Научная статья на тему 'Особенности проявления коммуникативных способностей подростков в условиях детского дома'

Особенности проявления коммуникативных способностей подростков в условиях детского дома Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3553
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
376.6 / ОБЩЕНИЕ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕПРИВАЦИЯ / КОММУНИКАТИАНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / COMMUNICATION / ORPHANS / DEPRIVATION / COMMUNICATIVE SKILLS / COMMUNICATIVE ABILITIES / TEENAGER / JUVENILE AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беляева Лариса Александровна, Гриднева Татьяна Геннадьевна

Рассматривается проблема проявления коммуникативных способностей в условиях детского дома. В статье анализируются данные коммуникативных навыков подростков в условиях детского дома и находящихся в семье. На основе исследования авторами сделаны выводы об особенностях проявления навыков общения и коммуникации подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEENAGERS COMMUNICATIVE ABILITIES DISPLAY INCONDITIONS OF ORPHANAGE

The article deals with the problem of displaying communicative abilities in orphanages. The analysis of communicative skills of teenagers brought up in families and orphanages is presented. On basis of research the conclusion about the features of teenagers communication and their communicative skills is made.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления коммуникативных способностей подростков в условиях детского дома»

УДК 376.6

Л. А. Беляева, Т. Г. Гриднева ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ

в условиях детского дома

Рассматривается проблема проявления коммуникативных способностей в условиях детского дома. В статье анализируются данные коммуникативных навыков подростков в условиях детского дома и находящихся в семье. На основе исследования авторами сделаны выводы об особенностях проявления навыков общения и коммуникации подростков.

Ключевые слова: общение, дети-сироты, депривация, коммуникатианые способности, подростковый возраст.

На сегодняшний день исследование педагогов и психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию. Развитие де-тей-сирот, в условиях детского дома имеет ряд негативных особенностей, которые накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка. В данной статье анализируется проявление особенностей коммуникативных способностей детей в условиях детского дома. Человек по своей сути всегда есть и будет существом социальным, которое с первых дней своего существования окружено и включено во взаимодействие с другими людьми. В ходе этого взаимодействия усвоение человеком социального опыта происходит не пассивно, а активно, в процессе сначала совместной деятельности со взрослым, затем в процессе активной деятельности самого ребенка - общения, предметной, игровой, учебной, трудовой и других видов практической деятельности [1].

Первый опыт коммуникативного общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности. Так, в одной из своих ранних работ А. Гезелл писал: «Потенциал развития зависит в основном от врожденных моментов, но структура личности почти нацело определяется теми социальными условиями, в которых развивается юная психика» [2, с. 17].

Общение рассматривается различными науками: социологией, философией, медициной, педагогикой. Мы же будем рассматривать общение с точки зрения педагогической психологии. Дадим определение понятию «общение»: 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знакомыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное

потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера [2].

В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Общение пронизывает всю жизнедеятельность личности. Формы общения крайне многообразны. Однако в конечном счете они определяются объективными условиями, прежде всего характером общественно-экономической формации.

Попытку интегрировать в рамках единой концепции различные социально-психологические подходы к проблеме общения предприняла Г. М. Андреева. Характеризуя общение, она выделила в нем три взаимосвязанные стороны: коммуникативную (обмен информацией между общающимися), интерактивную (организация взаимодействия общающихся) и перцептивную (процесс восприятия друг друга партнерами и установление на этой основе взаимопонимания).

Анализ исследований педагогов-психологов приводит к выводу о том, что независимо от того, признает это сам исследователь или нет, но фактически почти все исследования общения ориентированы на одно из вышеназванных теоретических направлений.

Б. Г. Ананьев подчеркивает, что особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Он пишет: «Поведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с его помощью опредмечивается окружающая его природа, но и как общение, практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах» [3, с. 87]. Помимо речевых и неречевых средств общения, Б. Г. Ананьев выделяет и вну-

треннюю сторону - познание участниками общения друг друга, межличностные отношения, саморегуляцию поступков человека с учетом полученного знания, преобразование внутреннего мира участвующих в общении людей.

Общение играет важную роль в формировании личности. Но личность, как мы знаем, на разных этапах развития развивается по-разному. Таким образом, следующим этапом в нашей работе будет анализ развития личности в подростковом и юношеском возрасте с учетом, что общение является ведущим видом деятельности. Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией.

Исследованию проблемы формирования личности ребенка в условиях закрытого учреждения, проблемы социальных сирот в подростковом возрасте посвящены труды многих зарубежных и отечественных исследователей. Изучены особенности самооценки, уровня притязаний, навыков общения, проведен анализ особенностей эмоциональной сферы воспитанников учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Результаты этих исследований показывают, что картина личностного развития ребенка-сироты отличается от развития ребенка, воспитывающегося в семье.

Травмы, полученные до поступления в детский дом, наследственные и психосоматические заболевания могут проявляться в импульсивности детей, нарушении самоконтроля, эмоциональной неустойчивости, гиперактивности, преобладании процессов возбуждения, быстрой нервной истощаемо-сти, сниженной концентрации внимания [4].

Одной из основных характеристик личности таких детей называют агрессивность. Негативная, агрессивная позиция по отношению к другим людям является следствием дефицита теплоты и принятия в общении и нередко распространяется даже на братьев и сестер. Агрессивность проявляется в том, что любые действия окружающих могут восприниматься подростком-сиротой как повод для конфликта. Также сильно выраженной может быть и агрессивность воспитанников в отношении взрослых.

Отсутствие стабильности, присущей семейным отношениям, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение окружающих снижают у детей-сирот активное отношение к жизни: не формируются собственные ценности и принципы, зато развивается устойчивая конформность - зависимость от мнения других людей, внушаемость и подверженность влиянию группы, часто негативному

Джон Боулби, английский психоаналитик и основатель теории привязанности, обнаружил, что

дети, которые растут в детских домах и сиротских приютах, часто страдают различными эмоциональными проблемами, включая неспособность устанавливать и поддерживать близкие и продолжительные отношения с окружающими. Он называл таких детей «личностями, лишенными любви» и считал, что они не способны любить потому, что на раннем этапе жизни не имели возможности привязаться к материнской фигуре. Эти симптомы проявлялись и у детей, которые в течение некоторого времени росли в семьях, но затем были надолго разлучены с родителями.

Если у ребенка сформировались надежные отношения привязанности с близким, ухаживающим за ним человеком, то в дальнейшем он сможет справляться с тревогой и страхом потерять любимый объект и будет способен выстраивать адекватные отношения с внешним миром. Если же привязанность ненадежна, то человек не может доверять ни самому себе, ни окружающему миру. Эти люди ведут себя так, будто отказались от возможности иметь теплые отношения с кем-либо: их общение с другими людьми часто поверхностно, они эгоцентричны и не способны к истинной близости. Они словно говорят своим поведением: боль от новой потери будет слишком велика, и поэтому мы не можем позволить себе роскошь любить и быть любимыми.

Дети-сироты - особые дети. Причины их личностного своеобразия и особенностей взаимодействия с миром и другими людьми кроются в прошлом опыте. Ребенок-сирота - это ребенок, переживший утрату, разлуку, разрыв отношений в младенчестве или, если речь идет о социальном сиротстве, в детском или подростковом возрасте. Скорее всего, ранний опыт такого ребенка наполнен травматическими переживаниями. Чаще всего матери таких детей не умели или не могли выполнить те свои функции, которые необходимы для полноценного, гармоничного развития детей, - обеспечить возможность расти и познавать мир, не опасаясь погибнуть. Дети-сироты - это дети, испытывающие на себе последствия материнской депривации. Депривация (от позднелатинского deprivatio - лишение) - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей [5, с. 45].

Как правило, психическое состояние деприви-рованной личности обнаруживается в повышенной тревожности, страхе, чувстве глубокой неудовлетворенности собой, своим окружением, жизнью. Эти состояния находят свое выражение в потере жизненной активности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоциро-

ванной агрессии. Нестабильность, многочисленность и «текучесть» социального окружения в детских домах, отсутствие главной фигуры, заботящейся о ребенке, ведут к закреплению чувств нестабильности и беззащитности и тормозят психическое развитие ребенка-сироты.

У детей, оставшихся без родителей, в силу детдомовского воспитания, низкая самооценка, не привито чувство ответственности за свои поступки - в сознании сироты преобладает «коллективное» мышление: не «я», а «мы». Дети не располагают личным местом уединения и временем, они вынуждены проводить свой досуг в кругу ровесников разного характера, склада ума, привычек, и это непрерывное соседство не тяготит их, скорее, оно им представляется нормой. У сирот не развиты сила воли и целеустремленность, отсутствует мотивация к учебе и созидательной деятельности, сформирован иждивенческий образ жизни. Подростки с трудом представляют себе самостоятельную взрослую жизнь, они не знают, кем хотят быть, какую профессию желают освоить.

У детей стерты стереотипы поведения по половому признаку: мальчики не получают мужского воспитания, не видят примеров проявления мужской линии поведения (помочь поднести женщине тяжелую сумку, осуществить мелкий ремонт по дому, проявлять тактичность и снисходительность по отношению к женскому полу). Девочки не умеют выглядеть женственно, как правило, они прямолинейны и грубоваты. Тем не менее исследователи проблем подростков в закрытых учреждениях утверждают, что ранние половые связи в детских домах у старшеклассников - обычное явление, в частности, это помогает детям компенсировать нехватку семейного тепла.

В силу описанных причин выпускник детского дома не являет собой самостоятельного и самодостаточного взрослого человека, какими обычно в таком же возрасте выглядят ровесники из семьи. Он не привык жить один, не умеет себя обслуживать, не умеет налаживать контакты с окружающими людьми. Он наивен и не понимает, почему люди негативно к нему относятся, хотя скорее это безразличное и равнодушное отношение. Также он быстро становится жертвой обманщиков, мошенников. Неумение считать и тратить деньги приводит к тому, что выпускник с легкостью тратит доход на своих новых знакомых, оставаясь голодным.

Скудный словарный запас и ограниченный кругозор, а также потребность в общении приводят к тому, что это взрослый, но неразвитый ребенок может пополнить свой круг общения лишь за счет бродяг, криминальных элементов, асоциальных личностей. Человек, непривыкший давать себе от-

чет в своих действиях, а полагающийся на «коллективный разум», часто впоследствии оказывается на скамье подсудимых, также нередки случаи суицида.

Существуют структуры, оказывающие поддержку в трудоустройстве для выпускников детских домов, но очень часто человек, непривыкший справляться с трудностями, не совладав со свободой, «свалившейся» на него, очень быстро бросает работу и не особенно хочет устраиваться на новую, ищет легких необременительных путей.

В подростковом возрасте детей редко усыновляют, опасаясь того, что негативное и инфантильное отношение к жизни уже не исправить ничем. В этом есть доля правды, но среди повзрослевших воспитанников детского дома есть талантливые и способные дети, которым для начала нормальной самостоятельной жизни очень важна семейная адаптация, построение с помощью взрослого отношений с миром на новой основе, расширение кругозора, раскрытие способностей, осознание себя как отдельной независимой личности.

Развитие самосознания, отношения к себе, самооценки у воспитанников детских домов также не просто отстает, а имеет качественно иную форму. У них складывается устойчивая заниженная самооценка, часто наблюдается неприятие себя, недоверие к себе, ориентация в самооценке на мнение других людей. Детям, воспитывающимся в учреждении для детей-сирот, труднее, чем их «обычным» сверстникам, осознавать и ценить собственную уникальность: вместо «чувства Я» у них формируется «чувство Мы». В то же время подобная зависимость не основывается на теплых чувствах и добрых отношениях: уже в младшем подростковом возрасте устанавливается потребительское отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка, формируется «способность не углубляться в привязанности», поверхностность чувств.

Основной задачей специалистов - психологов и педагогов, работающих с детьми-сиротами - является помощь в изменении форм общения со сверстниками и взрослыми.

Жизнь в закрытой воспитательной системе строго регламентирована: ребенок окружен взрослыми, которые его контролируют и несут ответственность за его поведение. В таких условиях остается очень мало места для проявления искренней заинтересованности ребенком, выявления его собственных желаний и чувств, поддержки и помощи. Последствием ориентации на дисциплину и послушание, на выполнение образовательных задач может стать исключение личности ребенка (да и педагога) из процесса общения. Любой выход «за рамки» осуждается, что имеет следствием нараста-

ние либо пассивности, либо протестного поведения ребенка [6].

Такой подход не способствует получению детьми нормального социального опыта; более того, он деформирует не только личность ребенка, но и личность педагога, который лишается возможности получать удовлетворение от процесса и результата своей работы.

Дети нуждаются в атмосфере, наполненной позитивными человеческими контактами. «Инструментом» специалистов может стать проведение специально разработанных занятий, направленных, например, на создание в группе детей дружеской атмосферы и доверия, формирование навыков сотрудничества и взаимодействия, обучение социально приемлемым способам выражения эмоций, совладание с гневом и агрессией, развитие позитивного самоотношения.

Но самым главным «инструментом» является личность самого взрослого. Его профессионализм не должен заменяться «просто» добрым отношением. Самыми важными профессиональными умениями являются умение разговаривать с детьми, слушать и слышать их, умение в каждом случае с каждым отдельным ребенком находить (или разрабатывать) адекватные формы диагностической, развивающей или коррекционной работы [6].

Такая работа становится возможной при наличии глубокого эмоционального контакта со значимым для ребенка взрослым - педагогом. Работа с такими детьми требует от педагогов преодоления внутреннего недоверия и недоброжелательности со стороны воспитанников (а нередко и своего собственного), большой наблюдательности, педагогического такта и доброжелательности.

Подросток, воспитывающийся в условиях детского дома, сложнее проходит (переживает) данный этап. Его начинает смущать, что он из детского дома, он старается отделиться от группы детей, в кино или в магазин ходят по одному или 2-3 подростка. Как можно реже начинает упоминать, что он из детского дома. Все это сказывается на общем развитии ребенка.

Главной задачей для педагогов детского дома в данный период является понимание подростков, дать им возможность раскрыться, направить их в нужное русло. А самое главное - уважение к ребенку как к личности.

К 10-11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка, формируется «способность не углубляться в привязанности», поверхностные чувства, иждивенчество, осложнения в становлении самосознания и др. В общении таких детей присутствует назойливость и потребность в любви и внимании [7].

Проявление чувств характеризуется, с одной стороны, бедностью, с другой - острой аффективной окрашенностью. Им свойственны взрывы эмоций - бурная радость, гнев, отсутствие глубоких, устойчивых чувств. У детей-сирот, как правило, не развиты высшие чувства, связанные с нравственно-моральными ценностями. Наличие потребности у детей-сирот во внимании, любви со стороны взрослого свидетельствуют о том, дети охотно идут на контакт с окружающими его людьми.

Общение воспитанников детского дома друг с другом имеет свои особенности. У детей-сирот в общении преобладает местоимение «мы», это особое психологическое образование, весь мир они делят на «своих» и «чужих». В детских домах ребенок постоянно общается с одной и той же группой сверстников, причем сам он не может предпочесть ей какую-либо другую группу.

Принадлежность к определенной группе сверстников становится как бы безусловной, это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных. Такую безусловность в общении со сверстниками в детском доме можно рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности; с другой стороны - подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками.

Ребенок, воспитывающийся в детском доме, вынужден адаптироваться ко всем детям, проживающим в детском доме. Его контакты с ними поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно требует к себе внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет отвечать на нее нужным образом. Неправильно формирующий опыт общения приводит к отрицательным последствиям [8].

Таким образом, подростковый возраст - это сложный период для детей. Важно педагогам помочь детям пройти этот возраст. У детей-сирот трудности общения со сверстниками обусловлены низким уровнем коммуникативных навыков, неадекватностью эмоциональных реакций, ситуатив-ностью поведения, неспособностью к конструктивному решению проблемы.

В целом главное в работе педагогов детских домов заключается в том, чтобы ребенок-сирота был окружен любовью и вниманием со стороны взрослых. И только после того, когда ребенок почувствует, что он кому-то нужен, что кто-то о нем беспокоится и заботится, только после этого можно начинать проводить коррекционно-развивающую работу.

Общение ребенка из детского дома со взрослым отмечается своеобразием. Воспитанники детского дома общаются со взрослыми не так, как дети из

семьи, прежде всего они проявляют интерес ко взрослому, стремятся любым путем завладеть его вниманием. И что интересно, у ребенка из семьи в общении со взрослым есть главный мотив общения - познавательный, тогда как у детей-сирот доминирующим мотивом общения является потребность во внимании и доброжелательности.

У детей-сирот трудности общения со сверстниками обусловлены низким уровнем коммуникативных навыков, неадекватностью эмоциональных реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к конструктивному решению проблемы. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к отрицательным последствиям.

Исследование проводилось на базе ОГОУ «Зырянский детский дом» Томской области. Было обследовано 40 детей подросткового возраста. Для экспериментальной части исследованы группы детей подросткового возраста 14-15 лет. Дети были поделены на две группы: 1) воспитывающиеся в семьях; 2) проживающие в детском доме.

Для исследования детей подросткового возраста была применена методика, которая дала нам возможность определить уровень развития коммуникативных способностей и эмоциональной сферы у детей из детского дома и у детей, проживающих в семье. Индивидуально-психологические особенности личности дают возможность говорить о причинах несформированности развития коммуникативных способностей у детей детского дома.

С помощью методики исследования коммуникативных умений определен уровень коммуникативных способностей подростков, проживающих в детском доме.

Результаты исследования коммуникативных навыков показали следующее. Низкий уровень коммуникативных способностей отмечен у 14 подростков из 20, что составило 70 % общего числа испытуемых, данные дети набрали более 70 %. Таким подросткам необходимо работать над собой и учиться уметь слушать. Сравнив с показателями вышеприведенных тестов, можно увидеть, что у данных подростков отмечается несоответствие эмоциональных реакций силе и качеству раздражителей, повышенная возбудимость, агрессивность, взрывчатость, а также слабый контроль эмоций, эти подростки отмечены высоким уровнем тревожности и низкой самооценкой.

Три подростка (15 %) набрали 43-56 %, им присущи некоторые недостатки, они критически относятся к высказываниям, а также им недостает некоторых достоинств хорошего собеседника. Данным подросткам необходимо избегать поспешных решений, не заострять внимания на манере говорить, не искать скрытый смысл сказанного.

Еще три подростка набрали от 5 до 9 % (32.6 %

испытуемых), данные дети являются отличными собеседниками, они умеют слушать. Их стиль общения может стать примером для окружающих.

С помощью методики исследования коммуникативных умений мы определили уровень коммуникативных способностей подростков, проживающих в семье.

Результаты исследования коммуникативных навыков показали следующее. Низкий уровень коммуникативных способностей отмечен у четырех подростков, что составило 20 % от общего числа испытуемых, данные дети набрали более 70 %. Таким подросткам, также как и подросткам из детского дома, необходимо работать над собой и учиться уметь слушать. 10 подростков (50 %) набрали 4356 %, им присущи некоторые недостатки, они критически относятся к высказываниям, а также им не хватает некоторых достоинств хорошего собеседника. Шесть подростков набрали от 5 до 9 % (30 % испытуемых), данные дети являются отличными собеседниками, они умеют слушать. Их стиль общения может стать примером для окружающих.

В результате психологического исследования, которое было применено с целью определения особенностей коммуникативных способностей у подростков, проживающих в детском доме, мы видим, что данные испытуемые не всегда дисциплинированны, у них отмечена внутренняя конфликтность представления о себе, они недостаточно обеспокоены выполнением социальных требований.

Экспериментально исследовали особенности коммуникативных способностей подростков, проживающих в детском доме, и для сравнения взяли группу подростков, проживающих в семье.

В процессе проведенного исследования мы предполагали, что развитие коммуникативных особенностей будет эффективным, если будут развиты индивидуально психологические особенности личности детей, проживающих в детском доме. Особенности коммуникативных способностей показали: низкий уровень коммуникативных способностей отмечен у 14 подростков из 20, что составило 70 % от общего числа испытуемых, данные дети набрали более 70 % . Данным подросткам необходимо работать над собой и учиться уметь слушать.

Три подростка (15 %) набрали 43-56 %, им присущи некоторые недостатки, они критически относятся к высказываниям, а также им недостает некоторых достоинств хорошего собеседника. Данным подросткам необходимо избегать поспешных решений, не заострять внимания на манере говорить, не искать скрытый смысл сказанного. И еще три подростка набрали от 5 до 9 % (32.6 % испытуемых), данные дети являются отличными собеседниками, они умеют слушать. Их стиль общения может стать примером для окружающих.

Данные подростки имеют высокий либо средний уровень самооценки и низкий уровень тревожности. Подростки из семей менее склонны к физической и вербальной агрессии, уровень раздражения у данной группы испытуемых на низком уровне, они спокойны, уравновешены, их уровень тревожности находится на низком уровне, данным

подросткам свойственно спокойствие, невозмутимость, они более эмоционально устойчивые, чем испытуемые первой группы. У подростков, проживающих в семье, показатели коммуникативных способностей несколько отличаются от подростков из детского дома.

Список литературы

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2005. 652 с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2004. 562 с.

3. Битянова М. Р. Социальная психология. М.: Просвещение, 1994. 83 с.

4. Драгунова Т. В., Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 1967. 156 с.

5. Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1990. 264 с.

6. Куровский В. Н., Пяткина Г. Н. Материнская депривация и ее структурные компоненты // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State

Pedagogical University Bulletin). 201. Вып. 10. С. 141-144.

7. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 2005. 628 с.

8. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. Изд. 3-е. СПб.: Питер, 2007. 416 с.

Беляева Л. А., доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 64, Томск, Россия, 634061.

E-mail: belaeual@sibmail.com

Гриднева Т. Г., доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 64, Томск, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 18.09.2012.

L. A. Belyaeva, T. G. Gridneva FEATURES OF TEENAGERS COMMUNICATIVE ABILITIES DISPLAY INCONDITIONS OF ORPHANAGE

The article deals with the problem of displaying communicative abilities in orphanages. The analysis of communicative skills of teenagers brought up in families and orphanages is presented. On basis of research the conclusion about the features of teenagers communication and their communicative skills is made.

Key words: communication, orphans, deprivation, communicative skills, communicative abilities, teenager, juvenile age.

Belyaeva L. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: belaeual@sibmail.com

Gridneva T. G.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: kafedra2007@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.