ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
УДК 379.8
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
Е.В. Мирошниченко1-*, Н.В. Посохова2-*
1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры
1)е-шаИ: mev-el@ya.ru 2)е-шаИ: natalina_76@mail.ru
В данной статье рассмотрены проблемы духовно-нравственного воспитания подростков, раскрыт потенциал художественно-творческой среды учреждений культуры как важный культуроформирующий фактор в работе с подростковой аудиторией, обоснована необходимость совершенствования воспитательного процесса в учреждения культуры на основе максимальной включенности подростков в художественно-творческую досуговую деятельность.
Ключевые слова: подростки, учреждения культуры, воспитательный процесс, художественно-творческая среда, художественный коллектив, досуг.
Формирование личности подростка представляет собой сложный социально-культурный и педагогический процесс, который может осуществляться при наличии определенных условий. Воспитание духовно-нравственной личности предполагает, как было сказано выше системный и комплексный подход всех социально-культурных институтов общества к реализации этой важной задачи. Для эффективного осуществления воспитательного процесса большую роль играет сфера свободного времени, где подросток выбирает занятия и виды деятельности по собственным предпочтениям и своему интересу. Здесь особую роль призваны сыграть учреждения культуры, создающие и предоставляющие специфические условия для реализации воспитательных задач в отношении подрастающего поколения.
Среда рассматривалась С.Т. Шацким как средство воспитания, изучались пути повышения эффективности воспитания в целесообразном взаимодействии со средой. В последние десятилетия возобновлены исследования в области изучения процессов, происходящих в рамках среды, «педагогизации среды», конструирования среды,
развивающей одаренность личности. Ряд исследований посвящен воспитательным возможностям среды. Внешним ресурсом развития духовно-нравственных качеств личности является среда и ее насыщенность нематериальными гуманистическими ценностями. Как отмечает О.В. Неценко, в социокультурной среде интегрируются и аккумулируются достижения мировой культуры, на родные традиции и национальный менталитет, художественная культура региона и культурные особенности микросоциума, художественное творчество профессиональных и самодеятельных коллективов в области культуры и искусства, неповторимость архитектурных ландшафтов1. Но наличие насыщенной среды не может обеспечить эффективность воспитательного процесса, если личность останется безучастной, пассивной в освоении имеющегося потенциала социально-культурной среды. Необходимость нового осмысления потенциальных возможностей среды, разработке новых механизмов и способов взаимодействия социальной, педагогической, культурно-просветительской, художественно-творческой практики становится важной задачей социально-культурных институтов, занятых в процессе воспитания и формирования качеств личности представителей молодого поколения.
В отечественной науке воспитательным и культуроформирующим возможностям среды всегда уделялось особое внимание. В этом аспекте можно отметить исследование Т.Ю. Купач2, в котором акцентируется внимание на воспитательном потенциале культурно-исторической среды.
Культурная среда русской усадьбы рассматривается в публикациях Е.П. Кабковой3 как потенциальное пространство духовного воспитания личности.
Особую роль социально-культурной среды в воспитании личности, в частности ее ценностных основ, видит С.Н. Унарова, которая отмечает, что социально-культурная среда отражает состояние окружающей действительности и ее проблемным сторонами и процессами4.
В контексте нашего исследования особый интерес представляют работы, в которых отражается духовное содержание воспитательной среды, которое, по мнению Е.П. Белозерцева, характеризуется культурным уровнем населения; степенью развития духовных потребностей людей, их интересов; доминирующими ценностными ориентациями; наличием святынь, храмовых комплексов, культурных и образовательных учреждений и, наконец, географическими, материально-хозяйственными и социальными условиями»5.
Среда учреждений культуры, в которой происходит воспитание и формирование личности подростка отличается художественно-творческими характеристиками и представляет собой некое художественно-творческое пространство, в котором подростки могут не только развивать свои творческие способности, но и системно приобщаться к культурным, в том числе, духовно-нравственным ценностям. Выделяя художественно-творческую среду как
1 Неценко О.В. Понятие «художественно-культурная среда»: необходимость введения в педагогику // Известия ВГПУ, № 1 (266), 2015. С. 79-82.
2 Купач Т.Ю. Педагогические основы социального воспитания дошкольников на культурно-исторических традициях: дис. ... докт. пед. наук : 13.00.06. М., 2000. 389 c.
3 Кабкова Е.П. Культурная среда русской городской усадьбы как фактор духовного воспитания личности (на примере Московской усадьбы Останкино) // Международный сетевой семинар «Интегративные процессы в современном образовании» [Электронный ресурс]. URL: http://arteducation.ru/project/seminar-2011/seminar-2011.htm# (дата обращения: 11.04.2016).
4 Унарова С.Н. Современная социокультурная среда как психологический фактор развития ценностных ориентаций личности : автореф. дис. ... канд. психолог. наук : 19.00.01. М., 2003. 200 c.
5 Белозерцев Е.П. Образование. Историко-культурный феномен: курс лекций. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 704 с.
структурный компонент социально-культурной среды, отметим, что эта категория и её содержание наполнены специфическими ценностями и нормами, художественными образами и особыми идейными смыслами. В своих публикациях Б.П. Черник отмечает, что социально-культурная среда является важным пространством формирования личности. Это определенное окружающее человека социальное пространство (в целом - как макросреда, в конкретном смысле - как непосредственное социальное окружение, как микросреда); зону непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия6.
В современных исследованиях прослеживается тенденция понимания социокультурной среды как совокупности условий для развития и образования личности, а также для производства, потребления, освоения ею материальных и духовных продуктов истории человеческой жизнедеятельности. Художественно-творческая среда, как было нами отмечено выше, является важной частью социокультурной среды и представляет собой широкую эстетическую среду, основу которой составляют три вида искусства: литература, музыка, изобразительное искусство. Художественно-творческая среда относится к важным факторам развития личности в сфере свободного времени, так как является условием отражения действительности через средства искусства, где человек представляет себя в мире образов и реалий.
Художественно-творческая среда неразделима с категорией культуры и культурных ценностей, производство и освоение которых здесь и происходит. Эту связь отчётливо отразила в своём диссертационном исследовании Е.А. Турина. Автор констатирует, что сущностью культурно-художественной среды является совокупность условий, где действует определенный субъект, который является одновременно творцом и потребителем художественного продукта7. В художественно-творческой среде реализуется практической художественно-творческая деятельность человека, в процессе которой он приобщается к художественной культуре и всей системе ее ценностей, присущих обществу8.
В современном обществе активно происходят процессы реформирования и модернизации всех сфер человеческой жизнедеятельности. Создаются и внедряются инновационные социокультурные и педагогические технологи, совершенствуется процесс воспитания и формирования личности. Однако, до сегодняшнего дня, одним из важных субъектов формирования личности подрастающего поколения остаются учреждения культуры, которые оказывают культурно-досуговые услуги наиболее доступные для населения. Учреждения культуры имеют большой культуроформирующий потенциал для работы с подростками по направлению духовно-нравственного воспитания. Предоставляя возможности и условия для практической художественно-творческой деятельности, эти субъекты играют значительную роль в воспитательной работе с подростками.
Духовно-нравственное воспитание направлено на всестороннее развитие личности, на формирование у подрастающего поколения таких качеств, как скромность, честность, принципиальность, любовь к Родине, патриотичность в наше время становится актуальной и выходит на первое место. В.Ю. Троицкий писал: «Без патриотизма не может быть никакого духовного становления личности. Человек вне
6 Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. Новосибирск, 2001. 199 с.
7 Турина Е.А. Среда культуры и искусства как фактор творческой социализации личности : дис. ... канд. искусствоведения: 26.00.01. Киев, 2009.
8 Неценко О.В. Понятие «художественно-культурная среда»: необходимость введения в педагогику // Известия ВГПУ, № 1 (266), 2015. С. 79-82.
патриотизма - это и человек вне истории, вне духовного бытия, без патриотизма
9
можно воспитать лишь получеловека, недочеловека» , умение трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям. Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность. В настоящее время это направление работы учреждений культуры очень актуально, так как российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество-духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции учреждений культуры. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, в том числе детскому, во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
В учреждениях культуры формируются театральные, хореографические коллективы, хоровое и ансамблевое пение, самые различные кружки, любительские художественные коллективы. Первое место среди этих формирований занимают коллективы самодеятельного художественного творчества. В таких коллективах происходит приобщение подрастающего поколения к художественно-творческой среде учреждений культуры.
Приоритетными направлениями сферы творческой деятельности учреждений культуры являются реализация творческого самовыражения и творческой самодеятельности людей; организация досуга и развлечений населения, основанная как на культурных традициях, так и на инновационных технологиях.
Творческий потенциал подростков должен осуществляться с помощью средств учреждения культуры. Это очень важно, потому что в подростковом возрасте появляются желания выражать себя, как личность, стремиться к пониманию общества и своего места в нем. У подростков возникает стремление завоевать авторитет среди сверстников и взрослых. В этом возрасте человек не только наблюдает и познает мир, но еще и анализирует мир и пространство вокруг себя. В контексте нравственно-эстетического воспитания средства досуга призваны воссоздать перед подростком четкую картину этого пространства. Мероприятия, проводимые в рамках культурного досуга, должны способствовать социализации подростков, они будут более доступными, когда проводятся на базе общеобразовательного учреждения. Ребенок не должен быть сторонним наблюдателем, а участником творческого процесса, необходимо грамотно приобщать подрастающее поколение к красоте творчества. И этим духовно-нравственное воспитание на базе учреждений культуры и призвано заниматься.
В художественно-творческой среде учреждений культуры реализуются комплексные программы и проекты художественно-досуговой направленности по работе подростковой аудиторией, которые направлены на выявление творческих способностей человека, создание условий для их развития. Основами деятельности, реализуемой в художественно-творческой среде учреждений культуры по воспитанию духовно-нравственных качеств личности подростков, являются:
9 Троицкий В.Ю. О патриотическом воспитании [Электронный ресурс] // Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества (из выступления на заседании Общественного консультативного совета при Департаменте образования г. Москвы). - Электрон. текст дан. URL: http://www.russia-talk.com/rf/patriot.htm.
творческое самовыражение, культуротворческая деятельность и интеллектуальный досуг.
Вся воспитательная работа с подростками в художественно-творческой среде соответствует ряду принципов. Принцип открытости позволяет выстраивать открытые взаимоотношения с различными субъектами культурно-досуговой деятельности, знакомиться с лучшими традиционными и инновационными технологиями культурной деятельности при равнодоступности услуг и предложений учреждений культуры для каждого подростка.
Принцип преемственности обеспечивает сохранение, развитие и передачу лучших образцов духовной культурной деятельности последующим поколениям. Принцип инновационности предполагает переход на более эффективные способы управления процессом воспитания духовно-нравственной личности, внедрение современных методов менеджмента и маркетинга в осуществлении этого вида социокультурной практики.
Принцип погружения достигается через формирование внутреннего оформления художественно-творческого пространства учреждения культуры с помощью современных средств дизайна, выставочных, аудио, медиа-информационных технологий, а также интерактивной этнокультурной зоны. Принцип межведомственности предполагает объединение ресурсов (человеческий, финансовый, информационный, материально-технический, кадровый и другие), а также усилий структурных и территориальных подразделений государственной, муниципальной исполнительной, законодательной власти, для решения единых целей, задач, интересов, способствующих повышению качества воспитательного и культуроформирующего процесса с подростками.
В исследовании Е.М. Зезека отмечено, что содержание процесса духовно-нравственного воспитания в учреждениях культуры определяется системой гуманистических ценностей, отраженных в произведениях культуры и искусства, что позволяет специалистам учреждений культуры напрямую и опосредовано воздействовать на когнитивную, эмоционально-мотивационную, творческо-деятельностную сферы личности, а также активизировать саморазвитие личности участника социально-культурных программ. Именно эта специфика позволяет учреждениям культуры эффективно участвовать в процессе формирования духовно-нравственных ценностей молодежи10. Основа процесса духовно-нравственного воспитания в художественно-творческой среде учреждений культуры определяется системой базовых национальных ценностей, хранимых в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемых от поколения к поколению и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях. Именно эта специфика позволяет учреждениям культуры эффективно участвовать в процессе формирования духовно-нравственных ценностей молодежи, использовать формы работы, обладающие большой силой смыслового и эмоционального воздействия на личность. Духовно-нравственное становление личности в художественно-творческой среде учреждений культуры, как показано на рисунке, может реализоваться по четырём направлениям.
10 Зезека Е.М. Духовно-нравственное воспитание молодежи в деятельности учреждений культуры: дисс. на соиск. уч. степни канд. пед. наук. Тамбов, 2011.
Рис. Направления духовно-нравственного воспитания в художественно-творческой среде
учреждений культуры
Ориентация форм работы на приобщение подростков к русской народной культуре и культуре других народов России предполагает участие подростков в таких формах культурно-досуговой деятельности, как: традиционные праздники, обряды, фольклорные фестивали, конкурсно-игровые программы с использованием народных традиций и элементов традиционной художественной культуры, молодёжные посиделки, занятия в клубах по интересам, любительских объединениях и коллективах самодеятельного художественного творчества и другом. Основное внимание в содержании деятельности по этому направлению уделяется ознакомлению с традициями и обычаями предков, народным творчеством, традиционными промыслами. Воспитание личности подростков средствами клубной самодеятельности одно из важнейших и социально востребованных направлений деятельности клубных учреждений. Для работы с подростками клубные творческие коллективы используют разнообразные виды и формы художественно-творческой среды такие как: кружки, клубы по интересам, различные творческие коллективы, проводятся беседы, информационные часы, часы общения, дискуссии, диспуты, музыкальные гостиные и другое.
Второе направление посвящено формированию этических ценностей у подростков в художественно-творческой среде учреждений культуры. Особое внимание уделяется таким формам работы, как: уроки этики, этические викторины, беседы, дискуссионные качели, кинолектории и многое другое. В процессе реализации этого направления подростки не только осваивают нормы нравственности и общественной морали, но демонстрируют нравственные модели поведения в процессе подготовки и проведения культурно-досуговых программ, закрепляют правила нравственности в общественной культурно-досуговой практике, выстраивая коммуникацию и осуществляя нравственный выбор при решении этических проблем.
В ходе осуществления работы по направлению приобщения к традициям православной христианской культуры и традиций спектр культурно-досуговых форм
не сужается. Популярными и действенными для воспитания духовно-нравственных качеств личности остаются: встречи со священнослужителями, православные праздники, православные беседы, уроки толерантности и многое другое. Особое внимание уделяется профилактической работе по проблеме привлечения подростков в деструктивные секты и экстремальные группы и объединения.
Художественно-творческая среда учреждений культуры способствует приобщению к христианским ценностям через культуру. Этот подход тем более продуктивен, что сегодня все больше осознается необходимость сближения воспитания и культуры, в процессе которого происходит не только расширение искусствоведческих знаний подростков, но развитие, обогащение их духовного потенциала.
Художественно-творческая среда предоставляет безграничные возможности подросткам для участия в благотворительной, волонтёрской деятельности. Так, большое значение в воспитании духовно-нравственных качеств имеют формы художественно-творческой деятельности: благотворительные концерты, выступления творческих агитбригад на дому (для людей с ограничениями здоровья), волонтерские акции и многое другое. Участвуя в этих видах деятельности, подростки формируют устойчивое гуманистическое поведение, закрепляют нравственные модели общежития, развивают духовно-нравственный потенциал.
Отношение подростка к окружающему миру, его внутренние переживания и стремления, выраженные в художественной форме, воплощаются в практике художественного творчества. Роль художественного творчества в становлении личности подростка очень важна, так как именно в этот период происходит самоопределение человека, его культурная идентификация. Подросток активно осваивает мир, формируя нравственные, эстетические, социальные установки. Появляются первые самостоятельно выполненные или под руководством произведения художественного творчества: рисунки, литературные работы, мелодии, танцы театральные постановки, игровые фильмы и пр. Существует собственное и исполнительное художественное творчество. Последнее включает, например, игру на музыкальных инструментах, выразительное чтение, традиционные виды народного художественного творчества, т.е. воспроизведение готовых образцов или произведений других авторов. Обычно продукты художественного творчества - это самостоятельное творческое проявление подростка, выполненные по личному впечатлению или замыслу и собственными силами на основе умений, приобретённых самостоятельно или под руководством взрослых. Они отличаются от работ, которые заранее определены наставником, учителем многоплановостью замысла, подросток одновременно сам открывает, изобретает технику работы, стиль исполнения и т.д.
Вышеперечисленные направления деятельности в художественно-творческой среде учреждений культуры, на наш взгляд представляется наиболее перспективным, поскольку предоставляют возможность решать сложные проблемы духовно-нравственного воспитания подростков и учитывать особенности этой деятельности в сфере свободного времени на основе добровольного и свободного выбора.
Художественно-творческая среда учреждений культуры оставляет за личностью право нравственного выбора, который на первых порах должен осуществляться при грамотном и ненавязчивом участии специалистов учреждений культуры. Свет, звук, художественной слово, средства всех жанров искусства, тактильность - это те инструменты, которые помогают не только организовать художественно-творческую среду учреждений культуры, но и активно использовать ее потенциал в процессе воспитания духовно-нравственных качеств личности
подростка. Реальность, буквальность сенсорно-чувственного пространства очень важна для обеспечения эффективности этого процесса, что напрямую связано с возможностью рождения живого духовно-нравственного смыла, так значимого для современных подростков. Развитие у подростков творческих способностей и побуждение их к самостоятельной духовно-нравственной деятельности остается главной задачей и результатом воспитательного процесса в художественно-творческой среде учреждений культуры.
Список литературы
1. Белозерцев Е.П. Образование. Историко-культурный феномен: курс лекций. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 704 с.
2. Зезека Е.М. Духовно-нравственное воспитание молодежи в деятельности учреждений культуры: дисс. на соиск. уч. степни канд. пед. наук. - Тамбов, 2011. - 269 с.
3. Кабкова Е.П. Культурная среда русской городской усадьбы как фактор духовного воспитания личности (на примере Московской усадьбы Останкино) // Международный сетевой семинар «Интегративные процессы в современном образовании» [Электронный ресурс]. - URL: http://arteducation.rU/project/seminar-2011/seminar-2011.htm# (дата обращения: 09.09.2016).
4. Купач Т.Ю. Педагогические основы социального воспитания дошкольников на культурно-исторических традициях : дис. ... докт. пед. наук : 13.00.06. - М., 2000. - 389 с.
5. Неценко О.В. Понятие «художественно-культурная среда»: необходимость введения в педагогику // Известия ВГПУ. - № 1, 2015. - С. 79-82.
6. Турина Е.А. Среда культуры и искусства как фактор творческой социализации личности: дис. ... канд. искусствоведения : 26.00.01. - Киев : Государственная академия руководящих кадров культуры и искусств, 2009.
7. Троицкий В.Ю. О патриотическом воспитании [Электронный ресурс] // Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества (из выступления на заседании Общественного консультативного совета при Департаменте образования г. Москвы). - Электрон. текст дан. - Режим доступа: http://www.russia-talk.com/rf/patriot.htm (дата обращения 03.09.2016).
8. Унарова С.Н. Современная социокультурная среда как психологический фактор развития ценностных ориентаций личности: автореф. дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.01. - М., 2003. - 200 с.
9. Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. - 199 с.
ARTISTIC CULTURAL ORGANIZATION AGENCIES CREATIVE ENVIRONMENT AS A FACTOR OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF TEENAGERS
E.V. Miroshnichenko1), N.V. Posokhova2)
1 2)
' ;Belgorod State Institute of arts and culture 1)e-mail: mev-el@ya.ru 2)e-mail: natalina_76@mail.ru
In the article methodical recommendations for teachers in the music school, taking into account age and individual peculiarities of students.
Keywords: music education, guidance, educational technology, age-specific, individualized approach to learning.