Научная статья на тему 'Коллективное творческое дело как форма развития толе- рантности подростков в детском доме'

Коллективное творческое дело как форма развития толе- рантности подростков в детском доме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Изюрова Ольга Сергеевна

В статье показана возможность развития толерантности у воспитанников детских домов в процессе занятия коллективным творческим делом во время занятий в вокальном эстрадном ансамбле. Раскрыты негативные особенности общения между подростками в детских домах, показаны методы и приемы устранения этих негативных особенностей в вокальном эстрадном ансамбле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коллективное творческое дело как форма развития толе- рантности подростков в детском доме»

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

О. С. Изюрова

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ

В статье показана возможность развития толерантности у воспитанников детских домов в процессе занятия коллективным творческим делом - во время занятий в вокальном эстрадном ансамбле. Раскрыты негативные особенности общения между подростками в детских домах, показаны методы и приемы устранения этих негативных особенностей в вокальном эстрадном ансамбле.

The following article describes how to help foster tolerance among inmates of boarding schools of the same age by studying voice and ensemble singing. Author shows negative features of troubled teens destructive behaviour and proposes an optimal method to help children to manage their behavior in a positive way.

Подростковый возраст - наиболее сложный этап развития личности, связанный с переходом ребенка из детства во взрослую жизнь. В это время организм начинает перестраиваться и превращается в организм взрослого человека, что влияет и на развитие различных психологических качеств личности ребенка. Внешне подростки мужают, начинают походить на взрослых, но, в силу отсутствия жизненного опыта, они еще не в состоянии войти в мир взрослых отношений как его полноценные участники. Ощущение неуверенности, связанное с изменением их социального положения усугубляется в это время гормональными всплесками и значительной перестройкой организма, когда ко всему выше перечисленному добавляется неудовлетворенность собственной внешностью и пр.

В этом возрасте у ребенка появляется желание самоутвердиться, самореализоваться, заявить о себе, раскрыть свои способности, доказать свою значимость в этом мире. Подростки стараются активно действовать, проявить себя в различных сферах жизни, становятся инициативными, но, к сожалению, очень часто понятие активности отождествляется у них с агрессивностью, жесткостью, нежеланием считаться с другими людьми и идти на уступки. Причина заключается в том, что подростковый возраст - максималистский. Особенно сложно данный период протекает у воспитанников детских домов - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые были лишены семейного тепла, любви, доверительного общения.

А. С. Макаренко говорил: «Люди, воспитанные без родительской любви, часто - искалеченные люди» [7, с. 57]. Часто к моменту вступления в подростковый возраст воспитанники детского дома не получают опыта близкого общения со своими родителями, родственниками, сверстниками, а общение с воспитателями и другими детьми не может восполнить этого недостатка. Большинство подростков в детском доме не являются истинными сиротами, оказавшимися здесь вследствие того, что у них умерли близкие. У многих родители в силу разных обстоятельств были лишены родительских прав. Часть детей, будучи еще в своих семьях, подвергались насилию. Поэтому они не хотят доверять окружающим людям, будь то их сверстники или взрослые - педагоги и воспитатели.

Многочисленные исследования показали, что по своему психическому развитию дети из детских домов и интернатов отличаются от их ровесников, растущих в семьях. «Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека» [8, с. 4].

Воспитанники детского дома часто входят в «группу риска». Высокий уровень тревожности, наличие страхов, эмоциональная нестабильность, задержка психического развития, слабость сознательной регуляции поведения, неадекватное проявление защитных механизмов, недостаточный опыт позитивных социальных контактов, выраженный эгоцентризм, неумение понять позицию другого человека - вот что характерно для многих таких детей.

Они не умеют управлять своим эмоциональным состоянием, что негативно отражается на их поведении и общении с окружающими. Это является основной причиной отсутствия больших успехов в обучении и других видах деятельности. Особое значение имеет решение проблем, возникающих у подростков в общении.

Агрессивность - одна из основных характеристик личности подростка-сироты. Она является следствием дефицита теплоты, любви и заботы, отсутствия по-настоящему близкого человека, который бы понял подростка, помог ему разобраться в своих чувствах. Основная причина агрессивного поведения подростков из детских домов заключается в том, что они в отличие от их сверстников из обычных семей постоянно находятся в состоянии так называемого «публичного одиночества».

Для подростков, воспитывающихся вне семьи, характерен специфический тип межличностных отношений. У детей складывается особое понимание группы - так называемое детдомовское «Мы» (В. С. Мухина), когда все окружающие люди делятся на своих и чужих. Межгрупповая агрессия и механиз-

мы замещения агрессии индивидуальной агрессией коллективной рассмотрены в концепции инстинктов социального поведения У. Мак-Даугола, который, в частности, писал, что подобное явление типично для человека и проявляется на подсознательном уровне. Например, дикие народы, живущие небольшими хорошо организованными общинами, легко подавляют индивидуальную агрессию членов этой общины, но компенсируют это постоянной враждой с соседними племенами, удовлетворяя тем самым потребность проявления агрессии, диктуемую инстинктом драчливости, изначально присущим всем людям [1, с. 142].

В детском доме дети постоянно находятся среди себе подобных, среди детей, имеющих схожие проблемы. Они вынуждены постоянно общаться, взаимодействовать и фактически не имеют возможности остаться наедине с самим собой, расслабиться психологически, погрузиться в свой внутренний мир. Это негативно сказывается на их психологическом состоянии и вызывает дополнительное напряжение.

А. М. Прихожан и Н. Н. Толстая обнаружили важное для понимания поведения детей-сирот противоречие. Учитывая особенности жизни в закрытом учреждении, где дети поневоле находятся в ситуации постоянного конфликта с взрослыми и сверстниками, следовало бы ожидать эффективного формирования навыков общения, умения решать коллективные задачи, находить выход из конфликта. Однако в поведении таких детей наблюдается агрессивность, стремление обвинить во всем окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, т. е. доминируют защитные формы поведения и соответственно выявляется неспособность конструктивно решать конфликты. Таким образом, в процессе проведения воспитательной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, подросткового возраста значительное внимание необходимо уделять формированию и развитию их толерантного отношения к сверстникам, окружающим их в детском доме.

На современном этапе развития российского общества проблема развития толерантности является особенно актуальной. Наиболее общий смысл понятия «толерантность» - терпимость к чужим образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям [2]. Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности, «толерантность означает уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [3, с. 15].

Существует множество приемов и форм развития толерантности подрастающего поколения. Это и психологические тренинги, и беседы в форме диалогов или группового обсуждения проблемы, проведение различных тематических мероприятий, например, олимпиад, командных конкурсов и многое др. Но все выше перечисленные способы развития толерантности протекают в отрыве от непосредственного живого общения, так как ситу-

ация, возникающая, к примеру, на тренинге, искусственна, заранее спланирована педагогом-психологом. Для наиболее гармоничного и полного формирования и развития такого важного личностного качества как толерантность, необходима естественная ситуация, которая бы не ограничивалась четкими временными рамками и позволяла педагогу вести воспитательный процесс в том темпе, который наиболее подходит для данной конкретной группы, конкретных детей. Оптимальной, на наш взгляд, формой развития толерантности у подростков-воспитанников детского дома является коллективная творческая деятельность.

Термин «коллективное творческое дело» принадлежит И. П. Иванову, который адаптировал основной элемент воспитательной методики А. С. Макаренко для обычных школ и внешкольных учреждений. Ее смысл заключается в том, чтобы в работу того или иного коллектива на добровольных началах, с интересом и желанием могли включаться все его члены и чтобы они получали возможность раскрыть свои творческие возможности.

Одной из форм коллективной творческой деятельности подростков-вос-питанников детского дома является вокальный эстрадный ансамбль. Ансамбль - это группа людей, объединенных общими целями, планами, творческими замыслами и, наконец, совместной деятельностью, дающей возможность личности реализовать свою индивидуальность и творческий потенциал. Занятия в вокальном эстрадном ансамбле направлены на развитие толерантного отношения подростков-воспитанников детского дома к сверстникам внутри определенной группы - непосредственно в рамках ансамбля, а также на формирование и развитие толерантности как устойчивого качества личности подростка, которое будет определять их отношение к людям и их поведение в обычной жизни, в повседневных контактах.

Музицирование в вокальном эстрадном ансамбле - один из наиболее предпочтительных способов для развития толерантности, так как в процессе занятий дети общаются между собой, обсуждают разучиваемые песни и предстоящие концерты, ищут более удачные варианты выразительного исполнения песен, придумывают костюмы для концертных выступлений и т. д. В вокальном эстрадном ансамбле ребенок является частью коллектива, где складывается благоприятная атмосфера, способствующая формированию качеств, присущих толерантной личности: расположенность к другим, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, слушать, способность к сопереживанию.

Несмотря на то, что все участники ансамбля имеют собственное мнение относительного того или иного коллективного дела, происходящего в ансамбле, которое иногда существенно отличается от мнения большинства участников ансамбля, они учатся понимать и принимать мнение других ребят, так

как перед всеми участниками ансамбля стоит общая цель - концертное выступление. С этого и начинается формирование и развитие терпимости к позиции другого.

Как показывает практика, почти все подростки расположены к восприятию современной эстрадной музыки. Она полнее, чем какой-либо другой вид искусства, позволяет выразить эмоции, переживания, которые подростку трудно передать словами, но необходимо выразить, открыть миру. Подростки в детском доме не только с удовольствием слушают современную эстрадную музыку, но и исполняют ее под караоке или аккомпанемент педагога.

Детский эстрадный вокал - это относительно новое самостоятельное направление в музыкальной деятельности, которое пользуется большой популярностью. В последнее время появилось большое число детских эстрадных коллективов, шоу-групп, ансамблей, организуется целый ряда конкурсов детского эстрадного вокала, например «Детское Евровидение», «День рождения» «Пять с плюсом», «Золотой петушок», «Серебряный олень» и т. д.

В ГОУ СО «Екатеринбургский детский дом № 6» в 2005/06 уч. г. был организован вокальный эстрадный ансамбль «Фантазеры», состоящий из детей младшего подросткового возраста. Основу репертуара ансамбля составили современные популярные эстрадные песни, в том числе детские.

В детском доме № 6 дети разделены на 8 групп, четыре из которых -первая, вторая, пятая и восьмая - состоят из девочек, а остальные четыре -из мальчиков. Вначале основу ансамбля составили шесть воспитанниц из второй группы, потом к ним добавились двое из первой группы. Постепенно состав ансамбля расширялся, включая в себя представителей разных групп.

В 2007/08 уч. г. к эстрадному вокалу проявили интерес трое мальчиков восьми, тринадцати и пятнадцати лет. Остальных мальчиков больше интересуют занятия спортом, брейк-дансом и пр. Так как в силу высотных особенностей звучания голосов, пришедших мальчиков невозможно объединить в цельную группу, они время от времени выступают в качестве солистов «Фантазеров». Сейчас в общей сложности ансамбль насчитывает 24 участника в возрасте от 8 до 16 лет.

В связи с тем, что число участников ансамбля увеличилось, было решено разделить подростков на несколько групп: общую, включающую всех детей, младшую - дети 8-10 лет, среднюю - 11-13 лет и старшую - 14-16 лет. Кроме этого, осталось деление на общую, подготовительную и концертную группы, в зависимости от уровня развития музыкальных способностей и степени подготовленности детей.

Занятия в вокальном ансамбле объединяют в себе методы развития навыков эстрадного пения, пения в ансамбле, сцендвижения (элементы хореографии, пантомимики, пластики), которые в то же время, направлены на формирование толерантности через позитивный вклад каждого в общее дело. За-

нятия предполагают сочетание индивидуальных и групповых заданий, дающих возможность для личного и коллективного самовыражения; публичное признание достижений; максимальное разнообразие ролей в общей деятельности и т. д.

В процессе занятий вокального эстрадного ансамбля можно выделить несколько этапов: репетиционный (подготовительный); этап концертных выступлений и постконцертный этап (итоговый). Основная цель подготовительного этапа работы ансамбля с точки зрения проблемы развития толерантности -сформировать и развить у детей терпимое отношение к сверстникам в процессе репетиций и научить их понимать других людей, в данном случае - своих сверстников, и взаимодействовать с ними.

В процессе занятий ансамбля применялась техника пения в речевой позиции американского педагога-вокалиста Сэта Риггса [9]. По нашему мнению, она является универсальной, так как создает условия для быстрого освоения любой манеры эстрадного пения, а также позволяет достичь и не терять ощущение свободы и комфортности во время исполнения произведений. Звукообразование по этой методике происходит без излишнего напряжения мышц голосового аппарата, как во время обычной спокойной речи.

Естественность звучания голоса способствует искренности выражения чувств и эмоций во время исполнения песен [4], а также психофизиологической свободе поющего, что немаловажно для развития толерантности, так как избавление от внутренних и внешних физических и психологических зажимов способствует более адекватному восприятию окружающей действительности, а также выражению и восприятию чувств и эмоций других людей. Использование на занятиях вокального эстрадного ансамбля техники пения в речевой позиции оказывает положительное воздействие на развитие толерантности подростка, если параллельно применяется психологический прием «от внешнего к внутреннему» [5, с. 84], когда психологическое состояние поющего подростка изменяется в лучшую сторону в зависимости от его позы, жестов и мимики.

Проблема разобщенности и выраженного индивидуализма решается на занятиях при помощи репертуарной политики. В 90-е гг. существовала проблема, связанная с выбором вокального репертуара для детей и подростков. Несмотря на то, что оставались песни поистине «вечные», интересные детям, живущим в разное время, многие тексты времен существования Советского Союза уже во многом не отвечали веяниям времени, а новые пени еще не были созданы. Сейчас ситуация, связанная с созданием детского репертуара, значительно улучшилась, и определенные песни (о человеческих взаимоотношениях, о вечных ценностях, о дружбе, о юношеской любви, об отношениях между родителями и детьми, песни юмористического содержания и т. д.) позволяют формировать положительное отношение подростков к сверстникам и окружающему миру.

В процессе подготовки концертного номера как творческого продукта проводится работа над эмоциональностью исполнения произведений. В обсуждении репертуара ансамбля, основной идеи и замысла песен принимают участие все участники ансамбля под руководством педагога. В процессе этого обсуждения дети учатся прислушиваться к мнению друг друга.

Важной составляющей репетиционных занятий является обучение участников ансамбля умению выразить и передать образный мир исполняемой песни посредством мимики, жестов, пластики и т. д. На данном этапе работы большое значение приобретает приемы «чтения жестов» [6; с. 117], когда во время интерпретации песни используются жесты различного эмоционального содержания: например, жест «открытости» при исполнении песни А. Варламова «Подари улыбку миру», жесты «доверия» и «симпатии» в «Госпоже метелице» С. Ведерникова, жесты удивления во «Льве и брадобрее» М. Дунаевского. Жесты предлагаются как педагогом, так и самими участниками ансамбля. Причем подростки сами оценивают то, какой жест является наиболее адекватным и наилучшим образом передает образный мир песни.

Подобная деятельность расширяет у подростков-воспитанников детского дома запас жестов и поз, передающих их эмоциональное состояние, способствует тому, что они учатся лучше выражать свое состояние и понимать настроение других людей.

На втором этапе работы ансамбля основной целью была подготовка к концертным выступлениям. Здесь применялись как репетиции ансамбля под руководством педагога, так и самостоятельные репетиции участников ансамбля, когда было необходимо, чтобы ребята закрепляли материал, пройденный на занятиях: повторяли тексты песен, танцевальные движения и пр. Организацией самостоятельных занятий ансамбля занимались его лидеры - те, кто пользуется авторитетом в ансамбле, у кого хорошие музыкальные способности, кто имеет сформированный навык работы с микрофоном и хорошо запомнил танцевальные движения. Перед тем как провести самостоятельное занятие, лидеры ансамбля при помощи руководителя составляли план работы над репертуаром. Подобные занятия способствуют сплочению коллектива и большему взаимопониманию между его участниками.

На репетиционных занятиях применяется прием «подсказки», когда один человек или группа участников ансамбля произносят текст песни, а кто-то из оставшихся участников ансамбля «подстраховывает» их, подсказывая им шепотом текст, в том случае, если они его забудут.

Также на втором этапе работы применялся прием «большого окна», когда репетиции ансамбля записывались на видеокамеру и просматривались всеми его участниками по телевизору. При просмотре записи акцент делался не столько на допущенных ошибках, сколько на том, что положительного ребята видят в их выступлении. Вначале подростки в основном критиковали

поведение и пение своих сверстников. Но после проведения игры «Поиск хорошего», когда участникам ансамбля нужно было назвать больше всего положительных моментов в выступлении ансамбля, они стали не только замечать, но и озвучивать положительные моменты выступления: например, то, как хорошо смотрится одежда того или иного участника ансамбля, насколько они выразительно пели, насколько слаженно звучит унисон или двухголо-сие и т. д.

Позднее становится возможным использование приема «маленького окна», когда запись выступления или репетиции ансамбля делается не на видеокамеру, а на мобильный телефон или на видеокамеру цифрового фотоаппарата. Чтобы просмотреть видеозапись, участникам ансамбля требуется, во-первых, разделиться на несколько групп, так как все участники ансамбля одновременно не могут просмотреть запись, а во-вторых, во время просмотра записи им необходимо расположиться таким образом, чтобы каждый мог увидеть запись выступления ансамбля.

На развитие коммуникативных процессов большое значение оказывает самооценка общающихся, которая является своего рода регулятором поведения. «Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к себе. От нее зависит степень критичности человека, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, что влияет на процесс общения с другими, эффективность деятельности и процесс дальнейшего развития» [3, с. 44]. Самооценка участников ансамбля повышалась в связи с тем, что они видели результаты свей деятельности, во время просмотра записей репетиций и во время концертов, они имели возможность повысить свой статус у сверстников, так как остальные дети высоко оценивали их деятельность.

Концерты являются отличными формами сплочения участников вокального эстрадного ансамбля в детском доме и развития у них толерантного отношения к сверстникам. Участвуя в концертах, приуроченных к различным праздникам, дети показывают, чему они научились за время работы в ансамбле. Подобные мероприятия помогают участникам ансамбля относиться друг к другу доброжелательно, доверительно, помогают им раскрепоститься и толерантно относиться друг к другу.

Третий этап работы ансамбля - постконцертный (итоговый) - можно охарактеризовать следующим образом. После проведенного концерта происходит обсуждение выступления ансамбля, причем здесь важным моментом является то, что дети должны стараться адекватно оценить свое выступление: что получилось, удалось, а над чем еще следует поработать. Обычно после концерта устраивается чаепитие, где ребята в спокойной обстановке делятся своими мыслями, строят дальнейшие планы, обговаривают примерный репертуар для дальнейшей работы.

Успешное концертное выступление вокального эстрадного ансамбля положительно влияет не только на участников ансамбля, но и на других воспитанников детского дома. Оно привлекает в ансамбль других детей, которые раньше или не интересовались эстрадным пением, или стеснялись подойти и записаться в ансамбль. Некоторые дети, неуверенные в своих силах и стесняющиеся петь вместе с другими, просят разрешить им присутствовать на репетициях ансамбля в качестве слушателей.

Подводя итог, необходимо отметить, что участие в вокальном эстрадном ансамбле подростков в детском доме способствует тому, что они помимо развития вокальных навыков, творческих качеств, учатся конструктивно общаться со сверстниками, прислушиваться к мнению других, достигать взаимопонимания, самореализовываются и самоактуализируются. Как известно, общение является основным видом деятельности подростка, а деятельность в эстрадном ансамбле дает возможность приобретения навыков позитивного общения.

Литература

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 240 с.

2. Балцевич В. А., Балцевич С. Я. - www.slovari.yandex.ru

3. Безюлева Г. В., Шеламова Г. М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. - М.: Вербум-М, 2003. - 168 с.

4. Клип О. Я. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов: Дис. ... канд. пед. наук, 2004. - 135 с.

5. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Новая шк., 1994. - 320 с.

6. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха: Учеб. пособие для высшего управленч. персонала / Авт.-сост. Р. Р. Кашапов. - Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 2000. - 448 с.

7. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 3. - 342 с.

8. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1990. - 264 с.

9. Риггс С. Как стать звездой. Аудиошкола для вокалистов. Техника пения в речевой позиции. - М.: «Guitar College», 2005. - 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.