_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_
УДК 37.013.46
Неценко Ольга Викторовна
Кандидат исторических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, [email protected], Воронеж
художественно-культурная среда как разновидность
социокультурной среды: понятие и функции
Аннотация. Статья посвящена анализу категории «художественно-культурная среда». Автор подчеркивает необходимость взаимодействия различных гуманитарных наук для изучения отдельных аспектов среды. В статье обосновывается актуальность включения категории «художественно-культурная среда» в понятийный аппарат современной педагогики. Художественно-культурная среда понимается как разновидность социокультурной среды, охватывающая сферу художественной культуры и практической художественно-творческой деятельности человека. Автор подчеркивает родственность и своеобразие понятий «художественно-культурная среда», «социокультурная среда», «художественная культура», «артосфера». Художественно-культурная среда выполняет функции удовлетворения и формирования духовных потребностей личности, а также способствует воспроизводству культурного потенциала. Рассмотрены причины возрастания ее воспитательного потенциала в современных условиях. Автор делает вывод о том, что проблема влияния художественно-культурной среды на развивающуюся личность актуальна и недостаточно изучена в педагогике.
Ключевые слова: социокультурная среда, художественная культура, художественно-культурная среда, функции художественно-культурной среды.
Проблема воспитания подрастающего поколения в условиях современного общества осложняется стремительной динамикой социальной ситуации развития ребенка. С одной стороны, негативные тенденции значимой окружающей среды, особенно ее агрессивность, не позволяют сформировать у ребенка критическое отношение к окружающему социуму. С другой стороны, особенности современного ребенка, такие как индивидуализм, инфантилизм, безответственность, несамостоятельность, эмоциональность, затянувшаяся «детскость» и др., являются благодатной почвой для «бездуховного» развития человека.
Педагогическая практика не успевает за изменениями в окружающей среде и в самом ребенке, поэтому зачастую система образования и школа не выполняют своих воспитательных функций [9, с. 25]. «Культурная среда, непосредственное окружение, личностный опыт подростка - вот что часто делает его неподвластным школе и семье» [9, с. 10].
Значимость факторов среды в воспитании подрастающего поколения отмечается не только в педагогических исследованиях. Например, О. Т. Богомолов в работе «Экономика и общественная среда» пишет, что «пора
осознать, что в России нравственное воспитание, духовное возрождение - вопрос выживания нации и одна из необходимых предпосылок возрождения экономики» [1, с. 20].
Усилия школы по решению задач воспитания должны и могут быть дополнены усилиями самого общества через социокультурную среду. Одним из инструментов в этой связи может стать художественно-культурная среда как динамичное, эмоционально-насыщенное явление, как особая разновидность социокультурной среды.
В рамках нашего исследования интерес представляет художественно-культурная среда как фактор воспитания, поэтому в данной статье мы рассмотрим художественно-культурную среду и ее функции.
Термин «среда» является сегодня широко употребляемым в различных науках, особенно в науках о человеке (педагогика, психология, философия, социология, политология). Предметом нашего исследования является художественно-культурная среда как разновидность социокультурной среды (от микро- до макроуровня).
Социокультурная среда в различных отраслях педагогической науки рассматривается как совокупность культурных ценностей, традиций, общепринятых правил,
норм и законов, научных данных и технологий, которыми располагает общество и человек в обществе.
По мнению Б. С. Ерасова, социокультурная среда является многомерным пространством, где обитает человек, пространством, отражающим совокупность условий его жизнедеятельности, включающих: культурно-историческое наследие, художественную среду обитания человека, социально-психологическую, духовно-нравственную, политическую и экологическую среду обитания [3].
Н. В. Соловьева рассматривает понятие «изменяющаяся социокультурная среда», под которой понимает «систему изменяющихся социально-культурных условий, составляющих освоенное окружение изучаемых социальных групп, а также представлений о них и их оценок» [11, с. 10].
С учетом вышесказанного понятие социокультурной среды опирается на такие общенаучные категории, как «культура», «культурная среда» и «художественная культура».
Ф. Т. Михайлов подчеркивает, что культура - это и образование и воспитание. Ключевым словом в культуре является понятие «отношение», что роднит ее с педагогической категорией «воспитание» [8, с. 231].
Культурная среда давно рассматривается учеными как педагогическая категория, своеобразное и конкретное проявление общественных отношений в сфере досуга и культуры. А. В. Иванов понимает под культурной средой образовательного учреждения пространство взаимодействия и поддержки ее субъектов по содержанию ценностных, материальных, деятельностных, знаково-символических условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры школьника, педагогической культуры учителей и родителей учащихся [5].
К изучению художественной культуры как целостной системы ученые обратились в 1960-1970 гг., когда появился ряд работ по истории и культурологии, посвященных советской художественной культуре. Ю. А. Лукин рассматривал художественную культуру как «совокупность созданных данным обществом художественных ценностей, а также сам процесс их создания, распространения и восприятия, усвоения обществом и каж-
дым отдельным человеком» [7, с. 22]. Л. Н. Коган выделил следующие отличительные черты художественной культуры: всеобщность, единство эмоционального и рационального, своеобразный характер смены типов художественной культуры, связь с высококвалифицированным физическим и умственным трудом [6].
Е. Ю. Ежова рассматривает художественную культуру как систему, единение художественной культуры общества, личности и художественной деятельности [2]. Автор пишет, что главными характеристиками современной художественной культуры являются креативность, диалоговое мышление, поликультурные ориентации, стремление к освоению социокультурного опыта, а также синтез художественного и нехудожественного, локального и универсального, классического и неклассического, инновационного и традиционного [2].
В современной культурологии для обозначения художественной культуры используется также термин «артосфера», введенный Ю. Б. Боревым и понимаемый им как элемент «ноосферы» [Приводится по: 12, с. 24].
Т. Н. Суминова рассматривает артосферу как «генератор огромного количества разнообразных идей, кодов, символов, знаков, текстов, документов, смыслов, культурных форм, артефактов, феноменов» [12, с. 26]. При этом автор подчеркивает, что изучение артосферы представителями различных наук «позволит получить знания, навыки и умения, которые помогут человечеству стать духовно богаче, целостнее, выйти на новый уровень своего развития» [12, с. 28].
Исходя из данного определения, мы можем сказать, что под артосферой автор понимает именно художественно-культурную среду в совокупности всех ее компонентов и проявлений, термин «артосфера» еще больше подчеркивает родственную связь художественной культуры и художественно-культурной среды.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что социализирующие и воспитывающие функции присущи и художественной культуре, и культурной, и художественно-культурной среде.
Однако, учитывая специфику художе-
ственного восприятия, художественного творчества как деятельности, художественно-образного мышления, а также особую роль чувств и эмоций в воспитании современного ребенка, стоит говорить о специфических функциях и собственной миссии художественно-культурной среды. Поэтому в контексте теоретической педагогики будет целесообразным выделение понятия «художественно-культурная среда».
Культурологи обратились к понятию «художественно-культурная среда» еще в 80-е гг. ХХ в. При этом в работах более позднего периода понятие «художественно-культурная среда» не используется, чаще встречаются понятия «художественная среда», «эстетическая среда», «художественно-эстетическая среда». Поэтому в контексте нашего исследования интересны труды З. Подольской, которая рассматривает именно художественно-культурную среду внутри культурной среды как «особенное в общем» [10, с. 39]. Она пишет, что художественно-культурная среда - «непосредственный преемник и транслятор определенных художественно-эстетических идей, вкусов, потребностей и ориентаций, способствующих социализации человека и его творческого потенциала в рамках, детерминированных как совокупностью условий всей художественно-эстетической культуры общества, так и эстетической восприимчивостью («порогом» восприятия) самого индивида [10, с. 40]. Автор выделяет художественно-культурную среду социума и личности. Под художественно-культурной средой личности, неповторимо своеобразной для каждого, З. Подольская понимает «сферу ее деятельности в форме общения как с художественно-эстетическими ценностями, так и с непосредственными субъектами культурного творчества, с их индивидуальным духовным миром, формируемым также и в процессе взаимопонимания, и взаимовлияния людей» [10, с. 44].
В педагогических исследованиях понятие «культурно-художественная среда» впервые введено в научный оборот в диссертации Е. А. Туриной (Украина), которая определяет ее как совокупность условий, где действует определенный субъект, который является
одновременно творцом и потребителем художественного продукта, фактор, усиливающий процесс творческой социализации личности [13].
Е. А. Турина подчеркивает влияние разнообразных культурных институтов как составляющих культурно-художественной среды на ее состояние. В работе автор выделяет как положительные, так и негативные проявления влияния современных культурных институтов на динамику культурно-художественной среды Украины [13].
Социально-культурологический феномен «художественно-культурная среда» мы понимаем как разновидность социокультурной среды от микро- до макроуровня, охватывающий сферу художественной культуры и практической художественно-творческой деятельности человека.
Особая эффективность воспитательного потенциала художественно-культурной среды в современных условиях определяется следующими причинами:
- для современного ребенка на любом возрастном этапе особую роль играет чувственное познание окружающей среды, поскольку оно не требует интеллектуальной активности, особых интеллектуальных усилий, чаще встречается мышление на уровне запечатления образов, картинок, ярких эмоциональных состояний; «культурные пространства» сменяют друг друга, как в калейдоскопе (сегодня одна картинка, завтра другая) [9];
- занятия художественно-творческой деятельностью позволяют формировать не только эстетические вкусы, интересы, но и волевые качества личности в условиях заинтересованности результатами своей деятельности;
- воспитание средствами художественной культуры опирается на принцип целостности, культура «апеллирует к разуму и чувствам личности, которая является не только ее творением, но и творцом - и воспитуе-мым и воспитателем» [10, с. 44];
- художественно-эстетическая деятельность как вид воспитывающей деятельности нацелена в первую очередь на духовное развитие человека, а уже потом на формирование узкоспециальных художественных уме-
ний и навыков;
- художественно-культурная среда региона, города, поселения пропитана народными традициями, «духом» своего народа;
- народная художественная культура близка детям своей эмоциональностью, условностью образов, оптимистичностью, глубокой связью с природой, игровым характером.
Н. В. Соловьева рассматривает следующие требования к социокультурной среде, которые при определенном стечении обстоятельств будут способствовать личностно-профессиональному развитию:
- возбуждать внутреннюю энергию, инициировать силу развития;
- расширять пространство профессионализма, творчества;
- насыщать личность информацией;
- укреплять внутреннее сопротивление, противодействие в ответ на воздействие, сопротивление среды и др. [11].
Исходя из перечисленных требований, можно сделать вывод, что речь идет о таких функциях, как информационная, развивающая (возбуждать внутреннюю энергию, инициировать силу развития, расширять пространство профессионализма, творчества) и воспитательная (укреплять внутреннее сопротивление, противодействие в ответ на воздействие, сопротивление среды). Причем особо хотелось бы отметить актуальность понимания автором, с учетом социальной ситуации развития современного ребенка, воспитательной функции социокультурной среды: умение противостоять негативному ее влиянию, «вызовам» среды и способность решать проблемы, возникающие при взаимодействии со средой.
Художественно-культурная среда как разновидность социокультурной среды по своему социальному предназначению выполняет следующие функции: удовлетворяет духовные потребности личности; формирует духовные потребности, включая потребности в художественно-творческой деятельности; способствует воспроизводству художественно-культурного потенциала региона, города, села, образовательного учреждения и др.
З. Подольская выделяет следующие функции художественно-культурной среды:
- социально-организационная, которая
заключается, по мнению автора, в духовном приобщении личности к социуму;
- восприятия художественных ценностей;
- хранения и распространения художественных ценностей [8].
Т. Н. Суминова подчеркивает значимость таких функций артосферы, как прогностическая (футурологическая),
психологическая, повествовательная, по-знавательно-эвристиче ская, эстетиче ская, информационно-коммуникативная, интеллектуально-нравственная, гедонистическая, концептуально-рефлекторная, духовно-практическая [12].
Таким образом, художественно-культурная среда актуализирует все сферы личности (интеллектуальную, волевую, эмоциональную) и стимулирует ее потребность в познании себя и своего культурного окружения, инициирует разнообразную деятельность по интересам, творческую активность.
Использование потенциала художественно-культурной среды в педагогическом процессе (посещение музеев, галерей, музыкальных и театральных постановок, визиты артистов в классы и школы и т. д.), успешное сотрудничество учителей, классных руководителей с деятелями искусства и культуры рассматривают как условие повышения качества образования в своей работе Olga Denac, Barbara Sicherl-Kafol, Branka Cagran [16].
В ряде зарубежных исследований рассматривают художественную среду в контексте художественного образования и эстетического воспитания. Анализируя опыт художественного образования в школах Европы, ученые отмечают важность художественно-культурных программ для развития современного ребенка, его мотивации и способностей к творчеству, подчеркивают особую физическую и культурную среду, окружающую ребенка в процессе занятий художественной деятельностью [15].
Художественно-культурную среду города, насыщенную фестивалями, культурными событиями, имеющую своеобразную атмосферу творчества, формирующую городскую идентичность, Greg Richards рассматривает как источник повышения его социального и культурного благосостояния, а также экономической привлекательности. Автор
подчеркивает инструментальный характер городской культуры, которая должна делать город более удобным для жителей [17].
Соответственно, функции художественно-культурной среды в контексте ее педагогических возможностей также нуждаются в дальнейшем анализе и более глубоком изучении.
Педагогическую миссию художественно-культурной среды мы определяем как создание условий для обучения и воспитания подрастающего поколения в контексте общечеловеческих ценностей, а также ценностей национальной и мировой культуры, для формирования социокультурной и национальной идентичности, социальной активности, самореализации духовных сил личности и социальных общностей через социально значимую художественно-творческую деятельность.
Библиографический список
1. Богомолов О. Т. Экономика и общественная среда // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. Научные записки и очерки. - М.: Институт экономических стратегий, 2008. - С. 8-27.
2. Ежова Е. Ю. Развитие художественной культуры личности в поликультурном образовательном пространстве: автореф. дис. ... д-ра культурологии. - Саранск, 2011. - 41 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://disus.ru/r-kulturologiya/234592-1-razvitie-hudozhestvennoy-kulturi-lichnosti-polikulturnom-obrazovatelnom-prostranstve.php (дата обращения: 31.07.2015).
3. Ерасов Б. С. Социальная культурология. -М.: Аспект Пресс, 2000. - 331 с.
4. Иванов А. В. Педагогика среды: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Московский гуманитарный педагогический институт, 2011. - 329 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://libed.ru/ knigi-nauka/498379-1-ivanov-pedagogika-sredi-rekomendovano-umo-vuzov-rossiyskoy-federacii-psihologo-pedagogicheskomu-obrazovaniyu-dlya. php (дата обращения: 18.03.2015).
5. Иванов А. В. Социально-педагогическая поддержка в условиях культурной среды школы // Социальная педагогика: вызовы XXI века: сб. материалов Международного Конгресса специалистов социальной сферы (22-23 сентя-
бря 2011 года). - Тамбов: Издательскй дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2011. - С. 233-237.
6. Коган Л. Н. Художественная культура и художественное воспитание. - М.: Знание, 1979. - 63 с.
7. Лукин Ю. А. Художественная культура зрелого социализма. - М., 1977. - 271 с.
8. Михайлов Ф. Т. Самоопределение культуры. Философский поиск. - М.: Индрик, 2003. - 272 с.
9. Новые ценности образования: Культурная и мультикультурная среда школ. Вып. 4. - М.: ИННОВАТОР, 1996. - 183 с.
10. Подольская З. Художественно-культурная среда и духовные потребности личности // Культурная среда и духовное формирование личности. - Ташкент: Изд-во «Фан» Узбекской ССР, 1981. - С. 39-61.
11. Соловьева Н. В. Многомерность социокультурной среды как фактор становления специалиста // Многомерность социокультурной среды как фактор становления конкурентоспособного специалиста: материалы XV юбилейной Всерос. науч.-практ. конф. (Воронеж, 22 мая 2014 г.). -Воронеж: ВГПГК, 2014. - С. 8-16.
12. Суминова Т. Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы). -М.: Академический проект, 2006. - 480 с.
13. Турина Е. А. Среда культуры и искусства как фактор творческой социализации личности: дис. ... канд. искусствов. наук. - Киев: Государственная академия руководящих кадров культуры и искусств, 2009. - 446 с.
14. Федорченко И. А. Формирование культурного поля младшего школьника на уроках литературного чтения при изучении басни // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - №№ 2. - С. 84-88.
15. Arts and Cultural Education at School in Europe. Education, Audiovisual and Culture Executive Agency, 2009. - 106 р. [Электронный ресурс]. - URL: http://eacea.ec.europa.eu/Education/ eurydice/documents/thematic_reports/113EN.pdf (дата обращения: 31.07.2015).
16. Denac O., Sicherl-Kafol B., Cagran B. Slovene teachers' attitudes of arts and cultural education in рrimary school // Problems of education in the 21st century. - 2011. - Vol. 34. - Р. 24-33. [Электронный ресурс]. - URL: http://oaji.net/ articles/2014/457-1406611845.pdf (дата обращения: 31.07.2015).
17. Richards Greg. Why cities need to be eventful. - 2010 [Электронный ресурс]. -URL: http://www.academia.edu/1295507/Eventful_ Cities_Cultural_Management_and_Urban_ Revitalisation (дата обращения: 31.07.2015).
_ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ_
Netcenko Olga Viktorovna
Cand. Sci. (Historic.), Assoc. Prof. of the Department of Pedagogy Commun and Social, Voroneg State Pedagogical Univercity, onе[email protected], Voroneg
artistic-cultural environment as a kind of socio-cultural environment: the concept and function сноска
Abstract. Article is devoted to the analysis of "artistic-cultural environment". The author emphasizes need of interaction of the various humanities for studying of various aspects of the environment. Need of inclusion of the category "artistic-cultural environment" locates in article in a conceptual framework of modern pedagogics. Artistic-cultural environment is a variety of socio-cultural environment, which covers the field of art and culture and practical artistic and creative activities of man. The author emphasizes the relatedness of the concepts of "аrtistic-cultural environment", "socio-cultural environment", "art culture", "artosphere". The reasons of increase of its educational potential in modern conditions are considered. Artistic-cultural environment meets and forms the spiritual needs of the individual, and reproduces cultural heritage. The author draws a conclusion that a problem of influence is art - the cultural environment on the developing personality is insufficiently studied in pedagogics.
Keywords: socio-cultural environment, art culture, artistic-cultural environment, the functions of the artistic-cultural environment.
Поступила в редакцию 02.08.2015