Научная статья на тему 'Общественная значимость организации досуговой деятельности подростков в учреждениях дополнительного образования'

Общественная значимость организации досуговой деятельности подростков в учреждениях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2687
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОСУГ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучеревская Марина Олеговна

В статье анализируются основания общественной значимости организации досуговой деятельности подростков в учреждениях дополнительного образования с ориентацией на сензитивные особенности подросткового возраста. Отмечается потенциал в учреждениях дополнительного образования (УДО) в создании условий для целенаправленного развития духовных, ценностных ориентиров подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучеревская Марина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественная значимость организации досуговой деятельности подростков в учреждениях дополнительного образования»

УДК 374+371+316.7 ББК 74.200.587+60.561.9 К-959

Кучеревская Марина Олеговна, старший преподаватель кафедры теории и методики воспитательных систем Института молодежной политики и социальной работы ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», е-mail: keymarina@mail.ru.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(рецензирована)

В статье анализируются основания общественной значимости организации досуговой деятельности подростков в учреждениях дополнительного образования с ориентацией на сензитивные особенности подросткового возраста. Отмечается потенциал в учреждениях дополнительного образования (УДО) в создании условий для целенаправленного развития духовных, ценностных ориентиров подрастающего поколения.

Ключевые слова: досуг, досуговая деятельность, социализация, социальное воспитание, учреждения дополнительного образования.

Kucherevskaya Marina Olegovna, senior lecturer of the Department of the Theory and Methodology of Educational Systems of the Institute of Youth Policy and Social Work of SEI HPE "NovosibirskState Pedagogical University”, e-mail: keymarina@mail.ru.

PUBLIC SIGNIFICANCE OF ORGANIZING TEENAGERS’ LEISURE ACTIVITIES IN INSTITUTIONS OF SUPPLEMENTARY EDUCATION

The article examines the backgrounds of public significance of organization of leisure activity of adolescents in institutions of further education with a focus on the sensory characteristics of adolescence. The potential in further education institutions to create an environment for focused development of spiritual goals and values of the younger generation has been noted.

Key words: leisure, leisure activities, socialization, social education, institutions of further education.

Общественная значимость деятельности определяется совокупностью позитивного опыта, получаемого личностью, с одной стороны, и отношением к данной деятельности социальных институтов, с другой. Досуговая деятельность детей и подростков в специально созданных условиях УДО - составная часть относительно контролируемой социализации, она является компонентом социального воспитания, в котором планомерно создаются условия для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации подрастающего поколения.

Российская педагогическая энциклопедия определяет социальное воспитание как целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека [4]. По мнению исследователей (В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, Б.В. Куприянова, Л.В. Мардахаева, М.М. Плотникова, М.В. Шакуровой и др.), оно осуществляется как в процессе стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в условиях целенаправленного воспитания (семейного, правового, религиозного, гражданского и пр.). В условиях социального воспитания человек не только активно приспосабливается к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления, но и осуществляет альтернативный выбор своего жизненного пути. Однако, несмотря на многообразие взглядов существующих в теории и практики воспитания по данному понятию, все их можно свести к двум основным подходам, основанных на двух неразрывных сторонах воспитания: общественном воспитании, направленном на формирование личности, адекватной социуму; и индивидуальном воспитании, ориентированном на приоритет интеллектуальных, природных способностей ребенка. Досуговая деятельность подростков в условиях учреждения дополнительного образования учитывает эти два подхода посредством, с одной стороны, регламентируемой и управляемой педагогом деятельности по программам УДО, и, с другой, посредством опоры на ведущий принцип УДО - свободы выбора направления деятельности в УДО, основанного на индивидуальных предпочтениях ребят.

По определению Шмакова С.А., досуг - пространство, время и содержание творческих интересов и занятий детей, выходящих за пределы их учебной деятельности [9, с. 60]. В науке это пространство носит

название рекреативного (активный отдых; восстановление физических, психических и духовных сил; удовлетворение и развитие творческих способностей и интересов). Досуг должен обеспечивать отдых, удовлетворять личные запросы и интересы, доставлять радость. Пассивность досуга порождает пассивность поведения, удовлетворенность тем, что есть. В отличие от педагогически организованного досуга, неорганизованный досуг побуждает ребенка искать материал для своих действий, эмоциональных переживаний и интересов где-то в стороне, в деятельности, далеко не всегда полезной формирующейся личности и обществу.

Изменить негативные тенденции в организации досуга детей и подростков, создать предпосылки для культурного и содержательного проведения ими свободного времени способна семья. В тех семьях, где царит взаимопонимание, где предпочтительные формы досуга семьи и ее членов социально одобряемы, где высока педагогическая культура родителей и ближнего окружения ребенка, где детей регулярно привлекают к домашнему труду, их навыки рационального использования времени досуга складываются быстрее.

С момента поступления ребенка в школу культурная среда, окружающая ребенка, расширяется: отношения, в которые вступает юный человек, развиваются и наполняются новым содержанием. Именно культурная среда формирует у ребенка образ я (какой я?), потребности, интересы и способы их удовлетворения (чего я хочу?), а также цели, к достижению которых он стремится (как мне добиться желаемого?).

Культурная среда, окружающая занимающихся в УДО подростков, формирует в них образ успешного человека (они занимаются любимым, самостоятельно избранным делом). Способы удовлетворения потребностей и интересов досуговой деятельности в УДО стимулируют развитие у воспитанников самостоятельности (постоянная ситуация выбора лично ребенком всего, что, когда и как необходимо сделать), ответственности (без собственных усилий результативность досуговой деятельности менее выражена), коммуникабельности (ее обеспечивает разновозрастное взаимодействие в УДО), компетентности (через погружение в деятельность по избранному направлению досуговой деятельности, а не просто внешнее с ней знакомство) и творческого потенциала (посредством сбалансированного содержания программ досуговой деятельности).

Особую значимость в этом плане приобретает изучение подросткового возраста -остропротекающего перехода от детства к взрослости, где переплетаются противоречивые тенденции социального развития. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям и т.д. Доминирующим отличием данного периода является выход ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества [8, с. 32]. В УДО с успехом используют данный потенциал возраста.

Индивидуальные, социально приемлемые запросы и потребности подрастающего поколения признаются ведущими в процессе социального воспитания, в разрешении центрального противоречия процесса социализации между «... мерой приспособления человека к обществу и степенью его обособления в обществе» (А.В. Мудрик). В досуговой деятельности подростки также стремятся к удовлетворению собственных потребностей и интересов. Большое значение здесь имеют клубы и кружки по интересам, позволяющие подросткам использовать свободное время с максимальной пользой для себя; сочетать досуг с развлечениями, праздником, творчеством; компенсировать возможные школьные неудачи в избранном виде досуговой деятельности.

Планомерное создание в УДО условий для самовыражения и свободного творческого развития подростков основывается на принципах сотрудничества детей и взрослых, на идеях свободного воспитания, предполагающих создание максимально благоприятных условий, сведения к минимуму педагогического руководства, исключения какого-либо принуждения и насилия над детьми. Такие условия создаются во взаимодействии всех субъектов досуговой деятельности в УДО:

• на индивидуальном уровне - каждым подростком, педагогом и заинтересованными родителями;

• на коллективном уровне - группами (коллективами) направлений деятельности УДО, педагогическим коллективом и социальными организациями, во взаимодействие с которыми

вступает УДО (образовательные учреждения, комнаты по делам несовершеннолетних, комплексные центры социального обслуживания населения и др.).

Помимо образовательных задач (формальное и неформальное образование, самообразование) в досуговой деятельности в УДО через взаимодействие организуется социальный опыт воспитуемых.

Взаимоотношения, общение с друзьями является ведущей потребностью подросткового возраста и важнейшим личностно-средовым показателем. По утверждению В.Д. Семенова, «патология социального поведения начинается с социального одиночества индивида» [6, с. 13]. Поэтому общество заинтересовано в удовлетворении столь значимой потребности возраста, без которой создается почва для отклонений в развитии подростка. Однако, обществу не безразличен характер общения и взаимоотношений в среде подрастающего поколения. Невнимание в постсоветский период к данной проблеме привело к увеличению негативной статистики детской и подростковой преступности, к распространению в молодежной среде социально неодобряемых явлений (алкоголизма, наркомании).

У формальных групп и социальных институтов (к которым относятся и УДО) больший потенциал для реализации в социальном воспитании разнообразных стратегий, ориентирующих человека на безусловный учет как требований и норм окружающего социума, так и, по возможности, на бесконфликтное осуществление субъективных желаний и потребностей конкретного человека в реальной социальной ситуации. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие таких характеристик как: групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели и решения. Именно по этим характеристикам каждая группа в психологическом плане отличается от другой. То есть, через осознание факта некоторой психической общности с другими членами избранного направления УДО подросток идентифицирует себя с группой, у него возникает "мы - чувство". Данное чувство чрезвычайно полезно в социальном воспитании, так как позволяет развивать и формировать социальную идентичность формирующейся личности. Кроме того, индивидуальная деятельность подростка в УДО вписывает его в структуру деятельностных отношений группы, в структуру "групповых ожиданий" (этот термин обозначает, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими). В случае возникновения рассогласования между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли в действие вступают групповые нормы и групповые санкции (поощрительные и запретительные, позитивные и негативные). Нормы и санкции выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к любой деятельности. В досуговой деятельности в УДО групповые нормы и санкции переплетаются с индивидуальным стремлением ребенка к успеху в самостоятельно избранном направлении деятельности. В случае, когда у воспитанника УДО возникают несовпадения представлений о норме в группе по интересам, когда он не принимает и отвергает санкции УДО, первоначальная свобода выбора направления УДО легко позволяет ему «голосовать ногами», например, в другом направлении досуговой деятельности в УДО.

Нельзя забывать и о том, что сущность воспитания состоит в постоянном преобразовании, реконструкции расширяющегося личного опыта ребенка. Главная цель воспитания - способствовать самореализации личности в русле удовлетворения ее прагматических интересов. Удовлетворение интересов и потребностей подрастающего поколения посредством их участия в досуговой деятельности в УДО расширяет личный опыт социально одобряемого поведения, общения и отношений воспитанников. Учреждения дополнительного образования, поэтому, выступают позитивным посредником между растущей личностью и обществом в процессе социального воспитания.

Таким образом, общественная значимость досуговой деятельности подростков в УДО определяется: повышением образовательного уровня воспитанников и приобщением его к ценностям культуры; положительным влиянием на формирующуюся личность через опыт взаимодействия с людьми и создания условий для позитивно направляемых самопознания, самоопределения, самореализации и самоизменения; позитивным влиянием на сверстников посредством опыта содержательного общения и целенаправленной жизнедеятельности.

Итак, собственный опыт позволил нам заключить, что досуговая деятельность подростков в учреждениях дополнительного образования вырабатывает осознанную линию социального поведения путем глубокого личностного признания и следования общественным нравственно-духовным, гуманистическим ценностям.

Литература:

1.Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002.

2.Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Академия, 2004.

3.Погрешаева Т.А. Самосозидание личности в свободное время. Саратов, 1999.

4.Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1993.

5.Ромм Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. Новосибирск: Наука, 2007. 380 с.

6.Семенов В.Д. Община и клуб: воспитательный потенциал и его пределы. Екатеринбург: Департамент образования, 1993.

7. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Б.В. Куприянов [и др.]; под ред. А.В. Мудрика. М.: Академия, 2004. 240 с.

8.Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. №4. С. 32.

9.Шмаков С.А. Досуг школьника. Липецк: Изд-во Минформпечати РФ, 1993. 331 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.