Научная статья на тему 'Художественно-культурная среда как ресурс воспитательной деятельности (на материалах современных отечественных гуманитарных исследований)'

Художественно-культурная среда как ресурс воспитательной деятельности (на материалах современных отечественных гуманитарных исследований) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1304
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА СРЕДЫ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / PEDAGOGY OF ENVIRONMENT / CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ARTISTIC AND CULTURAL ENVIRONMENT / UPBRINGING POTENTIAL OF ARTISTIC AND CULTURAL ENVIRONMENT / CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неценко Ольга Викторовна

В статье представлен краткий обзор и анализ отдельных тенденций развития средового подхода в современной отечественной педагогике. Автор подчеркивает необходимость взаимодействия различных гуманитарных наук для изучения различных аспектов среды, предлагая ввести категорию «художественно-культурная среда» в понятийный аппарат современной педагогики. Раскрывается сущность категории «художественно-культурная среда», которая трактуется как компонент культурной среды, образующий пространство функционирования художественной культуры и практической художественно-творческой деятельности человека, в процессе которой он приобщается ко всей системе норм и ценностей, присущих обществу. Рассмотрены причины возрастания ее воспитательного потенциала в современных условиях, а также функции художественно-культурной среды города, региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неценко Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic and Cultural Environment as a Resource for Educational Activities (A Case Study of Contemporary Russian Humanitarian Researches)

Technogenic type of culture, antagonistic human spirituality, has generated a lot of humanitarian social problems, destroying the main the only external resource human potential development in general, and spiritual potential in particular, which is the environment. This was the cause of acute interest of socio-humanitarian knowledge to environmental studies, as well as the cause of necessarily for understanding and developing of new ways for social, cultural, pedagogic, educational, artistic and creative practice interacting with dynamically changing social and cultural environment. The subject of my research is interdisciplinary trends in the development of environmental approach in contemporary Russian pedagogics, and my article is a brief overview of such trends both in the capital and, mostly, in the Russian province. For this purpose, I use a system and semiotic approaches and discourse analysis of cultural, historical and pedagogic texts (including Ph.D. and Doctoral dissertations as indicators of the most promising areas in terms of the scientific community). I propose to interpret the category of ‘artistic and cultural environment’ as a component of the cultural environment, which forms the space of functioning of artistic culture and practice of artistic and creative human activity, during which person joins in the whole system of norms and values of society. In this form, this category is applied in art criticism, cultural historical and cultural studies, and I propose to introduce a category of ‘artistic and cultural environment’ in the conceptual apparatus of modern pedagogy. Artistic and cultural environment is a significant resource for educational activities. In my article, I have shown that effectiveness of the educational potential of artistic and cultural environment for the following reasons: (i) perceptual knowledge of the environment is inherent in children at any age level, irrespective of their level of intellectual activity, does not require special intellectual effort; it effects on imaginations, experience and creates vivid emotional states; (ii) inclusion of the child in various kinds of artistic activity allows holistically impact on emotional, volitional and intellectual sphere of the person; (iii) artistic activity focused primarily on the spiritual and moral development and upbringing of a person and only then on the formation of highly specialized artistic skills; most of those who engaged in artistic activities in childhood does not aspire to become professional artists, musicians, actors, dancers, etc.; (iv) it is artistic and creative activity that is the most popular among students and parents, both among preschool children, and pupils of school age; most of pupils at institutions additional education of children are pupils of educational communities connected with artistic creativity; (v) artistic and cultural environment of the region, cities, villages permeated with folk traditions, and culture of its people; folk art culture is close to children due to its emotional, figurativeness, optimism, deep connection with nature, ludic character ; (vi) artistic and cultural environment actualizes all areas of personality and stimulate it creativity. Satisfaction of basic aesthetic requirements of the person depends on (a) the power of cultural potential, (b) lifestyle and cultural level of the population, (c) the service system in the field of art and culture, (d) existing forms and means of cultural exchange. In its turn, the implementation of educational potential is related (a) with significance of the values and traditions of artistic culture in the microenvironment, (b) with the organization of artistic and creative activities, (c) with the presence of social algorithms for inclusion of the person in current artistic and cultural practices, (d) with awareness among pedagogical community the upbringing functions of organized and unorganized artistic and cultural environment. My conclusion is that the pedagogical mission of the artistic and cultural environment is to create conditions for the development of cultural and national identity, as well as for self-identity and spiritual forces of social communities through artistic and creative activities.

Текст научной работы на тему «Художественно-культурная среда как ресурс воспитательной деятельности (на материалах современных отечественных гуманитарных исследований)»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 8. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit' Bd. 8, Ausgb. 1

'The Space and Time of Education' 'Raum und Zeit der Bildung'

Образовательная среда

Educational Environment / Bildungsumfeld

УДК 37.013.46

Неценко О.В.

Художественно-культурная среда как ресурс воспитательной деятельности

(на материалах современных отечественных гуманитарных исследований)

Неценко Ольга Викторовна, кандидат исторических наук, доцент и докторант кафедры общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета

E-mail: [email protected]

В статье представлен краткий обзор и анализ отдельных тенденций развития средового подхода в современной отечественной педагогике. Автор подчеркивает необходимость взаимодействия различных гуманитарных наук для изучения различных аспектов среды, предлагая ввести категорию «художественно-культурная среда» в понятийный аппарат современной педагогики. Раскрывается сущность категории «художественно-культурная среда», которая трактуется как компонент культурной среды, образующий пространство функционирования художественной культуры и практической художественно-творческой деятельности человека, в процессе которой он приобщается ко всей системе норм и ценностей, присущих обществу. Рассмотрены причины возрастания ее воспитательного потенциала в современных условиях, а также функции художественно-культурной среды города, региона.

Ключевые слова: педагогика среды, культурно-образовательная среда, художественно-культурная среда, воспитательный потенциал художественно-культурной среды, культурное наследие.

Интеллектуальное развитие современного человека становится все менее связанным с развитием духовным. Следствием антагонистичности характерного для современного общества техногенного типа культуры духовной составляющей человека стало усиление этнопсихологических проблем, вспышки ксенофобии, расовой нетерпимости, рост социального сиротства и детской преступности. «Наука и техника привели в своем стихийном развитии человечество на край пропасти», — так говорил М.С. Каган о той ситуации, которая сложилась в культуре в начале 21 века, имея в виду, прежде всего, пропасть нравственную [Каган, Соколов 2006, с. 45]. Возникновение же и углубление этой пропасти тем более катастрофично, что техногенное общество разрушает тот главный и, по сути, единственный внешний ресурс развития человеческого потенциала в целом и духовного потенциала в частности, каковым является среда.

Это, по-видимому, и является причиной наблюдающегося сегодня роста потребности в системном, прежде всего гуманитарном, анализе среды, ее социокультурного — в широком смысле этого слова — потенциала. Не случайно во введении к докладу «Культурная среда и культурная политика», подготовленному при поддержке администрации Воронежской области и являющемуся итогом комплексного независимого исследования, его руководитель Э. Бояков подчеркивает, что культура — это, прежде всего, среда, которая должна питать любую социальную, политическую, экономическую инициативу [Воронежский пульс... 2013]. Что же касается представителей гуманитарных наук, то они те более испытывают потребность в осмыслении и разработке новых способов взаимодействия социальной, педагогической, культурно -просветительской и художественно-творческой практики с динамично меняющейся социокультурной средой.

В отечественной педагогике среда начала рассматриваться как средство воспитания еще С.Т. Шацким1, который видел в

1 Станислав Теофилович Шацкий (1878—1934) — педагог, один из создателей первых внешкольных учреждений для детей в России — первых в России детских клубов (1905), колонии «Бодрая жизнь» (1911). В 1919—1932 руководил рабо-

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'

Неценко О.В. Художественно-культурная среда как ресурс воспитательной деятельности (на материалах современных отечественных гуманитарных исследований)

той первой опытной станции по народному образованию, в 1932—1934 — Центральной экспериментальной лабораторией

Наркомпроса РСФСР, будучи одновременно с 1932 г. до конца жизни директором Московской консерватории. (Прим. ред.).

целесообразном взаимодействии со средой способ повышения эффективности воспитания (см., напр., [Шацкий 1964, с. 419, 427; 1980, с. 127]).

Весомый вклад в развитие педагогики среды внес Ю.С. Мануйлов. Под средовым подходом в воспитании он понимает «систему действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата» [Мануйлов 1997]. Исследователь обосновывает возможность управления процессом воспитания через среду в современных условиях, рассматривая среду в качестве средства воспитания и подчеркивая, что посредством среды формируется образ жизни личности, среда облагораживает, одушевляет, обогащает, оздоравли-вает личность [Мануйлов 1997].

Для реализации функций оздоровления, обогащения, одушевления, будучи ресурсом воспитания, среда должна быть насыщена гуманистическими ценностями, нравственными нормами, художественными образами, народными традициями и народным творчеством, информацией о культурных ценностях.

В последние десятилетия возобновлены исследования в области изучения процессов социализации и воспитания личности, происходящих в рамках среды, конструирования среды, развивающей одаренность личности, культурно-исторических традиций среды региона и др. Именно аспект педагогического влияния, как детерминирующий процесс развития среды и личности в ней, является сущностным отличием большинства современных исследований. Авторы отмечают возможности среды в воспитании человека, обращая внимание на творческую составляющую среды, ее художественное содержание и культурно-исторический контекст.

Исследование Т.Ю. Купач посвящено выявлению воспитательного потенциала культурно-исторической среды и определению педагогических основ (цели, принципов, содержания, технологий и методов) социального воспитания дошкольников с учетом региональных особенностей. Автор подчеркивает важность культурно-исторических традиций для полноценного использования возможностей всех социальных институтов (дошкольные учреждения, краеведческие музеи, семья и др.) [Купач 2000].

Е.П. Кабкова рассматривает культурную среду русской усадьбы как фактор духовного воспитания личности [Кабкова 2011]. Этот восходящий к исследованиям Ю.М. Лотмана [Лотман 1994] подход встречаем и у М.В. Пономаревой [Пономарева 2005], В.А. Гречухина [Гречухин 2002], Е.С. Мертенс [Мертенс 2009] и Л.Е. Городновой [Городнова 2010].

Э.П. Костина, рассматривая среду как средство развития креативности ребенка-дошкольника, подчеркивает, что современный педагог должен знать составляющие среды и уметь ее организовать. Музыкальную среду автор считает средством приобщения к музыкальной культуре и выделяет в музыкальной среде дошкольного учреждения следующие компоненты: среду организованной музыкально-творческой деятельности, среду нерегламентированной совместной (со взрослым) музыкально-творческой деятельности, среду нерегламентированной самостоятельной деятельности. Социум автор считает средой музыкального просвещения ребенка [Костина 2006].

С.И. Дорошенко подчеркивает ориентацию музыкального образования, осуществлявшегося в сфере самодеятельности, на особенности социальной среды, тенденцию учета местных музыкально-культурных традиций [Дорошенко 2012].

Таким образом, новые направления науки — социальная психология, социальная культурология, музыкальная социология, — рассматривающие проблемы взаимодействия индивида и социума, создают и новые научные категории — культурно-историческая среда, социокультурная среда, культурная среда, музыкальная макро- и микросреда, и др. [Устьянцев 1998, 2007; Быховская 2000; Купач 2000; Ахунов 2006; Костина 2006; Беккерман, Стукалова 2011; Заграевский 2011; Дорошенко 2012].

При этом авторы обращают свой взор к педагогической теории, анализируют проблемы современной среды, способы взаимодействия личности со средой, возможности обогащения образовательной среды, пути повышения воспитательного потенциала культурно-исторической среды. Большинством исследователей в контексте средового подхода подчеркивается значимость нематериальных ресурсов среды.

Е.П. Белозерцев указывает на необходимость рассмотрения среды, в первую очередь, в контексте ее духовного содержания. Автор делает вывод о том, что культурно-образовательную среду нужно рассматривать как «фактор максимизации возможностей воспитания целостной, органичной, социально-адаптированной личности, обеспечения преемственности поколений...» [Белозерцев 2004.6, с. 629].

Становится очевидным, что для изучения современной среды необходим интеграционный подход, взаимодействие различных гуманитарных наук, изучающих общество и процесс становления человека членом общества. Воспитательные возможности среды в этой связи не могут считаться до конца изученными, раз и навсегда установленными.

Воспитательные возможности среды определяются не столько информационными и социальными факторами, сколько культурно-эмоциональными. Отношение человека к окружающей действительности, смыслам и ценностям окружающей среды, ориентация на ее духовно-нравственные ценности, — будут, в конечном счете, определять возможности среды как ресурса воспитания.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'

Неценко О.В. Художественно-культурная среда как ресурс воспитательной деятельности (на материалах современных отечественных гуманитарных исследований)

И.Б. Стояновская подчеркивает, что содержание культурно-образовательной среды «в каждый определенный период это и сумма культурных ценностей современности и результат культурно-исторического развития, представляющий собой ценности, созданные на различных этапах человеческой истории» [Стояновская 2002, c. 17]. Соответственно, следует рассматривать не только традиционные ценности общества в качестве ресурса среды как фактора воспитания, но и новые социокультурные нормы и ценности, социальные, культурные и субкультурные процессы, происходящие в окружающей и осваиваемой среде. При этом стоит отметить все возрастающую роль художественной жизни общества в процессе социализации подрастающих поколений. Стремительная динамика художественной жизни общества позволяет утверждать, что многие процессы, происходящие сегодня в художественной культуре, уже выпадают из компетенции эстетики или искусствознания, становятся предметом изучения социологии, социальной психологии, социальной педагогики.

Поэтому в контексте «средового подхода» следует обратить внимание на художественно-культурную среду, как фактор воспитания. Через художественное освоение картины мира современный ребенок, мыслящий зачастую образами, может быть успешнее подготовлен к дальнейшей жизни и профессиональной деятельности. Целесообразная организация художественно-культурной среды может рассматриваться как фактор воспитания и развития личности. Более того, неорганизованная художественно-культурная среда, наполненная нравственными художественными ценностями, личностными смыслами, информацией о культурных событиях и возможностях художественно-культурной среды, субкультурными явлениями и процессами, происходящими в области художественной культуры, обладающая исторической памятью, также может рассматриваться в качестве ресурса воспитательной деятельности.

Поэтому в контексте теоретической педагогики будет целесообразным выделение понятия художественно-культурная среда, поскольку она имеет собственные, отличные от социальной, культурной, культурно-образовательной, образовательной и др. сред, содержание, потенциал, миссию и функции. Выделяя художественную культуру (в качестве подсистемы культуры) как особую сферу жизнедеятельности человека, логичным будет выделить художественно-культурную среду как особую составляющую социокультурной среды, наполненную собственными нормами и ценностями, художественными образами и особыми идейными смыслами.

Именно художественно-культурная среда способна объединить гуманитарные знания и различные виды художественных практик, знания с «ценностным осмыслением действительности» [Иванов 2007, c. 45]. Выделяя художественную культуру в качестве подсистемы культуры, М.С. Каган подчеркивает, что искусство есть самосознание культуры и именно художественная культура способна поддерживать нравственные основания человечества [Каган, Соколов 2006].

В современных исследованиях прослеживается тенденция понимания значимости художественного в культурной и социокультурной среде. Изучая возможности искусства, многие исследователи подчеркивают, что при традиционно -искусствоведческом анализе из контекста исчезают многие аспекты художественной жизни, наиболее значимые для развития и образования личности, а также для формирования ее социокультурной идентичности.

В исследовании Р.М. Чумичевой в рамках социокультурной среды выделяется художественно-эстетическая среда . Р.М. Чумичева считает, что искусство играет решающую роль в социокультурном развитии и художественном образовании ребенка, поэтому особое внимание в дошкольном образовательном учреждении следует уделять созданию художественно-эстетической среды, основой которой являются три вида искусства: литература, музыка, изобразительное искусство [Чумичева 2005].

Понятие «культурная среда» давно используется учеными и в педагогике, и в культурологии. Культурная среда рассматривается исследователями как своеобразное и конкретное проявление общественных отношений в сфере досуга и культуры.

A.В. Иванов понимает под культурной средой образовательного учреждения пространство культурных процессов, связанных с культурными запросами субъектов среды (педагогов, учеников и их родителей), их индивидуальными проявлениями и особенностями, находящимися в поле зрения педагога, использующего возможности культурной среды для полноценной помощи детям в процессе их развития и саморазвития [Иванов 2007, c. 25].

В современных философско-педагогических исследованиях интерес ученых по-прежнему вызывает понятие «культурно-образовательная среда» [Пряхин 2000; Стояновская 2002; Белозерцев 2004.а, 2006, 2012; Крикунов 2007; Актамов 2007: Леонтьева 2009; Мертенс 2009 и др.]. Она трактуется исследователями-гуманитариями достаточно широко: и как показатель уникальности территории, и в качестве инструмента изучения культурных и образовательных тенденций в регионе, и как способ описания особенностей социально-педагогической практики, зависящей от специфики соединения «культуры» и «образования» в конкретных условиях.

B.Н. Андреев рассматривает художественную среду как фактор развития творческого потенциала младших школьников. Художественная среда, по его мнению, является средой отражения действительности через искусство, где ребёнок образно представляет «себя в мире». В.Н. Андреев считает, что для развития творческого потенциала личности будут оптимальны следующие условия организации художественной среды: активное исследование окружающего мира в приобретении чувственного опыта и отражения объективной действительности на основе знаний о ней; открытый диалог при включении ребенка в многоаспектное отражение мира в художественном творчестве; доминирование внутренних

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'

Неценко О.В. Художественно-культурная среда как ресурс воспитательной деятельности (на материалах современных отечественных гуманитарных исследований)

мотивов в развитии уровня оригинальности детских художественных работ [Андреев 2003].

Наличие многочисленных определений и понятий, включающих в себя так или иначе культурное наследие и ценности художественной культуры, требует дальнейшего анализа существующих категорий, их более глубокого сравнения и обобщения. Одним из путей систематизации представлений о рассматриваемом феномене может быть использование обобщающего понятия, в качестве которого мы предлагаем понятие «художественно-культурная среда».

Проблемы культурной, художественной, культурно-художественной среды активно разрабатываются в культурологии и искусствоведении. Но искусствоведческие, культурологические исследования, к сожалению, по мнению С.И. Дорошенко, чаще всего не попадают в поле зрения педагогов-теоретиков и поэтому не имеют должного влияния на развитие педагогической мысли [Дорошенко 2012].

Диссертация Е.А. Туриной посвящена концептуализации понятий «среда культуры и искусства», «культурно-художественная среда», «фактор культурации», «творческая социализация». Автор подчеркивает необходимость теоретического осмысления факторов существования и развития культурно-художественной среды [Турина 2009]. В данной работе впервые введено в научный оборот понятие «культурно-художественная среда», сущностью которой является совокупность условий, где действует определенный субъект, который является одновременно творцом и потребителем художественного продукта. Также автор вводит понятие «эталонная модель культурно-художественной среды». Однако автор не рассматривает данный тип среды как фактор воспитания, предпочитая считать ее фактором, усиливающим процесс творческой социализации личности. Е.А. Турина подчеркивает влияние культурных институтов, как составляющих культурно-художественной среды, на ее состояние. В ходе исследования установлены как положительные, так и негативные проявления влияния культурных институтов на формирование культурно-художественной среды Украины. К положительным автор относит: эволюцию принципов социальной реабилитации личности в сфере государственной молодежной политики, распространение инновационных творческих технологий (компьютеризация в рамках многоуровневого образования), обновление форм общественных отношений, среди которых выделяются культурные феномены, авторские творческие модели (фестивали, проекты), урбанизированные среды (профессиональные и образовательные тусовки). К негативным: манипуляции сознанием людей средствами массовой информации, задекларированность законодательной базы государственных учреждений сферы образования (школьного, внешкольного, высшего) и культуры (государственный патронаж проектов культурных фондов) [Турина 2009].

Социально-культурологический феномен «художественно-культурная среда» мы понимаем как компонент культурной среды, входящий в неё и образующий пространство функционирования художественной культуры как части всей культуры. В первую очередь художественно-культурная среда охватывает сферу художественной культуры, практической художественно-творческой деятельности человека, в процессе которой он приобщается к художественной культуре и всей системе ее ценностей, присущих обществу.

Художественно-культурная среда является мощным ресурсом воспитательной деятельности.

Особая эффективность воспитательного потенциала художественно-культурной среды определяется следующими причинами:

— чувственное познание окружающей среды присуще детям на любом возрастном этапе, независимо от уровня их интеллектуальной активности, не требует особых интеллектуальных усилий, влияет на уровне запечатления образов, примеров, ярких эмоциональных состояний;

— включение ребенка в различные виды художественной деятельности позволяет целостно воздействовать на эмоциональную, волевую и интеллектуальные сферы личности;

— художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание человека, а уже потом на формирование узкоспециальных художественных умений и навыков; большинство занимающихся художественной деятельностью в детстве не стремятся стать профессиональными художниками, музыкантами, актерами, танцорами и др.;

— именно художественно-творческая деятельность является наиболее востребованной учащимися и родителями, как среди дошкольников, так и среди учащихся школьного возраста; большинство обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей — это учащиеся объединений, связанных с художественным творчеством;

— художественно-культурная среда региона, города, поселения пропитана народными традициями, народным творчеством, культурой своего народа; народная художественная культура близка детям своей эмоциональностью, условностью образов, оптимистичностью, глубокой связью с природой, игровым характером;

— художественно-культурная среда актуализирует все сферы личности и стимулирует ее творческую активность.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'

Неценко О.В. Художественно-культурная среда как ресурс воспитательной деятельности (на материалах современных отечественных гуманитарных исследований)

Художественно-культурная среда региона, города, поселения по своему социальному предназначению выполняет следующие функции:

— удовлетворяет духовные, в том числе, эстетические потребности личности,

— формирует духовные потребности, включая потребности в художественной деятельности, эстетическом развитии индивида,

— способствует воспроизводству художественно-культурного потенциала региона, города, села, образовательного учреждения и др.

Удовлетворение основных эстетических потребностей личности зависит от мощи культурного потенциала, образа жизни и уровня культуры населения, системы обслуживания в сфере художественной культуры, имеющихся форм и средств культурного обмена. Реализация же воспитательного потенциала связана, в первую очередь, со значимостью ценностей и традиций художественной культуры в микросреде, с организацией художественно-творческой деятельности, наличием социальных алгоритмов включения личности в сложившуюся художественно-культурную практику, с осознанием педагогическим сообществом воспитательных функций организованной и неорганизованной художественно-культурной среды.

Педагогическая миссия художественно-культурной среды состоит в создании условий для развития культурной и национальной идентичности, а также для самореализации духовных сил личности и социальных общностей через художественно-творческую деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актамов И. Г. Культурно-образовательная среда как фактор формирования экологической ответственности

современных школьников (на материале Республики Бурятия и шэнэхэнских бурят АРВМ КНР). Дисс. ... к. пед. наук. Улан-Удэ, 2007. 179 с.

2. Андреев В.Н. Социально-педагогические условия организации художественной среды для развития творче-

ского потенциала младших школьников (На примере художественно-изобразительного творчества). Дисс. ... к. пед. наук. Биробиджан, 2003. 238 с.

3. Ахунов В.М. Современные формы культурно-образовательной деятельности в художественном музее: Опыт

Государственного Русского музея. Дисс. ... к. искусствоведения. СПб., 2006. 231 с.

4. Беккерман П.Б., Стукалова О.В. Специфика работы преподавателя дополнительного образования: совре-

менные аспекты / / Среднее профессиональное образование. 2011. № 2. С. 58—60.

5. Белозерцев Е.П. Культурно-образовательная среда малого города: опыт изучения / / Становление культур-

но-образовательной среды Липецкой области (Елецкий край). Елец, 2004.а. С.11 —22.

6. Белозерцев Е.П. Образование. Историко-культурный феномен. Курс лекций. СПб.: Юридический центр

Пресс, 2004.б. 704 с.

7. Белозерцев Е.П. Культурно-образовательная среда: опыт личного осмысления / / Известия Волгоградского

государственного педагогического университета. 2006. Т. 17. № 4. С. 8—17.

8. Белозерцев Е.П. ВУЗ: наследие, культурно-образовательная среда, диалог / / Наука. Искусство. Культура.

2012. № 1. С. 117—130.

9. Быховская И.М. Науки о культуре и практика образования: контексты развития, модусы сопряженности / /

Ориентиры культурной политики. 2000. № 6. С. 17—28.

10. Верб М.А. Взаимодействие педагогики и эстетики в культурно-образовательном пространстве / / Культур-

но-образовательная среда: история, современность, перспективы развития. Сборник материалов научно-практической конференции вузов России. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2002. С. 80—87.

11. Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика / Руководитель исследования Э. Бояков;

[колл. авторов]. Воронеж, 2013. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dl.dropboxusercontent.com/ u/93179183/ downtown/ voronezh_pulse_downtown.ru.pdf.

12. Городнова Л.Е. Феномен провинциальной дворянской усадьбы в культурном пространстве России. Дисс. ...

к. филос. наук. Тамбов, 2010. 159 с.

13. Гречухин В.А. Перед небытием и после небытия (К вопросу дворянской усадебной культуры в Сельской

России) / / Опочининский вестник. 2002. Вып. IV. С, 3—10.

14. Дорошенко С.И. Диалог культур столицы и провинции в отечественном музыкальном образовании XIX —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

XX вв. Дисс. ... д. пед. наук. Владимир, 2012 465 с.

15. Заграевский С.В. Культурно-историческая среда российских городов. Способы ее сохранения / / Террито-

рия и планирование. 2011. № 2(32). С. 4—13.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'

Неценко О.В. Художественно-культурная среда как ресурс воспитательной деятельности (на материалах современных отечественных гуманитарных исследований)

16. Иванов А.В. Исследование структурных компонентов культурной среды общеобразовательного учрежде-

ния. М.: АПКиППРО, 2007. 108 с.

17. Кабкова Е.П. Культурная среда русской городской усадьбы как фактор духовного воспитания личности (на

примере московской усадьбы Останкино) [Электронный ресурс] / / Международный сетевой семинар «Интегративные процессы в современном образовании». М.: Институт художественного образования РАО, 2011. Режим доступа: http://art-education.ru/ project/ 5еттаг-2011/5еттаг-2011.Ыт#Кабкова.

18. Каган М.С. Соколов Е.Г Диалоги. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2006. 307 с.

19. Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка / / Дошкольное воспитание.

2006. № 11-12. С. 37-42.

20. Крикунов А.Е. Феномен образования в русской персоналистической философии: Монография. Волгоград:

ВГПУ, Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. 293 с.

21. Купач Т.Ю. Педагогические основы социального воспитания дошкольников на культурно-исторических

традициях. Дисс. ... д. пед. наук. М., 2000. 389 с.

22. Леонтьева О.В. Культурно-образовательная среда вуза как психолого-педагогическая проблема / / Образо-

вание и общество. 2009. № 6. С. 106—111.

23. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века).

СПб.: Искусство-СПб, 1994. 758 с.

24. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Дисс. ... д. пед. наук. М., 1997. 193 с.

25. Мертенс Е.С. Педагогический потенциал культурно-образовательной среды Смоленской губернии второй

половины XIX — начала ХХ века: Учебно-методическое пособие. Смоленск, 2009. 56 с.

26. Пономарева М.В. Дворянская усадьба в культурно-художественной жизни России (XVIII—XIX вв.). Дисс. ... к.

ист. наук. М., 2005. 123 с.

27. Пряхин Д.А. Уникальность историко-культурной территории как фактор образовательного процесса в ре-

гионе (на примере Ельца и его исторической округи). Автореф. дисс. ... к. пед. наук. Елец, 2000. 19 с.

28. Стояновская И.Б. Культурно-образовательная среда в контексте педагогических проблем. Культурно-

образовательная среда: история, современность, перспективы развития. / / Сборник материалов научно-практической конференции вузов России. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2002. С. 12—26.

29. Турина Е.А. Среда культуры и искусства как фактор творческой социализации личности. Автореф. дисс.

... канд. искусствоведения. Киев, 2009. [Электронный ресурс] // Авторефераты — авторефераты диссертаций. Режим доступа: http://avtoreferati.ru/sreda-kultury-i-iskusstva-kak-faktor-tvorcheskoj-socializacii-lichnosti.html

30. Чумичева Р.М. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка / / Детский сад от А

до Я. 2005. № 4. С. 6—17.

31. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. 416 с.

32. Шацкий С.Т. Из курса лекций по педагогике / / Педагогические сочинения: В 4 т. Т. 3. М.: Просвещение,

1964. С. 395 —468.

33. Устьянцев В.Б. Пространство цивилизаций в контексте смены типов рациональности / / Философия и об-

щество. 2007. № 3(47). С. 81—98.

34. Устьянцев В.Б. Культура и социальная память / / Закон возрастания роли культуры. Саратов, 1998. С. 19—21.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Неценко, О. В. Художественно-культурная среда как ресурс воспитательной деятельности (на материалах современных отечественных гуманитарных исследований) [Электронный ресурс] / О.В. Неценко // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 8. — Вып. 1: Пространство и время образования — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.43

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1

'The Space and Time of Education' 'Raum und Zeit der Bildung'

Неценко О.В. Художественно-культурная среда как ресурс воспитательной деятельности (на материалах современных отечественных гуманитарных исследований)

ARTISTIC AND CULTURAL ENVIRONMENT AS A RESOURCE FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES (A CASE STUDY OF CONTEMPORARY RUSSIAN HUMANITARIAN RESEARCHES)

Olga V. Netsenko, Ph.D. (History), Associate Professor at Chair of General & Special Pedagogics, Voronezh State Pedagogic University

E-mail: [email protected]

Technogenic type of culture, antagonistic human spirituality, has generated a lot of humanitarian social problems, destroying the main — the only — external resource human potential development in general, and spiritual potential in particular, which is the environment. This was the cause of acute interest of socio-humanitarian knowledge to environmental studies, as well as the cause of necessarily for understanding and developing of new ways for social, cultural, pedagogic, educational, artistic and creative practice interacting with dynamically changing social and cultural environment.

The subject of my research is interdisciplinary trends in the development of environmental approach in contemporary Russian pedagogics, and my article is a brief overview of such trends both in the capital and, mostly, in the Russian province. For this purpose, I use a system and semiotic approaches and discourse analysis of cultural, historical and pedagogic texts (including Ph.D. and Doctoral dissertations as indicators of the most promising areas in terms of the scientific community).

I propose to interpret the category of 'artistic and cultural environment' as a component of the cultural environment, which forms the space of functioning of artistic culture and practice of artistic and creative human activity, during which person joins in the whole system of norms and values of society. In this form, this category is applied in art criticism, cultural historical and cultural studies, and I propose to introduce a category of 'artistic and cultural environment' in the conceptual apparatus of modern pedagogy.

Artistic and cultural environment is a significant resource for educational activities. In my article, I have shown that effectiveness of the educational potential of artistic and cultural environment for the following reasons:

(i) perceptual knowledge of the environment is inherent in children at any age level, irrespective of their level of intellectual activity, does not require special intellectual effort; it effects on imaginations, experience and creates vivid emotional states;

(ii) inclusion of the child in various kinds of artistic activity allows holistically impact on emotional, volitional and intellectual sphere of the person;

(iii) artistic activity focused primarily on the spiritual and moral development and upbringing of a person and only then on the formation of highly specialized artistic skills; most of those who engaged in artistic activities in childhood does not aspire to become professional artists, musicians, actors, dancers, etc.;

(iv) it is artistic and creative activity that is the most popular among students and parents, both among preschool children, and pupils of school age; most of pupils at institutions additional education of children are pupils of educational communities connected with artistic creativity;

(v) artistic and cultural environment of the region, cities, villages permeated with folk traditions, and culture of its people; folk art culture is close to children due to its emotional, figurativeness, optimism, deep connection with nature, ludic character ;

(vi) artistic and cultural environment actualizes all areas of personality and stimulate it creativity.

Satisfaction of basic aesthetic requirements of the person depends on (a) the power of cultural potential, (b) lifestyle and cultural level of the population, (c) the service system in the field of art and culture, (d) existing forms and means of cultural exchange. In its turn, the implementation of educational potential is related (a) with significance of the values and traditions of artistic culture in the microenvironment, (b) with the organization of artistic and creative activities, (c) with the presence of social algorithms for inclusion of the person in current artistic and cultural practices, (d) with awareness among pedagogical community the upbringing functions of organized and unorganized artistic and cultural environment.

My conclusion is that the pedagogical mission of the artistic and cultural environment is to create conditions for the development of cultural and national identity, as well as for self-identity and spiritual forces of social communities through artistic and creative activities.

Keywords: pedagogy of environment, cultural and educational environment, artistic and cultural environment, upbringing potential of artistic and cultural environment, cultural heritage.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1

'The Space and Time of Educatiori 'Raum und Zeit der Bildung'

Неценко О.В. Художественно-культурная среда как ресурс воспитательной деятельности (на материалах современных отечественных гуманитарных исследований)

References:

1. Akhunov V.M. Modern Forms of Cultural and Educational Activities in the Art Museum: Experience of the State Russian

Museum. Ph.D. diss. St. Petersburg, 2006. 231 p. (In Russian).

2. Aktamov I.G. Cultural and Educational Environment as a Factor of Environmental Responsibility of Modern Schoolboys

(On the Data of the Republic of Buryatia and Shenehen Buriats from Autonomous Region of Inner Mongolia, China). Ph.D. diss. Ulan-Ude, 2007. 179 p. (In Russian).

3. Andreev V.N. Social and pedagogic Conditions of Art Environment Organization for Progress of Younger Schoolchildren

Creative Potential (On an Example of Artistic and Graphic Creativity). Ph.D. diss. Birobidzhan, 2003. 238 p. (In Russian).

4. Bekkerman P.B., Stukalova O.V. "The Specifics of Teacher of Additional Education: Current Aspects." Secondary

Professional Education 2 (2011): 58 — 60. (In Russian).

5. Belozertsev E.P. "Cultural and Educational Environment of a Small City: Learning Experience." Becoming of Cultural

and Educational Environment of the Lipetsk Region (Elets Territory). Elets, 2004.a, pp. 11—22. (In Russian).

6. Belozertsev E.P. "Cultural and Educational Environment: Experience of Personal Reflection." Bulletin of Volgograd

State Pedagogical University 17.4 (2006): 8 — 17. (In Russian).

7. Belozertsev E.P. "Institution of Higher Learning: Heritage, Cultural and Educational Environment, and Dia-

logue." Science. Art. Culture 1 (2012): 117—130. (In Russian).

8. Belozertsev E.P. Education: Historical and Cultural Phenomenon. St. Petersburg: Yuridicheskiy Tsentr Press Pub-

lisher, 2004.b. 704 p. (In Russian).

9. Boyakov E., ed. Voronezh Pulse. Cultural Environment and Cultural Policy. Voronezh, 2013. PDF-file.

<https: / / dl.dropboxusercontent.com/ u/93179183/ downtown/ voronezh_pulse_downtown.ru.pdf>. (In Russian).

10. Bykhovskaya I.M. "Cultural Sciences and Practice of Education: The Context of Development, Modes of Conju-

gation." Reference Points of Cultural Policy 6 (2000): 17—28. (In Russian).

11. Chumicheva R.M. "Sociocultural Spatially-Subject Environment of Child Development." Kindergarten from A to Z

4 (2005): 6 — 17. (In Russian).

12. Doroshenko S.I. Dialogue between Capital's Culture and Province's One in Domestic Music Education of 19th-20th cc.

Doctoral diss. Vladimir, 2012. (In Russian).

13. Gorodnova L.E. The Phenomenon of Provincial Manor of the Nobility in Cultural Space of Russia. Ph.D. diss. Tam-

bov, 2010. 159 p. (In Russian).

14. Grechukhin V.A. "Before Nonexistence and After Nonexistence (On the Matter of Culture of Manor of the Nobil-

ity in Rural Russia)." Herald of Opochininsk IV (2002): 3 — 10. (In Russian).

15. Ivanov A.V. Study of the Structural Component of Educational Institution's Cultural Environment. Moscow: Academy

for Advanced Studies and Retraining of Educators Publisher. 2007. 108 p. (In Russian).

16. Kabkova E.P. "Russian cultural environment as a factor in urban estate of the spiritual education of the individu-

al (On the example of Moscow Ostankino Manor of the Nobility)." Proceedings of the International Network Seminar "Integrative Processes in Modern Education." Moscow: Institute of Art Education of the Russian Academy of Education Publisher, 2011. Web <http://art-education.ru/project/seminar-2011/seminar-2011.htm#Ka6KOBa>. (In Russian).

17. Kagan M.S. Sokolov E.G. Dialogues. St. Petersburg: St. Petersburg University Publisher, 2006. 307 p. (In Russian).

18. Kostina E.P. "Musical Environment as a Development Tool of Child Creativity." Pre-School Education 11 — 12

(2006): 37—42. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Krikunov A.E. Phenomenon of Education in Russian Personalist Philosophy. Volgograd and Elets: Volgograd State

Pedagogical University Publisher, I. Bunin Eletsk State University Publisher, 2007. 293 p. (In Russian).

20. Kupach T.Yu. Pedagogical Foundations of Preschool Children Social Upbringing in the Cultural and Historical Tradi-

tions. Doctoral diss. Moscow, 2000. 389 p. (In Russian).

21. Leontieva O.V. "Cultural and Educational Environment of Institution of High Learning as a Psychological and

Pedagogical Problem." Education and Society 6 (2009): 106 — 111. (In Russian).

22. Lotman Yu.M. Conversations about Russian Culture: The Life and Traditions of the Russian Nobility (XVIII - Early

XIX Century). St. Petersburg: Iskusstvo — St. Petersburg Publisher, 1994. 758 c. (In Russian).

23. Manuylov Yu.S. Environmental Approach in Upbringing. Doctoral diss. Moscow, 1997. 193 c. (In Russian).

24. Mertens E.S. Pedagogical Potential of Cultural and Educational Environment of Smolensk Province the Second

Half of XIX — Early XX Century. Smolensk, 2009. 56 p. (In Russian).

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'

Неценко О.В. Художественно-культурная среда как ресурс воспитательной деятельности (на материалах современных отечественных гуманитарных исследований)

25. Ponomareva M.V. Manor of the Nobility in the Cultural and Artistic Life in Russia (XVIII - XIX Centuries). Ph.D. diss.

Moscow, 2005. 123 p. (In Russian).

26. Pryakhin D.A. The Uniqueness of the Historical and Cultural Territory as a Factor in the Educational Process in the Re-

gion (On Example of Elets and Its Historic District). Synopsis of Ph.D. diss. Elets, 2000. 19 p. (In Russian).

27. Shatsky S.T. "From a Course of Lectures on Pedagogy." Pedagogical Writings. Moscow: Prosveshchenie Publisher,

1964, volume 3, pp. 395-468. (In Russian).

28. Shatsky S.T. Selected Pedagogical Writings. Moscow: Pedagogika Publisher, 1980, volume 2. 416 p. (In Russian).

29. Stoyanovskaya I.B. "Cultural and Educational Environment in the Context of Pedagogical Problems." Cultural

and Educational Environment: Past, Modernity and Development Prospects. Proceedings of Scientific and Practical Conference of Russian Institutions of High Learning. Elets: I. Bunin Eletsk State University Publisher, 2002, pp. 12—26. (In Russian).

30. Turina E.A. Environment of Culture and Art as a Factor in the Personality's Creative Socialization. Synopsys of Ph.D. diss.

Kiev, 2009. Web. <http://avtoreferati.ru/sreda-kultury-i-iskusstva-kak-faktor-tvorcheskoj-socializacii-lichnosti.html>. (In Russian).

31. Ustyantsev V.B. "Culture and Social Memory." Law of Increase of the Role of Culture. Saratov, 1998, pp. 19—21. (In

Russian).

32. Ustyantsev V.B. "Space of Civilizations in the Context of Changing Types of Rationality." Philosophy and Society 3

(2007): 81 — 98. (In Russian).

33. Verb M.A. "Interoperability of Pedagogics and Aesthetics in Cultural and Educational Space." Cultural and Educa-

tional Environment: History, Modernity, and Development Prospects. Proceedings of Scientific and Practical Conference of Russian Institutions of Higher Learning. Elets: I. Bunin Elets State University, 2002, pp. 80—87. (In Russian).

34. Zagraevsky S.V. "Cultural and Historical Environment of Russian Cities. Ways of Their Conservation." Territory

and Planning 2 (2011): 4 — 13. (In Russian).

Cite MLA 7:

Netsenko, O. V. "Artistic and Cultural Environment as a Resource for Educational Activities (A Case Study of Contemporary Russian Humanitarian Researches)." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya: 'Prostranstvo i vremya obazovaniya' [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time: 'The Space and Time of Education] 8.1 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.43>. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.