Научная статья на тему 'Воспитательная среда учреждения дополнительного образования как условие удовлетворения ведущих потребностей подростка'

Воспитательная среда учреждения дополнительного образования как условие удовлетворения ведущих потребностей подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
801
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДРОСТОК / ПОТРЕБНОСТЬ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучеревская Марина Олеговна

. В статье обосновывается необходимость учета в воспитательной среде учреждения дополнительного образования детей ведущих потребностей подростков, влияющих на активность подростка в познании предшествующей культуры человечества, на предпочтение социально-одобряемой деятельности, на саморазвитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательная среда учреждения дополнительного образования как условие удовлетворения ведущих потребностей подростка»

УДК 374 + 316.3/.4

Кучеревская Марина Олеговна

Старший преподаватель кафедры теории и методики воспитательных систем Института молодежной политики и социальной работы ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», keymarina@mail.ru, Новосибирск

воспитательная среда учреждения дополнительного образования как условие удовлетворения ведущих ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОДРОСТКА

Аннотация. В статье обосновывается необходимость учета в воспитательной среде учреждения дополнительного образования детей ведущих потребностей подростков, влияющих на активность подростка в познании предшествующей культуры человечества, на предпочтение социально-одобряемой деятельности, на саморазвитие.

Ключевые слова: воспитательная среда, досуговая деятельность, подросток, потребность, среда, учреждения дополнительного образования.

Kucherevskaya Marina Olegovna

Senior lecturer of the Department of the Theory and methodology of educational systems of Youth Policy and Social Work of SEIHPE "Novosibirsk State Pedagogical University", keymarina@mail.ru, Novosibirsk

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF ESTABLISHMENT OF ADDITIONAL EDUCATIONAL AS CONDITION OF SATISFACTION OF LEADING NEEDS OF THE TEENAGER

Abstract. The article explains the need to consider in the educational environment of children further education institutions leading the needs of adolescents, affecting the activity of a teenager in the knowledge of the previous culture of mankind, in preference to the social and endorses the activity for self-development.

Keywords: educational environment, leisure activities, teenager, the need, the environment, out-of-school educational centres and clubs.

Потребности человека многообразны и неисчерпаемы. Они обнаруживаются в мотивах, влечениях, интересах и побуждают человека к деятельности, к саморазвитию.

В развитии человека удовлетворение одних потребностей влечет зарождение новых, создавая, таким образом, некую иерархию по очередности своего возникновения и по уровню решаемых задач.

Одним из главных составляющих содержания подросткового возраста Л. С. Выготский [2] полагал перестройку социальной ситуации развития. Многочисленные исследования особенностей подросткового возраста в большей или меньшей степени раскрывают и уточняют данную гипотезу, дополняют ее предположениями о факторах и динамике развития. Существенный пласт научной литературы по уточнению данной проблематики затрагивает пробле-

му потребностей как двигателя развития (Л. И. Божович, А. В. Запорожец А. Н. Леонтьев и другие) [1; 4; 6]. В данной статье нас будут интересовать те из них, которые наиболее характерны для детей подросткового возраста и характеризуют систему отношений человека со средой его обитания.

Потребности человека и среда взаимосвязаны: с одной стороны, недостающие в среде условия рождают потребности, с другой стороны, если потребности человека не удовлетворяет наличествующая среда, человек стремится либо ее изменить, либо мигрировать в иную среду, либо становится безразличным к данной среде.

Условия среды для развития подрастающего поколения в широком смысле создаются всей предшествующей культурой человечества, в узком смысле - старшим поколением. Сила потребностей ребенка

в познании среды заключается в том, что, удовлетворяя их, окружающие взрослые вводят ребенка в мир культуры и социально одобряемой деятельности. Ведущую роль в данном процессе играет семья, в сфере учения - школьные педагоги, в избранной досуговой деятельности ключевую роль играют педагоги учреждений дополнительного образования детей (УДОд).

Взаимосвязь потребностей человека и среды должна фиксировать внимание педагогов, организующих воспитательную среду УДОд, с одной стороны, на удовлетворении ведущих потребностей подростков в досуговой деятельности, с другой - на предоставлении воспитанникам возможностей влияния на данную среду. Активность субъектов досуговой деятельности при таком подходе приобретает ключевое значение, а создаваемая воспитательная среда наделяется рядом специфических черт: подвижность целей (потребностей) субъектов досуговой деятельности, нерегламентиро-ванность видов деятельности воспитанников в выборе внешних и внутренних средств обеспечения досуговой деятельности и степени продвижения к намеченным целям. Подростки при организации такой воспитательной среды в УДОд могут проявлять свою активность в предпочитаемых видах деятельности, в количестве и качестве общения, а также в оценке себя и других в досуговой деятельности и возникающем в ней общении.

Проанализируем возможности воспитательной среды учреждения дополнительного образования в удовлетворении ведущих потребностей подростка.

В педагогической литературе достаточное количество классификаций потребностей детей подросткового возраста. Например, Т. А. Стефановская приводит такой их перечень [7]:

• потребность во «взрослом» обращении (возникновение чувства взрослости - одно из центральных психологических образований);

• превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности, причем общение со сверстниками становится большей ценностью, чем с взрослыми;

• потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Главный канал самоутверждения при этом - «играние

ролей» (позитивного характера: «умного», «сильного», «смелого», «ловкого», «активиста», «талантливого», «увлеченного», «надежного друга» и других; негативного плана: «оппозиционера», «не поддающегося», «вожака» и др.);

• потребность снятия состояния неудовлетворенности. Пути различны: а) рационализация, т. е. снижение ценности недостижимого; например, «ничего страшного, бывает еще страшней»; «не получилось сегодня, завтра получится» и др. ; б) фантазия - мысленное моделирование сложной жизненной ситуации, погружение в мир воображаемых образов; в) сублимация, т. е. замещающая деятельность: не удовлетворенный результатами в одном виде деятельности подросток пытается обрести душевное равновесие в другом;

• возникновение потребности в активной познавательной деятельности связано с переходом от одного к нескольким учителям;

• потребность в половой идентификации. Заключается это в том, что при бурных процессах полового созревания в этом возрасте подростки очень внимательно относятся к тем внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят. Проблемы, возникающие при этом: а) дефицит мужского влияния, ограниченность женского ведет к недостатку образцов, стандартов поведения мужчин и женщин; б) половая «дезориентация» (мальчики не видят необходимости в «мужских» обязанностях, заботах, так как женщина берет их на себя); в) половое просвещение (например, «сами узнают, когда придет время» или стихийное сексуальное просвещение); г) асоциально-половая адаптация (проституция, изнасилования, извращения), которая имеет свои мотивы: аморальный образ жизни матерей, материальные трудности, искаженное представление об особом «избранном» образе жизни и т. п.

Иную классификацию потребностей, присущих подростку, предлагает Е. А. Леванова: потребность в физическом существовании (пище, воде, свободе от физической угрозы); потребность в близости, привязанности к человеку или группе людей; потребность в независимости, самостоятельности, в признании права на собственное Я; потребность в самореализации, раскрытии собственных способностей, скрытых сил;

потребность в цели, смысле своей жизни [5]. Ведущей педагогической идеей в работе с подростками, по мнению автора, является средовой фактор и создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, которые дают возможность позитивного самоутверждения; формирования ценностных установок; предупреждения отклонений в поведении и нравственном развитии.

Рассмотрим положения данной классификации применительно к досуговой деятельности подростков в воспитательной среде учреждения дополнительного образования детей.

Потребность в физическом существовании (пища, вода, свобода от физической угрозы). В широком смысле эта потребность, по нашему мнению, не удовлетворяется в УДОд, она может быть удовлетворена лишь в части свободы от физической угрозы. Добровольный характер посещения занятий, присутствие педагога и подобранные им безопасные способы деятельности воспитанников исключают риск физической угрозы. При этом, в некоторых направлениях досуговой деятельности в УДОд подросткам предоставляется возможность удовлетворять благоприобретенные потребности, связанные с социальной эволюцией: в предметах быта, украшениях, игрушках, сделанных своими руками.

Потребность в близости, привязанности к человеку или группе людей может, по нашему мнению, полностью удовлетворяется в воспитательной среде УДОд. В основе данного утверждения многочисленные статистические данные опросов подростков о причинах, по которым они посещают или не посещают УДОд. Основных причин непосещения три: нехватка свободного времени, усталость от учебных занятий, материальные трудности. При этом те подростки, кто занимается в УДОд, ориентированы в первую очередь на общение с друзьями и знакомыми (часто именно вслед за друзьями подростки начинают посещать учреждение), затем на отдых и на получение новых полезных навыков на будущее. То есть подростки, посещающие УДОд, ориентированы на следующие ценности: друзья и близкие, расширение трудовых навыков, материальный достаток. Отсюда следует, что подростки, занимающиеся в УДОд, не только расширяют сферу своего познания, развивают свои

способности в творческой деятельности, но и получают возможность удовлетворения в воспитательной среде УДОд ведущей потребности возраста - в дружеском общении.

Среду детского сообщества в УДОд нередко сравнивают с семейной, в которой близкие люди любят и принимают друг друга такими, какие они есть. Атмосфера семьи поддерживается в УДОд узами естественных симпатий между подростками, между подростками и воспитателями, разновозрастным характером общения. Итогом освоения доступных форм досуговой деятельности в УДОд (через игру, труд, познание) становится удовлетворение базовой потребности подростков - эмоционального, многообразного общения не только со сверстниками, но и с взрослыми. Фиксируемым результатом общения педагогов и детей в УДО является большая инициативность в речевом общении (подростки не бояться педагога), большее количество задаваемых вопросов, успехи в коммуникативной деятельности.

Наша позиция согласуется с результатами исследования Ю. А. Стрельцова, который считает, что досуговые контакты, по существу представляющие разновидность общения в его личностной модификации, обладают определенной спецификой. «... Во-первых, в досуге часто совпадают предмет деятельность и предмет общения, что обуславливает машинальное сближение дистанции между субъектами; во-вторых, досуг не терпит жесткой организации, субординации, будучи по природе антииерархичной формой существования равных по отношению к содержанию досуга; в-третьих, досуг представляет особое время, отграниченное от дневной сутолоки, посвященное неспешным, неторопливым раздумьям» [8, с. 8].

Следует добавить, что характерной чертой УДОд является особая, не типичная для школы разновидность общения с педагогами. Здесь педагог и воспитанник - партнеры в общем творческом деле, их объединяет не только интерес к конкретному виду творчества, но и безоценочное отношение к воспитаннику со стороны педагога, отсутствие строгого регламента совместной деятельности и создание условий для демонстрации личностных достижений ребенка, проявления его уникальности. Такой подход к организации воспитательной среды учреждений

дополнительного образования детей бережно сохраняется с целью повышения интенсивности освоения подростком потенциала воспитательной среды УДОд, стимулирования его активности в избранном направлении досуговой деятельности, в общении, в рефлексии.

Потребность в независимости, самостоятельности, в признании права на собственное Я. Общая цель учреждений дополнительного образования детей - развитие склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения подрастающего поколения [3]. Достижение этой цели - длительный процесс, включающий в себя совместную деятельность педагогов дополнительного образования и воспитанников.

Движение от начального уровня досуговой деятельности в УДОд к итоговому прописывается в программах направлений досуговой деятельности. Грамотно составленная программа включает в себя цели и задачи, пространственно-временные условия выполнения, в ней зафиксирована система действий и календарный план их реализации, прогнозируются ожидаемые результаты по каждому этапу. Однако, это лишь ориентиры, так как в отличие от программ общеобразовательных учреждений, в программах УДОд заложены практически неограниченные ничем возможности их развития в любом направлении с учетом личных особенностей участников и их потребностей.

При составлении программ направлений досуговой деятельности, в общей организации воспитательного пространства учреждений данного типа учитывается аксиома, что подростки по-разному проходят свой образовательный путь, имеют право на собственный стиль учебы, право на ошибку как одну из форм приобретения опыта, право иметь нелюбимый вид деятельности. Каждому подростку предоставлен свободный выбор темпов и глубины освоения образовательных программ в добровольно избранном направлении досуговой деятельности, право личного контроля результатов собственной деятельности и возможность понять связь образования и собственных усилий. Это дает выход внутренним ресурсам, скрытым, надежно спрятанным, а порой и не осознаваемым возможностям ребят, индивидуализирует педагогический процесс и поднимает

личность подростка на новую, более высокую ступень в развитии - от потребителя духовных ценностей до их создателя.

В воспитательном пространстве УДОд подросток как бы «делает себя сам», обеспечивая удовлетворение потребности в независимости, самостоятельности и признании права на собственное Я.

Потребность в самореализации, раскрытии собственных способностей, скрытых сил. Данная потребность, по нашему мнению, может быть удовлетворена в воспитательной среде УДОд по целому ряду причин. Перечислим некоторые из них.

Во-первых, пробуя себя в новых контактах со сверстниками и педагогами, в совместных делах, в различных ролях, подростки усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, организовывать дела и быть их исполнителями.

Во-вторых, участие в коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, добиться успеха в нем и на этой основе повысить самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Качественной стороной данного процесса является расширение сферы передачи позитивного опыта подростков, посещающих УДОд. Они несут в среду сверстников культуру, опыт содержательного общения и целенаправленной деятельности.

В-третьих, академическая неуспеваемость подростка в школе может быть замещена успехами в избранном направлении досуговой деятельности (сублимация), и, как следствие, стереотипы отношения привычного окружения перестают играть ведущую роль и вытесняются признанием нового окружения.

В-четвертых, добровольность выбора направлений досуговой деятельности УДОд, времени занятий, темпа продвижения в обучении и уровня достижения результатов обучения. Указанные возможности заложены в характер программ УДОд, когда педагог, не ограниченный требованиями образовательного стандарта, без ущерба для досуговой деятельности корректирует программы под индивидуальные особенности и уровень подготовки участников. Тем самым обеспечивается не только ситуация успеха в

избранном подростком направлении досуговой деятельности, но и шлифуются такие незаменимые во взрослой жизни способности, как самодисциплина и ответственное отношение к делу.

В-пятых, педагогический процесс в коллективах по интересам ориентирован на наиболее высокий уровень досуговой деятельности - творчество воспитанников, в котором ресурс в самореализации и раскрытия собственных способностей, скрытых сил максимально сконцентрирован.

Потребность в цели, смысле своей жизни. Сложно утверждать, что данная потребность гарантированно удовлетворяется именно в УДОд. Однако, стахостичность данного процесса сохраняется. Прямых указаний к этому в проводимом нами исследовании мы не нашли, в научной литературе также не обнаружены исследования подобной проблематики. Не вступая в рассуждения о причинах данного невнимания, проанализируем возможности воспитательной среды УДОд в удовлетворении указанной потребности.

Досуг приобретет значимость тогда, когда он интерпретируется личностью как некоторая ценность, связанная с распорядком его личной жизни. Поведение человека во время досуга представляет часть его системы ценностей. Иными словами, выбираемая человеком для досуга деятельность зависит от структуры его ценностей. Начиная с 1213 лет, подростки впервые начинают задумываться над возможностью интеллектуального и личностного самосовершенствования и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия как в учебной, так и внеучебной деятельности.

Цели подвижны, изменчивы и являются производными от потребностей. Воспитание потребностей подростка в среде УДОд -основа посреднической функции педагогов дополнительного образования в воспитании подрастающего поколения. Педагог не исключен из процесса целеполагания, напротив, лучшие из них выращивают цели воспитанников из их потребностей, создают условия для управления ими. Иными словами, основываясь на удержании интереса к досуговой деятельности, поддержании активности подростка в ней, лучшие педагоги УДОд способствуют постановке воспитан-

никами понятных им целей, очевидных для них в своем значении и поэтому с интересом и охотой ими усвояемыми.

Способность достигать все новые и новые цели, по мере удовлетворения потребностей, сближает досуговую деятельность с творчеством, которое неиссякаемо. Воспитание потребностей подростков в среде УДОд, также имеет неограниченный ресурс и должно пониматься педагогами, организующими воспитательную среду УДОд, как некая очередность в целеполагании, направленном на позитивные изменения в индивидуальном и социальном поведении подростка, на поиск им смысла своей жизни.

Таким образом, в формировании личности подростка ключевое значение приобретает развитие мотивационной сферы: его потребностей, желаний и интересов. Потребности требуют своего удовлетворения, а это актуализирует перед педагогической наукой проблему изучения условий, совершенствования способов и средств, направленных на их удовлетворение. Проведенный теоретический анализ аргументировано доказал высокий потенциал воспитательной среды учреждения дополнительного образования в удовлетворении ведущих потребностей подростка.

Библиографический список

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование - АПН СССР. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

2. Выготский Л. С. Психология развития человека - М.: Смысл, Эксмо, 2006. - 320 с.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Астрель, 2004. - 78 с.

4. Запорожец А. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка. Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МО-ДЭК, 1998. - 544 с.

5. Леванова Е. А. Готовясь работать с подростками. - М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1993. - 152 с.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.

7. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. - М.: Совершенство, 1998. - 368 с.

8. Стрельцов Ю. А. Человек в мире общения: основы досуговой синергетики - М.: МГУКИ, 1999. - 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.