Научная статья на тему 'Сущность и специфика процесса духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры'

Сущность и специфика процесса духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1631
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ / ESSENCE / СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ / SPECIFICITY / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ЛИЧНОСТЬ / PERSON / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / CULTURAL INSTITUTIONS / ДОСУГ / LEISURE / ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ / PREDISPOSITION / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зезека Елена Михайловна

Формирование духовно-нравственных ценностей у молодежи одна из важнейших задач учреждений культуры. Духовно-нравственное воспитание молодежи в учреждениях культуры это целенаправленное создание условий для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремится педагог. Таким образом, сущность и специфика процесса духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры состоит в содержании и формах работы учреждений культуры, обладающих большой силой смыслового и эмоционального воздействия на личность, которые в период реформирования государства и кризисных потрясений приобретают особое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of youth audience is one of the leading tasks of specialists of cultural institutions. The availability of youth audience may be considered as success of cultural institutions. The ability of a specialist to take into consideration the state of the audience, to form it by means of a purposeful influence is of decisive importance as far as the technology of culture leisure activity is concerned.

Текст научной работы на тему «Сущность и специфика процесса духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры»

.....

I I I ■ M I I I I

^ Социально-культурная деятельность 147

Примечания

1. Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: дис. ... д-ра пед. наук / Е.А. Александрова. - Тюмень, 2006.

2. Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург: Изд-во Ур ГПЦ, 2005.

3. Газман, О. С. Новые ценности в образовании / О.С. Газман // Новые ценности в образовании. - № 33. - 1995.

4. Звягинцева, Н. Ю. Инновационные процессы в современном российском образовательном пространстве / Н.Ю. Звягинцева // Известия Южного федерального университета. - 2010. - № 2.

5. Кан-Калик, В. А. Основы профессионального общения / В.А. Кан-Калик. - Грозный, 1979. - С. 61; Симо-ненко, В. Д. Общая профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко. - М.: Вентана Граф, 2006.

6. Уварова, Т. А. Педагогические условия подготовки студентов вузов к семейной жизни. / Т. А. Уварова // Мир образования - образование в мире. - 2010. - № 3. - С. 97-103.

7. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика / А.В. Хуторской. - М.: Академия, 2008.

8. Яковлев, Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.Ю. Яковлева. - М.: Владос, 2006.

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

Е.М. Зезека

Орловский государственный университет культуры и искусств

Формирование духовно-нравственных ценностей у молодежи - одна из важнейших задач учреждений культуры.

Духовно-нравственное воспитание молодежи в учреждениях культуры - это целенаправленное создание условий для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремится педагог.

Таким образом, сущность и специфика процесса духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры состоит в содержании и формах работы учреждений культуры, обладающих большой силой смыслового и эмоционального воздействия на личность, которые в период реформирования государства и кризисных потрясений приобретают особое значение.

Ключевые слова: сущность, специфика воспитания, молодежь, личность, учреждения культуры, досуг, предрасположенность, духовность.

The formation of youth audience is one of the leading tasks of specialists of cultural institutions. The availability of youth audience may be considered as success of cultural institutions.

The ability of a specialist to take into consideration the state of the audience, to form it by means of a purposeful influence is of decisive importance as far as the technology of culture leisure activity is concerned.

Key words: essence, specificity, education, youth, person, cultural institutions, leisure, predisposition, spirituality.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 147-151

.....

I I I ■ М I I I

148 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август

В сфере досуга существует множество разнообразных видов деятельности, что выдвигает социокультурную деятельность в число уникальных, исключительно специфических видов воспитания. Особенность социокультурной деятельности в данном случае заключается в том, что процесс творчества и процесс воспитания в учреждениях культуры сливаются воедино. В процессе социокультурной деятельности участники выступают по отношению друг к другу в разных профессиональных, социальных, национальных и возрастных ролях и отношениях. Их межличностные отношения в процессе воспитания носят особый характер, ибо на них оказывает воздействие первичное возбуждение от информационного потока деятельности учреждений культуры и вторичное - от влияния самих участников. Следовательно, эффективность процесса воспитания во многом зависит от точного знания психолого-педагогических основ восприятия, учета интересов детей и молодежи, посещающей учреждения культуры.

Воспитательное воздействие учреждений культуры состоит в том, что здесь отожествляются, идентифицируются интересы личности и общества.

Аудитория учреждений культуры имеет реальную возможность для получения знаний, реальные условия научиться самостоятельно анализировать происходящие события. Вовлеченный в деятельность учреждений культуры посетитель оказывается в новом для него коллективе, где люди объединены общими целями, где складывается система отношений, при которых личные чувства влияют на положение дел. Становясь соучастником действия, он воспринимает общественные ценности, социальные нормы, приобщается к общественной деятельности, ярче проявляет свои способности.

В процессе общения в учреждении культуры происходит организация взаимодействия людей, передача опыта, выявляется потребность в знаниях, оценках и мнениях по непрерывно расширяющемуся кругу вопросов.

Объект ориентируется в окружающей

социальной среде, воспринимает ее с помощью установки. Этот процесс приобретает характер своеобразной селекции, в результате которой одна информация усваивается, другая отвергается. Более глубоко усваивается та, что способствует укреплению существующих предпочтений. Новые знания проходят через призму сложившихся представлений и убеждений. При этом «все прошлое вовсе не уничтожается новыми впечатлениями, а новые раздражения складываются, суммируются с прошлым, образуя настоящее» (7, с. 496).

В процессе социокультурной деятельности со стабильной аудиторией, участниками творческих коллективов, клубов по интересам и т.д., внимание более устойчиво, развивается интерес, поднимается активность участников.

В технологии социокультурной деятельности выделяются два основных вида восприятия: во-первых, явлений и процессов действительности (чувственное восприятие) и, во-вторых, знаковых предметов и систем различной степени сложности (восприятие предметов искусства, речи - письменной и устной). В последнем отражаются объективные результаты отражения действительности, то есть отражение идеальных моделей. Эти два вида восприятия, являясь едиными, как чувственное и рациональное, обладают и сходством.

Познание закономерностей восприятия личностью важно для научного исследования интеграционных процессов воспитания молодежной аудитории, для активного целенаправленного формирования эстетических интересов и потребностей личности. Знание специалистами учреждений культуры психологических закономерностей восприятия и творчества позволит им распространить навыки собственного восприятия мира на все виды и формы деятельности.

Исследование закономерностей восприятия аудиторией учреждения культуры имеет непосредственный практический выход и в процесс формирования духовных ценностей. Выяснить механизм действия этих закономерностей - значит понять смысл определенных форм самореализации специалистов и посети-

.....

I I I ■ М I I I

Социально-культурная деятельность 149

телей учреждений культуры, ибо психологические закономерности восприятия играют важную роль в понимании особенностей становления сознания творческой личности (3, с. 451-452).

Следовательно, восприятие обеспечивает многогранность возможностей воздействия в процессе духовно-нравственного воспитания личности. С точки зрения технологии интегра-тивно-педагогического подхода актуально в планируемых для аудитории программах, наряду со специальными предметами, включать общекультурные.

Анализируя процессы восприятия, академик А.В. Запорожец писал: «Развитие предметного содержания, то есть переход от простых, элементарных образов, основанных на единичных признаках (свойствах) объектов, к сложным образам, построенным в результате установления внутренних связей и отношения между соответствующими свойствами объекта, а затем переход к синтезированию целостных образов. С помощью этих действий субъект ориентируется в окружающей действительности, отражает именно те ее свойства, которые необходимы для жизнедеятельности в ней, для решения задач, стоящих перед ним. Поэтому процессы восприятия нельзя рассматривать вне реальной жизни субъекта, вне анализа осуществляемых задач» (4, с. 130). Значит, механизм восприятия в технологии интегративно-педаго-гического подхода можно рассматривать как единый перцептивно-коммуникативный процесс, составляющий основу технологии социокультурной деятельности.

Устойчивость эмоций, аналитическое мышление создают базу для возникновения и формирования убеждений, ценностных ориентации у молодежи.

Необходимость превращения процесса воспитания в процесс самовоспитания - одна из важнейших черт организации досуга молодежи. Самовоспитание подростков немыслимо без активного включения их в культурную деятельность. Причем сам факт занятий еще не свидетельствует о стремлении к самосовершенствованию. Молодой человек лишь тогда

ставит сознательно цель собственного совершенствования и достигает ее, когда он научится анализировать, искать, думать. Развитие его воли теснейшим образом связано с развитием его мышления и его чувств. Лишь осуществляя комплексное влияние на все психологические компоненты личности, можно добиться ее совершенствования. Одним из эффективных методов воспитания является самостоятельная деятельность молодежи в свободное время.

Реализации социально значимых потребностей молодежного возраста способствуют самые разнообразные формы (участие в творческих коллективах, концертах, экспедициях). Для более успешной работы с молодежью необходимы следующие рекомендации:

- популяризировать работу учреждений культуры с целью вовлечения молодежи в процесс творческой деятельности, реализующей потребности молодежи в общении, творчестве, самовыражении, сопереживании и пр.;

- увеличить число интегративно-педагоги-ческих форм деятельности, комплексно удовлетворяющих потребности молодежи и служащих целостному развитию личности;

- увеличить степень творческо-воспита-тельного воздействия за счет использования современных технических средств с одновременным углублением содержания;

- обратить особое внимание на индивидуальные формы работы с целью выявления и развития творческих способностей, проявления лучших душевных качеств;

- систематически исследовать изменяющиеся культурные интересы, увлечения молодежи и организовывать клубные объединения, отвечающие потребностям современной молодежи;

- постоянно повышать квалификационный уровень специалистов учреждений культуры, принимать участие в различных научных и творческих конференциях, семинарах, лабораториях и т.д.;

- осуществлять воспитательное влияние без штампованного морализирования, лучше на личном примере, а также через механизм

.....

I I I ■ М I I I

150 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август

общественного мнения;

- придерживаться демократического стиля руководства в организации досуга молодёжи;

- развивать самоуправление молодёжи в клубных объединениях через систему общественных поручений, создание специальных педагогических ситуаций, профориентацион-ную работу и др.;

- стимулировать творческий рост молодежи участием в конкурсах, фестивалях, грантах и т.д.;

- повышать патриотическую и духовно-нравственную культуры молодежи через участие в социально значимых мероприятиях, благотворительных акциях, общественно полезной деятельности.

Достижение успеха реально возможно лишь при комплексном подходе к воспитанию молодежи. Эффективность деятельности учреждений культуры, в части духовно-нрав-

ственного воспитания молодежи, зависит от координации действий всех учреждений культуры, школы, общественных организаций, творческих союзов и пр. в обеспечении единого воспитательного процесса.

Духовно-нравственное воспитание молодежи в учреждениях культуры - это целенаправленное создание условий для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремится педагог.

Таким образом, сущность и специфика процесса духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры состоит в содержании и формах работы учреждений культуры, обладающих большой силой смыслового и эмоционального воздействия на личность, которые в период реформирования государства и кризисных потрясение приобретают особое значение.

Примечания

1. Великий князь - Восходящий узел орбиты // Большая Российская энциклопедия: в 30 т. / председатель науч.-ред. совета Ю.С. Осипов; отв. ред. С.Л. Кравец. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. - Т. 5.

- 783 с. 6 ил.: карт.

2. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: [учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств] / А.Д. Жарков. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд-во МГУК, ИТО «Профиздат», 2002.

- 288 с.

3. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: [учебник для студентов вузов культуры и искусств] / А.Д. Жарков. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.

4. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. / А.В. Запорожец. - М., 1986. - Т. 1. - 257 с.

5. Культурно-досуговая деятельность: [учебник]. - М.: МГУКИ. 1998. - 237 с.

6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / С.И. Ожегов; под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. - 16-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1984. - 797 с.

7. Павловские среды: [протоколы и стенограммы физиологических бесед]: в 12 т. - М.; Л., 1949. - Т. 11.

- 647 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.