УДК 37.091.313:784
ББК Ч420.281.22+Щ314 ГСНТИ 14.27.09 Код ВАК 13.00.02
Курдина Евгения Сергеевна,
аспирант, ассистент, кафедра музыкального образования, Институт музыкального и художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОКАЛИСТОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самостоятельная деятельность вокалистов; дополнительное образование детей; музыкальное образование; детское пение; вокальное искусство; сольное пение.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема формирования учебной самостоятельной деятельности детей-вокалистов в дополнительном музыкальном образовании, роль самостоятельной работы учащихся при обучении сольному пению. Показана значимость самостоятельной деятельности в вокальном искусстве.
Kurdina Evgeniya Sergeevna,
Post-graduate Student, Assistant Lecturer of Department of Musical Education, Institute of Musical and Art Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
FORMATION OF SELF VOCAL TRAINING ACTIVITY IN THE EXTRACURRICULAR MUSICAL EDUCATION
KEY WORDS: vocalists' self activity; extracurricular education for children; musical education; children's singing; vocal art; solo singing.
ABSTRACT: The formation of vocalists' educational self-activity in the field of extracurricular musical education has been researched in this article. The role of students' self activity in teaching solo singing has been analyzed. The importance of self-activity in singing has been shown.
В современном обществе на передний план выдвигается личность как источник общественного прогресса, как абсолютная ценность. Художественное образование формирует и развивает способности и качества личности, от которых зависит социум. В Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы указано, что одной из основополагающих задач является реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения и морали как личности, так и общества [2]. Повышение эффективности и качества образования в сфере культуры и искусства поможет выявить художественно одаренных детей, а также обеспечить соответствующие условия для их образования и творческого развития. Именно образование призвано обеспечить подготовку творческой, мобильной, компетентной, самостоятельной личности учащегося. Перед современным человеком, живущем в информационном обществе, в условиях формирования инновационной социально-экономической среды встают следующие задачи: усваивать избирательно актуальные научные, технологические знания, адекватно воспринимать инновационные технологии, уметь адаптироваться к запросам и требо-
ваниям динамично меняющегося мира, опираясь на свой образовательный потенциал, ориентироваться в огромном потоке информации.
В дополнительном образовании на первый план выдвигается задача сформировать у обучающихся такие характеристики, как способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, творческая активность в принятии решений, предпро-фессиональная ориентация. Условием, обеспечивающим решение этой задачи, является повышение качества учебной самостоятельной деятельности, профессиональное саморазвитие учащихся. Появляется необходимость в усилении роли самостоятельной деятельности учащихся, в контроле самостоятельной работы, в пересмотре подходов к ее организации и формированию в учебном процессе детской школы искусств. Современные методики и технологии в дополнительном музыкальном образовании должны строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у учащихся способности к саморазвитию, самообразованию, творческой самореализации, и ориентировать на дальнейшую профессиональную деятельность.
Одна из главных проблем в педагогике - формирование самостоятельной деятельности обучающихся. Она интересовала
© Курдина Е. С., 2014
философов и ученых еще в античности. Ее анализировали и изучали Архит, Аристок-сен, Аристотель, Сократ, Платон и другие. Древнегреческие философы всесторонне и глубоко обосновали значимость добровольного, самостоятельного и активного овладения ребенком знаниями. В своих идеях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а развитие личности и формирование способностей - путем самопознания. Древние греки создали теорию всесторонности, главное место в которой отводилось умственному воспитанию человека, развитию его самостоятельности. Впоследствии эта теория получила развитие в трудах древнеримских философов: Тацита, Плутарха, Квинтиллиана. Мысли древнегреческих и древнеримских ученых развивались в педагогике последующих веков в высказываниях Ф. Рабле, М. Монтеня, Т. Мора, Т. Кампанеллы, которые в эпоху средневековья требовали обучать ребенка самостоятельности, воспитывать критически мыслящего человека.
Дальнейшее развитие идея формирования самостоятельной деятельности учащихся получила в работах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, в сочинениях отечественных педагогов и общественных деятелей: В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Л. Н. Толстого,
К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского и др.
Выдающийся советский педагог К. Д. Ушинский отводил важное место в жизни и воспитании человека самостоятельной деятельности. Он считал, что «самостоятельная деятельность касается всех психических функций человека: внимания, памяти, воображения, мышления, чувства, воли», а «личность располагает громадными ресурсами для развития в ней активности и самостоятельности» [4, с. 10].
Общая характеристика самостоятельной деятельности учащихся дана в работах Е. Я. Голанта, Б. П. Есипова, Л. В. Жаровой, Г. Д. Кирилловой, М. И. Махмутова,
О. А. Нильсона, П. И. Пидкасистого и других, выделены условия организации самостоятельной деятельности (П. И. Пидкасистый, М. Э. Писоцкая, Г. Б. Пичурина, И. Э. Унт и др.). В современной педагогике этой проблемой занимаются В. И. Андреев, В. В. Бай-лук, Н. А. Половникова и другие.
Аспектам учебной самостоятельной деятельности в истории педагогики уделялось достаточно большое внимание. Но, несмотря на значительную широту в исследованиях, следует отметить, что в них чаще рассматривались проблемы самостоятельной работы, познавательной самостоятель-
ности в общей педагогике и педагогическом процессе общеобразовательной школы [7]. Работам по самостоятельной деятельности в дополнительном образовании уделялось не так много внимания.
Проблема самостоятельной работы актуальна также и для музыкальной педагогики. В ряде работ специалистов данной области (О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Г. Г. Нейгауз, Г. М. Цыпин и др.) рассматривается самостоятельная работа обучающихся как проблема самостоятельности и связывается с творческим характером музыкальной деятельности. Существуют диссертационные работы в области музыкального педагогического образования (С. Н. Гайдай, Н. А. Гор-линская, С. И. Нищетова и др.), посвященные проблеме формирования и развития самостоятельной деятельности в высшей школе, в них рассматривается самостоятельная работа студентов по классу скрипки, фортепиано, в процессе овладения навыками исполнительского мастерства.
В вокальной педагогике детей вопросы самостоятельной работы начинающих вокалистов рассматриваются редко (П. В. Голубев, В. В. Емельянов, А. Г. Менабени). Это объясняется сложностью самоконтроля детей-вокалистов (Л. Б. Дмитриев, Д. Е. Ого-роднов, М. А. Павлова, Л. В. Чернова). Современная физиология объясняет, что в пении, как и в речи, участвует целая группа внутренних ощущений, идущих от движения мышц голосового аппарата [6]. «Управление и регулирование речевым и певческим звукообразованием осуществляется под контролем слухового и двигательного анализаторов. Все звуковые параметры (высота, тембр, громкость, продолжительность) регулируются центральной нервной системой согласно слуховому образу. От внутренних анализаторов (мышечного, вибрационного и др.) по афферентным путям в центральную систему передаются сигналы о результате действия всей мышечной системы, участвующей в звукообразовании» [10, с. 98]. Соответственно слуховому представлению происходит коррекция движений. Однако практика обучения певческому мастерству показывает, что далеко не всегда удается найти нужные мышечные движения даже при наличии отчетливого слухового представления.
Доктор искусствоведения, профессор Л. Б. Дмитриев понимал вокальный слух не только как слуховое представление звука, но и соответствие звучания голоса мышечным ощущениям. В его определении такой слух -это «способность улавливать не только особенности правильного певческого звучания, отличать их от неправильного, но и ощущать работу голосового аппарата, мышечно пони-
мать то, что делает другой певец, при том или ином звучании» [1, с. 157].
Вопросом самостоятельной работы стали интересоваться преподаватели-вокалисты с конца XX века. До этого в методических трудах отечественных опытных педагогов прошлого (А. Варламов, М. Глинка, К. Мазурин) и преподавателей послереволюционного периода (Д. Аспелунд, В. Ба-гадуров) о домашней, самостоятельной работе учащихся-вокалистов ничего не сказано. Сведений о самостоятельной работе вокалистов очень мало, этот вопрос почти не затрагивался, отсутствуют педагогические методики и технологии по данной проблеме. В вокальной педагогике не обращается внимание на возможность алгоритмизации вокального обучения. Начинающему вокалисту необходим алгоритм самостоятельной деятельности, поскольку неразвитый голосовой аппарат нуждается в постоянной тренировке.
Техническая революция и повсеместное распространение информационных компьютерных технологий в различных областях деятельности привели к новому информационному развитию общества в XXI веке. Информационные технологии предлагают новые уникальные возможности и перспективы для их применения и внедрения в музыкальное образование. Появление звукозаписывающей и звукоусилительной техники в вокальном исполнительстве, широкое использование цифровых музыкальных инструментов в музыкальной педагогике качественно изменили музыкальное образование. Обучающийся в современной детской школе искусств находится в большом музыкальном информационном потоке, в котором ему трудно сосредоточиться и выбрать правильные певческие эталоны. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальные средства позволяют ребенку воспринимать музыку в больших количествах по радио, телевидению, интернету. С помощью мультимедиа и интернет технологий появилась возможность дистанционного и самостоятельного обучения иностранным языкам, игре на музыкальных инструментах, компьютерному конструированию, сочинению музыки и многому другому. Во Всемирной сети Интернет появились самоучители по эстрадному пению для взрослых и технологии обучения пению в караоке.
Современный ребенок детской музыкальной школы не сориентирован на конкретную задачу, на выявление правильных акустических характеристик и эстетических эталонов. В рамках академической школы пения становится возможным выделение объективного эталона певческого тона, что
обеспечивается универсальностью звучания человеческого голоса, универсальностью музыкального языка и универсальностью человеческих эмоций. Критериями являются необходимый звуковысотный диапазон, звучность и богатство тембра.
Одновременно с эталоном певческого тона в академическом вокальном искусстве существует и эталон эстетической традиции европейской академической вокальной культуры. «Это образец вокального исполнения, самостоятельное значение которого обусловлено тем фактом, что одного только совершенного голоса недостаточно для совершенного исполнения. Объективность этого эталона эстетической традиции обусловлена объективными характеристиками вокальной речи как таковой, отличительные свойства которой в максимальной степени должны проявляться в пении, которое признаётся наиболее совершенным» [9, с. 180].
В современности проблема формирования навыков самостоятельной работы у обучающихся в дополнительном музыкальном образовании детей особенно обостряется. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года в Статье 43 «Обязанности и ответственности обучающихся» прописано, что «обучающиеся обязаны осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, ... осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы» [11, с. 52]. Учащиеся-вокалисты далеко не всегда владеют умениями и навыками самостоятельной работы, протекающей без непосредственного руководства педагога. Во время выполнения вокалистом самостоятельной работы происходит практическое освоение музыкального материала. Домашняя самостоятельная работа начинающих вокалистов является важным, но далеко не всегда используемым в полной мере резервом повышения эффективности вокальной подготовки.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил определить, что в настоящее время существует не достаточное количество методик формирования учебной самостоятельной деятельности у начинающих вокалистов. Мало изученным остается вопрос специфики формирования навыков самостоятельной работы у начинающих вокалистов в условиях дополнительного музыкального образования.
Все вышесказанное позволило выделить ряд противоречий:
- между разработанностью проблемы самостоятельной работы учащихся в общей педагогике и психологии и малой разрабо-
танностью вопросов самостоятельной деятельности вокалистов в теории и практике музыкального образования;
- между значимостью самостоятельности вокалиста для исполнительской деятельности, и отсутствием конкретных методик и технологий по самостоятельной вокальной деятельности обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей.
Приведенные противоречия выявляют проблему: теоретическое обоснование и разработка технологии формирования учебной самостоятельной деятельности вокалистов в дополнительном музыкальном образовании. Эта проблема позволяет нам создать вокальную технологию, в которой мы обращаем внимание на формирование самостоятельной деятельности учащихся-вокалистов.
Вокальная педагогика является одной из составных частей общей педагогики. В нашей технологии важны принципы вокального обучения. Общие дидактические принципы являются основой для различных педагогических методик и технологий, в том числе и вокальной. Вокальное обучение базируется на принципах наглядности, доступности, систематичности и последовательности, сознательности и творческой активности, индивидуальности.
В числе важнейших исходных требований к процессу музыкального обучения следует рассматривать общедидактический принцип наглядности. В дидактике этот принцип был сформулирован одним из первых и признан повсеместно. В современной педагогике, где происходит внедрение информационных компьютерных технологий в учебный процесс, этот принцип играет важную роль. Формирование навыков самостоятельной деятельности вокалистов происходит с помощью принципа наглядности. Учащиеся могут слушать дома оперу, мюзикл, музыкальную комедию, анализировать понравившиеся вокальные партии, скачивать из Интернета арии из опер на персональный компьютер в аудио или видео формате.
Рассматривая виды информационного воздействия на человека, которые возможны при работе обучаемых с современной компьютерной и коммуникационной техникой, информацию по способу восприятия обучаемыми, можно разделить на три основные группы:
1) звуковая информация, воспринимаемая слуховым аппаратом человека;
2) зрительная или визуальная информация, воспринимаемая зрением человека, включающая текст и графические изображения-картинки;
3) сенсорная или тактильная информация, частично воспринимаемая сенсорной системой человека при работе с помощью специальных технических средств с видеороликами, телеобъектами и др.
Сочетание видео и звуковых эффектов обеспечивает одновременное воздействие на два важнейших органа чувств человека -зрение и слух, что существенно повышает информативность учебного процесса и эффективность его восприятия. Воздействуя на органы чувств комплексом красок, звуков, словесных интонаций, аудиовизуальные средства обучения вызывают многообразные ощущения, которые анализируются, сравниваются, сопоставляются с уже имеющимися представлениями и понятиями.
В процессе вокального воспитания и обучения развитие культуры восприятия в детской школе искусств осуществляется с использованием звукозаписывающей техники и компьютерных средств. Достижения научно-технического прогресса открыли возможность введения в процесс вокального обучения экранно-звуковых средств, компьютерных и интернет-технологий, что позволило усовершенствовать предпрофес-сиональную подготовку музыкантов-исполнителей. Экспериментальные исследования подтвердили возможности технических средств активизировать познавательную деятельность, увеличивать объем знаний, интенсифицировать процесс обучения.
С внедрением мультимедиатехнологий в учебный процесс зрительная наглядность заняла место наравне со слуховой наглядностью в вокальной педагогике. Музыкальные клипы и видеоролики, мультимедийные презентации обрели популярность в вокальной индустрии и исполнительском искусстве.
В нашей технологии формирования навыков самостоятельной деятельности были применены задания и упражнения для вокалистов, которые включали музыкальный анализ вокальных произведений, сравнительный анализ собственного исполнения и оригинального исполнения произведения, подбор музыкальных треков и картинок в сети Интернет, подходящих для вокального произведения, создание мультимедийной презентаций к песне, сочинение на заданное стихотворение вокальной мелодии.
Принцип доступности предполагает формирование навыков самостоятельной работы у начинающих вокалистов с помощью несложных интересных творческих заданий на вокальных занятиях в соответствии с уровнем развития младших школьников - сочинение нетрудной мелодии на простое четверостишие. Например: «Чер-
ный ворон на дубу, он играет во трубу, труба точеная, позолоченная, труба ладная, песня складная» [5, с. 85]. Одним из интересных заданий является поиск картинок в сети Интернет и создание презентации к любимым детским песням: «Улыбка», «Песенка Мамонтенка», «Голубой вагон», «Брадобрей» и другим.
Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений, в сочинении попевок от простых к более сложным. Вокальные упражнения и песни направлены на систематическое и последовательное развитие основных качеств певческого голоса и вокальных навыков. В вокальной педагогике известно, что гибкость и подвижность голосов необходимо постоянно развивать и поддерживать, потому что эти качества голосов могут легко потеряться при несистематических занятиях. Поэтому такое большое значение имеет постоянная ежедневная вокальная работа учащихся, которую в современном музыкальном образовательном пространстве организует преподаватель сольного пения с помощью уроков и домашних самостоятельных заданий.
Границы возможностей каждого учащегося, даже в пределах одного возраста, очень различны, так как выносливость голоса у каждого ребенка имеет свой предел и часто не зависит от общей физической выносливости. С возрастом и со временем она развивается, но индивидуальные особенности у обучающихся остаются.
Голосовой аппарат у начинающихся вокалистов в процессе занятий пением претерпевает некоторые изменения, нуждающиеся во времени. Необходимо заниматься вокалом и выполнять домашние задания систематично и последовательно по разработанному алгоритму. Рекомендуется петь ежедневно, чтобы развить голос и выработать правильные вокальные привычки. Обучающийся должен хорошо понимать упражнения, чтобы выполнять их самостоятельно, без непосредственной помощи учителя. Домашние упражнения исполняются вокалистами наизусть, что позволяет развить память, музыкальный слух и свободно ориентироваться в музыкальном материале. Чрезвычайно важно, чтобы упражнения исполнялись во всех тональностях, включающихся в диапазон голоса учащегося. Это полезно для интонации и ровности голоса.
Занятия дома с разучиванием вокальных упражнений, вокализов и произведений должны производиться без аккомпанемента, акапельно. Это приучает выдерживать интонацию без поддержки аккомпанемента. Когда произведение уверенно разу-
чено, можно приступать к исполнению с аккомпанементом или пению под фонограмму. Способ пения без сопровождения не нуждается в собственном аккомпанементе и позволяет петь стоя.
Для вокальных домашних занятий учащемуся необходимо иметь дома инструмент: фортепиано, электронное пианино или синтезатор. Фортепиано, служащее для самостоятельных занятий, должно быть чисто настроено, по камертону. Практиковаться в пении следует непременно стоя, держа ноты в руках или на высоком пюпитре.
Продолжительность домашних занятий для начинающих вокалистов составляет 25-30 минут. Можно рекомендовать во время пения иметь перед собой часы или ставить будильник на время занятия. Петь долго (более 35 минут) не рекомендуют, так как голос может утомиться. Голос нельзя приравнять к музыкальным инструментам, на которых можно заниматься без перерыва в течение продолжительного времени. Голос устает, может испортиться и даже совсем пропасть. Русский певец и педагог И. И. Прянишников в своей книге «Советы обучающимся пению» писал о времени и продолжительности занятий: «В начале учения лучше петь меньше, но это малое количество занятий должно быть исполнено с величайшим вниманием и старанием, чтобы качеством занятий заменить малую их продолжительность» [8, с. 23].
Принцип сознательности и творческой активности учащихся включает сознательное отношение к вокальной деятельности, понимание необходимости преодолевать трудности в процессе учебы, а также сознательное и самостоятельное освоение знаний, умений и навыков в пении. Возможности для этого мы видим в формировании интереса к вокальному искусству, в развитии вокального слуха. Выдающийся педагог пения итальянской школы Ф. Лам-перти предъявлял следующие требования к своим начинающим ученикам: пение «на опертом дыхании» («школа пения - это школа дыхания»), грудобрюшное дыхание, пение legato, пение во время занятий неполным голосом (ученикам очень редко разрешалось петь полным голосом: «каков малый тон, таков будет и большой»), пение упражнений и вокализов [3].
Начинающий вокалист детской школы искусств должен научиться сознательно контролировать собственное звучание, а также слушать и слышать достоинства и недостатки других исполнителей вокальной музыки. Этому может способствовать прослушивание и анализ вокального звучания.
Принцип индивидуальности. Современная вокальная педагогика рассматрива-
ет воспитание как творческий процесс, учитывая, что каждый ребенок - это неповторимая личность, индивидуальность, обладающая свойственными только ей физическими, психическими, музыкальными способностями.
Музыкально-педагогическая практика подтверждает, что отечественная вокальная школа развивается на основе единых научных общедидактических и музыкальных принципов при творческом разнообразии и сочетании методов вокального воспитания и обучения. Вышеперечисленные принципы были внедрены нами в педагогическую работу и активно использовались на уроках: сольное пение, вокальный ансамбль в дополнительном музыкальном образовании детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М. : Музыка, 2007.
2. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 20082015 годы. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 25 августа 2008 г. № 1244-р. М. : в ред. Постановления Правительства РФ от 08.09.2010 г. № 702. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime /doc/55070647/ (дата обращения: 24.09.2014 )
3. Ламперти Ф. Искусство пения по классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам : учеб. пособие. СПб. : Лань, Планета музыки, 2009.
4. Неровных В. А., Ушинский К. Д. Философское и психологическое обоснование проблемы воспитания активности и самостоятельности. Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1. М., 1963.
5. Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: методическое пособие. Ленинград : Музыка, Ленинградское отделение. 1972.
6. Павлова М. А. Формирование вокально-слухового самоконтроля у студентов музыкально-педагогического факультета на занятиях по постановке голоса : дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.
7. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теория экспериментального исследования. М. : Педагогика, 1980.
8. Прянишников И. И. Советы обучающимся пению : учебное пособие. СПб. : Лань, ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2013.
9. Трифонова И. А. Академическое вокальное искусство как социокультурный феномен : дис. ... канд. филос. Наук : Тюменский гос. ун-т. Тюмень, 2011.
10. Чернов Д. Е., Чернова Л. В. Слуховой и мышечный самоконтроль в процессе речевого и певческого звукообразования / / Специальное образование: научно-методический журнал / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. Ун-т»; Ин-т спец. Образования. Екатеринбург, 2013. № 3(31) С. 97-105.
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М. : Проспект, 2014.
Статью рекомендует канд. пед. наук, доцент Л. В. Чернова.
Данная технология формирования навыков самостоятельной работы у начинающих вокалистов позволяет учащемуся выйти на эффективный алгоритм самостоятельной вокальной работы и развить самостоятельность и активность в вокальном обучении. Эффективность самостоятельной работы находится в прямой зависимости от педагогической технологии ее организации. Содержание домашних заданий необходимо строить так, чтобы ребенок при их выполнении опирался на вокальные навыки и знания, которые он приобрел на вокальном занятии. Самостоятельная работа учащегося должна стать органическим продолжением работы с педагогом на уроке.