ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 784.94:78.087.684.11
ББК Щ314-7р ГСНТИ 14.27.09 Код ВАК 13.00.02
Курдина Евгения Сергеевна,
аспирант, ассистент, кафедра музыкального образования, Институт музыкального и художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У НАЧИНАЮЩИХ ЭСТРАДНЫХ ВОКАЛИСТОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музыкальное образование; самостоятельная деятельность; вокалисты; вокальное искусство; методы обучения; детский голос; музыкальная педагогика.
АННОТАЦИЯ. Самостоятельная деятельность учащихся является предметом изучения и в общей педагогике, и в педагогике музыкального образования при подготовке музыкантов-исполнителей. В вокальной педагогике вопросы самостоятельной деятельности вокалистов не удостоились пристального внимания исследователей. Анализ практики музыкально-исполнительского обучения показывает, что начинающие вокалисты далеко не всегда владеют умениями и навыками самостоятельной деятельности, протекающей без непосредственного руководства преподавателя. Самостоятельная деятельность начинающих вокалистов является мощным, но не всегда используемым ресурсом вокально-исполнительской подготовки. Оптимальное использование этого ресурса лежит не в увеличении домашних занятий начинающих эстрадных вокалистов, а в методически организованной системе тренировочных занятий в урочной, внеурочной и репетиционно-сценической форме. В статье рассматривается методика формирования навыков самостоятельной деятельности у начинающих вокалистов в детской эстрадной студии с использованием музыкально-компьютерных технологий. Показана роль самостоятельной деятельности учащихся при освоении вокального искусства. Рассмотрены принципы обучения сольному пению и методы формирования навыков самостоятельной деятельности у начинающих вокалистов с использованием музыкально-компьютерных технологий в дополнительном музыкальном образовании. В статье обосновываются теоретические подходы (аксиологический, здоровьесберегающий, деятельностно-информационный) к методике формирования навыков самостоятельной деятельности у начинающих вокалистов. Раскрывается содержание видов самостоятельной деятельности начинающих эстрадных вокалистов, которое предусматривает использование музыкально-компьютерных технологий, мультимедиатехнологий, интернет-технологий, мобильных устройств и технических средств обучения.
Kurdina Evgeniya Sergeevna,
Post-graduate Student, Assistant Lecturer of Department of Musical Education, Institute of Musical and Art Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
THE METHOD OF INDEPENDENT ACTIVITY SKILLS FORMATION OF NOVICE SINGERS
KEYWORDS: musical education; independent work; singer; singing; methods of teaching; children's voice; musical pedagogy.
ABSTRACT. Independent activity of pupils is the subject of study in the fields of general pedagogy and pedagogy of music education in the training of musicians. In vocal pedagogy the issues of independent work of the singers are often outside the attention of researchers. Analysis of the practice of music performance study shows that novice vocalists do not always possess the skills and abilities of independent activity without direct supervision of a teacher. Independent activity of novice singers is powerful, but it is not always used in vocal and performance training. The optimal use of this resource lies not in the increase of home exercises for beginners, but in a methodologically organized system of training in curricular, extracurricular and rehearsal-stage form. In the article the technique of formation of skills of independent activity of the novice singers in a children's music studio, using musical and computer technology is discussed. The role of independent activity of students during the development of vocal art is great. The principles of teaching solo singing and methods of formation of skills of independent activity of the novice singers using musical computer technologies in music education are studied. In the article theoretical approaches (axio-logical, health saving, activity information) to the method of formation of skills of independent activity of the novice singers are presented. The article describes the types of independent activities of singers, which involves the use of musical and computer technologies, multimedia technologies, Internet technologies and mobile devices and gadgets.
Эстрадное пение в современном музыкальном искусстве занимает особое место. Произведения вокальной эстрады ориентированы на реализацию разных художественных потребностей бытовой и досуговой деятельности людей. Эстрадное пение сегодня активно транслируется средствами коммуникации и тиражируется. Оно отличается доступностью восприятия вокальных жанров и огромной слушательской аудиторией [8; 14]. Эстрадное пение сегодня популярно и у взрослых, и у детских исполнителей. Им занимаются дети в студиях, кружках, центрах, детских школах искусств начиная с дошкольного и младшего школьного возраста.
Современные дети проявляют желание выступать на городских, всероссийских и международных конкурсах, фестивалях, детских шоу-проектах. Это стремление поддерживают и родители, очевидно, поэтому в последнее время возросла популярность таких эстрадных вокальных проектов, как «Голос. Дети», «Синяя птица», «Ты супер!», «Два голоса» и другие.
Обучение эстрадному исполнительству напрямую связано с эстрадным искусством, сочетающим в себе хореографию, музыку, драматическое искусство. Поэтому в детских эстрадных студиях вокалисты обучаются не только сольному пению, но и актерскому мастерству, танцу, сценической речи, игре на музыкальных инструментах. Все эти виды исполнительской деятельности требуют постоянной ежедневной тренировки, которая осуществляется как в стенах студии, так и дома. Поэтому для достижения исполнительского мастерства необходимо уже в самом начале обучения подкреплять навыки, полученные на занятиях с педагогом, самостоятельными домашними упражнениями [1; 5; 11; 21].
Проблема организации самостоятельной деятельности учащихся актуальна в общем образовании (школы, гимназии, лицеи), в среднем и высшем профессиональном образовании, а также в дополнительном образовании. На государственном уровне выдвигаются новые требования к обучающимся, одним из новых требований является формирование творческой личности, умеющей активно мыслить и принимать решения самостоятельно. Данные требования нашли отражение в ряде федеральных документов: ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», «Концепция развития дополнительного образования детей» от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, «Программа развития системы
российского музыкального образования на период с 2014 по 2020 гг.».
Сегодня обучающиеся нуждаются в умении самостоятельно пополнять свои знания, внедрять их в жизнь, ориентироваться в большом потоке информации и использовать ее на практике. Важным средством обучения в самостоятельной деятельности учащихся является компьютер.
Использование информационных компьютерных технологий в детских эстрадных студиях и школах искусств, создание на их основе новых методик по приобретению и усвоению научных знаний, модернизация учебных предметов, реализация новых педагогических подходов к организации самостоятельной деятельности способствуют развитию интеллекта учащихся, их творческой активности, самостоятельности и умственных способностей. Как показывает анализ психолого-педагогической литературы [1; 5; 9; 10; 11; 12; 14; 15; 17; 18], одним из важнейших условий развития творческого потенциала учащихся в дополнительном музыкальном образовании является формирование способности детей к самостоятельной учебной деятельности.
Резкий скачок в развитии компьютерной техники и программного обеспечения, внедрение в дополнительном музыкальном образовании таких технологий, как муль-тимедиатехнологии и интернет-технологии, содействуют при целенаправленном их использовании комплексному развитию личности учащегося, раскрытию его способностей, развитию творческой активности и самостоятельности.
Вопросы организации самостоятельной учебной деятельности школьников рассматривались педагогами и психологами: П. Я. Гальпериным, Е. Я. Голантом, Б. П. Еси-повым, Л. В. Жаровой, П. И. Пидкасистым, М. Н. Скаткиным [3; 4; 6; 7; 13; 16]. Их труды посвящены различным аспектам содержания и организации самостоятельной учебной деятельности учащихся в общеобразовательной школе.
Самостоятельная деятельность учащихся была предметом изучения и в педагогике музыкального образования в подготовке инструменталистов (Г. М. Цыпин) [19]. Проблема оптимизации домашних занятий учащихся-музыкантов послужила предметом научных исследований современных ученых и педагогов [9; 14]. Однако никто из них не исследовал вопросы организации самостоятельной деятельности начинающих вокалистов в детской эстрадной студии.
© Курдина Е. С., 2017
Особенности исполнительского мастерства эстрадного жанра рассматривались в работах Л. М. Кадцына, В. Г. Кузнецова [8]. В них авторы рассматривают направления и тенденции развития основных жанровых областей массового музыкального искусства в их взаимосвязи, характеризуют творчество выдающихся мастеров эстрады ХХ и XXI столетий. Организации процесса обучения, нацеленного на музыкально-творческое развитие личности, посвящены работы Л. М. Кадцына, Н. Г. Тагильцевой и др. [8; 15; 17; 18].
Несмотря на имеющиеся работы, посвященные обучению вокалистов, вопросы организации самостоятельной деятельности начинающих эстрадных вокалистов в педагогике музыкального образования раскрыты недостаточно.
Закрепление вокальных умений и навыков, полученных на занятиях с педагогом, требует постоянной тренировки, которая может происходить как в классе, так и во внеурочных домашних занятиях. Для организации такой самостоятельной деятельности вокалисту необходимы педагогические консультации, рекомендации, советы, словом, то, что в современных педагогических работах определяется как педагогическое руководство.
Результаты исследования
В настоящей статье рассмотрена методика формирования навыков самостоятельной деятельности у начинающих эстрадных вокалистов. Эта методика опирается на совокупность педагогических подходов: аксиологический, здоровьесберегающий, деятельностно-информационный.
Аксиологический подход позволяет направить содержание, методы и формы самостоятельной деятельности начинающих вокалистов в плоскость ценностных ориентаций личности. Ключевым в данном подходе является понятие «ценности», которое трактуется как нечто нужное для удовлетворения интересов и потребностей. Аксиологический подход предполагает ценностное отношение к эталону певческого звука и формирование у вокалистов музыкального вкуса на примере высокохудожественных произведений вокальной эстрады. Здоровьесберегающий подход предполагает создание условий для формирования у обучающихся физической культуры, сохранения и укрепления здоровья учащихся, охраны голоса, гигиены голосового аппарата. Деятельностно-информационный подход предполагает применение музыкально-компьютерных технологий, мультимедиа, технических средств обучения, мобильных устройств (смартфоны, айфоны, планшеты, ноутбуки), подключенных к сети интернет,
в самостоятельной деятельности вокалистов. В современном компьютеризированном образовательном пространстве именно самостоятельная деятельность является основой формирования важных качеств личности, таких как самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль, активность, инициативность и др.
В формировании навыков самостоятельной деятельности у начинающих вокалистов средствами мультимедийных технологий следует учитывать ряд принципов обучения. Рассмотрим их более подробно.
Принцип информатизации обучения связан с решением одной из важных задач современной образовательной системы -повышением качества образования на основе использования новейших мультимедиа технологий [2]. Данный принцип приобретает особую значимость в условиях информатизации дополнительного музыкального образования. Принцип информатизации обучения предоставляет возможности интенсифицировать учебный процесс на основе структурно-логического предъявления учебного материала, компьютерной мультимедийной формы его представления, учета социальных и культурных различий, индивидуальных стилей и темпов обучения каждого начинающего вокалиста. Реализация принципа информатизации ведет к формированию в дополнительном музыкальном образовании специфической информационно-образовательной среды, которую ученые трактуют как совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации дидактической деятельности.
Принцип наглядности в условиях применения в образовательном процессе информационно-компьютерных технологий, по мнению Л. Г. Гавриловой, можно назвать принципом мультимедиа [2]. В музыкальном образовании принцип мультимедиа имеет особое значение, он напрямую связан с наглядностью. В современной педагогике выделяются разные виды наглядности (исполнительская наглядность - демонстрация музыкальных фрагментов, иллюстрация теоретических положений звучанием музыки, просмотр видеоклипов, концертов исполнителей; изобразительная наглядность - просмотр репродукций картин, произведений различных видов искусства и т. п.) благодаря технологии мультимедиа успешно объединяются в одном ресурсе.
Принцип систематичности и последовательности в формировании навыков самостоятельной деятельности у начинающих вокалистов проявляется в постепенном усложнении вокальных упражнений и певческого репертуара. Вокальные упражнения
и песни направлены на систематическое и последовательное развитие основных качеств певческого голоса и вокальных навыков. В вокальной педагогике известно, что гибкость и подвижность голосов необходимо постоянно развивать и поддерживать, потому что эти качества голосов могут легко потеряться при несистематических занятиях. Поэтому такое большое значение имеет постоянная ежедневная самостоятельная вокальная деятельность учащихся, которую в современном музыкальном образовательном пространстве организует преподаватель сольного пения с помощью уроков, домашних самостоятельных заданий и концертных репетиций. В вокальном обучении принцип систематичности и последовательности требует от преподавателя вокала планомерного усложнения как вокально-технических заданий, так и музыкально-исполнительских требований. Для благоприятного развития голосовых данных начинающих вокалистов в процессе подбора вокально-технических упражнений и репертуара необходимо строгое соблюдение общепедагогического принципа от простого к сложному.
Принцип сознательности и творческой активности учащихся включает в себя сознательное отношение к самостоятельной вокальной деятельности, понимание необходимости преодолевать трудности в процессе учебы, а также сознательное освоение знаний, умений и навыков в пении. Возможности для этого мы видим в формировании интереса к вокальному искусству, в развитии вокального слуха. Начинающий вокалист детской эстрадной студии должен научиться сознательно контролировать собственное звучание, а также слушать и слышать достоинства и недостатки других исполнителей вокальной музыки. Этому может способствовать прослушивание и анализ вокального звучания произведений.
Принцип единства музыкально-художественного и вокально-технического развития предполагает, что воспитание исполнительского мастерства начинающих вокалистов должно идти параллельно с развитием вокально-технических данных. Преподавателям вокала известно, что вокалиста необходимо развивать комплексно как в плане техники, так и в художественном плане. Данная работа должна вестись планомерно и одновременно, но необходимо обратить особое внимание на вокально-техническое развитие начинающего вокалиста. В вокальной педагогике под термином «вокально-техническое развитие» понимается постановка голоса в плане вокальной технологии, которая определяется
рядом аспектов с учетом особенностей физиологического развития вокалиста.
Методика формирования навыков самостоятельной деятельности начинающих эстрадных вокалистов с опорой на указанные принципы охватывает все виды творческой активности. В эстрадном исполнительстве сочетаются пение, танец, игра на музыкальном инструменте, которые корректируются современными техническими средствами, поскольку любой вид самостоятельной активности предусматривает использование музыкально-компьютерных технологий, мобильных устройств и технических средств.
В методике формирования навыков самостоятельной деятельности у начинающих вокалистов сочетаются различные формы: самостоятельная деятельность на уроке, во внеурочной и репетиционно-сце-нической деятельности. При этом все формы подразумевают обязательное использование музыкально-компьютерных программ, мультимедиа, мобильных технологий, интернет-ресурсов, звукозаписи и технических средств обучения для усиления обратной связи, для контроля и коррекции звучания голоса [11; 12]. Рассмотрим формы самостоятельной деятельности вокалистов, входящие в предлагаемую методику, а также задачи, которые решаются в реализации каждой из форм и определим основные методы.
Самостоятельная деятельность начинающих вокалистов на занятии осуществляется под контролем преподавателя. Преподаватель дает вокалисту инструкцию, где прописаны задания для самостоятельной деятельности начинающих вокалистов, и контролирует ее выполнение. Процесс обучения вокалистов сольному пению подразумевает сложную, систематическую, кропотливую технологическую работу по постановке голосообразующего аппарата и формированию базовых певческих навыков: работа над интонацией, артикуляцией, дикцией, дыханием, резонированием, развитием чувства ритма, ладового чувства, умением петь по нотам [14; 20; 21]. Основными методами являются наглядный, игровой (при использовании скороговорок, голосовых игр), иллюстративно-объяснительный. Самостоятельная внеурочная деятельность, часто называемая домашней работой, осуществляется без непосредственного контроля преподавателя, но под его руководством. Признаками внеурочной деятельности являются добровольность участия вокалистов в ней, внеурочность проведения, большая самостоятельность. Основными видами самостоятельной внеурочной деятельности являются работа с «Электронным
учебником», самостоятельная работа с партитурой (учащийся самостоятельно разучивает партитуру и поет ее сольфеджио и с текстом), работа с электронными образовательными ресурсами (составление вокалистом презентаций и подбор видеоконтента к песне, подбор в интернете анимаций и картинок, работа вокалиста в нотных редакторах, печатание нот, транспонирование), поиск материалов в сети интернет. Основными методами, используемыми в этой форме, являются проблемные, наглядные, а также методы проектов, выполняемые каждым обучающимся самостоятельно, но в опоре на памятки, составленные педагогом для разработки таких проектов.
Репетиционно-сценическая деятельность начинающих вокалистов осуществляется во внеурочное время. Основными видами репетиционно-сценической деятельности начинающих вокалистов являются репетиции, выступления на концертах, конкурсах, выставках, в телевизионных проектах, шоу-программах, на фестивалях. Концертная деятельность начинающих эстрадных вокалистов связана с использованием фонограмм, музыкально-компьютерных технологий, звукоусилительной аппаратуры (микрофоны, акустика). Начинающим вокалистам часто приходится самостоятельно участвовать в концертных мероприятиях, самостоятельно настраивать свой голосовой аппарат. Поэтому применение в настройке голоса мобильных устройств (мобильные телефоны, планшеты, смартфоны, наушники), мобильных музыкальных приложений может помочь в репетиционно-сценической деятельности. Методы, используемые педагогом, - наглядные, когда обучающийся имеет перед собой алгоритм реализации репетиционных действий, метод взаимосвязи художественного и технического, метод художественного контекста, предполагаю-
щий выход за пределы музыкального (вокального) исполнительства в другие виды искусств (театр, хореографию, дизайн и т. д.).
Таким образом, рассмотренная в статье методика включает формы (урочная, внеурочная, репетиционно-сценическая), методы (наглядно-слуховые, игровые, художественного контекста, взаимосвязи технического и художественного, метод проектов и др.), средства (компьютер, мобильные устройства, ТСО).
Опора на перечисленные педагогические подходы (аксиологический, здоро-вьесберегающий, деятельностно-информа-ционный) к методике и соблюдение выделенных принципов обеспечивают формирование навыков самостоятельной деятельности у начинающих вокалистов в детской эстрадной студии средствами музыкально-компьютерных технологий.
Предложенные компоненты методики могут быть дополнены или изменены педагогом с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося: развитости голосовых данных, умения работать с техническими средствами, интересом к тому или иному направлению эстрадного вокального исполнительства и т. д. Именно поэтому дальнейшее исследование вопроса формирования навыков самостоятельной деятельности у начинающих эстрадных вокалистов может быть продолжено в разных направлениях, в том числе и в определении особенностей самостоятельной деятельности при исполнении джазовых произведений на языке оригинала (английском), в разработке заданий, связанных с компьютерными технологиями, в оформлении исполнителем сценического решения эстрадного номера для создания атмосферы художественного общения [18] между вокалистом и публикой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голоса. - М. ; Л. : Музгиз, 1952.
2. Гаврилова Л. Г. Методологические подходы и принципы профессионального развития учителей музыки средствами мультимедийных технологий // Непрерывное образование: XXI век. - 2015. -№ 3. -
С. 1-13.
3. Гальперин П. Я. Введение в психологию : учеб. пособие для вузов. - М. : Университет, 1999- - 332 с.
4. Голант Е. Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения // Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. - Казань, 1969. - Ч. 1. -С. 36-40.
5. Гонтаренко Н. Б. Уроки сольного пения: вокальная практика. - Ростов н/Д. : Феникс, 2015. - 189 с.
6. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М. : Учпедгиз, 1961. - 239 с.
7. Жарова Л. В. Учить самостоятельности : кн. для учителя. - М. : Просвещение, 1993. - 205 с.
8. Кадцын Л. М. Массовое музыкальное искусство XX столетия (эстрада, джаз, барды и рок в их взаимосвязи) : учеб. пособие. - Екатеринбург, 2006. - 424 с.
9. Карягина А. В. Джазовый вокал : практ. пособие для начинающих. - СПб. : Лань ; Планета музыки, 2008. - 48 с.
10. Коробка В. И. Вокал в популярной музыке : метод. пособие. - М., 1989. - 44 с.
11. Курдина Е. С. Самостоятельная подготовка детей-вокалистов к музыкально-исполнительской деятельности // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 11. - С. 214-219.
12. Курдина Е. С. Технология организации самостоятельной работы начинающих вокалистов в детской музыкальной школе // Mуниципальные образования: инновации и эксперимент. - 2oi6. - N° l. -С. 74-So.
13. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теория экспериментального исследования. - M. : Педагогика, 198о. - 240 с.
14. Поляков А. С. Mетодика преподавания эстрадного пения. Экспресс-курс. - M. : Согласие, 2016. -248 с.
15. Риггс С. Пойте как звезды / сост. и ред. Дж. Д. Карателло. - СПб. : Питер, 2007.
16. Скаткин M. Н. Проблемы современной дидактики. - M. : Педагогика, 1984. - 96 с.
17. Тагильцева Н. Г. Личностно ориентированное обучение младших школьников на уроках музыки // Начальная школа плюс До и После. - 2oi4. - да 1. - С. 6З-67.
lS. Тагильцева Н. Г. Художественное общение в формировании коммуникативных навыков младших школьников // Mуниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2oi6. - Ж 1. - С. l7-2o.
19. Цыпин Г. M. Mузыкально-исполнительское искусство: теория и практика. - СПб. : Алетейя, 2ooi. - 320 с.
20. Чернова Л. В. Динамика научного подхода к постановке певческого голоса // Педагогическое образование в России. - 2oi5. - да 10. - С. 97-Ю2.
21. Чернова Л. В. Теория и практика развития речевой и вокальной культуры учителя музыки : монография / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - 219 с.
REFERENCES
1. Aspelund D. L. Razvitie pevtsa i ego golosa. - M. ; L. : Muzgiz, l952.
2. Gavrilova L. G. Metodologicheskie podkhody i printsipy professional'nogo razvitiya uchiteley muzyki sredstvami mul'timediynykh tekhnologiy / / Nepreryvnoe obrazovanie: KhKhI vek. - 2oi5. -да 3. - S. 1-1З.
3. Gal'perin P. Ya. Vvedenie v psikhologiyu : ucheb. posobie dlya vuzov. - M. : Universitet, 1999. - ЗЗ2 s.
4. Golant E. Ya. O razvitii samostoyatel'nosti i tvorcheskoy aktivnosti uchashchikhsya v protsesse obucheniya // Vospitanie poznavatel'noy aktivnosti i samostoyatel'nosti uchashchikhsya. - Kazan', 1969. - Ch. 1. - S. з6-40.
5. Gontarenko N. B. Uroki sol'nogo peniya: vokal'naya praktika. - Rostov n/D. : Feniks, 2oi5. - 189 s.
6. Esipov B. P. Samostoyatel'naya rabota uchashchikhsya na urokakh. - M. : Uchpedgiz, 1961. - 2З9 s.
7. Zharova L. V. Uchit' samostoyatel'nosti : kn. dlya uchitelya. - M. : Prosveshchenie, 199З. - 2o5 s.
S. Kadtsyn L. M. Massovoe muzykal'noe iskusstvo XX stoletiya (estrada, dzhaz, bardy i rok v ikh vzai-mosvyazi) : ucheb. posobie. - Ekaterinburg, 2oo6. - 424 s.
9. Karyagina A. V. Dzhazovyy vokal : prakt. posobie dlya nachinayushchikh. - SPb. : Lan' ; Planeta muzyki, 2ooS. - 4S s.
10. Korobka V. I. Vokal v populyarnoy muzyke : metod. posobie. - M., 1989. - 44 s.
11. Kurdina E. S. Samostoyatel'naya podgotovka detey-vokalistov k muzykal'no-ispolnitel'skoy deyatel'nos-ti // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2oi5. - да il. - S. 214-219.
12. Kurdina E. S. Tekhnologiya organizatsii samostoyatel'noy raboty nachinayushchikh vokalistov v detskoy muzykal'noy shkole // Munitsipal'nye obrazovaniya: innovatsii i eksperiment. - 2oi6. - да 1. - S. 74-So.
13. Pidkasistyy P. I. Samostoyatel'naya poznavatel'naya deyatel'nost' shkol'nikov v obuchenii: teoriya eksper-imental'nogo issledovaniya. - M. : Pedagogika, l9So. - 24o s.
14. Polyakov A. S. Metodika prepodavaniya estradnogo peniya. Ekspress-kurs. - M. : Soglasie, 2oi6. - 248 s.
15. Riggs S. Poyte kak zvezdy / sost. i red. Dzh. D. Karatello. - SPb. : Piter, 2oo7.
16. Skatkin M. N. Problemy sovremennoy didaktiki. - M. : Pedagogika, 1984. - 96 s.
17. Tagil'tseva N. G. Lichnostno orientirovannoe obuchenie mladshikh shkol'nikov na urokakh muzyki / / Nachal'naya shkola plyus Do i Posle. - 2oi4. - да 1. - S. 6З-67.
18. Tagil'tseva N. G. Khudozhestvennoe obshchenie v formirovanii kommunikativnykh navykov mladshikh shkol'nikov // Munitsipal'noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment. - 2oi6. - да 1. - S. l7-2o.
19. Tsypin G. M. Muzykal'no-ispolnitel'skoe iskusstvo: teoriya i praktika. - SPb. : Aleteyya, 2ooi. - 320 s.
20. Chernova L. V. Dinamika nauchnogo podkhoda k postanovke pevcheskogo golosa // Pedagogicheskoe ob-razovanie v Rossii. - 2oi5. - да 10. - S. 97-Ю2.
21. Chernova L. V. Teoriya i praktika razvitiya rechevoy i vokal'noy kul'tury uchitelya muzyki : monografiya / Ural. gos. ped. un-t. - Ekaterinburg, 2oi6. - 219 s.