-ценностным, Когнитивным, Личностным, Практическим (табл. 1):

В зависимости от специальности и направления подготовки - содержание конфликтологической компетентности может быть дополнено. Применительно к будущим практическим психологам сферы образования, технологически данный аспект в учебной работе может быть представлен учебной дисциплиной «Педагогическая конфликтология», которая позволяет сформировать когнитивный компонент за счет изучения теоретических основ конфликтологической науки, а также существенно обогатить Практический компонент умениями и навыками конструктивного разрешения конфликтов.

Конфликтологической компетентностью, безусловно, должен владеть и каждый практический психолог.

Психологи, осуществляющие свою профессиональную деятельность на базе образовательных учреждений, должны не только знать специфику педагогических конфликтов, возможность их конструктивного разрешения, но и уметь формировать конфликтологическую компетентность у педагогов образовательного учреждения, если по каким - то причинам она не сформирована или находится на низком уровне.

Учебная дисциплина «Педагогическая конфликтология», которая преподается будущим практическим психологам в СКФУ, предполагает изучение вопросов, касающихся специфических особенностей педагогических конфликтов:

Таблица 1

Структура конфликтологической компетентности

№ Компонент Его содержание

1. Мотивационно-ценностный Поддержание бесконфликтного взаимодействия, стремление к сотрудничеству и поиску компромиссных решений в противоречивых вопросах, возникающих в конкретных условиях профессиональной деятельности

2. Когнитивный Знание основ конфликтологии, В том числе технологий, приёмов, стратегий конструктивного разрешения конфликтов в конкретных условиях профессиональной деятельности

3. Личностный Сформированная эмоциональная устойчивость, ответственность, эмпатия, толерантность,

4. Практический Сформированные навыки саморегуляции и самоконтроля в процессе социального взаимодействия, навыки бесконфликтного общения

- между педагогами и учащимися;

- конфликтов учащихся между собой;

- между учащимися и родителями;

- конфликтов в диадах «Педагог - администрация», «Педагог - педагог» и «Педагог - родитель».

А так же включает вопросы, освящающие:

- подходы к предупреждению педагогических конфликтов;

- стратегии и технологии разрешения педагогических конфликтов;

- сущность конструктивного педагогического общения как модель бесконфликтного поведения педагога.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что недостаточный уровень сформированности отдельных компонентов конфликтологической компетентности способствует повышению напряжения, снижению эффективности выполняемой профессиональной деятельности, повышает тревожность, является фактором, способствующим развитию эмоционального выгорания представителей всех профессий, особенно сферы «человек - человек» [4]. Особенно это актуально для сферы образования. Рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций в школьном, социуме связаны с поиском методов формировании благоприятного психологического климата в ученическом и педагогическом коллек-

Библиографический список

тивах, разработка и освоения методик индивидуального консультирования, учета личностного компонента в конфликте.

В настоящий момент педагогами востребованы знания в области психологии и, в частности, конфликтологии, так как данная сфера профессиональной деятельности становится всё более напряжённой в связи с тем, что современные учащиеся имеют массу личностных проблем, ежегодно возрастает число учащихся с выраженными акцентуациями характера и склонностью к девиантному поведению. Тем самым педагоги должны быть вооружены стратегиями эффективного взаимодействия с учащимися с учётом современных реалий. Существенный вклад в психологическое просвещение педагогов вносят практические психологи образования, которые должны быть компетентными в данной области. Деятельность практического психолога в образовании должна способствовать повышению конфликтологической грамотности педагогов, развитию навыков анализа конфликтных ситуаций, умений находить компромиссные решения. В этой связи в процессе профессиональной подготовки будущих психологов важное место занимает дисциплина «Конфликтология», а применительно к будущим практическим психологам сферы образования «Педагогическая конфликтология».

1. Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития. Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001: 373 - 394.

2. Горовая В.И., Петрова Н.Ф. Педагогическая конфликтология: учебное пособие. Ставрополь, 2011.

3. Конфликтология и её значение. Available at: https://economy-ru.com/osnovyi-menedjmenta_990/konfliktologiya-znachenie-68103.html

4. Семёнова Е.М. Психологическое здоровье педагога: возможности его сохранения и укрепления. Available at: https://sites.google. com/site/zdoroviepedagoga/3-sekcia/semenova

5. Медведева В.Е. Эмоциональная устойчивость как профессионально-значимое качество будущего конфликтолога в структуре конфликтологической компетентности. Конфликтология. 2015; 3: 223 - 240.

References

1. Banykina S.V. Pedagogicheskaya konfliktologiya: sostoyanie, problemy issledovaniya i perspektivy razvitiya. Sovremennaya konfliktologiya v kontekste kul'tury mira. Moskva, 2001: 373 - 394.

2. Gorovaya V.I., Petrova N.F. Pedagogicheskaya konfliktologiya: uchebnoe posobie. Stavropol', 2011.

3. Konfliktologiya i ee znachenie. Available at: https://economy-ru.com/osnovyi-menedjmenta_990/konfliktologiya-znachenie-68103.html

4. Semenova E.M. Psihologicheskoe zdorov'e pedagoga: vozmozhnosti ego sohraneniya i ukrepleniya. Available at: https://sites.google.com/ site/zdoroviepedagoga/3-sekcia/semenova

5. Medvedeva V.E. 'Emocional'naya ustojchivost' kak professional'no-znachimoe kachestvo buduschego konfliktologa v strukture konfliktologicheskoj kompetentnosti. Konfliktologiya. 2015; 3: 223 - 240.

Статья поступила в редакцию 15.10.17

УДК 376.1/378

Bykov O.A., Lt. col. just. Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Saint-Petersburg Military Institute of National Guard Troops

(Saint-Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Rakitskiy A.V., Lt. col., teacher, Saint-Petersburg Military Institute of National Guard Troops (Saint-Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

ON ENHANCING THE EFFECTIVENESS OF PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS IN MILITARY TRADITIONS IN THE PROCESS OF LEARNING IN UNIVERSITIES OF NATIONAL GUARD TROOPS OF RUSSIA. The paper discusses the ways how to best motivate future officers to master their craft, the preservation and increase of the combat glory of Russian arms, effectively implement patriotic education of cadets based on military traditions. Today the problem of patriotic education is not only one of the most important and relevant, but also belongs to the category nationwide. The greatest national asset has always been patriotism - love for his people, attraction to everything Russian, the inseparable attachment to the place of his birth, respect for ancestors, traditions, culture, the whole way of life. Therefore, the material once again raises the question of increase of the level of the patriotic education.

Key words: patriotic education, comprehensive approach, military tradition, military education, educational work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.