13. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.
14. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; Т. 4; № 9: 123 - 138.
15. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html
16. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и DIGITAL HUMANITIES. Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 29 - 34.
17. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. Региональная информатика и информационная безопасность: Сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. Санкт-Петербург, 2016: 224 - 228.
18. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2015; 6: 16 - 24.
References
1. Kolin K.K. Stanovlenie informatiki kak fundamental'noj nauki i kompleksnoj nauchnoj problemy. Sistemy i sredstva informatiki: sbornik nauchnyh trudov. Spec. vypusk. Nauchno-metodologicheskie problemy informatiki. Pod redakciej K.K. Kolina. Moskva: IPI RAN, 2006: 7 - 58.
2. Prigozhin I. Kost' esche ne broshena. Poslanie buduschim pokoleniyam. Sinergeticheskaya paradigma. Moskva, 2002. Available at:http:// spKurdyumov.narod.ru/pprigoj.htm
3. Puentedura R.R. The SAMR model: Background and exemplars, 2012. Available at:http://www.hippasus.com/rrpweblog/archives/ 000073.html
4. Bolonskijprocess i ego znachenie dlya Rossii. Integraciya vysshego obrazovaniya vEvrope. Pod redakciej K. Pursiajnena i S.A. Medvedeva. Moskva: REC'EP, 2005.
5. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizacii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskij i tehnologicheskij aspekty). Moskva: BINOM. Laboratoriya znanij, 2014.
6. Puentedura R.R. The SAMR model: Background and exemplars. 2012. Available at: http://www.hippasus.com/rrpweblog/archives/ 000073.html
7. Pankova A.A. Obuchenie informacionnym tehnologiyam buduschih uchitelej muzyki obscheobrazovatel'nyh shkol v usloviyah pedagogicheskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2016.
8. Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Tehnologii i metodiki obucheniya. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme nachal'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2007.
9. Belov G.G., Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyj komp'yuter. Novyj instrument muzykanta: metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg, 2006.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 1: 69 - 73.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter: modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 145 - 148.
12. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.
13. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.
14. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4; № 9: 123 - 138.
15. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html
16. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 29 - 34.
17. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost': Sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. Sankt-Peterburg, 2016: 224 - 228.
18. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2015; 6: 16 - 24.
Статья поступила в редакцию 12.10.17
УДК 378
Spiridonov О.А., teacher, Yakutsk Pedagogical College n.a. S.F. Gogolev (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE PROJECT "MUSIC FOR ALL" IN THE CONTEXT OF CONTINUING EDUCATION IN YAKUTIA. In 2013, the President of the Republic of Sakha (Yakutia) M. Nikolaev announced the launch of the republican project "Music for All". The organizers of this project, the Ministry of Education and the Ministry of Culture and Spirituality of the Republic, set out to help all children to master one classical musical instrument by the end of the school. For this purpose, an agreement was signed between ministries on joint work to promote the project "Music for All", developed and prepared by scientists, musicians, teachers and practitioners in our country. Since 2015, the coordinator of the project "Music for All" for the methodological support of the program was appointed Yakutsk Pedagogical College, its Music Department. The article considers the main coordinating aspects and elements of the methodological support of the project, developed by the author and aimed at consolidating the efforts of music teachers in Yakutia.
Key words: project "Music for All", music teacher, music education, music pedagogy, music-making.
О.А. Спиридонов, преп. ГБПОУ РС(Я) Якутского педагогического колледжа им. С.Ф. Гоголева, г. Якутск,
E-mail: [email protected]
ПРОЕКТ «МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ» В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯКУТИИ
В 2013 г. президент Республики Саха (Якутия) М. Николаев объявил о запуске республиканского проекта «Музыка для всех». Организаторы проекта «Музыка для всех» - Министерство образования и Министерство культуры и духовности республики поставили целью помочь всем детям освоить один классический музыкальный инструмент к окончанию школы. Для этой цели между министерствами подписано соглашение о совместной работе по продвижению проекта «Музыка для всех», разработанному и подготовленному учеными, музыкантами, преподавателями и педагогами-практиками в нашей стране. С 2015 г. координатором проекта «Музыка для всех» по методическому сопровождению программы назначен Якутский педагогический колледж, его Музыкальное отделение. В статье рассмотрены основные координирующие аспекты и элементы
методического сопровождения проекта «Музыка для всех», разработанные автором и направленные на консолидацию усилий учителей музыки Якутии.
Ключевые слова: проект «Музыка для всех», учитель музыки, музыкальное образование, музыкальная педагогика, музицирование.
1 октября 2013 года первый президент Республики Саха (Якутия), депутат Государственной Думы РФ М. Николаев дал старт республиканскому проекту «Музыка для всех» [1; 2]. Организаторы проекта «Музыка для всех» - Министерство образования и Министерство культуры и духовности республики поставили целью помочь всем детям освоить один классический музыкальный инструмент к окончанию школы. Для этой цели между министерствами подписано соглашение о совместной работе по продвижению проекта «Музыка для всех», разработанному и подготовленному учеными, музыкантами, преподавателями и педагогами-практиками в нашей стране.
Первые результаты, обусловленные выяснением возможностей позитивного воздействия музицирования на формирование личностных качеств человека и на непосредственный выход теории музыки в музыкальную практику (педагогическую, концертную и композиторскую), были проведены под руководством доктора искусствоведения Н.А. Бергер. В 1991 г. в Санкт-Петербурге была организована первая в России студия «Музыка для всех» при Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, оснащенная электронными клавишами и головными телефонами на каждом рабочем месте. В этой студии в течение 8-ми лет проводились практические занятия по профессиональному направлению (сольфеджио и гармонии для студентов исполнительских отделений Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова и Академии культуры, занятия по педагогической практике для музыковедов). Итогом экспериментальной работы стал авторский Способ обучения практическому музицированию «Музыка для всех», запатентованный как изобретение (1997 г., а.с. № 2090938).
На этой же базе проводилась экспериментальная работа в направлении возможностей расширения общего музыкального образования (занятия с учениками общеобразовательных школ, коррекционная работа средствами музыки для людей с ограниченными возможностями слуха и зрения, семинары и мастер-классы для педагогов-музыкантов всех специальностей из различных регионов России) [3; 4].
На базе Способа «Музыка для всех» был разработан и внедрён в образовательный процесс ряд курсов:
- «Интенсивный курс обучения игре на клавишных инструментах»;
- «Основные элементы музыкального языка и музыкальной письменности»;
- «Инновационный курс практической гармонии»;
- «Клавирное сольфеджио»;
- «Методика применения элементов музыкального языка и музыкальной письменности в коррекционной работе» для студентов факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (2004 - 2012 гг.) и другие программы для ВУЗов, музыкальных, специальных и общеобразовательных школ.
Разработанная методическая система делает доступным общение с музыкой в интерактивном режиме для широкого контингента учащихся. Методическая система направлена на создание фундамента музыкального образования как для будущих профессионалов, так и для любителей музыки, через освоение музыки как метаязыка, владение которым позволяет слушать, понимать и «говорить», т. е. иметь возможность самовыражения. Ряд положений разработанной Н.А. Бергер концепции «Музыка для всех» был включён при формирование комплекса образовательных программ, созданных под руководством доктора педагогических наук, профессора, организатора и руководителя УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена И.Б. Горбуновой - председателя УМС «Музыкально-компьютерные технологии», которые ориентированны на актуальные задачи современного музыкального образования: лицензированы и внедрены профессионально-образовательный профиль подготовки бакалавров «Музыкально-компьютерные технологии» и магистерская программа «Музыкально-компьютерные технологии в образовании», на которые с 2004 г. осуществляется набор абитуриентов в музыкальных академиях, консерваториях, педагогических вузах РФ.
Они нашли отражение в программных документах [5; 6; 7; 8].
Также разработаны и внедрены программы профессиональной переподготовки: «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий» и «Преподавание электронного клавишного синтезатора». Подготовлено научно-методическое сопровождение учебного процесса, внедрены учебные пособия, ИУМК, ЦОРы, сетевые образовательные ресурсы; разработаны и обоснованы новые учебно-методические комплексы, осуществлено полное учебно-методическое сопровождение ряда дисциплин нового типа, включающее мультимедийные пособия и дистанционные формы поддержки образовательного процесса.
Научные исследования, инициированные группой разработчиков под руководством И.Б. Горбуновой, организованные и проводимые в данном направлении в Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена, получили поддержку НФПК (Национального фонда подготовки кадров) Министерства образования и науки РФ (2004 - 2010 гг.).
Была организована и проведена широкомасштабная апробация разработанной комплексной инновационной образовательной системы «Музыкально-компьютерные технологии» в пилотных регионах России, о чём свидетельствуют, в частности, открытые образовательные продукты, ЦОРы и ИУМК, находящиеся на открытом доступе в сети. Среди них:
- инновационный учебно-методический комплекс «Музыка и информатика» (1-4 классы), разработанный И.Б. Горбуновой, М.В. Демидовым, С.Ю. Приваловой, С.В. Чибирёвым: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: www.school-collection.edu.ru ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» (при поддержке НФПК внедрён и апробирован в рамках проекта «Информатизация системы образования»);
- учебно-методический комплекс «Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)» (9-11 классы), (при поддержке НФПК в проекте «Создание учебной литературы нового поколения» апробирован и внедрён в образовательный процесс) [9];
- информационные источники сложной структуры и цифровые образовательные ресурсы «Музыка в цифровом пространстве» (5-9 классы) и «Звук и музыка в мультимедиа системах», разработанные Г.Г. Беловым, И.Б. Горбуновой, А.В. Горельченко (8-11 классы): Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: www.school-collection.edu.ru (при поддержке НФПК разработан в рамках проекта «Информатизация системы образования»);
- система инклюзивного образования: равные возможности получения музыкального образования и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Предлагаемая методическая система опирается на базовые свойства природы человека быть активным участником музыкальной деятельности, в том числе его способность и склонность к игре, на базовые свойства природы музыки, аккумулирующей в себе единство трёх дискретных сенсорных систем (слуховой, зрительной и мышечно-двига-тель-ной), и на возможности МКТ, не имеющие аналога в прошлом. Причем, отсутствие одного из них хотя и затрудняет «путь к музицированию» (Н.А. Бергер), но позволяет компенсировать недостающее слагаемое (в частности, использование данного способа привлекло к практическому музицированию детей даже с 4-й и 5-й степенями тугоухости), что делает возможным применять данную методическую систему в инклюзивном образовании. Данные положения подтверждает многолетний опыт преподавания по разработанной методике в школе № 33 г. Санкт-Петербурга для слабослышащих детей (Н.А. Яцентковская), в 1-м интернате г. Санкт-Петербурга для слабовидящих детей, в ГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов» г. Санкт-Петербурга (Воронов А.М.) и др. [10; 11; 12; 13].
Одна из основных задач современного этапа развития музыкальной педагогики и педагогических исследований данного направления в том, чтобы раскрыть дидактические особенности использования МКТ, возможности их применения в музыкальном воспитании и образовании подрастающего поколения на основе классической музыки, традиционных подходов к способам трансляции многовековой музыкальной культуры. Важно,
чтобы увлечение внешними, новыми, цифровыми эффектами и возможностями способствовало не только получению ярких и красочных впечатлений в общении с музыкальным искусством, но и развивало критическое мышление, работало на развитие интеллектуального и культурного роста обучаемых.
Отметим также, что разработанные в Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена основы для реализации проекта «Музыка для всех» имеют аналоги в мировой практике, что отражено, в частности в работах [14; 15; 16].
По мнению М. Николаева, в первую очередь следует решить кадровый вопрос. Для этого нужно обучить 1,5 тысячи преподавателей музыки для детских садов, школ и музыкальных образовательных учреждений: «Мы договорились, что по линии дополнительного образования будут выделены два часа в неделю, а один час идет по государственной программе. То есть будет три часа музыки в неделю, этих часов достаточно для осуществления проекта» [17; 18].
В Якутске проводятся курсы по методике обучения игре на музыкальных инструментах для учителей младших классов. Курсантами были представители всех районов Якутии. Районные управления образования и родители стали приобретать музыкальные инструменты, также замечена активность родителей.
Вторым этапом было открытие двадцать лет назад Высшей школы музыки [19]. Эта школа дала толчок в развитии музыкального искусства в республике. Этими результатами можно гордиться, и таких школ мало даже в России. Учащиеся этой школы около 700 раз восходили на музыкальный олимп различных международных и российских конкурсов. В августе 2015 года проведен первый международный музыкальный конгресс, приуроченный к двадцатилетнему юбилею школы. На этом конгрессе был рассмотрен проект, подготовленный учеными и преподавателями «Музыка для всех». При обсуждении этому проекту была оказана поддержка. Суть проекта заключается в следующем: мы не готовим композиторов или музыкантов, мы будем использовать музыку как образовательную технологию, нацеленную на развитие восприятия ребёнка, его сознания, его способностей. Мы хотим, чтобы ребёнок не только воспринимал посредством музыки прекрасное, но и легче воспринимал физику и химию, информатику и языки. Этот проект охватывает детей с 4-х лет до 11 класса включительно. Освоив азы музыкального искусства, ребёнок будет легко осваивать другие, технические и гуманитарные предметы и станет в будущем хорошим специалистом.
В 2015 году координатором проекта по методическому сопровождению программы назначен Якутский педагогический колледж, его Музыкальное отделение [20]. Якутский педагогический колледж - единственное учебное заведение в республике, готовящее учителей музыки школ и детских садов. Это учебное заведение, выпускающее на протяжении века учителей музыки для всей республики. Музыкальное отделение колледжа работает 58-й год, отделением выпущено более 2 тысяч специалистов». Перед руководством учебного заведения поставлена задач стать центром, координирующим методическую составляющую проекта «Музыка для всех» во всех районах Якутии. Консолидации призвана помочь работа Ассоциации учителей музыки Якутии.
Реализация любой программы - это, прежде всего, работа организационная. Качественные изменения в преподавании музыки возможны лишь при должном подходе к методической составляющей проекта [21]. В связи с этим в Якутском педагогическом колледже им. С.Ф Гоголева проводятся курсы повышения квалификации учителей музыки средних школ и музыкальных руководителей детских садов под общим названием «Музыкальное образование в контексте проекта «Музыка для всех».
Преподаватели колледжа проводят занятия по пластическому интонированию, теории музыкального образования и по хоровому пению. С педагогами ежегодно занимался также доктор педагогических наук, заведующий кафедрой методологии и методики преподавания музыки Московского педагогического государственного университета Э.Б. Абдулин, который поставил новые задачи на данном этапе работы - найти виды деятельности, которые заинтересуют каждого участника программы, каждого учащегося. Кроме хорового исполнительства, которое по традиции есть в школьных программах, должны включиться такие виды деятельности, как движение в характере музыки пластическое музыкальное интонирование, инструментальное музицирование, музыкальная драматизация (исполнение совместно с хором, с оркестром). В целом, программа строится на системе музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского. Отмечаются
определённые сложности в ходе работы над программой. Прежде всего, это - отсутствие предпрофессиональной подготовки: многие из учителей в Якутии не прошли подготовку в детских музыкальных школах, а это дает о себе знать - музыкой необходимо начинать заниматься в 5-6-летнем возрасте. Во-вторых, в республике в ВУЗах нет музыкальных факультетов, которые бы готовили именно учителей. Это тоже существенно отражается на профессионализме педагогов. В этом направлении в рамках проекта началось сотрудничество с Московским педагогическим государственным университетом. И третья сложность - школы республики пока недостаточно обеспечены инструментами.
Современный мировой опыт свидетельствует о том, что культурный потенциал региона может быть использован не только в целях воспитания и приобщения детей к духовному наследию, но и может выступать как мощный ресурс, способный переломить кризисную ситуацию и дать новый импульс интенсивному социально-экономическому развитию республики. Качества, которые воспитываются путем приобщения к культуре и искусству, необходимы человеку, вступающему в мир креативной экономики.
Сегодня можно говорить о позитивных изменениях в музыкальном образовании детей в республике. На первом этапе реализации проекта создана необходимая фундаментальная база всей дальнейшей межведомственной работы: на уровне Правительства республики утверждена концепция проекта «Музыка для всех», работают научно-методический и попечительский советы, действует объединенная рабочая группа Министерства образования и Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия). Проект признан инновационным в сфере российского музыкального образования.
Известно, что залогом успеха любого дела является профессионализм команды. По сравнению с 2014 годом количество учителей музыки со специальным образованием увеличено на 13%, с высшим образованием - на 35%. В текущем году курсы повышения квалификации прошли более 280 учителей музыки, 77 педагогов дополнительного образования, 137 музыкальных руководителей, 120 преподавателей ДШИ.
Для развития профессиональной квалификации кадров установлено сотрудничество с такими известными музыкантами-учеными, как председатель научно-методического совета проекта «Музыка для всех», заведующий кафедрой «Музыкальное искусство и образование» Московского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук Э.Б. Абдуллин [22], композитор, член Союза композиторов России, старший научный сотрудник института художественного образования Российской Академии образования, главный редактор журнала «Музыка и Электроника», доктор педагогических наук И.М. Красильников и др.[23; 24; 25].
Следующим важным фактором роста является ресурсное обеспечение. Совместно с научно-методическим советом проекта определены комплекты музыкальных инструментов для дошкольного и начального уровней образования.
Благодаря пониманию значимости проекта к оснащению кабинетов музыки подключились попечители, родители. Радует, что всё больше детей занимаются музыкой. Наибольшее количество музыкальных творческих объединений работают в центральных районах Якутии. Музыкальное образование осуществляется с дошкольного уровня, являющегося первой ступенью общего образования. Во всех детских садах каждый ребёнок приобщается к миру музыки, пробует себя в роли музыканта, а это - 98% детей от 5 лет.
За прошедший учебный год в республиканских конкурсах музыкального направления, организованных различными ведомствами и учреждениями культуры, приняли участие около семи тысяч детей, во Всероссийских конкурсах - 2382 солиста, 1713 из них стали призерами.
Высоким достижениям для Якутии являются воспитанники, которые достойно представляют честь родной республики на российском, международном уровне, способствует консолидация всех имеющихся ресурсов. Например, ученик 2 класса СОШ № 16 г. Якутска, пианист Айсен Федоров стал лауреатом I степени Международного конкурса «Планета талантов», оркестр народных инструментов Дворца детского творчества г. Якутска - многократный лауреат I степени Всероссийского конкурса «Адрес детства - Россия», ученик 11 класса Кобяконской СОШ Намского района Кирилл Матвеев - обладатель Гран-при Международных конкурсов-фестивалей «Единство России» и «Богатство России». Авторы проекта уверены: новые имена и впредь будут прославлять якутское музыкальное образование.
Эти успехи являются результатом деятельности педагогов дополнительного образования детей по приобщению к музыке. Эффективной формой широкого привлечения детей является система республиканских творческих музыкальных конкурсов-проектов, через которые ежегодно проходит каждый десятый учащийся (вокальный конкурс «Ыллаа-туой, уол о5о!» (вокальный конкурс для мальчиков), комплексный конкурс «Уол о5о - норуот кэскилэ» («Мальчики - будущее нации»), конкурс вокально-инструментальных ансамблей, конкурс патриотической песни «Главная песня о Родине», конкурс детской авторской песни и танца «Сир биЬшк» («Земля, колыбель моя»), детский фольклорный фестиваль «Хоровод дружбы», фестиваль детских театральных коллективов «Синяя птица» и многие другие.
Министерство образования республики стремится максимально расширять различные подходы, формы, технологии музыкального воспитании. Так, в каникулярный период проводятся «Летние музыкальные школы». В летний период в 70 лагерях организована работа по музыкальному образованию с охватом 2500 детей. Разработаны методические рекомендации, программы дополнительного образования по обучению игре на музыкальных инструментах, привлекаются известные музыканты-исполнители. За эти годы Якутская государственная филармония стала надежным партнером проекта в приобщении детей к классической музыке.
В результате интенсивной работы по реализации проекта «Музыка для всех» прошла определенный этап, который отслеживается по различным аспектам (психологическое состояние, успеваемость, развитие способностей учащихся; кадровые и материальные ресурсы и т. д.) с целью последующего распространения накопленного опыта на другие области образования Республики Саха (Якутия), а также иные регионы России.
В целях выявления удовлетворенности музыкальным образованием проведено анкетирование среди учащихся начальных классов, прошедших первые годы обучения по программе проекта «Музыка для всех», их педагогов и родителей. По итогам анкетирования выявлено: 69% процентов детей считают, что музыка положительно влияет на общую успеваемость в школе, свыше 90% признают, что музыка помогает развивать усидчивость, терпение, внимательность. 100% родителей считают, что занятия музыкой нужны каждому ребёнку, так как положительно влияют на эмоциональное состояние детей. 100% педагогов считают, что занятия музыкой положительно влияют на общее качество обучения в классах, где реализуется программа музыкального образования в рамках проекта «Музыка для всех», также уроки музыки, по мнению педагогов, способствуют развитию математических способностей и пространственного мышления обучающихся, помогают развивать усидчивость, терпение, умение организовать время. В целом, дети, родители и педагоги высоко оценивают проект «Музыка для всех».
Следующим этапом станет разработка и реализация «Дорожной карты» проекта «Музыка для всех» до 2022 года, к 100-летию Якутской АССР, которое будет широко отмечаться в Российской Федерации.
Перед проектом стоят задачи определения наиболее эффективных путей развития проекта «Музыка для всех», использования прогрессивных и результативных российских и зару-
Библиографический список
бежных методик и практик музыкального воспитания личности. Предстоит работа по подготовке педагогических кадров музыкального образования на базе Арктического государственного института искусства и культуры, Якутского педагогического колледжа, укреплению материально-технической базы общеобразовательных школ, музыкальных школ, детских школ искусств по всей республике.
Сегодня высока потребность в расширении сети муниципальных музыкальных школ, в том числе путем создания их филиалов на базе общеобразовательных школ в районах, открывать в Домах и Центрах детского творчества музыкальные кружки и студии. При этом нужно привлекать и родителей, создавать разновозрастные объединения, воспитывать у широких слоев населения любовь к классической и народной музыке.
Сформированы предложения по включению мероприятий республиканского проекта «Музыка для всех» в проект Государственной программы развития образования Республики Саха (Якутия).
В перспективе видится совместная работа с ассоциированными школами ЮНЕСКО, расширение международного сотрудничества, подготовка научного обоснования влияния музыкального образования на интеллектуальное, духовно-нравственное и социальное развитие личности ребёнка.
Таким образом, можно выделить следующие задачи на новом этапе реализации проекта:
Во-первых, разработать систему непрерывного музыкального образования, включая программы общего музыкального развития и раннее обучение игре на классических инструментах на ступени дошкольного образования, а также региональные программы общего образования и дополнительного предпрофесси-онального и общеразвивающего направления, предусмотрев при этом преемственность принципов и содержания.
Во-вторых, совершенствовать систему подготовки, повышения квалификации учителей музыки, музыкальных руководителей, преподавателей на базе ведущих российских учреждений высшего профессионального образования.
В-третьих, включить в государственные программы в сфере образования и культуры мероприятия по реализации проекта «Музыка для всех» в целях повышения эффективности проекта.
В-четвертых, организовать музыкальное просвещение жителей республики через средства массовой информации.
В-пятых, расширить международное сотрудничество в области музыкального образования: стремиться к тому, чтобы проект «Музыка для всех» развивался под эгидой ЮНЕСКО.
Еще раз подчеркнём, что роль музыки в жизни человека трудно переоценить. Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».
Музыка объединяет людей самых разных убеждений, возраста и национальности. Призываю педагогов, широкую общественность, шире распространять цели и идеи проекта «Музыка для всех», поскольку проект направлен на создание особых условий для музыкального развития детей, чтобы они росли духовно богатыми, успешными людьми.
1. Запуск нового проекта Михаила Николаева «Музыка для всех» http://news.ykt.ru/article/14759
2. О ходе реализации проекта «Музыка для всех» в Якутии - SakhaLife. Available at: http://sakhalife.ru/o-hode-realizatsii-proekta-muzyika-dlya-vseh-v-yakutii/_
3. Горбунова И.Б., Бергер Н.А. Преподавание музыкальных дисциплин как единой информационной системы с использованием компьютера. Региональная информатика-98: тезисы докладов. Санкт-Петербург, 1998: 43 - 44.
4. Горбунова И.Б., Бергер Н.А., Заболотская И.В. Электронный учебник по курсу теории музыки.Региональная информатика - 96: РИ - 96: тезисы докладов V Санкт-Петербургской международной конференции. Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры, Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники и систем управления. Санкт-Петербург, 1996: 264 - 265.
5. Примерные программы дисциплин общепрофессиональной и профильной подготовки бакалавра художественного образования (федеральный компонент) для направления подготовки 540700 - «Художественное образование». Абдулина Г. В. и др. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; Под общей редакцией Г.А. Бордовского, В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой. Санкт-Петербург, 2004; Часть 1.
6. Примерные программы дисциплин общепрофессиональной и профильной подготовки бакалавра художественного образования (федеральный компонент) для направления подготовки 540700М - «Художественное образование». Абдулина Г.В. и др. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; Под общей редакцией Г.А. Бордовского, В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой. Санкт-Петербург, 2004; Часть 2.
7. Горбунова И.Б. Новая образовательная концепция - профессионально-образовательный профиль 050610 «Музыкально-компьютерные технологии». Современное музыкальное образование - 2004: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. 2004: 130 - 140.
8. Горбунова И.Б. О введении новой магистерской программы 540710м - музыкально-компьютерные технологии в образовании. Современное информационно-образовательное пространство сборник научных трудов. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт информационных технологий, Академия информатизации образования, Санкт-Петербургское отделение. Санкт-Петербург, 2005: 143 - 145.
9. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта): учебное пособие для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений. Победитель конкурса по созданию учебной литературы нового поколения для средней школы, проводимого НФПК - Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования Российской Федерации Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2006.
10. Горбунова И.Б., Говорова А.А. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 298 - 301.
11. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html
12. Горбунова И.Б., Говорова А.А. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 470 - 477.
13. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении студентов музыкальных вузов с нарушением зрения. В сборнике: Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. 2011: 208 - 211.
14. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в Школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.
15. Горбунова И.Б., Хайнер Е., Заливадный М.С. О значении математических методов в исследовании музыки и профессиональной подготовке музыкантов. Университетский научный журнал. 2015; 11: 103 - 111.
16. Горбунова И.Б., Хайнер Е. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке в школе цифрового века: программа «SOFT WAY TO MOZART». Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 104 - 109.
17. Официальный сайт проекта «Музыка для всех». Available at: http://old.sakha.gov.ru/node/257249
18. ЯСИЯ-Новости Якутска и Якутии. Available at: http://ysia.ru/tag/proekt-muzyka-dlya-vseh/,
19. Проект «Музыка для всех» Высшая Школа Музыки РС(Я). Available at: http://vschoolmus.ru/проект-музыка-для-всех._
20 Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева посетил депутат Государственной думы РФ. Available at: http://profportal.sakha. gov.ru/news/yakutskij-pedagogicheskij-koll/
21. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
22. О музыкальном образовании в контексте проекта «Музыка для всех» Эдуард Абдулин http://yaguo.ru/node/520_
23. Горбунова И.Б., Яцентковская Н.А. К вопросу об организации общего музыкального образования в Школе XXI века. Теория и практика общественного развития. 2015; 18: 295 - 299.
24. Бергер Н.А., Горбунова И.Б., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в Школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 147 - 151.
25. Белов Г.Г., Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в Школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: 22 - 34.
References
1. Zapusk novogo proekta Mihaila Nikolaeva «Muzyka dlya vseh» http://news.ykt.ru/article/14759
2. O hode realizaciiproekta «Muzyka dlya vseh» v Yakutii- SakhaLife. Available at: http://sakhalife.ru/o-hode-realizatsii-proekta-muzyika-dlya-vseh-v-yakutii/_
3. Gorbunova I.B., Berger N.A. Prepodavanie muzykal'nyh disciplin kak edinoj informacionnoj sistemy s ispol'zovaniem komp'yutera. Regional'naya informatika-98: tezisy dokladov. Sankt-Peterburg, 1998: 43 - 44.
4. Gorbunova I.B., Berger N.A., Zabolotskaya I.V. 'Elektronnyj uchebnik po kursu teorii muzyki.Regional'naya informatika - 96: RI - 96: tezisy dokladov V Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Organizaciya Ob'edinennyh Nacij po voprosam prosvescheniya, nauki i kul'tury, Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki i sistem upravleniya. Sankt-Peterburg, 1996: 264 - 265.
5. Primernye programmy disciplin obscheprofessional'noj i profil'noj podgotovki bakalavra hudozhestvennogo obrazovaniya (federal'nyj komponent) dlya napravleniya podgotovki 540700 - "Hudozhestvennoe obrazovanie". Abdulina G.V. i dr. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena; Pod obschej redakciej G.A. Bordovskogo, V.A. Kozyreva, N.F. Radionovoj. Sankt-Peterburg, 2004; Chast' 1.
6. Primernye programmy disciplin obscheprofessional'noj i profil'noj podgotovki bakalavra hudozhestvennogo obrazovaniya (federal'nyj komponent) dlya napravleniya podgotovki 540700M - "Hudozhestvennoe obrazovanie". Abdulina G.V. i dr. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena; Pod obschej redakciej G.A. Bordovskogo, V.A. Kozyreva, N.F. Radionovoj. Sankt-Peterburg, 2004; Chast' 2.
7. Gorbunova I.B. Novaya obrazovatel'naya koncepciya - professional'no-obrazovatel'nyj profil' 050610 "Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii". Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2004: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. 2004: 130 - 140.
8. Gorbunova I.B. O vvedenii novoj magisterskoj programmy 540710m - muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Sovremennoe informacionno-obrazovatel'noe prostranstvo sbornik nauchnyh trudov. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Institut informacionnyh tehnologij, Akademiya informatizacii obrazovaniya, Sankt-Peterburgskoe otdelenie. Sankt-Peterburg, 2005: 143 - 145.
9. Belov G.G., Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyj komp'yuter (novyj instrument muzykanta): uchebnoe posobie dlya 10 - 11 klassov obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Pobeditel' konkursa po sozdaniyu uchebnoj literatury novogo pokoleniya dlya srednej shkoly, provodimogo NFPK - Nacional'nym fondom podgotovki kadrov i Ministerstvom obrazovaniya Rossijskoj Federacii Sankt-Peterburg: SMIO Press, 2006.
10. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html
12. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 470 - 477.
13. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii studentov muzykal'nyh vuzov s narusheniem zreniya. V sbornike: Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. 2011: 208 - 211.
14. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.
15. Gorbunova I.B., Hajner E., Zalivadnyj M.S. O znachenii matematicheskih metodov v issledovanii muzyki i professional'noj podgotovke muzykantov. Universitetskijnauchnyj zhurnal. 2015; 11: 103 - 111.
16. Gorbunova I.B., Hajner E. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke v shkole cifrovogo veka: programma «SOFT WAY TO MOZART». Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 104 - 109.
17. Oficial'nyj sajt proekta «Muzyka dlya vseh». Available at: http://old.sakha.gov.ru/node/257249
18. YaSIYa-Novosti Yakutska i Yakutii. Available at: http://ysia.ru/tag/proekt-muzyka-dlya-vseh/,
19. Proekt «Muzyka dlya vseh» Vysshaya Shkola Muzyki RS(Ya). Available at: http://vschoolmus.ru/proekt-muzyka-dlya-vseh., 20 Yakutskij pedagogicheskij kolledzh im. S.F. Gogoleva posetil deputat Gosudarstvennoj dumy RF. Available at: http://profportal.sakha.gov.ru/ news/yakutskij-pedagogicheskij-koll/
21. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
22. O muzykal'nom obrazovanii v kontekste proekta «Muzyka dlya vseh» 'Eduard Abdulin http://yaguo.ru/node/520_
23. Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. K voprosu ob organizacii obschego muzykal'nogo obrazovaniya v Shkole XXI veka. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 18: 295 - 299.
24. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v Shkole XXI veka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.
25. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v Shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.
Статья поступила в редакцию 12.10.17
УДК 37.013
Petrova N.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
THE FORMATION OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF PRACTICAL PSYCHOLOGISTS. The article presents the structure of conflictological competence and possibilities of its formation in conditions of professional training of future psychologists in the field of education, the necessity of the implementation of psychological education of teachers on these issues from the psychological educational psychologists. The activity of the practical psychologist in education should enhance the conflictological competence of teachers, development of skills of analysis of conflict situations, skills to find compromise solutions. On the example of discipline "Pedagogical conflictology" a system of knowledge is formed on the basis of its competencies, which in future will form a basis of conflictological competence of future psychologists in the educational system.
Key words: conflictological competence, teachers, practical psychologists of education.
Н.Ф. Петрова, д-р пед. наук, проф. ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ
В статье приводится структура конфликтологической компетентности и возможности её формирования в условиях профессиональной подготовки будущих психологов в сфере образования, показана необходимость осуществления психологического просвещения учителей по данным вопросам со стороны психологических психологов образования. Деятельность практического психолога в образовании должна способствовать повышению конфликтологической грамотности педагогов, развитию навыков анализа конфликтных ситуаций, умений находить компромиссные решения. На примере дисциплины «Педагогическая конфликтология» показана система знаний и формируемых на её основе компетенций, которые в дальнейшем составят основу конфликтологической компетентности будущего психолога системы образования.
Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, педагоги, практические психологи образования.
Отечественная конфликтология в настоящее время переживает период перехода от «первоначального накопления» своего теоретического и эмпирического материала к его систематизации и обобщению. Реальную основу для её дальнейшего развития составляют нарастающие социальные конфликты, отражающие современное кризисное состояние российского общества. Среди основных причин возникновения социальных конфликтов отечественные учёные [1; 2 и др.] выделяют: снижение жизненного уровня значительной массы населения; усиливающаяся конкуренция на рынке труда; изменение сложившихся ранее институтов социализации и воспитания; определённые сдвиги в сфере культурных ориентации; развитие криминогенной ситуации; ухудшение психологического здоровья населения в целом и подрастающего поколения в частности и др.
Конфликтология играет огромную роль в общей парадигме человековедения. Она предполагает владение набором специфических знаний умений и навыков в области человекознания, способствующих предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций. Среди таковых можно выделить: владение различными «ключами» бесконфликтного общения, технологию индивидуальной работы с личностью, специальные методы организации собственной психики, приемы снижения уровня эмоциональной напряженности и тревожности и др. [3; 4]
Учитывая реалии современной действительности можно констатировать, что формирование конфликтологической компетентности личности студента в вузе является важным условием подготовки выпускника к будущей профессиональной деятельности, так как способствует бесконфликтному взаимодействию в будущем трудовом коллективе, гармоничному социальному взаимодействию в ходе реализации должностных обязанностей. Эти требования заложены в Федеральных государственных об-
разовательных стандартах высшего профессионального образования в виде ряда общекультурных компетенций уровня бакалавриата и магистратуры различных направлений подготовки.
Как показал анализ существующих подходов [5 и др.], структурно конфликтологическая компетентность личности студента может быть представленная следующими компонентами: Мо-тивационно-ценностным, Когнитивным, Личностным, Практическим (табл. 1):
В зависимости от специальности и направления подготовки - содержание конфликтологической компетентности может быть дополнено. Применительно к будущим практическим психологам сферы образования, технологически данный аспект в учебной работе может быть представлен учебной дисциплиной «Педагогическая конфликтология», которая позволяет сформировать когнитивный компонент за счет изучения теоретических основ конфликтологической науки, а также существенно обогатить Практический компонент умениями и навыками конструктивного разрешения конфликтов.
Конфликтологической компетентностью, безусловно, должен владеть и каждый практический психолог.
Психологи, осуществляющие свою профессиональную деятельность на базе образовательных учреждений, должны не только знать специфику педагогических конфликтов, возможность их конструктивного разрешения, но и уметь формировать конфликтологическую компетентность у педагогов образовательного учреждения, если по каким - то причинам она не сформирована или находится на низком уровне.
Учебная дисциплина «Педагогическая конфликтология», которая преподается будущим практическим психологам в СКФУ, предполагает изучение вопросов, касающихся специфических особенностей педагогических конфликтов: